Мама не горюй диалог гоши куценко

Обновлено: 04.07.2024

. Мне этот морячок вообще-то до вечера нужен. Только
слышь, Ринат, он мне не в виде тела нужен. Он мне живой
нужен. Чтобы был чистый, бегал. Только чтобы бегал в
нужном направлении.

. Что втирать Туристу? Туристу втирать мазь от геморроя. И еще скажи
ему, чтобы хомячков ко мне больше не подсылал. Я их
еще в детстве отлюбил.

(с) Артур, "Мама, не горюй"

Была свадьба. Обычная такая питерская свадьба. Женился морячок! Но не какой-то "моряк - с печки бряк", а настоящий моряк, то есть реальный такой морячок, весь в морском прикиде, бушлат там, бескозырка, лента в якорях и все такое. Гуляли хорошо, ящиков на десять водки. Но тут случился небольшой этот. как его. инцест. инцис. инцистдент, короче. Зашел в это кафе на огонек важный мужчина по кличке Турист. Ну, конечно, не то чтобы этот мужчина по горам с рюкзачком шаробанился, песни там у костра и все такое - нет! Мужчина был вполне даже конкретный. Он некоторым образом был хозяином всех кафе и ресторанов в округе. Ну, вроде папа. Хотя и Турист. Просто Турист - его так все звали, чтобы подчеркнуть уважение. Потому что все, кто Туриста не уважал, давно уже отдыхали, причем может быть даже на дне морском.

Комедия "Мама, не горюй".

Кроме этого морячка. Потому что он бороздил дальние моря и не знал, что в этом районе Турист - хозяин. И что все его уважают. Поэтому когда Турист захотел принять участие в общем веселье - сказал комплимент невесте (он ее охарактеризовал очень уважительно. правда, так, как это принято в ЕГО кругах), пригласил танцевать сначала маму невесты, а потом какую-то из подружек невесты, - новоявленный жених-морячок устроил небольшой скандалец, потому что ему не очень понравилось, что невесту назвали уважительно так, как это принято в кругах Туриста, да и еще подружка невесты не изъявила желания танцевать с Туристом, а он ее танцевал все равно.

Комедия "Мама, не горюй".

Морячок и высказал все, что думает о Туристе прямо ему в лицо, причем с помощью пряжки флотского ремня. И Турист сразу с копыт - брык, потому что он не привык, что в его районе кто-то ему что-то высказывал в лицо. Да еще так, что Турист немножечко слетает с копыт и оказывается в реанимации.

Комедия "Мама, не горюй".

Собственно, весь фильм различные теневые и ярко выступающие на свет силы ищут морячка со страшной силой, потому что конкретный мужчина желает его видеть. Ищут криминальные структуры. Ищут криминальные элементы. Ищут полукриминальные элементы. Ищут коррумпированные чиновники. Ищут личности, связанные с организованной преступностью. Ищут представители прокуратуры. Ищет доблестная милиция. Короче говоря, все ищут, но не могут найти. Точнее - находят, но все как-то не могут привести морячка к общему знаменателю. Склизкий он какой-то. Все время выскакивает сухим из воды. Почему? Может, потому, что он морячок и привык иметь дело с мокрыми делами. Но на нем зубы себе ломают такие волки, что главные заинтересованные лица начинают немножко нервничать.

Комедия "Мама, не горюй".

Но кроме милиции. Доблестная милиция вовремя получила сигнал от Туриста на посадку четырех криминальных элементов, поэтому весь фильм сидит и квасит с этими элементами, дожидаясь момента, когда пора уже будет везти эти элементы баиньки в тюрьму. В общем, в этой компании не хватает одного лишь морячка, которого доблестная милиция должна посадить с элементами по просьбе Туриста, но доблестную милицию этот факт не сильно волнует, потому что если нет подходящего морячка - милиция всегда найдет подходящего морячка, даже если это будет их собственный упившийся работник прокуратуры.

Комедия "Мама, не горюй".

Так что все волнения выпадают на долю некоего Артура (Гоша Куценко), который, как сейчас принято говорить, "близок к криминальным кругам" и является главным связующим элементом между Туристом и доблестной службой охраны порядка. Именно Артур получил от Туриста задание достать морячка и вручить его милиции для посадки. Но морячок, как я уже говорил - чистый водоросль. Все время выскальзывает. Артур тоже мужчина довольно конкретный, но и он начинает нервничать. Все лучшие силы на морячке срубились - просто мама не горюй! Ринат (Сергей Векслер) - после встречи с морячком двинул крышей и раскаялся. Члены преступной группировки, торжественно готовящиеся к посадке, его отпустили. Крутые киллеры - дядя с племянником (Приемыхов и Охлобыстин) - морячка тоже упустили. А Турист, между прочим, нервничает чисто конкретно. Так нервничает, что даже Артур, который, в общем-то, от всех этих дел находится в стороне, может реально поиметь неприятности. Вот и приходится ему самому решать вопрос.

Комедия "Мама, не горюй".

Фильм довольно забавный. Действительно, на протяжении всей картины эти криминальные и милиционерские элементы охотятся за морячком под деятельным руководством Артура. Весь фильм персонажи очень забавно "базарят по понятиям". Кстати, один критик написал, что, дескать, "в фильме очень здорово сделана пародия на бандитские разговоры". На самом деле это не похоже на пародию, однако и к реальной бандитской "фене" диалоги, написанные Константином Мурзенко, не имеют никакого отношения. Это некий вполне искусственный "новояз", который, тем не менее, слушается отлично и придает особую прелесть картине.

Комедия "Мама, не горюй".

Но выглядит это все забавно. Особенно шикарно сделаны эпизоды общения майора милиции (Николай Чиндяйкин) с одним из бандитов (Евгений Сидихин), с которым, как выяснилось, они вместе воевали в Афгане. При этом майор с бандюком общаются на совершенно одинаковом языке и прекрасно понимают друг друга. То есть разницы между ними нет никакой. Просто один из них сегодня вечером сядет лет на пять в тюрьму, а сажать его будет тот, кто в настоящий момент сидит напротив и жрет с ним водку, вспоминая об Афгане.

Комедия "Мама, не горюй".

Неплохая сцена с киллерами - дядей и племянничком. Причем они так натурально обсуждают в машине, отправляясь на задание, кого они сейчас будут "валить", что я даже подумал, откуда они такую мерзейшую рожу подобрали на роль молодого киллера. Настоящий ублюдок-убийца. Просто вылитый. И только когда минут через пять я понял, что это - милейший Иван Охлобыстин из "Восемь с половиной долларов", то в очередной раз поразился искусству его перевоплощения.

Комедия "Мама, не горюй".

Раскаявшийся Ринат в исполнении Сергея Векслера получился безусловно неудачным. Причем не просто неудачным, а откровенно дурацким. Нет, Векслер, в общем, похож на некоего горца (особенно в небритом состоянии), но никак не на раскаявшегося киллера. Уж больно слезливо он кается, разъезжая на крутейшем двухместном BMW. Настолько слезливо, что мне все время кажется - вот полезет сейчас Ринат под кожаное сидение BMW, достанет скрипочку и сыграет что-нибудь эдакое, раскаявшееся-горское.

Комедия "Мама, не горюй".

Да и подружка у него какая-то странная - балерина. НЕ ВЕРИМ! - сурово сказали мы с котом Бубликом. Не верим в раскаявшегося Векслера - Рината. А уж когда Ринат, выдавливая слезу, заявляет, что бросит все и поедет к брату в горы, после чего делает неимоверно жалостливое выражение лица, мы с Бубликом захохотали сатанистским смехом и заявили Ринату, что хрен его кто в горы отпустит. Так, впрочем, и получилось. Не ушел Алитет в горы. Не пустили. И правильно. Потому что нефиг слезу давить. Но в этих нестыковках нет вины самого актера. Он как раз делает все, что может. Просто данная часть сценария - уж больно неудачная. Нежизненная. Искусственная.

Комедия "Мама, не горюй".

А вот все остальное - вполне. Особенно Артур (Куценко). Артур - это супер! Я теперь вообще фанат Гоши Куценко и буду искать другие фильмы с его участием. Именно он вытаскивает этот довольно неровный, а местами даже слабенький фильм на очень хороший уровень. У Куценко хороши все эпизоды и все диалоги. Но самые шикарные - это когда он со своей подружкой приходит к матери невесты морячка (Русланова) и там изображает начальника с бывшей работы невесты, а также эпизод, где к нему приезжают на разборку бандюки от Туриста с вопросом, почему морячок до сих пор не упакован. Это оттуда прелестная фраза насчет хомячков. Но надо видеть, как Куценко ее произносит.

Комедия "Мама, не горюй".

В фильме засветился и Александр Баширов. Причем в привычной для себя роли - то ли психопата, то ли обдолбанного наркомана. В общем, ничего нового, да и роль довольно маленькая.

Резюмирую. Фильм - хотя и неровный, но довольно забавный. Не шедевр, конечно, но посмотреть вполне можно. Особенно из-за Куценко. Куценко - это супер!

🎞️ - Артур, что за моржовые? Говорят, стриптиз какой-то снимать.

- Мишань, это не моржовые, это родные.

- Я же говорю – родные.

- А почему не по форме одеты? Здесь такие не живут.

- Мишаня, такие везде живут. Миш – это наши друзья. Я говорил Люде 2 раза, что приедут люди из телевизора снимать сюжет.

- Где та Люда? Где Люда, я тебя спрашиваю. Где? Где? Где? Где собака, а? Где она собака ходит?

- Она звонила, сказала, что потеряла челюсть в гараже, как найдет, так сразу приедет.

- А на кой Бог ей, это самое, в гараже челюсть терять?

- Так ты ж ее там забыл.

- Я ниче не забыл, я ей все припомню. Я ей и вторую челюсть срублю. Что и когда я забывал где-нибудь, а? Я чуть честной братве головы не поотрывал. А она кроме своих зубов…это…ничего не видит.

- Миша, Миш. Я все понял, я все понял. Пошли. Ты забыл Люду в гараже. Так уже бывало. Вы утром приехали, а ты просто забыл, что она в машине, понимаешь? И запер ее. Запер на ключ. А твой механик – Аркаша – днем пришел за машиной, понимаешь, и ее открыл. А она, я так предполагаю, когда заснула свою челюсть зачем-то вынула, понимаешь? А утром, с будуна, уже просто ее забыла, понимаешь? Согласись, красивая женщина, без зубов, на людях, ну?

- На каких людях? На кой она вообще к ним выходит? На кой ее вообще из гаража выпускают?

- Подожди, подожди. Это ваши уже семейные дела. Ты мне отпусти людей. Люди приехали сюжет снимать, а ты их собаками травишь.

- Ребята, проходите. Закажите себе что-нибудь выпить, я сейчас приду.

- Нормально, нормально. Видишь ли, Миша, у нас новый клуб. И он должен иметь свое лицо, понимаешь? Свое лицо. Пошли.

Была свадьба. Обычная такая свадьба. Женился Морячок. Но не какой-то Морячок, а настоящий моряк. Реальный такой Морячок, весь в морском прикиде - бушлат, брюки клёш, тельняшка в полоску, бескозырка и лента в якорях.

Гуляли хорошо, чисто конкретно пели и плясали «ящиков на десять водки». Но тут случился небольшой этот самый - инцидент. Зашёл в это кафе важный мужчина по кличке Турист. Конечно этот мужчина по горам с рюкзаком не "шаробанился" и песни у костра не пел. Мужчина был вполне конкретный - серьёзный такой мужчина.

Он, некоторым образом, был хозяином всех кафе и ресторанов в округе вроде "папки", хотя и Турист. Просто Туристом его все звали, чтобы подчеркнуть уважение. И потому, кто Туриста не уважал, давно уже отдыхали - даже может быть и на дне морском. Кроме этого Морячка. Потому что он бороздил дальние моря и не знал, что в этом районе Турист - хозяин и все его уважают. А когда Турист захотел принять участие в общем веселье - сказал комплимент невесте, охарактеризовав очень уважительно. Правда так, как это принято в его кругах.

Пригласил танцевать маму невесты, а потом какую-то из подружек невесты. Новоявленный жених - Морячок устроил небольшой скандал, ибо ему не очень понравилось, что невесту назвали уважительно так, как это принято в кругах Туриста. Да и подружка невесты не изъявила желания танцевать с Туристом, а он её танцевал всё равно.

Морячок и высказал всё, что думает о Туристе прямо ему в лицо. Причём, с помощью пряжки флотского ремня. Турист сразу с «копыт слетел», ибо он не привык, что в его районе кто-то ему что-то высказывал так в лицо. Да еще так, что Турист немного «слетел с копыт« и оказался в реанимации.

И весь фильм , различные теневые и ярко выступающие на свет силы, ищут Морячка со страшной силой, ибо серьёзный и конкретный мужчина желает его видеть снова перед собой.

Ищут криминальные структуры.

Ищут криминальные элементы и полукриминальные элементы.

Ищут личности, связанные с организованной преступностью.

Ищут коррумпированные чиновники и представители прокуратуры. Ищет доблестная милиция.

Короче говоря - все ищут, но найти не могут. Точнее - находят, но все как-то не могут привести Морячка к "общему знаменателю". Склизкий он какой-то оказался, всё время выскакивает сухим из воды. А почему? Может, потому что он Морячок и привык иметь дело с мокрыми делами. На нём зубы себе ломают такие волки, что главные заинтересованные лица начинают немного нервничать.

Кроме милиции. Доблестная милиция вовремя получила сигнал от Туриста на посадку четырех криминальных элементов. Поэтому весь фильм сидит и квасит с этими элементами, дожидаясь момента возможности везти эти элементы "баиньки в тюрьму".

В общем, в этой компании не хватает одного лишь Морячка, которого доблестная милиция должна посадить с этими элементами по просьбе Туриста. Но доблестную милицию этот факт не сильно волнует. Так как, если нет подходящего Морячка, милиция всегда найдет подходящего Морячка. Даже если это будет их собственный упившийся работник прокуратуры.

Все волнения выпадают на долю некоего Артура , который близок "к криминальным кругам" и является главным связующим элементом между Туристом и доблестной службой охраны порядка. Именно Артур получил от Туриста задание - достать Морячка и вручить его милиции для посадки. Но Морячок всё время выскальзывает. Артур - тоже мужчина довольно серьёзный и конкретный, но и он начинает нервничать.

Все лучшие силы на Морячке «срубились - просто - мама не горюй!». Бандит по имени Ринат, после встречи с Морячком, «двинул крышей» и раскаялся в своих неправильных делах по жизни. Крутые киллеры - Дядя с Племянником - Морячка тоже упустили. А Турист, между прочим, чисто конкретно нервничает. Да так чисто конкретно нервничает, что даже Артур, который от всех этих дел находился в стороне, может реально поиметь неприятности. Вот и приходится самому Артуру решать вопрос.

Фильм достаточно забавный. Действительно, на протяжении всего фильма, эти криминальные и милиционерские элементы охотятся за Морячком под руководством Артура.

Весь фильм персонажи очень интересно "базарят по понятиям". Один из критиков фильма написал: "В фильме "Мама не горюй" очень здорово сделана пародия на бандитские разговоры". Это некий вполне искусный новояз, который слушается отлично и придает особую прелесть киноленте.

Выглядит это всё комически. Например, отлично сделаны эпизоды общения майора милиции с одним из бандитов по кличке Зубек, с которым, как выяснилось, они вместе воевали в Афганистане. При этом майор милиции с бандитом общаются на совершенно одинаковом языке и отлично понимают друг друга.

Незатейливые кадры с девушкой Мариной и Артуром в гостях у мамы невесты, в кафе за ужином и в машине, где зритель увидит друга-космонавта в скафандре на крыше дома.

Неповторимая сцена с киллерами - Дядя с Племянником. Они, отправляясь на задание, так естественно и натурально обсуждают в машине, кого они сейчас будут "валить", что веришь в их существование на городских улицах с такими лицами в таких машинах. Настоящие и такие правдоподобные - один молодой нервный киллер и другой уставший киллер - нар- ко- ман.

Блестящая встреча Артура и Мишы в клубе у той Люды. Диалог, вся серьёзность и «не понятки» собравшихся персонажей в клубе в происходящем, нелепое объяснение ситуации одного другому - это нужно только смотреть и только слушать. Отличная игра актёров!

В общем , всё актёры отлично сыграли свои роли! Так естественно, непринуждённо и так живо! Гоша Куценко, Олеся Судзиловская, Николай Чиндяйкин, Евгений Сидихин, Валерий Приёмыхов, Андрей Панин и другие - золотой состав девяностых годов и нового становления российского кино.

Да, Фильм "Мама не горюй" снимался под впечатлением криминальных фильмов Квентина Тарантино. Но в России в девяностые года был свой криминальный менталитет, которой и решили сценарист и режиссер обыграть таким образом, как будто фильм сняли сами бандиты о своих делах на своём языке. Не случаен и актёрский состав. Стоит обратить внимание - каждый актёр до фильма "Мама не горюй" играл криминальных личностей. После премьеры картины все фразы и диалоги персонажей разлетелись на крепкие цитаты и цепляют до сих пор.

"Мама не горюй" сейчас считается классикой российского кинематографа, покорив многих кинокритиков. Безусловно лёгкий, смешной и реально непринуждённый фильм смотреть и пересматривать с друзьями и родными под "отличную закуску".

Когда смотришь этот фильм, невольно возвращаешься в 90-е. Образы настолько ярки, а содержание и антураж настолько точно передают атмосферу, что начинаешь себя чувствовать 17-летним пацаном, хочется достать барсетку, четки, присесть на корточки с семками и начать ботать по фене. Настоящая машина времени. Квинтэссенция того периода, лица, фразы, манера поведения героев - все это хочется потрогать, ибо оно живое, настоящее. При очередном просмотре фильма открыл для себя, что один из моих одноклассников, друзей юности, один в один косил под Артура. Кожаный пиджак, лысина, постоянные словечки типа: 'да как у вас тут все МУЖЧИНЫ. ..'. Даже мимике подражал. То есть все так органично и круто создано. Считаю фильм подлинным шедевром того времени. Всем смотреть, запоминать крылатые выражения и пользоваться бесплатной машиной времени, переносящей вас на полтора часа в наши с вами 90-е годы.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 8 / 5
  • тип рецензии:

'Едем дядя человека валить'.

Перед нами замечательная и хорошо известная российскому зрителю комедия. Благодаря этому фильму стал известен Гоша Куценко. Картина напрямую высмеивает и милицию, и бандитов.

Сюжет такой: была в провинциальном городе свадьба. И вдруг криминальный авторитет 'Турист' обозвал невесту нецензурными словами. И некий морячок избил его. Теперь весь город ищет морячка.

Сценарий буквально переполнен веселым юмором и фразами, которые после выхода фильма моментально ушли в народ. Смотрится комедия очень легко. Герои постоянно попадают в нестандартные ситуации. Главного героя в фильме нету. Сюжет разделается на несколько ответвлений.

Актеры все сыграли достойно. Единственным фильм, где мне понравился Куценко. Также тут сыграл одну из своих первых ролей Андрей Панин. Сыграл замечательно. Считаю эту роль - одну из лучших ролей этого актера. Понравился и изрядно повеселил дуэт Охлобыстин - Приемыхов. Вообще в фильме нет ни 1 проходного персонажа. Все актеры сыграли на отлично. Каждый выделился по - своему.

Итого: фильм сильно поднимает настроение на весь день. Рекомендую его посмотреть хотя бы 1 раз.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 26 / 2
  • тип рецензии:

Провинциальный городишко взбудоражен поисками некоего Морячка, поднявшего руку на ТАКОГО человека, с которым лучше не связываться. И все его ищут: милиция, «братки», и ещё воз и маленькая тележка непонятных личностей, да только найти не могут. Пропал, и всё тут. Может, и не такой простой, он, Морячок то?

Ну, кто-же из нас не помнит замечательную комедию молодого кинематографиста Максима Пежемского о нашей непростой, суровой, но поданной так занимательно и эксцентрично, жизни русской провинции, да ещё в лихие 90-е ? Так думалось мне, наивному простачку кинолюбителю, собиравшемуся строчить эту рецензию. А вот оказалось-то совсем иначе…

Немногие помнят и, видимо, немногие знают (сужу по количеству рецензий). А жаль, ибо «Мама, не горюй!» из тех едких и смешных комедий, в полной мере отражающих жизнь людей в сложный период страны, которую и не то, что забывать - запамятовать стыдно. Хотя, кто знает, может быть зеркальный эффект от картины подействовал так отрезвляюще, что ленту тридцатичетырёхлетнего режиссёра предпочли со временем отгремевшей славы просто забросить куда подальше и не вспоминать до лучших времён, которые, к слову, неизвестно когда наступят?

И отнюдь не случайно, что всего за час с небольшим зритель успевает познакомиться не только с характерными типажами конца 90-х, но и успеть полюбить их, если не всем сердцем, то душой уж точно. И, безусловно, не совпадение, что сам «герой торжества» эффектно появляется лишь в концовке. И остаётся лишь благодарить создателей фильма за трезвую, объективную мораль, лежащую буквально на поверхности, что, к слову, тоже не случайно.

Ведь вся переоценка ценностей, произошедшая после распада СССР, повлияла на саму жизнь. И не было ничего страшного в том, что кому-то заехали по морде - на свадьбе это обычное дело. Но Турист - не кто-то. Он важный человек, а оттого неприкасаемый. Но разве это объяснишь Морячку - простому мужику, живущему вне воровских понятий, «стрелок». В итоге всё переворачивается наизнанку: всё, что раньше было можно - вдруг стало нельзя. Но в финале, благодаря мастерству режиссёра Максима Пежемского и сценаристов всё встаёт на свои места, и жизнь снова входит в прежнее русло.

Но, конечно же, подобная идиллия на экране невозможна без актёрских перевоплощений. Выделить кого-то конкретно невозможно - все так органично вписались в свои образы и роли, что иной раз поражаешься: разве не похож, например, Чиндяйкин на настоящего мента, а Сидихин - это же вылитый бандит! Но всё-таки особое внимание привлекает образ Артура, чье воплощение взял на себя Гоша Куценко. Его герой - это своеобразное будущее страны. Счастливое или нет - это уже другой вопрос.

А в финале, таком необычном, но угадываемом по ходу сюжета звучит старая советская композиция «Лейтенант, не забудь» в исполнении Константина Сокольского, словно напоминая, что раньше всё-таки было другое время…

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 22 / 3
  • тип рецензии:

Невыносимая лихость бытия

1990-е выдались смутной эпохой для российского кино, случившейся между отлаженной советской производственной машиной и «нулевыми», когда кинопром начал становится на коммерческие рейки и откровенно паразитировать на жанровых голливудских образцах. Редкие же удачи тех времен (балабановский «Брат», михалковские «Утомленные солнцем») яркая иллюстрация созданных по принципу «не благодаря, но вопреки». Фильм «Мама не горюй», сделанный в редкой для российского кино ироничной стилистике, до сих пор смотрится особняком не только на фоне лучших лент постсоветской эпохи, но и ориентиром для переживающего острый кризис комедийного жанра.

Действие происходит в безымянном приморском городе, потрясенном дерзким наездом на локального криминального авторитета Туриста, чья голова послужила полигоном для испытаний прочности мебели одного из тамошних шалманов. Виновником беспорядков, по словам очевидцев, стал некто под прозвищем Морячок, спровоцировавший массовую драку на праздновании собственного бракосочетания с местной жительницей Леной. Потрясенная столь неуважительным отношением к уважаемым людям общественность негодует, а поэтому большие мужчины принимают волевое решение обезопасить город, слив Морячка и троих членов свирепой норильской группировки, сочувствующих смутьяну, в места не столь отдаленные. Для поимки врага общества №1 задействованы лучшие люди по обе стороны линии закона, а координацию поимкой осуществляет некий Артур, статус которого определить весьма сложно.

Структура фильма напоминает «Криминальное чтиво», чьего влияние явно не избежали молодые Максим Пежемский и Константин Мурзенко, родившие лингвистически остроумный сценарий, многие фразы из которого уже давно ушли в народ. Несколько историй развиваются параллельно, герои ходят только по двое, глушат крепкий алкоголь, лишь изредка встречаясь на перекрестках сюжетных линий, а диалог служит основным звуковым решением. В лучших традициях британского юмора тут отжигают языковые хохмы исключительно с серьезным лицом так, что в ключевые моменты сложно разобраться в ощущениях, ведь то ли смешно до грусти, то ли грустно до смеха. Режиссер Пежемский умудряется ловко лавировать на этой тонкой границе, давая жизнь десятку колоритнейших персонажей, каждый из которых в душе немного философ и уже успел утомиться жизнью. Мастерская работа режиссера тем более удивительна, что Пежемский ни до, ни после «Мамы…» даже близко не подошел к такому уровню, включая идейно убогий сиквел фильма спустя восемь лет.

«Мама не горюй» – это насмешливое изображение эпохи бандитской романтики со всеми ее атрибутами. Милицией и бандитами, выросшими из одних университетов; людьми, «решающими все»; киллерами, ставшими из романтических киногероев персонажами суровой реальности. Наркоманы перестали быть западной экзотикой, журналисты лихо освоили профессиональную проституцию, а молодежь нервно бродит по улицам и парадным со стволами наперевес в поисках подходящего «лоха» для осуществления почти ницшеанской мечты «побыть человеком». Все и всё продается и покупается, а западный капитализм, на который с придыханием смотрел рядовой советский гражданин еще пару лет назад, теперь обыденность не без национальных особенностей, конечно. На крушение советских мифов ушло гораздо меньше времени, чем на их создание. И вот уже потрепанные космонавты, исполнители интернационального долга и работники культуры в жестком запое сдают почетные позиции спортивного телосложения ребятам в кожаных куртках и господам в красивых костюмах, но с не слишком благородными лицами.

Морячок, вокруг которого крутятся все события фильма, появляется в кадре лишь в последние пять минут, однако выступает своеобразным, почти пазолиниевским, визитером, влияющим на судьбы и мировоззрения каждого, соприкоснувшегося с ним. Герой Панина в фильме Пежемского – символ свободы, которой оказалось парадоксально мало в обществе, наконец-то скинувшем тоталитарные оковы. Ведь освободившись от одних пут, все незаметно оказались в других, где приходится считаться уже не с линией партии, а с условными Туристами. В остром недостатке вдруг оказалась воля поступать по совести и право быть хорошим человеком. Ветер перемен принес воздух, которым надышаться довольно сложно, а спастись от удушья невыносимо лихой эпохи можно либо высоко над уровнем моря, либо далеко в просторах мирового океана.

Читайте также: