Методика обучения стрельбе из оружия пм

Обновлено: 07.07.2024

Цель: грудная фигура с кругами (мишень № 4) на щите 0,75х0,75 м, установленная на высоте на уровне глаз, неподвижная.

Дальность до цели: 25 метров

Количество патронов: 3 штуки

Время на стрельбу: неограниченное.

Положение для стрельбы: стоя.

Количество выбитых очков определяется только по попавшим в фигуру пулям.

При выполнении упражнения соблюдается следующий порядок: руководитель стрельбы ставить боевую задачу обучаемым и получить боеприпасы на пункте боевого питания. Боеприпасы выдаются поштучно или в снаряженных магазинах. Обучаемые получив боеприпасы, осматривают их, снаряжают патронами магазины, укладывают магазины в подсумки и под руководством старшего смены следуют в исх. положение. По прибытии смены в исх. положение руководитель стрельбы уточняет каждому стреляющему порядок выполнения упражнения (огневую позицию, место и положение для стрельбы, сектор стрельбы и тому подобное).

Убедившись в готовности – руководитель приказывает поднять красный флаг. По этому сигналу обучаемые занимают в соответствии с полученной задачей огневые позиции. Убедившись в готовности обучаемых на участках и в безопасности стрельбы, руководитель стрельбы даёт команду «Огонь». Обучаемые изготавливаются к стрельбе и докладывают: «Такой-то к бою готов» – и по команде руководителя заряжают оружие. После доклада о готовности к бою обучаемые, действуя в соответствии с полученной задачей, наблюдают в указанном секторе обстрела, самостоятельно обнаруживают и поражают цели.

По окончании выполнения упражнения обучаемые разряжают оружие, руководитель стрельбы осматривают его, возвращает смену в исходное положение, даёт распоряжение заменить красный флаг на белый и заслушивает доклад каждого обучаемого о его действиях при выполнении упражнения, за результатами стрельбы, расходе боеприпасов, неисправностях и задержках оружия. ПРИМЕР: «Такой-то выполнял упражнение стрельб из автомата; при стрельбе наблюдал: пулемёт поражён, атакующая группа пехоты не поражена, патроны израсходованы полностью (не полностью, осталось столько-то), задержек при стрельбе не было (были задержки такие-то).

Заслушав доклад обучаемых, и сделав краткий разбор выполнения упражнения, руководитель стрельбы приказывает им сдать на пункте боевого питания неизрасходованные боеприпасы и следовать на очередное учебное место.

При выполнении упражнений стрельб руководитель стрельбы должен находиться не ближе 15 метров от стреляющего.

Огонь прекращается, и оружие разряжается по команде «Прекратить огонь, разряжай»

Стрельба из пистолета ведётся из положения стоя. Все приёмы стрельбы стреляющий выполняет быстро, не прекращая наблюдения за целью.

Стрельба из пистолета складывается из выполнения следующих приёмов:

  • изготовки к стрельбе (заряжание пистолета, принятия положения для стрельбы);
  • производства выстрела (прицеливание, спуск курка);
  • прекращение стрельбы (прекращение нажатия на хвост спускового крючка, включение предохранителя, т.е. перевод его в положение «предохранение», разряжание пистолета).

Для выполнения приёмов стрельбы, обеспечивающих наибольшую меткость и удобство действий стреляющего, каждый военнослужащий должен в зависимости от своих индивидуальных особенностей выработать наиболее выгодное и устойчивое положение для стрельбы, добиваясь при этом однообразного положения рукоятки в руке и наиболее удобного положения корпуса, рук и ног.

При изготовке к стрельбе по команде «Заряжай» стреляющий должен:

  • вынуть пистолет из кобуры; извлечь магазин из основания рукоятки; вложить пистолет в кобуру;
  • снарядить магазин патронами;
  • вынуть пистолет из кобуры и вставить магазин в основание рукоятки;
  • дослать патрон в патронник;
  • включить предохранитель и вложить пистолет в кобуру.

Для производства выстрела надо: выбрать точку прицеливания; не прекращая наблюдения за целью, вытянуть правую руку с пистолетом вперёд, удерживая пистолет за рукоятку кистью правой руки; наложить указательный палец этой руки первым суставом на хвост спускового крючка; вытянуть по левой стороне рукоятки большой палец правой руки параллельно направлению ствола; вытянутую руку держать свободно, без напряжения; рукоятку пистолета не сжимать и держать её по возможности однообразно.

Для прицеливания задержать дыхание на естественном выдохе, зажмурить левый глаз, а правым смотреть через прорезь целика на мушку так, чтобы мушка пришлась посредине прорези, а вершина её наравне с верхними краями целика; в таком положении подвести пистолет под точку прицеливания и одновременно начать нажим на хвост спускового крючка.

Для временного прекращения стрельбы подаётся команда «Стой». По этой команде стреляющий должен прекратить нажим на хвост спускового крючка; удерживая пистолет в правой руке, большим пальцем этой руки поднять флажок предохранителя вверх.

Для полного прекращения стрельбы подаётся команда «Разряжай».

Стрельба из пистолета ведется из положения стоя, с колена, лежа, с руки и с упора или при движении на машине и т. п. Все приемы стрельбы стреляющий выполняет быстро, не прекращая наблюдения за целью.

83. Стрельба из пистолета складывается из выполнения следующих приемов:

— изготовки к стрельбе (заряжание пистолета, принятие положения для стрельбы);

— производства выстрела (прицеливание, спуск курка);

— прекращения стрельбы (прекращение нажатия на хвост спускового крючка, включение предохранителя, т. е. перевод его в положение «предохранение», разряжание пистолета).

84. В бою огонь из пистолета ведется самостоятельно.

С учебной целью для стрельбы в различных положениях подается команда (примерно) «По такой-то цели, лежа (с колена, стоя) — огонь». По этой команде необходимо принять указанное командой положение, выключить предохранитель (опустить флажок вниз) и, прицеливаясь, произвести выстрел самовзводом. Выстрел по этой команде может быть произведен также с предварительным взведением курка на боевой взвод. В этом случае после постановки курка на боевой взвод необходимо прицелиться и нажать на хвост спускового крючка.

85. Для выполнения приемов стрельбы, обеспечивающих наибольшую меткость и удобство действий стреляющего, каждый военнослужащий должен в: зависимости от своих индивидуальных особенностей выработать наиболее выгодное и устойчивое положение для стрельбы, добиваясь при этом однообраз­ного положения рукоятки в руке и наиболее удобного положения корпуса, рук и ног.

Изготовка к стрельбе

86. При изготовке к стрельбе по команде «Заряжай» стреляющий должен:

— вынуть пистолет из кобуры; извлечь магазин из основания рукоятки; вложить пистолет в кобуру;

Рис. 53. Снаряжение магазина патронами

Рис. 53. Снаряжение магазина патронами

— снарядить магазин патронами, для чего, удерживая магазин в левой руке (рис. 53), правой рукой вкладывать в магазин один за, другим патроны, надавливая при этом большим пальцем до тех пор, пока патрон не зайдет за верхние загнутые края боковых стенок корпуса магазина, придвинуть его капсюлем вплотную к задней стенке корпуса магазина;

— вынуть пистолет из кобуры и вставить магазин в основание рукоятки;

— дослать патрон в патронник ствола, для чего выключить предохранитель (опустить флажок вниз), отвести левой рукой затвор в крайнее заднее положение и отпустить его;

— включить предохранитель (перевести флажок предохранителя большим пальцем правой руки так, чтобы он закрыл красный кружок) и вложить пистолет в кобуру.

Примечание. В боевой обстановке пистолет должен быть заряжен заблаговременно.

87. Для принятия положения к стрельбе стоя (рис. 54) необходимо:

— повернуться вполоборота налево и, не приставляя правой ноги, выставить ее вперед по направлению к цели на ширину плеч (как удобнее по росту), распределив тяжесть тела равномерно на обе ноги;

— отстегнуть крышку и вынуть пистолет из кобуры;

— держать пистолет отвесно дульной частью вверх против правого глаза, сохраняя при этом положение кисти руки на высоте подбородка; левая рука должна быть свободно опущена вдоль тела или заложена за спину;

— удерживая пистолет дульной частью вверх, наложить большой палец правой руки на флажок предохранителя и опустить его вниз (выключить предохранитель); вложить указательный палец в спус­ковую скобу, не касаясь спускового крючка.

Рис. 54. Положение для стрельбы стоя

Примечания: 1. При стрельбе с левой руки положение корпуса обратное; правой рукой вынуть пистолет из кобуры и переложить его в левую руку.

2. Если стрельба будет вестись с предварительным взведением курка, а не самовзводом, то после выключения предохранителя необходимо нажатием большим пальцем правой руки на головку курка поставить курок на боевой взвод.

88. Для принятия положения к стрельбе с колена (рис. 55) нужно выставить назад левую ногу так, чтобы носок ступни ее был против каблука правой ноги;

Рис. 55. Положение для стрельбы с колена

Рис. 55. Положение для стрельбы с колена

быстро опуститься на левое колено и присесть на каблук; правую ногу от колена до ступни держать по возможности отвесно, носок ступни — в направлении на цель; вынуть пистолет из кобуры, выключить предохранитель (опустить флажок вниз); поставить курок на боевой взвод, если стрельба будет вестись с предварительным взведением курка; удерживать пистолет, как указано в ст. 87.

89. Для принятия положения к стрельбе лежа (рис. 56) следует сделать полный шаг правой ногой вперед и немного вправо;

Рис. 56. Положение для стрельбы лёжа

Рис. 56. Положение для стрельбы лёжа

наклоняясь вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на землю впереди себя пальцами вправо; затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, лечь на левый бок и быстро повернуться на живот, раскинув ноги слегка в стороны носками наружу. Вынуть пистолет из кобуры, выключить предохранитель и поставить курок на боевой взвод, как указано в ст. 87; если стрельба будет вестись самовзводом, то после выключения предохранителя вложить указательный палец правой руки в спусковую скобу, не касаясь спускового крючка.

Производство выстрела

90. Для производства выстрела из всех положений для стрельбы надо: выбрать точку прицеливания; не прекращая наблюдения за целью, вытянуть правую руку с пистолетом вперед, удерживая пистолет за рукоятку кистью правой руки; наложить указательный палец этой руки первым суставом на хвост спускового крючка; вытянуть по левой стороне рукоятки большой палец правой руки параллельно направлению ствола (рис. 57);

Рис. 57. Как держать пистолет при стрельбе

Рис. 57. Как держать пистолет при стрельбе

вытянутую правую руку держать свободно, без напряжения, кисть этой руки держать в плоскости, проходящей через ось канала ствола и локоть руки (рис. 58); рукоятку пистолета не сжимать и держать ее по возможности однообразно.

91. Для прицеливания задержать дыхание на естественном выдохе, зажмурить левый глаз, а правым смотреть чез прорезь целика на мушку так, чтобы мушка пришлась посредине прорези, а вершина ее наравне с верхними краями целика; в таком положении подвести пистолет под точку прицеливания (не сваливая его) и одновременно начать нажим на хвост спускового крючка.

Рис. 58. Положение для стрельбы стоя

Рис. 58. Положение для стрельбы стоя

Примечание. Если стреляющему трудно закрыть отдельно левый глаз, разрешается прицеливаться с открытыми обоими глазами.

92. Для спуска курка необходимо, удерживая дыхание, плавно нажимать первым суставом указательного пальца на хвост спускового крючка, пока курок незаметно для стреляющего, как бы сам собой, не сорвется с боевого взвода, т. е. пока не произойдет выстрела.

При взведенном предварительно курке следует иметь в виду, что спусковой крючок имеет некоторый свободный ход, при котором выстрела не произойдет.

Прекращение стрельбы

93. Прекращение стрельбы может быть временное и полное.

Для временного прекращения стрельбы подается команда «Стой». По этой команде стреляющий должен прекратить нажим на хвост спускового крючка; удерживая пистолет в правой руке, большим пальцем этой руки поднять флажок предохранителя вверх так, чтобы он закрыл красный кружок (включить предохранитель), и, если нужно, перезарядить пистолет.

Для перезаряжания пистолета надо:

— извлечь магазин из основания рукоятки пистолета;

— вставить снаряженный магазин в основание рукоятки;

— если предстоит стрельба, выключить предохранитель (опустить флажок вниз) и, если стрельба будет вестись с предварительным взведением курка, поставить курок на боевой взвод. (Если перед перезаряжанием были израсходованы все патроны, необходимо отвести затвор назад и отпустить его.)

Для полного прекращения стрельбы подается команда «Разряжай».

По этой команде стреляющий должен:

— прекратить нажим на хвост спускового крючка;

Для разряжания пистолета надо:

— извлечь магазин из основания рукоятки;

— выключить предохранитель (опустить флажок вниз);

— извлечь патрон из патронника, для чего, удерживая пистолет в правой руке за рукоятку, левой рукой отвести затвор назад и отпустить его; поднять с земли (пола) патрон, выброшенный затвором из патронника, и обтереть его ветошью;

— вложить пистолет в кобуру;

— вынуть патроны из магазина: взяв магазин в левую руку, большим пальцем правой руки сдвинуть патроны один за другим вперед по подавателю магазина и подхватить их ладонью той же руки (рис. 59);

— вынуть пистолет из кобуры; вставить магазин в основание рукоятки; снова вложить пистолет в кобуру и застегнуть крышку кобуры.

Рис. 59. Как вынуть патроны из магазина

Рис. 59. Как вынуть патроны из магазина

По команде «Оружие — к осмотру» стреляющий обязан:

— левой рукой вынуть магазин из основания рукоятки пистолета и вложить его под большой палец правой руки впереди предохранителя (рис. 60) так, чтобы подаватель магазина был на 2—3 см выше затвора;

— после осмотра оружия руководителем стрельбы взять магазин в левую руку;

Рис. 60. Положение пистолета и магазина в руке по команде Оружие к осмотру

Рис. 60. Положение пистолета и магазина в руке по команде "Оружие к осмотру"

— большим пальцем правой руки нажать на кнопку затворной задержки и освободить затвор;

— нажав на спусковой крючок, произвести контрольный спуск курка;

— поставить предохранитель в положение «предохранение»;

— вставить магазин в основание рукоятки;

— вложить пистолет в кобуру и застегнуть крышку кобуры.

Стрельба с упора и из-за укрытия

94. Упор используется для повышения действительности огня. В зависимости от высоты упора стреляющий должен принять соответствующее положение для стрельбы.

95. При стрельбе с упора правую руку с пистолетом класть на упор так, чтобы, кисть ее была на весу, а рукоятка пистолета не касаясь упора.

96. Укрытия используются для затруднения наблюдения противнику и для защиты от его огня.

97. При стрельбе с руки из-за укрытия следует принять соответствующее положение для стрельбы (стоя, с колена, лежа) и приложить правую руку к упору так, чтобы кисть руки с пистолетом была свободной (рис. 61 и 62).

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н.В. Астафьев, А.П. Дуров, О.О. Осипов

Совершенствование методики обучение стрельбе из пистолета Макарова в ходе первоначальной профессиональной подготовки в вузе Техники скоростной стрельбы из пистолета при ограниченной возможности для прицеливания Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД Методические особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД Тренировка и отработка навыков обращения с оружием и производство выстрела вхолостую i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики обучения стрельбе из пистолета Макарова курсантов на этапе «Первоначальная профессиональная подготовка»»

положения: (Северо-Кавказский регион) / Безопасность: Информационный сборник. - 1995. — № 7-8.

34. Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников ОВД: Материалы семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД города Москвы. — М.: Академия МВД РФ, 1997.

35. Рабочая книга психолога внутренних войск / Под ред. С.Ф.Кавуна. — М.: ГКВВ МВД России, 1997.

36. Романович Г. Г., Юстицкий В. В. Психологические особенности действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Лекция. — Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1988.

37. Столяренко A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества // Вопросы психологии. — 1989. — №4.

38. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М.: Академия МВД СССР, 1987.

39. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пос. — М.: Юрайт, 2000.

40. Стрелъченко А.Б., Човдырова Г.С. Психологические аспекты обеспечения профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях//Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 1 (3).

41. СъединС.И., Абдурахманов P.A. Психологические последствия воздействия боевой обстановки.— М.: Министерство обороны РФ, 1992.

42. Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. — 1996. — № 1 (2).

43. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. — М.( 1995.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА КУРСАНТОВ НА ЭТАПЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

Доктор пед. наук, проф. Н.В. Астафьев,

СибЮИ МВД России Канд. пед. наук, доцент А.П. Дуров, преподаватель О.О. Осипов

Омская академия МВД России

свойств, устройства автоматов Калашникова (АКМ и АК-74), а также на изучение приемов и правил стрельбы из автомата; 8 часов — на изучение назначения, боевых свойств, устройства 9-мм пистолета Макарова (ПМ), а также приемов и правил стрельбы из пистолета. Учебное занятие по изучению приемов и правил стрельбы из пистолета, проводимое по расписанию, предусматривает изучение материальной части ПМ, порядка заряжания пистолета, порядка неполной разборки и сборки после нее, правил чистки и смазки, отработку приемов изготовки к стрельбе и производства выстрела.

У курсантов, поступивших на первый курс обучения, отмечено практически полное отсутствие умений и навыков по выполнению прицельного выстрела. Данное обстоятельство объясняется отсутствием в программах общеобразовательных школ учебной дисциплины «Начальная военная подготовка», что усложняет процесс обучения. В этой связи кафедрой вооружения и стрельбы ОмА было принято решение о восполнении этого пробела проведением одного дополнительного занятия.

Задачами исследования явилось следующее:

1. Разработать содержание дополнительного двухчасового занятия, направленного на обучение курсантов отдельным техническим действиям по выполнению прицельного выстрела из пистолета Макарова с места, с руки, в неограниченное время.

2. Разработать адекватные друг другу шкалы, рассчитанные по показателям «Количество попаданий в цель» и «Количество выбитых очков», для оценки уровня достижений курсантов в стрельбе из пистолета Макарова в подготовительном и начальном упражнениях учебных стрельб.

Методика проведения дополнительного двухчасового занятия

Дополнительное занятие продолжительностью в два академических часа было направлено на освоение отдельных технических действий по выполнению прицельного выстрела из пистолета Макарова стоя, с руки, проводилось в часы самоподготовки курсан-

тов под руководством преподавателей кафедры вооружения и стрельбы и имело следующее содержание:

Первое учебное место: обучение отдельным элементам обработки спускового крючка и прицеливания.

Задание 1. Усвоение и запоминание особенностей работы ударно-спускового механизма пистолета.

Задание 2. Обучение плавному, без рывков нажатию на спусковой крючок.

Сидя за столом, с упором на предплечья и кисти рук (допустим упор грудью), хват пистолета двумя руками. Выключить предохранитель, взвести курок, установить гильзу на середину затвора и плавно, без рывков обработать спусковой крючок так, чтобы гильза не упала. Повторить 5-7 раз. Отдых — 30 секунд. После этого переместить гильзу на край затвора и повторить 5-7 раз. Выполнить задание 2 с усложнением условий: сидя, с упором о локти обеих рук; сидя, с двух рук; сидя, с руки; стоя, с двух рук; стоя, с руки.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отдельных случаях, при видимом нарушении курсантом техники обработки спускового крючка, преподаватели проводили индивидуальное обучение — обрабатывали спуск нажатием своим указательным пальцем на указательный палец курсанта.

Задание 3. Обучение удержанию ровной мушки в процессе выбора рабочего хода спускового крючка.

Сидя за столом, с упором предплечьями и кистями рук, хват пистолета двумя руками, большим пальцем левой руки выключить предохранитель, взвести курок, навести прицельные приспособления на белый фон мишенного поля, выбрать свободный ход, установить ровную мушку, плавно, без рывков обработать спусковой крючок. Повторить 3-5 раз. Те же действия повторить из положений: сидя, с двух рук; сидя, с руки; стоя, с двух рук; стоя, с руки.

Задание 4. Обучение быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений и поиску ровной мушки (оценка скорости переработки визуальной информации).

Для обучения быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений и поиску ровной мушки использовались специально разработанные таблицы-матрицы. Таблицы-матрицы содержали 90 различных вариантов взаимного расположения мушки и целика, среди которых 10 правильных вариантов. Курсантам предлагалось просмотреть таблицы-матрицы и выписать на лист бумаги те номера рисунков, которые, по их мнению, соответствуют ров-

Второе учебное место: обучение в целом комплексу двигательных действий по выполнению прицельного выстрела на меткость.

В учебных стрельбах приняли участие 294 курсанта. Результаты выполнения подготовительного и начального упражнений учебных стрельб из пистолета Макарова, а именно — среднее количество выбитых очков и среднее количество попаданий в цель представлены на рис. 1.

Подготовительное Начальное упражнение

В подготовительном упражнении среднее количество выбитых очков составило 21, среднее количество попаданий в цель — 3. В начальном упражнении среднее количество выбитых очков составило 14, среднее количество попаданий в цель — 2. Статистический анализ результатов стрельбы курсантов в подготовительном и начальном упражнениях подтвердил различия в уровне сложности упражнений. Об этом свидетельствует достоверность различий, определенная по показателю «Количество выбитых очков» (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=8,1, при Ро < 0,01) и для показателя «Количество попаданий в цель» (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=2,5, при Ро < 0,05). Коэффициент корреляции изучаемых показателей составляет 11=0,319.

Известно, что среднестатистические данные не дают полного и объемного представления о подготовленности курсантов. В этой связи нами проведен подробный количественно-качественный анализ результатов выполнения курсантами упражнений учебных стрельб. Результаты оценивались следующим образом: 3 попадания — отлично, 2 попадания — хорошо, 1 попадание — удовлетворительно, ни одного попадания — неудовлетворительно; по количеству очков: 20-30 — отлично, 11-19 — хорошо, 5-10 — удовлетворительно, 0 — неудовлетворительно (рис. 2).

Ог.шчно Хорошо (2 попадания) Удовлеттюритетъда Неудовлетворительно

(3 попадания) (I попадание) (0 попаданий)

Количество попаданий в мишень

Рис. 2. Распределение курсантов по уровням достижений в стрельбе из пистолета Макарова в подготовительном и начальном упражнениях учебных стрельб при использовании шкалы оценок «Количество попаданий в цель».

Результаты стрельбы курсантов в подготовительном упражнении оказались следующими. Три попадания в цель из трех возможных показали 190 курсан-

тов (65%), два попадания — 75 курсантов (26%), одно попадание — 26 курсантов (9%), ноль попаданий — 3 курсанта (1%). Результаты стрельбы курсантов в начальном упражнении оказались следующими. Три попадания в цель из трех возможных показали 89 курсантов (30%), два попадания — 82 курсанта (28%), одно попадание — 76 курсантов (26%), ноль попаданий — 46 курсантов (16%).

Результаты статистического анализа свидетельствуют о том, что условия выполнения подготовительного и начального упражнений учебных стрельб из ПМ и методика обучения (включающая одно дополнительное занятие) позволяют сделать эти упражнения доступными для обучаемых. На это указывает процентное соотношение курсантов, не поразивших цель ни одной пулей (1% — в подготовительном упражнении и 16% — в начальном упражнении).

При решении второй задачи исследования — разработки шкалы оценок с показателем «Количество выбитых очков» мы соблюдали условие ее адекватности шкале «Количество попаданий в цель» (рис. 3).

Количество выбитых очков

Рис. 3. Распределение курсантов по уровням достижений в стрельбе из пистолета Макарова в подготовительном и начальном упражнениях учебных стрельб при использовании шкалы оценок «Количество выбитых очков».

Сопоставительный анализ данных показал, что распределение курсантов по уровням достижений при использовании шкалы с показателем «Количество выбитых очков» адекватно распределению курсантов по уровням достижений при использовании шкалы с показателем «Количество попаданий в цель». Данное обстоятельство позволяет рекомендовать к практическому использованию шкалу «Количество выбитых очков» (рис. 5).

Скорость переработки информации рассчитывалась следующим образом:

Проведенный нами корреляционный анализ показал отсутствие зависимости результатов стрельбы от скорости переработки информации в подготовительном упражнении —11=0,153 и результатов стрельбы в начальном упражнении — И.=0,116.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки способностей курсантов к быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспо-

Результаты тестирования способностей к быстрому анализу взаимного расположения прицельных

приспособлений — поиску ровной мушки

Параметр теста Среднее арифм. значение (X) Среднее квадратич.значение (в) Коэффициент вариации (П%

Время работы, с 85 18,6 22

Скорость переработки информации, бит/с 1,1 0,2 20

но — 65% и 65%, хорошо — 26% и 26%, удовлетворительно — 9% и 9%, неудовлетворительно — 1% и 1%. В начальном упражнении распределение курсантов, соответственно указанным выше шкалам, оказалось следующим: отлично — 30% и 28%, хорошо — 28% и 30%, удовлетворительно — 26% и 26%, неудовлетворительно— 16% и 16%.

5. Оценку способностей курсантов к быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспо-

Оценка способностей к быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений _________________и поиску ровной мушки________________

Параметры теста Плохо Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

Результаты проведенных нами исследований позволили сделать следующие выводы и практические рекомендации:

1. При использовании шкал оценок С показателем «Количество попаданий в цель» курсанты распределились следующим образом:

— в подготовительном упражнении: три попадания — 190 курсантов (65%), два попадания — 75 курсантов (26%), одно попадание — 26 курсантов (9%), ноль попаданий — 3 курсанта (1%);

— в начальном упражнении: три попадания — 89 курсантов (30%), два попадания — 82 курсанта (28%), одно попадание— 76 курсантов (26%), ноль попаданий — 46 курсантов (16%).

2. Условия выполнения подготовительного и начального упражнений учебных стрельб и методика обучения (включающая в себя одно дополнительное занятие) свидетельствуют о доступности этих упражнений для обучаемых. Количество курсантов, не поразивших цель ни одной пулей, в подготовительном упражнении составило 1%, в начальном упражнении — 16%.

3. Для оценки уровня подготовленности целесообразно использовать следующую шкалу: отлично—30-20 очков, хорошо — 19-11 очков, удовлетворительно — 10-5 очков, неудовлетворительно—0 очков.

4. Шкала оценки с показателем «Количество выбитых очков» адекватна шкале оценки с показателем «Количество попаданий в цель». Распределение курсантов по уровню достижений при использовании обеих шкал одинаково. Так, в подготовительном упражнении распределение курсантов, соответственно указанным выше шкалам, оказалось следующим: отлич-

соблений и поиску ровной мушки целесообразно осуществлять по шкале, представленной в табл. 2.

6. Корреляционный анализ показал отсутствие зависимости результатов стрельбы в подготовительном упражнении от скорости переработки информации (11=0,153) и результатов стрельбы в начальном упражнении (Я=0,116).

7. Статистический анализ результатов стрельбы курсантов в подготовительном и начальном упражнениях подтвердил различия в уровне сложности упражнений. Об этом свидетельствует достоверность различий, определенных по показателю «Количество выбитых очков» (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=8,1, при Ро<0,05) и для показателя «Количество попаданий в цель» (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=2,5, при Ро<0,05). Исследования показали отсутствие статистически достоверной зависимости между результатами, показанными курсантами в подготовительном и начальном упражнениях. Коэффициент корреляции изучаемых показателей составил 11=0,319.

8. Результаты стрельб после курсового обучения «Первоначальная профессиональная подготовка», с применением одного дополнительного занятия позволяют считать достаточно высоким исходный уровень подготовленности курсантов для всего процесса огневой подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в стрельбе из пистолета Макарова.

9. Предлагаемые нами шкалы оценки достижений в упражнениях учебных стрельб действительны только для этапа обучения «Первоначальная профессиональная подготовка».

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астафьев Н. В., Новиков Л. В., Дуров А. П., Осипов О. О.

Совершенствование методики обучения стрельбе из пистолета Макарова курсантов на этапе «Первоначальная профессиональная подготовка» Техники скоростной стрельбы из пистолета при ограниченной возможности для прицеливания Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД Методические особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД Совершенствование Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по стрельбе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики обучение стрельбе из пистолета Макарова в ходе первоначальной профессиональной подготовки в вузе»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА В ХОДЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Доктор педагог. наук, профессор Н.В.Астафьев Канд. педагог, наук, доцент Л.В.Новиков А.П.Дуров, О.О.Осипов

Омская академия МВД России

В соответствии с учебными планами для юридических учебных заведений (специальности 021100 — юриспруденция и 0203 — правоохранительная деятельность), объем учебной нагрузки по дисциплине “Огневая подготовка” на период курсового обучения “Первоначальная профессиональная подготовка” составляет 20 часов и включает в себя: лекционные занятия (8 часов) и практические занятия (12 часов). Практические занятия распределяются следующим образом: 4 часа предусмотрено на изучение назначения, боевых свойств, устройства автоматов Калашникова (АКМ и АК-74), приемов и правил стрельбы из автомата; 8 часов дается на изучение назначения, боевых свойств, устройства 9-мм пистолета Макарова (ПМ), приемов и правил стрельбы из пистолета. Учебное занятие по изучению приемов и правил стрельбы из пистолета, проводимое по расписанию, предусматривает изучение материальной части ПМ, порядка заряжания пистолета, порядка неполной разборки и сборки после неполной разборки, правил чистки и смазки, отработку приемов изготовки к стрельбе и производства выстрела.

У курсантов, поступивших на первый курс обучения, практически полностью отсутствуют умения и навыки по выполнению прицельного выстрела. Данное обстоятельство объясняется отсутствием в программах общеобразовательных школ соответствующей учебной дисциплины и это усложняет процесс обучения. Кафедрой вооружения и стрельбы

Омской академии МВД России было принято решение о восполнении этого пробела проведением одного дополнительного занятия во всех группах обучающихся “Курса молодого бойца”.

Результаты в стрельбе из пистолета из положения стоя, с руки, по условиям первого упражнения КС-98 (выбить 25 очков — “отлично”, 21 — “хорошо” и 18 — “удовлетворительно”), после всего лишь шести часов практических занятий, нельзя считать правильным. Необходимо было разработать шкалы оценок, адекватных уровню подготовленности и действительных для этапа обучения “Первоначальная профессиональная подготовка”. Практика показала, что оценивать уровень огневой подготовленности целесообразно по шкалам с оценочными показателями “Количество попаданий в цель” и “Количество выбитых очков”. При этом, по нашему мнению, должно соблюдаться условие адекватности шкал друг другу, число испытуемых курсантов должно быть количественно одинаковым.

В связи с этим были поставлены з а д а ч и и с-с л е д о в а н и я:

1. Разработать содержание дополнительного двухчасового занятия, направленного на обучение курсантов отдельным техническим действиям по выполнению прицельного выстрела из пистолета Макарова с места, с руки, в неограниченное время.

2. Разработать адекватные друг другу шкалы, рассчитанные по показателям “Количество попаданий в цель” и “Количество выбитых очков”, для оценки уровня достижений курсантов ОмА в стрельбе из пистолета Макарова в подготовительном и начальном упражнениях учебных стрельб.

Затем была разработана м е т о д и к а п р о в е-д е н и я д о п о л н и т е л ь н о г о з а н я т и я продолжительностью в два академических часа, направленная на освоение отдельных технических действий по выполнению прицельного выстрела из пистолета Макарова стоя, с руки. Оно проводилось в часы самоподготовки курсантов под руководством преподавателей кафедры.

П е р в о е у ч е б н о е м е с т о: обучение отдельным элементам обработки спускового крючка и прицеливания.

Задание 1. Усвоение и запоминание особенностей работы ударно-спускового механизма пистолета.

Сидя за столом, с упором предплечьем и кистями рук, хват пистолета двумя руками, с закрытыми глазами выбрать свободный ход, сделать паузу

Задание 2. Обучение плавному, без рывков нажатию на спусковой крючок.

Сидя за столом, с упором на предплечья и кисти рук (допустим упор грудью), хват пистолета двумя руками. Выключить предохранитель, взвести курок, установить гильзу на середину затвора и плавно, без рывков обработать спусковой крючок, так, чтобы гильза не упала. Повторить 5-7 раз. Отдых 30 секунд. После этого переместить гильзу на край затвора и повторить 5-7 раз. Выполнить задание 2 с усложнением условий: сидя, с упором о локти обеих рук; сидя, с двух рук; сидя, с руки; стоя, с двух рук; стоя, с руки.

В отдельных случаях, при видимом нарушении курсантом техники обработки спускового крючка, преподаватели проводили индивидуальное обучение — обрабатывали спуск нажатием своим указательным пальцем на указательный палец курсанта.

Задание 3. Обучение удержанию ровной мушки в процессе выбора рабочего хода спускового крючка.

Сидя за столом, с упором предплечьями и кистями рук, хват пистолета двумя руками, большим пальцем левой руки выключить предохранитель, взвести курок, навести прицельные приспособления на белый фон мишенного поля, выбрать свободный ход, установить ровную мушку, плавно, без рывков обработать спусковой крючок. Повторить 3-5 раз. Те же действия повторить из положений: сидя, с двух рук; сидя, с руки; стоя, с двух рук; стоя, с руки.

Задание 4. Обучение быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений и поиску ровной мушки (оценка скорости переработки визуальной информации).

В т о р о е у ч е б н о е м е с т о: обучение двигательным действиям по выполнению прицельного выстрела.

счет 2 — вывести руку, удерживающую пистолет, вперед на линию прицеливания (способами: сверху вниз, снизу вверх, либо “тычком” на мишень). На счет 3 — положить палец на спусковой крючок, выбрать свободный ход и задержать дыхание (на полу выдохе либо полу вдохе). На счет 4 — уточнить прицеливание (установить ровную мушку), удерживая ровную мушку в районе прицеливания, медленно и без рывков выбрать рабочий ход спускового крючка — произвести выстрел. Запомнить расположение прицельных приспособлений в момент выстрела. Сделать паузу в 2-3 секунды (после отдачи рука должна вернуться в исходное положение). На счет 5 — убрать палец со спускового крючка и положить его на спусковую скобу либо затвор. На счет 6 — опустить локоть руки, удерживающей пистолет, на гребень подвздошной кости, расслабить кисть, восстановить ровное дыхание (пистолет направлен в сторону мишеней, голова наклонена, взгляд рассеянный либо закрытые глаза). Повторить упражнение под счет преподавателя 5-8 раз. Повторить упражнение самостоятельно 5-8 раз, счет выполнять про себя.

Р е з у л ь т а т ы и с с л е д о в а н и я.

После проведения занятий по обучению курсантов стрельбе из пистолета Макарова на этапе курсового обучения “Первоначальная профессиональная подготовка” были проведены учебные стрельбы в двух упражнениях: подготовительном и начальном. Условия выполнения подготовительного упражнения следующие: стрельба ведется из положения стоя, с руки, три выстрела, выполняются по мишени № 6 (грудная фигура), в неограниченное время, при дальности до цели 15 метров. Условия выполнения начального упражнения следующие: стрельба ведется из положения стоя, с руки, три выстрела, выполняются по мишени № 4 (грудная фигура с кругами), в неограниченное время, при дальности до цели 25 метров. В учебных стрельбах приняли участие 294 курсанта.

Результаты выполнения подготовительного и начального упражнений учебных стрельб из пистолета Макарова, а именно среднее количество выбитых очков и среднее количество попаданий в цель представлены (рис. 1).

Подготовительное Начальное упражнение

Рис. 1. Средние арифметические значения показателей “Количество выбитых очков” и “Количество попаданий в цель” у курсантов, выполнивших подготовительное и начальное упражнения в стрельбе из пистолета Макарова.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В подготовительном упражнении среднее количество выбитых очков составило 21, среднее количество попаданий в цель — 3. В начальном упражнении среднее количество выбитых очков составило 14, среднее количество попаданий в цель — 2. Статистический анализ результатов стрельбы курсантов в подготовительном и начальном упражнениях подтвердил различие в уровне сложности упражнений. Об этом свидетельствует достоверность различий, определенная по показателю “Количество выбитых очков” (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=8,1, при Ро<0,01) и для показателя “Количество попаданий в цель” (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=2,5, при Ро<0,05). Коэффициент корреляции изучаемых показателей составляет Я=0,319.

Известно, что среднестатистические данные не дают полного и объемного представления о подготовленности курсантов. Нами проведен подробный количественно-качественный анализ результатов выполнения курсантами упражнений учебных стрельб. Результаты оценивались следующим образом: 3 попадания — “отлично”, 2 попадания — “хорошо”, 1 попадание — “удовлетворительно”, ни одного попадания — “неудовлетворительно”; по количеству очков: 20-30 — “отлично”, 11-19 — “хорошо”, 5-10 — “удовлетворительно”, 0 — “неудовлетворительно” (рис. 2).

оХо 50% -I 40% -& 30% -“ 20% -І 10% -0%

□ І Іодгоіоніне-.и.ное упражнение |В Начальное упражнение

Оілично (3 попадания)

Хорошо (2 попадания) Удовлеівориіельно (1 Неудовлеівориіельно попадание) (0 попаданий)

следующими. Три попадания в цель из трех возможных показали 89 курсантов (30%), два попадания — 82 курсанта (28%), одно попадание — 76 курсантов (26%), ноль попаданий — 46 курсантов (16%).

Результаты статистического анализа свидетельствуют о том, что условия выполнения подготовительного и начального упражнений учебных стрельб из ПМ и методика обучения (включающая в себя одно дополнительное занятие) позволяют сделать эти упражнения доступными для обучаемых. На это указывает процентное соотношение курсантов не поразивших цель ни одной пулей (1% в подготовительном упражнении и 16% — в начальном упражнении).

При решении второй задачи исследования — разработки шкалы оценок с показателем “Количество выбитых очков”, мы соблюдали условие ее адекватности шкале “Количество попаданий в цель”. На рис. 3 представлены результаты решения указанной выше задачи.

Количество попаданий в мишень

Рис. 2. Распределение курсантов по уровням достижений в стрельбе из пистолета Макарова в подготовительном и начальном упражнениях учебных стрельб при использовании шкалы оценок “Количество попаданий в цель”.

Результаты стрельбы курсантов в подготовительном упражнении оказались следующими. Три попадания в цель из трех возможных показали 190 курсантов (65%), два попадания — 75 курсантов (26%), одно попадание — 26 курсантов (9%), ноль попаданий — 3 курсанта (1%). Результаты стрельбы курсантов в начальном упражнении оказались

Рис. 3. Распределение курсантов по уровням достижений в стрельбе из пистолета Макарова в подготовительном и начальном упражнениях учебных стрельб при использовании шкалы оценок “Количество выбитых очков”.

Сопосіавиіельньїй анализ данных показал, что распределение курсантов по уровням досіижений при использовании шкалы с показателем “Количество выбшых очков” адекваіно распределению курсантов по уровням досіижений при использовании шкалы с показателем “Количество попаданий в цель”. Данное обстоятельство позволяеі рекомендо-ваіь к пракіическому использованию шкалу “Количество выбшых очков” (рис. 3).

В процессе дополнительного занятая проведено тестирование способностей курсантов к быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений — поиску “ровной мушки” (іабл. 1).

Результаты тестирования способностей к быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений — поиску ровной мушки

Параметр Среднее Среднее Коэффициент

теста арифм. знач. (X) квадратич. знач.(^) вариации (У),%

Время работы,с 85,0 18,6 22

Скорость переработки информации, бит/с 1,1 0,2 20

Скорость переработки информации рассчитывалась следующим образом:

Проведенный нами корреляционный анализ показал отсутствие зависимости результатов стрельбы от скорости переработки информации в подготовительном упражнении — Я=0,153 и результатов стрельбы в начальном упражнении — Я=0,116.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ы в о д ы и п р а к т и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и.

1. При использовании шкал оценок с показателем “Количество попаданий в цель” курсанты распределились следующим образом:

— в подготовительном упражнении: три попадания — 190 курсантов (65%), два попадания — 75 курсантов (26%), одно попадание — 26 курсантов (9%), ноль попаданий — 3 курсанта (1%);

— в начальном упражнении: три попадания — 89 курсантов (30%), два попадания — 82 курсанта (28%), одно попадание — 76 курсантов (26%), ноль попаданий — 46 курсантов (16%).

2. Условия выполнения подготовительного и начального упражнений учебных стрельб и методика обучения (включающая в себя одно дополнительное занятие) свидетельствуют о доступности этих упражнений для обучаемых. Количество курсантов не поразивших цель ни одной пулей в подготовительном упражнении составило 1%, в начальном упражнении — 16%.

3. Для оценки уровня подготовленности целесообразно использовать следующую шкалу: “Отлично” — 30-20 очков, “Хорошо” — 19-11 очков, “Удовлетворительно” — 10-5 очков, “Неудовлетворительно” — 0 очков.

4. Шкала оценки с показателем “Количество выбитых очков” адекватна шкале оценки с показа-

телем “Количество попаданий в цель”. Распределение курсантов по уровню достижений при использовании обеих шкал одинаково. Так, в подготовительном упражнении распределение курсантов, соответственно, указанным выше шкалам, оказалось следующим: “Отлично” — 65% и 65%, “Хорошо” — 26% и 26%, “Удовлетворительно” — 9% и 9%, “Неудовлетворительно” — 1% и 1%. В начальном упражнении распределение курсантов, соответственно, указанным выше шкалам, оказалось следующим: “Отлично” — 30% и 28%, “Хорошо” — 28% и 30%, “Удовлетворительно” — 26% и 26%, “Неудовлетворительно” — 16% и 16%.

5. Оценку способностей курсантов к быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений и поиску ровной мушки целесообразно осуществлять по шкале (см. табл. 2).

6. Корреляционный анализ показал отсутствие зависимости результатов стрельбы в подготовительном упражнении от скорости переработки информации (Я=0,153) и результатов стрельбы в начальном упражнении (Я=0,116).

7. Статистический анализ результатов стрельбы курсантов в подготовительном и начальном упражнениях подтвердил различие в уровне сложности упражнений. Об этом свидетельствует достоверность различий, определенная по показателю “Количество выбитых очков” (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=8,1, при Ро<0,05) и для показателя “Количество попаданий в цель” (величина Т-критерия Стьюдента составляет 1=2,5, при Ро<0,05). Исследования показали отсутствие статистически достоверной зависимости между результатами, показанными курсантами в подготовительном и начальном упражнениях. Коэффициент корреляции изучаемых показателей составил Я=0,319.

8. Результаты стрельб после курсового обучения “Первоначальная профессиональная подготовка”, с применением одного дополнительного занятия позволяют считать достаточно высоким исходный уровень подготовленности курсантов для всего процесса огневой подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в стрельбе из пистолета Макарова.

9. Предлагаемые нами шкалы оценки достижений в упражнениях учебных стрельб действительны только для этапа обучения “Первоначальная профессиональная подготовка”.

Шкалы для оценки способностей к быстрому анализу взаимного расположения прицельных приспособлений и поиску ровной мушки

Параметры теста Плохо Неудовлетво- рительно Удовлетвори- тельно Хорошо Отлично

Читайте также: