Карион истомин полис си есть цитаты

Обновлено: 04.07.2024

Учащие пиитику,
творят стихи песней клику,

Каков ирмос в коей песни,
вся подобны стихов уместни.

Сия наука творение
и Богу, творцу ума, смотрение.

Краткословна риторика
Полна в словах сладка крика.

Действо, кое в ней пространно,
глаголется все сохранно.

Бог устроил сие в пользе,
да в доброте живем долзе.

Витийство слов ся имеет,
изрядство всем людем деет.

Примечания

  1. ↑ Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков / Общая редакция П. Н. Беркова.— М., 1935.
  2. ↑И́рмос, также ирмо́с (греч. εἱρμός — сплетение, связь), в византийском и русском православном богослужении — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица[1]. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф (тропарей) данной песни. Тексты ирмосов гимнографические (в основном, парафразы Священного Писания). Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия.

«Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.

Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики.

Америка часть четверта
Ново земля в знань отперта.

Вольнохищна Америка
людьми, в нравах, в царствах дика.

Никто же бо что успеет,
где глупость, сквернь и грех деет.

Примечания

  1. ↑ Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков / Общая редакция П. Н. Беркова. — М., 1935.
  2. ↑ Балвохвальство — язычество (древнерусск.)
  3. ↑ Недбальство — халатность, небрежность, пренебрежение (укр.)

«Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.

Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики.

Иеромонах КАРИОН ИСТОМИН
(1650 — 1717(1722))


Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин – известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, поэт и переводчик, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный поэт, художник, книжных дел мастер. Истомин служил на Московском печатном дворе с 1679 года. Сначала писцом, с 1682 года – «справщиком» (редактором), а затем, с 1698 года, и его смотрителем (начальником).
Родился Карион Истомин в Курске, вероятно в 1650 году, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался: «Малочастне падающая крушицы учения приях». В 1676 г. Он впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. В 1670-х гг. Карион Истомин направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество, став иеродиаконом в Кремлёвском Чудовом монастыре. С 1679 года Истомин стал служить на Московском Печатном дворе.
Благодаря родственным связям с Сильвестром Медведевым он получил блестящее для того времени образование. Учился в Спасской школе у Сильвестра Медведева в Москве, где преподавание вел знаменитый Симеон Полоцкий, и в Славяно-греко-латинской академии. Это было первое учебное заведение, где готовили будущих церковнослужителей и государственных чиновников. Карион Истомин свободно владел латинским и греческим языками, был знатоком риторики. Кроме того, в 80-90-х годах Истомин преподавал греческий язык в Типографской школе при Печатном дворе.
В Москве Карион Истомин активно занялся педагогической деятельностью. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе.
Карион Истомин вошел в круг лиц, близких к патриарху Иоакиму. Тот обратил внимание на трудолюбивого монаха, и с 1679 г. Истомин стал исполнять при нем секретарские обязанности: вел переписку, составлял проповеди, писал грамоты. При содействии Сильвестра Медведева Истомин получил доступ и к царскому двору, в 1683г. Он поднес царевне Софье стихотворный панегирик «Книга желателно приветство мудрости». С того времени в течение 20 лет Карион Истомин выступал в роли придворного поэта и ритора.
Карион Истомин был сторонником просвещения и образования. Так, в 1682 году, он обратился к царевне Софье со стихами, в которых просил ее основать в Москве учебное заведение для преподавания различных свободных наук: педагогических и исторических.
Истомин оставил большое поэтическое наследие в самых различных жанрах. Он использовал поэзию в качестве важного средства борьбы за просвещение и образование.
В своей книге «Вразумление» он наставлял «мудрости» 11-летнего царя Петра I: «Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися». По своему содержанию стихотворения Кариона Истомина разнообразны. Среди них мы встретим и целые богословские трактаты, и наставления о воспитании детей, как его «Домострой»:

Ещё и сие юнии да знают:
шапкою носа да не отирают,
И одежд своих гнусными руками
поглаживати перестанут сами
Очи, нос, уста отирати платком,
в посмех не молвити с отцем и братом.


Стихами написана Истоминым хорошо иллюстрированная книга «Полис» – стихотворная энциклопедия, содержащая характеристику двенадцати различных наук, времен года и стран света.
В 1692 г. он составил свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.).
В 1696 г. вышло незначительным тиражом новое, значительно расширенное издание Букваря, предназначенное для царевича Алексея Петровича, чьим учителем Карион Истомин мечтал стать. К этим трудам примыкает книга «Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость» (1694), излагающая в стихах свод светских и церковных знаний (космография, церковные таинства и пр.).
Во всех произведениях Кариона Истомина так или иначе затрагивается одна главная для него тема — просвещение и наука. «Да устроиши науку свободну»,— обращается он к царевне Софье.
Пред наукой он ставит широкие цели, в том числе и практические — помочь людям избавиться от нужды и бедности: «Да учатся той меньшие дети. И собирают разума цветы». Карион Истомин выступал последовательным и настойчивым певцом науки и просвещения. Он хотел учить всех: детей и взрослых, мужчин и женщин, рабов и слуг, православных и иноверных. В этом он видел источник силы, славы и богатства государства, его украшение и гордость. Основным проводником просвещения он считал школу. Поэтому горячо убеждал всех открывать школы, чтобы учить детей с самого раннего возраста.
Наряду со школой мощным средством распространения просвещения он считал книгу, которая, по его словам, «велие радость сердцу и чистоту уму приносит», ибо «книжное чтение во вкусе есть сладко».
Центральное место в педагогических взглядах Кариона Истомина занимает нравственное воспитание, формирование положительных душевных качеств. Основная задача воспитания, по его мысли, это «стяжение нравов благих», привитие доброты, душевной чистоты, человеколюбия. В то же время Карион Истомин не обходил и вопросы трудового воспитания, так как трудолюбие считал составной частью формирования нравственности в человеке, ибо «леность есть всякого зла источник». Поэтому в своих произведениях, пожалуй, впервые в русской литературе, пытался рассказывать о трудовых делах русских людей. Также впервые в русской педагогике он обратил внимание на физическое развитие детей, рекомендуя им «ради отрады» подвижные игры.
Главными же методами воспитания он считал изъяснение, убеждение, пример.
Важное место в творчестве Истомина занимают идеи гуманизма и патриотизма. Он восхищается способностями человека, его умом и силой. Человек, по его словам, — «душесловоразумоглаголивое сотворение», с «умною душою».
В петровскую эпоху издавалось значительное количество учебной литературы. Выдающимися по своему значению книгами являются «Буквари» Кариона Истомина.
В 1692 и 1693 гг. Истомин издал 2 рукописных «Лицевых букваря» для обучения детей Петра I, первый из которых преподнес царице Наталье Кирилловне. Это были художественные книги, расписанные разноцветными красками и золотом. А затем гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин вырезал букварь резцом на меди, и вышло его печатное издание 1694 г. в количестве 106 экземпляров. Впервые в русском букваре был использован способ наглядного представления материала, заимствованный у чешского педагога Яна Коменского. 400 рисунков – известные каждому ребенку вещи, изображенные в виде занимательных картинок со стихами, помогали легко усвоить азбуку.
Первоначально планировалось, что изданный «Букварь» станет широко распространяться. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла Карион Истомин привлек известного гравёра – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию на медных пластинках.
Роль Леонтия Бунина в создании «Букваря» столь значительна, что составитель на последней странице представляет его как соавтора: «Сий Букварь счини Иеромонах Карион Истомин, а знаменил (рисовал) и резал Леонтий Бунин».
Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.
Наверху изображен Христос, обучающий детей. В руках у детей свитки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу – посвящение в стихах, где упоминается имя составителя и дата выхода букваря в свет.
Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку (делва – бочка; ширинка – платок, скатерть; шишак – шлем; мрежа – рыболовная сеть; кокоша – курица-наседка и другие) в «Букваре» представлены заморские растения и животные (виноград, слон, кипарис, лев и другие). Кроме того, изображены сказочные, мифологические, библейские существа и персонажи (змей, аспид, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и т.д.), люди разных профессий (звездозаконник, историограф), части света (Америка, Африка, Азия), предметы, применяемые в богослужении (потир, рипида, свешник, хоругвь, митра, купель, епитрахиль, аналой и другие).
Заканчивается каждая страница стихами, в которых также называются предметы на нужную букву. Например, стихи на букву «К»:

Како кто хочет видом си познати,
В первых вещей будет то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суши,
Юный, отверзай в разум твоя уши.
В колесницу сядь, копием борися,
Конем поезжай, ключом отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
И кокошь в требу и людем здорова.
Отложи присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе други!


Букварь Кариона Истомина можно считать своеобразной детской энциклопедией, так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся.
Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения.
В этом «Букваре», в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания. Составитель отошел от практики зазубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных слов (брань, град и т.д.).
Одновременно с обучением чтению ребенок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал.
Каждая буква занимает здесь отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек в доспехах, поза которого напоминает ее начертание (это и есть лицевое изображение, давшее название рукописным букварям). Затем идут образцы написания буквы в разных стилях от вязи до скорописи не только по-славянски, но по-гречески, по-латыни и даже по-польски. Рисунки растений и животных, построек и предметов быта, «звездозаконника» со зрительной трубой, «историографа» с книгой и чернильницей в руках так гармонично сочетаются со следующими ниже стихами, включающими названия изображений, что оставляют яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых.
Букварь, изданный в 1694 году, впервые стал иллюстрированным букварём. Составленный по принципу наглядности и занимательности, «Букварь» Кариона Истомина далеко опережал все подобные руководства не только своего времени, но и XVIII века. Истомин считал, что надо учиться читать не только церковные книги. «Букварь» предназначался не только для обучения мальчиков, но и девочек. Каждой букве «Букваря» отведен лист, ей посвящено занимательное стихотворение, содержащее слова, начинающиеся с этой буквы. Часть страницы заполнена изображением предметов, названия которых начинаются с этой буквы (того же принципа придерживаются и современные буквари).
"Букварь славянороссийских писмен". – самый замечательный учебник XVI-XVIII вв., резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая самим педагогическим приемом обучения.
Ценность «Букваря» состоит еще и в типографском его исполнении.
Издание было значительным шагом вперед в развитии книгопечатания, в распространении русской гравюры на металле.
Букварь Кариона Истомина завершает букварно-грамматический период в развитии русских печатных учебников. Он выдержал не одно издание вплоть до первой четверти XVIII в.
Букварь Кариона Истомина, изданый в Москве, в Синодальной типографии в 1696 г., вышел совсем малым тиражом – всего 20 экземпляров. Он предназначался для пользования царского двора. В отличие от цельногравированого букваря 1694 г. этот букварь наборный. В нем 200 страниц. Букваристика называет его «Большой букварь». Истомин включил в книгу произведения русских писателей – Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого. Таким образом, получился «литературный букварь», являющийся сегодня бесценным памятником истории русской литературы и поэзии XVII в.
Здесь использован красный цвет для выделения буквиц, заглавий, отдельных строк и частей текста. Орнаментальные заставки, овальные гравюры на религиозные темы, концовки, рамки для текста – все это являет достижения русского типографского искусства XVII в.
Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли.
Пропагандой просвещения, наук, идеями гуманизма и патриотизма, борьбой за нравственные идеалы в духе передовых взглядов эпохи Карион Истомин выделяется из числа своих современников. Это ставит его в ряды передовых деятелей эпохи, внесших заметный вклад в русскую культуру, в подготовку и проведение Петровских реформ.
Наш земляк нёс свет ученья. Он был признанным богословом и просветителем, мыслителем и поэтом. И сегодня мы говорим, что Карион Истомин – Светоч России и Гордость земли Курской!



Карион Истомин (сер. XVII в.— 1717 или 1722) — иеромонах, поэт, автор проповедей и педагогических сочинений. Родился в Курске, вероятно, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался невысоко: “Малочастне падающая крушицы учения приях”.
В 1670-х гг. Истомин направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество. В 1676 г. он впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. С 1679 г. Истомин стал служить на Московском Печатном дворе, сначала писцом, а с 1682 г. — справщиком.
Довольно быстро Карион вошел в круг лиц, близких к патриарху Иоакиму, последний обратил внимание на трудолюбивого монаха, и с 1679 г. Истомин стал исполнять при нем секретарские обязанности: вел переписку, составлял проповеди, писал грамоты. При содействии Сильвестра Медведева Истомин получил доступ и к царскому двору, в 1683 г. он поднес. царевне Софье стихотворный панегирик “Книга желателно приветство мудрости”. С того времени в течение 20 лет он выступал в роли придворного поэта и ритора, стараясь не обойти вниманием ни одного события в жизни каждого члена царской семьи, в частности, в 1682 г. он сочинил “Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы” Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1689 г. — “Книгу любве знак в честен брак” Петра Алексеевича с Евдокией Лопухиной и др.
В Москве Истомин активно подвизался на педагогическом поприще. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Но в историю педагогики Истомин вошел как создатель учебно-педагогических сочинений.
В 1692 г. он составил свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.). В 1696 г. вышло незначительным тиражом новое, значительно расширенное издание Букваря, предназначенное для царевича Алексея Петровича, чьим учителем Карион мечтал стать. К этим трудам примыкает книга “Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость” (1694), излагающая в стихах свод светских и церковных знаний (космография, церковные таинства и пр.). Одновременно с работой над Букварями Истомин изложил в стихах нормы детского поведения в сочинении, известном в науке под названием “Домострой” и восходящем к некоторым положениям о детском воспитании Эразма Роттердамского.
Карион Истомин всячески внедрял стихи в московский быт и оставил огромное число панегирических стихотворений и “стихов на случай”, которые он писал не только для двора, но и для московской знати; он сочинял подписи под иконы и эпитафии, пробовал себя в духовной лирике и в жанре победной оды, попытавшись воспеть крымский поход кн. В. В. Голицына. Ему принадлежит сборник проповедей “Веселеил, си есть Скиния Божия”, а составленная им “Служба и житие Иоанна Воина” была издана в 1695 г.
Истомин подвизался также как историограф и переводчик, в частности, он переводил Блаженного Августина (“Боговидная любовь”, 1687) и римского сенатора Секста Юлия Фронтина (“О случаях военных”, 1692).
Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым и по положению, и по таланту московским поэтом. При этом его политические симпатии зависели от того, кто брал верх в московских распрях, и когда в 1689 г. Сильвестр Медведев был арестован по делу о Федоре Шакловитом, то Истомин участвовал в составлении обвинения против него. По этим причинам события того бурного года почти не отразились на его карьере. При новом патриархе Адриане он завоевал себе его расположение, а в марте 1698 г. стал начальником Печатного двора.
Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера Истомина окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял Федор Поликарпов. Истомин до самой смерти продолжал писать, но его литературная активность снизилась, к тому же его потеснили литераторы нового типа, более соответствовавшие духу петровских преобразований.


Карион Истомин «Книга любви знак в честен брак», преподнесенная в 1689 г. в качестве свадебного императору подарка Петру Первому.

Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 году сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонтия Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз.

    Среди переводов Кариона числятся следующие произведения:
  • «Боговидная любовь» блаженного Августина (13 марта 1687 г., для царевны Софьи);
  • «Чин сочинения и освящения мира» (с греческого);
  • «О случаях военных» Юлия Фронтина (для царя Петра Алексеевича);
  • «Сладость умнословной души» (с белорусского, для царевны Натальи Алексеевны);
  • Греческий летописец (3 марта 1699 г., для царевича Алексея Петровича);
  • Отдельные главы Римских деяний.

Карион Истомин принадлежал к числу тех московских просветителей второй половины XVII в., которых один из второстепенных писателей того времени, иеродиакон Дамаскин, метко назвал «пестрыми». В вопросе о направлении высшего образования в Москве, просвещения вообще, «пестрые» занимали примирительную позицию между «западниками» и «грекофилами», уподобляясь, по образному выражению того же Дамаскина, трости, колеблемой ветром то в одну, то в другую сторону. Одним из «пестрых» был К. Истомин и как поэт. Искусству слагать стихи он учился сперва у Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, а с 1685 г. — у братьев Лихудов. Как поэт он, следовательно, воспитывался под перекрестным влиянием двух традиций: украинского школьного «барокко» и новогреческой ученой поэзии.
Первым по времени стихотворным произведением К. Истомина была целая книга приветственных стихов царевне Софье Алексеевне, поднесенная в 1681 г.; книга эта не дошла до нас. Через год, 12 ноября 1682 г., К. Истомин поднес царевне свой второй сборник стихотворений. Сборник состоит из небольшого вступления и шестнадцати стихотворений, составленных 11-сложными силлабическими стихами. По своему содержанию все эти стихотворения представляют собою просьбу об учреждении в Москве учебного заведения, в котором бы преподавались «свободные» науки; поэт здесь подробно говорит о значении просвещения, восхваляет ум Софьи, напоминает ей о заботах отца ее и брата образовать своих подданных и просит, чтобы она умолила братьев своих Иоанна и Петра утвердить в Москве полный курс «наук совершенных»:

Сотвори людем твою царску милость,
Покажи Россом многу добротливость,
Поставь трапезу мудрости словесну,
Тщанием твоим к жительству небесну.


Стихи К. Истомина были, видимо, благосклонно приняты царевной; во всяком случае, с 1682 г. Истомин стал систематически посвящать свой досуг поэзии.
Поэтическое наследство К. Истомина очень велико. Писал он в самых разнообразных жанрах; наряду со стихами приветственными, поздравительными, панегирическими, сохранились его стихотворные акафисты, молебны, молитвы, надписи к иконам, надгробные эпитафии.
Поэт он был плодовитый. Кроме отдельных стихотворений, в рукописях хранятся целые сборники его стихов: «Книга Вразумление, стихотворными словесы состоящаяся. » (1683), сборник стихотворений в честь богородицы и святых под заглавием «Книга Стамна духоносная или Ведры. » (1690), стихотворная биография Иисуса Христа под заглавием «Едем си есть сладость прохлаждающая и вразумляющая человека зрением духовным. » (1693) и др.
Из числа этих сборников по содержанию наиболее интересен первый, посвященный одиннадцатилетнему царю Петру Алексеевичу, — «Книга Вразумление». Сборник состоит из девяти стихотворений. Начинается «Книга Вразумление» стихотворным обращением к царю Петру Алексеевичу с обычным пожеланием здоровья и многолетия. Все девять стихотворений сборника по содержанию связаны между собою: все они представляют собою «вразумление» царю Петру, которое ему чинит устами автора сам бог. В первом стихотворении бог увещевает юного монарха вручить ему свое сердце, приять «мудрость света», чтобы быть полезным для людей; во втором — дает совет быть «помогателем в самодержавстве» брату Иоанну, в третьем — обещает дать Петру мудрость, плодами которой он впоследствии воспользуется; в четвертом — говорится, что Петр избран наследником «века ина», т. е. Царствия Небесного, к которому он должен себя приуготовить; в пятом — указывается на то, что вместе с братом Иоанном он поставлен царем, должен давать людям суд правый и «жити с мудростию добро»; в шестом — внушается, что он должен наставлять на путь правый своих подданных; в седьмом — что он должен учиться «с рабами в летех равными»; в восьмом — ему обещается награда от бога, если он будет любить его; в девятом, заключительном, — Бог внушает Петру:

О, царю Петре, прелюбезный сыне,
Российска царства преизрядный крине!
Матери твоей ты еси утеха,
Се аз ти даю в мудрости поспеха.
Учися ныне, прилежно учися
В младости твоей царь мудр просветися.
Пой предо мною, твоим богом, смело,
Явль суд и правду, гражданское дело.
Имаши мене тем добре почтити,
Матерь твою и всех веселити.


Стихом владел Карион Истомин неплохо. Он любил ставить себе технически трудные задачи в области стихосложения и обычно решал их удачно. Наиболее удавались ему «леонинские» стихи с рифмующимися полустишиями. Эти стихи он предпочитал всем другим. Вот пример, наглядно показывающий, как справлялся Истомин с «трудными» формами стиха:
Преславну чуду явльшуся всюду всяк присмотрися, Богу дивися,
Како незримый всеми любимый Иисус Христос, в плоти днесь возрос.
Как поэт Карион Истомин еще ждет своего исследователя.
Особо должны быть отмечены заслуги Истомина в деле пропаганды стихотворной культуры. Автор нескольких учебных руководств, К. Истомин охотно пользовался стихами как орудием популяризации тех или иных научных сведений.
Показательны в этом отношении два его «лицевых» учебника: «Малый букварь», в 1694 г. выдержавший два издания, большой «Букварь», изданный в 1696 г., и «Полис, си есть Град царства небеснаго. », первая редакция которого была написана К. Истоминым тоже в 1694 г. В «Букваре» каждая буква сопровождается небольшим нравоучительным стихотворением, составленным с таким расчетом, чтобы в нем упоминались названия всех тех лицевых изображений, которыми украсил «Букварь» известный гравер Леонтий Бунин — «ради любезного созерцания отрочатом учащимся». Так, например, буква ж в «Букваре» К. Истомина сопровождается стихотворением, в котором упоминаются все приложенные к ней «образы»: жених, жена, жезл, житница, жолудь, журавль, жребий, жила, жаба.
«Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью Богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.
Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики:

Грамматика учит знати
Глаголати и писати
Благо.
Грамматику, душе, слыши,
Обзри смыслом аз и буки,
Пиши слова добре складом,
Глагол писму та начало,
К Христу простри моление,
писмена в ней изучиши.
емли перо в твои руки.
веди строки в разум рядом.
дело сие богом стало,
дает он всем спасение.

К числу стихотворных произведений Кариона Истомина, также педагогического характера, относится его «Домострой». Адресованный в первой части к детям-школьникам, Домострой излагает правила поведения их, учит как относиться к старшим, предупреждая о наказании за нарушение правил.
В дальнейшем Домострой говорит об обязанностях слуг и, наконец, снова возвращается к предписаниям детям, перечисляя даже дозволенные им игры. Домострой заканчивается краткой характеристикой задачи автора:

Наук изрядством Карион дети вся дарит,
в приятность иеромонах и старым говорит,
Истомин, чтоб благоумни все того смотрели,
науку и страх в должности имели.
Ударений кто дати не восхощет,
винный поклоны творя да не ропщет.
Душеспасенно всем обучение,
в домовом ратном деле строение.
Измлада бо кто сего научится,
разумна суща бити не годится.
В противность смысла людем война рати,
в Бозе надежда безстрастием стати.

Читайте также: