Какой дворцово парковый ансамбль является памятником так называемой русской готики

Обновлено: 05.07.2024

Готика в архитектуре российских городов встречается намного чаще, чем мы привыкли думать. Многие из этих зданий стали визитными карточками не только своего города или региона, но и всей страны. Это не преувеличение. В этой статье десятка самых узнаваемых зданий России, вдохновленных формами готики.

Большой дворец усадьбы Царицыно, Москва. Фото: @muzalevsky.photo Большой дворец усадьбы Царицыно, Москва. Фото: @muzalevsky.photo

Усадьба Царицыно

Царицыно – единственный в Европе дворцово-парковый комплекс среди монарших резиденций, полностью спроектированный в готическом вкусе. Усадьба строилась по велению императрицы Екатерины II с 1776 по 1796 годы сначала архитектором Василием Баженовым, затем Матвеем Казаковым, но Большой дворец так и остался незавершенным. Его воссоздадут только в 2007 году.

Комплекс музея-заповедника включает также Хлебный дом, кавалерские корпуса, мосты, ворота, башню-руину – всего более дюжины построек. Это любимое место отдыха многих москвичей и одна из самых популярных достопримечательностей у туристов.

Кафедральный собор в Калининграде. Фото: Максим Смоляк Кафедральный собор в Калининграде. Фото: Максим Смоляк

Кафедральный собор в Калининграде

Домский собор Богоматери и Святого Адальберта или Кафедральный собор Кёнигсберга был построен в 1333-1380 годах. Первоначально главный католический храм города с началом Реформации стал уже лютеранским кафедральным собором.

После разрушительной английской бомбардировки 1944 года из внутреннего убранства сохранились лишь несколько эпитафий и скульптура герцогини Доротеи . Уцелела и могила философа Иммануила Канта в восточной части собора. Собор был восстановлен в начале 2000-х, службы здесь не проводятся, но действуют евангелическая и православная часовни, а также музейная экспозиция и органный зал.

Никольская башня Московского Кремля. Фото: Александр Сенин Никольская башня Московского Кремля. Фото: Александр Сенин

Никольская башня Кремля

Никольскую башню Московского кремля хотя бы по телевизору видел каждый россиянин. Не спутает ее и любой иностранец, отправляющийся в Россию. Именно через ворота Никольской и Спасской башен в город входило ополчение Минина и Пожарского. С 19 века это единственная кремлевская башня, имеющая готический декор. Такой облик башня получила после реконструкции в 1806 году по проекту архитекторов Луиджи Руска и Алексея Бакарева. После пожара Москвы 1812 года башня восстановлена с незначительными изменениями.

Сооружение примечательно ажурным белокаменным декором поверх кирпичной кладки, а название башни и популярной пешеходной улицы напротив связаны с образом Святого Николая, размещенного над воротами.

Торговый дом Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Москва, ул. Петровка, 2. Фото: Артём Нойер. Торговый дом Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Москва, ул. Петровка, 2. Фото: Артём Нойер.

ЦУМ – пожалуй, самый известный торговый центр России и продолжатель традиций знаменитого торгового дома «Мюр и Мерилиз». Именно шотландские владельцы с 1892 года приучали нас к таким новшествам как фиксированные цены, летние распродажи, каталоги и доставка товаров по стране. Универсам был невероятно популярен. Даже в романе Булгакова «Собачье сердце» ошейник Шарику покупали именно у «Мюра».

В 1908 году здание реконструировали, пригласив лучших специалистов – архитектора Романа Клейна и инженера Владимира Шухова. Внутри появились новомодные железобетонные перекрытия, а на фасаде готические орнаменты, башенки, розетка на фронтоне. Советское переименование в «Мосторг» не прижилось, а вот Центральный универсальный магазин снова вошел в историю.

Ласточкино гнездо

Дворец-замок Ласточкино гнездо на живописном мысе Ай-Тюдор – главный открыточный вид Крыма. Миниатюрный замок на манер средневековых построек в долинах Рейна был выстроен в 1912 году по проекту архитектора Александра Шервуда.

Заказчиком строительства стал нефтяной магнат барон Павел Штейнгель. Как и многие знатные особы барон приобрел землю под строительство виллы для летнего отдыха. Ласточкино гнездо выделяется неповторимым готическим профилем. Сейчас это музейный объект, здание находится на реставрации.

Чесменская церковь, г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12. Фото: А. Востриков Чесменская церковь, г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12. Фото: А. Востриков

Чесменская церковь в Петербурге

Православная церковь во имя Святого Иоанна Предтечи была построена в 1778 году по проекту придворного архитектора Юрия Фельтена. По преданию, Екатерина II получила известие о разгроме турецкого флота в Чесменском сражении, проезжая по Московскому шоссе близ Петербурга. На том же месте императрица велела заложить церковь – ее второе название Чесменская, а бывшая окраина сейчас район метро Московская, недалеко от центра.

Церковь произвела большое впечатление в светских кругах – у нее даже появилось несколько копий . В советское же время здесь разместили архив, а позже Военно-морской музей «Чесменская победа». В память о сражении 7 июля (1770) до сих пор значится на календаре как День воинской славы России. А Чесменская церковь возвращена верующим и отреставрирована.

Дом Севастьянова

Дом Севастьянова – визитная карточка Екатеринбурга. Здание в центре города получило готическое убранство в 1866 году по заказу коллежского асессора Николая Севастьянова. Проект разработал архитектор Александр Падучев. В 1874 году чиновник получил должность в столице, а здание приобрели в казну для размещения Окружного суда. В советское время здесь находился Дом профсоюзов.

После реставрации здание служило резиденцией президента России на саммите ШОС (2009), здесь же проходил саммит Россия – ЕС (2013). Профиль здания изображен на серебряной монете Банка России (2008). В 2018 году дом Севастьянова наряду с Кафедральным собором Калининграда стали одним из официальных символов Чемпионата мира по футболу в России.

Владимирская церковь в Быково, Подмосковье. Фото: @nedlosster Владимирская церковь в Быково, Подмосковье. Фото: @nedlosster

Владимирская церковь в Быково

Церковь Владимирской иконы Божьей матери в подмосковном селе Быково – шедевр ранней русской неоготики. Храм был воздвигнут в 1782-1789 годах в имении сенатора и московского губернатора Михаила Измайлова в память об усопшей супруге Марии. Авторство приписывают архитектору Василию Баженову. Отдельно стоящая колокольня по проекту архитектора Ивана Таманского была достроена в 1883 году.

Многие детали храма нетипичны для Православия. Овальная планировка, башни у входа, кирпичные стены, отделанные «подольским мрамором» (известняк с берегов Москвы-реки), барельефы с образами четы Измайловых, стрельчатые окна и шпили. Церковь двухэтажная – в отдельный верхний престол ведет шикарная лестница. Необычная церковь часто попадает в списки самых интересных и инстаграмных мест Подмосковья.

Комплекс банка С.М. Рукавишникова, Нижний Новгород. Фото: Андрей Абрамов Комплекс банка С.М. Рукавишникова, Нижний Новгород. Фото: Андрей Абрамов

Здание банка Рукавишникова

Без остроконечного профиля здания торгово-промышленного комплекса Сергея Рукавишникова трудно представить панораму набережной Волги в Нижнем Новгороде. Здание было выстроено в 1916 году по проекту самого «короля модерна» Федора Шехтеля – это одно из последних творений архитектора в готических формах. Здесь размещались банковские конторы сталелитейного магната.

В советское время здание занимала швейная фабрика «Маяк». В 2018 году дом передали на баланс Нижегородского государственного историко-архитектурного заповедника. Памятник находился в аварийном состоянии. Долгожданную реставрацию планировалось завершить в марте текущего года, но работы затянулись.

Католический костел Пресвятого сердца Иисуса, г. Самара, ул. Фрунзе, 157 А. Фото: Вадим Кондратьев Католический костел Пресвятого сердца Иисуса, г. Самара, ул. Фрунзе, 157 А. Фото: Вадим Кондратьев

Польский костел в Самаре

Римско-католическая церковь Пресвятого сердца Иисуса была возведена в 1902-1906 годах по проекту академика архитектуры Фомы Богдановича-Дворжецкого на пожертвования польской общины. Параллельно в те же годы архитектор проектировал собор Непорочного зачатия в Москве. Здание с изящными башнями со шпилями высотой 47 метров воплощает дух средневековой пламенеющей готики. Храм был закрыт и разграблен большевиками, в 1941 году в его стенах открыли краеведческий музей.

Полвека спустя церковь вернули верующим, а здание включили в список федеральных памятников. В 2017 году была проведена масштабная реставрация. Костел является одним из символов Самары – его изображение неизменно присутствует на сувенирах от магнитиков до местных шоколадных конфет.

Если вы увидели какие-то из этих зданий впервые, то это хороший повод пополнить свой чек-лист путешествий по России ;)

Нежная готика: изучаем Кавалерские корпуса в «Царицыне»

История Царицына начинается в 1775 году. Екатерина II, проезжая по территории поместья Черная Грязь князя Сергея Кантемира, была так очарована местными красотами, что незамедлительно выкупила эти земли.

В том же 1775-м государыня поручила придворному архитектору Василию Баженову создать проект новой подмосковной увеселительной резиденции, пожелав, чтобы строения были в готическом или мавританском вкусе. Баженов предложил проект, сочетающий в себе готику, классицизм, московское барокко и древнерусскую архитектуру. Сам мастер называл стиль Царицына «нежной готикой». Уже в 1776 году началось строительство ансамбля. Среди первых зданий был заложен Третий кавалерский корпус.

Архитектура дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно располагается на холмистой местности, пересеченной оврагами. Более подробно расположение всех его достопримечательностей можно наблюдать на схеме, расположенной перед Большим дворцом.

дворцово-парковый ансамбль царицыно, москва

Большой дворец

Большой дворец является центральной композицией дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Здание дворца является трехэтажным. Как и для большинства построек в Царицыно ему характерно сочетание красного кирпича и белого камня. При этом очень эффектно на их фоне смотрятся крыша и башни зеленоватого цвета.

царицыно, дворец, усадьба

дворцово-парковый ансамбль царицыно, москва

Хлебный дом

дворцово-парковый ансамбль царицыно, москва

дворцово-парковый ансамбль царицыно, москва, хлебный дом

Арка-галерея

Между Большим дворцом и Хлебным домом размещается Арка-галерея. Это декоративное сооружение, которое не несет на себе никакой функциональной нагрузки. На мой взгляд Арка-галерея отлично вписывается в архитектурную композицию. Помимо этого на ее фоне можно сделать отличные фото.

Кавалерские корпуса

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно богат загадками. Одной из таких загадок является предназначение трех Кавалерских корпусов. По одной из гипотез они предназначались для царской свиты и слуг. Но достоверно это не известно в связи с тем, что архивные документы не сохранились. По этой причине сегодня их название является условным.

Царицыно, парк, дворец, москва

Фигурный мост

Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова. Интересно то, что он практически на подвергся разрушению. Задумывался мост как второй парадный въезд на территорию Царицынской усадьбы. Но в настоящее время является украшением главной аллеей, ведущей к дворцовому комплексу.

фигурный мост, царицыно, парк, москва

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» заметно выделяется на фоне других построек в Царицыно. И это не удивительно, поскольку храм находился на территории Царицыно до создания дворцово-паркового комплекса. Тем не менее архитектор Василий Баженов решил включить его в архитектурный ансамбль Царицына. Храм был возведен в 1722 году по заказу Дмитрия Кантемира, бывшего владельца этих мест. Однако впоследствии был полностью перестроен по воле Матвея Дмитриевича Кантемира в 1759-1765 годах.

храм иконы божией матери, царицыно, москва

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно: режим работы

Со вторника по пятницу с 10:00 до 18:00
Суббота 10:00-20:00
Воскресенье 10:00-19:00

Что касается светомузыкального фонтана в Царицынском парке, то он работает с мая по октябрь ежедневно с 9.00 до 23.00 часов. А его подсветка работает с 21.00 до 23.00 часов.

Где находится и как добраться в дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно находится на юге Москвы. Расположение в черте города является, на мой взгляд, большим плюсом. Между прочим этим отличается Царицыно от дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга, которые находятся в его пригородах. Посмотреть на ансамбль и поближе познакомиться с его историей, можно отправившись на экскурсию. Например на Трипстере можно найти сразу несколько программ на любой вкус и кошелёк.

Царицынский пейзажный парк и пруды

Сейчас Царицынский парк выглядит весьма благоустроенным. Произошло это благодаря восстановительным работам в ходе реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Сразу после входа в центральные ворота моему взору предстали множество дорожек, фонарей и лавочек.

царицыно, парк, москва

Следуя по дорожке от центрального входа я подошла к Среднему пруду Царицынского парка.

дворцово-парковый ансамбль царицыно, москва, фонтан

Он появился лишь в 1980 годы после сооружения дамбы. Она разделила Нижний пруд на две части. Однако в состав дворцово-паркового ансамбля Царицыно входят лишь Верхний и Средний пруды. Они определяют его границы. Между этими прудами построена плотина, которая является крупнейшей из сохранившихся исторических плотин Царицына. Со стороны Среднего пруда она выглядит как трехарочный мост.

царицыно, парк, плотина, пруды

В настоящее время по плотине проходит главная аллея музея-заповедника Царицыно.

дворцово-парковый ансамбль царицыно, москва

Но вернемся к Среднему пруду. Дело в том, что на нем располагается главная современная достопримечательность дворцово-паркового ансамбля Царицыно, а именно светомузыкальный фонтан. Он был открыт в 2007 году ко Дню города. Струи фонтана могут подниматься на высоту до 15 метров. Кроме того, фонтан способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. Конечно этот фонтан вряд ли может конкурировать с фонтанами Петергофа, но равнодушным он уж точно никого не оставит.

царицыно, парк, фонтан

Находится фонтан в заливе искусственного острова-подковы. Мне очень понравилось как оформлена вся композиция с фонтаном. Особенно впечатлили симпатичные мостики. Они протягиваются от острова к двум противоположным берегам.

дворцово-парковый ансамбль царицыно, фонтан, москва

Верхний пруд считается самым красивым во всем каскаде Царицынских прудов. С плотины можно увидеть причал со сфинксами возле пруда.

царицыно, парк, пруды

Но пожалуй главной достопримечательностью Верхнего пруда является Птичий остров. Предполагается, что этот искусственный остров был создан для разведения водоплавающих птиц.

История дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Строительство было осуществлено к 1785 году. Уникальный дворцово-парковый ансамбль Царицыно состоял из 17 построек. В их числе входило 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством. На территории располагались постройки для придворных, домики для прислуги, павильоны. Дополняли архитектурный ансамбль различные корпуса и прочие сооружения и мосты. Но после посещения Царицыно Екатериной II был вынесен вердикт, что здесь невозможно жить. Императрица посчитала дворцовый комплекс слишком мрачным и тесным.

Таким образом, Василий Баженов был отстранен от строительства, а новым архитектором назначен его ученик Матвей Казаков. Все постройки были разобраны и началось новое строительство. Но работы так и не были завершены. В 1796 году скончалась императрица Екатерина II, а в 1797 году император Павел I, вступивший на престол, подписал указ о прекращении работ. После этого усадьба быстро стала приходить в упадок, а дворцы разрушаться и покрываться мхом. Несколько раз предпринимались попытки реставрировать усадьбу, но по настоящему это удалось сделать только в ходе реконструкции в 2005-2007 годах. Восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно сразу же стал излюбленным местом прогулок горожан и гостей города.

Особенности дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно можно по праву назвать уникальным архитектурным творением. Дело в том, что строительство усадьбы в Царицыно стало, пожалуй, самым затянувшимся долгостроем в истории России. Ведь потребовалось более двух веков, чтобы усадьба обрела наконец-то свой окончательный облик.

царицыно, дворец, усадьба

Восьмигранник, неудавшаяся баня и мини-гостиница

Первый и Второй кавалерские корпуса были построены Василием Баженовым на несколько лет позже, в 1784–1785 годах. Первый представляет собой небольшой одноэтажный павильон г-образной формы с тремя комнатами внутри. Намного более интересна планировка второго корпуса. Это восьмигранник, комнаты которого не только связаны с центром, но и соединены между собой по периметру угловыми помещениями.

Здесь все соткано из парадоксов: Царицыно – это фантастическая архитектура и драматичная история, царская резиденция, в которой не жили цари, самый яркий образец «русской готики» и самый затянувшийся долгострой – работы по созданию дворца продолжались с переменным успехом больше 200 лет. Но и результат потрясающий – волшебная сказка, воплощенная мечта, фантазия, каприз.


Строительство подмосковной императорской резиденции началось в 1776 году – сразу после того, как Екатерина II выкупила эти земли у князей Кантемиров. Главным архитектором назначили знаменитого Василия Баженова, и почти все сооружения комплекса построены по его проектам – мосты, дворцы и павильоны. Кроме главного здания – Большого дворца.


Современный Большой дворец – третий вариант этого сооружения. Главный корпус, состоявший из трех частей, строили по проекту Баженова 10 лет. То, что получилось, не понравилось Екатерине II: она уволила архитектора, приказала снести практически законченную постройку и возвести новый дворец под руководством другого зодчего – Матвея Казакова.


Но тут начали кончаться деньги, и Казаков был вынужден изменить свой первоначальный проект: понизить здание на один этаж и упростить декор. После смерти Екатерины стройка остановилась, и проект Казакова тоже не воплотился в жизнь. К началу XX века Царицыно окончательно превратилось в руины, и лишь в 2007 году, после реконструкции, длившейся более 20 лет, Большой дворец стал таким, каким мы видим его сегодня.


Мы шли к дворцу со стороны парка, поэтому не сразу увидели его во всем великолепии: из зарослей деревьев постепенно выступают башни с колоннами, галерея со стрельчатыми арками и высокие крыши со шпилями.


Это и есть «русская готика» - архитектурная фантазия, подражание готическому стилю в деталях, но не в принципах построения зданий. Баженов и Казаков заимствуют понемногу отовсюду: красный кирпич и острые шпили у готики, стрельчатые окна – у английской неоготики, украшения из белого камня – у нарышкинского барокко, колонны и симметрию – у классицизма. Удивительным образом столь разнородные элементы складываются в гармоничное целое.


«Русская готика» сочетает в себе лучшие черты оригинальных стилей: готическую изящность и устремленность вверх, кружевную легкость нарышкинского барокко и ясность классицизма. Видимо, поэтому грандиозный Большой дворец не выглядит таким массивным, как Екатерининский дворец в Царском Селе, с которым его нередко сравнивают.


Другие сооружения дворцового ансамбля не поражают размахом, но не уступают главному корпусу в красоте и изяществе. У Виноградных ворот с Большим дворцом соседствуют Средний (Оперный дом) и Малый – полукруглое здание с вензелем Екатерины.




По замыслу Баженова, Большой дворец окружали семь павильонов – небольших домиков, выдержанных в стиле «нежной готики». Четыре павильона были разобраны еще в XVIII-XIX веках, три сохранились до наших дней. Кавалерские корпуса предназначались для царской свиты и слуг.




Границы дворцового комплекса очерчивают ворота и мосты, а самым первым сооружением Царицына стал Фигурный мост – парадный въезд в резиденцию и одно из лучших произведений Баженова.




У входа со стороны парка возвели Фигурные (Виноградные) ворота.


С восточной стороны к Большому дворцу примыкает декоративная галерея с воротами, соединяющая его с Хлебным домом (кухонным корпусом).


Еще одно произведение искусства – Большой мост через овраг со стрельчатыми арками и ажурными розеттами.



Павильоны, мосты и дворцы украшены многочисленными масонскими знаками – Царицыно нередко называют архитектурным справочником масонской символики XVIII века и даже планировку ансамбля считают зашифрованным посланием, разгадать которое, впрочем, так и не удалось. По одной из версий, именно связь с Баженова с масонами стала причиной его опалы.



10 лет назад долгая и трудная история этих прекрасных мест подошла к логическому завершению, времена разрухи и запустения закончились, и в начале XXI века Царицыно превосходит все ожидания, поражает воображение, приводит в восторг – как и задумывалось 200 с лишним лет назад.

дворцово-парковый ансамбль царицыно, москва

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно является одной из важнейших туристических достопримечательностей Москвы. После стандартного посещения Красной площади, Старого Арбата и Воробьевых гор я отправилась изучать Москву именно в Царицыно. И пожалела я лишь о том, что не приехала сюда в первую очередь. Дело в том, что расположенная в Царицыно усадьба, просто завораживает красотой своей псевдоготической архитектуры. А окружающий усадьбу Царицынский парк и пруды являются излюбленным местом для прогулок не только у туристов, но также и у москвичей. И это вполне понятно, ведь здесь есть на что посмотреть и где погулять. Многовековые деревья в сочетании с архитектурными постройками только часть достопримечательностей Царицыно. Парк привлекает множество посетителей наличием красивейшего светомузыкального фонтана. Кроме того дворцово-парковый ансамбль Царицыно определенно порадует любителей музеев большим количеством выставок и экспозиций.

Третий, он же первый

Интересно, что Третий кавалерский корпус был построен первым из трех — в 1776–1779 годах. Впрочем, порядковые номера здесь не особенно важны, ведь свои современные названия здания получили лишь во время паспортизации 1947 года. До этого в разных документах они фигурировали как «малый домик», «дом для официантов», «дом неизвестной» и так далее.

Третий кавалерский корпус представляет собой одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами и скругленными внешними углами. Его украшает изящная башенка-бельведер. Внутри находится круглый зал, одна часть которого, по замыслу Баженова, выступает наружу и образует полуротонду.






Корпус расположен на высоком живописном мысу между Нижним Царицынским прудом и Большим оврагом. Для Екатерины II это строение имело особое значение, она лично вносила правки в чертежи Баженова. Возможно, это связано с тем, что во время своего первого визита в Царицыно именно с этого места императрица любовалась фейерверками. В своем письме государыне от 8 октября 1778 года Баженов докладывал: «Возведена и кончена башня на доме, что последний к церкви, на месте, откуда сматривали фейерверк».

Ф. Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763 год

В 1785 году Екатерина II назначила новым архитектором своей резиденции ученика Баженова Матвея Казакова. Формальным поводом для замены стал тот факт, что строения показались императрице слишком тесными, но многие современники считали, что Екатерина просто хотела отстранить Баженова. О возможных причинах опалы историки спорят до сих пор. Одна из популярных версий гласит: некогда любимый зодчий разгневал Екатерину тем, что прошел обряд посвящения в масоны и якобы получил задание от вольных каменщиков сблизиться с цесаревичем Павлом. Впрочем, Павел Ермолов считает эту легенду безосновательной.

«Я думаю, что к 1785 году представления Екатерины о самой себе, русской монархии и о том, что нужно народу, сильно изменилось, — подчеркивает искусствовед. — И этот дворцовый комплекс, который состоял из отдельных корпусов, наверное, уже не отвечал ее представлениям о величии российской монархии. Поэтому она предложила Казакову создать единый большой дворец», — отмечает он.








После смерти императрицы в 1796 году строительство резиденции и вовсе прекратилось, однако Третий кавалерский корпус, в отличие от многих построек, активно использовался. В начале XIX века, когда Царицыно превратилось в популярное место для загородных прогулок, его переоборудовали в гостиницу с трактиром.

С 1872 года коллежский советник Иван Давидов арендовал корпус и использовал его как дачу. При нем планировка сильно изменилась: главный вход перенесли, лестницы заложили, снаружи пристроили большую террасу.

«Здание использовалось в XIX и ХХ веках под различные нужды. Это все, конечно, повлекло искажение в планировке, утрату первоначального внешнего вида, пропала башня, опорные столбы, на которых она стояла, своды, овальные купола», — говорит Павел Ермолов.



В середине 1920-х годов Царицыно переходит в ведение Главнауки, и в 1927 году в Третьем кавалерском корпусе открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Здесь можно было увидеть коллекции баженовских чертежей, предметы дворянского быта и находки из курганов вятичей. Музей пользовался большой популярностью. В 1930-е на волне коллективизации характер экспозиции сильно изменился и стал тяготеть к сельскому хозяйству. Место утратило былую популярность, и в конце концов музей закрыли. В последующие годы в здании располагались Дом культуры и другие учреждения.

В 1988 году под руководством Владимира Либсона и Изольды Рубен был разработан проект реставрации корпуса. Долгое время его не удавалось воплотить из-за того, что были утрачены очень многие элементы. Реставрацию наконец провели в 1998–2003 годах. Специалисты восстановили планировку, утраченные своды, башню-бельведер, парапеты.


Сейчас в корпусе располагается экспозиция «Дачное Царицыно». Это дань периоду, когда Царицыно было престижным дачным поселком. Во второй половине XIX века некоторые дворцовые постройки сдавали в аренду, также как и земельные участки под строительство. Среди царицынских дачников и их гостей было немало известных личностей. Здесь отдыхали изобретатель Дмитрий Езучевский, археолог Алексей Орешников, историк Иван Забелин.

Фотография предоставлена пресс-службой музея-заповедника «Царицыно»

На престижной Покровской стороне, от которой сегодня сохранилась лишь структура улиц, сразу шесть участков занимала дача председателя I Государственной думы Сергея Муромцева. Его племянница впоследствии стала женой Ивана Бунина. В Новом Царицыне жила семья известного купца Василия Аршинова, который разбил парк, частично сохранившийся до наших дней. Гостями царицынских дачников были философ Владимир Соловьев, поэты Федор Тютчев и Алексей Плещеев, писатели Леонид Андреев, Иван Бунин и Андрей Белый, композитор Петр Чайковский, певец Леонид Собинов, художники Константин Коровин, Станислав Жуковский и многие другие.

Читайте также: