Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры взгляд региональных университетов

Обновлено: 06.07.2024

Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Problems and Prospects for the Development of Doctoral Education in Russia: The View of Regional Universities

The concentration of state resources in the leading universities poses the problem of reproduction of the scientific and pedagogical personnel in regional universities that do not participate in state-funded academic excellence programs. Based on the data from three focus group interviews with heads of doctoral studies offices at regional universities, the article analyzes problems arising in the implementation of the current model of training and certification of doctoral students. Four following groups of problems are identified: 1) the rigidity of requirements for the structure and content of the educational programs, 2) the imperfection of the system of attestation, gaps between attestation activities, 3) the problem of “retention” of doctoral students after the completion of the educational program, 4) the problems of conjugation of the processes of preparing a dissertation and its defense. The authors discuss possible ways to overcome the identified problems through providing universities with greater autonomy in designing the structure and content of the educational programs; synchronization of the procedures of the final state attestation and dissertation defense; creation of mechanisms for supporting successful doctoral graduates at the final stage of their preparation for the defense of a dissertation; development of network forms for implementation of doctoral programs with leading universities and research institutes.

Концентрация бюджетных ресурсов в ведущих университетах страны актуализирует проблему воспроизводства корпуса научно-педагогических работников в региональных вузах, не входящих в число участников государственных программ поддержки академического развития. В статье на основе данных серии фокус-групповых интервью с руководителями аспирантур региональных университетов анализируются проблемы, возникающие при реализации действующей модели подготовки и аттестации аспирантов. Выделены четыре группы проблем, с которыми особенно часто сталкиваются региональные вузы: 1) жёсткость требований к структуре и содержанию образовательной программы, 2) несовершенство системы аттестации аспирантов, наличие разрывов между аттестационными мероприятиями, 3) проблема «удержания» аспирантов после завершения образовательной программы, 4) проблемы сопряжения процессов подготовки диссертации и её защиты, особенно ярко выраженные при отсутствии в вузах диссертационных советов по соответствующим научным специальностям. Обсуждаются возможные пути преодоления выявленных проблем: предоставление университетам большей автономии в проектировании структуры и содержания образовательной составляющей аспирантских программ; синхронизация процедур проведения итоговой аттестации в аспирантуре и официального обсуждения диссертационных работ для их представления к защите; создание механизма сопровождения успешных выпускников аспирантуры на финальном этапе их подготовки к защите диссертации; развитие сетевых форм реализации аспирантских программ с ведущими вузами и научно-образовательными центрами страны.

В Университете Лобачевского прошла программа повышения квалификации

новость gftghsdf

09 - 10 декабря в Университете Лобачевского на платформе Zoom прошла Программа повышения квалификации «Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры» (мероприятие проводилось в соответствии с «дорожной картой» проекта «5-100»). Руководитель программы - директор Института аспирантуры и докторантуры ННГУ им. Н.И. Лобачевского профессор Борис Ильич Бедный.

Участников приветствовал ректор университета Елена Вадимовна Загайнова. В мероприятии приняли участие исследователи проблем аспирантского образования, административно-управленческие и научно-педагогические работники из 18 городов, представляющие 27 университетов и научных организаций Российской Федерации, в том числе МИСИС, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Южный федеральный университет, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Самарский национальный исследовательский университет, Белгородский национальный исследовательский университет, Национальный исследовательский Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева и др.

В течение двух дней участники обсудили ключевые проблемы российской аспирантуры и возможные направления ее развития: переход российской аспирантуры к структурированным программам подготовки, особенности реализации аспирантских программ в условиях пандемии, пути интеграции аспирантов в академическую среду и возможные формы социальной и финансовой поддержки молодых исследователей и преподавателей, практики реализации моделей самостоятельного присуждения ученых степеней, адресную подготовку научных кадров, проблемы подготовки специалистов высшей квалификации для индустрии.

Программа была реализована при поддержке журналов «Высшее образование в России» и «Университетское управление: практика и анализ». Оживленные дискуссии прошли в рамках круглого стола, посвященного перспективам сближения систем подготовки и аттестации научных кадров в России.

Молодые кандидаты наук – основной двигатель инноваций и развития, обеспечивающего лидирующие позиции страны на международной арене. Однако в 2017 г. только 13% выпускников российской аспирантуры защитили диссертацию. Это на 5 п. п. ниже показателя 2015 г. и на 15 п. п. – 2010 г. В 2017 г. состоялось 2320 защит, что существенно ниже, чем в США (55 000 защит), Германии (29 000), Великобритании (26 000), Японии (16 000). Такая ситуация – показатель кризиса аспирантуры в России, а значит, пора обсудить пути ее развития и повышения ее эффективности.

Советские и российские аспирантские программы до 2013 г. основывались на немецкой модели наставничества: аспирант занимается исследованием под контролем научного руководителя и сам ответственен за результат. Согласно новому закону «Об образовании» аспирантура стала третьей ступенью образования и, как следствие, получила все атрибуты образовательной программы. Если раньше обучение сводилось к подготовке текста диссертации и кандидатским экзаменам, то теперь у аспирантов появилось значительное число обязательных учебных курсов и возможность завершить аспирантуру без защиты диссертации. Такая модель за рубежом называется структурированной.

Высшая средняя школа

Юрист Дмитрий Малешин о том, во что превратились современные университеты

Развернувшаяся в последние несколько лет дискуссия о возврате к старой модели идет вразрез с мировыми трендами, которые заключаются в усилении учебной составляющей и ориентации аспирантуры не только на академический рынок труда. Переход к структурированным программам обусловлен особенностями развития высшего образования, в частности его массовизацией и интернационализацией, а также повсеместным переходом к экономике знаний. Модель наставничества не справлялась с ключевыми вызовами – перепроизводством научных кадров, снижением качества подготовки, повышением уровня отсева. Реорганизация системы аспирантской подготовки была поддержана потребностями экономики в высококвалифицированных кадрах для обеспечения инновационного развития. Ориентация на более широкий рынок труда, нежели академический, привела к тому, что значительный упор в обучении стал делаться на развитие так называемых soft skills.

Действительно ли новая модель аспирантуры оказалась неэффективной? На наш взгляд, оценивать результаты российской реформы еще рано. Во-первых, многие аспирантские программы не завершили процесс перехода к новой модели. В них не хватает учебных курсов, разработанных специально для аспирантов, в результате им приходится посещать уже пройденные курсы бакалавриата или магистратуры. Во-вторых, аспирантам пришлось адаптироваться к новым условиям и возросшим требованиям. В таких условиях снижение доли защит вполне объяснимо. Эффективность новой модели аспирантуры корректно будет оценивать начиная с 2019 г., когда выйдут на защиту первые аспиранты, с самого начала обучавшиеся в аспирантуре нового типа.

Хотя зарубежная практика показывает эффективность структурированной модели, сам факт перехода к ней не означает автоматического решения проблем российской аспирантуры, накопившихся за многие годы.

Первая проблема – это низкое качество набора. Что скрывать – часто в аспирантуру идут за получением социальных льгот, а не для того, чтобы заниматься наукой. Как следует из результатов опроса Высшей школы экономики, в котором приняли участие 1866 аспирантов в 11 вузах из проекта 5-100, примерно четверть аспирантов мужского пола идут в аспирантуру за отсрочкой от армии, а каждый десятый – ради места в общежитии. Отчасти такая значительная доля аспирантов, не слишком интересующихся собственно наукой, объясняется процедурами отбора, которые не учитывают или учитывают с небольшим весом академические достижения и опыт поступающих. В большинстве случаев отбор сводится к формальной оценке по вступительным экзаменам. Это не позволяет адекватно оценить поступающих и приводит к тому, что вузы берут котов в мешке. Хотя в 2017 г. вузы получили возможность гибкого подхода к набору, мало кто этим воспользовался.

Вторая острая проблема – фиктивное научное руководство аспирантами. Научные руководители часто манкируют своими обязанностями: около 16% опрошенных аспирантов отмечают, что научный руководитель не оказывает им помощи в работе над диссертацией и выходе на защиту. Удивительно, но примерно две трети таких аспирантов удовлетворены сложившейся ситуацией. Мы наблюдаем так называемый сговор о невовлеченности: никто ничего не делает, и всех это устраивает. Кроме того, сама модель наставничества, когда единственным «контролером» прогресса аспиранта является научный руководитель, создает высокий риск неудачи. Вариантом решения этой проблемы может стать распределенная или командная система научного руководства, принятая в ведущих европейских и американских университетах. Авторитетные международные исследования показывают ее эффективность.

Третья проблема – необходимость совмещать работу и обучение. Согласно опросу аспирантов, девять из десяти совмещают учебу с работой. Большинство работают вне университета, у каждого второго работа не связана с темой диссертации. Почти для половины работающих аспирантов такое совмещение – это существенная проблема. Решение может быть в увеличении финансирования аспирантской подготовки за счет государственных ресурсов или привлечения вузами аспирантов к работе над оплачиваемыми научными и прикладными проектами.

Наконец, четвертая серьезная проблема – это сложность выполнения публикационных требований для получения кандидатской степени в срок. Более половины аспирантов отмечают, что барьером выступает необходимость публикации статей в журналах ВАК наряду с подготовкой текста диссертации. Трудности вызывает как сама подготовка текста, так и прохождение долгого редакционного цикла, а также сложность подбора журнала из ограниченного списка ВАК для некоторых научных областей. В результате часть аспирантов публикует некачественные тексты за деньги. При этом в зарубежных университетах действуют более гибкие правила к определению требований к присвоению степени: часто они регулируются самим вузом или факультетом. На некоторых престижных аспирантских программах публикации вовсе не требуются. Другая опция – возможность получить степень на основании статей в признанных журналах и краткого резюме к ним без необходимости писать объемный текст диссертации.

Решением последней проблемы может стать предоставление большей автономии вузам в определении требований присуждения степеней, увеличение нормативного срока обучения и внедрение специальных учебных курсов по развитию научно-исследовательских навыков. Одна из наиболее многообещающих инициатив в этом направлении – предоставление ведущим российским вузам возможности присваивать собственные степени.

Российская аспирантура сегодня переживает нелегкие времена, которые отчасти вызваны отсутствием стратегических решений по ее развитию. Как правило, дискуссии об аспирантуре не основываются на данных и мировом опыте. Именно результаты статистических и социологических исследований могут заложить фундамент для принятия эффективных стратегических решений по совершенствованию российской аспирантуры, которые позволят не только увеличить количество защит, но и существенно повысить качество кандидатских диссертаций.

Авторы — директор аспирантской школы Института образования Высшей школы экономики, директор Центра социологии высшего образования Института образования Высшей школы экономики

Оценка модели аспирантской подготовки. Применение потенциала организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней, в научной аттестации выпускников аспирантур чужих вузов. Барьеры на пути реализации действующей модели аспирантуры.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.05.2021
Размер файла 53,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

32. Маркин В.В., Воронов В.В., Илишко Д. Инновации в подготовке научных кадров высшей квалификации: международный опыт и российские реалии (экспертное мнение) // Инноватика и экспертиза: Научные труды. 2019. Вып. 2 (27). С. 121-134. DOI: 10.35264/19962274-2019-2-121-135

33. Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117-125.

34. Маркин В.В., Воронов В.В. Подготовка кадров высшей квалификации в дискурсе Болонского процесса: магистраль versusобочина // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 164-175. DOI: 10.15507/19919468.083.020.201602.164-175

35. Бедный Б.И, Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637-650. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650

36. Mironos A.A., Bednyi B.I., Ostapenko L.A. Employment of PhD program graduates in Russia: a study of the University of Nizhni Novgorod graduates' careers // SpringerPlus. 2015. Vol. 4. No. 230. P. 1-15. DOI: 10.1186/ s40064-015-1003-x

37. Бояркина С.И., Иванова Е.А. Аспиранты Санкт-Петербурга: сравнительный анализ научных специальностей // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. №. 3. С. 50-65.

38. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125-134. DOI: 10.7868/S0132162517090148

39. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Була-шева А.А.Тенденции и факторыэффективностиподготовкиаспирантовроссийскихвузов в условияхреформированиявысшегообразования // Социологическиеисследования. 2017. № 9. С. 135-144.

41. Резник С.Д., ЧемезовИ.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 159-168. DOI: 10.17223/15617793/430/22

42. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Герасимова О.Я. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // TerraEconomicus.

43. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №. 7. С. 86-95.

47. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3 (9). P. 20-21.

48. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. Сер.: Современная аналитика образования. 2017. Вып. 7(15). М.: НИУ ВШЭ, 2017. 60 с.

49. Пахомов С.И. Система государственной научной аттестации: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2019. №. 7. С. 3-9. DOI: 10.18572/18131190-2019-7-3-9

51. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл. 2003. 301 c.

52. Trowler Paul R. Academic tribes and territories. McGraw-Hill Education (UK), 2001. 238 c.

53. Соколов М.М., Титаев К.Д. Провинциальная и туземная наука // Антропологический форум. 2013. № 19. С. 239-275.

56. Deem R. Rethinking Doctoral Education: University Purposes, Academic Cultures, Mental Health, and the Public Good // Cardoso, S., Tavares, O., Sin, C., Carvalho, T. (Eds.) Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 13-42.

57. YudkevichM, AltbachP.G., de WitH. Doctoral Education Worldwide. Trends and Issues in Doctoral Education: A Global Perspective, Sage, 528 c.

1. Van Der Haert, M., Arias Ortiz, E., Emplit, P., Halloin, V., Dehon, C. (2014). Are Dropout and Degree Completion in Doctoral Study Significantly Dependent on Type of Financial Support and Field of Research? Studies in Higher Education. No. 39(10), pp. 1885-1909.

2. Hasgall, A., Saenen, B., Borrell-Damian, L., Van Deynze, F., Seeber, M., Huisman, J. (2019). Doctoral Education in Europe Today: Approaches and Institutional Structures. European University Association (Council for Doctoral Education). University Gent. 35 p.

4. Skakni, I. (2018). Doctoral Studies as an Initiatory Trial: Expected and Taken-for-Granted Practices that Impede PhD Students' Progress. Teaching in Higher Education. No. 23(8), pp. 927-944. DOI: 10.1080/13562517.2018.1449742

6. Van Rooij, E., Fokkens-Bruinsma, M., Jansen, E. (2019). Factors that Influence PhD Candidates' Success: The Importance of PhD Project Characteristics. Studies in Continuing Education. DOI: 10.1080/0158037X.2019.1652158

8. Ali, A., Kohun, F. (2006). Dealing with Isolation Feelings in IS Doctoral Programs. International Journal of Doctoral Studies.2006. No. 1(1), pp. 21-33.

9. Wollast, R., Boudrenghien, G., Van der Linden, N., Galand, B., Roland, N., Devos, C., Frenay, M. (2018). Who Are the Doctoral Students Who Drop Out? Factors Associated with the Rate of Doctoral Degree Completion in Universities. International Journal of Higher Education. No. 7(4), pp. 143-156.

11. Gruzdev, I.A., Terent'ev, E.A. (2017). Data Against Myths: Evidence from the Survey of PhD Students in Leading Russian Universities. Vyssheeobrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 89-97. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Malichenko I.P. (2019). [The Problems of Human Capital Reproduction at the Higher School and Ways of their Solution]. Russian Journal of Innovation Economics. No. 9(4), pp. 1585-1599.

16. Ablazhey, A.M. (2019). What Means to Be a Leader in Modern Science? The View of Young Scientists. In: Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Institute of Foreign Languages RUDN University, Moscow, 24-26 July 2019. Moscow: RUDN Publ., pp. 570-576. DOI: 10.22363/09669-2019-570-576

17. Mikhalkina, E.V., Skachkova, L.S. (2019). Career Strategies Chosen by Postgraduate Students of Federal Universities. Problemymzvitiyaterritorii - Problems of Territory's Development. No. 6(104), pp. 151-172. DOI: 10.15838/ptd.2019.6.104.10 (In Russ., abstract in Eng.)

18. Gerasimova, O.Ya.,Kryachko, V.I. (2019). Academic Career of Young Scientists: Motivations and Professional Roles. Upravlenets - The Manager. No. 10(6), pp. 77-87. DOI: 10.29141/22185003-2019-10-6-7

19. Berezhnaya, Yu.N.,Gurtov, V.A. (2017). Postgraduate Studies in a New Reality. Universitet- skoyeupravlenie: praktikaianaliz - University Management: Practice and Analysis.No. 21(3), pp. 57-65. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.037 (In Russ., abstract in Eng.)

22. Nerad, M., Heggelund, M. (Eds.). (2011). Toward a Global PhD: Forces and Forms in Doctoral Education Worldwide. University of Washington Press, p. 344.

24. Nerad, M., Evans, B. (Eds). (2014). Globalization and Its Impacts on the Quality of PhD Education: Forces and Forms in Doctoral Education Worldwide. Springer. 236 p.

25. Dushina, S.A., Ashcheulova, N.A. (2013). Postgraduate Study in National Academic Systems (Experience of Germany and USA). Vestnik MGIMO-Universiteta - MGIMO Review of International Relations. No. 2(29), pp. 170-177. (In Russ., abstract in Eng.)

26. Shestak, V.P., Shestak, N.V. (2015). Postgraduate Studies at the Third Level of Higher Education: Discursive Field. Vyssheeobrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. No. 12, pp. 22-34. (In Russ., abstract in Eng.)

27. Vershinin, I.V. (2015). The Development of Postgraduate Studies in Russia: The Solutions to Improve the Targeting of Screened Applicants to Training of Highly Qualified Personnel. Nauka. In- novatsii. Obrazovanie - The Science. Innovations. Education. No. 18, pp. 61-72. (In Russ., abstract in Eng.)

28. Bednyi, B.I. (2016). A New Postgraduate School Model: Pro et Contra. Vyssheeobrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. No. 4 (211), pp. 5-16. (In Russ., abstract in Eng.)

29. Tezyel, A.H. (2018). Russian Post-Graduate Study after its Reform: The Comparative Analysis and

the Evaluation of Results. Gosudarstvennoeupravlenie: Elektronnyjvestnik - Public Administration: E-journal. No. 68, pp. 493-512.

32. Margolin, A.M., Melnikov, R.M. (2018). Ways to Improve the Efficiency of Doctoral Education. Vyssheeobmzovanie v R.ossii - Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 12, pp. 9-19.

34. Markin, V.V., Voronov, V.V., Ilishko, D. (2019). Innovations in Training Scientific Personnel of Higher Qualification: International Experience and Russian Realities (Expert Opinion). Innovatikaiekspertiza: Nauchnyetrudy - Innovatics and Expert Examination. No. 2 (27), pp. 121-134. DOI: 10.35264/1996-2274-2019-2-121-135 (In Russ., abstract in Eng.)

35. Kliucharev, G.A., Savenkov, A.I., Baklanov, P.A. (2016). Russian Science Personnel: Issues and Methods to Solve them. Sotsiologicheskieissledovaniya - Sociological Studies. No. 9, pp. 117-125. (In Russ., abstract in Eng.)

36. Markin, V.V., Voronov, V.V. (2016). The Training of Highly Qualified Personnel in the Discourse of the Bologna Process: Highway Versus Roadside. Integratsiyaobrazovaniya - Integration of Education. Vol. 20, no. 2, pp. 164-175. DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.164-175 (In Russ., abstract in Eng.)

37. Bednyi, B.I., Kuzenkov, O.A. (2017). Integrated Programmes for Master's Degree and PhD Students. Integratsiyaobrazovaniya = Integration of Education. Vol. 21, no. 4, pp. 637-650. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650 (In Russ., abstract in Eng.)

38. Mironos, A.A., Bednyi, B.I., Ostapenko, L.A. (2015). Employment of PhD Program Graduates in Russia: A Study of the University of Nizhni Novgorod Graduates' Careers. SpringerPlus. No. 4 (230), pp. 1-15. DOI: 10.1186/s40064-015-1003-x

39. Boyarkina, S.I., Ivanova, E.A. (2015). St. Petersburg Postgraduates: A Comparative Analysis of Scientific Specialities. Sotsiologiyanaukiitekhnologii Sociology of Science & Technology. Vol. 6, no. 3, pp. 50-65. (In Russ., abstract in Eng.)

40. Bednyi, B.I., Rybakov, N.V., Sapunov, M.B. (2017). Doctoral Education in Russia in the Educational Field: An Interdisciplinary Discourse. Sotsiologicheskieissledovaniya - Sociological Studies. No. 9, pp. 125-134. DOI: 10.7868/S0132162517090148 (In Russ., abstract in Eng.)

41. Shafranov-Kutsev, G.F., Efimova, G.Z., Bulasheva, A.A. (2017). Tendencies and Factors of Efficiency of the Training of Graduate Students of the Russian Higher Education Institutions in the Conditions of Reforming of Higher Education. Sotsiologicheskieissledovaniya - Sociological Studies. No. 9, pp. 135-144. (In Russ., abstract in Eng.)

42. Terentiev, E.A., Bekova, S.K., Maloshonok, N.G. (2018). The Crisis of Postgraduate Studies in Russia: What Bears Problems and How to Overcome them. Universitetskoeupravlenie: praktikaianaliz - University Management: Practice and Analysis. No. 22(5), pp. 54-66.

43. Reznik, S.D., Chemezov, I.S. (2018). Postgraduate Education in Russian Universities: State, Problems and Prospects of Development. VestnikTomskogogosudarstvennogouniversiteta = Tomsk State University Journal. No. 430, pp. 159-168. DOI: 10.17223/15617793/430/22 (In Russ., abstract in Eng.).

45. Rybakov, N.V. (2018). A New Model of Russian Postgraduate Education: Pilot Study of the First Generation of PhD Students. Vyssheeobrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 7, pp. 86-95. (In Russ., abstract in Eng.)

46. Terentev, E., Rybakov, N., Bednyi, B. (2020). Why Embark on a PhD Today? A Typology of Motives for Doctoral Study in Russia. Voprosyobrazovaniya - Educational Studies Moscow. No. 1,

47. Bekova, S. (2019). Does Employment During Doctoral Training Reduce the PhD Completion Rate? Studies in Higher Education.

48. Gruzdev, I., Terentev, E., Dzhafarova, Z. (2020). Superhero or Hands-Off Supervisor? An Empirical Categorization of PhD Supervision Styles and Student Satisfaction in Russian Universities. Higher Education. No. 79, pp. 773-789.

49. Gruzdev, I., Terentev, E. (2016). Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? Higher Education in Russia and Beyond. No. 3 (9). P. 20-21.

50. Bekova, S.K., Gruzdev, I., Dzhafarova, Z.I., Maloshonok, N.G., Terentev, E.A. (2017). Por- tretsovre mennogor ossiiskog aspiranta [The Portrait of a Russian Doctoral Student]. Series: Sovremennayaana litikaobrazovaniya [Contemporary Educational Analytics]. No. 7(15). (In Russ., abstract in Eng.)

51. Pakhomov, S.I. (2019). The System of State Scientific Qualification: Issues and Development Prospects. Yuridicheskoeobrazovanieinauka - Juridical Education and Science. No. 7, pp. 3-9. DOI: 10.18572/1813-1190-2019-7-3-9 (In Russ., abstract in Eng.)

53. Kvale, S. (2003). Issledovatelskoeintervyu [Research Interview]. Moscow: Smysl Publ., 301 p. (In Russ.)

54. Trowler, Paul R. (2001). Academic tribes and territories. McGraw-Hill Education (UK). 238 p.

55. Sokolov, M.M., Titaev, K.D. (2013). “Provincial” and “Indigenous” Scholarship in the Humanities and Social Sciences. Antropologicheskii forum = Anthropological Forum. No. 19, pp. 239-275. (In Russ., abstract in Eng.)

58. Deem, R. (2020). Rethinking Doctoral Education: University Purposes, Academic Cultures, Mental Health, and the Public Good. In: Cardoso, S., Tavares, O., Sin, C., Carvalho, T. (Eds.) Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, pp. 13-42.

Читайте также: