Мои университеты проблема

Обновлено: 05.07.2024

Повесть «Мои университеты», написанная Максимом Горьким в 1923 году, является последней частью автобиографической трилогии писателя. В данной повести отражена завершающая фаза его окончательного личностного формирования. Основной тематикой произведения является зарождение и развитие революционных настроений в обществе.

Сюжет повести

Сюжет «Моих университетов» сконцентрирован на молодом Алеше Пешкове, который отправляется в Казань поступать в университет, но вскоре ввиду нехватки средств к существованию, понимает, что учеба там - не для него.

Молодой человек устраивается на несколько работ, не гнушаясь тяжелым физическим трудом. Он живет сначала в семье Евреиновых, которые и себя содержать не могут, не говоря уже о молодом человеке. Затем, Алеша переезжает к типографскому служащему Гурию Плетневу. Вскоре один из студентов, с которыми Алеша постоянно общается, сводит его с революционером Андреем Степановичем Деренковым, в тихом магазинчике которого собираются радикально настроенные умы, желающие поменять общественно-политический устрой.

Молодой Алеша Пешков загорается революционной искрой, изучает соответствующую литературу. Позже тайно снабжает подобными брошюрами нужных людей под видом доставки выпечки, тем самым способствуя распространению революционных идей.

Сюжет повести

Молодой человек устраивается на несколько работ, не гнушаясь тяжелым физическим трудом. Он живет сначала в семье Евреиновых, которые и себя содержать не могут, не говоря уже о молодом человеке. Затем, Алеша переезжает к типографскому служащему Гурию Плетневу.

Вскоре один из студентов, с которыми Алеша постоянно общается, сводит его с революционером Андреем Степановичем Деренковым, в тихом магазинчике которого собираются радикально настроенные умы, желающие поменять общественно-политический устрой.

Молодой Алеша Пешков загорается революционной

искрой, изучает соответствующую литературу. Позже тайно снабжает подобными брошюрами нужных людей под видом доставки выпечки, тем самым способствуя распространению революционных идей.

1. Приезд Алеши в Казань
2. Переезд к Гурию Плетневу
3. Знакомство с Андреем Степановичем Деренковым
4. Начало революциооной деятельности
5. Переезд в Красновидово к Михаилу Антоновичу Ромасю
6. Воспоминания о бабушке и молодости

Не случайно одной из ведущих сюжетных линий повести является участие героя в революционной деятельности.

На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться,

А еще он начал посещать нелегальный народнический кружок. Вопрос, что надо делать, чтобы изменить жизнь народа, становится для Пешкова основным.

Вообще, с именем Максима Горького в литературе связывают новую концепцию личности. Человек не просто реагирует на окружающую его жизнь, но также созидает ее, реализует себя не в сфере частной жизни, а на общественном поприще. А еще в реализме нового типа, утверждаемом Горьким, в качестве типичных обстоятельств, оказывающих воздействие на становление личности, проявляется и историческое время, а человеку, герою новой литературы соцреализма, доверено выступать творцом новейшей истории.

Писатель в своем творчестве намечал два возможных типа взаимоотношений с историей: контакт со временем и отчуждение от него. Алеша Пешков на протяжении всего своего личностного становления преодолевает отчуждение и оказывается как будто вровень с ним. Он распахнут навстречу времени, вбирает его в себя.

Его судьба поставлена в центр повествования каждой части трилогии, но при этом молодой человек вступает в прямой контакт с эпохой, а это, конечно, возлагает на него огромный груз исторической ответственности.

Но он упорно старался переосмыслить сложные жизненные явления и факты, самостоятельно искал выход из самых трудных ситуаций.

Вопрос для школы.
Как вы думаете, чему учит эта повесть?

Автор описивает, как тяжело он работал, будучи ребёнком, сколько ему пришлось вынести унижений, побоев и оскорблений,он жил в самых убогих условиях. Однако всё равно находил время для чтения книг, постижения жизни. Вывод -даже в убогой обстановкой нельзя задушить в человеке тягу к прекрасному.

Не согласен с Micrafania. То, что этот автор говорит, относится к "Детству" и "Юности" - первым частям трилогии Горького. Это тогда он тянулся к книге и много работал "будучи ребенком". А "Университеты" - это о жизни, о рабочей жизни. Именно жизня стала для Горького "университетами". Основное там - что люди скоты. Но они в этом не виноваты, потому что выросли в скотских условиях, они не видели доброты и не знают другого стиля отношений, кроме издевательств и унижений "по праву сильного", их так учили. Но даже несмотря на это, в таких условиях прорастают другие люди, с чувством справедливости, уважения к себе и окружающим, гуманизма, как сейчас бы сказали. А значит, не только условия, но и сам человек в ответе за то, каков он. "Человек - это звучит гордо" - это цитата хоть и не из "Моих университетов", а из "На дне", но смысл этих слов четко прослеживается и в "Университетах". Ну и для полноты картины - революционная тематика, но сегодня это не актуально.

Читайте также: