Ли айзек чун

Обновлено: 05.07.2024

В 2021 году за премию «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа» боролись две картины, поставленные режиссерами с азиатскими корнями и фамилиями. Достойную конкуренцию «Земле кочевников», срежиссированной китаянкой Хлоей Чжао, составила лента «Минари» Ли Айзека Чуна (Ли Исаака Чана).

Детство и юность

Будущий режиссер появился на свет 19 октября 1978 года в городе Денвере в семье выходцев из Южной Кореи. Сейчас население столицы штата Колорадо в полтора раза больше, чем в год когда началась биография Чуна.

Родители Ли Айзека часто переезжали – вначале перебрались в Атланту, а затем в крохотный городок Линкольн в штате Арканзас, где стали работать на ферме. В старших классах американизированный кореец был стипендиатом фонда «Молодежная программа Сената США».

В молодости уроженец Денвера учился на биологическом факультете Йельского университета. На старших курсах Ли Айзек увлекся кинематографом и отказался от планов специализироваться на медицине.

Фильмы

Через 3 года после дебюта Ли Айзек выпустил драму о геноциде в Руанде «День освобождения», которую снял за 11 дней, использовав непрофессиональных актеров. Картина стала первым полнометражным фильмом, персонажи которого общаются на языке киньяруанда. В интервью Чун возмущался распространенной ситуацией, когда американские режиссеры снимают в ролях жителей черного континента актеров-афроамериканцев, давно оторвавшихся от национальных корней. При прокате подобных лент в Африке зрители чувствуют фальшь и покидают кинозалы до конца просмотра.

Трейлер фильма Ли Айзека Чуна «Минари»

Теме руандийского геноцида посвящен и документальный фильм Чуна, название которого «Я видел, что родился в последний раз» напоминает название романа китайского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня «Устал рождаться и умирать» («Жизнь и смерть утомляют меня»). События драмы Ли Айзека «Жизнь удалась» разворачиваются в США XXI века. Один из приятелей, традиционно проводящих отпуск на побережье океана, узнает, что смертельно болен. Поездка становится для главного героя и его товарищей способом проститься друг с другом.

Личная жизнь

О личной жизни режиссера известно мало. В интервью 2007 года, данном Ровене Акино, Ли Айзек рассказывал о жене Валери Чу, арт-терапевте по профессии, оказывавшей помощь руандийцам, которые пострадали от геноцида. Кинематографист сопровождал супругу в поездке в Африку и летом 2006 года вел класс кинопроизводства в столице Руанды – городе Кигали. Валери внесла лепту в фильмографию мужа, выступив в качестве художника в картине Чуна «Жизнь удалась».

Летом 2018 года Ли Айзек хотел уйти из киноиндустрии и преподавал в филиале Университета Юты в южнокорейском городе Инчхон, третьем по численности населения после Сеула и Пусана. Работа на исторической родине навела режиссера на мысль снять картину с элементами своей ранней биографии. Результатом размышлений стал сценарий фильма «Минари».

Ли Айзек Чун сейчас

26 января 2020 года картина «Минари», в которой в роли отца семейства снялся американский актер корейского происхождения Стивен Ён, удостоилась Гран-при жюри и приза зрительских симпатий на кинофестивале «Сандэнс».

Ли Айзек Чун с дочерью

Ли Айзек Чун с дочерью / Today

Фильм озаглавлен названием сорняка, используемого в корейской кухне. Минари, как ясени из оскароносной ленты Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», «без спросу нарастает» на любом «краешке земли». Подобно растению семья корейских иммигрантов пытается прижиться в США. Смешные и трагические события показаны глазами мальчика Дэвида И.

8 апреля 2021 года лента «Минари» вышла в российский прокат. Еще до выхода картины на экраны жители России смогли познакомиться с ее кадрами по фото, размещенным на странице фильма в «Инстаграме», и прочитать восторженные рецензии в газете «КоммерсантЪ» и других изданиях. Ли Айзек Чун в 2021 году продолжал работать над игровой экранизацией японского анимационного романтического фэнтези «Твое имя».

Родился 19 октября 1978 года в Денвере (штат Колорадо, США) в семье корейских иммигрантов.

Вырос на ферме в штате Арканзас. После окончания школы поступил на биологический факультет Йельского университета, но на первом курсе увлекся кино и бросил учебу ради мечты стать режиссером. Окончил факультет кинопроизводства Университета штата Юта.

В 2006 году отправился в Руанду в качестве волонтера и преподавал режиссуру местным детям. Результатом поездки стал фильм «День освобождения» (2007), который Чун снял вместе со своими студентами за 11 дней. Картина была включена в список номинантов на премии «Особый взгляд» и «Золотая камера» Каннского кинофестиваля и была высоко оценена критиками.

Мировую славу обрел как автор семейной драмы «Минари» (2020), посвященной жизни корейской семьи на ферме в Арканзасе. Во многом автобиографичная лента была отмечена номинациями на премии «Оскар» и BAFTA, а также завоевала сразу два приза кинофестиваля «Сандэнс».

Родился 19 октября 1978 года в Денвере (штат Колорадо, США) в семье корейских иммигрантов.

Вырос на ферме в штате Арканзас. После окончания школы поступил на биологический факультет Йельского университета, но на первом курсе увлекся кино и бросил учебу ради мечты стать режиссером. Окончил факультет кинопроизводства Университета штата Юта.

В 2006 году отправился в Руанду в качестве волонтера и преподавал режиссуру местным детям. Результатом поездки стал фильм «День освобождения» (2007), который Чун снял вместе со своими студентами за 11 дней. Картина была включена в список номинантов на премии «Особый взгляд» и «Золотая камера» Каннского кинофестиваля и была высоко оценена критиками.

Мировую славу обрел как автор семейной драмы «Минари» (2020), посвященной жизни корейской семьи на ферме в Арканзасе. Во многом автобиографичная лента была отмечена номинациями на премии «Оскар» и BAFTA, а также завоевала сразу два приза кинофестиваля «Сандэнс».

Главный приз главного фестиваля независимого кино в США получила история корейской семьи, которая живописно страдает в степях Арканзаса. За что жюри и зрители полюбили «Минари» и почему это удивительное кино совсем не похоже на стандартный сандэнсовский фильм — об этом рассуждает Егор Москвитин.

Новая территория: азиаты на «Сандэнсе» и в прокате

Азиатские фильмы постоянно побеждают на мировых фестивалях и, как показывает пример «Паразитов», могут претендовать на «Оскар». Но, когда речь заходит о кино диаспоры, рассказывающем о жизни азиатских сообществ в Америке, дело обычно не движется дальше того же «Сандэнса». «Ночь в спа» Эндрю Ана, чем-то похожая на «Лунный свет», получила тут приз жюри за актерский прорыв, а «Гук» Джастина Чона про расовые столкновения в Лос-Анджелесе 1992-го — приз зрителей.

Дела у американо-азиатского кино могли бы идти и лучше (в конце концов, тут много других хороших актеров, кроме Аквафины), но его пусть увлекательным и даже остросюжетным историям не хватало универсальности. Есть надежда, что после «Минари» что-то изменится: это ровно та история, национальная по форме и глобальная по содержанию. На «Сандэнсе» даже начались разговоры о том, что в 2021-м «Минари» вполне может оказаться в оскаровском шорт-листе. Тем более что фильм произвели компания Брэда Питта Plan B и студия А24 (авторы «Лунного света»). Питт к тому же был продюсером оскароносных «Отступников» и «12 лет рабства». Но есть и аргумент против: киноакадемии США «Сандэнс» исторически безразличен. В отличие от документалок, ни одна драма с этого фестиваля ни разу не брала главный «Оскар». «Назови меня своим именем», «Отрочество» и «Одержимость» подобрались к статуэтке ближе всех, но остались с утешительными призами. Но в любом случае «Минари» — это фильм-событие. Почти что новое «Отрочество»! И наконец-то без Аквафины.

О чем этот фильм и кто в нем играет?

Арканзас, 1980 год. Дешевая машина с деревянными боками останавливается у дома-коробки на курьих ножках — цементных блоках. Дверь висит в полутора метрах над землей, колодец предстоит рыть своими руками, а мусор сжигать в канистре, но новоселы уверены: здесь их ждет счастье. Новоселы — корейская семья И из четырех человек, скитающаяся по Америке уже десятый год. Джейкоб (Стивен Ян, звезда «Ходячих мертвецов» и «Пылающего») — неудачливый предприниматель, который мечтает построить ферму и кормить азиатской едой тоскующих иммигрантов. Моника (работающая преимущественно в Корее актриса Хан Е-ри) — начинающая уставать от авантюризма мужа жена. Их дети — тихая девочка Анна (Ноэль Чоу) и родившийся уже в Америке мальчик со слабым сердцем Дэвид (Алан Ким). А еще все они ждут в гости бабушку — веселую картежницу и хитрую воришку Сунджу (Юн Ё-джон).

Если бы рассказчиками в «Минари» были взрослые герои, то вместо самого теплого и доброго фильма «Сандэнса» получилась бы жестокая драма о распаде семьи и гибели чувств вроде «Дороги перемен» или «Брачной истории». Но зритель отправляется в Арканзас вместе с маленькими Дэвидом и поэтому и сам смотрит «Минари» глазами ребенка. Когда торнадо чуть не сносит хлипкий домик, Дэвид думает, что оказался в сказке про трех поросят. Когда отец берет сына работать в поле, мальчик прислушивается к каждой травинке и каждому колоску, как в том стихотворении из второго «Брата». Проснувшись в мокрой постели, Дэвид трогательно и деловито прячет от мамы грязные трусики. Когда бабушка привозит ему целебное зелье, он придумывает коварный план мести — написать в бутылку из-под ее любимого Mountain Dew. А еще у Дэвида больное сердце, но он по крайней мере умеет его слышать. В прямом смысле. Любимая игрушка мальчика — стетоскоп.

Кто это снял и как?

Сценарист и режиссер «Минари» — 41-летний американский кореец Ли Айзек Чун. Семья отправила его в Йель, чтобы получить специальность врача, но Чун стал кинематографистом, и его первый же фильм «День освобождения» оказался в каннской программе «Особый взгляд». Кино это было вовсе не про азиатов и не про Америку. Героем был руандийский мальчик из племени тутси, переживший геноцид и мечтающий отомстить за смерть родных (при этом его ближайший приятель как раз из племени хуту, которые и вырезали тутси).

Столкновение детства с тотальным ужасом взрослой жизни — драматургический прием, который работает и в «Минари». С одной стороны, созерцательный фильм пропитан чувством угрозы, и это напряжение делает его неожиданно динамичным. У семьи вот-вот закончатся деньги; урожай может погибнуть из-за непогоды или перебоев с водой; мама угрожает уйти от папы; папа вот-вот сорвется; бабушка слабеет с каждым днем. А Дэвиду противопоказаны любые нагрузки, но как объяснить мальчишке, что ему нельзя бегать?

С другой стороны, вся тьма фильма куда-то отступает, стоит героям пошутить. «Минари» — бесконечно смешное кино, в котором веселит и утешает каждая деталь: походка героев, их одежда, попытки выучить английский, чудачества соседей. В «Минари» нет ни одного плохого или безразличного персонажа. Единственный антигерой здесь — судьба, с которой нужно упрямо бороться от заката до рассвета. По сути, это классический американский вестерн в духе Джона Форда, для которого Америка была хоть и полной сложностей, но обетованной землей, а не проклятым враждебным ландшафтом. А семейное бытописание тут напоминает немного печальные, но всегда оптимистические фильмы Одзу. Да, Ли Айзек Чун, кажется, намеренно идет наперекор сегодняшним трендам и снимает кино не только о прошлом, но и немного так, как снимали в прошлом.

Впрочем, на кое-что вполне современное «Минари» тоже похож — на фильмы главного певца американских пустошей и коттеджных поселков Терренса Малика. Оператору Лачлану Милну («Очень странные дела») удается выстроить запредельно доверительные отношения и с природой, и с актерами. Его камера передает не только цвет и свет детства, но и все его запахи и вечное тепло. Поэтому история семьи И кажется каждому зрителю его собственным воспоминанием.

Но, самое главное, «Минари» не стесняется быть очень маленькой драмой. Об этом говорит даже название: минари — это корейское название широко используемого в корейской кухне омежника, сорняка, который приживается в любой местности и при любой погоде. Не могучее «древо жизни», а незаметная трава. Зато у дома.

Родился 19 октября 1978 года в Денвере (штат Колорадо, США) в семье корейских иммигрантов.

Вырос на ферме в штате Арканзас. После окончания школы поступил на биологический факультет Йельского университета, но на первом курсе увлекся кино и бросил учебу ради мечты стать режиссером. Окончил факультет кинопроизводства Университета штата Юта.

В 2006 году отправился в Руанду в качестве волонтера и преподавал режиссуру местным детям. Результатом поездки стал фильм «День освобождения» (2007), который Чун снял вместе со своими студентами за 11 дней. Картина была включена в список номинантов на премии «Особый взгляд» и «Золотая камера» Каннского кинофестиваля и была высоко оценена критиками.

Мировую славу обрел как автор семейной драмы «Минари» (2020), посвященной жизни корейской семьи на ферме в Арканзасе. Во многом автобиографичная лента была отмечена номинациями на премии «Оскар» и BAFTA, а также завоевала сразу два приза кинофестиваля «Сандэнс».

Читайте также: