Какие ритмы есть в восточных танцах

Обновлено: 04.07.2024

Haggala — название происходит от арабского слова hag’l — подскок, скачок. Танец распространен в оазисах пустыни Сахара, от Ливии до Египта, особенно на территориях Египта.

Музыка . Haggala-ритм

В музыке три части:

  • Shettaywa — главная часть, поётся всеми мужчинами. Танец исполняется в этой части.

2. Ghennaywa — поётся солистом или поэтом, мужчины отвечают.

3. Magruda — поётся солистом и всеми мужчинами вместе.

Описание танца:

Свадьбу бедуины празднуют – отдельно: мужчины на своей половине, женщины — на своей. В разгар праздника мужчины выходят во двор и собираются группами по нескольку человек. Они начинают сильно хлопать, зазывая к себе танцовщицу с женской половины дома. Обычно танцовщица — либо девушка подросткового возраста из семьи невесты, либо специально нанятая профессиональная исполнительница. Исполнительница выходит и, танцуя, направляется к той группе мужчин, которые хлопают сильнее всех. Остальные мужчины стараются хлопать танцовщице еще и еще громче — чтобы девушка подошла к ним. Танцовщица может держать в руке носовой платок или маленькую палку. Палку она не вращает, никак не манипулирует ей, только держит. Если танцовщицу наняли для свадьбы, то она во время танца подходит к мужчине, который ее нанял, и вручает палку ему, как бы изображая, что выбрала этого мужчину лидером Kefaffin (Kefaffin — «трещетки», так в танце Haggala называется линия из мужчин, которые аплодируют девушке). Если девушка из семьи невесты, то она подходит либо к своему жениху, если будущий брак уже согласован семьями, либо к родному брату или дяде. Она может дать второй конец палки или платка мужчине, который немного потанцует вместе с ней. Она танцует вокруг, затем встает на колени и разыгрывает пантомиму, показывая, что снимает со своей правой руки браслеты по одному и отдает ему (может на самом деле снимать).

Haggala — очень энергичный танец. Акцент делается на активных движениях бедер. Бедуины живут в пустыне, ходят по песку, поэтому у них сильные ноги, которые они достаточно высоко поднимают во время ходьбы. Характерные элементы: приседания и подскоки, а также, конечно, Haggala-шаг.

Костюм.

Сохранились старинные открытки, на которых изображены танцовщицы Haggala в простых длинных платьях с длинными рукавами и широкой тяжелой тканью, обернутой вокруг бедер. Иногда вокруг бедер просто повязан шарф. Сегодня сценический костюм для танца Хаггала включает в себя длинное платье со множеством воланов.

Халиджи – Khaligi.

Халиджи — стиль народного танца, который представляют во всех странах Персидского залива. Халиджи в переводе означает «залив», и в танцевальном мире этим словом называют музыку и танцевальный стиль из области Персидского залива Аравийского полуострова: Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман.

Музыка.

Ритм музыки для танца Халиджи — Saudi (Khaleegy) ритм. Танцовщица может хлопать в разнообразных ритмах, щелкать пальцами.

Описание танца:

Этот танец исполняется женщинами для женщин, и делается акцент на красоте необычного костюма и волос танцовщицы. Большинство движений сосредоточено в верхней части тела и в шагах, имитирующих походку верблюда. Также танец включает в себя красивые перебрасывания длинных волос от одного плеча к другому, вращения волосами, быстрые тряски плечами (техника выполнения таких трясок основана скорее на вращении верхней части туловища, чем на движении самих плечей), много вращений грудью и акцентов грудью вниз. Характерное положение рук — на уровне плечей, ладонями наружу.

Костюм.

Традиционная одежда для этого стиля — Абая (фустан халиги), длинная и очень свободная туника, богато украшенная вышивкой. Ее огромные рукава время от времени используются как капюшон, чтобы обрамить скользящие линии головы, или же кокетливо — в качестве вуали. Внимание зрителей акцентируют на ткани и вышивке Thobe Nashal, на роскошных длинных волосах и на тяжелых золотых украшениях. В этом виде танца используются перенасыщенные костюмы чрезмерно больших размеров, а так же обильный реквизит. Платье собрано впереди в виде передника и вздымается при волнообразных движениях тазом в мягком шаге.

Ритм Саиди

Саиди — еще один ритм из группы «максума». Он выделяется двумя D в середине фразы. Этот ритм очень популярен в верхнем Египте среди народности Саиди. Изначально был мужским ритуальным танцем с тростью «тахтиб» (Tahtib). Танец Тахтиб является танцем военного искусства со времён фараонов. Как правило, играется быстро и с сильными акцентами, также танец сопровождают звуки рожка «мизмар». Танец с тростью в танцах живота по сути является пародией на мужскую версию этого танца. Также «саиди» можно назвать «baladii maqluub» («белиди маклюб»).

D-T---D-D---T---: Базовый
D-T-tkD-D-tkT-tk: Наполненный
D-B-bkD-D-bkB-bk: С «бяком»
T-T-tkD-D-tkT-tk: после первого цикла
D-tk-kD-D-tkT-tk:
Dk-Tk-D-D-tkB-tk:
DkB-kkDDD-tkB-tk: с тремя дунами

Ритм Белледи (Baladi, Baladii, Beladi, Beledi)

египетский; «белледи» — это более фольклорная версия ближневосточного «максума», характеризуется двумя отчетливыми D в начале фразы. Иногда также называется «maSmuudii saghiir» (т.е. «маленький масмуди»), т.к. по ритмической форме и акцентам очень его напоминает с одним лишь отличием – «белиди» играется на 4, а «масмуди» на 8. Слово baladi означает «народный», «устаревший». «Белиди» обычно играется более медленно, чем «максум». Балади танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для женщин, при этом аккомпанирую на дарбуке. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком и в целом танец производил довольно тяжеловесное впечатление. Танец балади оказал значительное влияние на становление современного танца живота.

Помните, ритм нельзя почувствовать умом; вы должны чувствовать его во всем теле. Если вы физически повторяете некую ритмическую фигуру в течение достаточно долгого времени, то, хоть простая, хоть сложная, она вскоре станет привычной вашей душе. Запомните базовые ритмы — без них нет дальнейшего движения.

Мелайя Леф — Melaya Leff.

«Мелайя Лефф » переводится как «шарф, который обворачивает».

Этот стиль не имеет древнего происхождения. Его создал Махмуд Реда, как сценическую театральную интерпретацию жизни Александрии. Александрия — крупный портовый город, второй по величине в Египте после Каира. Но в отличие от последнего, Александрии более присущи средиземноморские черты, чем восточные. На арабском «Александрия» звучит как «Эскандарани».

Музыка.

Этот стиль не имеет своего ритма. Могут быть использованы композиции Беледи, а также современные, весёлые песни, с текстом, имеющим отношение к морю или побережью.

Описание танца:

Александрийский танец — танец девушек, очень веселый, зажигательный и игривый. Часто предлагает сцены из средиземноморской жизни, связанной с морем и рыбаками. Может быть исполнен женщинами и мужчинами вместе. Главный атрибут танца — это мелайя — длинная широкая шаль, которая использовалась повседневно в Египте в качестве верхней одежды, накидки. Сценический вариант мелайи украшается по краям пайетками. Во время танца мелайя кокетливо сползает с плеч и танцовщица игриво её передвигает, заворачивается в нее, размахивает концами, завязывает узлом и т.п.

Женский костюм:

Под мелайей танцовщица одета в подчеркивающее фигуру платье, короткое, яркое, часто с рюшами. На ногах шлепанцы с открытыми носами и на высоких каблуках, прозванные «ship-ship». На голову повязан маленький шарфик, украшенный помпонами или цветами. Также носят чадру, известную как «burr’oh».

Мужской костюм

Состоит из длинных широких брюк, которые удобны для работы в лодках, жилета и особенного головного убора называющегося «yanke», предохраняющего от солнца. Иногда используется нож, который в повседневной жизни был нужен для чистки рыбы и работы с рыбацкими сетями.

Гавэйзи – Ghawazeе.

Музыка.

Музыка гавэйзи достаточно сильно отличается от музыки народа Саиди, который живёт в тех же краях, где и гавэйзи. Существует свой ритм. Композиции исполняются народными инструментами. Одним из характерных атрибутов танца являются цимбалы. Мужчины семейств гавэйзи исполняли музыку, а женщины танцевали.

Описание танца.

Стиль этого танца был не слишком изысканным, но полным цыганского темперамента. У каждого семейства танцовщиц, существовал собственный отличительный стиль, который передавался от матери к дочери. Набор движений более ограничен и однообразен, чем в ракс-шарки, но танцовщицы-гавэйзи могли часами продолжать свои невероятные тряски и обольщение зрителей.

Костюм.

Традиционный костюм этого стиля состоит широких брюк, рубашки, кафтана, который одевался поверх. Шаль с бахромой или даже две повязывались вокруг бедер. В волосы вплетались ленты и бусины. Такой костюм подходил для исполнения танца на открытом воздухе.

Танец суфиев.

Суфийские танцы — танцы дервишей, в Египте известны, как танец «танура», что в переводе с арабского означает «юбка».

Увидеть настоящие пляски суфийских дервишей можно раз в году в городе Конья (Турция), с 9 по 13 декабря. Дервиши съезжаются на могилу основателя ордена, поэта Джалалед-дина Руми («К Богу ведет несколько путей. Я выбрал тот, что лежит через танец и музыку»), где и происходит церемония. Главное в учении Руми — ритуал танца, путем которого можно приблизиться к Богу. Дервиши, одетые в развевающиеся белые одежды и конические шляпы, быстро вращаются под аккомпанемент барабанов и флейт, подняв правую руку, чтобы получить благословение неба, и опустив левую, чтобы передать благословение земле. После нескольких часов танца участникам начинает казаться, будто вращаются не они сами, а весь мир вокруг них. Таким образом, входя в транс, танцоры символизируют окончательное соединение с Аллахом. Сценические варианты исполнения тануры встречаются довольно часто не только в Турции и Египте, но и в других странах Востока .

Музыка .

Религиозные песнопения под аккомпанемент барабанов, флейт, бубнов.

Описание танца.

Сначала участники по одному проходят мимо шейха, который дает им тайные указания, а когда вступают барабаны и флейты — дервиши начинают кружиться на месте, все быстрее и быстрее. Поднятая правая рука танцующего дервиша получает благословение небес, а через опущенную левую руку это благословение передается земле, в чем и cостоит смысл ритуала.

Костюм :

Белый кафтан, красная феска, а также несколько тяжелых юбок, одетых одна на другую. Ткань юбок плотная и тяжелая, порой вес костюма доходит до 12 кг.

Iris Tribe | Студия танца трайбл в Новороссийске

прежде чем я перейду к описанию наиболее распространенных ближневосточных ритмов, необходимо разъяснить некоторые термины, без которых довольно трудно вести речь о ритме как таковом.
все эти термины - "плод воображения" музыкантов, изобретенный для того, чтобы люди могли играть синхронно и слаженно, записывать, хранить музыку и передавать ее потомкам. условно говоря, музыка легко существовала и продолжает существовать без этих терминов, но без них она не может быть зафиксирована точно и ясно. это, своего рода, музыкальная математика.

пульс, бит – равномерные удары метронома (частный случай - тиканье часов, равномерное биение сердца и т.д.).
темп – скорость ударов.
доля – удар, клик, счет. доля может быть сильной и слабой, акцентированной и неакцентированной.
нота/пауза – единица звучания, звук или его отсутствие.
такт – музыкальная единица, в которую помещается ограниченное количество нот и пауз определенной длительности.
тактовый размер = сколько нот и какой длительности помещается в один такт (2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 7/8, 9/8, …)

как правило, для обозначения ближневосточных ритмов используют следующие длительности:
- целая,
- половинная,
- четвертная,
- восьмая,
- шестнадцатая.

Iris Tribe | Студия танца трайбл в Новороссийске

"для современного западного перкуссиониста (или любого музыканта, работающего с ритмом) важно, сколько содержится ударов в конкретном фрагменте. это значит, что современные музыканты разбивают музыку на повторяющиеся сегменты одинаковой величины – такты. они, в свою очередь, разбиты на фиксированное количество всевозможных долей. когда вы видите размер 6/8, это значит, что музыка разбита на такты, в которых содержится по 6 "восьмых" нот.
весь современный мир НЕ использует этот метод (балканские фолк-музыканты, например, пользуются системой счета, основанной на пульсе, – pulse-length based system: сначала они выделяют сильные удары или пульс в цикле, затем указывают конкретные акцентированные удары, а также удары, которые длиннее или короче других), и этот метод, естественно, не использовался, когда формировалась ближневосточная музыка, какой мы ее слышим сегодня. но для нашего удобства мы вынуждены применить западную систему записи музыки.

мы подошли к определению ритма:
РИТМ – комбинация звуков (нот) и пауз определенной длительности, размещенных в определенном порядке, акцентированных определенных образом и производимых циклично.

понятия "ритм" и "размер" неразрывно связаны друг с другом. пытаясь определить ритм композиции, вы непременно должны чувствовать музыкальный размер. это поможет быстрее найти акценты, предугадать "поведение" ритмического рисунка, попасть в сильную долю и четко выдержать паузу - не этому ли нас учат педагоги-хореографы?

в целом, моя личная "методика" определения музыкального размера сводится к следующему:

1) найти пульс (ритмический каркас, биение), поверх которого ложится мелодия или ритм.
часто пульс - это тот самый двигатель, который заставляет вас кивать головой или болтать ногой, пока вы слушаете песню. эдакое раскачивание, которое происходит в такт музыке;

2) найти сильную долю - чаще всего, это более громкий удар барабана, акцент какого-то музыкального инструмента, смена аккорда, начало новой фразы (причем как музыкальной, так и языковой - новая строчка в песне, например). сильная доля может быть акцентирована - и вы услышите ее моментально, но может быть и спрятана, не акцентирована, что часто сбивает с толку неопытных меломанов. к сожалению, нет единой концепции, что происходит в песне, когда "наступает" сильная доля, т.к. музыка многообразна и сложна;

3) найти следующую сильную долю и посчитать количество ударов между этими двумя сильными долями.
здесь вам потребуется терпение и внимательность. удары лучше всего считать вслух, следя за тем, чтобы они были одинаковыми по длительности.
считать нужно 1-2-3-4-. а не 1-и-2-и-3-и-. т.к. размер может быть нечетный (5/8, 9/8 и прочее), а счет 1-и-2-и подразумевает исключительно четный размер, что заведомо наведет вас на ложный путь.

Светлана Соколова

Наиболее распространенные ритмы. Выдерживают всю базовую лексику арабского танца. Движения могут взамимо- заменяться и дополняться.

MALFOUF / MALFUF / МАЛЬФУФ
2/4
1-+-2-+-|
D--T--T-|

3 удара: 1 низкий, 2 высоких. 4 такта состоят из двух одинаковых частей. Равномерный, циикличный. За это его называют «жизненным циклом».
Звучит «стемительно».

Территория:
Весь Средний Восток и Средиземноморье.

Сфера применения:
Фольклорная, популярная и классическая музыка.
В традиционном ракс шарки часто используется в начале и в конце композиции, когда танцовщица, как бы здороваясь и прощаясь со зрителем, обходит пространство сцены.
Быстрый темп мальфуфа – ритм для фольклорного стиля хагалла.

Лексика:
Вся базовая лексика танца живота.
Особенно хорош для проходок. Во-первых, ритм звучит довольно стремительно и под него хочется обойти, оббежать пространство. Во-вторых, благодаря равномерному чередованию сильной и слабой долей, под него можно выполнять любые проходки.

Светлана Соколова

MAQSUM / MAQSOUM / МАКСУМ
4/4
1 -+- 2-+-3-+- 4-+- |
D-T-__T-D-__T-__|
В отличие от мальфуфа состоит из 2 неравных частей. Поэтому его называют «полтора мальфуфа». 5 ударов. Глухие удары, как и в мальфуфе, приходятся на 1 и 3 такты.

Территория:
Весь Средний Восток и Средиземноморье.

Сфера применения:
Фольклорная, популярная и классическая музыка.
Простой "максум" является основой для множества ритмов. Особенно важен для современной и фольклорной музыки Египта.
Спокойный темп ритма – базовый характерен для популярной и классической музыки.
Темп в 2 раза быстрее – александрийский танец.
Еще более быстрый темп приближает максум к ритму «one Dum one tek» – фалляхи (крестьянский).

Лексика:
Вся базовая лексика танца живота. Благодаря тому, что ритм состоит из неравных частей, он выдерживает более сложную лексику, чем мальфуф. Например, комбинации на возвратных шагах с трясками, скрутками, ударами…
Александрийский танец – проходки (+ эмоциональный фон).
Фалляхи – шаги на пружинке, с оттяжками, тряски грудью или бедрами. Несмотря на быстрый темп ритма, движения спокойные, мягкие, потому что выполняются не на каждый ритм, а на несколько

Светлана Соколова

BALADI / BELADI / BELEDI / БАЛЛАДИ / БЕЛИДИ
4/4
1 -+- 2-+- 3-+- 4-+- |
D-D-__T-D-__T-__|

Более фольклорный вариант максума. Отличается двумя низкими ударами в первой части ритма.
Звучит медленнее, тяжелее чем максум. Поэтому его называют «старомодным», «тяжеловесным».
Его также называют масмуди сагир — короткий масмуди, потому что имеет такие же акценты, как "масмуди" но играется на 4/4 вместо 8/4.
А ритм масмуди называют балади кабир — длинный балади.

Территория:
Египет, все побережье Нила.

Сфера применения:
Ритм может встречаться в любой музыке: классике, популярной и фольклорной музыке.

Когда мы слышим слово «балади», не всегда бывает понятно, что имеется в виду. Для танцоров балади может означать фольклорный стиль танца (деревенский женский танец), либо это может быть разновидность ракс шарки (балади такасим или балади прогрессия). В музыке словом «балади» может называться такасим (соло музыкального инструмента без сопровождения ритма), либо ритм балади. Ритм балади может использоваться в фольклорных танцах саиди и некоторых др. А фольклорный танец балади может содержать другие ритмы. А сами арабы могут называть этим словом все, что им кажется родным и близким сердцу.

Лексика
Характерной чертой для стиля балади является тежелые движения бедрами (удары, сбросы, ключи), приземистые бочки, пластика животом. Есть особая манера исполнения, связанная с темой всякого балади — любовь к родине, возлюбленному (-ной). Поэтому к танцовщице, выражающей соответствующие чувства, приходит «внутренний драйв».

Светлана Соколова

SAIDI / SAIIDI / SAYYIDI / САИДИ
4/4
1 -+- 2-+- 3-+- 4-+- |
D-T-__D-D-__T-__|

Походит на максум (и балади), но отличается удвоением серединного низкого удара. Звучит довольно весело.

Территория:
Египет. Верховье Нила, территория, где проживает народ саиди.

Сфера применения:
Фольклорная, популярная и классическая музыка.
Характерен для фольклорного стиля саиди (хотя в этом танце могут использоваться и другие ритмы), тахтиб (мужской фольклорны, ритуальный танец с палкой). Любимый ритм фольклорного стиля шааби благодаря веселому звучанию.

Лексика:
Движения, проходки, характерные для танца саиди: прыжки с акцентом вниз, удары, постукивания и др. манипуляции палкой, тростью (кроме баланса, т. к. это характерная черта фольклорного стиля гавази), подбрасывания бедра, тряски плечами. Мужской саиди более агрессивный с палкой или тростью. Женский – более нежный, включает много движений, похожих на балади.

Танец шааби включает всю базовую лексику танца живота и дополняет специфической манерой исполнения, связанной с содержанием песен (часто юмористическим).

Светлана Соколова

МАКСУМ ( Maksoum) :4/4
Широко распространненый египетский ритм. “ Maksoum”- означает “половина “.Этот ритм можно услышать во многих песнях Среднего Востока и Средиземноморья
Читается он как: DT-TD-T-

МАКСУМ САРИЙА ( Быстрый максум) :2/4
Играется в 2 раза быстрее , чем максум. Иногда называется по-другому:
“феллахи” . Широко распространен в народном фольклоре Египта или в соло табла

БЕЛЕДИ : 4/4
Более фольклорный вариант базового максума, характеризуется 2-мя DUM сначала фразы. Иногда его называют “ короткий масмуди”, т.к ритм имеет те же акценты, но играется на 4/4 вместо 8/4
Читается он как: DD-TD-T-

САИДИ : 4/4
Этот ритм получается из максума путем удвоения среднего DUM. Традиционно этот ритм используется в мужском танце с палкой -Тахтиб. Популярен в верхнем Египте, Сирии и Ливане.
Читается он как: DT-DD-T-

ХАЛИДЖИ САУДИ: 4/4
Этот ритм используется в странах Персидского залива (Саудовкая Аравия ,Оман,ОАЭ). В танце характерно использование разнообразных движений верхней частью тела и волосами.
Читается он как: D-кD-кTк-

ХАЛИДЖИ КАДИМИ (старинный) :4/4
Более старый вариант халиджи
Читается он как: D-Tk-кTк-

ДАБКА : 4/4
Фольклорный ритм, часто используемый в Ливане, Сирии и Ираке. ”Дабке”- арабский женский или мужской танец , танцуется в линии по 20-25 человек синхронно.
Читается он как: TD-TkT-D-TkT-Tk-

КАРАЧИ: 4/4
Быстрый ритм , используется при выходе танцовщицы на сцену.Он очень похож по звучанию на Мальфуф , но начинается с кТ.
Читается он как: kT- D-T-

ЗАФФА : 4/4
Этот ритм используется на арабских свадьбах и праздненствах. Считается мужским фольклорным танцем, под который ведут жениха и невесту. Женщины издают голосовой клич и играют на цимбалах. Для аккомпанемента используют музыкальные инструменты тамбурин и мизмар.
Читается он как: D-TTTT-DDT

УАХДА : 4/4
В переводе с арабского “Уахд” – один. Ритм характеризуется одним DUM и короткой серией ТАК.По-другому ритм называется уахда кбира( “большая уахда”). Ритм играется медленно, как фон при исполнении певцом сольной партии (Маваль) или танцовщицей в Такасим. Часто встречается в старых Тараб- песнях.
Читается он как: D-TT

AЮБ : 2/4
Этот ритм очень похож на Фаллахи. Его можно услышать везде, от Турции до Египта. В медленной варианте он используется в ритуальном трансовом танце, известном как “Зар” в Северной Африке.
Читается он как: D-DT

МАЛЬФУФ : 2/4
Этот ритм в основном использается танцовщицами при выходе на сцену, либо как часть табла соло. Весьма распространен в Египте и Ливане.
Читается он как: D-T-TD-T-T

ЛЯФ : 2/4
Это вариант мальфуфа, только с одним дополнительным DUM
Читается он как: D-T-DD-T-

МАСМУДИ: 8/4
Это длинный ритм, он укладывается в 8 счетов и играется, как максум, но в два раза медленней. Ритм объединяет две 4-х битовые музыкальные фразы. Его иногда называют “масмуди кбир “( большой) или “масмуди тауиль “ (длинный). Слово “Масмуд “ - это название берберов из Северной Африки. Этот ритм дает возможность танцовщице сделать в длинном движении разнообразные акценты
Читается он как: DD-TkTk-D-Tk-TT

"Идущий" МАСМУДИ : 8/4
Этот ритм характерен тем, что в первой 4-х битовой музыкальной фразе не два DUM, а 3 ведущих DUM. Чаще всего используется танцовщицами в длинных плавных связках, арабесах.
Читается он как: DDD-Tk-D-TkTT

ЧИФТЕТЕЛЛИ : 8/4
Ритм используется в турецком беллидансе, играется медленно в ы и небыстро наполняется.Если возьмете ритм максум и добавите еще 1 сегмент из 4х битов - получите ритм 8/4.
Читается он как: D-T-T-D-D-T-

ХАЖА : 8/4
Медленный ритм , используемый для Такасим под определенный инсрумент.Часто он исполняется танцовщицей на полу . Особенность ритма - один DUM и серия TAK
Читается он как: D-TTTTT-

УАХДА У НУС : 8/4
Это - удлинненый уахда ( “уахда у нус” в переводе в Арабского - “ один с половиной”). Ритм дополняется еще одной 4-х битовой музыкальной фразой с двумя DUM. Ритм используется для плавных движений в Такасим , в проходках и в египетском стиле Балади.
Читается он как: D-TT-DDT

КАРСИЛАМА : 9/8
"Карсилама" по-турецки означает “лицом к лицу”. Этот ритм используется в турецких и греческих фольклорных песнях. Его отличают по группе из 3-х ТАК.
Читается он как: DTD-TTТ

СУМАИ : 6/7
Это 6-битовый ритм , особенно распространен в странах Иран и Марокко.
Читается он как: D-T-kТD-T - D - D

РУМБА
Этот бразильский ритм очень часто прослушивается в арабских мелодиях , особенно в свете популяризации современного арабо-латинского стиля в музыке и танцах.
Читается он как : D-kD-kTk

ВАЛЬС : 3/4
Это самый известный европейский ритм, испльзуемый в арабской музыке
Читается он как: D-T-T

Невозможно представить себе Восток без арабского барабана — табла, как её называют в Египте или дарбуки как ее называют в Турции. Звучание этого музыкального инструмента можно услышать всюду, где бы вы только ни были на Востоке – на улице, на базаре, в кафе, на корабле, на разных праздниках… Табла — самый популярный и известнейший ближневосточный музыкальный инструмент, может быть оттого, что его звучание напоминает сердцебиение, а палитра звуков способна заменить ударную установку. Многие ближневосточные ритмы существуют в неизменном виде на протяжении многих столетий и традиционно используются для сопровождения восточных танцев.

В начале второго тысячелетия в трудах ближневосточных теоретиков выкристаллизовалось понятие давра, или ритмического цикла. Его стали графически изображать в виде круга, разделенного на секторы. Со временем ритмический цикл превратился в iqa’ (во мн. числе iqa’at) в арабской традиции и wazn (во мн. числе awzan) или usul в турецко-персидской.

Систематизация огромного числа арабских ритмов представляется весьма сложной задачей. У арабов не существовало какого-то их фиксированного, канонического свода, подобного своду турецких усулов. Многие ритмы не имеют фиксированных названий: их привязывали к определенному региону, танцу или произведению. Одному и тому же названию могут соответствовать разные региональные варианты ритма или вообще совершенно различные ритмы. И, наоборот, один и тот же ритм может иметь несколько разных названий. В последнем случае различие может проявляться в наполнениях.

Беледи — Beledi.

Беледи в переводе с арабского означает «родина» или «родной город». Танец Beledi исполняется на музыке земли, основанной на том, чтобы было легко танцевать Beledi ритм.

Музыка .

Часто ритмы Beledi и Saidi играются попеременно. Танец Беледи из района Каира сопровождается вокальным исполнением и может включать игру «вопрос-ответ» между двумя инструментами или между вокалистами и инструментами.

Описание танца:

Беледи танцевали во многих деревнях по всему Египту. Его танцевали в доме женщины и для женщин. Танец Беледи представляет собой женское сольное выступление, этим он и отличается от фольклорных танцев, обычно групповых Танец веселый, кокетливый, но несколько «тяжеловат», в основном танцуется на полной ступне. Движения в основном бедрами, без наслоений, очень важно соблюдать простоту манеры исполнения, без академичности.

Костюм.

Танцуется босиком. Традиционная одежда для танца — белая галабея с платком на бедрах и платок на голову.

Саиди – Saidi.

Саиди — это стиль народного танца с тростью. Танец пришёл из Южного Египта — региона под названием Саид или Верхний Египет, между Gizeh и Edfu. Обычно танец Saidi — живой, энергичный.

Традиционно в этой местности мужчины носили с собой длинные палки из бамбука, которые использовали в качестве оружия. Постепенно сложился особый фольклорный танец с тростью.

Музыка .

Ритм 4/4, известный как Saidi ритм.

Saidi музыка обычно играется на традиционных инструментах, таких как: Rababa, Mizmar (рожок, который испускает долгие, протяжные звуки) и различных ударных инструментах типа dumbek и tabla beledi.

Описание танца:

Исполнитель может танцевать с одной или двумя палками, сделанными в оригинале из бамбука. Есть два типа Saidi с палками: Raks al Assaya (дословно «танец с тростью») и Tahtib. Tahtib исполняется двумя мужчинами и изображает танец-сражение с демонстрацией навыка владения оружием. Raks al Assaya исполняется мужчинами и женщинами, и может похвастаться большим количеством трюков, показывающих навык владения тростью. Женская версия танца, конечно, намного более женственна и изящна, танец более лёгкий и игривый. Самые эффектные моменты — это, конечно, балансировка трости на груди, голове или бедре во время танца.

Стиль Саиди можно танцевать и без трости. Главное – использование характерного ритма, музыки и движений. Движения энергичные, много подскоков, различных проходок. Характерное движение рук – одна возле головы, вторая – вытянута перед собой на уровне головы.

Костюм.

Традиционный мужской костюм состоит из длинных штанов, двух галабей с широкими рукавами и круглым вырезом и длинного шарфа вокруг головы. Женщины носят платье Beledi с поясом или шарфом вокруг бедер и платок на голове.

Нубия-Nubia.

Нубия — это название города и района на юге Египта. Нубия находится на границе с Суданом.

Музыка.

Фольклорная музыка данного района имеет особенный, необычный ритм, в основном быстрый (похож на ритм халиджи).

Описание танца.

Нубийский танец — в большей степени групповой танец. В основном это движения бедер, красивая система движений рук. В качестве аксессуаров для танца используют Дофф (бубен), Хус (тарелка из тростника).

Костюм у женщин включает в себя длинное свободное и закрытое платье, волосы повязываются длинным платком, свисающим по спине. На мужчинах чаще всего узкие брюки, свободные туники до колена, короткие жилетки, на голове маленькие шапочки наподобие тюбетейки.

Ритм МАКСУМ

египетский; «максум» означает «сломанный пополам». Простой «максум» является основой для многих других ритмов. Он имеет особое значение в современной и фольклорной музыке Египта. В восточных музыкальных композициях с перкуссионным аккомпанементом очень часто можно услышать отчетливую ритмическую форму «максума». В Турции и Тунисе ритм называется «Düyek».

D-T---T-D---T---: базовый
D-T-k-T-D-k-T---: идущий
D-T-k-T-D-k-T-tk: идущий «с мостиком»
D-T-tkT-D-tkT-tk: наполненный
D-B-tkB-D-tkB-tk: с бэком
D-S-k-S-D-k-S---: идущий со слэпами

Феллахи – Fellahi.

Fellahin (произносится фелахин) — фермеры (крестьяне, земледельцы) Египта.

Музыка.

В танце Fellahi используется Fellahi ритм, быстрый, легкий и очень похожий на ритм malfoof. Музыка всегда включает вокальное сопровождение, и движения танца следуют за словами песни.

Описание танца.

Танец Fellahi изображает каждодневную работу фермеров, собирающих урожай в корзину или носящих воду в кувшинах.

Костюм.

Женский костюм состоит из свободного, длинного платья, внизу очень широкого и с воланами, и платка на голове. Иногда вокруг шеи намотан длинный шарф, который танцовщица может повязать на бедра во время танца, чтобы сделать движения бедер более заметными.

Дабка — Dabka.

Дабка — это зажигательный фольклорный танец, исполняется в Ливане, Сирии, Палестине и Иордании. Он имеет фольклорные корни и распространен практически во всех странах Среднего Востока, но в каждой из них имеет собственную подачу. Непременный атрибут народных празднеств еще с древних времен.

Музыка .

Характерная для данного стиля.

Описание танца.

Преимущественно танцуется в мужском кругу, в группе. Этим танцем часто начинаются празднества. Типичная характеристика стиля — быстрые и разнообразные шаги и подскоки. Традиционным атрибутом дабки считаются четки, которые быстро вращают в руке.

Костюм.

Шаровары заправленные в сапоги на каблуке, рубашка (белая или цветная, но обязательно однотонная), жилет, головной убор.

Читайте также: