Какая настольная игра заканчивается взятием рубкой всех фигур шашек костяшек соперника

Обновлено: 05.07.2024

Шашки— настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски. Во время партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: чёрного или белого (иногда других цветов, один из которых, считается тёмным, а другой — светлым). Цель игры — взять все шашки соперника или лишить их возможности хода (запереть). Существует несколько вариантов шашек, отличающихся правилами и размерами игрового поля.

Основные правила игры, которые действуют во всех вариантах шашек:

  • Все шашки, участвующие в партии, выставляются перед началом игры на доску. Далее они передвигаются по полям доски и могут быть сняты с неё в случае боя шашкой противника.
  • Брать шашку, находящуюся под боем, обязательно.
  • Существует только два вида шашек: простые и дамки. В начале партии все шашки простые. Простая шашка может превратиться в дамку, если она достигнет последнего противоположного горизонтального ряда доски (дамочного поля).
  • Простые шашки ходят только вперёд на следующее поле. Дамки могут ходить и вперёд и назад.

История шашек

Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками. Кроме шашек, в неё также входят такие игры, как алькерк, го, ко-вай, латрункули, нарды, рэндзю, сенет и другие. Противоположная категория — игры шахматного типа — включает настольные игры для двух-четырёх игроков, в которые играют также на доске, но неравноценными фигурами (сянци, чатуранга, шахматы и другие). Общая их надкатегория — игры шахматно-шашечного типа, куда входят и гибридные игры.

Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на протяжении истории человечества многократно и независимо, чему способствовала простота инвентаря и правил. Считается, что известные сейчас игры шашечного типа представляют собой различные этапы эволюции игр на доске, так что все они в определённом смысле родственны друг другу, что подтверждается близостью инвентаря и названий игр. Так, названия шашек: русское «тавлеи» и польское «warcaby» связаны с европейским названием нардовой игры: tavola reale (вИталии), tables reales (в Испании), tavli (в Греции), tavla (в Турции), tables или backgammon (в Великобритании), vrhcaby (в Чехии). Принципиальным отличием шашек от нардовых игр стал отказ от игральных костей, которые были неотъемлемой частью многих древних игр (сенет, чатуранга), имитируя фактор случайности в жизни. Ещё одна категория шашечных игр развилась на Востоке. В этих играх шашки не двигаются, а лишь выставляются на доску, образуя те или иные развивающиеся конфигурации, между которыми, собственно, и идёт борьба (го, рэндзю).

Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта. Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке. Игра в шашки была широко распространена на территории всей Европы в Средние века и эпоху Возрождения, не говоря уже о более поздних времена.

В XIX веке стали проводиться национальные чемпионаты по шашкам (в России с 1896 года, первый и бессменный чемпион С. А. Воронцов, неоднократные призёры А. И. и В. И. Шошины, Н. А. Кукуев и др.). В Великобритании и некоторых странах Британской империи проводились соревнования по английским шашкам (чекерс). Во многих странах получили распространение 100-клеточные французские шашки, ставшие впоследствии международными.

С XIX века определяются Чемпионы мира по международным шашкам и по чекерсу.

Первый чемпионат мира по международным шашкам состоялся в 1894 году. Его выиграл француз Исидор Вейс, удерживавший своё звание в течение восемнадцати лет. Игра была наиболее распространена во Франции и Нидерландах, на протяжении почти шестидесяти лет представители этих стран становились чемпионами мира. Созданная в 1947 году Международная федерация шашек (ФМЖД) проводит с 1948 года чемпионаты мира, имеющие уже официальный статус. Чемпионаты мира среди женщин стали проводиться с 1973 года.

Для проведения соревнований на 64-клеточной доске во Всемирной федерации шашек была выделена отдельная секция — Секция-64, которая стала заниматься организацией личных и командных чемпионатов мира и Европы, а также молодёжных чемпионатов мира и Европы. С 1985 года проводятся чемпионаты мира по бразильским, а с 1993 года по русским шашкам среди мужчин и среди женщин, по чекерсу среди женщин.

В 2014 году прошёл первый чемпионат мира по турецким шашкам среди мужчин, а на 2016 год состоялся первый чемпионат мира среди женщин.

Чемпионаты Европы по международным шашкам проводятся с 1965 года среди мужчин и с 2000 года среди женщин, по русским шашкам с 2002 среди женщин и с 2007 среди мужчин.

Проводятся также чемпионаты Азии (по шашкам-64, а с 1999 и по международным),

Америки (по международным шашкам с 1980), Африки (по международным шашкам с 1980, пул чекерсу и русским шашкам с 2016), Кубок мира (по международным и русским), Кубок Европы и Кубок мира по чекерсу, национальные чемпионаты и различные турниры.

В настоящее время спортивные соревнования проводят:

  • Всемирная федерация шашек (ФМЖД) — по международным шашкам, шашкам—64 (русские шашки, бразильские шашки, чекерс, итальянские, чешские, португальские шашки), а также по шашечной композиции. В ФМЖД состоит 67 стран. За победу в поединке участникам записывают в таблицу очко, за ничью — пол-очка, за поражение — ноль.


Ша́хматы (перс. шахмат, буквальный перевод «шах умер») — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.

В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками, с каждым на отдельной доске. Игра подчиняется определённым правилам; в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ [5] [6] , которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков. Игра по переписке, по телефону, вИнтернете имеют особые правила. Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. Соответствующий раздел шахматной композиции — сказочные шахматы. Вматематике изучаются различные аспекты шахматной игры (например, классические «Задача о ходе коня» и «Задача о восьми ферзях»), в том числе с помощью компьютерного моделирования.

Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Известно множество версий, объясняющих развитие шахмат и их распространение во всём мире — «индийская», «византийская» и др. Согласно наиболее распространённой из них, первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку сложились правила, которые сегодня известны как «классические». Окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация — ФИДЕ, под эгидой которой, начиная с середины XX века, проводится большинство международных соревнований.

Начальное положение фигур

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8×8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).

У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.

В каждый комплект фигур входят: король (♔, ♚), ферзь (♕, ♛), две ладьи (♖, ♜), два слона (♗, ♝), два коня(♘, ♞) и восемь пешек (♙, ♟). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.

Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по следующим правилам:

  • Фигуры, кроме коня, во время хода считаются передвигающимися по прямой линии в плоскости доски, то есть «проходящими» все поля между начальным и конечным, поэтому все эти поля должны быть свободны. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на поле за ней невозможно. Исключением является ход коня (см. ниже).
  • Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен.
  • При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).
  • Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали.
  • Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.
  • Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
  • Слон ходит на любое расстояние по диагонали.
  • Конь ходит на поле, находящееся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения. В отличие от всех остальных шахматных фигур, ход коня делается вне плоскости доски, то есть конь непосредственно перемещается («перепрыгивает») с начального поля на конечное и никакие фигуры, стоящие на других полях, ходу коня помешать не могут. В частности, конь может ходить на поле, даже если оно полностью окружено своими или чужими фигурами.
  • Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево, а без взятия — по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка в данной партии ещё не делала ходов, она может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением «вперёд» называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка ходит на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля (превращение пешки). Превращение пешки является частью того хода, которым она перемещается на последнюю горизонталь. Таким образом, если, например, превращённая из пешки фигура угрожает королю противника, то этот король в результате хода пешкой на последнюю горизонталь немедленно оказывается под шахом.

Ходы каждой фигуры показаны на диаграммах ниже. На диаграмме знаками «Х» отмечены поля, на которые может переместиться фигура с того поля, на котором она находится сейчас.

Поле называется находящимся под ударом фигуры или битым, если при своём ходе фигура могла бы взять находящуюся на этом поле фигуру противника (независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле). Поле считается битым, даже если фактически ход фигурой туда невозможен, так как ставит под бой собственного короля.

"Футбол-шашки" - это настольная логическая игра шашечного типа для двух игроков. Игра является своеобразной абстрактной моделью популярного и многими любимого футбола, а также игр подобных ему (хоккей, регби и прочих), в которых две команды, играя по определенным правилам, должны провести некий предмет в заранее заданное место, то есть - забить гол. Игра красивая, быстрая, динамичная, в которой атаки одной из сторон могут мгновенно прерываться контратаками другой стороны: все как в футболе и подобных играх, в которых нужно забивать голы.

Игровая доска и начальная расстановка фигур

В игре используется доска 12 × 12 как в шахматах, разграфленная на клетки-поля, темно-зеленого и светло-зеленого цвета для того чтобы лучше были видны диагональные направления. (Почему цвет зеленый? Понятно, потому что это цвет футбольного поля!)

В качестве фигур могут быть использованы красиво раскрашенные фигурки футболистов, сделанные из любого доступного материала: 10 фигур одного цвета и 10 – другого, главное, чтобы команды хорошо отличались друг от друга визуально на игровой доске (также как мы это видим в реальной игре футбол). В нашем случае фигуры представляют собой футбольные мячи красного и черного цвета, которые для удобства объяснения правил будем именовать шашками соответственно красного и черного цвета.

Расположение фигур в начале игры показано на рисунке 1 .

Каждый игрок должен стремиться провести одну из своих шашек на любое поле исходной горизонтали противника (т.е. забить гол в ворота противника). Чья шашка первой встает на горизонталь противника (мяч в воротах!) тот и выигрывает.

Правила передвижения шашек

1. Шашки передвигаются по горизонтальным, вертикальным и диагональным направлениям.

2. Поле будем называть общим для двух шашек одного цвета, если оно находится на пересечении направлений движения этих шашек. В позиции, изображенной на рисунке 2 , общие поля двух красных шашек обозначены кружочками. Если шашки расположены на одной линии, то, очевидно, что все поля этой линии являются общими . На рисунке 2 крестиками отмечены общие поля для двух черных шашек, расположенных на одной линии.

3. Ходы шашек зависят от их расположения на игровом поле. Рассмотрим примеры ходов в позиции, изображенной на рисунке 2 . В этом случае любой из двух рассматриваемых красных шашек можно сходить на свободное общее для них поле, причем путь от каждой шашки до их общего поля должен быть свободен от помех – от своих шашек, а также шашек противника, независимо от того какой шашкой вы ходите . В этом случае будем говорить, что одна из шашек передвигается относительно другой . В рассматриваемой позиции красной шашкой d6 можно сходить относительно красной шашки m9 на любое общее для них поле, обозначенное кружочком: d6–m12 , d6–g6 , d6–d3 и т.д., кроме поля d9 . Шашкой m9 можно сходить относительно шашки d6 также на любое свободное общее поле: m9–a9 , m9–d3 и т.д., нельзя ходить m9–d9 , т.к. черная шашка, стоящая на d8 , – помеха. Аналогичны ходы для шашек расположенных на одной линии. Следует лишь заметить, что шашка, относительно которой делается ход на линии, не является помехой, поэтому черной шашкой g5 можно идти (при отсутствии других помех!) на c9 , b10 , a11 относительно черной шашки d8 (перепрыгивая через нее), а также на любое общее для них поле, обозначенное крестиком, например, g5–e7 , g5–n1 , g5–a5 и т.д., кроме d5 и d2 (помеха на d6 ). Заметим, что каждая шашка может передвигаться относительно любой своей шашки .

Самый главный критерий правильности хода: шашка, которой ходим, и шашка, относительно которой делается ход, после хода должны оказаться на одной линии в прямой видимости друг друга – как в футболе выход на линию паса .

4. На исходных горизонталях (в воротах) шашки передвигаются по правилам передвижения на линии. В целях защиты шашки можно возвращать на свои исходные горизонтали, но только лишь в том случае, если на ней находится не более пяти шашек , в противном случае возврат запрещен.

5. Красным нельзя ставить свои шашки на одиннадцатую горизонталь, а черным – на вторую горизонталь (запрещенные штрафные площадки - обведены красным цветом!).

Угрозу прохода на горизонталь противника, используя футбольную терминологию, будем называть атакой и обозначать при записи партии знаком " + ". Атака должна объявляться, а противник, в свою очередь, обязан от результативной атаки (см. о результативности атак в следующей статье) закрываться (иначе проигрыш по невнимательности, который для любой логической игры вряд ли заслуживает внимания!). Партия считается сыгранной неправильно , если по невнимательности игроков игра проходила при незакрытой результативной атаке одной из сторон. В том случае, когда играющий не может закрыться от прохода шашки противника (например, в случае двойной атаки по крайней мере одна из шашек пройдет на горизонталь противника!), будем говорить, что ему гол (т.е. он проиграл!) и обозначать знаком " × " при записи партии. Еще раз акцентируем внимание на том, что делать проход на горизонталь противника, т.е. забивать гол можно только при отсутствии результативных атак в свои ворота (т.е. ворота выигрывающего должны быть защищены – все результативные атаки должны быть устранены!).

Нарды, как и шахматы, пользуются популярностью не одно тысячелетие. Игра захватывает участников, развивает память, устный счет, учит стратегически мыслить и не требует специальных знаний.

  • доска – поле, поделённое на две одинаковые части, расчерченные 24 треугольниками (пунктами, лунками) двух цветов;
  • кубики (кости) – 2 шт.,
  • фишки (шашки) – 30 шт., по 15 штук на игрока, черные и белые.

Цель игры: соперники должны перегнать все фишки своего цвета через игровое поле и вернуть на свою половину доски, чтобы потом их снять.

Для тех, кто умеет играть в классические шахматы:

1. Такая же доска, столько же фигур, другие названия, но ходят они также. Все правила обычных шахмат сохраняются, даже рокировка и взятие на проходе.

2. Главное отличие — фигуры не рубят, а берут в плен, вставая на шашку противника, образуя башни.

3. Каждая пешка стоит напротив той фигуры, в которую превращается на последней горизонтали.

4. Королевская пешка превращается в хелги — ферзь и конь в одной фигуре.

5. Башни можно и нужно строить из своих фигур, самая сильная состоит из двух слонов, ферзя и хелги под ним.

6. Вся башня ходит по правилам хода верхней фигуры.

7. Башню можно разделить во время своего хода только на две части в любом соотношении.

8. Получившаяся новая башня сразу становится активной, а если это на последней горизонтали и сверху пешка (ратник), она сразу превращается в свою фигуру.

8. На короля (волхва) нельзя ставить фигуры. Он может встать на любую.

9. Пешка (ратник) встает на свои фигуры, если они перед ними, а на чужие наискосок, по правилам взятия в плен.

10. Если ратник, превратившийся в свою фигуру, участвует в размене и на него встает фигура противника, то он опять становится обычным ратником, и его вновь для превращения нужно провести на последнюю горизонталь.

Игрок имеет следующий набор фигур: 1 король, 1 ладья, 1 слон, 2 золотых генерала и 2 серебряных генерала, 2 коня, 2 копья, 9 пешек. В последнем ряду возле копий стоят кони, возле коней – серебряные генералы, а рядом с ними – золотые генералы. В центральной клетке между золотыми генералами стоит король. Во 2-м ряду стоят только 2 фигуры. Слева перед конём стоит слон. Справа перед конём стоит ладья. 3-й ряд полностью занят 9-ю пешками.

Цель игры в сёги – поставить мат королю соперника. Мат поставлен, когда король попадает под удар фигуры противника, находясь в поле, в которое может сделать ход вражеская фигура, не имея возможности защититься либо уйти.

Как играть в шашки

Ознакомившись с правилами игры в шашки что детально расписаны на этой страницы, вы сможете спокойно играть в классические русские шашки и поддавки. Правила игры в шашки очень просты, прочитав их один раз, вы научитесь играть в них на всю жизнь.

Как ходят и бьют шашки

Шашки ходят на одну клетку з ход и только по черным клеткам что находятся рядом по диагонали и ходят шашки только вперед, назад шашки не ходят. На изображении внизу показано что у белой шашки есть два варианта куда походить.

Как ходит простая шашка

В русских шашках, шашки могут бить как вперед, так и назад.

Пример как шашка бьет


Шашка может бить вперед и назад

За один ход шашка может побить сколько вражеских фигур сколько это возможно. Например, на нижнем изображении показано как шашка бьёт зразу две вражеские фигуры за один ход.

Шашка бьет зразу две шашки противника

Обязательно ли бить шашки?

Да, бить вражескую шашку обязательно, если есть несколько вариантов взятия вражеских шашек, игрок сам определяет какую именно бить ему шашку. Бывает так, что игрок не увидел что ему нужно бить, тогда противник должен обязательно ему показать где он должен бить.

Игровая доска и шашки

В шашки играют на той же доске что и в шахматы, купить ее не составит труда она продается в сувенирных или спортивных магазинах. Кстати, доску и шашки можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Доску можно расчертить на бумаге, картоне или тонкой фанере, а фигурки (шашки) вырезать с толстого картона, резины, фанеры, или использовать монетки. Просто включите фантазию :)

Сколько клеток и рядов на доске для шашек?

В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.

Сколько шашек в шашках?

Для игры в русские шашки в наборе должно быть ровно 24 шашки, 12 белых и 12 тёмных.

Как расставить шашки на доске?

Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.

Как расставить шашки на доске

Кто первый ходит в шашках?

Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить кто играет какими шашками, один с игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.

Как играть в Поддавки?

Поддавки — это русские шашки только наоборот, это значит что правила в поддавках как в русских шашках, только побеждает здесь тот, кто первым сдаст свои шашки противнику или заблокирует их. В поддавки интересно играть и за их простоты и быстрых партий, они очень популярны на территории России, Украины и Белоруссии.

Теорию вы освоили, теперь примените свои знания правил шашек в игре против реальных людей, слабо!!

Как ходит и бьет дамка в шашках?

Дамка самая сильная фигура в шашках, чтобы ее получить простая шашка должна дойти до последней черной клетки на стороне противника, тогда шашку переворачивают чтобы обозначить ее как дамка. Когда простая шашка стает дамкой она продолжает ход по правилам дамки. Дамок у игрока может быть 12 штук. Их количество зависит от того сколько простых шашек игроку получится довести до последнего ряда противника.

Как ходит дамка в шашках

Дамка ходит и бьет на любое расстояние по диагонали. Внизу пример как дамка бьет зразу две фигуры соперника.

Как бьет дамка в шашках

Что делать если в шашках некуда ходить?

Игрок, который не может походить, проиграл. Часто бывают ситуации когда на доске есть еще шашки, но походить или бить они не могут, так как заблокированы шашками соперника, в таких ситуациях проигрывает тот, кто не может сделать свой ход.

Читайте также: