Какое основное новообразование появляется после кризиса 3 лет жизни

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Помочь родителям и воспитателям пережить "кризис трёхлетнего возраста" у детей младшего дошкольного возраста. Ознакомить с физиологическим обоснованием «кризиса трёх лет» у детей, показать пути его преодоления.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 — 4 года.

Причины кризиса.

В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. До 3 лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т. е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. Благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать своё «Я», становится достаточно независимым от окружения.

К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Этот возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. Он стремится обязательно настоять на своем. При этом дети кричат, бунтуют, бросаются на землю и т. д. ставя взрослых в затруднительное положение. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство, тем чаще провоцируя упрямство ребенка.

Ребенок не просто не слушается взрослых, а стремится сделать все наоборот только потому, что ему кто-то сказал. Ведь он считает себя взрослым, поэтому делает только то, что хочет сам, и наотрез отказывается от всего предложенного другими членами семьи. «Нет! Не буду!» – его первая реакция на все.

Ребенок продолжает требовать чего-то только потому, что он уже это попросил. И даже если в процессе конфликта он понимает ненужность предмета или бессмысленность действия, ребенок не хочет отступать от первоначального решения. «Я так хочу!» – настаивает он на своем.

Эта черта проявляется в нежелании подчиняться всем правилам и нормам, которые исходят от родителей, начиная от утреннего туалета и заканчивая сном. Ребенок не хочет мыть руки, чистить зубы, держаться за руку, надевать варежки, есть кашу, здороваться и т. д. Почему? «Потому что!» – и это ответ на все вопросы.

Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. К счастью, этот симптом встречается не так часто, как предыдущие, и может длиться всего несколько дней.

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении,если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Так, малыш может начать называть маму или бабушку бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, бросает, отказывается с ними играть.

Родителям следует быть терпеливыми, стараться не замечать внезапных изменений, своим примером показывать правильное и сдержанное поведение и постараться найти новые интересные занятия для малыша.

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование.Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Если родители начинают грубо подавлять вспышки своеволия своего чада, они рискуют вырастить пассивного, неуверенного в себе человека. Проявлению своеволия, как правило, сопутствует фраза «я сам!».

У игры есть три важные функции:

Первая – игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.

Вторая функция – он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.

Третья функция – именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать, иначе игры не будет.

В книге «Психология игры» – приведен пример реальной игры в прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми – Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой – три годика.

И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя – зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее.

В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.

Что чувствует малыш

Как вы понимаете, причиной происходящего является тот факт, что ребенок осознал, что он является не частью мамы и папы, а самостоятельной личностью. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает какие-то свои правила поведения и игры. Именно сейчас начинается этап, когда малыш активно продолжает формироваться, точнее продолжает собираться картинка его характера.

Увидеть первые его особенности вы можете, прислушавшись, что говорит кроха во время игры,какую роль он в этом занимает: лидера – постоянно выдумывает новые роли, рассказывает кому и что нужно делать или, наоборот, прислушивается к другим и повторяет их модель поведения. Итак, он чувствует себя самостоятельным, независимым, иногда бесстрашным. Главная задача родителей при этом – не сломать ребенка, а поддержать в процессе его взросления.

Как преодолеть этот период — советы родителям

«Кризис трех лет» необходимо пережить.При этом очень важно выполнять несколько простых рекомендаций:

1. Поощряйте все стремления ребенка познать себя и свои возможности. Рисуйте с ним, играйте, разговаривайте, спрашивайте его мнение;

2. Если ребенок хочет самостоятельности — дайте ему возможность делать что-то своими руками, почувствовать свою значимость. Если не получилось, не ругайте — хвалите за попытку и дайте понять, что в следующий раз получится;

3. Не делайте сами то, что не вышло у ребенка. Это со временем может войти в привычку;

4. Запрещать и разрешать желательно с умом. Если не нарушаются ваши принципы, то выполните требование ребенка. В случае, когда на какое-либо действие накладывается запрет, важно объяснить, почему так, а не иначе;

5. Очень важно выделять и хвалить те черты характера в малыше, которые вам нравятся. Противоположные лучше не поддерживать вовсе. Истерикам потакать нельзя — единственная возможность предотвратить или прекратить истерику — переключить внимание на что-то другое;

6. Показывайте во всем пример ребенку сами.

Изменения после кризиса

Если вы правильно подойдете к этому этапу, то спустя небольшой промежуток времени ваш «маленький монстрик» превратится обратно в приятного и замечательного ребенка, с которым можно найти общий язык и договориться. Кроме того, кроха станет более самостоятельным, у него может быть свой список дел по дому. Не факт, что эту работу он будет выполнять хорошо, однако именно она подарит вашему малышу чувство важности и значимости в семье.

Пусть вас не расстраивает тот факт, что малыш что-то делает не идеально, начало положено и со временем он сможет выполнять ее лучше. Поручайте ему что-то, что соответствует его возрасту, например, убрать крошки со стола или выключать свет, когда вся семья уходит из дому и т. д.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет»

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет- граница между ранним и дошкольным детством- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст строптивости» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей» (вторая младшая группа)

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей» (вторая младшая группа) Кризис 3-х лет. Родители порой в силу своей занятости не обращают должного внимания на поведение своих детей. Приводя ребенка в детский.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет»

Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет. Здравствуйте, я Мельник Миша, Я пришёл Вам рассказать, Как мы с мамой моей Катей Будем кризис преодолевать! Мама книжки.

Что способствует психическим новообразованиям в 3 года

В раннем детстве, до трехлетнего возраста, формируется предметное отношение к окружающей действительности. Ребенок познает все больше предметов, знакомится с их признаками и назначением. Этому способствует активно развивающееся восприятие. Задействуются рецепторы всех органов чувств, донося в мозговые центры все больше информации. Благодаря такому активному познавательному развитию формируется внушительный багаж того, что должен уметь ребенок в 3 года.

Я сам - новообразование возраста

Но приходит пора, когда малыш хочет не только накапливать новую информацию и осваивать действия вслед за наставлением взрослого. У него пробуждается непреодолимое желание проявить активность по собственным мотивам и побуждениям.

Жажда самостоятельных действий создает кризисную ситуацию. Ребенок хочет многого, а доступно для него мало, в силу недостаточной физической умелости, непонимания происходящего и небезопасности многих действий. По этим причинам разражается первый ощутимый возрастной кризис – переходная стадия из раннего в дошкольный возраст.

Взрослые замечают наступивший кризис по капризности и непослушанию ребенка и часто воспринимают его как исключительно сложный период, доставляющий проблемы в общении с малышом. На самом деле, кризис обладает большим потенциалом для складывания новых возможностей ребенка и формирования его самосознания.

Кризис 3 лет перестраивает восприятие окружающей реальности. Происходят качественные изменения, проявляющееся в поведении и личностных характеристиках ребенка. Те приобретения, которые складываются у маленького деятеля в ходе его взаимодействия с окружающим миром и помогают продвигаться в развитии, называют психическими новообразованиями.

Личностные новообразования в период кризиса 3 лет

Кризис трехлетнего возраста создает условия для возникновения личностного новообразования, которое проявляется себя в форме гордости за достижения.

Достижение

Новое видение себя открывается ребенку через результаты деятельности, а еще в большей степени через те слова, которыми оценивают детские достижения взрослые. Приложив усилия и получив хотя бы минимальный результат, малыш торопится продемонстрировать его маме, папе, бабушке и другим значимым близким. Взрослые воспринимаются ребенком как эксперты в любом деле, и ему очень важно получить от них признание его достижений.

Восхищение, похвала вызывают у ребенка особое и новое для него чувство – гордость за то, что он смог сделать, справился с задачей сам. Это особенное и радующее чувство «Я сам» называют гордостью за свои достижения.

Можно выделить составляющие комплексного проявления гордости за достижения в деятельности ребенка:

  1. Готов дольше заниматься с одним и тем же предметом, чтобы получить определенный результат. Находит новые варианты применения знакомого предмета.
  2. Демонстрирует свои успехи окружающим.
  3. Обижается, если от окружающих не последовало восхищений и похвалы.

Дети могут целенаправленно проявлять активность, чтобы получить отклик взрослого. Причем, ждут только похвалы. Это потом, после 5-ти лет дети могут смущаться, если их похвалили не заслуженно. Впрочем, на переходном этапе из раннего в младшее дошкольное детство любая деятельность ребенка – уже достижение, а поддержки и похвалы малыш заслуживает.

Становление такой системы Я, где отношение к себе начинает оформляться у ребенка на основе того, с каким результатом реализуются его самостоятельные действия, является важнейшим новообразованием, обеспечивающим личностное развитие ребенка.

Л. С. Выготский определял развитие как возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В отечественной психологии показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Все способности человека, его личность не только проявляются, но и формируются в деятельности, причем деятельность – это не только то, что человек делает руками и ногами, но и желания, переживания, представления и замыслы человека. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.

Под новообразованиями Л. С. Выготский понимал качественно новый тип строения личности и её деятельности, взаимодействие человека с действительностью и те психические и социальные изменения, отсутствующие как целое на предыдущих этапах его развития и впервые возникающие на данной возрастной ступени. Л. С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т. е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.

К скачку в развитии (изменению социальной ситуации развития) и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и «толкающие» развитие вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения – речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во «взрослой» деятельности в дошкольном возрасте и т. п.).

Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой и сопровождается существенными изменениями в психологии и поведении ребёнка, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и привычками.

При этом предполагается, что изменение в переживании ребёнком среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытие новой идеальной формы развития – именно такое представление о критическом возрасте позволяет обнаружить его внутренние содержание и объяснить изменения в поведении детей в кризисные периоды

И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период к которому ребенок переходит через кризис 3 лет. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста.

Кризис трёх лет в концепции Л. С. Выготского проработан наиболее подробно. Ему посвящена работа «Кризис трёх лет», в которой описано «семизвездье симптомов» этого возрастного перехода.

Первый симптом, на который обращает внимание Л. С. Выготский,- негативизм. Эта поведенческая реакция состоит в том, что ребёнок не хочет что-то сделать только потому, что это предлагает кто-то из взрослых. Негативизм вынуждает ребёнка действовать вопреки своему аффективному желанию. Детский негативизм надо отличать от обычного непослушания - ребенок не делает только потому, что его об этом попросили.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

Второй симптом – упрямство. Упрямство, в отличии от настойчивости, состоит в том, что ребёнок настаивает на чем-то лишь потому, что он этого потребовал. По сравнению с негативизмом упрямство проявляется в ситуациях, где исходно ребёнок сам заявил некоторое требование. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Третий симптом – строптивость. Строптивость безлична, она направлена скорее на всю ситуацию воспитания, чем на кого-то конкретно, именно эта направленность против норм воспитания отличает строптивость от негативизма.

Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Четвёртый симптом – своеволие. Он заключается в «тенденции к самостоятельности». В противоположность первым трём симптомам, своеволие - это не протест, а наоборот, стремление к не которому действию, предмету, ситуации.

Следующие три симптома, по словам Л. С. Выготского, носит второстепенный характер. Это протест–бунт – поведение начинает носить протестующий характер; обесценивание – например, отрицательно отношение к родителям; деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к близким.

Кроме этих главных симптомов, есть и другие,невротического свойства: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.

Вот основные симптомы, которыми пестрят описания кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям

Описав все семь основных симптомов поведения детей на рубеже раннего и дошкольного возраста, Л. С. Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить об «эмансипации», о психологическом отделении от ближайших взрослых. При этом Выготский настаивал на том, что среда играет роль не обстановки, а источника детского развития.

Теоретически осмысляя известные по литературе данные и собственные наблюдения, Л. С.Выготский делает главный вывод: специфика поведения в кризисе трех лет говорит о том, что «ребенок мотивирует свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми»; кризис трех лет это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка… мотив дифференцирован от ситуации».

Л. И. Божович, рассматривая кризис трех лет, связывает его с появлением некоторого системного новообразования, которое выражается в возникновении слова «Я». Доминирующей является потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой тенденции вызывает основные трудности в поведении детей. После возникновения «системы Я» как следствие возникают и другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».

Появление самооценки (желания быть хорошим)к концу третьего года жизни приводит к усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, присутствует желание действовать по своему собственному усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.

По мнению Л. И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребенка; «система Я» включает в себя некоторое знание о себе и отношение к себе. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности.

Д. Б. Эльконин определяет новообразование раннего возраста, оформляющееся в три года, - личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. Но к трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым.

Д. Б. Эльконин считал, что в процессе совместной деятельности «взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют действие ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. В процессе овладения способами действий ребенок второго года жизни, подражая действиям взрослых, одновременно подчеркивает правильность своих действий, произнося слово «Так!». По примерам, приведенным Д. Б. Элькониным, многочисленным наблюдениям можно сделать вывод о стремлении ребенка максимально точно уподобить свое действие действию взрослого. «Процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого является взрослый».

Ребенок раннего возраста, овладевая предметным действием, проходит этап полной ситуационной зависимости собственного действия. Выполняя одно и то же действие с разными взрослыми и в разных ситуациях, ребенок поначалу точно воспроизводит не само действие, а целостную ситуацию, при этом одно и то же действие по своему рисунку различается в зависимости от того, в какую ситуацию оно включено и с каким взрослым оно осуществляется. В наблюдениях Д. Б. Эльконина этот аспект также присутствует, но не акцентируется. Можно далее предположить, что речь, слово становится тем средством, которое позволяет выявить и выделить действие как единое, сквозное для всех ситуаций действования.

Таким образом, в раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «я сам». Сопоставление исследований по предметным действиям и кризису трех лет позволяет предположить, что Д. Б. Эльконин имел в виду дифференциацию поначалу целостной ситуации действования совместно со взрослым, точно по образцу, представленному взрослым; дифференциацию, направленную на выделение личного, «моего», действия.

Наиболее развернутое исследование кризиса трех лет проведено Т. В. Гуськовой. В нем на основании анализа отечественных и иностранных исследований поставлен основной вопрос о выделении новообразования кризиса трех лет как конструктивной составляющей возрастного кризиса в противоположность описанию негативных проявлений этого возрастного перехода.

Т. В. Гуськова останавливает свое внимание на кризисе развития и различает объективный кризис (появление качественно нового в психической жизни ребенка) и субъективный кризис (общая картина симптомов, сопровождающихся объективный кризис). Кризисприводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. По этим внешним формам можно судить о появлении новообразования, которое должно собрать в себе, соединить три линии – отношения к предметной действительности, к другим людям и к себе.

На основании этих базовых исходных посылок Т. В. Гуськова выделяет в поведении детей два «пояса»симптомов: симптомы, которые направлены на достижение в предметно-практической сфере, и симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.

Исследование симптомов кризиса позволяет Т. В. Гуськовой ввести представление о поведенческом корреляте центрального новообразования кризиса трех лет – «гордости за достижение». В этом определении «сняты» те характеристики, которые дает, в частности, Д. Б. Эльконин (личное действие, однако они расширены и существенно обогащены фактическим материалом. В исследовании Т. В. Гуськовой впервые были выделены два методологических принципа исследования критических возрастов.

1. Введено положение об изменении ребенка критического возраста. При всей очевидности этого требования относительно исследования поведенческой картины кризисов именно Т. В. Гуськова впервые вводит принцип сравнения поведения одного и того же ребенка в одинаковых ситуациях до кризиса (в стабильный период) и в момент кризиса. Это делает ее исследование воплощающим идею Л. С.Выготского об относительной трудновоспитуемости: в критический период нельзя говорить о некоторой общей внешней картине поведения, поведение ребенка может быть понято лишь при сравнении разных форм поведения у одного ребенка.

2. Анализ привычных ситуаций действования. Основанием клинического наблюдения становится ситуационный анализ – метод, при котором психологическая способность, функция изучается относительно условий, в которых она возникает или проявляется.

Итак, к трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д. Б. Эльконин, «гордость за достижение» (Т. В. Гуськова, «система Я» (Л. И. Божович).

А. Н. Леонтьев, определявший личность как особое сверхчувственное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса трех лет – характерному «Я сам!». «Я сам» - говорит ребенок и превращает способ действия взрослого в содержание своего собственного действия. Эта формула выражает подлинную сущность той психологической ситуации, в которой находится ребенок на рубеже этой новой стадии своего развития – на рубеже дошкольного детства. Суть анализа, который проводится в связи с этой, новой для психического развития ребенка, ситуации, А. Н. Леонтьев, заключается в расхождении цели действия и ее мотива. Ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным. Эта ситуация – первая ступень к формированию личности. Большинство исследователей содержание психологической ситуации, в которой находится ребёнок на рубеже дошкольного детства, выражают в формуле «Я Сам», рассматривают кризис 3-х лет как феномен, ведущий к самостоятельности. Самостоятельность – основное психологическое новообразование, развивается в соответствии с общим универсальным законом развития от общего к частному и несомненно оказывает влияние на психическое развитие ребёнка. Таким образом, кризис 3-х лет это кризис социальных отношений, а всякий кризис есть кризис выделения своего «Я». Содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого и связана со сменой позиции ребенка по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей – он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития. В новой социальной ситуации развития происходит усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов в совместной деятельности со взрослым. Развитие здесь происходит путём превращения совместного действия в действие, разделенное со взрослым, а затем и самостоятельное («Я – сам» по А. Н. Леонтьеву). Предметная деятельность, в свою очередь, обеспечивает развитие всех сторон психики.

1. Выготский Л. С. Психология/ Л. С. Выготский. – М. : Апрель Пресс. Эксмо – Пресс, 2002.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997.

3. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса 3-х лет/ З. И. Власова// Психолог в детском саду. – 2004.- №4

4. Общение детей в детском саду и семье/ Ред. Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина. – М. : “Педагогика”, 1990.

5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов/ К. Н. Поливанова. – М. : ACADEMA, 2000.

6. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития/ К. Н. Поливанова. М. : Академия, 2000.

7. Смирнова Е. О. Особенности отношения родителей к ребёнку с трудностями общении/ Е. О. Смирнова, И. В. Хохлачёва// Вопросы психологии. – 2008.- №4.

Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.

Фотоотчет о собрании «Кризис 3-х лет: как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию в развитии»

Фотоотчет о собрании «Кризис 3-х лет: как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию в развитии» протокол собрания «Кризис 3х лет: как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию в развитии» Протокол родительского собрания № 4 от.

Консультация №5 «Как понять своего ребенка в период кризиса трех лет?» Консультация № 5 «Как понять своего ребенка в период кризиса трех лет?» Цель: психологическое просвещение родителей; усиление способности.

Консультация для родителей. Кризис 3-х лет КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИС 3-Х ЛЕТ Знаменитый кризис трех лет завершает эпоху сладостного слияния матери и ребенка и впервые подводит.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Сегодня мы с вами поговорим о кризисе 3-х лет. Кризис 3-х лет – определение условное. У одних детей он начинается в 2,5 г., у других в.

Кризис 3-х лет К трем года заканчивается этап "слияние" ребенка с матерью. У него резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого.

Кризис 3 лет у ребенка Как проявляется кризис 3 лет у ребенка: симптомы! ВАЖНО: Кризис 3 лет проходит у детей по-разному: чьи-то мамы даже не заметят его, а.

Консультация для родителей «Кризис 7 лет» Как преодолеть кризис семи лет? Ваш ребенок уже прошел через несколько кризисов: рождения, первого года, трех лет. Кризис семи лет обычно.

Кризис трех лет К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Презентация на тему: «Кризисы 1, 3 и 7 лет» Белгород 2014

Презентация на тему: «Кризисы 1, 3 и 7 лет» Белгород 2014

Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. » (Выготский Л. С, 1984, с. 384).

Кризис 1 года Как указывал Д.Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.

Характеристика кризиса первого года жизни Разрушение прежней ССР ребенка. Образование иных форм общения, приводящих к иной ССР *ССР – социальная ситуация развития

Особенности и новообразования «Автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Ходьба пока состоит в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Возникновение эмоционально насыщенных представлений Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием сложившихся образов и представлений

Сущность кризиса трех лет заключается во «взрыве» прежней социальной ситуации развития. Основное новообразование – появление у ребенка «Я САМ», следствием чего становиться распад прежней социальной ситуации «МЫ»

Симптомы кризиса трех лет Симптом негативизма - отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Упрямство - реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Симптом обесценивания - дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами. Перечисленные симптомы «вращаются» вокруг выделения ребенком своего «Я», с одной стороны, и изменения социальной ситуации- с другой. Это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.

Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременное появление новой формы желанием взрослых, подтверждение тому настойчивое «Я ХОЧУ» Острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, порождают сдерживать его самостоятельность. Если взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка(в определенных пределах), то трудности не возникают или быстро преодолеваются.

Процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрально-личностного образования в виде «системы Я». Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.

Как отметила Л.И.Божович, сознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции,т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся.

В результате игра, которая на протяжении всего дошкольного возраста заполняла жизнь ребёнка иллюзорным участием в общественно значимой жизни взрослых, к концу этого периода перестаёт его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьёзную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис семи лет.

Кризис семи лет связан с появлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Ребёнок на рубеже 7 и 8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребёнок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Тест 1. Что не относиться к симптомам кризиса трех лет: 1. Симптом негативизма 2. Активность 3. Упрямство 4.Симптом обесценивания 2. Основное новообразование кризиса 3х лет: 1. Плаксивость 2. Ходьба, первое слово 3. Произвольность поведения 4. Появление у ребенка «Я САМ» 3. Острота кризиса 3х лет возникает только тогда, когда: 1. Ребенок начинает делать то что захочет 2. Капризничает, плачет 3. Когда взрослые, не замечая у ребенка тяги к самостоятельности, порождают сдерживать его самостоятельность 4.Когда ребенок не слушается взрослых

4. меняется ли самооценка к 7 годам? 1. Нет 2. Не всегда 3. да 4. неизвестно. 5. С чем связан кризис 7 лет? 1. С появлением "внутренней позиции« 2. С игрой. 3. С непониманием сверстников. 4. С детским садом. 6)Требует ли кризис 7 лет подхода к новой социальной ситуации? 1. Нет. 2. Да. 3. Иногда. 4. Это не так важно.

7. Основное новообразование кризиса 1 года: 1. Ходьба 2. Речь 3. Предметная деятельность 4. Появление «Я сам!» 8. Какую форму имеет речь в возрасте 1 года? 1. Членораздельная речь 2. Гуление 3. Лепет 4. «Автономная речь» 9. В чем заключается сущность кризиса 1 года? 1. Разрыв полной слитности ребенка со взрослым 2. Повышение самооценки ребенка 3. Произвольность поведения 4. Проявление симптома негативизма

10. Кризис развития – это … 1. переломный пункт в нормальном течении психического развития. 2. тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. 3. состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. 4. переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста


Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

¡Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

¡Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. » (Выготский Л. С, 1984, с. 384).

Номер материала: ДБ-929008

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве увеличат зарплату педагогам

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Знаете, что говорят коллеги из Вашего учебного заведения о КУРСАХ «Инфоурок»?

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основные новообразования кризиса 3 лет

Трехлетние дети по-прежнему осваивают предметную область и формы общения преимущественно совместно с взрослыми. Но главное отличие от предыдущего возрастного этапа заключается в том, что в ребенке пробуждается субъектность. Малыш открывает себя самого, свою самость.

В детском сознании теперь отпечатывается не «построили домик из кубиков», а «Я строю домик», не «малыш кушает кашку, а «Я кушаю». Ребенок понимает свою прямую причастность к действиям и результату. Благодаря этому открытию и новому видению себя складываются основные новообразования кризиса трех лет:

  • возникновение системы Я
  • осознание личного действия
  • чувство «Я сам»

Эти новообразования переводят ребенка на новую ступень в развитии. Рождается Личность как система отношений к предметному миру, к другим людям и к себе.

Формирование системы Я

Открыв для себя собственное существование, у дошкольника возникает потребность реализовать свое Я в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.

Основное новообразование, которое повлечет другие изменения в развитии ребенка, – новое чувство Я. К трем годам уже заложена основа общей самооценки, которая проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. То есть, малыш уже ощущает себя хорошим. Быть хорошим – это понятное для него и желанное состояние. Ребенок непроизвольно хочет его сохранить. Но с этим теперь наступают сложности.

Предметный мир в переходном 3-летнем возрасте становится не столько областью познания, сколько условием для реализации своих возможностей и самоутверждения.

От взрослых то и дело звучат запреты, «так нельзя», «это опасно». Дети методом проб и ошибок исследуют границы допустимого для них и начинают смотреть на себя глазами взрослых. Поддержка и положительная оценка действий взрослыми дают ребенку материал для формирования образа себя.

Осознание личных действий

Новая структура сознания приводит к перестройке отношения ребенка к деятельности. Поскольку появляется много «хочу», дошкольник стремится расширить границы самостоятельности.

Часто ли трехлетний кроха спрашивает «Можно»? Нет, он предпринимает действия! Открыть все, что открывается, залезть на ступеньки-горки, куда дотянется, разукрасить карандашом или мелком стену и подобные достижения приводят ребенка к открытию новых ранее недоступных ему возможностей.

В сознании ребенка закрепляется открытие, что своим личным участием он устанавливает новые связи с окружающим миром. Это приводит к новому восприятию себя как Я действующий.

Читайте также: