Какому богу был посвящен дельфийский оракул

Обновлено: 02.07.2024

История Древней Греции полна парадоксов и противоречий. Такого невероятного конгломерата взаимоисключающих компонентов не было, пожалуй, ни у одной цивилизации. Греция состояла из десятков государств, которые постоянно друг с другом воевали, мирились, образовывали недолговечные союзы и снова воевали. Однако, как только возникала внешняя угроза, греческие полисы легко забывали старые обиды, объединялись и давали отпор врагу. При этом одни из государств были демократиями, другие тираниями. Монархии соседствовали с республиками, аристократы и демос то яростно враждовали, то мирно сосуществовали.

Суровый аскетизм Спарты соседствовал с гедонизмом Коринфа, что не мешало им быть союзниками, в то время как просвещенные эстеты из Афин и Лесбоса пребывали в постоянной вражде. Ионийский, аттический и дорический диалекты отличались между собой почти так же, как русский язык от белорусского и украинского, однако, все это не мешало грекам осознавать себя единым народом. Объединяли Элладу в неразрывное целое общая культура и общая религия. О культуре разговор особый, а вот о религии мы и поговорим.

Грань между священным и обыденным в античные времена была тонкой и зыбкой. Боги населяли не только Олимп, но и леса, реки, ручьи, горы, небо и моря. Само собой, они навещали храмы, а так же специальные места (рощи, пещеры и т.д.), где проводились жертвоприношения, гадания и мистерии. Греческий пантеон был необъятен. Кроме олимпийских богов в нем состояли титаны, бесчисленные нимфы, сатиры и разнообразные божества природных стихий.

Время от времени они появлялись среди людей и вмешивались в их дела самым непосредственным образом. Некоторые люди в свою очередь, вмешивались в дела богов и даже сами становились богами после смерти. Многие аристократы могли похвастаться божественным предком, а любой простолюдин мог получить мистическое откровение во время священных церемоний. Отношения греков со своими богами были весьма фамильярными. С ними советовались по любому более-менее важному случаю. Свадьбы, путешествия, сделки, лечение, войны, дипломатические союзы и строительство курятника не начинались без предварительной консультации с высшими силами. Благо, узнать божественное мнение было несложно. Святилища-оракулы были практически в любом, даже самом заштатном городке, однако, и в этом деле наблюдалось невероятное разнообразие.

В Олимпии жрецы Зевса гадали по внутренностям животных и по пламени жертвенного огня. В Кларосе прорицатель пил воду священного источника и говорил стихами от имени Аполлона. В Патрах жрецы Деметры давали оракулы больным, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах на площади стояла статуя Гермеса и перед ней жертвенник. Тот, кто хотел услышать пророчество бросал монетку в специальную урну, воскурял благовония и задавал статуе свой вопрос, потом затыкал уши и уходил. Дойдя до края площади, человек открывал уши и первые слова, которые он слышал, считались ответом бога. В Эгире жрица пила бычью кровь, после чего на нее находило озарение, и она пророчествовала от имени Геи.
Оракулы имели не только боги, но и обожествленные герои – Геракл, Асклепий, Трофоний, Амфирай и Амфилох. Ну и, само собой, помимо официальных жрецов практически в каждом городе были толкователи снов и гадатели, занимавшие свою скромную нишу на рынке божественных откровений.

Естественно, не все оракулы были в равной мере почитаемы. Одни имели лишь местное значение, другие славились по всей Греции, а у порога некоторых вместе с простолюдинами толпились с драгоценными дарами цари, аристократы и посланники зарубежных правителей.

Самым древним оракулом на территории Греции был оракул Зевса и Дионы в Додоне, городке, распложенном в области Эпир (Северная Греция), в 20 км к югу от современной Янины. Судя по всему, этот оракул существовал еще до появления греков на Балканах, то есть как минимум за 2500 лет до н.э. Геродот сообщает, что святилище возникло после того, как на священный дуб села голубка и заговорила человеческим голосом. Самому «отцу истории» эта легенда казалась не особо правдоподобной, но более достоверных данных о возникновении оракула в Додоне не сохранилось.

Судя по всему, изначально в Додоне находилась священная дубовая роща, посвященная богине пеласгов Дионе. Потом пришли греки со своими богами. Зевс и Диона каким-то образом нашли общий язык, и священная роща стала общей для обоих богов – жрецы пророчествовали от имени Громовержца, а жрицы от имени Дионы, которую местные жители упорно считали его супругой. Мнение Геры по этому поводу их не интересовало.

Историки и литераторы сообщают о нескольких способах получения оракула в Додоне. Жрецы вслушивались в шелест листьев священного дуба, в воркование голубей и в журчание ручья, протекавшего через рощу. Так же использовался метод вытягивания жребия. Ответ бога жрец записывал на деревянной дощечке или оловянной пластине и вручал вопрошающему. Немало таких пластин было найдено при раскопках на месте святилища.

Слава Додонского оракула была вполне заслуженной. Здесь Одиссею было предсказано, что он умрет руки собственного сына, из-за чего герой изгнал Телемака из Итаки. Судьба сыграла с Одиссеем злую шутку. В полном соответствии с предсказанием он был убит, но другим своим сыном Телегоном, рожденным от Цирцеи (Кирки), о существовании которого и не подозревал.

Из древесины додонского дуба была изготовлена статуя Афины, украшавшая нос легендарного «Арго». Благодаря этому сам корабль стал плывущим оракулом и не раз предупреждал аргонавтов о грозящих опасностях.

Если обратиться к более близким к нам временам, то нельзя не упомянуть о предсказании, которое получили в Додоне спартанцы накануне битвы с фиванцами и их союзниками при Левктрах. Непобедимой доселе Спарте было предсказан полный разгром, что и произошло. Примечательно, что фиванский царь Эпаминонд в свою очередь получил предсказание о победе над спартанцами от оракула Трофония, о котором речь впереди.

Расцвет Додоны пришелся на времена правления знаменитого царя Пирра, который построил здесь сохранившийся поныне театр, а так же устраивал ежегодные спортивные соревнования и музыкальные представления. Благодаря богатым пожертвованиям Додона превратилась в лакомый кусочек для хищных соседей. В 219 году до н.э. святилище было захвачено и разграблено этолийской армией. К началу христианской эры на месте священной рощи оставался один единственный дуб, который был срублен после того, как последний император единой Римской империи Феодосий I в 381 г. запретил все языческие обряды.

Отдавая должное Додоне, следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах. О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться. Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами не что иное, как божественное откровение.

Второе предание гласит, что Кастальский источник, дарующий пророческий дар принадлежал богине Гее, которая поставила на его охрану могучего змея Пифона. Впоследствии этот источник достался Аполлону, который умертвил змея, после чего отправился к морю, превратился в дельфина, повстречал критский корабль, заставил критян высадиться на берег, отвел их к источнику и приказал морякам установить жертвенник и стать жрецами. В сознании древних греков обе версии мирно уживались и никоим образом не противоречили друг другу.

Согласно современным геологическим изысканиям, скальные породы под Дельфами содержат слои битуминизированного известняка, которые при нагревании выделяют газы, выносимые на поверхность подземными водами. В числе этих газов есть и этилен, имеющий сладковатый запах, о котором упоминали античные авторы, называвшие испарения «сладкой пневмой». При больших концентрациях этилен приводит к обмороку, а при малых может вызывать глубокий транс. А от транса, до общения с богами, как известно, рукой подать. Поэтому историю об особых свойствах Кастальского источника, над которым был возведен храм Аполлона, можно считать вполне достоверной.

Изначально возле источника находился лишь жертвенник. Первый каменный храм в этом месте был сооружен в VII веке до н.э. зодчими Трофонием и Агомедом. Через пару столетий этот храм сгорел и на его месте был выстроен новый, который, в свою очередь был разрушен землетрясением в 373 году до н.э. После этого был выстроен еще один храм, от которого остались живописные руины, и поныне радующие взор туристов.

В закрытой для посторонних части храма прямо над источником испарений находилось специальное помещение. Там на золотом треножнике восседала жрица, которую в память об убитом змее именовали пифией. Надышавшись паров, пифия впадала в транс и начинала пророчествовать. Поскольку ее речь была сумбурной и малопонятной, имелся специальный жрец, который излагал пророчество в приятной на слух стихотворной форме. Некоторые античные авторы упоминают о том, что кроме жрецов к толкованию пророчеств привлекали философов и поэтов.

Как известно, при передаче информации следует избегать лишних промежуточных звеньев, поскольку каждое из них вносит свои помехи. В Дельфийском храме было целых два таких звена – сама пифия и жрец-толкователь, поэтому окончательный вариант оракула мог существенно отличаться от оригинала, однако, это мало кого смущало. Поначалу пророчества давались раз в год, в феврале, в день рождения Аполлона. Но спрос на божественное откровение был столь велик, что храму пришлось перейти на ежемесячную работу, а затем и на ежедневную.

Дельфы считались священным местом не только из-за оракула. Здесь по всеобщему убеждению находился центр мира, отмеченный омфалом, камнем, водруженным Аполлоном над могилой поверженного Пифона. По некоторым сведениям это был тот самый камень, который проглотил Кронос вместо младенца Зевса. Как бы то ни было, омфал считался не только срединой Земли, но и точкой, в которой соединялись обычный и загробный миры.

Не удивительно, что город привлекал толпы паломников, а паломники приезжали не с пустыми руками, поскольку приходить в столь священное место без ценного подарка храму было как-то неприлично. Дельфы быстро богатели и набирали политический вес. Кроме обычных людей сюда наведывались правители греческих полисов и посланцы иноземных держав.

К примеру, когда царь Родоса Дамагет решил жениться, он обратился к оракулу и получил совет «Возьми в жены дочь лучшего из греков». Царь так и поступил, женившись на дочери героя Мессенской войны Аристомена, который с тех пор вошел в историю, как «лучший из греков». Легендарный царь Спарты Ликург получил в Дельфах оракул «Спарта будет сильна, пока соблюдаются введенные тобой законы». А через несколько столетий Дельфийский оракул провозгласил «Спарту погубит любовь к деньгам». Так оно и произошло.

Слава и влияние оракула росли, однако храм начал сталкиваться с серьезной проблемой – испарения Кастальского источника стали нерегулярными. Жрецы, привыкшие к богатым подношениям, не смогли отказаться от искушения чем-то заменить «сладкую пневму». В дни, когда источник «не работал» пифий заставляли вдыхать дым тлеющих лавровых листьев. Эффект от этого паллиатива был значительно слабее, но, тем не менее, опытный жрец-толкователь умело превращал неразборчивую ругань задыхающейся от дыма несчастной женщины в глубокомысленное послание Аполлона.

Со временем в оракулах Дельфийского храма становилось все меньше и меньше конкретики. Пророчества большей частью давались туманные и двусмысленные, над чем вволю насмехались авторы во времена поздней античности. Достаточно вспомнить знаменитый оракул «Начав войну, сокрушишь великое царство», выданный посланцам лидийского царя Креза, который интересовался перспективами своего похода против Персии. В этой войне великое царство, в самом деле, оказалось разрушенным. Только это была не Персия, как надеялся Крез, а его собственное. Филиппу Македонскому повезло больше. Оракул «Завоюешь Грецию серебряными копьями» отец Александра Великого принял как руководство к действию и добился большинства своих побед не столько оружием, сколько дипломатией и подкупом.

Дельфы благополучно пережили и римское завоевание. Правда, святилище было разграблено Суллой, но остальные римские правители были к нему благосклонны. Храм Аполлона был закрыт, как и оракул Додоны, в 381 году н.э., когда христианская церковь окончательно взяла верх над богами античности.

В некоторых оракулах Древней Греции можно было получить ответы на свои вопросы и напрямую от тех или иных богов, без посредничества жрецов. Дело это считалось рискованным и опасным для душевного здоровья, однако в желающих недостатка не было. Пожалуй, самым известным святилищем такого рода был оракул Трофония, находившийся в Беотии в пещере на горе неподалеку от города Лебадия (ныне Ливадия).

Трофоний и его брат Агамед, сыновья аргонавта Эргина, были легендарными зодчими первого Дельфийского храма. По преданию, когда строительство храма было завершено, братья умерли во сне, что считалось высшим проявлением милости богов. Через некоторое время Беотию поразила жестокая засуха. Чтобы узнать, чем вызвана эта напасть и как от нее избавиться, была отправлена делегация в Дельфы. Ответ пифии гласил: «Принесите жертву оракулу Трофония». Но проблема была в том, что никто не знал, где этот самый оракул Трофония находится.

Об оракуле Трофония подробно рассказал знаменитый писатель и путешественник Павсаний, посетивший эти места во II веке н.э. По его словам, получить оракул Трофония было делом очень непростым. Нужно было пройти многодневное очищение и приносить жертвы богам. Если жрецы, гадающие по внутренностям жертвенных животных, убеждались, что знаки благоприятны, проситель пил из ручья, называемого Источником Забвения, чтобы забыть обо всем ненужном, а затем из другого ручья – Источника Памяти, чтобы запомнить все, что с ним произойдет. Потом нужно было взять две медовые лепешки, которые предназначались для подношения духу Трофония, и поздно вечером войти в пещеру.

В пещере был лаз, в который можно было протиснуться. Там находилось небольшое помещение, в котором проситель проводил всю ночь. При этом он слышал голос, который сообщал ему не только ответ на его вопрос, но и рассказывал о самых разнообразных вещах. Утром приходили жрецы и находили просителя у входа в пещеру. Обычно человек после общения с духом Трофония пребывал в глубоком обмороке и долго не мог прийти в себя. Жрецы подробно расспрашивали его обо всем, что с ним происходило, и записывали рассказ на дощечках, которые хранились в специальном храме. Некоторые могли вспомнить только, что когда они спускались в лаз, кто-то схватил их за ноги, отобрал лепешки и мягко ударил по голове. Таким жрецы объясняли, что они сами все вспомнят, когда придет время. Рассказывают, что некоторые посетители были так потрясены, что навсегда теряли способность улыбаться.

Известно, что оракул Трофония посещал непримиримый противник Спарты, вождь мессенского восстания, «лучший из греков» Аристомен. После общения с духом Трофония, который предстал перед ним в виде огромной змеи, он оставил в дар храму свой щит. Через триста лет накануне битвы при Левктрах фиванский царь Эпаминонд так же побывал в пещере Трофония. Ему была предсказана победа в том случае, если он возьмет щит Аристомена. Эпаминонд с разрешения жрецов забрал из храма щит героя и перед сражением установил его на возвышении так, чтобы он хорошо был виден противнику. Спартанцы были деморализованы самим фактом присутствия на поле боя этого легендарного артефакта, принадлежавшего их самому заклятому врагу. Они были наголову разгромлены, потеряв в битве царя и более 400 гоплитов.

О том, когда прекратил действовать оракул Трофония достоверно не известно. Скорее всего, его постигла та же судьба, что и оракулы Дельф, Додоны, и множества других по всей Элладе. Старые боги ушли, наступили новые времена. Но кто знает, может через столетия в Додоне вырастет новая дубовая роща, в Дельфах вновь забьет священный источник, а в пещере Трофония вновь можно будет видеть вещие сны? Ведь возродились же Олимпийские игры, запрещенные императором Феодосием. Впрочем, не будем загадывать – ведь пока оракулы молчат, будущее от нас скрыто.

В древние времена люди уделяли огромное внимание пророчествам. Пророчества обычно совершались в специальных храмах и собирали толпы страждущих. И хотя с оракулом общался только посредник (медиум), считалось, что его голосом говорит сам пророк. Одним из наиболее почитаемых пророков Древней Греции считался Дельфийский оракул, проводивший сеансы в храме Аполлона у подножья горы Парнас в Дельфах.

Здравствуйте, друзья!

Дельфийским оракулом на самом деле были греческие жрицы и прорицательницы. Их еще называли Пифиями по имени легендарного дракона Пифона. Пифии тщательно отбирались жрецами святилища. Когда одна Пифия умирала, ее место занимала другая, которая становилась верховной жрицей. Под воздействием ядовитых растений или испарений, поднимающихся из-под земли, Пифия впадала в божественный транс и просила бога Аполлона предсказать будущее. Хотя во всем мире существовали и другие оракулы, Дельфийская Пифия была самой почитаемой.

Как появился Дельфийский оракул

Расположенные примерно в 100 милях к северо-востоку от Афин, Дельфы считались у греков самым центром (пупом) земли. Многие эксперты сходятся во мнении, что между 1700 и 1400 гг. до н.э. в Дельфах существовало святилище, называвшееся Питоном, и это было место поклонения богине Гее - Матери-Земли, родившей богов.

Согласно древнегреческой мифологии богиня Гея выбрала место для своего святилища там, где в расщелине скалы из-под земли появлялся "пар пророчества " и повелела своему сыну Пифону - могучему змею (дракону) охранять его. Гея назначила своей пророчицей нимфу Дафнис . Это и был первый Дельфийский оракул. Дафнис вдыхала "пары пророчества", и могла предсказывать будущее.

Но бог Аполлон решил завладеть святилищем, обладавшим пророческой силой. Он убил Гею и ее сына Пифона, и стал единственным богом, которому должны были поклоняться.

Аполлон убивает змея Пифона - сына богини Геи (Общественное Достояние) Аполлон убивает змея Пифона - сына богини Геи (Общественное Достояние)

На этом месте в 7 веке до н.э. был возведен Большой храм Аполлона, ставший самым важным сооружением в Дельфах. С тех по главную жрицу храма стали называть по имени дракона Пифией.

Слава Дельфийского оракула

Престиж и власть Дельфийского оракула достигли своего пика между 6 и 4 веками до нашей эры. И власть имущие, и простые люди совершали далекие путешествия, чтобы посетить дельфийскую пророчицу. Вначале главная жрица предсказывала будущее только один день в году - в день рождения Аполлона. Но, по мере того, как популярность оракула росла, уже две или три жрицы занимались пророчествами, сменяя друг друга в течение девяти месяцев в году.

Зимой, как верили греки, Аполлон покидал святилище и отбывал в теплую Страну Гиперборейцев. А без своего бога провидицы будущее предсказать не могли.

Храм Аполлона в Дельфах был резиденцией Пифий, которые давали пророчества за определенную плату. (Общественное Достояние) Храм Аполлона в Дельфах был резиденцией Пифий, которые давали пророчества за определенную плату. (Общественное Достояние)

Обычно Пифии делали предсказания за определенную плату. Это были жертвоприношения животных или богатые дары храму. За хорошую плату любой мог услышать волю богов по интересующим его вопросам.

Дельфийское святилище - пуп земли.

Для греков, веривших, что через оракулов они напрямую общаются с богами, дельфийское святилище было неотъемлемой частью их религии. Они верили, что это место было выбрано самим Зевсом.

Чтобы найти середину мира, Бог-отец выпустил двух орлов, полеты которых пересеклись в Дельфах. Священное место в виде большой скалы украсили декоративными мотивами и нарекли омфалом (что означает пупок).
Омфал был важным символом Аполлона и представлял собой "пуп" древнегреческого мира. Фигура вырезана из камня. (Общественное Достояние) Омфал был важным символом Аполлона и представлял собой "пуп" древнегреческого мира. Фигура вырезана из камня. (Общественное Достояние)

Вокруг священного места в Дельфах возникло целое поселение. Кроме Храма Аполлона здесь было святилище Афины, театр, спортивная арена, кладбища и сокровищницы, в которых хранились особо ценные предметы и военная добыча.

Однако именно пророчицы - Пифии сделали это место знаменитым .

Как работал Дельфийский оракул

Перед совершением таинства Пифия совершала омовение и принимала паровую ванну, а затем спускалась в подземную камеру (адитон), стоявшую прямо над трещиной. Из трещины поднимались пары воздуха, возможно, увлекавшие за собой вулканические газы. Пифия садилась на треножник, в одной руке она держала ветку лавра (лавр - священное дерево Аполлона), а в другой - чашу с водой из протекающего здесь бурлящего ручья. Под воздействием поднимающихся паров Пифия впадала в транс и начинала бессвязную речь. В обязанности других жриц входило превращение этой речи в осмысленный текст, который потом подвергался толкованию.

Дельфийский оракул впадает в транс, приводящий к бреду и безумию (Общественное Достояние) Дельфийский оракул впадает в транс, приводящий к бреду и безумию (Общественное Достояние)

До наших дней дошли многие свидетельства древних мудрецов, посвященные загадкам Дельфийского оракула. В их числе можно назвать Плиния, Платона, Цицерона, Плутарха, Страбона.

Так географ Страбон (64 - 25 г. до н.э.) писал:

"Говорят, что Пифия сидит на треножнике прямо над глубокой и довольно узкой каверной, через которую наверх поднимается пневма (газ, пар). Пифия вдыхает пневму и начинает пророчествовать".

Плутарх (46-120 г. н.э.) рассказал о таинственном ритуале более подробно. По его словам, в святилище складываются определенные отношения между богом Аполлоном, Пифией и пневмой:

Аполлон уподобляется музыканту, Пифия - инструменту, на котором бог играет, а пневма - плектре (косточке для игры на струнных инструментах). С помощью плектры Аполлон заставляет звучать свой инструмент (Пифию).

При этом Плутарх подчеркивал, что пневма источает запах "сладкого аромата", который ощущается не только в адитоне (камере пророчества), но и в предшествующем ему помещении, где собираются жрецы в ожидании выхода к ним Пифии.

Испарение пневмы было слабым и нерегулярным, что, по мнению философа, снижало достоверность предсказаний.

Обычно Пифия пророчествовала в состоянии слабого транса. Она сидела на треножнике довольно долго, поскольку к ней выстраивалась длинная очередь. Бывало даже, что одну Пифию сменяла другая, затем третья. На протяжении всего "сеанса" Пифии выслушивали вопросы посетителей, давали им ответы, причем говорили измененными голосами и даже напевали свои пророчества.

По словам того же Плутарха, после "сеанса" Пифии выглядели изможденными, а иногда даже впадали в безумие.

Что за пар был под Оракулом?

Казалось бы, "дурманящий газ" - это чисто мифологическое явление. Вплоть до 19-го века ученые не воспринимали всерьез версию древних о вулканических газах, поскольку археологические раскопки в Дельфах не подтверждали наличия под храмом Аполлона каких-либо тещин или утечек газа.

Но в 1996 году геологи обследовали фундамент храма, и обнаружили широкую трещину. Ученые предположили,что "дурманящим газом" в Дельфийском храме мог быть углекислый газ или смеси газов. Как выяснилось, в храм действительно поступают токсичные газы истекающие из грота в основании строения. Они выделяются при трении слоев известнякового туфа. В состав газа входят метан, этан и этилен. Этилен имеет сладковатый запах, а его небольшая концентрация может вызвать состояние транса.

По мнению токсиколога Спиллера, ощущения от вдыхания этилена совпадают с ощущениями от вдыхания пневмы, описанными в различных исторических источниках.

Пророчества Пифий и конец святилища

Как бы там ни было, а Пифии впадали в транс и начинали свои пророчества, зачастую намеренно двусмысленные. И вот почему: отсутствие ясности и деталей помогало сохранять авторитет оракула. Лучше быть неопределенным, чем откровенно ошибаться. Возможно, именно эта стратегия и держала Оракула в Дельфах в большом почете в течение многих лет.

Тайна человеческой судьбы. Иногда судьба представляется нам милосердным Провидением, иногда – неумолимым Роком. С древности и до нашего времени люди обращаются к гадалкам, астрологам и прорицателям, чтобы попытаться заглянуть в невидимый для обыкновенных глаз мир - мир будущего.

Не являются ли мистификаторами легендарные и современные пророки? Может ли вообще человек узнать, что готовит ему судьба? В поисках ответа давайте обратимся к истокам пророчеств.

В Египте, Индии, Греции, Вавилонии, у кельтов и других древних народов способность прорицать была великим искусством и священной наукой, а прорицатели, особенно столь знаменитые, как дельфийские Пифии и легендарные Сивиллы, были жрецами и жрицами, посвятившими свою жизнь служению богам. Самым знаменитым и почитаемым прорицалищем древности был Дельфийский оракул [1] .

По легенде изначально он принадлежал Матери-Земле, Гее. Гея отдала оракул Фемиде, богине правосудия. Само имя Фемиды означает «Пророчество», а предсказания Пифии назывались по-гречески «фемистэс». В дар от Фемиды святилище получил Аполлон.

Согласно другой легенде, оракул был основан самим Аполлоном, покровителем искусства прорицания. Он замыслил основать свое первое святилище в Дельфах - небольшой долине у подножия Парнаса, окруженной скалистыми горами, - где и заложил фундамент храма, чтобы устами людей прорицать божественную волю. Но сначала богу пришлось сразиться с ужасным драконом Пифоном, обитавшим в Дельфах. В одном из произведений древнегреческого поэта-философа Пиндара говорится, что Аполлон сражался с чудовищем за магический треножник, с которого до него пророчествовал сам Пифон.

Существует легенда о древнем храме Аполлона - шатре, сплетенном из ветвей священного лавра. Этот храм сменил другой, сделанный из воска и пчелиных крыльев; его Аполлон отдал своему любимому народу - гипербореям. Третий храм был из меди, его создал божественный кузнец Гефест; в нем пели волшебные золотые девы. Это святилище было расплавлено огнем. Четвертый храм, известный уже по историческим источникам, был построен из камня легендарными архитекторами Трофонием и Агамидом. Когда он был основан - остается загадкой, над которой бьются поколения исследователей. Известно, что во времена Гомера, то есть в VIII-VII вв. до н. э., святилище было знаменито не только в Греции, но и в соседних государствах. Гомер в «Илиаде» упоминает, что к оракулу обращался царь Агамемнон, а это означает, что Дельфийский храм мог существовать уже во времена троянской войны, в XIII в. до н. э. Современные исследователи нашли на месте оракула древнее микенское святилище.

Эллины были глубоко религиозным народом. Религия являлась для них потребностью души, а не узаконенным правилом, и все, что касалось воли богов, было окружено величайшим почтением. Вера в оракулы, в божественные знамения не была бессмысленным подчинением навязанной свыше воле, но проистекала из понимания вселенной как великой, гармонично устроенной системы, в которой и люди, и боги имели свое место и выполняли предназначенную им Провидением роль. Не случайно в Греции говорилось, что даже великий Зевс подчиняется воле мойр - богинь судьбы, статуи которых стояли в Дельфийском храме рядом со статуями Зевса и Аполлона.

В самой таинственной части святилища, вход в которую для просителей был закрыт, находилась расселина, из которой поднимались удушливые пары. Согласно легенде, они исходили из того места, где был погребен побежденный Аполлоном Пифон; от имени чудовища и произошло название Пифий - жриц, пророчествовавших под воздействием этих испарений. Над расселиной был установлен треножник, с которого Пифия давала свои предсказания. В древние времена единственная Пифия совершала пророчества лишь раз в году, во времена расцвета Древней Греции пророчества давались постоянно, за исключением определенных неблагоприятных дней, а в начале нашей эры в храме жили три Пифии, которые прорицали два раза в месяц, - число желающих получить ответы на свои вопросы было весьма велико.

Пифию избирали из молодых девушек, и после обряда посвящения Аполлону мирская жизнь для нее прекращалась: жрица никогда не покидала храма и проводила все свое время в общении с богом. Служение Пифии считалось очень почетным, но было сопряжено с большими страданиями, так как после каждого «сеанса» пророчеств жрице приходилось довольно долго восстанавливать свое здоровье и душевное равновесие. Перед началом пророчества жрецы совершали жертвоприношение и определяли, угодно ли богу дать предзнаменование; если результат был отрицательным, жертвы приносились до тех пор, пока не являлось благоприятное знамение. Тогда Пифия омывалась в священном источнике и восходила на треножник.

О природе пророчества существует много различных мнений. Средневековые мистики утверждали, что вся информация о том, что было, есть и будет, уже существует на невидимых планах, то есть любая вещь, любое явление, прежде чем проявиться в мире форм, рождается и существует в мире идей, и если научиться «подниматься» сознанием до этих планов, то можно видеть будущее. Представьте себе такую картину: по дороге идет процессия. Человек, который стоит на обочине, видит лишь тех, кто проходит мимо него, но если он поднимется на колокольню, то сверху cможет увидеть все шествие одновременно, и для него «сейчас» будет то, что для стоящего на земле уже произошло или только произойдет. Настоящий прорицатель похож на поднявшегося на колокольню, в то время как мы все «стоим на обочине».

Мистики утверждают, что работа с “тонким планом”, на котором существуют все модели вещей и событий, связана с большой трудностью и опасностью. Для нее необходимо научиться отключать рациональное человеческое сознание и освобождать бессознательное. Этим объясняется необычное поведение Пифии: издаваемые ею бессвязные звуки и возбужденное состояние, сменяющееся трансом. Неоплатоник Ямвлих объяснял, что через пророчицу проговаривает дух святилища, существо, которое является посредником между богами и людьми. Когда пророчица общалась с духом, она впадала в транс, становилась величественной и произносила пророческие слова.

Дельфы, особенно в архаический период, играли роль религиозного центра Эллады – они ведали культом героев и богов, устанавливали календарь праздников. Изречения оракулов повлияли на колонизационную деятельность и законодательство Греции. Известен случай, когда знатный спартанец Ликург прибыл в Дельфы вопросить оракул об улучшении спартанских законов. Ответ Пифии был:

Ты притек, о Ликург, к дарами обильному храму,

Зевсу любезный и на всем Олимпе обитель имущим,

Смертный иль бог ты? Кому изрекать прорицанье должна я?

Богом, скорее, Ликург, прорицать тебя нужно бессмертным.

По некоторым сведениям, Пифия предрекла Ликургу все спартанское государственное устройство.

Начиная важное предприятие, всегда обращались к оракулу за советом. Часто просители получали не тот ответ, на который рассчитывали. Известна легенда, связанная с рождением одного из выдающихся мудрецов древнего мира. Торговец Мнесарх обратился к оракулу с вопросом об успехе своего путешествия и услышал, что у него родится сын, «который будет выделяться красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую пользу на все времена». Родившегося ребенка нарекли Пифагором (“предсказанным Пифией”). Пифагор стал не только великим математиком; он основал первую философскую школу, давшую импульс всей греческой и последующей философии. Из пифагорейской школы вышло много знаменитых ученых, философов и государственных деятелей.

Доверие к оракулу было столь велико, что в случае неблагоприятного ответа человек и даже целый народ могли отказаться от задуманного. Так, во время завоевания Ионии царем Гарпагом жители Книда пытались прокопать перешеек, соединяющий полуостров с материком, чтобы не пустить захватчика. Однако люди, долбящие каменную породу, стали получать ранения от осколков камней. Вопросив оракул о причине происходящего, они получили указание не превращать Книд в остров. Книдяне прекратили работы и сдались Гарпагу без боя.

Легендарная двусмысленность дельфийских пророчеств породила множество споров. Большинство современных историков считают, что жрецы, которые истолковывали предсказания, использовали эту возможность для политического влияния Дельф на процессы колонизации, войну между правящими родами или борьбу аристократии и демократии в Греции. Однако по мнению древних философов, успех или неудача зависели от тех выводов, которые делал получивший пророчество человек.

Известен пример лидийского царя Креза, который обратился к оракулу с вопросом, выступать ли ему против персов. Ответ, который он получил, был таков: «Если царь перейдет реку Галис, то погубит великое царство». А на вопрос, долго ли будет существовать его держава, - «Коль над мидянами мул царем когда-либо станет, ты, нежноногий лидиец, к обильному галькою Герму тут-то бежать торопись, не стыдясь малодушным казаться». Крез, убежденный, что «великое царство» – это царство персов, а мул не может быть царем людей, пошел войной на персов и проиграл. Когда же он послал в Дельфы свои оковы в качестве «победных даров» с вопросом, принято ли у эллинского бога обманывать друзей, то оракул ему ответил: «Предопределенного Роком не может избежать даже бог. Если бы Крез хотел принять правильное решение, то должен был бы вопросить у оракула, какое царство разумеет бог - Кира или его, Креза? И смысл изречения о муле Крез также не понял: ведь мулом был Кир, так как он происходит от матери более знатной, чем отец».

Известен также пример Нерона, которому Пифия предрекла: “Бойся 63-го года”. На момент пророчества Нерону было 60 лет, и он решил, что повода для беспокойства нет. Однако вскоре сенат низложил Нерона и избрал императором 63-летнего наместника Гальбу, сам же Нерон покончил жизнь самоубийством.

Есть и противоположный пример - правильного истолкования пророчества. Во время войны против жителей Кирры, захвативших часть дельфийских земель, Солон, который осадил город, но никак не мог его взять, вопросил оракула и получил следующий ответ:

Тогда лишь вы ниспровергнете твердыню этого города,

Когда волны темноокой Амфитриты будут омывать собой

Святилище бога, разбиваясь о берег священный.

Солон придумал следующую хитрость. В окрестностях Кирры росло много чемерицы, корни которой вызывают душевную болезнь. Он запрудил реку Плист, на которой стояла Кирра, отравил ее воду чемерицей и вновь пустил в город. Жители, вынужденные пить эту воду заболели, что помешало им защищать городские стены.

В первые века нашей эры могущество Дельфийского оракула значительно уменьшилось. Плутарх, бывший одно время жрецом Дельфийского храма, считал, что это произошло из-за падения нравов людей, которые стали обращаться к оракулу с бытовыми вопросами - о приплоде скота, о плодородии, о здоровье - и перестали заботиться о благе государства и Бога. Сегодня от святилища остались лишь развалины, пророческий дух покинул Дельфы. Но нам, потомкам славной цивилизации, была оставлена последняя загадка храма - начертанная на стене максима “Познай самого себя”.

По словам Плутарха, Аполлон излечивает болезни и разрешает затруднения посредством прорицаний, которые дает людям, вопрошающим оракул; но он побуждает человека к поиску истины, давая ему трудности, разрешаемые посредством размышления. А Гераклит говорил: “Владыка, чье прорицалище в Дельфах, не вещает, не скрывает, но знаменует” (или намекает). Ибо никакой оракул и даже бог не может создавать за человека его судьбу, человек должен научиться сам выбирать и действовать на основе своего выбора. В этом высказывании заключена глубокая древняя мудрость – ведь если судьба и боги будут все делать за нас, то в чем смысл существования человека?

[1] Оракул означает одновременно прорицалище (храм) и прорицание (изречение богов).

Многие наверняка слышали слово «оракул», но мало кто придавал ему значение, не особо вникая в саму суть. А ведь для древних греков – оракул был гораздо больше, чем просто человек, умевший предсказывать будущее. Передача божественного знания от бога к смертному, также известная как прорицание, играла важную роль в древнегреческой религии. Гадание принимало различные формы, от изучения жертвенных внутренностей до интерпретации полёта птиц. Но, пожалуй, самой важной формой гадания была практика консультации с богом через посредника, и этот посредник был известен как оракул. Консультации оракулов проводились в постоянных местах и святилищах, разбросанных по всей Древней Греции. Царь богов, Зевс, имел престижных оракулов как в Олимпии, так и в Додоне. Были также оракулы Аполлона и в Дидиме, в Малой Азии и на острове Делос.

Однако самым известным и долговечным из них был Дельфийский Оракул Аполлона.


Карта населения Греции. \ Фото: carte-du-monde.net.

Дельфийский оракул на протяжении тысячелетий очаровывал цивилизации и как институт, и как концепция. Существует множество древних источников, которые ссылаются на оракула, от поэта V века до н. э. Пиндара до географа II века н. э. Павсания. Дельфы также пленили более поздних художников и писателей. Лорд Байрон даже оставил несколько граффити на камнях гимназии, когда посетил это место в 1809 году. Все это литературное внимание подчёркивает важность Дельф, но почему именно они занимали такое особое положение в древнегреческом мире?

Храм Аполлона в Дельфах ныне представляет собой руины древнегреческого храма. \ Фото: google.com.

Любой посетитель Дельфы сегодня будет поражён его замечательным расположением. По мере того, как туман рассеивается и священные руины являют себя любопытным странникам, появляется осязаемое ощущение потусторонности. Нетрудно понять, почему древние греки называли его «пупом Земли».

Одна история рассказывает о том, как Зевс выпустил двух орлов, по одному с каждого конца Земли. В том месте, где пересеклись орлы, он бросил камень, чтобы определить центр Земли. Камень приземлился в Дельфах. Считается, что этот камень представлен таинственным маркером, найденным на месте раскопок, известным как омфалос (омфал), или пупочный камень. Однако некоторые древние источники утверждают, что этот камень на самом деле был маркером гробницы Диониса.

Камень омфалос из Дельф эллинистической эпохи. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Расположенные на скалистом хребте под горой Парнас, Дельфы - это место, которое не поддаётся человеческому заселению. Ведь по легенде оно принадлежит богам. Источники сильно различаются по происхождению Дельф. Некоторые утверждают, что Гея, богиня-мать Земли, была первой жительницей, задолго до Аполлона. Эта древняя родословная давала определённый уровень престижа этому месту.

Несмотря на своё высокое мифологическое происхождение, вполне вероятно, что Дельфы изначально представляли собой небольшое поселение. Однако город располагался на важном торговом пути из Коринфа в Северную Грецию. В VIII веке до нашей эры возросший уровень торговли вокруг Греции сделал Дельфы более посещаемыми. К V веку до нашей эры Дельфийский оракул стал самым известным священным местом в Греции.

Серебряная греческая монета, выпущенная Амфиктионией с изображением Деметры и Аполлона, сидящих на омфале, 4 век до н. э. \ Фото: google.com.

Одной из многих причин, почему Дельфы стали столь важными, была их независимость. Расположение Дельф в Греции означало, что они не были связаны ни с одним из крупных и могущественных городов-государств, таких как Афины, Спарта или Коринф. Это позволяло городу сохранять нейтралитет, что, по крайней мере теоретически, делало его убежище доступным для всех.

Ко всему прочему, важность Дельф и растущее богатство делали город мишенью для нападений время от времени. Но он был защищён и управлялся советом, известным как Амфиктиония. Этот совет состоял из представителей со всей Греции. Среди ключевых членов были представители Фессалии, Афин и Сикиона. Амфиктиония играла важную роль в росте святилища на протяжении веков.

Краснофигурная чаша для питья, изображающая Пифию, дающую совет в Дельфах, 5 век до н. э. \ Фото: co.pinterest.com.

Доступ к Оракулу был на самом деле очень ограничен. Он был доступен для консультаций только в один день каждого месяца. В течение трёх месяцев в году, зимой, не было никаких консультаций. Считалось, что это произошло потому, что Аполлон искал более тёплый климат в холодные месяцы. Поэтому консультации были возможны только в течение девяти дней в году.

Даже в эти девять дней происходил дальнейший процесс, чтобы определить, был ли Аполлон счастлив получить консультацию. На жертвенного козла брызгали холодной водой. Если козёл вздрогнет, значит, Аполлон дал своё согласие, и день может идти по плану.

В каждый день консультаций стояла очередь из желающих задать свой вопрос и получить на него ответ. И все эти люди должны были очиститься в родниковой воде возле святилища. Первыми шли дельфийцы, за ними шли люди, имевшие своего представителя в Амфиктионии, а затем и все остальные греки. Не-греки были допущены последними.

Каждый пришедший к Оракулу должен был заплатить деньги и предложить пеланос, своего рода жертвенный пирог, перед консультацией. Ещё одна жертва была сожжена как приношение всем богам, а также жителям Дельф. После пройденной церемонии, каждый из очереди мог встретиться со жрицей Аполлона, иначе известной как Пифия и Дельфийский оракул.

Бронзовый стержневой треножник, подобный тому, который использовался в Дельфах Пифией, 6 век до нашей эры. \ Фото: zone47.com.

К сожалению, о Пифиях мало что известно, за исключением того, что все оракулы должны были быть дельфийскими женщинами из уважаемых семей. Однажды избранные, они будут служить всю жизнь. К IV веку до нашей эры Пифия постоянно жила в доме при святилище. В дни консультаций она купалась в Кастальском источнике возле святилища. Затем она отправлялась в храм, где сжигала подношение Аполлону из лавровых листьев и ячменной муки.

Очевидно, что наибольшей привлекательностью Дельф был тот факт, что они открывали доступ, хотя и косвенно, к богу Аполлону. Гомеровский гимн Аполлону, написанный примерно в VII веке до нашей эры, даёт объяснение связи Аполлона с Дельфами. В поисках места для своего оракула он в конце концов остановился на Дельфах из-за красоты их расположения. Но сначала он должен был победить чудовищного дракона, который жил неподалёку. Убив дракона своими стрелами, он оставил его тело гнить под палящим солнцем. Греческое слово «гнить» означает «пифеин», и считается, что именно отсюда произошло название Пифии. Город Дельфы был ранее известен как Пифон в бронзовом веке.

Пифия, Джон Кольер. \ Фото: pinterest.ru.

Источники сильно расходятся в том, что произошло дальше. По общему мнению, Пифия принимала консультантов, сидя на треножнике во внутренней части храма. Более поздние древние источники упоминают о пропасти в полу храма. Из этого отверстия, по-видимому, поднимался какой-то пар, который Пифия вдыхала. Затем она входила в своего рода транс и произносила божественные слова Аполлона.

Но есть и другие версии этой истории. Алкей, лирик VII века до нашей эры, рассказывает о том, как Зевс приказал Аполлону установить оракул в Дельфах. Иная версия у Эсхила, который в своей трагической пьесе «Эвменид» объясняет, что Аполлон получил Дельфы по наследству от Геи.

Аполлон и Питон, Уильям Тёрнер, 1811 год. \ Фото: spenceralley.blogspot.com.

Истории могут быть разными, но конечная точка каждой версии - установление места пророчества в Дельфах. Аполлон хорошо известен как греческий бог пророчеств, обладающий способностью заглядывать в будущее. Однако, возможно, более точно будет описать консультации в Дельфах как передачу божественного совета.

Желающие получить ответ на свой вопрос посещали Дельфы с запросами как от частных лиц, так и от имени целых городов-государств. Самые распространённые просьбы о помощи от людей касались личных вопросов, например, брака и перспектив работы. Иногда им хотелось знать, стоит ли пускаться в долгое и опасное путешествие. Просьбы о лекарствах от болезней и недугов также были распространены.

Редкий пример чаши из белого грунта, изображающей бога Аполлона, совершающего возлияние в Дельфах, 480-70 гг. до н. э. \ Фото: neoskosmos.com.

Люди, которые посещали Дельфийский оракул от имени своего города, часто искали совета по поводу серьёзных споров между общинами. Города также хотели знать, благосклонно ли Дельфы отнесутся к развитию их колоний за границей. Подъём Дельф, особенно в VI веке до нашей эры, совпал с ростом демократии и ростом городских районов по всей Греции. Одной из самых важных сильных сторон Дельф была их способность помогать устанавливать закон и порядок. Таким образом, Дельфийский оракул стал одним из главных звеньев и советчиков в развитии греческого мира.

Надпись на стеле, посвященная Плутарху жителями Дельф, около 100 года н. э. \ Фото: yandex.ua.

Некоторые учёные считают, что жрецы, которые работали вместе с Пифией, помогали в процессе интерпретации. Но это не может быть окончательно доказано. Также неясно, были ли ответы записаны и затем переданы получателям для их интерпретации. Ясно, что в своей двусмысленности Оракул подчёркивал тот факт, что божественные слова изначально были непонятны смертным. Они не могли быть восприняты непосредственно, божественная мудрость должна была быть сначала тщательно истолкована.

Мраморный бюст Геродота, 2 век н. э. \ Фото: pinterest.com.

На протяжении всей истории Дельф было много тех, кто впал в заблуждение из-за двусмысленности Оракула. Геродот, пишущий Историю в V веке до нашей эры, рассказывает о некоторых захватывающих эпизодах неправильного толкования в Дельфах. Возможно, самый известный из них - Крез, невероятно богатый царь Лидии.

Крез попытался проверить Дельфийский Оракул, попросив его сказать, что он делал в определённый момент времени в Лидии. Оракул правильно ответил, что Крез разрезал черепаху и ягнёнка, а затем поместил их в бронзовый котёл. Ободрённый такой точностью, Крез спросил Оракула, будет ли он успешен в военной кампании против Персии. Оракул ответил, что Крез «уничтожит великую империю». Крез высокомерно предположил, что это означает, что он добьётся успеха. Он не смог понять, что эта великая империя на самом деле была его собственной, и вскоре он был порабощён персами.

Красно-фигурная ваза с изображением побеждённого Креза на его погребальном костре, прежде чем он был спасён Аполлоном, 5 век до н. э. \ Фото: cig-icg.gr.

Имея дело с высокомерными личностями таким образом, независимо от того, насколько они были важны, Оракул утверждал свою власть. Примеры таких, как Крез, служили предостережением другим. Дельфийский оракул не любил манипуляций и небрежных толкований.

К V веку до нашей эры Дельфы стали самым важным оракульским святилищем в Греции. Он привлекал посетителей со всего греческого мира и за его пределами, из таких мест, как Малая Азия и Египет. Около 590 года до нашей эры первые Пифийские игры также проводились в Дельфах в честь Аполлона. Эти спортивные состязания стали одним из великих панэллинских игр-фестивалей Греции и заняли место на арене наряду с Олимпийскими играми.

Реконструкция святилища Аполлона в Дельфах Альбера Турнера, 1894 год. \ Фото: michaelscottweb.com.

Одной из причин, по которой Дельфы смогли завоевать свою репутацию и стать столь важными, было растущее богатство. Это место было опустошено пожаром в VIII и VI веках до нашей эры. Но, благодаря очень щедрой поддержке и пожертвованиям, впоследствии были построены большие и лучшие священные здания. Они включали в себя огромный храм Аполлона, а также многочисленные здания городской казны.

Богатство Дельф происходило от пожертвований и посвящений, сделанных отдельными людьми и городами-государствами. Многие из этих подношений поступали от восточных царей. Большое количество этих иностранных посвященных отражало международное значение Оракула. Крез Лидийский, например, подарил цельную золотую статую льва и большие чаши из золота и серебра.

Бронзовая статуя возничего, 470 г. до н. э. \ Фото: wordpress.com.

Среди самых известных посвящений были две статуи архаического стиля, подаренные городом Аргосом в конце VII века до нашей эры. Эти статуи считаются либо близнецами Кастором и Поллуксом, либо братьями Клеобисом и Битоном. Клеобис и Битон принадлежали к аргивянскому мифу, в котором они проявляли большую преданность как своей матери, так и богине Гере.

Ещё одно невероятное подношение было сделано Иероном I, тираном Сиракуз. В 470 году до нашей эры Иерон выиграл гонку колесниц на Пифийских играх. В благодарность Аполлону он посвятил бронзовую колесницу в натуральную величину с четырьмя лошадьми и возницей. На сегодняшний день обнаружен только возничий. Сегодня статуя занимает почётное место в музее в Дельфах.

Дельфы, Греция. \ Фото: grekomania.ru.

Прекрасные статуи и драгоценные предметы в Дельфах отражают желание людей и городов постоянно находиться в святилище. Для древних греков Дельфы были не просто священным местом. Оракул занимал непревзойдённое положение в обществе, которое длилось более тысячи лет. Дельфийский оракул, обладавший способностью влиять на могущественных людей, а также на крупные города-государства, сыграл решающую роль в развитии западной цивилизации.

Читайте также: