Какой нужен джойстик для ил 2 штурмовик

Обновлено: 04.07.2024

ЧТО НУЖНО ДЛЯ КОМФОРТНОГО БОЯ В СЕТИ.

Что нужно для полёта в он-лайне? На сегодняшний день это игра, версии 4.02, путёвый джой, и выход в интернет. Кроме всего этого есть ещё несколько минимальных требований, без которых я не представляю себе полётов в сети. Эти требования включают в себя ряд прибамбасов. Что дадут эти прибамбасы? Очень много. Самое главное, с этими прибамбасами вы быстрее научитесь воевать или если вы умеете воевать, то воевать станет намного приятнеё и самое главное эффективнее.

Первое, без чего я не представляю себе полётов в сети это специальные настройки графики игры. Дело в том, что видимость самолётов противника в игре на фоне земли очень сильно зависит от режима превосходности графики. Самая лучшая видимость получается на таком режиме графики, когда стоит всё по максимуму, но при экране 1024х***, т.к. при таком разрешение контакты в далеке видно жирными точками, а при более высоком разрешении экрана в игре эти точки тонкие и еле заметны.

Самолёты при таких настройках графики достаточно хорошо видны практически на любой высоте. Даже с 6000-7000 видно противников, которые летят на высоте 500 метров. В иных режимах графики самолёты противника могут быть не видны, даже если разница между вами по высоте составляет всего 1000-1500 метров.

Особое внимание нужно уделить освещению ландшафта. Именно эта позиция делает самолёты противника чрными (хорошо видимыми точками) на светлом фоне земли. Освещение ландшафта должно быть выставлено на идеальный режим. Этот режим работает только при использовании видеокарт последнего поколения. Из Энвидиа это модели GF5200 и выше, 6200 и выше, 7200 и выше. Например, моя старая Ti 4200 идеальный режим освещения ландшафта не воспроизводила, и я не видел самолёты у земли даже с 1500 метров.

Я использую разрешение 1152 на 864. Более сильные разрешения практически не меняют картинку к лучшему, а более мелкие мне не нравятся своей угловатостью. Так что я привык именно к такому разрешению.

Таким образом, если вы хотите добиться максимальной эффективности в своих вылетах, то максимальный режим графики вам нужен позарез, а также повышенное разрешение (прошу ещё раз обратить внимание, что идеальный режим должен быть обязательно включен для освещения ландшафта).

Вторым прибамбасом по списку является программа ТИМ-СПИК (Teamspeak). Лежит здесь.

Это программа голосового общения. Для её полноценной работы нужны наушники и микрофон. Она позволяет независимо от того, запущен у вас Ил-2 или нет, общаться по сети со своими товарищами как по телефону. Общение происходит за счёт подключения к специальному серверу. При этом, ваша речь, как и речь ваших товарищей, кодируется и передаётся через сеть. Количество одновременно разговаривающих человек может быть очень большим. Я видел, как разговаривают по 15 человек. Конечно, разговаривать при таком галдеже непросто. Поэтому программа эта предусматривает возможность создания своего собственного канала, где вы можете уединиться со своим напарником. Перед тем как пользоваться программой Тимспик её нужно настроить. Подробненькая инструкция приведена, например вот здесь:

Как правило, достаточно продвинутые игровые сервера имеют свои адреса в тимспике. Так например сервер Г1 имеет свой адрес тимспика со своим паролем:

Адрес не всегда отображается названием, чаще всего это обычный цифровой адрес, например такой: 85.192.48.15

Существует несколько версий программы Тим-спик. И все они несовместимы. Я пользуюсь версией 2.0. Пробовал и более ранние версии (популярны 1.6 и 1.5), но ввиду того, что самая популярная это 2.0 я его и юзаю. В самой игре есть и своя прога для голосового общения. Но её недоведенность и плохое качество звука не позволяют нормально общаться. Все пользуются Тим-спиком, чего и вам желаю.

Так что же даёт Тимспик? Для меня - очень много. Когда общаешься со своими товарищами, общие действия приобретают более слаженный вид. Я не представляю себе, как можно летать в паре без общения. Ну да, можно написать и в чате какую-то информацию. Но чаще всего в бою мне просто не хватает слов (а вернее времени на то, чтоб выстрелить кучу информации в эфир), что бы скоординировать действия со своим напарником, а тут ещё отвлекаться и печатать. По ТС я получаю информацию о подходящих противниках, о том, что в данный момент делает противник у меня за спиной. Я сообщаю скорость, направление, высоту противника, его действия, свои действия, свою скорость высоту и направление. Я полностью описываю бой своим товарищам, чтобы у них была более ясная картина происходящего. Короче, я привожу запись одного из переговоров по Тимспику, из которого можно сделать выводы о количестве и скорости передаваемой голосовой информации в бою. Вырезка из тимспиковых переговоров лежит здесь:

Даже если вы не разговариваете по тимспику, например, стесняетесь (как я в начале) или ещё по каким либо причинам, то просто слушать эфир и воспринимать информацию всегда полезно. Например, из разговоров очень часто можно понять, где в данный момент находятся противники, на какой они высоте и сколько их, как хорошо они летают и много другое. Потом, со временем, можно и самому вступить в общение.

Когда по тимспику разговаривает больше 2-ух человек уже возникает проблема распознать того, кто передал информацию. Для того, что бы сразу было видно, кто говорит в данный момент существует программа TSD - тимспик дисплей. Она находится здесь:

Програмка небольшая, но сархивирована в архив rar. Программа не требует настройки. После запуска надо только выбрать тот канал, который вы выбрали для Тимспика. Результатом работы этой программы будем малюсенькое окошечко, которое можно перемещать по экрану в любое место и в котором будет отображаться ник того, кто говорит в данный момент. Канал выбирается путём клика на стрелочке, расположенной слева и дальше уже в выпавшем окошке выбираем тот канал, в котором мы в данный момент находимся.

Я думаю, что проблем с Тим-спиком и прогой ТСД проблем не будет.

Теперь о четвёртой составляющей комфортного ведения боя в сети. Это программа управления обзором il2_newview . Конечно, можно обойтись и имеющимися в игре средствами обзора, но когда я установил эту прогу, моя информированность о положении противника и результативность увеличились раза в три.

В самой Ил-2 обзор заведён на кнопки нумпада. При нажатии на определённую кнопку наш взгляд резко переводится на определённый угол. При таком управлении взглядом нет самого главного – это плавности обзора. Именно плавность обзора и любой угол поворота взгляда позволяет непотерять противника в бою. Плавный обзор нам даёт программа il2_newview . Она работает с помощью восьмипозиционного переключателя на джойстике, называемомго хаткой. При её использовании можно легко и плавно перемещать взгляд в любую сторону с разными скоростями. У этой программы куча разных настроек и поэтому её легко можно настроить под себя.

Если кто ещё до сих пор пользуется для обзора кнопками клавиатуры – просто настоятельно советую перейти на il2_newview , не пожалеете.

Ньювью и хатка на джое это наиболее дешёвый вариант улучшить обзор в игре. Есть куча более дорогих девайсов, которые предназначены для обзора. Например, Трэкир или шлем У-Гиир. Но я их не буду описывать. Пока мне хватает и Хатки с прогой Нью-вью.

Сама программа il2_newview лежит здесь:

А вот трек боя с использованием нью-вью.

Затронув тему хатки и джойстика не могу не сказать пары слов о кривых отклика джоя. Общепринятое мнение - это если правильно настроить кривые отклика джойстика, то летать будет здорово и весело, всё дело в них, и в штопор валиться не будешь, и самолёт станет маневреннее. Я с этим несогласен. Характеристики самолёта не изменятся. Кривыми отклика вы подстраиваете под отзывчивость самолёта свою моторику – наработанные в постоянных вылетах на одном и томже самолёте подсознательные движения джоем. В переводе на русский - вы привыкли, что при отклонении джоя на 50% влево - самолёт чуть накреняется влево. Это чуство у вас закрепляется в подсознательной области мозга и садясь на новый самолёт вы по привычке также отклоняете джой на 50% влево и даже не задумываетесь, что самолёт уже не тот и он может отклониться не на 50% как вы привыкли, а на 65 или даже 80. Отсюда вывод: настройка кривых отклика производится под конкретный тип самолёта и настраиваются они таким образом, чтобы ваш подсознательный механизм управления кравтом совпадал с реальным реагированием кравта на ваши действия. Кривые отклика также влияют на точность наведения прицела. Я стараюсь настроить кривые отклика таким образом, чтобы в центральной точке точность наведения была максимальной – то есть плавное повышение кривых отклика с 0 до 100% по возрастающей. Это даёт большую точность именно в центральном положении джоя. Но любая настройка кривых отклика должна проводиться в первую очередь в зависимости от самого джоя и его характеристик.

Ещё одним важным моментом, который позволит нам постоянно видеть перед глазами все характеристики кравтов одновременно, является распечатанная таблица основных характеристик кравтов. Конечно, если вы всё помните наизусть, то можно летать и держать таблицу в голове. Но я рекомендую всем распечатать такую таблицу, тем более что всё запомнить невозможно. О ней подробней пойдёт речь в разделе - Характеристики самолётов. Таблица, которой пользуюсь я находится вот здесь:

В такой таблице должны быть отражены все главные характеристики самолётов, ваших противников и непосредственно тех, на которых летаете вы сами.

Для тех, кто только делает свои первые шаги в он-лайне. Что бы были понятны жаргонные словечки привожу небольшой словарик непонятных слов, которые вы можете встретить далее

АНО – ночные лампочки, как правило, находящиеся на концах крыльев. Я называю их габаритами. Зажигаются обычно вирпилами с целью определить свой-чужой.

На последок несколько слов новичкам не только он-лайна, но и возможно тем, кто вообще делает первые шаги в игре.

Первый вопрос это летать ли в полном реале или с внешними видами? Я бы посоветовал так – внешние виды по желанию, остальное, на максимальном уровне сложности. Все вирпилы делают первые шаги с внешними видами. Это помогает немного освоиться и набраться опыта, узнать поведение конкретных самолётов. В конечном итоге все новички растут и переходят на серверы без внешних видов и маркеров. Я лично летаю на Г1, где нет внешних видов. Из поблажек есть три вещи. Первое это белый самолётик на карте, вторая это маркер, показывающий с расстояния 1 км только название самолёта и всё. Третья, это спидбар. Я очень много отлетал на сервере Нульвар, где вообще полный реал, поэтому мне не страшен переход на более жёсткие требования. А вот переход с сервера с внешними видами на те, что без внешних, без подготовки - очень болезненный. Приходиться учиться воевать заново.

Второй вопрос - это за какую сторону летать? За красных, или за синих и на каких самолётах? Как правило, все новички начинают за красных, и конкретно в качестве штурмовиков на Ил-2. Потом начинают оттачивать своё мастерство, переходят на истребители. Дальнейший этап в развитии вирпила это освоение более сложных в тактическом плане синих самолётов и переход на синюю сторону. Синие самолёты имеют гораздо больший потенциал, дающий при правильном использовании определённые приемущества перед красными самолётами. Но эти приемущества надо ещё научится использовать. В любом случае, нужно попробовать все самолёты, чтобы понять и на себе испытать их характеристики. Так что моё мнение о том, какие самолёты лучше - синие более сложные, но на них проще выживать. Красные более просты для новичков, но воевать на них против хороших пилотов ой как непросто, даже если ты сам опытный пилот.

Для полётов лучше всего выбрать сервер, где приходиться летать на разных самолётах. Например, и на кравтах 41 года и 45-ого, причём не так, что бы вы летали на Хурике 41-ого, а кто-то против вас на Фоке А-8. Противники должны быть одногодками. Это очень важно и поучительно, так как помимо вашего общего представления о самолётах, вы сможете сравнить характеристики кравтов-соперников и оценить их важность (характеристик) при неявных различиях в возможностях.

Ну, вот, пожалуй, и все прибамбасы и начальные советы. Теперь мы можем смело вылетать в онлайне, осваиваться и набираться опыта. Дальше речь пойдёт немного о теории воздушного боя и конкретно о тактике боёв. Я не хочу уделять теории боя слишком много внимания, поскольку, большинство всё это уже знают, а меньшинство, которое не знает, итак чересчур будет заполнено информацией. Теории надо давать немного, а больше практики. В конечном итоге, тот, кто заинтересуется теорией найдёт много полезного на различных сайтах. Я освещу лишь самые главные моменты теории воздушного боя, с той точки зрения, как эту самую теорию представляю себе я.

Обзоры джойстиков высшего класса:

Обзоры джойстиков первого и среднего класса:

Если вы часто играете в компьютерные игры, то наверняка задавались вопросом: “А что, если бы мне не пришлось управлять в этой игре при помощи неудобной клавиатуры?” Надоело заново приспосабливаться к управлению в каждом новом симуляторе? Не можете привыкнуть к тому, что на незаметные клавиши W, A, S и D часто вешают функции кнопок-стрелочек? Хотите получить полную свободу в трехмерном пространстве? Ответ на эти вопросы один — играйте джойстиком!
В нашей статье мы расскажем о том, в какие игры можно играть джойстиком, как устроены его органы управления, и, наконец, мы протестируем самые популярные и распространенные модели этих устройств, которые сегодня можно найти во многих компьютерных магазинах. Если вы еще не купили джойстик, то, прочитав эту статью, вы поймете, зачем вообще существует такое устройство. И узнаете, какой именно игровой агрегат стоит приобрести.
Но даже если джойстик у вас уже есть — все равно читайте наш обзор. Вы почерпнете из него много нового, узнаете о технологиях и новинках рынка.

Во что можно играть с джойстиком?

Джойстик изначально сконструирован для свободного перемещения в виртуальном трехмерном пространстве: будь то воздух, вода или абсолютный вакуум. Это значит, что в первую очередь он необходим для игры в авиационные и космические симуляторы, а также в редко встречающиеся симуляторы подводных кораблей (игры типа Aquanox). Более того, в большинстве подобных игр вообще трудно обходиться без джойстика, так как пытаться управлять свободным полетом при помощи четырех “стрелочек” клавиатуры не слишком удобно, да и мышка спасает далеко не всегда. Таким образом, если вы хотите играть в 3D-симуляторы (неважно — в реалистичные или аркадные), джойстик вам необходим.
Кроме того, джойстик можно использовать в любой другой игре, например, в некоторых экшенах с видом от третьего лица или в спортивных симуляторах. Здесь уже все зависит от привычки. Одним нравится водить персонажа по лабиринтам при помощи джойстика, другим это сподручнее делать теми же “стрелками”. Например, я сам с удовольствием играл джойстиком в экшен The Return of the King, футбольный симулятор Pro Evolution Soccer 3 и даже в квест Broken Sword: The Sleeping Dragon! Все названные игры пришли к нам с консолей, и управление привычной мышкой в них не сумели реализовать по-человечески. Справедливости ради замечу, что во всех трех случаях джойстик, по сути, исполнял роль другого игрового устройства — геймпада. Но главное — было действительно удобнее играть в эти игры джойстиком, а не клавиатурой.
Итак, джойстик может пригодиться вам не только в авиасимуляторе, но и в играх совсем других жанров, которые не заточены под мышь или клавиатуру. А таких игр на PC становится все больше и больше — многие интересные проекты ориентируются на игровые приставки.

База для тестирования


Системная плата: Albatron PX865PE PRO
Процессор: Intel Pentium 4 2,8 ГГц, 512 кбайт, 800 МГц, Socket 478
Кулер: Titan TTC-CW8TB
Память: 2х256 Мбайт PC3200, PQI
Видеокарта: Albatron GeForce FX5900QV1 Turbo 256 Мбайт
Жесткий диск: Western Digital 1200LB, 120 Гбайт, 7200 об/мин, UltraATA/100
Оптический привод: Sony CDR-CRX300E BLACK
Дисковод: FDD 3,5” NEC Black
Корпус: Casetek CK-1016-2B Black 250W
ОС: Windows XP Professional SP1
Игры: “Ил-2 Штурмовик: Асы в небе”; “X2: Угроза”; Secret Weapons over Normandy.

Из чего состоит джойстик?

Казалось бы, здесь все просто: рукоятка, соединенная с подставкой шарниром. На деле все куда сложнее: одни джойстики хвалятся наличием “оси Z”, другие — отдельным рычагом тяги, третьи — вибромотором. Попытаемся разобраться во всем многообразии конструктивных различий и дополнительных “фишек”.

Конструкция

Практически у всех джойстиков основание рукояти крепится внутри подставки при помощи большого шарнира, причем сам “шарик” является составной частью рукояти и помещается в сферическую полость в подставке. Удивительно, но встречаются исключения из этого конструкторского правила, это мы увидим при тестировании конкретных моделей.
Рукоять должна сама возвращаться и фиксироваться в центральном положении, поэтому она подпружинена. Обычно пружинные элементы находятся внутри подставки. Но фирма Saitek, производящая популярные джойстики, пошла другим путем — в ее моделях единственная пружина находится снаружи и охватывает нижнюю часть рукояти.
Поскольку Создатель поделил людей на праворуких и леворуких, дизайнерам джойстиков приходиться думать и об интересах левшей. К сожалению, джойстик, изготовленный специально для левшей, в продаже найти нелегко. Изготовители этих устройств пытаются найти компромисс, выпуская абсолютно симметричные модели, которые одинаково удобны (или, если хотите, одинаково неудобны) для представителей обеих групп человечества. Правшам повезло куда больше: существует множество джойстиков, сделанных с учетом анатомии кисти правой руки.
В нижней части рукоятки джойстика расположен выступ, отвечающий за поддержку руки. По идее, благодаря ему рука не должна уставать от напряжения. Но, к несчастью, удобство этого выступа всегда остается на совести дизайнеров устройства — далеко не все модели обеспечивают хорошую поддержку кисти.
Подставка джойстика просто ставится на стол и, как правило, не закрепляется какими-либо винтами или присосками. Отсюда простой вывод: чем больше площадь подставки и чем она тяжелее, тем стабильнее будет стоять устройство.

Управление

Рассмотрев общие черты конструкции, перейдем к осям движения, а также кнопкам, колесикам и рычажкам, которые обильно покрывают тела самых продвинутых джойстиков. Рассмотрим по порядку все основные органы управления. Мы специально приводим их русские и английские названия, чтобы проще было ориентироваться в магазинах. Смотрите рисунок - цифры означают органы управления джойстика.

1-2. Оси “X” и “Y” (axes X & Y). “X” — это ось, по которой мы двигаем джойстик “от себя” и “к себе”. “Y” — соответственно, отвечает за движения влево-вправо. По сути, перемещения по обеим осям обсчитываются одним и тем же “контроллером”, который связан с шарниром рукоятки. В 3D-симуляторах при этом происходит вращение управляемого объекта в трехмерном пространстве, а в 2D-играх — движение “вверх-вниз-влево-вправо”.
Отдельно нужно рассмотреть серьезные авиасимуляторы. Игроки, впервые садящиеся за штурвал виртуального самолета, удивляются, что “ручка на себя” поднимает нос крылатой машины вверх, а “от себя” — опускает вниз. А ведь в космическом симуляторе (и во многих аркадных авиасимуляторах) все происходит ровно наоборот и не противоречит логике! Необычная реакция реалистичных авиасимуляторов — дань уважения настоящим самолетам, в которых штурвал именно так отзывается на движения пилота. Так или иначе, в большинстве игр можно инвертировать оси.
Таким образом, в серьезных авиасимах ось “X” управляет рулем высоты (горизонтальное хвостовое оперение) и отвечает за тангаж — движение самолета вверх или вниз. А ось “Y” обеспечивает разворот летательного аппарата (изменение крена) и управляет положением элеронов (рулями на крыльях).
По принципу считывания информации с главных осей джойстики, как и мышки, делятся на резисторные (механические) и оптические. Последние, как водится, существенно дороже. Впрочем, для джойстиков, в отличие от мышей, принцип устройства не столь принципиален. Возможно, это покажется странным, но точность для джойстика гораздо менее важна, чем для манипулятора-указки, то есть привычной мышки.
Все джойстики, которые описываются в этой статье — резисторные.
3. Ось “Z”, или руль направления (axis Z, или rudder). Легко догадаться, что по осям “X” и “Y” наклоняется рукоять любого джойстика. То есть не существует такого девайса, у которого была бы, к примеру, только ось “Y” и не было бы оси “X”. А вот третья ось — “Z” — вполне может отсутствовать в дешевых моделях. Как правило, она контролируется вращением (а не наклоном, как в случае с “X” и “Y”) рукояти джойстика вокруг собственной оси. В космических симуляторах это движение также отражается на поведении корабля — он тоже начинает вращаться вокруг своей продольной оси.
Ну а в реалистичных авиационных симуляторах третья ось исполняет иную, более важную функцию. Если ось “Y” управляет элеронами самолета, а “X” — горизонтальным хвостовым оперением, то на долю оси “Z” выпал контроль над вертикальным оперением (руль направления в киле самолета). Руль направления позволяет корректировать курс, немного отклоняя самолет влево и вправо. Это очень важно при прицеливании, когда вы пытаетесь поймать в перекрестье корпус вражеской машины. Если у джойстика отсутствует ось “Z”, с его помощью нельзя полноценно играть в авиасимуляторы.
Для “самолетных” аркад, космосимов и двумерных игр отсутствие третьей оси не будет критичным. Поэтому, если вы не собираетесь играть в реалистичные авиасимы, есть возможность сэкономить на оси “Z”.
На джойстике ось “Z” может быть привязана и не к вращению рукояти, а к другим, сторонним органам управления. Например, к какому-нибудь колесику или к выступающей клавише с двойным уклоном (обычно такая клавиша симметрична и имеет две половинки, каждую из которых можно вдавить в корпус игрового девайса). Насколько удобно пользоваться такими альтернативами — решать игроку. Здесь все определяет привычка.
У наиболее продвинутых и дорогих джойстиков ось “Z” может быть вынесена. на педали! Не спешите удивляться — именно так устроены настоящие самолеты. В реальности летчик, нажимая на педали, контролирует руль направления.
4. Тяга (throttle). Управление тягой — обязательная черта современного джойстика. Помнится, в начале 90-х годов прошлого столетия я летал в F-117 Stealth Fighter при помощи джойстика, у которого не было ручки тяги, и скорость штурмовика-невидимки приходилось регулировать с клавиатуры. Но в нашем обзоре вы не найдете подобных агрегатов — возможно, джойстики без тяги больше не выпускаются. И это к лучшему, ибо управлять тягой нам придется в любом симуляторе.
Как ясно из названия, тяга отвечает за скорость вашей крылатой (плавниковой, космической) машины. В идеале регулятор тяги представляет собой удобный рычаг в подставке джойстика, с плавным и широким ходом, размещенным под левую руку. На практике он может быть выполнен в виде заедающей рукоятки, колесика или незаметного штырька. Дорогие девайсы могут включать в комплект раздельные джойстик (под правую руку) и регулятор тяги (под левую руку). Последний в таком случае имеет большой размер (на нем полностью помещается ладонь), и на нем расположено множество кнопок, переключателей и других приятностей.
В не-симуляторах рычаг тяги, как правило, не нужен. Но на него обычно можно повесить другие, необходимые в игре функции.
5. Гашетка (trigger). Единственная кнопка джойстика, для которой и в русском, и в английском языке нашлось специальное слово. Еще бы — ведь это Самая Главная Кнопка! Гашетка — спусковой крючок под указательный палец, который активирует основное оружие. Проще говоря, именно на нее жмут, поймав врага в прицел. Хорошая гашетка не должна мешать вам наклонять рукоятку джойстика, мозолить палец и самопроизвольно нажиматься.
6. Кнопки (buttons). Все прочие клавиши джойстика, помимо гашетки. Обычно они отмечаются цифрами прямо на устройстве и нумеруются начиная с цифры “2” (“единичка” оставлена за гашеткой). Кнопки могут располагаться и на рукоятке, и на подставке, и даже, если тяга выполнена как отдельное устройство, — на рычаге тяги.
Понятно, что чем больше кнопок — тем лучше. Если брать те джойстики, которые прошли наш тест, то максимальное количество кнопок было равно двенадцати (включая гашетку).
Если джойстик симметричен (в расчете на левшу), то ту половину кнопок, которая расположена со стороны “рулевой” руки, использовать не удастся — кисти будут упорно мешать друг другу. Обратите на это внимание, если будете приобретать девайс, ориентируясь на большое количество кнопочек.
Кстати, для серьезного авиа- и космосимулятора даже 12 кнопок на джойстике не хватит — вам все равно в процессе игры придется задействовать клавиатуру. Так что число кнопок не должно быть решающим фактором при покупке устройства.
7. Шляпка (hat). Это хитрый манипулятор в виде кнопочки-рычажка. Располагается он на макушке рукоятки. С помощью большого пальца рычажок можно перемещать в восьми направлениях. В симуляторах шляпка обычно служит для осмотра окрестностей из кабины — повернул ее направо, и голова пилота повернулась направо. Очень удобно, потому что в сторону можно посмотреть, не отрываясь от полета. Если шляпку отпустить, то она возвращается в центральное положение, а вместе с ней — и взгляд пилота.
Этому органу управления можно присвоить и другие функции. На дорогие модели порой ставят несколько манипуляторов типа “шляпка” — каждый из них выполняет собственные задачи.
Это, конечно, не все “примочки”, которые сегодня есть у хороших джойстиков. О вибромоторе, эмуляторе компьютерной мыши, обратной связи (force feedback) и ее эффектах, а также прочих необязательных, но приятных дополнениях мы расскажем в следующем номере, когда будем тестировать самые дорогие и продвинутые модели.

Как подключить джойстик?

Сравнительно недавно джойстик можно было подключить не к каждому компьютеру, а только к такому, у которого был игровой порт (игровой порт часто монтировался на звуковую карту). После внедрения USB-шины подключение любых устройств к ПК значительно упростилось, это касается и джойстиков.
В комплект большинства недорогих джойстиков не входят диски с драйверами. Но для того, чтобы купленный манипулятор заработал под последними версиями Windows, вам, скорее всего, не придется специально искать драйверы. Система сама увидит девайс, а настроить его (например, откалибровать) вы сможете в “Панели управления”, в разделе “Игровые устройства”.
Но резон для вылазки в интернет в поисках фирменного софта есть. Вы можете скачать и установить специальное программное обеспечение, которое позволяет вам превратить джойстик в подобие виртуальной клавиатуры или мыши. Такие программы есть на сайтах почти всех производителей игровых устройств.
Зачем это может понадобиться? Чтобы сделать джойстик еще более удобным девайсом! В некоторых играх, к сожалению, невозможно перезадать часть управления: некоторые функции жестко закреплены за конкретными кнопками клавиатуры. Например, некоему непризнанному гению при разработке космосимулятора “X2: Угроза” пришла идея намертво привязать пуск ракет к клавише L. Попробуйте в пылу сражения, когда обе ваши руки будут покоиться на джойстике, безошибочно ткнуть какой-нибудь конечностью в эту самую L! Гораздо удобнее при помощи специального софта присвоить значение L одной из основных кнопок джойстика, и тогда пускать ракеты можно будет и с клавиатуры, и с игрового устройства.

Тестирование

Для тестирования в этом номере журнала мы отобрали 8 моделей джойстиков. Большинство устройств появилось в продаже не так давно, и их нетрудно найти. В данном обзоре участвуют манипуляторы ценой до $60. У этих джойстиков нет дополнительных наворотов типа обратной связи, вибромотора или радиопередатчика. Модели с этими и другими функциями, которые существенно увеличивают цену, мы протестируем в следующем номере “Игромании”.

Saitek ST90
Примерная цена: $20
Ось “Z”: нет
Тяга: две кнопки
Количество кнопок (включая гашетку): 3 + 2 кнопки тяги, все на рукояти

Тяга: большой рычаг
Количество кнопок (включая гашетку): 6 на рукояти, 6 на подставке
Шляпка: есть
Управление левой рукой: возможно (рукоять-конструктор)
Драйверы и ПО в комплекте: есть
“Evo” в названии этого джойстика, конечно же, сокращение от слова “эволюция”. Проэволюционировала в данном случае модель ST290, о которой мы писали выше. Поэтому “Киборгу” присущи как минусы, так и плюсы своего “предшественника”. То есть, с одной стороны, подставка могла бы быть чуть крупнее. С другой стороны — перед нами снова “рукоятка-конструктор”, которую можно настроить по высоте под руку — левую или правую. И поддержка кисти, и большой рычаг тяги очень удачно выполнены.
Но это далеко не все. Компоненты рукоятки Cyborg Evo можно подгонять под руку пользователя — изменять наклон головки джойстика, а также наклон панели с тремя клавишами. Тем самым эта модель позволяет оптимально подогнать рукоятку и размещенные на ней элементы под анатомию руки. Для изменения положений этих элементов нужно просто прокрутить два выступающих металлических цилиндра.
Про поддержку оси “Z” можно не упоминать — при такой цене она уже обязательна. По обе стороны рукоятки на подставке разместилось по три клавиши (в игре можно использовать только одну из этих групп кнопок в зависимости от того, правша вы или левша), причем верхней из них разработчики назначили функцию “шифта”. Нажимая ее совместно с другой кнопкой, вы существенно увеличите количество команд, возложенных на джойстик.
Наконец, стоит отметить и внешний вид. Навороченность верхушки джойстика, приятный “обрезиненный” пластик и множество горящих разноцветных лампочек заставляют окружающих верить, что владелец этого агрегата — признанный ас.
В итоге: Крутая “железка”, один из двух лучших джойстиков этого теста. Если вдруг Logitech Extreme 3D Pro не подходит вам по размеру кисти или вы левша, то “Киборг” несомненно будет лучшим выбором.

После теста

Восемь моделей джойстиков крутились и вертелись в нашей лаборатории в предельном режиме. В итоге — вы ознакомились с результатами нашего тестирования.
В начальном ценовом диапазоне (до 25 долларов) однозначным лидером выглядит Genius MaxFighter F23U, который вполне подойдет для поклонников аркад и космических симуляторов.
Лучшей моделью по соотношению цены/игровые возможности является Logitech Extreme 3D Pro. Главное — перед покупкой проверить, насколько ее "анатомическая" рукоять подходит вашей руке. Собственно, это относится ко всем джойстикам.
Наконец, отметим Saitek Cyborg Evo за идеальную подгонку рукояти под руку конкретного игрока, а также за интересный дизайн и богатые возможности.
Две последние модели позволяют адекватно играть даже в самые навороченные авиасимуляторы.


Пожалуйста, ответьте на 3 вопроса:
1) Каким джойстиком лучше играть в ИЛ 2 Забытые сражения?
2) Скока стоит такой джойстик?
3) Можно ли таким джойстиком играть в Фифа, НХЛ, и т.д.?


Читал в каком-то форуме что Олег Медокс рекомендовал использовать
джойстик THRUSTMASTER Top Gun Fox2 Afterburner2. Стоит 60$

Также хороший джойстик Saitek X52 но стоит он аж 140$.

С джойстиком в спортивные игры играть думаю будет трудновато, для таких игр лучше купить геймпад.


А чем джойстик от геймпада отличается? И зачем в джойстике за 60 баксов 2 джойстика (извините за каламбур)?


А со скольки кнопками должен быть джойстик для игры в Ил 2?



"Второй джойстик"-это РУД-рычаг управления двигателем.
Количество кнопок ИМХО личное дело каждого, как кому удобней.

P.s. Пиши все вопросы в одном посте.


Просто Хороший Человек

Смотри парень
Первое - ни в коем случае не смотри модели младших Trustmaster - ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ гашетка. Причем так как ручка на всех моделях одна и та же - проблема сохраняется. Медокс играет на Cougar который стоит за 300 уе к слову сказать =)))

Второе - если ты хочешь хороший HOTAS (hands on throttle and stik - так этот рычаг газа оффициально называется) - твой выбор Saitek X45 - X52 дорогой и кстати далеко не самый удачный.

Третье - геймпад для игры в Ил2 тебе не подойдет. Геймпад - это проще говоря - "как у приставок" блок управления =) Подойдет под консольные игры но ни как не под симуляторы. С джостиком играть не сложно - просто нужно привыкнуть - но когда приноровишься (я дней за 5-7 присобачился =)) точность управления возрастет.

Наконец четвертое - лучший джостик для начала - Logitech Wingman Extreme Digital 3D Pro - стоит около 30 баксов.


Logiteh Wingman Extreme скрин можно? И я ещё читал, что в ИЛ 2 нужны педали. Это правда?


Парень ты себя че вторым Покрышкиным возомнил что ли? =))) Конечно педали в Ил-2 можно использовать - но зачем? Педали на самолете по сути та же третья ось на джостике (отвечает то бишь за горизонтальное рысканье). Это раз.
Второе - летные педали наверно самый экзотический вид контроллеров они НЕ совместимы с гоночными педалями и в продаже они практически не встречаются. Почему? Да просто не востребованны рынком - представь картину - ты управляешь пепелацем у тя в одной руке джостик, в другой Хоутас и еще и под ногами педали - прикинь как какая тебе нужна координация движений? =)) Естественно управление осью Z с джостика приятнее.
Ну и наконец стоимость летных педалей охладит пыл какого угодно виртуального летчика. На профессиональном уровне педали тоже н востребованны - я видел чемпионаты - наши чемпионы мира по Ил-2 команда из России SLI педалями не пользуется. Джостика плюс HOTAS более чем достаточно для профи а для начала и обычный джостик сойдет.

И наконец - развею миф - ребята не надо думать что Ил-2 очень недружелюбен к игроку. (я вообще не пойму кто этот миф то пустил) - я играю в него с самой первой части - на клаве ну естесвенно не на самом максимальном уровне реализма (в боях тяжеловато). А взлет посадка прекрасно получается и с обычной клавой на максимальном уровне реализма - главное самолет почуствовать и понять принцип управления.

Евгений Кормин

Геннадий Леднев

Геннадий Леднев

плюс 52 надо переделывать магниты что бы он круги рисовал

Дима Косенко

х52 можно и без переделок, привык ко всему за 2 недели.

Александр Антипов

Александр Антипов

У меня CH Products Combatstick уже наверное лет 7-8 ему.

Антон Тарасов

Ребята подскажите по джою от microsoft с обратной связью, с ним знакомый летал еще в старичке, модель не помню как звучит..насколько он актуален сейчас. Имеется кобра м5, на которой твист загнулся. В мыслях вымутить этот джой, а из кобры соорудить педали. Насколько это целесообразно

Антон, microsoft force feedback 2 - актуален, это лучший джойстик для этой игры (в Ил2 и РОФе реализованы возможности этого джойстика так, как ни в одной другой игре) . срыв потока, стрельба, изменение оси триммеров - всё ощущается . если найдете берите - советую (на авито вроде когда то кто то продавал или на eBay посмотрите) Бывают 2 вида - зеленый и красный - разницы вроде бы нет за исключением того, что красный выпускался позже - соответственно посвежее

Читайте также: