Какого цвета тормозная жидкость дот 4

Обновлено: 05.07.2024

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от тормозных колодок, но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость. Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.


Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

Тормозная жидкость ДОТ 4 меняется каждые 2 года; ТЖ ДОТ 3 через 1,5 года; жидкость ДОТ 5 подлежит замене каждые 5 лет; ДОТ 5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях её могут менять и чаще. Также, сроки службы жидкостей, во многом зависят, от региона проживания, и в местах с высокой влажностью воздуха, ТЖ значительно быстрее утратит свои технические свойства.

Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера измеряющего процент воды, накопленной в жидкости. Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

Фактором, определяющим когда менять тормозную жидкость, является показатель влажности.

Состояние тормозной жидкости по цвету

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Как по цвету понять, что тормозная жидкость нуждается в замене?

Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость стареет и теряет свои рабочие свойства.

  1. Потемнение без потери прозрачности. Связано подобное изменение цвета с вырабатыванием основы и присадок, а также с насыщением влагой. Если жидкость только потемнела, но не потеряла некоторой прозрачности, и в её объёме нет видимых инородных вкраплений – скорее всего, её можно ещё эксплуатировать. Точнее узнать получится только после анализа специальным прибором: тестером тормозной жидкости, который определит процентное содержание воды.
  2. Потеря прозрачности и появление в объёме мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков. Это явный признак, что тормозная жидкость выработалась до предела и её придётся поменять. Даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость надо заменить. В противном случае в системе могут появиться проблемы, так как тёмный цвет и разнородные включения говорят об износе присадок.

цвет тормозной жидкости dot 4

Даже если тормозная жидкость по цвету кажется ещё нормальной, но срок её эксплуатации превысил 3 года для гликолевых и 5 лет для силиконовых основ – нужно производить замену в любом случае. За этот срок даже самые качественные варианты напитаются влагой и потеряют смазочно-защитные свойства.


Современный автолюбитель привык, что тормозная жидкость почти бесцветная или с некоторым желтоватым оттенком. Именно такой мы видим её через полупрозрачные стенки бачка, установленного на главном тормозном цилиндре. А если вдруг она красная? Сейчас разберёмся!


Классификация тормозных жидкостей

Используемая сегодня классификация требований к тормозным жидкостям разработана специалистами Департамента транспорта США (DOT – сокращение от англ. U. S. Department of Transportation).

Основных классов четыре: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. В основе жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гликоли и полиэфиры, поэтому они, в принципе, взаимозаменяемы и их можно смешивать. Опуская подробности, скажем, что чем выше класс тормозной жидкости, тем выше температура её кипения, и, соответственно, тормозная жидкость лучше и дороже.

Жидкости DOT 5 — силиконовые, делаются на основе кремниево-органических полимеров. Такие жидкости не впитывают воду, не агрессивны к резине и металлам, не густеют при низких температурах, но обладают низкими смазывающими свойствами, что приводит к быстрому износу сальников. Её нельзя смешивать с жидкостями других классов.


Тормозная жидкость почти не имеет цвета. Фото: VOVAN-GRT /DRIVE2

До недавнего времени все перечисленные виды тормозных жидкостей, кроме DOT 5, выпускались почти бесцветными или чуть желтоватыми. Если вам в руки попадалась красная ТЖ — это была или БСК, или DOT 5. Недавно ситуация изменилась: компания «Тосол-Синтез» разработала совершенно новую высокотехнологичную рецептуру гликолевой тормозной жидкости и произвела замену текущей ROSDOT PRO DRIVE, соответствующей классу DOT 4, на совершенно новый продукт в прежней упаковке, но сама жидкость теперь красного цвета.

Было: красная тормозная жидкость для ретрокаров и спортивных автомобилей

Увидев ярко-красную тормозную жидкость, водитель со стажем не задумываясь скажет: «Похоже на БСК». В «Жигулях», которые начали выпускать в 1970 году, она уже не использовалась, но применялась в «Москвичах», «Волгах» и других машинах с барабанными тормозами, в том числе на грузовых.


БСК в оригинальной стеклянной бутылке. Фото: Bronehodchik /DRIVE2

Встретить БСК сегодня маловероятно, поэтому если вы видите красную тормозную жидкость, то чаще всего это DOT 5 — современная тормозная жидкость с самыми хорошими в сравнении с БСК характеристиками. Силикон, входящий в состав DOT 5, обеспечивает ей почти идеальные характеристики: низкую и очень стабильную вязкость, высокую температуру кипения, влагоотталкивающие свойства, химическую нейтральность и долговечность.

Впрочем, есть и «узкие места». В случае с DOT 5 проблемы могут возникнуть из-за того, что она не смешивается с водой: если в тормозной системе накопится влага, то она соберётся в капли воды, которые на морозе могут замёрзнуть и закупорить трубопроводы. Эта жидкость также способна насыщаться воздухом, поэтому для автомобилей с ABS она не рекомендуется. Её главное назначение — скоростные и спортивные автомобили.

Стало: красная тормозная жидкость подскажет, когда её нужно менять

В ассортименте тормозных жидкостей «Тосол-Синтез» появилась тормозная жидкость красного цвета класса DOT 4 — ROSDOT 4 PRO DRIVE. У неё высокая температура кипения, благодаря чему её можно рекомендовать тем, кто придерживается активного стиля езды с интенсивными ускорениями и торможениями. Низкая вязкость позволяет использовать её в автомобилях с ABS и ESP.

Благодаря синтетической основе ROSDOT 4 PRO DRIVE очень долговечна. Чтобы водитель не забыл её заменить, в неё вводится красный краситель, меняющий оттенок при закипании и старении присадок — теперь автолюбителю не нужно запоминать или записывать, когда меняли тормозную жидкость, достаточно время от времени обращать внимание на её цвет.


Краситель служит индикатором износа тормозной жидкости: в процессе эксплуатации — при закипании — жидкость обесцвечивается. Источник: «Тосол-Синтез»

Если обычная гликолевая тормозная жидкость поменяла цвет, но не помутнела и осталась прозрачной, это признак того, что содержащиеся в ней присадки выработались, а сама жидкость насытилась водой.

Изменение цвета и помутнение означает, что дополнительно к водонасыщению в жидкости присутствует взвесь частиц пыли и/или продуктов износа цилиндров. Также ТЖ может окрашиваться частицами сажи, выделяемыми из резиновых шлангов.

Если жидкость помутнела при хранении, значит, она либо просроченная, либо изначально некачественная.


Хорошо поработавшая ТЖ, слитая из системы: цвет и прозрачность говорят сами за себя — такую только менять. Фото: 88Maksimka /DRIVE2

В любом случае такую жидкость следует как можно скорее поменять. Ведь речь идёт не о каких-то «косметических» изменениях. Водонасыщение снижает температуру кипения жидкости: несколько интенсивных торможений подряд — и жидкость в тормозной системе может закипеть. Образующийся пар легко сжимаем, в результате машина остаётся без тормозов.

Температура замерзания при водонасыщении наоборот повышается. В сильный мороз вязкость ТЖ резко увеличивается, а это ведёт всё к тем же последствиям — тормоза перестают работать как положено.

Нужно помнить:

— используйте тормозную жидкость, рекомендованную автозаводом (см. сервисную книжку и/или сайт производителя);
— меняйте ТЖ в сроки, предусмотренные регламентом;
— разные типы смешивайте внимательно — доливать можно только жидкость того же или более высокого класса (а лучше не смешивайте, а меняйте);
— следите за цветом жидкости — изменение цвета и прозрачности говорит о том, что её пора менять.

Тормозная жидкость ROSDOT PRO DRIVE, соответствующая классу DOT 4, от «Тосол-Синтез» расфасовывается в фирменные флаконы оригинального дизайна по 455 г (на картинке) и 910 г, поэтому её легко отличить от аналогов. Средний срок службы составляет 5 лет; также можно ориентироваться на изменение её цвета. Фото: «Тосол-Синтез»

Состав и характеристики тормозной жидкости ДОТ-4

Тормозная жидкость DOT-4 на 98% состоит из полигликолей. Остальные 2% – присадки.

Важно понимать, что существует стандарт, регламентирующий состав тормозных жидкостей. Этот стандарт создан и поддерживается американским департаментом транспорта. И любая жидкость, вне зависимости от изготовителя, в теории должна соответствовать прописанным в стандарте характеристикам, если относит себя к семейству DOT. На практике это почти всегда так, как минимум для известных брендов.

Регламентируемых характеристик несколько. Во-первых, это база. База тормозной жидкости ДОТ-4 состоит из сложных спиртов, так называемых полигликолей. Эти спирты обладают хорошей смазывающей способностью, абсолютно несжимаемы, сохраняют работоспособность в среднем до –42°C и закипают при температуре не ниже +230°C. Также всем спиртам гликолевой группы свойственна гигроскопичность – способность поглощать из окружающей среды и растворять в своём объёме без осадка воду.

тормозной бачок

Во-вторых, это пакет присадок. Добавки повышают эксплуатационные свойства жидкости. Состав присадок также регламентирован. Причём как в качественном, так и в количественном отношении.

Это означает, что если вы приобретаете тормозную жидкость, маркированную DOT-4, то в ней гарантированно будет минимальный набор тех компонентов, которые обеспечивает её работу в обозначенных стандартом пределах.

Однако регламент допускает добавку сторонних компонентов или увеличение пропорции (не уменьшение), что может менять некоторые характеристики тормозной жидкости. Как правило, в лучшую сторону. Например, уменьшают низкотемпературную вязкость, повышают температуру кипения или делают жидкость менее восприимчивой к процессу поглощения влаги из атмосферы.

меняем тормозную жидкость дот-4

Нормальный цвет новой тормозной жидкости

Свежие тормозные жидкости классов DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1, созданные на гликолевой основе, прозрачные или имеют желтовато-коричневый оттенок. Причём этот цвет не всегда естественный. Гликолевые спирты бесцветны. Отчасти жидкости добавляют жёлтого оттенка присадки, частично сказывается краситель.

Тормозные жидкости классов DOT-5 и DOT-5.1/ABS обычно имеют красный или розовый оттенок. Это также не естественный цвет силиконов. Жидкости на основе силикона специально подкрашивают, чтобы водители их не спутали и не смешали с гликолевыми. Недопустимо перемешивание гликолевых и силиконовых тормозных жидкостей. Эти продукты различаются как по основам, так и по использованным присадкам. Их взаимодействие приведёт к расслоению на фракции и выпадению осадка.

цвета dot

Все тормозные жидкости, независимо от базы и добавленного красителя, остаются прозрачными. Наличие осадков или матового оттенка говорит о загрязнении или о произошедших химических преобразованиях. В этом случае заливать такую жидкость в бачок нельзя. Также при сильном переохлаждении жидкость может приобрести слегка белёсый оттенок и потерять в прозрачности. Но после оттаивания подобные изменения у качественных продуктов нейтрализуются.

Существует такой миф, что после нескольких циклов замораживания-размораживания тормозная жидкость может прийти в негодность. Это не так. Присадки и база подобраны таким образом, что даже после неоднократного падения температуры до отметки ниже –40°C, их разложения или деградации не происходит. Жидкость после оттаивания полностью восстановит нормальный цвет и свои рабочие свойства.

Гликоль и силиконы, применяемые при изготовлении тормозных жидкостей, являются хорошими растворителями. Поэтому присадки в них не выпадают в видимый осадок даже после длительного простоя без перемешивания. Обнаружили на дне канистры с тормозной жидкостью осадок – не заливайте её в систему. Скорее всего, у неё вышел срок годности, или она изначально была низкокачественная.

какого цвета должна быть тормозная жидкость

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающими свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.

Какую ТЖ лучше купить

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский "Castrol" – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская "Hi-Gear HG7044" – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На третьей позиции может с уверенностью оказаться "Mobil Brake Fluid DOT 4". Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска DОТ-4.

Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты. Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

тормозная жидкость дот 4 какая лучше

Тормозная жидкость класса ДОТ-4 распространена в современных автомобилях больше всех других вместе взятых. Поэтому возникает логичный вопрос: какая тормозная жидкость ДОТ-4 лучше и есть ли вообще между ними разница? Разберёмся вместе.

Технические характеристики ДОТ 4

Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Температура кипения тормозной жидкости

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

Зависимость вязкости тормозной жидкости DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 в зависимости от температуры

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться, хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается.


Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно. То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS, то ответ – однозначно нельзя! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

Из выше изложенного можно сделать вывод что:

  • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.
Смешивать DOT 4, DOT 3 и DOT 5.1 с силиконовой жидкостью DOT 5 категорически нельзя

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью. Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти невозможно. Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Краткий обзор производителей

Современный рынок изобилует предложениями тормозной жидкости класса ДОТ-4. Рассмотрим несколько известных продуктов в порядке возрастания стоимости, начиная с самых дешёвых.

  1. Дзержинский DOT-4. Стоит около 220-250 рублей за литр. Не закипает до температуры +260°C. Неплохо переносит отрицательные температуры, как минимум укладывается в стандарт. Однако не содержит в своём составе дополнительных компонентов, противостоящих впитыванию воды из окружающей среды. Требует обязательной замены через 2 года, независимо от интенсивности эксплуатации авто. Отлично подойдёт для классических моделей ВАЗ, устаревших иномарок или других авто с барабанными тормозами. Можно использовать и в более новых авто, но при этом важно следит за регламентом замены.
  2. Sintec Super DOT4. Ещё один дешёвый вариант. Стоимость – около 300 рублей за 1 литр. Не закипит до температуры +260°C, не замёрзнет до –40°C. Также желательно обновлять эту жидкость в системе полностью через 2 года использования. Неплохо показала себя в относительно нестарых ВАЗах, таких как «Гранта» и «Приора».

лучшая дот-4

  1. TRW Brake Fluid DOT Жидкость от известного производителя дорогих и качественных элементов подвески и тормозной системы. Стоимость находится в пределах 400-500 рублей за 1 литр. Имеет положительные отзывы в сети от автовладельцев.
  2. Bosch DOT4. Производитель не нуждается в рекламе. Цена за 1 литр – около 500 рублей. Несмотря на относительно низкие заявленные характеристики (температура кипения всего +230°C, то есть на минимально допустимом уровне) отличается своим стабильным качеством. Автомобилисты отмечают, что даже через 3 года эксплуатации, при проверке жидкости на содержание воды, тестер не всегда списывает её как полностью негодную, а только рекомендует замену.

dot 4

  1. Pentosin Super DOT 4 plus. Жидкость с повышенными низко- и высокотемпературными характеристиками. Подходит для использования в иномарках с дисковыми тормозами. В «сухом» состоянии не закипит до достижения отметки в +260°C.
  2. Тосол-Синтез FELIX DOT4. Отечественный продукт из среднего ценового сегмента. Хорошо зарекомендовала себя и в отечественных авто, и в иномарках. Успешно используется в тормозных системах японских авто, таких Мицубиси Лансер 9 и Хонда Аккорд 7. По результатам независимых тестов жидкость FELIX DOT4 полностью подтвердила заявленные производителем характеристики. Жидкость с высокой низкотемпературной текучестью и хорошей сопротивляемостью закипанию. Стоит в среднем 600-700 рублей за литр. Бренд в этом случае красноречиво говорит за себя. Имеет в основном только положительные отзывы в сети.
  3. VAG DOT 4. Фирменная жидкость для автомобилей концерна VAG. Кроме цены (около 800 рублей за 1 литр) не имеет недостатков.

жидкости дот-4

При выборе тормозной жидкости следует руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, не покупайте жидкости непонятных марок, особенно те, которые стоят явно дешевле даже минимального ценника за продукт от более-менее авторитетных производителей. Во-вторых, попробуйте узнать, какую жидкость рекомендует автопроизводитель. Зачастую это всего лишь рекламный ход. Однако если ту или иную жидкость порекомендовал завод-изготовитель авто, то она на 100% будет совместима с вашей тормозной системой.

И самое главное: не забывайте менять тормозную жидкость не позже, чем через 3 года эксплуатации. Даже дорогие варианты через 3 года накопят в своём объёме опасное количество воды, что может привести к внезапному закипанию жидкости в системе и полному или частичному отказу тормозов.

какого цвета тормозная жидкость

Цвет тормозной жидкости косвенно указывает на её состав и текущее состояние. В статье разберём, какого цвета тормозная жидкость в нормальных условиях и как понять, что пришло время её обновить.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая, но все же, температура кипения и абсорбция влаги, за счет дополнительных присадок и боратов разная, поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

классификационные показатели тормозной жидкости

Основные классификационные показатели тормозной жидкости

DOT 3 — в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей. Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

Так как жидкость класса ДОТ 3 быстро впитывает влагу, после вскрытия емкости с жидкостью её не стоит использовать в течение недели, а крышку расширительного бачка в автомобиле стараться не откручивать без надобности (если не нужна доливка). DOT 5.1 еще более современней чем DOT 4, она имеет самую высокую температуру кипения, а вязкость — самую низкую, но есть одно большое НО — она, как и ДОТ 3, быстро напитывается влагой (срок службы не более года). Такие характеристики позволяют её успешно применять в тормозной системе гоночных автомобилей. В классе ДОТ-5 есть один подвид, специально рассчитанный для авто с антиблокировочной системой, такие жидкости имеют смешанную структуру (гликоли и силикон).


Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться — при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток — она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка DOT

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

Читайте также: