Марио сирони желтый грузовик в каком музее

Обновлено: 02.07.2024

  Выставка в Национальной галерее в Риме

Сподвижник модернистов и соратник фашистов
Вчера в Национальной галерее современного искусства в Риме открылась большая ретроспектива Марио Сирони (Mario Sironi), чье имя связано не только с авангардистскими течениями ХХ века — футуризмом, метафизической живописью и экспрессионизмом, но, главным образом, с пропагандистским искусством фашистской Италии. Будучи одним из любимых художников Бенито Муссолини, Сирони в 30-40-е годы выполнял по заказу государства монументальные работы и одновременно писал камерные портреты. Выставка, занимающая два этажа галереи и включающая в себя более 400 произведений — живопись, рисунки, фотографии фресок и мозаик, архитектурные и театральные эскизы — впервые столь полно показывает две стороны творчества художника, чьи работы практически не выставлялись после его смерти в 1961 году.

Марио Сирони родился в 1885 году в Сасаре (Сардиния). По настоянию отца в 1902 году поступил на технологический факультет Римского университета, однако под влиянием своих друзей-футуристов — Джакомо Балла, Джино Северини и Умберто Боччони — занялся живописью. Короткое время увлекался метафизической живописью, затем выработал свой собственный стиль: монументальный экспрессионизм с абстрактной аллегорикой. В 1919 примкнул к фашистской партии. Был одним из основателей Novecento ("ХХ век") — направления, апеллировавшего к национальным традициям и ясной форме — которое Муссолини начал поддерживать в противовес своим старым соратникам-футуристам. В 30-40-е годы Сирони — один из крупнейших художников-монументалистов Италии. Им выполнены мозаики и фрески для Римского университета, Народного дома в Милане, для павильона миланской Триеннале 1933 года (работы не сохранились). Одновременно писал статьи об искусстве в фашистскую газету Popolo d`Italia. После войны был отстранен от всех должностей как пособник фашистского режима.

Еще десять лет назад о Марио Сирони знали лишь искусствоведы и коллекционеры. Для широкой публики он исчерпывался определением "коллаборационист". И несмотря на то, что таким великим мастерам ХХ века, как Джорджо де Кирико, Карло Карра, Луччо Фонтана, работавшим по заказам правительства Муссолини, жизненные ошибки были прощены, Сирони так и остался в числе неудобных фигур. Пожалуй, дело было в том, что он слишком приблизился к высшим сферам тоталитарного государства. Еще бы — перед его картинами выступал сам дуче. Как считают некоторые исследователи, причиной альянса художника с фашистским движением послужила таинственная психологическая драма, пережитая им в юности, от последствий которой он не мог избавиться всю жизнь. Этот надлом отразился на его живописи 20-х годов. Несмотря на весь ее суровый монументализм, она оставляет ощущение одиночества, экзистенциальной заброшенности человека в городе и мире. Большинство картин Сирони этого периода поступили на выставку из частных собраний. В музеях их немного. Своего рода компенсацией для художника стала эстетическая программа "государственного искусства" — Novecento. Ее принципы были сформулированы соратницей Муссолини, редактором Popolo d`Italia Маргарет Сарфатти: "Ясность формы и сдержанность концепции, никакого разложения, ничего эксцентричного, исключение всего произвольного и темного". С 30-х по 40-е годы Сирони занимался исключительно монументальными работами — вместе со своими старыми друзьями Де Кирико и Карра. Но у себя в мастерской он продолжал писать свою психодраматическую сюиту, не надеясь, что эти картины увидят зрители. Он был прав — до самого последнего момента.

Марио Сирони (итал. Mario Sironi, 12 марта 1885 года, Сассари — 13 августа 1961 года, Милан) — итальянский художник, представитель итальянского футуризма и новеченто.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Марио Сирони родился в семье инженера, и сам в 1896—1902 годах изучал в Риме технические науки. После получения диплома поступил в частную школу живописи. Во время своего обучения в Риме Сирони знакомится с будущими основоположниками итальянского футуризма Маринетти, Северини и Боччони, с которыми его затем связывают узы дружбы долгие годы.

В 1908 году художник едет с Боччони в Германию и Францию, а в 1913 году отправляется в Париж, где изучает современную живопись, увлёкшись кубизмом.

The Truck

Со вступлением Италии в Первую мировую войну Марио Сирони уходит добровольцем в армию, что не мешает ему рисовать.

В 1922 году Марио Сирони в качестве художественного критика начинает сотрудничать в газете «Il Popolo d’Italia» («Народ Италии»), выпускавшейся Муссолини.

После Второй мировой войны работы художника принимали участие на выставках современной живописи документа I, II и III в Касселе (соответственно в 1955, 1959 и 1964 годах).

ТВОРЧЕСТВО

В работах Сирони начиная с 1908 года ощущается сильное влияние живописи Боччони. В 1914 году римский галерист Джузеппе Спровиери впервые выставляет на «Свободной футуристической выставке» 16 работ Сирони. Через год Маринетти объявляет о вступлении Сирони в миланскую группу футуристов.

В его работах 1917/1918 годов ощущается существенное влияние метафизической живописи, тем не менее первая персональная выставка художника прошла в 1919 году в «Каса д’арте Брагалья» (Casa d’arte Bragaglia) — единственном существовавшем в Италии футуристическом художественном салоне. Эта выставка была в журнале «Валори пластици» (Valori Plastici), печатном органе, ориентировавшегося на «метафизическую живопись», подвергнута резкой критике.

The Cyclist 1916 The White Horse 1919 The yellow truck 1919

К 1920 году художник постепенно отходит от футуристического искусства и в том же году, совместно с художниками Леонардо Дудревиллем, Акилле Фуни и Луиджи Руссоло издаёт художественный манифест «Contra tutti i ritorni in pittura» («Против любого повторения в живописи»), где художники настаивали на создании окончательного, определённого стиля и формы в рисовании.

В 1932 году, совместно с художниками Энрико Прамполини и Джерардо Доттори, участвует в организованной в Риме грандиозной Mostra della Rivoluzione Fascista («Выставки фашистской революции»), украсив её залы футуристическими работами.

 Italy Between the Arts and Sciences 1935

В годы правления в Италии фашистского режима Марио Сирони пользовался покровительством властей и выполнял многочисленные заказы по монументальной настенной живописи, создавал мозаики и барельефы.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1922 году, совместно с 6 другими художниками, образует художественную группу новеченто.

«Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию», — так открывает «Manifesto del Futurismo» в парижской газете Le Figaro в 1909 году молодой и пока неизвестный поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Именно он возглавил движение футуристов в начале ХХ века. С таким лозунгом, казалось бы, в творчестве футуристов не было места любви в романтическом представлении.

Любовь к будущему и Италии

Появление футуризма в Италии во многом определено политическими и общественными настроениями того периода. В начале ХХ века «продвинутая» итальянская молодежь устала от того, что их страна может предложить миру только захоронения прошлого. Все это они воспринимали как тяжелый груз, который тащит Италию на дно.

В культурном отношении, футуризм занимает экстремальную позицию и выступают за радикальное изменение всего: литературы, искусства, театра, танца, моды, образа жизни в целом. Будущее — это новая религия. Индустрия поможет поднять Италию из руин прошлого и поставить в один ряд с великим державами. Неслучайно Маринетти и Муссолини тесно общались, ведь патриотизм футуристов принимает форму национализма и отказа от свободы во имя страны.

Любовь к «машине»

«Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы,… — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».арио Гвидо дал Монте, Поезд

Футуристы с оптимизмом и страстным предвкушением ждали индустриальной революции. Они воспевают ее внешние признаки: скорость, вечное движение, бессонница, рев машин, запах горючего, — все это должно стать новым ценностями мироустройства.

«Мы будем воспевать огромные толпы, возбуждённые работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами…; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями копоти; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей;… и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры… шелестят на ветру…»
Benedetta Cappa Marinetti, Luci + rumori di un treno notturno («Свет и шумы ночного поезда»)

По сути футуристы обожествляли технологию и индустрию в целом, воспринимали ее живым мега-существом, которое определяет жизнь каждого и ведет цивилизацию в светлое будущее. В своих работах они слепо воспевали ее подобно тому, как делали их предшественники в отношении женщин — только теперь они упиваются механической красотой машины (в обобщающем понятии), которая «обжигает и пачкает щеки углем».

«Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины».

Их восхищение было настолько сильно, что они утверждали, что видят шумы и звуки индустриализации и передают его в картинах, которые ревут моторами мотоциклов, скрипят рельсами паровозов и гудят клаксонами машин.

Хочу посвятить пост монументальным работам Марио Сирони. (О станковых я уже писал).
Известно, что он сотрудничал с фашистами, бывшими у власти, делал по их заказу монументальные работы.
Думаю, что это одна из причин, почему его работы в архитектуре не так известны, как станковые.
Хотел бы обратить внимание, что в отличие от советского (и от немецкого) большого стиля у художников Новеченто
совсем другой пафос. Никакой темы "светлого будущего", перерастающей в мещанское настоящее.
Только трагический героизм, только пафос борьбы. Некоторые вещи перекликаются с нашими 20-ми,
а ещё больше - с работами "шестидесятников" Андрея Васнецова и Николая Андронова.

img434

Италия между искусством и нукой. 1935. Картон.

img435

Картон на ту же тему - к росписи аудитории университета. 1935.

img437

Подготовительный картон к росписи. 1935.

img433

К той же работе.

002dv

Однако, что-то помешало сделать Сирони роспись такой же прекрасной, как картоны.

img438

К росписи в том же университете "Венеция, Италия и Исследования". 1936-37.

img439

"Венеция, Италия и Исследования". 1936-37.

img446

Композиция с конной статуей. 1936.

img445

Фигура с деревом. 1937.

img444

Фигура с деревом. 1936. Мозаика.

img448

Классическая фигура. 1936.

img450

Фигуры и дом. 1937.

img449

Две фигуры. 1932.

img451

Два солдата. 1936.

img454

Композиция. 1936.

img455

Архитектурная композиция. 1936. Напомнила работы Андрея Васнецова.

img453

Дань Джотто. 1953.

DSC_6718

Картон из Музея Современного Искусства в Риме.

sironi_vetrata

Витраж "Ла Карта". (Видимо, название газеты). 1931-32.
Министерство индустрии, Рим.

Читайте также: