Модель трудовой деятельности детей в течении дня возраст по выбору по предложенной схеме

Обновлено: 05.07.2024

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области работает по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Детский сад призван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущем посвятить ему всю сознательную активную деятельность.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включаться в труд по собственному желанию, успешно его завершать.

От педагогов требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть, воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководство трудовымобучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием – терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Рассмотрим модель трудового процесса.

Основная цель трудового воспитания

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачами трудового воспитания являются:

Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об об-щественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды трудовой деятельности дошкольников

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной труд.

Формы организации труда

3. Коллективный труд (общий, совместный).

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разно-образных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:

• приучать детей договариваться о

• работать в нужном темпе;

• выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труддает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе, осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, со-ответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и ма-териалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.

Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей.

Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.

В старшей группе делается больший акцент на формирование всех до-ступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Воспитателям следует обращать внимание на то, что основные навыки ручного труда активно формируются в старшей группе. В подготовительной группе формируется умение использовать приобретенные навыки самостоятельно, применяя полученный в старшей группе опыт ручного труда для изготовления по собственной инициативе игрушек для сюжетно-ролевых игр и сувениров.

В подготовительной группе обучают детей навыкам работы с иглой, первоначальным, элементарным приемам шитья.

Все умения и навыки ручного труда основаны на приобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов (бумаги, картона, проволоки, бросового и природного материалов) и их использования для изготовления поделок, игрушек, сувениров.

Основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание, разрезание, вырезывание, склеивание, сминание.

Все навыки и умения у детей формируются в процессе изготовления поделок, и чем разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тем больший уровень навыков и умений ручного труда будет сформирован у детей. Все это должно быть учтено воспитателем при составлении перспективного плана работы по ручному труду.

Мы обозначили лишь примерное типичное содержание совместной работы, которое может быть дополнено, изменено в соответствии с местными условиями. В тех дошкольных учреждениях, где совместный труд взрослых и детей организуется систематически, удается достичь высокого воспитательного эффекта. У ребят формируются трудовые навыки, интерес к труду, желание и умение участвовать в делах на пользу окружающим.

Таким образом, совместный труд взрослого и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

2. Толщина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ — М. : Скрипторий, 2004.

3. Толщина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М. : Скрипторий, 2008.

4. Козлова С. А., Куликова Т. А, Дошкольная педагогика. — М. : Академия, 2002.

5. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т С. Комаровой. — М. : ИД «Воспитание дошкольника», 2008.

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями Презентация предначена для педагогов ДОУ. Заголовки слайдов из презентации: Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе.

Нетрадиционный подход в ознакомлении младших дошкольников с трудом взрослых. Форма работы «Творческая гостиная». Тема «Знакомство с профессией швея» Цель: расширять знания детей в целостном освоении трудового процесса – пошив перчаток (от постановки.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

ВложениеРазмер
analiz.doc 168.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

  1. Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста.

Список рекомендуемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в приро де – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.

В целях продуктивной организации образовательного процесса в помощь воспитателям предложены различные стандартизированные формы диагностики трудовых умений, схемы анализа трудовой деятельности, формы конспектов организации трудовой деятельности и примерные конспекты организации разных видов и форм организации труда.

  1. ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

  • НИЗКИЙ - Н
  • СРЕДНИЙ - С
  • ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Труд»

Развитие трудовой деятельности:

  • способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
  • выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
  • помогает в ответ на просьбу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
  • имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знает, кем работают близкие люди.

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
  • имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

Развитие трудовой деятельности:

  • соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
  • самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • может оценить результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

- бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
  • умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
  • ответственно выполняет обязанности дежурного;
  • умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • оценивает результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
  • радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

Цель: совершенствование умения самостоятельно поливать комнатные растения. Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать желание правильно ухаживать за растениями.

2. Убрать игрушки.

Цель: учить убирать игрушки после игры на место; воспитывать самостоятельность, ответственность за порученное дело.

Цель: Формировать умение самостоятельно одеваться. Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Продолжать учить правильно, употреблять формулы вежливости.

4. Составить аккуратно книги на полке.

Цель: воспитывать аккуратность, самостоятельность,

ответственность за порученное дело.

5. Сложить аккуратно свою одежду в шкафчик.

Цель: Закреплять умение замечать непорядок, устранять его; продолжать учить использовать отделения шкафчика по назначению; воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.

6. Отобрать игрушки, подлежащие ремонту.

Цель: Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать ответственность за порученное дело.

7. Уборка кровати после сна (коллективное поручение).

Цель: обращать внимание на не расправленную простынь, сбившееся одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.

8. Протереть пыль с крупных листьев, комнатных растений.

Цель: Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

9. Помочь застегнуть пуговицы.

Цель: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, отзывчивость и желание прийти на помощь друг - другу.

Методические прие мы:

(загадки, пословицы и поговорки о труде,

Формы организации трудовой деятельнос ти:

Содержан ие:

1. Дежурство по столовой.

Цель: приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду.

2. Дежурство по подготовке к занятиям.

Цель: учить раскладывать материал к занятию, после

занятия убирать его на место; воспитывать самостоятельность, ответственность за порученное дело.

3. Дежурство в уголке природы.

Цель: Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Методические прие мы:

Формы организации трудовой деятельнос ти:

4. Коллективный труд

Содержан ие:

Хозяйственно бытовой труд:

1. Уборка в группе.

Тема: Служба быта «Солнышко».

Цель: Учить детей участвовать в организационном труде коллектива сверстников, договариваться о распределении работы, осуществлять контроль и самоконтроль качества действий при выполнении общей работы. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закреплять умение правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда.

1. Этап. Постановка трудовой задачи.

1 бригада – протирает пыль в шкафчиках и

расставляет красиво игрушки.

2 бригада – моет кукольную посуду.

3 бригада – стирает кукольное бельё.

4 бригада – моет стульчики.

2. Этап. Руководство трудом.

3. Этап. Завершение работы.

2. Уборка участка.

Цель: Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Закреплять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности. Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Закрепить действия с инвентарем.

1. Этап. Постановка трудовой задачи.

2 ребенка - метёлкой подметут тропинку.

2 ребенка – веником подметут веранду

1 ребенка – тряпочкой протрут скамейки.

2 ребенка – из леек польют песок.

4 ребенка возьмут лопатки и сгребут его в кучу.

2 ребенка – в ведерки соберут мусор.

2. Этап. Руководство трудом.

3. Этап. Завершение работы.

Ручной труд:

Тема: Ремонт книг

Цель: Совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам.

Стирка кукольного белья.

Изготовление поделок из бумаги, ткани и бросового материала.

Тема: Подарок для мамы.

Цель: Учить складывать бумагу пополам, совмещая противоположные стороны, делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам, по горизонтали, вертикали, диагонали. Использовать основные базовые формы техники «оригами». Учить складывать полоску бумаги в гармошку. С помощью этих деталей склеить сумочку.

Методические приемы

Создание игровой ситуации,

(загадки, пословицы и поговорки о труде,

Конспект организации трудовой деятельности в средней группе «Стирка кукольного белья» Программные задачи. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в игровой комнате. Способствовать формированию умения планировать предстоящую.

Перспективный план игровых занятий (старшая, подготовительная группа) по формированию пространственного мышления Ноябрь Блоки Дьенеша Найди пару (ознакомление с символами свойств) Магазин, (выявлять и абстрагировать свойства). Выведи из леса. Третий.

Перспективный план по ПДД старшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 39 Перспективный план по теме:.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на I полугодие (старшая группа) Сентябрь ДиагностикаОктябрь 1. Есть ли запах у воздуха? Цель: Проверим, имеет ли воздух запах. Предложить детям понюхать воздух – нет запаха.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на II полугодие (старшая группа) Январь 1. Свет. Свет и тень Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага» (старшая группа) Цель кружковой работы на год: Закреплять с детьми навык работы с бумагой, кистью, клеем. Продолжать учить аккуратности в работе, порядку.

Перспективный план работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (старшая группа). Сентябрь 3-ая неделя Учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях. Закреплять умение размещать дома на фланелеграфе. Тема: «Мы.

Перспективный план работы с детьми старшей группы на летний оздоровительный период. Июль Июль. I неделя Понедельник День цветов. Рассматривание иллюстраций с садовыми и комнатными растениями. Рисование «Цветик - семицветик».

Перспективный план работы с родителями на учебный год (старшая группа) Перспективный план работы с родителями на учебный год старшая группа. СЕНТЯБРЬ Содержание работы. 1. Оформление родительского уголка (сетка.

Перспективный план взаимодействия с родителями (старшая группа) Перспективный план взаимодействия с родителями на 2014 – 2015 год старшая группа Воспитатели: Долгих М. В. РафиковаЭ. Т. Месяц Совместные.

Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Условия организации труда дет ей.

1. Создание мотивации трудовой деятельности.

2. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

3. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.

4. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

5. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.

6. Демонстрация заинтересованности педагога.

7. Подбор оборудования для труда.

8. Поощрения в процессе и по результатам труда.

Виды труда. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

*хозяйственно – бытовой труд,

Самообслуживание направлено на уход за собой. (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.).

В средней группе мы совершенствуем умение одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминания за обувью.

В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, провожу работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Это выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Формирую у детей приемы взаимопомощи, учу их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, помощь взрослым в организации режимных моментов. Дежурства в средней группе вводятся постепенно. Дети сервируют стол, готовят все необходимое для занятий. Для этого в группе организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое для работы: фартуки, шапочки, веники, совки, подносы. Подставки для салфеток и хлебницы ставятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после пользования.

В средней группе содержание хозяйственно- бытового труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда. Так, в начале под наблюдением воспитателя, а потом дети самостоятельно поддерживают порядок в группе принимают участие в уборке (протирают полки, подметают пол и т. д.).

Поскольку хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным для детей, мы в первую очередь позаботились о том, чтобы в хозяйственных уголках было все необходимое: тряпочки, щетки, наборы для маленькой хозяйки, метелки, совки. Расположили все это так, чтобы детям было легко и удобно ими пользоваться.

Дети поддерживают порядок и на участке. Ребята подметают дорожки, сгребают песок в кучу, собирают мусор на участке. Для труда детей на участке имеется специальное оборудование: деревянные грабли для сгребания листьев, тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков, метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Удобно постарались устроить в группе уголок природы. Растения расположены на доступной детям высоте, чтобы легче было ухаживать за ними. Здесь же разместили весь необходимый инвентарь: лейки, рыхлители, ведерки, маленькие тазики. Дети заботятся о растениях: поливают, рыхлят почву, протирают крупные плотные листья.

Ребята сеют семена, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы. За посадками дети ухаживают очень старательно.

Оценивая работу воспитанников, подчеркиваю их старательность. Учу детей соблюдать последовательность в работе, доводить дело до конца, убирать использованное оборудование, прихожу на помощь, учитывая их индивидуальные особенности.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

Правильно организованный труд привлекает детей, они осознают свои возможности и испытывают радость от результатов.

Дети с большим удовольствием и особым интересом приняли участие в приготовлении салата из выращенных своими руками овощей. Они с гордостью предложили своё угощение сотрудникам детского сада.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов. Для хранения природного материала в группе имеются коробочки. Все оборудование в достаточном количестве, имеет привлекательный вид (яркий цвет, приятную форму).

Дети изготавливают игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

В труде мои малыши даже самые непослушные, неуверенные становились целеустремленными, активными.

Спасибо за внимание!

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности Опыт работы воспитателя МКДОУ №200 города Кирова Зубковой Зои Михайловны Тема: «Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

«Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста» 1 слайд. Тема: «Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста». 2 слайд. Человек славен трудом. Трудовое.

Консультация для воспитателей «Формирование трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» На четвертом году жизни ребёнок ещё нуждается в помощи и уходе взрослых, воспитатель старается поощрять все проявления самостоятельности.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Круглый стол для родителей «Воспитание самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности» Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о возможностях, путях и способах воспитания самостоятельности у детей в процессе.

Организация коллективной трудовой деятельности в ДОУ

Организация коллективной трудовой деятельности в ДОУ Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется.

Организация образовательной деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с книжной графикой Организация образовательной деятельности по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с книжной графикой Актуальность: Период дошкольного.

Организация трудовой деятельности на прогулке детей старшего возраста

Организация трудовой деятельности на прогулке детей старшего возраста Цель:Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе организованных.

Организация трудовой деятельности на прогулке осенью «Поможем дворнику»

Организация трудовой деятельности на прогулке осенью «Поможем дворнику» Осень, листопад, листья желтые летят. Осень- прекрасное время года для привлечения детей к труду. Основы трудового воспитания закладываются.

Читайте также: