Mount and blade огнем и мечом отряды

Обновлено: 07.07.2024

Почему M&B, почему M&B:OiM и почему именно «Потоп» в OiM? Первое объяснять вряд ли надо, разве только совсем уж ничего не слышавшему новичку, так как игра имеет немалое число поклонников. В своё время, года полтора назад, захотев погонять в какую-нибудь ролевуху и не очень любя фэнтезийное окружение, увидел «Историю героя». Как оказалось, это было самое оно, - игра прописалась на моём компьютере, и даже сейчас никуда уходить не собирается. В моды, которые время от времени появлялись, я не играл, видимо побаиваясь, что меня повторно «накроет», как «накрыл» в своё время Native.

Но, повстречав в новогодние праздники в продаже пластиковый бокс с «Огнём и мечом», удержаться не смог. Почему? Потому что Сенкевич. Книги пана Генрика в школьном детстве были одними из самых любимых, и, как это не забавно сейчас вспомнить, было большим вопросом, чем бы закончилась умозрительная дуэль между знаменитой французской четвёркой и четырьмя главнейшими (в моём понимании) литературными представителями спесивой польской шляхты. Если с одной стороны находился всем известный мастер клинка, «первая шпага» Франции, Шарль де Бац Костельмор д'Артаньян, то другая сторона располагала Михалом Володыевским, у которого, как остроумно пошутил один геймер, навык владения одноручным оружием должен быть не менее 999 (замечу, из 460 единиц, которые возможно набрать «с кнопки», благодаря навыку владения оружием). А с весомостью и аппетитом господина Портоса вполне мог бы поспорить пан Заглоба, в которого может влиться уж никак не меньше вина. Купив, установив (тут же поставив патч – увы, ничто не совершенно, даже так талантливо задуманное), и столкнувшись лицом к лицу с Анджеем Кмицицем, Михалом Володыевским, Яном Скшетуским и Онуфрием Заглобой, я понял, что, прежде всего надо идти по сценарной ветке «Потопа».

Что главное на войне, пусть даже и происходящей внутри вашего системного блока? Несомненно, друг, который поможет своим острым клинком или выпьет стакан вина вместе с вами в ближайшей таверне. Вот и в «Огнём и мечом», как в Mount&Blade вообще, одна из важнейших задач – выбор спутников – NPC.

При оценке сочетаний NPC в отряде можно исходить из следующих предпосылок.

1. Наличие двух квестовых NPC – Заглобы и Мамая – без которых невозможно играть сценарные ветки «Потоп» и «Чёрный гетман». Соответственно, идя по этим веткам, надо учитывать, что сочетание NPC должно строиться, опираясь на предпочтения этих двух персонажей.

2. В перспективе, наиболее выгодны NPC, у которых «задраны» характеристики интеллекта и харизмы, так как они отвечают за почти все (кроме сбора трофеев, который относится к ловкости) командные навыки. Это, прежде всего, Заглоба, изначально имеющий интеллект и харизму по 12 единиц, и Бускадор (интеллект и харизма - 12 и 14 единиц соответственно).

3. Наличие четырех NPC c «неприлично» прокачанными на начало игры командными скилами, а именно: Виктор де ла Бускадор – тактика - 4; Федот – слежение - 3, поиск пути - 2, зоркость - 2; Сарабун – перевязка ран – 4, хирургия - 3, первая помощь - 3; Ингри – торговля - 7 (замечу, что у последней скил торговля (7) сильно не соответствует харизме (9), что делает дальнейшую прокачку торговли на раннем этапе несколько затруднительной).

Очевидно, наличие таких мощных NPC в отряде наиболее предпочтительно для игрока. Причем пары Бускадор - Ингри (нейтральные друг другу NPC) и Федот - Сарабун (Федот симпатизирует Сарабуну) стабильны, главная трудность состоит в том, что наиболее необходимые в начале игры NPC – медик и торговец – трудно уживаются друг с другом (Ингри отрицательно относится к Сарабуну). Аналогично, тактик Бускадор, также как и Ингри, не выносит Сарабуна. Соответственно, можно взять одну из этих двух стабильных пар (Федот - Сарабун), дополнив её «взращенными» тактиком и торговцем или другую стабильную пару (Бускадор - Ингри), дополнив её до стабильной тройки Федотом и «вырастить» своего медика, не зная проблем с моралью NPC. Путь «склеивания» всех четырех этих NPC (собственно, это и был мой выбор) в одной команде тернист, но не невозможен – для этого нужно грамотно выстроить диалоги с NPC, когда они начнут жаловаться друг на друга (о чем ниже), иначе придётся постоянно проводить боевые операции. Иногда по 2-3 раза за игровые сутки, что не всегда удобно, особенно при выполнении квестов от польских гетманов, полковников и прочей шляхты. И, конечно, в дальнейшем, обязательно наращивать скилл лидерства главного героя, что позволит приводить в норму мораль спутников, «обиженных» присутствием нежелательных для них лиц. Чуть позже, когда выяснял отношения между всеми NPC (не в сценарной ветке "Потопа", а вообще в игре), оказалось, что Бускадор симпатизирует Цепешу, что упростило «удержание» Бускадора в команде и сделало Цепеша (противовес Сарабуну для Бускадора) просто необходимым персонажем.

Как говорится, твори, выдумывай, пробуй – в процессе игры оказалось, что в слова Ингри к двум другим персонажам (Оксане и Ольгерду) вкралась ошибка – задублированы её слова, она говорит и про Оксану и про Ольгерда одно и то же, что ввело меня в заблуждение. Это несколько упростило дело, и, уже сейчас, пытаясь составить максимально расширенную по численности NPC, команду, пришел к выводу, что к линейке Бускадор - Ингри - Федот - Сарабун - Цепеш - Бахыт – Елисей – Заглоба можно добавить Оксану (ей симпатичен Заглоба, что компенсирует неприязнь к Бускадору), а она, в свою очередь, удержит Ингри. Таким образом решилась задача удержания четырех, самых «наваристых» NPC - в данной «конфигурации» только Федот имеет двойную «моральную нагрузку» (Бахыт, Оксана). Сюда можно подключить ещё и Ногая. Целесообразность включения ксендза, Карлссона, Ольгерда осталась под вопросом – моральная компенсация будет у всех, но появится большое число NPC, имеющих две антипатии, – а оно кому надо? Явно лишними в этой компании являются Варвара и Фатима, давящие на Бахыта, о котором чуть ниже.

Также ещё надо отметить два важных момента:

I. Для облегчения построения цепочек уживающихся друг с другом персонажей и создания таблицы взаимоотношений NPC, опишу их поведение, по количеству симпатий - антипатий «на душу населения»:

Одна симпатия – максимальная мораль NPC, персонаж рад жизни, дышит полной грудью и можно достаточно долго идти по карте, ни с кем не сражаясь;

Одна симпатия, одна антипатии – ситуация практически аналогична, с той лишь разницей, что мораль персонажа «просаживается» немного быстрее до определённого уровня (но остаётся достаточно высокой);

Одна симпатия, две антипатии – чуть хуже, но не смертельно, персонаж находится, конечно, не в ажиотаже, но всё же доволен и особых хлопот не доставляет;

Одна антипатия – проблемный персонаж – мораль может быть поднята только до определённого уровня (чем выше скил лидерства у главного героя, тем уровень морали у NPC будет выше), сколько не побеждай врагов, всё будет мало – неизбежно падение морали такого NPC, но её хотя бы можно вернуть, только делать это придётся очень часто;

Две антипатии – как говорится, «и со святыми упокой» - этот уйдет гарантированно, падение морали быстро и неизбежно, воюй не воюй, будь ты хоть сам А. В. Суворов или, на крайний случай, Н. Бонапарт, что, несомненно, хуже.

II. Всё в пункте I было бы просто если, бы не то, что NPC жалуются на свои антипатии, и мораль жалобщика и того, к кому он предъявляет свои претензии, будет зависеть от реакции главного героя - поддержит ли он жалобщика или его оппонента, или же останется безучастным к ним обоим. Я, в своём варианте, отреагировал следующим образом (по мере поступления NPC) в команду:

Бускадор - Сарабун - поддержать Бускадора, т.к. Сарабун не имеет антипатий + симпатия Сарабуна к Федоту;

Ингри - Сарабун - поддержать Ингри по той же причине, что и выше + Ингри получит свою симпатию - Оксану лишь через какое-то время;

Елисей - Ингри - поддержать Ингри по той же причине, что и выше;

Федот - Бахыт - поддержать Бахыта, так как его симпатия остается в другом квесте;

Елисей - Заглоба - поддержать Елисея, на него приходится две антипатии, в отличие от совершенно «чистого» Заглобы;

Федот - Оксана - поддержать Федота, так как на Федота приходится две антипатии (Бахыт и Оксана), причем Бахыт уже поддержан не в пользу Федота;

Цепеш - Оксана - поддержать Оксану;

Оксана - Бускадор - поддержать Оксану, так как она втянута в целых три «выяснения» отношений, в одном из них поддержан жалующийся на неё Федот, Бускадор же, до сих пор, был «в шоколаде»;

Ногай - Елисей - поддержать Ногая, так как мораль Елисея уже достаточно скомпенсирована.

Что можно сказать о специализации по командным навыкам? Само собой разумеется, что у главного героя должны прокачиваться лидерство, содержание пленных, убеждение и логистика. Тактик – Бускадор, медик - Сарабун, торговец - Ингри, следопыт - Федот, за что, собственно, и боролись. Остается инженер, которого можно выбрать из персонажей с высоким начальным интеллектом (Цепеш, Елисей, Заглоба) и лутер, для которого подойдут NPC с относительно высокой начальной ловкостью – для этой роли подходит Ногай (ловкость 10). По моему мнению, также есть смысл задублировать медика (подходит Оксана), торговца (хороший кандидат Заглоба) и лутера (выбрать из Цепеша или Елисея). Смысл такого дубляжа в компенсации раненного (или временно переданного «на прокат») персонажа. Медик же и лутер нужны в процессе боя, а торговец сразу после него, и отсутствие одного из них приведет к потерям в отряде, не взятым с поля боя предметам или ожиданию момента для выгодной торговли.

И, напоследок, о двух очень интересных и нужных, но скромных NPC. Они вполне себе «рядовые», но выполняют в игре очень важную, хотя и скрытую, роль. Это Бахыт и Оксана. Дело в том, что их симпатии, Мамая и Заглобу, игрок может получить только в квестах, взаимоисключающих друг друга, что делает Бахыта и Оксану как бы персонажами-«вентилями». Они в любом квесте (теоретически 15 NPC) или фриплее (теоретически 14 NPC) не дадут собрать в команду всех возможных NPC, поскольку, хотя бы у одного из «вентилей» не будет NPC-симпатии, и он уйдет, потянув за собой ещё группу персонажей. В «Потопе» это будет выглядеть так - если после подключения в команду Заглобы умудриться завербовать всех NPC (естественно кроме Мамая, которого в этой сценарной ветке взять невозможно), то Бахыт, не имея противовеса не любимым им Фатиме и Варваре, уйдет, что, в свою очередь, выбьет Цепеша, за ним Бускадора, затем Елисея, затем Сарабуна – отряд, заполненный персонажами «по самое горлышко», складывается как карточный домик.



Mount & Blade. Огнём и мечом — первое официальное дополнение к игре Mount & Blade, разрабатываемое совместно киевской студией «СиЧъ» и продюсерским фондом Snowberry Connection. Игру на территории Российской Федерации издают совместно фирмы «1C» и Snowball Studios. Релиз игры состоялся 4 декабря 2009 г.

Основное отличие дополнения Mount & Blade: Огнём и мечом от оригинальной игры состоит в сеттинге и сюжетной составляющей. Действие игры разворачивается не в вымышленном мире, а на территории пяти исторических государств Восточной и Северной Европы в середине XVII века.

Нововведения [ ]

Огнестрельное оружие [ ]

В игре появилось огнестрельное оружие, полностью соответствующее историческим прототипам, использовавшимся поляками, русскими, шведами и крымскими татарами в XVII веке, кроме технических показателей — сильно завышены точность и скорострельность.

Историчность игры [ ]

В отличие от оригинальной игры, Огнём и мечом привязана к конкретной исторической эпохе. В игре реконструируются здания, одежда, доспехи, оружие, типы войск XVII века, а персонаж может встретиться с известными историческими личностями той эпохи.

Изменённая система ведения осады [ ]

Во время осады игроку предоставлена возможность разрушать стены осаждаемой крепости или замка.

Внутренняя политика [ ]

В любом государстве может начаться восстание, которое затем может перерасти в гражданскую войну.

Содержание

Фракции [ ]

В игре присутствуют пять государств-фракций:

Речь Посполитая [ ]

На начало игры Речи Посполитой угрожают мятежные казаки из Запорожья, которых необходимо усмирить. Кроме того, Русское государство должно отдать полякам их спорные территории, а Швеция — северный сильный противник и угроза — должна быть уничтожена.

Московское царство [ ]

В этой игре оно предстаёт игроку как страна, только что прошедшая через ряд социальных и экономических реформ, после которых, тем не менее, целый комплекс политических, экономических и социальных проблем остался неразрешённым. Вследствие этого внутренне положение Московского государства на начало игры нестабильно и временами грозит вылиться в народные бунты и восстания.

Войско Запорожское [ ]

Основной задачей запорожского казачества в начале игры является создание сильного суверенного государства, которое могло бы не бояться нападения врага. Этой цели можно добиться несколькими способами — объединившись с Московским государством, вернувшись в состав Речи Посполитой или начав войну за независимость.

Крымское ханство [ ]

Позиции Крымского ханства на начало игры очень прочны, а его роль в восточноевропейской политике — одна из наиболее важных. Однако татары не забывают об основном противнике — казаках, а кроме того, Крымское ханство берёт дань с ослабшего Московского государства.

Королевство Швеция [ ]

Господство Швеции на море определяет её внешнюю политику на начало игры: противостояние Московскому государству в Балтийском регионе с целью полностью отрезать его от любых выходов к морю; умаление влияния Польши на Балтике с возможностью последующего покорения страны и занятия польского престола представителем шведской династии; активная игра на восточноевропейском политическом театре, поиск временных или постоянных союзников для реализации двух вышеуказанных стратегических планов.

Сюжет [ ]

Сюжет игры делится на три основные ветви — польскую, запорожскую и русскую. По мере развития сюжета персонаж может стать царём (ханом, гетманом) выбранного государства-фракции и принимать участие в управлении им.

Выбрав русскую линию, игрок сможет принять участие в восстании Степана Разина и даже захватить московский трон.

Запорожский сюжет посвящён древней семейной тайне киевских князей Ольговичей, которую будут пытаться раскрыть и литовский магнат Радзивилл, и шведский король, и русский царь, поскольку разгадавшему тайну Ольговичей суждено стать величайшим правителем Европы.

Боевая система [ ]

Оружие [ ]

В игре присутствует оружие, присущее исторической эпохе:

  • холодное: палаши, шпаги, сабли, ятаганы, мечи;
  • дробящее: клевцы, чеканы, дубинки;
  • рубящее: топоры, бердыши;
  • древковое: простые и кавалерийские пики;
  • огнестрельное: карабины, мушкеты, пистоли;
  • луки.

Любым видом оружия могут пользоваться как пешие, так и конные бойцы, однако разновидности одного и того же оружия, предназначенные для пешего или конного боя, различаются по характеристикам: например, карабины и пистоли, которыми пользуется конница, перезаряжаются быстрее мушкетов у пехоты, но имеют более низкую точность выстрела.

В игре также появились гуляй-города (Вагенбург)— во время сражений игрок или лорд может построить кольцо из повозок, к которым быстро прикрепляются большие щиты. Такой способ полевого укрытия широко использовался казаками и русскими войсками в войне против кочевников. Первое применение вагенбургов - повозок и фургонов, было в Гуситских войнах, где предводитель Ян Жижка оборонялся и разбивал лагерь таким образом.

Войска [ ]

Пехота в игре разделена на мушкетёров, основную огневую силу, пикинёров, которые прикрывают стрелков от конницы, и пехотинцев в тяжёлом доспехе, вооружённых двуручными мечами и умеющих разбивать пикейный строй.

Конница также разделена на четыре типа:

  • лёгкая конница татар и казаков, вооружённых саблями;
  • конные стрелки, включая татарских и московских конных лучников;
  • драгуны и рейтары, основное оружие которых — пистоли и карабины;
  • тяжёлые всадники вроде польских крылатых гусар, которые по-прежнему используют таранный удар копьем в качестве основы тактики.

Развитие войск [ ]

У каждой фракции отдельная линейка развития войск, каждого юнита и класса. - Московское Царство Батрак - Посадский стрелец - Стрелец - Стрелец нового строя; Батрак - Посадский копейщик - Стрелецкий копейщик;

В игре также присутствуют наёмные войска, которые можно рекрутировать в городах, расположенных на территории фракции игрока. В них входят такие виды войск, как:

  • мушкетеры;
  • пикинёры;
  • рейтары.
  • алебардщики;
  • стрельцы;

Осады [ ]

В игре полностью изменена система осады. Главное отличие от оригинала — отсутствие осадных башен, также добавлена возможность подрыва стены миной и отравить воду в городе.

Кабацкие драки [ ]

В отличие от оригинала, в игре упразднена арена и турниры. Теперь, если игроку нужно подраться и получить за это деньги, он должен зайти в кабак (он теперь есть в каждом городе и в каждой крепости), найти «посетителя кабака» и выбрать одну из трёх фраз при разговоре с ним: «Что-то кулаки чешутся. Не хочешь ли силой помериться?» — далее следует меню, в котором требуется определить денежную ставку, затем игрок и посетитель выходят за городскую стену и дерутся. «Хочешь ли в стрельбе посоревноваться?» — игрок и посетитель выходят на полянку и стреляют по горшкам, которые насажены на жерди. «Ну и харя у тебя! Такой только мальцов пугать!» — после этой фразы следует дуэль, после которой ухудшаются отношения игрока и города или крепости.

Это один из самых доступных способов найма войск, так как в кабаках постоянно находятся отряды наемников. В кабаках вы нанимаете бойцов в пределах имеющейся у вас денежной суммы.

В начале игры их мало, обчыно человека по два-три. Потом, с ростом уровня героя число доступных наемников будет увеличиваться, но контролировать это количество напрямую вы не можете. (Если у вас не хватает денег на всех людей, вы автоматом нанимаете только тех, на кого у вас хватит средств.)

Найм происходит таким способом:

    1. Зайти в город/замок.
    2. Выбрать пункт в меню города/замка «кабак».
    3. В кабаке будет стоять один человек из отряда наемников.
    4. Подойдите к нему и начните диалог.
    5. В разговоре вы узнаете, о специальности отряда (рейтары, кавалеристы, стрелки и др.), а также стоимость найма и число бойцов в отряде.
    6. Решите, исходя из стоимости и специальности отряда, будете нанимать или нет.
    7. Далее нажимаете, либо «нанять», либо «уйти». Также, если у Вас не хватит денег, вы сможете сказать «у меня нет денег». И если у Вас отряд переполнен, у Вас будет вариант ответа «в данный момент я не могу нанят еще солдат».

    II. В лагерях наемников.

    Один из самых простых и дешевых способов найма войск. Этот способ пригодится вначале игры, а также на всем ее продолжении.

    Лагерей наемников пять (по одному лагерю на каждую страну).

    Лагеря наемников можно найти:

      1. Московское царство — около города Москва.
      2. Войско Запорожское — около Сечи.
      3. Королевство Швеция — между Ревелем и Ригой.
      4. Речь Посполитая — около Кракова.
      5. Крымское Ханство — около Бахчисарая.

      Чтобы купить наемников в лагерях нужно:

        1. Подойти к лагерю наемников той фракции, воинов которой вы хотите нанять.
        2. Начать разговор с капитаном наемников.
        3. Выбрать вид войск, которые вы хотите нанять. А именно: конница, стрелки, пешие.
        4. Выбрав вид войск, нужно определить число нанимаемых бойцов

        В лагерях наемников также можно купить амуницию для вашего отряда (только для людей, нанятых в лагере этой фрации). Для этого выбираете пункт в главном меню лагеря «снаряжение». Выбираете род войск, для которого хотите купить аммуницию. Выбирате что вы хотите улучшить. (Оружие, доспехи, лошадь и др.). Покупаете.

        Важно. При покупке улучшенного снаряжения отряд автоматически дорожает, так как покупается с уже купленным снаряжением. Поэтому при последующей покупке отряда, с улучшенным снаряжением, вы еще платите и за него. Это можно убрать, купив отряду более «слабую» амуницию.

        Также стоит отметить, что вы можете одновременно путешествовать с отрядом только одной фракции. Для покупки наемников другой фракции, вам надо любым способом избавиться от этого. (Перевести в замок, потерять во время боя, распустить.)

        III. Рекрутирование крестьян

        Этот способ, наиболее привычный для тех, кто инрал в оригинальную игру и большинство модов, в МиБ ОиМ не играет столь важной роли, так как рекрутирование производится в только в тех селениях, лордом которых вы являетесь. (Для этого вы должны набрать приблизительно 70 единиц известности, найти правителя фракции, к которой вы хотите примкнуть, и принести присягу, либо завоевать/получить город/крепость с прилегающей деревней) Нанимать войска можно при отношении к вам деревни не ниже 0.

        1. Зайдите в деревню.
        2. Выберите пункт «нанять войска
        3. Определите число нанимаемых рекрутов из доступного количества

        IV. Рекрутирование пленных.

        Если в уничтоженном вами отряде противника были пленные, вы можете в меню распределения трофеев после битвы взять их к себе на службу. Кроме того, есть возможность нанять тех бойцов, которых вы сами взяли в плен. Для этого необходимо на стратегической карте нажать «лагерь» и выбрать пункт «предпринять действия». Там будет надпись завербовать пленных, жмете, если у вас прокачано убеждение, то пленные могут перейти к вам в отряд. Однако ночью они, с высокой степенью вероятности, могут сбежать. Для того чтобы предотвратить дезертирство есть только один способ. Если вы располагаете замком/городом, то можете поместить туда только что нанятых пленных/дезертиров, а через некоторое время их перенести в свой отряд. В этом случае они не сбегут.


        Когда на мировой карте встретятся два вражеских отряда, между ними разразится битва. Если одна из сторон — ваш союзник, а вторая — враг, вы можете присоединиться к битве и помочь своим. Также вы можете сами развязать битву, напав на врага или дождавшись нападения. После начала битвы вы сможете предпринять несколько действий, в зависимости от занятых сторон.

        • Отступить. Битвы не будет, не будет и потерь с обеих сторон. Отступить вы сможете не всегда, особенно если ваш отряд слишком медленный или если враг значительно превосходит вас числом.
        • Приказать войскам атаковать без вас. Если под вашим командованием находится несколько человек, вы можете выслать их в бой, не вступая в него самостоятельно. Однако надо проявлять осторожность — обычно ваши отряды не сражаются в полную силу без вас. Вступив в бой лично, вы уже не сможете покинуть его, пока ваши или вражеские силы не будут разбиты, а если у вас достаточно большой отряд, вы сможете просто задавить врага числом.
        • Атаковать врага. Ведите своих людей в бой. Группы, с которыми вы вступите в бой, выбираются случайным образом, но этот выбор зависит от их позиции в вашем списке: те, кто значатся первыми, имеют больше шансов появиться на поле боя, поэтому перед началом битвы рекомендуется поменять список при помощи стрелок «Вверх» и «Вниз».
        • Отступить, оставив несколько солдат прикрывать тылы. Будучи хорошим тактиком, вы можете оставить часть вашего отряда на растерзание врагу, а самому вместе с остальной частью отряда отступить с поля боя. Количество человек, прикрывающих ваш отход, зависит от навыка «тактика».

        Если же вы присоединились к уже начатой битве, то будете командовать смешанным войском, состоящим как из ваших, так и из союзных солдат. Если же вам повстречалась битва между двумя нейтральными к вам сторонами, то лучше не вмешиваться. Поле боя — не лучшее место для политики и спонтанных решений.

        Фазы битвы

        Битва проходит несколько фаз, в зависимости от «Размера битвы», который вы определяете в настройках. От «Размера битвы» зависит, сколько групп единовременно может находиться на поле боя. Это ограничение делится между двумя сторонами в соответствии с боевым преимуществом, которое, в свою очередь, зависит от численности каждой из сторон и развитости её умений.

        Воины, раненные в одной фазе, останутся ранеными до конца боя, и их уровень здоровья тоже сохранится при переходе из одной фазы в другую (хотя здоровье может отчасти восстановиться в зависимости от того, насколько хорошо у вас развито умение оказывать первую помощь). После каждой фазы у вас будет возможность покинуть поле боя, но при этом вы не сможете собрать трофеи с врагов, которых успели убить.

        В течение всего времени битвы на поле будут появляться новые солдаты. После начала битвы любая сторона может получить подкрепления.

        Фаза битвы оканчивается, когда войска одной из сторон, включая подкрепления, окончательно разбиты (мертвы или лежат без сознания). Также битва заканчивается, когда все воины одной стороны убиты или ранены.

        Если вы находитесь на значительном расстоянии от врага после начала битвы, то можете в любой момент нажать клавишу Tab и отступить. Но так вы всё равно можете потерять людей: их могут ранить или убить и во время отступления. Уходите с поля боя только тогда, когда ситуация станет совсем безнадёжной.

        Команды

        Как командир отряда вы можете отдавать ему приказы в бою. Для начала выберите, кому отдать команду:

        • Клавиша 1: всем, кто есть на поле, вне зависимости от типа войска.
        • Клавиша 2: лучникам и всем пешим солдатам, ведущим бой на расстоянии.
        • Клавиша 3: пехоте — пешим воинам, которые ведут ближний бой.
        • Клавиша 4: кавалерии — конным солдатам.
        • Клавиша 5: спутникам — любым героям, состоящим в вашем отряде.

        Также вы можете скомбинировать группы для удобства управления:

        • Если вы задержите клавишу Ctrl и нажмёте клавишу с цифрой, то вы объедините выбранную группу с той, что была выбрана до этого. Например, если вы хотите отдать команду одновременно пехоте и лучникам, то сначала нажмите 3, а потом — Ctrl + 2.
        • Клавишей 6 можно выбрать всех солдат, не входящих в выбранную вами группу.

        После выбора группы воинов можно отдать им команду:

        • Клавиша F1 — держать позицию. Приказ вашим людям оставаться рядом с тем местом, где находитесь вы. Если у них есть оружие дальнего действия, они будут стрелять из него, но не вступят в ближний бой, пока враг не подберётся слишком близко. Эта команда полезна в том случае, если вы хотите, чтобы ваши люди защищали какой-то участок земли. Например, если ваш отряд состоит в основном из пехоты, они могут встать на крутом склоне и защититься от вражеской кавалерии.
        • Клавиша F2 — следовать за мной. Приказ вашим людям идти за вами или подойти к вам и оставаться как можно ближе.
        • Клавиша F3 — в атаку! Приказ вашим людям сломать строй и преследовать врага поодиночке.
        • Клавиша F4 — спешиться/оседлать коней. Приказ вашим людям слезть с лошадей и драться на ногах, если местность не располагает к конному бою. Сесть верхом — отменить приказ спешиться и приказать вашим кавалеристам вновь забраться на коней. Если какая-то лошадь лишилась хозяина, на ней поедет тот, кто умеет ездить верхом.
        • Клавиша F5 — прекратить/открыть огонь. Приказ вашим стрелкам открыть / прекратить огонь по противнику. При приближении к противнику они автоматически перейдут в режим ближнего боя, если у них имеется соответствующее оружие.
        • Клавиша F6 — десять шагов вперёд. Приказ вашим людям сделать 10 шагов в направлении врага и остановиться.
        • Клавиша F7 — десять шагов назад. Приказ вашим людям сделать 10 шагов назад и остановиться.
        • Клавиша F8 — сомкнуть ряды. Приказ вашим людям сократить дистанцию между собой. Такая команда особенно полезна при подготовке пехоты к кавалерийской атаке.
        • Клавиша F9 — рассредоточиться. Приказ вашим людям встать подальше друг от друга. Такая команда полезна при атаке вражеских лучников или арбалетчиков.

        Поражение

        Иногда враг оказывается для вас слишком силён. Любое ваше поражение имеет крайне плохие для вас последствия — они могут лишь варьироваться от «катастрофических» до «неприятных». Если вы сами не пошли в бой, но выслали своих бойцов вперёд, то как только они будут разбиты, враг непременно попробует атаковать уже вас. Если вы лично возглавили свой отряд, были ранены и вышли из сражения, ваши воины могут вытащить вас из свалки и оказать первую помощь, после чего вы уже снова сможете решить,: продолжать сражение или отступить. Если же ваши войска были разгромлены, ваша лошадь убита, а сами вы получили палицей по шлему, всё ваше имущество перейдёт к победителю, ваши выжившие бойцы будут захвачены в плен, а вас лично ожидает рабство.

        Победа

        Если же вы одержали победу, то сможете забрать всё имущество поверженного врага. Обратите внимание на то, что вам, вероятно, придётся делиться трофеями с союзниками, в зависимости от того, насколько их силы превосходили ваши. Трофеи делятся на несколько категорий. Прежде всего это пленные. Их можно продать в рабство, а можно присоединить к своему отряду. За знатных пленников вам непременно предложат выкуп. Число захваченных живьём врагов зависит от популярности дробящего оружия в вашем отряде: активное использование палиц и дубинок изрядно повышает шансы на то, что противник будет чаще оглушаться. Также вы сможете освободить пленников вашего противника и взять их в свой отряд. Вся поклажа врага также поступает в распоряжение вашего отряда. Вы заберёте себе только часть трофеев, так как ваши бойцы имеют законную долю при дележе добычи. Самый главный трофей — это опыт. Как командир и полководец вы получаете большую часть опыта, более низкий процент получат герои у вас на службе, самую же маленькую прибавку к опытности получают наёмники.

        Отряды

        Ваш отряд — не единственный в мире, и за время путешествия по миру вам встретится множество других групп. Некоторые из них будут относиться к вам дружелюбно, некоторые — враждебно, а некоторым не будет до вас никакого дела. Если вместо города или другого места на карте вы щёлкнете левой кнопкой по какой-либо группе, то весь ваш отряд последует за ней.

        Каждый отряд имеет свой цвет, обозначающий их фракцию. Число над группой означает, сколько в ней людей, а если рядом стоит ещё одно число (например, «+8»), то оно означает количество пленных в этом отряде. Для того чтобы получить более подробную информацию о какой-либо группе, просто задержите на ней курсор. Например, надпись «33/38 + 6» означает, что всего в группе 38 человек, из них годно к бою 33 (5 ранено), и эта группа ведёт с собой ещё шестерых пленников.

        Расстояние, на котором вы будете замечать чужие группы, зависит от зоркости вашего отряда. Если это умение развито хорошо, то вы сможете заметить врага первым, что даст вам преимущество в бою. Ночью выслеживать чужие отряды труднее как вам, так и вашим врагам.

        Если кто-нибудь в вашем отряде обладает навыком слежения, то на земле будут появляться цветные стрелки. Это следы, оставленные прошедшей здесь группой, а стрелки показывают направление, в котором эта группа двигалась. Цвет означает давность следа (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий), а размер стрелки соответствует размеру группы. Для получения более подробной информации наведите на след курсор, и если слежение в вашем отряде развито хорошо, вы сможете узнать, сколько людей было в прошедшей группе и даже кем они являлись.

        Скорость

        Скорость вашего передвижения по карте мира зависит от шести факторов:

        • Размер отряда. Чем больше в отряде людей, тем медленнее он будет передвигаться.
        • Тип бойцов в отряде. Конные воины передвигаются намного быстрее пеших, и если весь ваш отряд состоит из всадников, то и скорость у него будет выше. Обратите внимание на то, что на скорость передвижения по карте влияет не порода лошади, а только умение всадника ездить верхом. На скорость пеших воинов влияет навык атлетики, и, таким образом, элитные войска передвигаются по карте быстрее новобранцев. Скорость передвижения по карте — это средняя величина между самым медленным воином в отряде и общей скоростью отряда.
        • Вес ноши. Если вы торгуете громоздкими товарами или просто несёте много вещей, то лучше всего будет купить несколько недорогих лошадей, на которых можно навьючить поклажу. Вьючные животные увеличивают скорость вашего отряда, просто находясь в вашем инвентаре.
        • Тип местности и погода. Отряд быстрее передвигается по ровной местности в дневное время. Ночью или в лесу скорость передвижения снизится.
        • Боевой дух отряда. Чем счастливее ваши воины, тем больше они будут выкладываться во время пути.
        • Навыки. С каждым новым уровнем командного умения «Прокладывание курса» скорость передвижения вашего отряда будет возрастать на 3%.

        Иногда скорость может стать вопросом жизни и смерти, но это, конечно, зависит от типа вашего отряда. Если у вас нет воинов, способных отбить вражескую атаку, то лучше передвигаться как можно быстрее. В идеале ваш отряд должен быть достаточно сильным, чтобы напасть на кого-то, и достаточно быстрым, чтобы скрыться от превосходящих сил врага.

        Читайте также: