Какой город расположен на берегу бухты золотой рог

Обновлено: 05.07.2024

Попался мне не так давно репортаж о Владивостоке, который меня слегка озадачил.

Побывав в этом самом дальневосточном городе неоднократно, у меня остались только хорошие впечатления и приятные воспоминания. Никаких кошмаров, показанных в том репортаже мне не довелось увидеть.

Предлагаю пройтись со мной по городу и сделать более объективную оценку города.

Начну-ка я гулять с площади, на которой установлен памятник основателю города.

Владивосток (от словосочетания «Владеть Востоком) был основан в 1858 году как военный пост и разместился на островах в заливе Петра Великого Японского моря.

История города начинается с подписания Айгунского договора между Россией и Китаем, и инициатором этого договора был генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьёв (за что и получил приставку к фамилии-Амурский).

Памятник Муравьёву-Амурскому установлен на месте его перезахоронения (генерал-губернатор скончался в Париже и был захоронен там) в 2012,и на этом памятнике генерал изображён со свитком Айгунского договора в руках и взгляд его устрелён на бухту Золотого Рога.

Берег бухты Золотого Рога

Именно Муравьёв-Амурский заметил эту бухту, обходя на корабле берега залива Петра Великого, он дал имя этой бухте и приказал основать на берегах бухты военный пост.

Если уж я упомянула бухту Золотой Рог, предлагаю полюбоваться на один из самых крупных вантовых мостов не только в России, но и в мире,

построенный совсем недавно, в 2012 году, и соединяющий центр города с отдалёнными районами на мысе Чуркин.

Длина моста более километра, для пешеходов нет никаких ограничений, за исключением ночных часов,

Берег бухты Золотого Рога

поэтому я прошлась по нему с превеликим удовольствием.

С моста город открывается в голубом обрамлении моря, куда ни брось взгляд, везде оно, бескрайнее…

Берег бухты Золотого Рога

Сойдя с моста я рекомендую посмотреть на самую старейшую улицу города -Светланскую.

Вот некоторая её часть, видна с моста.

Берег бухты Золотого Рога

Улица не всегда была Светланской, изначально она носила имя Американская, данная ей в честь корвета «Америка»,с палубы которого граф Муравьёв-Амурский отдал распоряжение о строительстве военного поста.

Затем, в 1873 году, улицу назвали Светланской, опять таки в дань фрегату «Светлана», на котором прибыл в такой далёкий город первый в его истории представитель царствующей династии, Великий князь Алексей Александрович.

В советские годы улица называлась имени Ленина, а в 1992 году улица вернула своё второе имя.

На улице большое количество старых зданий, построенных в конце девятнацатого и начале двадцатого веков.

Берег бухты Золотого Рога

Если немного присмотреться к городу и продумать его историю создания, то можно с уверенностью полагать, что Владивосток-город мужского рода, созданный мужчинами для их, мужских дел…

Ведь город начинался именно с мужских профессий-военные, моряки, лоцманы, боцманы, докеры, строители, торговцы, финансисты…

Такова и одна из главных улиц города — строгая, в меру элегантная.

Первые жители Владивостока строили свои жилища и различные здания на берегу бухты с особенностями местного рельефа. Город разрастался вдоль Золотого Рога, берега которого были покрыты лесом, оврагами, ручьями, которые необходимо было обходить, петляя извилистыми зигзагами, но при этом даря возможность любоваться морем с каждой точки.

Берег бухты Золотого Рога

Светланская (или Светланка, как её ласково называют горожане) отделена от берега территорией различных ремонтных мастерских с определённой целью, и можно смело не считать её набережной.

И этим так же обусловлен исторический стиль города-интересы военных, задававших требования к строителям с учётом возможной опасности.

Почти вся правая сторона улицы была занята зданиями целевого назначения -офицерские флигеля, госпиталь, военные сооружения, и эту сторону горожане называли Копеечной.

Левая же сторона, в противовес правой, называлась Рублёвой, она была застроена храмами, банком,

доходными и торговыми домами.

Если внимательно приглядеться к домама на Рублёвой стороне, заметна особенность-парадные окна и двери смотрят прямо на улицу, а те, что на Копеечной-спиной, вся их красота обращена к морю.

Даны такие прозвища улице исходя из жизненных особенностей. Та земля, на которой стояли копеечные здания принадлежала военным и не продавлась, не имела цены, а по Рублёвой стороне дорожала регулярно, становясь всё желаннее для коммерсанотв, купцов.

Для меня весьма затруднительно дать описание каждого здания этой улицы, но всё-таки попробую показать некоторые из них…

Начну с центральной площади города, на которой установлен огромный монумент, Памятник борцам за власть Советов.

Эта скульптурная композиция появилась в городе в 1961 году на месте городского сада.

На сегодняшний день площадь с монументом является местом народных гуляний и проведения различных праздничных мероприятий.

Напротив площади стоит интересное массивное здание сталинской эпохи-здание принадлежащее Дальневосточному техническому институту рыбной промышленности.

Следующее строение, которое мне так понравилось на Светланке, это здание ГУМа,

Берег бухты Золотого Рога

построенное в 1903 году, для постройки которого все материалы были привезены из Гамбурга, и принадлежавшее торговому дому «Кунст и Альберс». Это здание, кроме свой седой истории, интересно тем, что было первым каменным магазином города и по тем временам имело неслыханные блага цивилизации: паровое отопление, телефон, лифт и собственное электричество.

Я не отказала себе в удовольствии и сняла квартиру на время нашего пребывания, букально напротив ГУМа.

А вот ещё яркий памятник архитектуры-здание Главпочтамта, отстроенное в 1899 году.

Изначально в этом доме была телеграфная контора и до сегодняшнего дня здание не отдавалось под другие нужды и само здание не перестраивали.

Рядом с этим домом-памятник даме, которая спешит опустить письмо в почтовый ящик.

Берег бухты Золотого Рога

Скульптура олицетворяет заменитую американку Элеонору Прей, которая прожила в городе около тридцати лет и покинула его лишь в 1930 году. Элеонора Прей описывала жизнь города, описывала её в своих письмах многочисленным родственникам, живущим в Америке и Китае. Эти её письма были опубликованы в ею же изданных книгах. Кстати, в современной жизни Элеонора названа первым блоггером Владивостока.

В паре шагов от скульптуры мадам Прей разместился Театральный сквер, в котором находится памятник Владимиру Высоцкому, памятник «поющий»,благодаря установленной музыкальной аппаратуре, у памятника круглосуточно звучат песни Высоцкого.

Со Светланской легко, всего в пару шагов, можно спуститься к Адмиральскому скверу, в котором установлена памятная Триумфальная Арка Цесаревича (вернее её копия, оригинал был уничтожен в годы становления Советской власти).

Берег бухты Золотого Рога

Когда городу было всего лишь 30 лет, его посетил двадцатитрёхлетний цесаревич Николай Александрович Романов, будущий император России. В честь того визита и была установлена памятная арка.

Рядом с Аркой можно увидеть не большой, однокупольный храм-Храм святого апостола Андрея Первозванного.

Берег бухты Золотого Рога

Этот храм очень молодой, решение о его строительстве было принято командованием Тихоокеанского флота в начале 21 века, после принесения во Владивосток мощей апостола Андрея Первозванного.

Идя всё по той же Светланской, на склоне холма (улица Пушкинская), виден ещё один храм, первый храм города, Храм Успения Божией Матери (Пресвятой Богородицы).

Берег бухты Золотого Рога

В далёком 1861 году состоялась закладка Успенской церкви и в 1863 году были проведены первые обряды крещения в ней.

В храмовом дворе обнаружились очень дружелюбные киски, портреты которых я привезла специально для Сергея Васильца.

Берег бухты Золотого Рога

Коли я начала показывать храмы города и очутилась с вами на улице Пушкинской, то покажу ещё три храма, они не православные, но, тем неменее, весьма любопытные.

Берег бухты Золотого Рога

первый из них, замечательный образец готической архитектуры, Лютеранская церковь Святого Павла.

Храм построен в 1907 году по просьбе многочисленной лютеранской общины Владивостока, в которую входили чины офицерского корпуса, крупные чиновники и предприниматели. Строительный материал, как и для здания ГУМа, был привезён из Гамбурга.

Следующий храм -это Католическая церковь Пресвятой Богородицы, построенная в конце девятнадцатого века поляками, жившими многочисленной общиной в Приморье.

Прогуливаясь по Пушкинской

Берег бухты Золотого Рога

и возвращаясь по ней опять к Светланке, на улице Володарского, открывается взору храмовый комплекс, это армянская Апостольская церковь Святого Георгия.

Церковь была построена в начале двадцатого века, затем была разрушена. И лишь в 2000 году её стали восстанавливать.

Представляю основной, дйстующий, собор города- Храм в честь Покрова Божьей Матери. Этот храм был построен в 1902 году на территории кладбища. В советские годы кладбище было закрыто, на его месте разбили парк культуры и отдыха, а храм Покрова был взорван. В 1991 начался сбор пожертвований на строительстсво-возрождение храма и в 2007 году храм был воссоздан.

Покровский храм стоит на Океанском проспекте, улице, которая начинается от Площади борцов за власть советов и уходит практически к въезду в город, к Проспекту Столетия Владивостока.

Берег бухты Золотого Рога

Эта улица тоже далеко не молода, некогда она называлась Китайской, в дань китайцам, в избытке населявших Владивосток в конце девятнадцатого и начале двадцатого века.

Ещё одна любопытная улица, по которой я гуляла с удовольствием-Алеутская, так же наполнена красивыми архитектурными зданиями.

Улица получила название в честь шхуны «Алеут»,экипаж которой сделал просеку, которая со временем превратилась в улицу Алеутскую.

Берег бухты Золотого Рога

От Алеутской рукой подать до местного Арбата, пешеходной улицы Адмирала Фокина, которая является излюбленным местом отдыха горожан и туристов.

Первоначально улица была названа Пекинской, в память о Пекинском договоре, согласно которого территории Приморья и Приамурья были присоединены к России.

Берег бухты Золотого Рога

Спустя годы улицу переименовали в Торговую (из-за стоявших на ней торговых киосков с китайской продукцией). В 1964 году улица получила имя Адмирала Фокина, который командовал Тихоокеанским флотом и вложившим не мало сил в развитие города и края.

В паре шагов от местного Арбата уместилась крошечная кофейня «Зерно»,которая мне особо полюбилась, как вкуснючими десертами, так и умопомрачительными блюдами из свежих даров моря.

Берег бухты Золотого Рога

Я допускаю, что большое количество архитектурных подробностей излишне утомило и предлагаю осмотреть несколько иные достопримечательности города.

Мы с вами побываем в микрорайоне Эгершельд.

Эгершельдом называют полуостров Шкота (именем Шкот Николая Яковлевича -командира корвета «Америка») в юго-западной части Владивостока.

Берег бухты Золотого Рога

Полуостров Шкота получил неофициальное имя «Эгершельд» по находящемуся здесь мысу имени мореплавателя Густава Христофоровича Эгершельда, который командовал корветом «Гридень»,зимовал в бухте Золотого Рога, охранял пост Владивосток, промерил первым бухту и определил широту и долготу Владивостока.

На Эгершельде расположен торговый порт,

Морской университет, Токаревская кошка с маяком в проливе Босфор-Восточный.

И ещё один храм, храм Казанской иконы Божией матери, который был построен аж в 1908 году на территории военного кладбища, в нескольких километрах от черты города того времени.

Храм строился на пожертвования солдат крепостного и стрелкового полков.

В 1954 году храм был разрушен, кладбище отутюжено бульдозерами и на его месте построены жилые дома и кинотеатр. И лишь в 2014 году храм заново возродился на прежнем месте, благодаря усилиям и настойчивости многих людей.

Дабы не возвращаться к теме храмов в этом рассказе, покажу ещё одно святое и тихое место-Марфо—Мариинская обитель Милосердия, поставленная на месте разрушенного храма Святого священномученика Евсевия. Храм при Советах был разрушен до основания, как и многие другие в городе. Эту обитель легко увидеть на самом въезде в город, в район Седанка.

Берег бухты Золотого Рога

С Эгершельда хорошо просматривается ещё одна основная достопримечательность Владивостока-Русский мост.

Мне сложно представить, но совсем недавно добраться из города до Русского острова можно было лишь на пароме. Я же, побывав во Владивостоке в 2012,уже любовалась этим гигантским сооружением, соединяющем оба берега. Длина этого вантового гиганта почти 2 километра, а точнее 1880 метров.

Пожалуй, мало какой город может похвастаться тем, что ему территориально принадлежит остров.

А вот далёкий Владивосток имеет такую роскошь.

Остров Русский-это полуторовековая история со множеством побед и поражений, расцвета и упадка, небывалой святости и воинской доблести. Имя острову, гордое и звучное, дал граф Муравьёв-Амурский.

Остров не маленький, он заслуживает отдельного рассказа и детального показа.

Я же покажу лищь немного из нашей поездки в Бухту Боярин (в пику автору вышеупомянутого рассказа).

Халич – так называют турки залив Золотой рог в проливе Босфор, в месте, где он соединяется с Мраморным морем. В устье залива древние греки основали свое поселение Византий, которое по прошествии веков превратилось в Константинополь. В османский период турки построили там судоверфь Халич. Это название закрепилось за всем заливом.

Он своей изогнутой формой напоминает русло реки, врезается в сушу на 12 километров и делит Стамбул на две части – северную и южную. Ширина залива у самого устья доходит до 125 метров. Глубина не более 50-ти. В былые времена в гавань заходили торговые и военные корабли византийцев и турок. В период Османской империи берега ее представляли финансовый и торговый центры Стамбула.

Через залив перекинуты пять мостов. Самый старый из них не эксплуатируется. Другой – просто метромост. Наиболее известными являются Галатский и мост Ататюрка.

Когда-то берега Золотого рога были сильно загрязнены. В его воду сливались промышленные отходы и городские канализационные стоки. Лишь с середины 80-х годов муниципалитет начал удалять промышленные предприятия и старые дома от берегов и строить очистные сооружения. Во второй половине 90-х годов этой проблемой активно занимался Реджеп Эрдоган, тогдашний мэр Стамбула.

Сейчас по берегам Золотого рога раскинуты зеленые парки. Здесь осталось много домов, построенных еще в византийские и османские годы, красивых мечетей, музеев и других исторических памятников.

Бухта Золотой рог в Приморье

Давайте теперь перенесемся за тысячи километров от Стамбула и окажемся в нашем Владивостоке.

Это совсем молодой город, основанный на Дальнем Востоке России в 1860 году. Он был заложен как небольшой военный форпост на берегу бухты, имеющей вид изогнутого рога. Русские моряки, из-за сходства ее с заливом в Стамбуле, назвали бухту Золотым рогом. Более того, и пролив в заливе Петра Великого в Японском море, куда примыкает бухта, был назван Босфорским. Она тоже рассекает Владивосток на две части.

Вот такая получилась копия по ландшафту и названиям, хотя есть различия по размерам. Длина бухты составляет более 7 км, ширина у входа – 2 км, глубина не более 30 метров. Построенная на берегу ТЭЦ не дает замерзать воде в бухте даже в сильные морозы.

Бухта оказалась в центре Владивостока и интенсивно используется в городском хозяйстве. На ее берегах расположены морской и рыбный порты, судоремонтный завод, а также базируются корабли Тихоокеанского флота. Почти все причальные сооружения заняты стоящими судами. Из-за этого свое название - Золотой рог, бухта не оправдывает. На поверхности воды постоянно плавают мусор и масляная пленка от нефтепродуктов.

Мост через бухту был построен только в 2012 году. Его проект был включен в генеральный план застройки города еще при Никите Хрущеве. Он обещал сделать столицу Приморского края городом, сравнимым с Сан-Франциско и даже лучшим. С тех пор прошли годы, и только в XXI веке во Владивостоке появились мосты – Золотой и Русский. Первый через бухту, второй через пролив Босфор Восточный на остров Русский.

В ходе его строительства проектная цена была многократно завышена. Также вскрылся факт хищения 100 млн. рублей.

Послесловие:

Наверное, наберется не так много любителей-путешественников, которые своими глазами видели залив Халич в Стамбуле и бухту Золотой рог во Владивостоке.

Бухта Золотой Рог в Стамбуле

Бухта Золотой Рог в Стамбуле считается одной из красивейших естественных гаваней во всем мире. Раньше там дислоцировались суда византийских торговцев и военные корабли. Сегодня это наиболее посещаемая туристами достопримечательность в Стамбуле. Вдоль берегов бухты тянутся благоустроенные пешеходные тротуары, а вокруг раскинулись неповторимой красоты парки.

Золотой Рог находится в том месте, где пролив Босфор впадает в Мраморное море. Гавань имеет изогнутую форму. Ее длина равна 12,2 км, а ширина — 91–122 м. Глубина бухты составляет 47 метров. В залив впадают два небольших ручья. На обоих берегах раскинулась европейская часть Стамбула.

С северо-западной стороны бухты берег холмистый, местами обрывистый. На южном берегу бухты Золотой Рог раскинулись знаменитые Константинопольские холмы. Посреди залива находятся два острова. Строительные работы на них запрещены. Береговые линии бухты надежно укреплены стенами. Вокруг залива есть множество пирсов и причалов.

Вид на бухту

Как добраться

Добраться до бухты Золотой Рог легко из любого района Стамбула. Доехать до нужного пункта назначения из европейской части города можно на общественном транспорте и на такси, а из азиатской — на пароме. К бухте Золотой Рог ведет линия метро 2, которая проложена по мосту Халич.

На автобусе

Вдоль береговой линии с обеих сторон бухты есть множество остановок общественного транспорта. С западной стороны расположена остановка «Unkapanı Kadir Has Üniversitesi», куда прибывают автобусы № 33ES, 36CE, 41Y, 44B, 48E, 55T, 99, 99A, 99Y, 399B, 399 °C. Этими же рейсами можно доехать до остановки «Ayakapı», которая находится севернее. В 82 метрах от нее есть остановка «Küçükmustafapaşa». К ней можно доехать автобусом № 35D.

Рядом с мостом Халич, на востоке от бухты Золотой Рог, находятся остановки «Perşembe Pazarı" и «Azapkapı-Haliç Metro», которые принимают автобусы со всего города. К ним проложен 51 автобусный маршрут. К северу по береговой линии есть еще ряд автобусных остановок.

Мечети вдоль бухты

На трамвае

Из района Султанахмет можно доехать на трамвае Т1. Он прибывает на остановку «Eminönü», расположенную перед Галатским мостом с западной стороны бухты.

На такси

В Стамбуле нет единой диспетчерской службы такси, но вызвать его не составит труда. Заказать машину можно по телефону, в этом помогут сотрудники ресторана или отеля. Также можно воспользоваться мобильным приложением BiTaksi.

Бухта Золотой Рог буквально вгрызается в северный берег Владивостока, большая часть которого расположилась вокруг. Именно здесь 150 лет назад начал закладываться небольшой военный пост, в будущем ставший крупным восточным городом.

С бухтой, названной так из-за сходства с бухтой в Константинополе, я, как и многие туристы, впервые прибывающие в город Владивосток, познакомилась, едва отойдя от перрона поезда. За считанные минуты через виадук я попала в самый настоящий морской порт. Добраться до бухты можно из любой части города на автобусах, которые идут в центр. Выйти надо на остановках «Ж/д вокзал» или «Улица Светланская».


Достопримечательности

Жизнь в районе бухты бьет ключом. Большое количество исторических объектов и красивые виды сделали набережную популярной у туристов. Подробнее о самых знаковых местах я расскажу ниже.


Золотой мост

Больше века жители города мечтали о том, чтобы соединить берега мыса. Еще Хрущев порывался сделать Владивосток похожим на Сан-Франциско, а в 1969 г. включил мост в план застройки города. Воплотить задуманное удалось лишь в XXI веке перед экономическим саммитом на острове Русский. Мне довелось увидеть Владивосток до и после строительства. Надо признать, Золотой Мост сильно изменил облик города. Он стал не только ключевым связующим звеном между двумя берегами, но и одним из главных туристических объектов бухты.

Лучше всего любоваться на мост через бухту Золотой Рог со смотровой площадки, расположенной у самого основания моста, возле памятника Кириллу и Мефодию (адрес: ул. Аксаковская, 3а, ст.3). Чтобы попасть сюда, мне пришлось изрядно поплутать на машине по извилистым улочкам на сопке. Проще было бы дойти пешком напрямую от набережной. По пути можно сделать много красивых фото бухты Золотой Рог и Владивостока.


Пройтись пешком с одного берега на другой, к сожалению, не получилось. Мост не рассчитан на пешеходную зону. Во время строительства широкими тротуарами пришлось пожертвовать в пользу еще одной автомобильной полосы. Тем не менее, несколько раз в год, во время крупных праздников, Золотой мост перекрывают для автомобильного транспорта, давая возможность жителям города прогуляться над бухтой.

С появлением во Владивостоке нового моста, добираться из района Первомайский в центр стало гораздо быстрее и удобнее. В 2009 году я как-то потратила на это почти 2 часа, сегодня же дорога заняла меньше 20 минут. Ради строительства развязок городу пришлось пожертвовать двумя жилыми микрорайонами, но, на мой взгляд, выиграл он намного больше.

Морской торговый порт

Морской вокзал Владивостока в основном занимается приемом и обслуживанием пассажирских судов. Это место было для меня первым, где я увидела душу настоящего приморского города. Гигантские лайнеры, суетливые иностранные туристы, впервые ступающие на русский берег, крики чаек, грохот разгружающихся кораблей — жизнь, которой живет морской порт, сложно описать словами.


Здание морского вокзала, издалека напоминающее белоснежный лайнер, находится на северо-западном берегу бухты Золотой Рог по адресу Нижнепортовая, 1. Изначально оно было построено в 1959 году на месте старого вокзала. В 1991 году его отреставрировали итальянские строители, и с тех пор морской вокзал имеет привычный всем вид. Внутри, помимо международного терминала, я обнаружила магазинчики с продуктами и сувенирами. Цены на товары завышены в несколько раз, поэтому не советую здесь что-то покупать.


В последние годы порт Владивостока стал постоянным для захода туристических пассажирских судов. Для местных жителей и гостей эти даты приравниваются к городским праздникам. Только увидев все воочию, я смогла понять почему. Оказывается, размер этих круизных лайнеров порой превышает десятиэтажный дом. Самый крупный из них — круизное судно «Бриллиантовая принцесса». Его длина составляет почти 300 метров, и оно занимает собой весь порт. Меня, человека, выросшего вдали от моря, такие масштабы повергли в шок. На сайте Морского вокзала города Владивостока публикуют расписание захода таких судов на год вперед.

Корабельная набережная

Если пойти от Морского вокзала по виадуку на север (улица Нижнепортовая), то за 10 минут можно дойти до самого туристического места города — корабельной набережной. Прогуливаясь вдоль берега мыса Золотой Рог, можно за несколько часов ознакомиться с самыми значимыми памятниками города и многое узнать об истории основания восточного форпоста страны.

В самом начале набережной меня встретил памятник Борцам за власть Советов — нерушимый символ города, который мне доводилось видеть на всех открытках и магнитах, привезенных из Владивостока. В центре площади возвышается бронзовый боец Народной революционной армии. Скульптуры по краям от него посвящены революции 1917 года и партизанским отрядам, сражавшимся с Японией в 1922 году.

Сама площадь стала излюбленным местом скейтбордистов. А по выходным я нередко наблюдала раскинутые вокруг памятника палатки — на площади все лето проходят продуктовые ярмарки, где можно приобрести фермерские продукты.

Тихоокеанский флот


Напротив площади Борцов за власть Советов на пристани бухты Золотой Рог, можно увидеть часть тихоокеанского флота. В военной технике я не разбираюсь, но смело могу сказать, что зрелище впечатляет даже искушенного зрителя. Во всей красе суда и подводные лодки тихоокеанского флота можно увидеть на праздновании дня ВМФ.

Ансамбль мемориала славы Тихоокеанского флота

Через 30 метров, у причала №33 возвышается 14-метровый обелиск с якорями в основании. Именно на этом берегу бухты Золотой Рог в 1960 году высадился прапорщик Комаров. Совсем рядом, на вечной стоянке, можно увидеть памятник-корабль «Красный вымпел». Напротив — поставленную на постамент подводную лодку С-56. Здесь горит Вечный огонь и находятся памятные плиты с именами погибших в Великую Отечественную войну. На площади я насчитала еще как минимум три памятника: Солженицыну, морякам-подводникам и адмиралу советского флота Кузнецову.


Пройдясь дальше по набережной, я встретила на своем пути еще несколько мемориалов погибшим морякам и памятников в честь великих людей и значимых событий жизни Владивостока, коих было немало. В 2012 году, в рамках подготовки к саммиту на острове Русский, территорию набережной увеличили почти в два раза, и сейчас она заканчивается детским городком и местом для катания на роликах и велосипедах.

Экология

Как бы прискорбно ни звучало, но за всем величием бухты Золотой Рог скрывается настоящая экологическая катастрофа. В 2013 году ее акватория получила статус самой грязной в России. И не безосновательно. Мне не раз приходилось видеть масляные пятна на поверхности воды, а уж про плавающие бутылки и прочий мусор вообще не стоит говорить. На дне бухты лежит годами копившийся токсичный ил, сюда же сливается городская ливневая канализация и нефтесодержащие воды с кораблей. Кроме того, здесь расположено сразу три порта, а выбросы ТЭЦ еще больше усугубляют обстановку.

Сотрудники лаборатории сходятся во мнении, что воды Золотого Рога уже невозможно привести к первоначальному состоянию. Несколько последних лет экологи работают над программой, которая смогла бы привести бухту в удовлетворительный вид, но финансирования катастрофически не хватает.


Бухта Золотой Рог — это морские ворота города. Во время своего путешествия по городу Владивосток я, как и многие местные жители, любила приходить сюда каждый день. И это место всегда удивляло меня разнообразием. Бывает, приходишь полюбоваться утром на город и сопки, а все вокруг окутано туманом, стоит штиль. В такие моменты я не раз слышала, как играют «Зорьку» на кораблях. Если повезет, можно застать прибытие круизного лайнера, а потом долго сидеть на набережной и смотреть, как буксиры его разворачивают. Вечером вся бухта в огнях. Машины бегут над водой, по дороге, как будто по воздуху. И как город раньше обходился без нового моста?

Когда я смотрю на Золотой Рог, я не вижу грязи или ржавчины от пароходов, я вижу прекрасный город Владивосток. Бухта стала не только главным местом отдыха, но и источником развития и работы. Сочетание мировой торговли и военной мощи делает это место поистине грандиозным. Мне не хочется верить, что деятельность человека сделала воды и природу вокруг умирающей. Когда я вернусь сюда в следующий раз, то обязательно увижу вокруг бухты Золотой Рог цветущий и преуспевающий город.

В наши дни

Разглядывая карту города Владивостока, трудно не заметить, что бухта на самом деле по своей форме напоминает рог. Вдоль всего побережья проходит линия железной дороги, а с берега на берег перекинут современный вантовый мост. Именно в этом районе сосредоточена жизнь и находится исторический центр города. Прогулки по длинным набережным бухты стали для меня любимым занятием во Владивостоке.

Мосты через бухту Золотой Рог в Стамбуле

Берега бухты Золотой Рог соединяют четыре моста. Мост Ататюрка объединяет районы Бейоглу и Фатих. Его открыли в 1973 году. В длину мост достигает 1560 метров. Он находится на четвертом месте в Европе и на седьмом месте в мире в списке наиболее длинных мостов. Высота его составляет 64 метра, а ширина — 33 метра. Пешеходной зоны на нем нет, а за проезд нужно платить. Халич соединяет районы Сарыер и Фетих. По нему проложена линия метро. Длина моста равна 936 м, а ширина — 12 м. По бокам от железнодорожной колеи обустроены пешеходные дорожки.

Галатский мост

Старый Галатский мост был возведен из дерева и после сильнейшего пожара в конце 20 века серьезно пострадал. Было принято решение отбуксировать оставшиеся целые части, а на его месте соорудить новый Галатский мост. Он представляет собой разводной двухуровневый мост, соединяющий районы Эминёню и Каракёй. На нижнем этаже расположены рестораны. Эта часть моста предназначена исключительно для пешеходов.

Галатский мост

На верхнем ярусе оборудовано три полосы дорожного полотна для наземного транспорта и одна — для скоростного трамвая. Галатский мост облюбовали местные рыбаки, которые обосновались на пешеходной зоне верхнего этажа. И в зной, и в жару они рыбачат там с утра до ночи. Туристы могут тоже порыбачить, при необходимости можно взять удочку напрокат. А свежий улов с удовольствием приготовят в ресторанах, расположенных на нижнем этаже моста.

Что посмотреть

Бухта Золотой Рог прекрасна сама по себе. Можно часами гулять по набережной и наслаждаться окружающей природой. По заливу курсируют небольшие паромы и яхты, которые предлагают увлекательные экскурсии. С бухты открывается изумительный вид на великолепные дворцы, величественные мечети и синагоги, средневековые постройки, а также шумные улицы и живописные парки.

Небольшие паромы и прогулочные яхты

С парома прекрасно видны укрепления на берегу античного Константинополя. За ними возвышается церковь Богоматери Влахернской. Незабываемое впечатление производят Девичья башня, железная церковь Святого Стефана и древний храм Святой Федоры. В основном экскурсии длятся на протяжении двух часов, и этого времени вполне достаточно, чтобы рассмотреть все окрестности бухты.

Также в районе бухты есть много достопримечательностей, которые привлекают внимание гостей Стамбула. С северной стороны находится потрясающий парк «Миниатюрк», который расположен под открытым небом. С западной стороны гордо возвышается величественный дворец Топкапы. Особенно поражает Галатская башня — гордость и символ Стамбула. Недалеко от бухты раскинулся комплекс Сулеймание, включающий знаменитую на весь мир мечеть с роскошными садами, шикарным рестораном и террасой, с которой открывается восхитительный вид на бухту Золотой Рог.

Разводной метромост

Экскурсии по бухте

Для жителей приморья и туристов организованы небольшие частные экскурсии по бухте Золотой Рог. Летом они проводятся каждый день. Записаться можно в здании Морского вокзала или в районе 30-го причала, который находится напротив площади Борцов за власть Советов. На такую экскурсию я попала, случайно проходя мимо. На небольшом прогулочном катере оставались места, и я без проблем приобрела билет прямо на месте. А уже через 20 минут мы отчалили.


Стоимость двухчасовой прогулки по воде в сезон варьируется от 1 до 1,5 тыс. рублей. Детский билет стоит от 700 рублей. Экскурсия включает в себя прогулку по акватории бухты Золотой Рог. Гид рассказал много интересных фактов из жизни города и о строительстве Золотого моста. А также мы прошли вдоль Морского и рыбного порта, полюбовались на Токаревский маяк и снова вернулись на Корабельную набережную.

Экскурсией я осталась довольна, хоть и успела изрядно замерзнуть — даже летом температура над водой намного ниже, чем на берегу. К счастью, на катере были пледы и возможность попить горячего чая. Рекомендую посетить подобную экскурсию всем, кто неравнодушен к морю и истории города Владивосток.

История

Много веков назад жители китайского поселения, обитавшего на этих берегах, называли бухту Хайшенвей, что означало «место, где водится трепанг». Позднее пришли англичане и окрестили ее в честь капитана корабля Мэя Фрэнсиса — Порт Мэй. Лишь в 1859 году Николай Муравьев-Амурский дал бухте имя «Золотой Рог», которое и сохранилось по сей день.

Изначально это было дикое место — на берегах росли дубравы, а в их тени скрывались полосатые шкуры тигров. С приходом на восточные берега русских набережную искусственно расширили и укрепили берега. Бухта Золотой Рог стала одной из ключевых пристаней в этих краях.

Читайте также: