Личко а е психопатии и акцентуации характера у подростков изд 2 е доп и перераб

Обновлено: 06.07.2024

С момента выхода первого издания этой книги прошло шесть лет. За эти годы подростковая психиатрия как особая область получила широкое признание в нашей стране. В крупных психиатрических больницах одно за другим стали открываться специальные подростковые отделения, в психоневрологических диспансерах - подростковые кабинеты. Быстро возросло число публикаций по вопросам подростковой психиатрии. При этом широкий круг психопатических расстройств по-прежнему остается ее центральной проблемой.

Потребность в новом издании данной книги возникла не только в связи с тем, что первое издание (1977) сразу разошлось и не смогло удовлетворить растущего интереса к проблеме психопатических нарушений поведения в подростковом возрасте как у психиатров, так и у врачей других специальностей, а также среди представителей различных профессий, имеющих дело с подростками. Дело еще в том, что прошедшие несколько лет были годами быстрого развития и накопления знаний о специфике нервно-психических расстройств у подростков, особенно в области психопатий и психопатоподобных состояний. Это потребовало значительной переработки книги для второго издания - более третьей ее части написано заново.

Первое издание вышло в период, когда акселерация развития подростков достигла своего апогея - масса физически рано повзрослевших высокорослых подростков производила сильное впечатление на предшествующие поколения, словно наглядно подтверждая, что человечество вступило в эпоху научно-технической революции и бурного социально-экономического развития. С акселерацией был сопряжен ряд неожиданных социально-психологических проблем - большой разрыв между ранним физическим созреванием и социальной зрелостью, распад одной возрастной когорты подростков на акселлерированных и инфантильных, что создавало определенные трудности для их социальной адаптации. Отсюда последовал ряд нарушений поведения разных степеней - от ярких картин заострившихся в проявлениях психопатий до преходящих отклонений от общепринятого модуса поведения на фоне крайних вариантов нормы в отношении становления характера. Для обозначения последних нами был использован термин "акцентуации характера" вместо нередко бытующего "психопатические черты", чтобы подчеркнуть их принадлежность к крайним вариантам нормы, а не к зачаткам патологии.

С начала 80-х годов акселерация физического развития подростков как будто пошла на спад. Тем не менее психопатии и психопатоподобные нарушения остаются одной из важнейших проблем подростковой психиатрии. Однако наряду с конституциональными психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций характера на первый план стали выдвигаться иные психические расстройства - психопатоподобная вялотекущая шизофрения, психопатоподобные нарушения на фоне дебильности и резидуальных органических поражений головного мозга. Если дебильность в подростковом возрасте не представляет диагностических трудностей, а выявление резидуальных органических изменений мозга требует лишь тщательного обследования, то дифференциальный диагноз при вялотекущей психопатоподобной шизофрении у подростков может быть одной из самых трудных диагностических задач в психиатрии. Это побудило включить во второе издание новую главу о психопатоподобной вялотекущей шизофрении.

В последние годы стало особенно очевидным, что решающую роль в случаях психопатических развитии ("патохарактерологических формирований") у подростков играет неправильное воспитание. Поэтому виды неправильного воспитания были поставлены во главе угла переработанной главы о психопатических развитиях у подростков.

Сложную проблему представляют смешанные типы психопатий и акцентуаций характера. Для разработки психотерапевтических программ и медико-педагогических рекомендаций важна не просто констатация смешанного типа ("микста"), но и знание того, из черт каких типов это сочетание складывается. Поэтому расширена глава IV, где при описании основных типов психопатий и акцентуаций добавлены иллюстрации различных вариантов смешанных типов. В конце этой главы рассмотрена данная проблема в целом (типы промежуточные и "амальгамные").

Переработана также глава о подростковых "поведенческих реакциях". Теперь она посвящена биологическим и социально-психологическим основам нарушений поведения.

Мы также сочли необходимым дать в первой главе четкое определение понятия "акцентуация характера", чтобы избежать его использования в качестве клинического диагноза.

В "Заключении" добавлена схема предлагаемых психотерапевтических программ при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Литературный указатель дополнен работами последних лет.

Надеюсь, что второе издание - дополненное и переработанное - послужит полезным пособием всем, для кого важны проблемы подростковой психиатрии.

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П.Б.Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни. не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают. приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О.В.Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее доступным для оценки психопатий ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под «сколько-нибудь резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены его типа. Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

08 Октябрь, 2021

VIII Национальный конгресс по психиатрии и наркологии «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ», посвященный 100-летию ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России

04 Октябрь, 2021

XV Всероссийская Школа молодых психиатров "Суздаль-2021"

24 Сентябрь, 2021

Биопсихосоциальный подход В.М. Бехтерева в современной психиатрии: вехи становления, перспективы развития

24 Сентябрь, 2021

VII межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием для специалистов, работающих в сфере охраны психического здоровья «Психиатрия – наука о мозге и душе»

07 Сентябрь, 2021

Важные ссылки
Контакты

©2017 Все права защищены. Копирование любых материалов без письменного разрешения не допускается.

Психопатии и акцентуации характера у подростков, Личко А.

Правообладателям

Первая часть книги - одна из самых известных монографий А.Е. Личко "Психопатии и акцентуации характера у подростков", за которую он был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева Академии медицинских наук СССР и которая стала настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов.
Вторая часть книги - руководство по использованию методики "Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО)", разработанная А.Е. Личко и дополненная впоследствии его учениками.

Оглавление

Обложка книги "Психопатии и акцентуации характера у подростков"

Читайте еще:

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ По 20 главе Книги Исход. Показывает, что я уважаю моих родителей и служит к их чести? Заповедь 5 «Гочитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и ] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.» (Исход 20:12)

Глава втораяЕсли перед тобой стоит какая-то задача, то было бы правильно взяться за голову и эту задачу решать, а вот просто переживать совершенно бессмысленно и бесполезно, подобная деятельность, что называется, ни уму ни сердцу. Нам с Артемом предстояло решать не проблему его жизненного устройства, а.

18. 2. (Фигура в третьей колонке состоит из линий, которые не являются общими для фигур в первых двух колонках.)

Читайте также: