Метро 2033 луч надежды описание

Обновлено: 05.07.2024

Совсем немного времени осталось до релиза долгожданной игры «Метро 2033: луч надежды». Разработчики оправились от кризиса, вызванного сменой издателя, и готовы открыть нам несколько новых тайн постапокалиптического метро. Держитесь за поручни!

Что? Презентация демо-версии «Метро 2033: луч надежды», встреча с автором вселенной, Дмитрием Глуховским, и разработчиками игры.

Где? Россия, Москва, подземный клуб «Лабиринт».

Намотав пару кругов вокруг гостиницы «Украина», автобус подвозит нас к неприметному подвалу. Именно здесь располагается клуб «Лабиринт» — бывший пивзавод, место, известное своими огромными и сырыми подземельями. Просторный зал, напоминающий заброшенный храм сектантов, — кажется, идеальное место для презентации такого мрачного проекта, как «Луч надежды». Из темноты к нам навстречу выходят Дмитрий Глуховский и два разработчика из 4A Games: Александр Костюк и Вячеслав Аристов. Презентация начинается.

Сразу после краткого вступительного слова от представителей компании «Бука», организаторов встречи, к микрофону подошел Дмитрий Глуховский — известный уже на весь мир автор вселенной «Метро». Нарочно ли, случайно ли, Дмитрий обмолвился, что совсем скоро начнет работать над своей новой книгой — «Метро-2035»: «Книга станет продолжением и завершением всей истории. «Метро-2035» продолжит сюжеты «Метро-2033», «Метро-2034» и «Метро: луч надежды» и станет как бы интермедией всей эпопеи».

Метро 2033: луч надежды

В конце первой части Артем, главный герой игры, взбирается на вершину Останкинской башни и с высоты наблюдает, как три довоенные ракеты стирают с лица земли гнездо Черных (таинственные существа-псионики, потомки людей, переживших ядерную войну). События «Луча надежды» разворачиваются спустя год после событий оригинала. Артем мучается угрызениями совести из-за уничтожения Черных: лишь в самом конце своего прошлого путешествия ему удалось понять, что Черные — вовсе не угроза для человечества, а скорее наоборот, единственная надежда на спасение.

Метро 2033: луч надежды

Пока Артем медленно идет к своей цели по туннелям метро, на заднем плане разворачивается новая война между фашистами, коммунистами, либерал-демократами и религиозными фанатиками. Причиной послужил обнаруженный еще в прошлой части игры бункер D-6 — место, где, по разной информации, хранятся неограниченные запасы то ли еды, то ли медикаментов, то ли оружия. Главы противоборствующих фракций все как один нагло врут своему народу и не говорят об истинном сокровище D-6. Тем не менее доказано, что оно может стать решающим фактором в споре за главенство в метро.

История группировок, населяющих метро. Крайне рекомендовано для ознакомления самим Глуховским.

«Луч надежды» должен перейти на качественно новый уровень — обещают гораздо более глубокую проработку сюжета, персонажей и даже элементы драмы, которых не было в первой части. Кроме того, игра полностью оправдывает заявленный рейтинг 18+. «Все будет по жести», — заявил Глуховский.

Рассказ Дмитрия о сюжете плавно перешел в демонстрацию — в зале погас свет, и на огромном экране начался показ первых уровней.

Для Артема пробуждение получилось крайне тяжелым. Еще бы — просыпаться в логове фашистов связанным пожелаешь не каждому. Черный тоже куда-то пропал; похоже, его захватили и уже уничтожили солдаты вермахта. Может, это и к лучшему — маленький предатель оглушил нашего героя и бросил на территории фашистов.

С трудом поднявшись с холодного пола, Артем становится свидетелем странного допроса и казни одновременно. Сначала фашисты хладнокровно расстреливают якобы «генетического мутанта», гражданина Ганзы (содружества станций Кольцевой линии метро), череп которого не соответствовал каким-то надуманным табличным параметрам. Затем выстрелом в сердце оборвали жизнь пленного коммуниста. Последнее его восклицание «Слава партии и товарищу. » захлебнулось в крови.

Метро 2033: луч надежды

Третий пленник, не выдержав, клянется раскрыть все тайны, а затем хитро подмигивает Артему. После чего молниеносным движением достает спрятанный нож и перерезает горло адъютанту офицера вермахта. Артем мигом хватает офицера — два удара в живот, и тело мешком оседает наземь.

Выход из запертого помещения один — через мусоропровод, в который сбрасывают трупы. Труба выводит героев в самый низ фашистской тюрьмы, которую многие обитатели метро считали выдумкой и откуда до сих пор не возвращался ни один заключенный. Тюрьма устроена крайне хитро — с каждого яруса открывается отличный вид на все, что происходит ниже. Кроме того, в стены вмонтированы баллоны с отравляющим газом. При малейших признаках тревоги конец придет всем и сразу. Фашистам-то все равно, у них противогазы есть, а Артему с товарищем одна ошибка может стоить не только своих жизней, но и жизней всех заключенных сразу. Прокравшись к одной из лестниц («двигайся, словно ты маленькая, с-сука, мышка!» — актеры традиционно переигрывают), герои поднимаются наверх и синхронно убивают двух фашистов, стоящих в карауле на двух противоположных сторонах тюрьмы.

Метро 2033: луч надежды

Вытащив из висящего неподалеку тела несколько метательных ножей, Артем с товарищем отправляются дальше под восторженный шепот других заключенных. Еще один подъем, выкручивание горящей лампочки голыми руками (в презентационном зале послышались ехидные смешки), и вот перед Артемом еще один патрульный. Меткий бросок ножа в область мягких тканей. хлоп! Противник падает замертво.

На трупе найдены АК и наган с глушителем — автомат красноармейцу, наган Артему. Очередной пролет, поворот в темный коридор, пара патрульных, которых легко удается снять, — остается только догадываться, откуда красноармеец Павел знает, куда идти. И вот наконец выход. Остальных заключенных спасти не удалось — позже разработчики скажут нам, что игрок будет волен выбирать, делать это или нет.

Затем Артем оказывается в зале, где верховный главнокомандующий промывает своим солдатам мозги. Мы прорываемся через «зигующую» толпу, фюрер истерически орет, что нужно собрать все силы и захватить D-6. Оказывается, бункер уже удерживает группировка «Спарта». Но потом, конечно, раздается сирена и крики — фашисты узнали о побеге. Тут Павел теряет самообладание и бросается бежать, Артем — следом.

Дальше — погоня, выстрелы в спину, перепрыгивание с платформы на платформу, захват дрезины и уход в темные туннели метро — дух захватывает! Зал взрывается аплодисментами.

Метро 2033: луч надежды

Метро 2033: луч надежды

Кинокомпания Metro Goldwyn Mayer приобрела права на экранизацию романа Дмитрия Глуховского. Мы не упустили возможности спросить у него, как обстоят дела с фильмом.

«Я постоянно переписываюсь с представителями киностудии, они говорят, что все планируется, энтузиазм не спадает и работа идет полным ходом. Совсем скоро мне должны будут продемонстрировать готовый сценарий», — ответил нам Дмитрий.

Что ж, будем ждать и традиционно надеяться, что экранизация не повторит судьбу фильмов вроде Max Payne и Hitman

После показа игры на сцену вышли разработчики, сказали несколько слов благодарности и тут же уступили место представителю NVidia. Тот уверил, что игра будет заточена под ускорители нового поколения (с ними игра будет поддерживать все возможности движка 4A Engine), а затем в доказательство предложил нам испытать игру на предоставленных машинах, сразу оккупированных нашими коллегами. Мы же отправились общаться с Дмитрием Глуховским.

Полную версию нашей беседы мы опубликуем немного позже, а сейчас — избранные моменты.

Метро 2033: луч надежды

Метро 2033: луч надежды

В первой части было все же две концовки — секретная (хорошая) и каноничная (плохая). Что будет в «Луче надежды»?

В прошлой игре была встроенная «система диагностики игрока» — в зависимости от его действий (был ли он любопытен, изучал ли мир, разговаривал ли с другими героями, был добродушен и сочувствовал ли людям) в определенный миг можно было понять, что Черные не опасны для людей. Артем с детства мог говорить с ними, «впускать» их к себе в подсознание — временами у него случались кошмары и видения, которые и были на самом деле этими контактами. Если игрок не исследовал окружающий мир, то Артем к этому относился просто как к страшным снам и не воспринимал как попытки к контакту. Если же игрок был достаточно открыт, помогал людям на станциях, исследовал мир, мыслил свободно, то Артем понимал, что это попытки контакта, переставал им сопротивляться, налаживал контакт и спасал Черных.

Никого не предупреждали, что такая система есть, — по статистике тридцать два человека из тридцати трех приходили к плохой концовке, потому что играли в шутер — бегали, стреляли, убивали, кромсали и думали, что делают все правильно. Только один человек из тридцати трех проходил «с душой» и открывал для себя хорошую концовку.

В новой части это таким сюрпризом уже не станет, но игра точно так же будет пытаться понять, что за человек в нее играет. Игра будет подстраиваться под вас. Как — пока тайна.

Метро 2033: луч надежды

Какова ваша доля участия в проекте? Насколько сильно вы повлияли на процесс разработки?

В геймплей и геймдизайн я не вмешиваюсь вообще. Я нашел талантливых партнеров и предоставил им свободу действий — это лучше, чем нанять идиотов и контролировать каждый их шаг. Но я создал историю, и у других людей нет права ничего с ней сделать, потому что я не только автор идеи, но и эдакий блюститель целостности вселенной — решаю, будет или не будет тот или иной сюжет вписываться в мир, и прочее.

В «Луче надежды» я создал весь сюжет и написал все диалоги. Дальше его уже приспособили под геймплей, геймдизайнеры нарезали его на уровни, что-то было опущено, что-то добавлено — только по техническим причинам, но целостность повествования никоим образом не была нарушена. К этому я отнесся совершенно серьезно, как относился бы к написанию романа, даже казалось, что я делаю слишком много для игры.

Ни для кого не секрет, что за последние десять лет видеоигры сильно поменялись. Чувствуете ли вы эту разницу?

Не скажу, что я много играю в современные игры. Конечно, перед тем как сесть писать сценарий, я посмотрел несколько игр — от Red Dead Redemption до Call of Duty, — но не могу сказать, что их сценарий меня сильно впечатлил. С точки зрения графики, конечно, это грандиозный шаг вперед, но с точки зрения сюжета они не показались мне убедительными. Говорят, очень хорош BioShock, хотя я в него еще не играл.

Отвлечемся немного от «Метро», вопрос немного личный — играете ли вы в последнее время и во что?

Последние десять лет играю довольно мало. Когда мне было лет 13–14, я играл, конечно, очень много. Нужно было к выпускным экзаменам готовиться, а я играл (и поэтому не был отличником), зато я прошел Command & Conquer и Fallout, поэтому отношение к играм у меня ностальгически-сентиментальное.

Что касается исходного вопроса. Чем лучше жизнь, тем меньше времени на игры. Игры все-таки есть некая форма эскапизма, и, когда жизнь не приносит тебе адреналина или других «отравляющих» веществ (смеется), нужно срочно компенсировать это — тогда ты ударяешься в игры. Но когда этот адреналин перехлестывает через край в реальности, что со мной и происходит последние несколько лет, на игры остается меньше сил и эмоций.

Метро 2033: луч надежды

А кино?

Вообще, я мало хожу в кино, но постоянно смотрю сериалы — «Игра престолов», «Родина», «Во все тяжкие». Начал смотреть «Ходячих мертвецов», но совершенно не впечатлен, после «Игры престолов» это детсад какой-то. Мне, кстати, кажется, что сериалы сейчас гораздо более модный и важный культурный продукт, чем полнометражное кино.

Следующая наша встреча с «Метро 2033: луч надежды» состоится совсем скоро — в пятницу. Мы отправимся в Киев, в офис 4A Games, чтобы воочию увидеть, как идет процесс разработки, пощупать самый свежий билд игры и выжать из разработчиков побольше полезной информации. Обещаем держать вас в курсе!


Разработкой игры занимались украинская студия «4A Games», а также сам создатель вселенной Метро Дмитрий Глуховский, написавший сценарий к данной игре.

Подробные статьи об игровом мире см. в категории Мир игры «Metro: Last Light».

Содержание

Презентация Metro: Last Light проходила во время выставки Е3 2011.

Сюжет

Развитие событий

Чёрный

Поверхность

Красная Линия

На Театральной, пока Артём осматривается и исследует станцию, Павел отлучается на время, но позже находит Артёма. Вместе они смотрят представление в Большом Театре, после чего Павел предлагает Артёму отметить то, что они остались живы. Но в напиток Артёма было подмешано снотворное, из-за чего тот теряет сознание. Павел, оказавшийся майором, сдаёт его начальству. Морозов доставляет Артёма на военный смотр на Площадь Революции и передаёт генералу Корбуту. Там же Артём узнаёт, что Лесницкий успешно добрался до Красной Линии вместе с вирусом. В переговорной, очнувшегося пленника Корбут допрашивает о Чёрных, но в допрос вмешивается генеральный секретарь ЦК КПМ Москвин и избивает Артёма, чтобы научить своего сына — Леонида — «работе с людьми». Такой метод допроса не помогает, поэтому Корбут использует инъекцию «сыворотки правды», которая вызывает у Артёма видение. Позже Артём приходит в сознание — его освобождает Леонид Москвин, не разделяющий взгляды отца. Во время побега Артём узнаёт о планах Москвина и Корбута — захватить всё метро. Корбут утверждает, что нашёл способ сделать всё бескровно. Пробираясь через прилегающие к станции «Площадь Революции» помещения, Артём видит подготовленность Красной армии — дисциплину, экипировку, наличие качественного бронепоезда. Выбравшись с территории красных, Артём попадает к своему старому знакомому — Андрею Кузнецу. Он выслушивает Артёма и обещает помочь. После чего отдаёт ему моторизованную дрезину, названную им и другими умельцами «Региной».

Бандиты

Болото

Артём посещает упавший самолёт и старую бензозаправку, где находит небольшую канистру с топливом. Подсоединив канистру к мотору, Артём включает паром, на котором добирается до другой части болота. Отбившись от ласторогих и стражей, Артём пробирается в торговый центр. Со второго этажа он спускается по помосту на небольшую сухую полянку посреди болота, рядом с которой стоит церковь. Когда Артём собирается пройти по бревну к рейнджерам, ему преграждает путь гигантская креветка. Но членам Ордена удаётся уничтожить мутанта. Уже в церкви Артёма встречает Анна. Рейнджеры собираются идти через церковные катакомбы, но ворота в храм взрывает отряд Лесницкого. Артём теряет сознание — его придавливает дверью. Убив спартанцев, Лесницкий берёт Анну в плен для переговоров с Полисом и уходит со своими людьми через катакомбы на Октябрьскую.

Катакомбы

Октябрьская

Когда Артём приходит на Октябрьскую, он узнаёт, что красные заразили станцию вирусом и направили туда свои отряды для «подавления эпидемии». Пробравшись через горящую станцию, Артём спасает Анну, но Лесницкий скрывается. Лишённые целых противогазов, они добираются до Октябрьской-кольцевой — где их встречают Хан вместе с солдатами Ганзы — и теряют сознание. Их отправляют в карантинную палату. В ожидании доктора, Артём и Анна занимаются любовью. Пришедший доктор не находит у них следов заражения, но Ане ещё нужно вылечить ранение, так что Артем покидает карантинную зону один. Артём вновь встречается с Ханом, который делится с ним последними вестями из Полиса.

Погоня

Артём и Хан уходят с Октябрьской через заброшенный межлинейный туннель. Добравшись до мистической Реки Судьбы, Артём и Хан находят ответы на интересующие их вопросы и оказываются в нужное время и в нужном месте, чтобы успеть перехватить поезд с Чёрным. Артём прыгает на поезд, а Хан едет следом на мотодрезине. Артём обевзреживает красных и добирается до Чёрного, но Ульман, ничего не зная о планах Артёма и Хана, взрывает поезд. После взрыва поезда, Ульман собирается уходить, но встречает Хана. Он рассказывает Ульману, что они с Артёмом преследовали этот поезд и уверен, что Артём найдёт дорогу к Полису. Туда же отправляются Хан с Ульманом. В это время Чёрный показывает Артёму, что тот ошибался, позволив разрушить городище Чёрных в 2033-м году, и теряет сознание. Артём выносит его на поверхность.

Путь в Полис

Артём отправляется вместе с Чёрным в поход по поверхности, во время которого детёныш помогает Артёму своими телепатическими способностями, достаёт ему полезные вещи и пытается постичь мир людей. Пройдя переправу через Москву-реку по Лужнецкому метромосту, Артём попадает в депо, где вновь пересекается с Лесницким. Чёрный открывает Артёму воспоминания Лесницкого, откуда они узнают о планах Корбута. Добравшись до Красной площади, Артём попадает в устроенную Павлом засаду, отбивается и в итоге серьёзно его ранит. Чёрный открывает Артёму и воспоминания Павла. Решив судьбу Морозова, Артём продолжает свой путь и попадает в Александровский сад. Там он сражается с огромной медведицей, которая нападает на него, приняв за угрозу своим детям. Со временем медведица теряет силы для борьбы со стражами, от стаи которых Артём её позже спасает. После, он и Чёрный добираются до Кутафьей башни, где их встречают Хан и Мельник.

Переговоры

Чёрный показывает Артёму и Хану, что за одной из запертых дверей Д-6 спят чёрные — детёныш не последний из них. Мельник обещает открыть дверь, если от Чёрного будет какая-нибудь польза. В Полисе, Артём и Чёрный, принявший форму ребёнка в плаще, проникают в воспоминания генсека Красной Линии Москвина, выступающего в это время с заверениями о мире и дружбе, из-за чего он вслух говорит, что сам отравил собственного брата и занял его место. Но тут же генсек начинает оправдываться, раскрывая план Корбута — из-за наводки которого Москвин и пошёл на убийство и который манипулирует им из-за этого всё это время — по захвату Д-6 и всего метро. Лидерам крупнейших формирований метро открывается коварный, но в то же время гениальный план красных. Всем становится понятно, что Москвин лишь пешка в игре «серого кардинала» — Чеслава Корбута.

Последний бой

Ещё до переговоров Мельник отдал приказ о полной мобилизации Д-6, что позволяет укрепить бункер до нападения. В Д-6 Артём, Ульман, Мельник, Хан и бойцы Ордена принимают последний бой. После нескольких сражений и уничтожения танка, оставшиеся в живых спартанцы защищают последний рубеж обороны от тяжёлой пехоты красных. Мельник сообщает Артёму, Ульману, Хану и спартанцам что комплекс заминирован и в случае захвата комплекса достаточно будет повернуть рубильник. Внезапно на платформу влетает бронепоезд красных и Артём, откинутый мощным толчком, теряет сознание. Очнувшись, он видит, что большинство спартанцев мертво, Мельнику оторвало ноги, а вокруг уже полно красных. Подходит Корбут и торжествующе оглядывает искалеченного Мельника. Полковник говорит, что время пришло. Пока ни о чём не догадывающийся Корбут не торопясь подходит к Артёму, тот подползает к пульту и кладёт руку на рубильник.

Концовки

В Metro: Last Light есть две концовки, которые зависят от действий главного персонажа. Его поведение влияет на скрытый в игре параметр морали, который может или расти, или понижаться. Советы помогут игроку добиться определённой концовки, определяемой значением морали.

Альтернативная (плохая) концовка

Артём поворачивает рубильник, взрывая Д-6. Корбут и спецподразделения Красной Армии гибнут вместе с оставшимися в живых спартанцами. После, показывают Анну, которая рассказывает сыну о подвиге отца. Ещё она говорит, что Чёрные ушли, но сказали, что вернутся.

Стандартная (хорошая) концовка

Артёма останавливает Маленький Чёрный. Чёрные оглушают Корбута и спецподразделения Красной Армии. Ульман погибает, как и большинство спартанцев, Мельник выживает и теперь возрождает охрану Полиса с кресла-каталки, а Хан таинственно исчезает. Чёрные уходят с обещанием вернуться.

За Metro: Last Light мы следили с самого первого анонса, еще с той поры, как разработчики из 4A Games объявили со сцены в Киеве, что главной фишкой продолжения станут кооператив и мультиплеер. Мы смотрели на игру на Е3, ездили на презентации в Москве, общались с создателем вселенной Дмитрием Глуховским, заглянули к разработчикам в офис и наблюдали уйму сборок игры на разных стадиях создания.

В плане ожиданий «Луч надежды» стал для нас одной из главных игр 2013 года. И вот, плотно наигравшись в нее всей редакцией, мы готовы оценить оправданность этих ожиданий.

В пику тому, что говорил Сергей Орловский на недавней КРИ-2013, отечественные ААА-проекты продолжают выходить. Пусть и всего один, да к тому же украинский, но все же. Уже первая игра по вселенной «Метро-2033» попала строго в точку — она выглядела как солидный западный блокбастер и вдобавок отличалась совершенно уникальной атмосферой. Нарочито лубочный постапокалипсис, полный ретро-ностальгии по Советскому Союзу, шапок-ушанок, балалаек и традиционной самогоночки вызывал массу теплых чувств у соотечественников и приятно удивлял игроков иноземных.

«Метро-2033» простили и глюки, и туповатых всевидящих противников, и жуткую коридорность (даже в миссиях на поверхности!), и многое-многое другое. Мало кто заострял внимание на плохо работающем стелсе, предпочитая удивляться проработке подземного мира. Станции метро жили своей жизнью, там просто приятно было бродить среди выживших счастливчиков и проникаться их проблемами, представляя на их месте себя самого. На атмосферу работали и бессчетные мелочи: фонарик на динамо-машине, который постоянно нужно было подзаряжать вручную, дефицитные армейские патроны в роли универсальной подземной валюты, кустарные образцы оружия, созданные из палок, трубок и синей изоленты.

Metro 2033: Луч надежды

► Чем не Fallout 4? Силовая броня Братства? Есть. Огнеметы? Есть. Двери убежища — тоже есть!

В каком-то смысле 4A Games осуществили то, к чему массово стремились отечественные разработчики в начале двухтысячных. Они создали «Fallout по-нашему», только оказалась это не ролевая игра, а кинематографичный боевик с сюрпризами. К тому же достаточно востребованный, чтобы у тогда еще здравствующего, а ныне безвременно почившего издателя THQ нашлись деньги на продолжение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сети уже проскочила новость о том, что в первую неделю продаж «Луч надежды» разошелся тиражом, превышающим продажи оригинала за три месяца. А в Америке копий продолжения и вовсе продано больше, чем копий оригинала за все три года! Кто знает, как сложилась бы судьба THQ, успей они выпустить игру сами.

Перед релизом игры мы съездили в гости к 4А Games. Интересно, как делалась игра? Смотрите обязательно!

Курс сразу же был взят «на запад» — от разработчиков требовалось довести игру до наивысших стандартов качества, а для этого: починить стелс, улучшить графику, накрутить побольше событий на единицу времени и при этом поднять планку качества еще на уровень выше. О сюжете вопрос не стоял — Дмитрий Глуховский как раз начинал трудиться над прямым продолжением книги «Метро-2033».

Первая часть закончилась тем, что Артем, главный герой, успешно направил довоенные армейские боеголовки на логово Черных — загадочных гуманоидных существ, которые нагоняли страх на всех обитателей метро. Вот только после яркой вспышки и доклада об успешной ликвидации целого вида крупных млекопитающих Артем вскоре понял, какую ошибку совершил. Ведь Черные совершенно не собирались уничтожать людей. Напротив — они пытались выйти на контакт, пусть и своеобразными методами. И к тому же они были единственной надеждой человечества на возвращение на поверхность.

Обуреваемый мыслями о том, что он виновен в геноциде и лишил людей шансов на спасение, Артем возвращается в метро. Его встречают как героя и берут в Спарту — элитный боевой отряд, призванный поддерживать в метро шаткий порядок и защищать Полис, оплот интеллигенции, ученых и прочих светлых умов, которые успели спастись от атомной войны.

Миновал год. В метро полным ходом идет подготовка к полномасштабной войне — коммунисты с фашистами прознали о существовании бункера D6, в котором содержится много всего полезного. Информация поступила почти одновременно, захапать бункер явочным порядком не удалось — и группировки взялись за оружие.

А что касается Артема, ему поручают довести начатое до конца — на территории Ботанического Сада обнаруживается еще один выживший Черный, которого герою приказано добить.

Хотя, конечно, у Артема на этот счет находятся свои соображения.

На первый взгляд, «Луч надежды» почти не отличается от оригинала. Игра держится на тех же трех «геймплейных китах», попеременно сменяющих друг друга: перестрелки в тоннелях чередуются с вылазками на зараженную поверхность, а в промежутках мы заняты исследованием мирных станций, на которых кипит подземная жизнь. Но если присмотреться, размах проделанной работы становится очевиден.

Metro 2033: Луч надежды

► Ранний концепт-арт игры — сейчас прогуляться по станциям Рейха с Ханом не получится.

К примеру, в первой части много жалоб поступало на стелс. Мол, неудобен он — враги замечают Артема сквозь любые препятствия, мигом поднимают тревогу, и, как ни крути, игра все равно сводится к массовому побоищу. Редкий энтузиаст находил в себе силы действовать тихо дальше первых уровней.

Теперь же любителям скрытного прохождения живется едва ли не легче, чем выступающим в открытую. У них появился индикатор освещенности (встроенный в наручные часы, но, в отличие от Гарретова кристалла, всего двухпозиционный — видно/не видно), и, если Артем прячется в тени, его там и не найдут, пока не подсветят фонариком. А этого не произойдет, если он не будет шуметь и наглеть, высовываясь на освещенные участки.

Возможно, разработчики даже немного перестарались с хладнокровием врагов. Иногда они могут игнорировать крадущегося Артема, даже если в пятне света покажется его рука или нога. Но такова цена за баланс между двумя стилями прохождения — теперь игрок действительно волен выбирать, как ему удобнее пробираться через укрепления противника.

Metro 2033: Луч надежды

► Местная «Бутырка» и уютная газовая камера по совместительству. Стоит начаться тревоге, как по всей территории тюрьмы пускается ядовитый газ.

Любителей стрельбы от бедра порадовали системой улучшений. Едва ли не на каждой станции можно вложить накопленные патроны (универсальная валюта) в покупку прицелов, прикладов и насадок на ствол. Радикально они мало что меняют, как правило, просто улучшают характеристики оружия — берите, на что хватает денег, и будет счастье. Исключение составляют прицелы — там иногда стоит подумать, ставить ли, скажем, ночное видение, сделающее ствол удобным в тоннелях, но малоприменимым на поверхности.

Но главный эффект от улучшений — нежелание расставаться с любимой пушкой, в которую уже столько вложено. Таскать-то с собой можно только три вида оружия из полутора десятков доступных, а враги далеко не всегда делятся нужными патронами. Конечно, свой автомат можно в любой момент выбросить и подобрать с поля боя любой другой. но ведь жалко же!

Выходы «в свет» оставляют двоякие чувства. С одной стороны, панорамы разрушенной Москвы завораживают и пугают — показательным примером стала презентация игры на КРИ-2013. Конференция, как вы помните, проходила в гостинице «Космос» — и, как по заказу, во время презентации Артем вылез на поверхность прямо напротив разрушенного «Космоса». Сидящие в зале журналисты и зеваки нервно заерзали на стульях. А потом начали присматриваться.

Проблема в том, что с московскими достопримечательностями разработчики обошлись достаточно вольно. По их словам, архитектура должна в первую очередь работать на геймплей, а потому игровая Москва похожа на Москву реальную очень условно. Дома расположены не в том порядке, в котором им положено,— а так, чтобы образовывать лабиринт для Артема. Памятники на заднем плане маячат совершенно не там, где находятся исторически. А из Мавзолея — страшно сказать — куда-то делась мумия Ленина!

Metro 2033: Луч надежды

► Представьте, какой силы был атомный взрыв, что здание МГУ чудесным образом перебросило прямо к Большому театру!

Исторические места даже близко не идентичны натуральным, что бросится в глаза всякому, кто видел их вживую. Хотя, казалось бы, при той скрупулезности, с которой они описаны в романах, в игре было бы тоже разумно воссоздать их в точности.

В этом плане игра немало теряет, ведь пройтись по местам боевой славы Артема было бы очень любопытно. Но увы, некоторые места в игре — не более чем плод воображения разработчиков, а вернее, вольная компиляция из реально существующих объектов, без точной географической привязки.

Досадно и то, что путешествия по поверхности строго линейны, как и вся остальная игра. Собьетесь с маршрута — попадете в смертельную ловушку или уткнетесь в искусственную преграду.

Зато визиты на населенные станции метро оставляют исключительно положительное впечатление. Они здесь действительно живые, и жизнь эта нимало не вращается вокруг главного героя. Персонажи на станциях заняты своими делами, они работают, отдыхают, общаются. В какой угол ни загляни — там обязательно разыгрывается какая-нибудь сценка, дополняющая картину мира. И углы эти расставлены густо-густо, из-за чего простой переход из точки А в точку Б порой растягивается едва ли не на часы — пока не прослушаешь все диалоги и не пощупаешь все активные предметы. Если где-то валяется гитара — на ней можно сыграть, тлеющей сигаретой — затянуться, а кое-кто из встреченных персонажей может и платные стриптиз-услуги оказать.

Metro 2033: Луч надежды

Не все изначальные задумки в игре удалось реализовать полностью. Рассказывает Дмитрий Глуховский:

«Были случаи вещей, которые я придумал, но это было слишком сложно технически. Например, есть станция «Венеция», затопленная, люди там живут на каналах. Я предложил разработчикам, чтобы в дальнем углу этой станции, в одном из затопленных туннелей, купались обнаженные девушки. Не ради того, чтобы сиськи показать (в игре их и без этого хватает. Прим. авт.), а потому что мне думалось, что нужно показать, что жизнь продолжается, что даже в таком жутком, гротескном, кошмарном мире есть место для чувственности, место, где люди могли отдохнуть. Это не бордель, просто девушки, сами по себе, ушли от людей искупаться, и игрок может случайно за ними подглядеть в такой волнующий для них момент. Уперлось все в то, что очень сложно рисовать обнаженных девушек в водопадах воды».

Забавно, но все это — строго необязательно. Вы хотите стрелять, мчаться к финишу? Что ж, это не Half-Life 2, где Гордону и шагу не дадут ступить, пока не расскажут все, что ему положено знать по сюжету. Торопыги могут смело пробежать мимо всей мирной жизни, правда, они сами же себя лишат львиной доли удовольствия от игры. А заодно резко сократят шансы получить альтернативную концовку, которая откроется лишь самым внимательным из игроков.

Metro 2033: Луч надежды

► Красная площадь не так уж и пострадала — по игре узнаем, что ее нарочно бомбили не сильно.

Подход, если честно, даже слегка удивительный. Куча усилий вкладывается в то, что игрок имеет шанс никогда не увидеть, — при том, что сейчас принято водить его за ручку к каждой достопримечательности, чтобы, не дай высшие силы, чего не пропустил. На наш взгляд, это работает строго в плюс, ведь разработчики поощряют в игроках тягу к исследованиям. А удовольствие от того, что ты нашел нечто такое, на что не наталкивался больше никто, несравнимо ни с чем.

Metro 2033: Луч надежды

При всей своей мрачной атмосферности «Метро: луч надежды» — игра изрядно ироничная. Киевские разработчики поместили в нее бессчетное множество пасхалок, начиная от характерных имен персонажей (гитарист Виктор Минчук, предатель Павел Морозов) и заканчивая развесистой клюквой в виде медведей-мутантов в Александровском саду. Студию 4A Games даже успели обвинить в национализме и ненависти к русским, на что они, впрочем, только пожимают плечами, ведь ничего такого они в виду не имели.

Мир «Метро-2033» в исполнении 4А Studios изобилует мелкими деталями. И именно стремление к проработке всех этих мелочей — та самая черепаха, на которой стоят все три вышеперечисленные кита. В какой еще игре у персональной дрезины главного героя есть имя (кстати, знакомьтесь, Регина), а разговоры можно подслушать не только на мирных станциях, но и прямо в стане врага? Крадешься порой в тени к патрулю и слушаешь, как они обсуждают бытовые проблемы и предаются воспоминаниям о прошлых заданиях. И уже прямо рука не поднимается их убивать — ведь не их же вина, что судьба разнесла нас по разные стороны баррикад.

К сожалению, игре не хватило проработки в другом — в техническом исполнении. Нет, выглядит она замечательно, только сломанные скрипты и периодические вылеты могут сильно подпортить впечатление. Причем касается это не только версии для ПК (где обилие патчей уже давно приравнено к норме), но и версии для консолей — на редакционном Xbox 360 «Луч надежды» намертво завис дважды, чего никакая другая игра себе никогда не позволяла. Удивительно, куда смотрели омбудсмены из Microsoft и Sony, когда брали игру на сертификацию?

В сегодняшнем выпуске Игромании-анбоксинга мы распакуем коллекционное издание «Метро-2033: луч надежды». Издание ограниченное — всего 4000 штук, и выпущено только на территории России.

Metro: Last Light

Last Light продолжает историю «Метро 2033». Разработчики в качестве каноничной приняли плохую концовку первой части, когда Артем отправил на свет иной всю московскую популяцию Черных. Однако во время бомбежки один из представителей в одночасье вымершего вида спрятался где-то под кустиком и благополучно пережил несчастье. Начальство Ордена узнает о «счастливчике», и Артем получает задание найти и уничтожить гаденыша. По мере того как парня терзают сомнения и моральные дилеммы на тему «казнить или помиловать», он вступает во взрослую политическую жизнь метро, участники которой грызутся за власть и готовы пойти на крайне безнравственные поступки для достижения своих целей. Нам встретятся разные группировки, например фашисты и коммунисты, с которыми Артем, понятное дело, находится в неразрешимых классовых противоречиях.

По правде сказать, сюжет не впечатляет. Всюду попадаются заезженные сценарные ходы: злые планы по захвату мира (метрополитенных масштабов, разумеется), предательства, неуклюжие мистификации. Интригующие флешбеки Артема в конце концов тоже оказываются пшиком — никакого шокирующего срыва покровов встретить здесь не удастся. Все же от проектов, ориентированных в первую очередь на историю, ожидаешь большего.

А вот что радует, так это наличие нескольких концовок. Игра, будучи насквозь линейной, в некоторых местах предоставляет свободу выбора — спасти женщину от бандитов или нет, оставить в живых или убить сдающегося противника, и так далее. Кроме того, на финал влияет стиль прохождения — Last Light позволяет практически без кровопролития продвигаться по сюжету.

Metro: Last Light

Атмосферное давление

Уж если и существуют на свете «литературные» игры, то Last Light явно относится к их числу. Очевидно, приоритетной задачей разработчиков было передать атмосферу книг Глуховского. И дело даже не столько в потрясающей графике и дизайне локаций московской подземки и поверхности. Авторы прописали сотни диалогов между обитателями метро, ни словом не относящихся к основной сюжетной линии. Через каждые два шага Артем натыкается на болтающих о всевозможных бытовых мелочах подземных жителей. Даже сложно сказать, что занимает большее время — перестрелки или прослушивание вездесущих разговоров. Наблюдая за тем, как видавший виды старик рассказывает детям о мифических слонах и жирафах, или глядя на целое пятнадцатиминутное представление на сцене Нового Большого театра, невольно проникаешься атмосферой. Потом, одиноко блуждая по тоннелям, чувствуешь, что вокруг не просто декорации, а пространство, наполненное собственной историей.

Единственное, что портит впечатление от атмосферы, — это озвучка персонажей. Голоса большинства жителей подземки сильно диссонируют с общим настроением. Когда ситуация предполагает проявление страха и ужаса — герои говорят с апломбом; вместо печали и тоски по потерянному родственнику в интонациях звучит непонятная бодрость. К тому же все эмоции наигранны; не уверены, что героев озвучивали профессиональные актеры. Мелочь — а досадно.

Шуметь в метро запрещается

Несколько странное впечатление оставляет также местный стелс. Да, противники действительно реагируют на громкие звуки — если вы вздумаете побрякать на балалайке, бойцы тут же оторвутся от собственных дел и бросятся на поиски источника шума. Не обнаружив такового, они обратятся к излюбленному объяснению паранормальной активности: наверное, крысы. Кто ж еще может играть на балалайках?

Metro: Last Light

Но если со слухом у обитателей метро все в порядке, то со зрением дела куда хуже. Выключая свет и держась хотя бы в метре от проходящих мимо врагов, большинство эпизодов вы пройдете вообще без стрельбы. Иногда удивляешься, как эти близорукие ребята умудряются не биться лбом о стены. В общем, «незаметное» прохождение здесь реализовано грубовато. Если вы не страдаете приступами гуманизма и не боитесь плохой концовки — можете плюнуть на «крысиные» методы и в честном бою сражаться за мир во всем мире.

«Перестрелочную» часть игры можно условно разделить на две составляющие — схватки с людьми и охоту на всяких демонических тварей. Стрелять стало веселее — обещанная правдоподобная физика объектов, а также улучшенный (но далекий от идеала) искусственный интеллект здесь на месте. Артем может носить с собой три «пушки», каждую из которых разрешено улучшить, например увеличив бронебойность или оснастив более удобным прицелом.

Во время встреч с монстрами проявляется хоррор-составляющая проекта. Обычно главного героя сопровождают напарники, разбавляющие нависший над Москвой ужас своими монологами; однако, когда Артем остается один, и нас вынуждают прогуляться по паучьему логову или пересечь какой-то участок столицы, чувствуешь, как душа начинает экскурсию в пятки. Залезть под стол хочется от одних звуков, предваряющих появление тварей. Да, они здесь озвучены на порядок лучше людей — протяжные заунывные стоны, пронизывающие Москву, сильно мешают наслаждаться красотой пейзажей, заставляя игрока ерзать на стуле. Внешний вид мутантов тоже впечатляет: летающие демоны, болотные чудовища, ракообразные монстры — все они замечательно детализованы, имеют собственные повадки и тактику боя.

Metro: Last Light — этакая Call of Duty отечественного розлива, лишенная милитари-тематики и перенесенная в московскую подземку. Зачастую теряешься и не можешь понять, играешь ты или смотришь кино, — ставка здесь сделана на зрелищность и атмосферу. Впечатление портит разве что небрежная озвучка диалогов. В плане геймплея «Луч надежды» нельзя назвать выдающимся — перед нами добротный, но стандартный шутер с едва ли не постановочным стелсом.

Иными словами, мы получили настоящий роман в игровой форме, который не допускает поверхностного ознакомления по диагонали, но требует вдумчивого, медленного чтения, во время которого ты постоянно останавливаешься и смакуешь каждый момент.

Плюсы: атмосфера; весьма достойная графика; великолепный дизайн.
Минусы: ужасная озвучка; примитивный стелс; посредственный сюжет.

Читайте также: