Из каких частей состоит план формирования грузовых поездов оао ржд сдо ржд

Обновлено: 08.07.2024

План формирования поездов - это единый технологический процесс работы всех станций сети и одновременно план распределения сортировочной работы между ними.

Показатели по маршрутизации

План формирования грузовых поездов состоит из нескольких частей: определение рода подвижных составов, категорий вагонов, станций их расформирования и прочего. Для этого плана основными являются показатели маршрутизации:

  1. Ее уровень - по отдельным грузам и в целом.
  2. Средняя дальность маршрутов.
  3. Размер переработки вагонов, снимаемой отправительскими маршрутами на участковых и сортировочных ж/д станциях.
  4. Показатели удельного веса маршрутной погрузки под выгрузку в распыление и на одну станцию.
  5. Общий объем экономии приведенных часов переработки всеми отправительскими маршрутами.

Методы расчёта

Один из наиболее распространенных аналитических методов расчета – метод совмещенных аналитических сопоставлений (автор – проф. К. А. Бернгард). По этому методу план формирования одногруппных поездов рассчитывается следующим образом:

  • проверяют соответствие самых дальних от первой станции струй вагонопотоков общему достаточному условию, удовлетворяющие этому условию струи выделяются в отдельные назначения плана формирования;
  • составляют исходный график назначений с указанием для каждого из них наибольшего размера вагонопотока, который можно включить в поезда данного назначения и экономию приведенных вагоно-часов от выделения данного назначения;
  • составляют график назначений, позволяющий выявить сквозные назначения, которые при объединении в них наибольшего вагонопотока не обеспечивают экономию вагоно-часов, т. е. не удовлетворяют необходимому условию; такие назначения не включаются в план формирования поездов и исключаются из дальнейшего рассмотрения;
  • назначение с наибольшей экономией вагоно-часов принимается в качестве исходного;
  • при нескольких сквозных назначениях с экономией вагоно-часов последовательно проверяется целесообразность замены исходного назначения одним из более дальних назначений, удовлетворяющих достаточным условиям. Если таких дальних назначений несколько, к расчету принимаются наиболее дальние.

В этой последовательности расчеты ведут до тех пор, пока в графике назначений останутся только те, которые не удовлетворяют необходимым условиям.

Для групповых поездов, составленных из подобранных в отдельные группы вагонов (двух и более назначений) эффективность определяется экономией вагоно-часов в сравнении с другими вариантами организации вагонопотоков в поезда. При этом на станции формирования группового поезда учитываются дополнительные затраты вагоно-часов, связанные с формированием и обработкой групп вагонов этого поезда. На станциях обмена (перецепки) групп вагонов учитываются дополнительные затраты вагоно-часов и локомотиво-часов на подформирование группы прицепки, ожиданию прибытия поезда и маневровой работы по обработке группового поезда.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

от 13 декабря 2018 года N 2678/р

В целях совершенствования организации обращения грузовых соединенных поездов:

2. Заместителю генерального директора главному инженеру ОАО "РЖД" Кобзеву С.А., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Дирекции тяги Валинскому О.С., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., начальникам железных дорог, установленным порядком обеспечить ознакомление и изучение причастными работниками Технологического процесса и обеспечить его выполнение во вверенных структурных подразделениях.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО "РЖД" начальника Дирекции тяги Валинского О.С., заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции управления движением Иванова П.А. по кругу ведения.

Первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
А.Краснощек

Общие сведения

Этот план устанавливает род и назначение поездов и групп вагонов, формируемых станциями. В нем для каждой станции указаны категории отправляемых поездов, станции их расформирования и назначения вагонов, включаемых в составы, род подвижного состава поездов из порожних вагонов. План формирования грузовых поездов должен быть ориентирован на снижение расходов железных дорог, связанных с подводом вагонов в пункты погрузки, переработкой и простоями вагонов на станциях, выполнением технических и грузовых операций, продвижением поездов по участкам, содержанием технической инфраструктуры и штата, а также на повышение доходов, в том числе за счет снижения штрафных выплат за несвоевременную доставку грузов, неподачу порожних вагонов и несохранные перевозки.

Методы

План формирования грузовых поездов предусматривает включение вагонов в подвижные составы двумя методами:

  1. По назначению следования. То есть по следованию до одной и той же станции расформирования или выгрузки.
  2. По роду формируемого подвижного состава.

Присвоение конкретных значений формируемым составам именуется специализацией поездов.

план формирования грузовых поездов оао ржд

Отправительские маршруты

В свою очередь, отправительские маршруты по назначению вагонов будут разделены на такие подкатегории:

  1. Прямые. Они формируются из вагонов назначением на одну-единственную станцию выгрузки, а также по адресу одного получателя на конкретный подъездной путь.
  2. Назначение на станции одного участка выгрузки (вагоны подбираются именно по станциям назначения).
  3. Назначения на так называемые станции распыления.
  4. Назначение на такие станции распыления, где осуществляется разведение вагонов по грузополучателям, станциям выгрузки в границах зон обслуживания данных станций.
  5. Назначение на распределительные или входные станции ж/д, где получаются только топливные грузы.

По условиям обращения можно дополнительно выделить следующие маршруты:

  1. Кольцевые. Тут имеются постоянные составы, которые после выгрузки снова возвращаются на начальную станцию или отделение железной дороги для повторной загрузки.
  2. Технологические. Они будут обращаться по установленному графику между предприятиями, организациями - адресатами и адресантами грузов, сопровождаемыми технологическими процессами, требующими именно ритмичной доставки.

части плана формирования грузовых поездов

Ситуация в РФ

Что касается планов формирования и графиков движения поездов на Российских железных дорогах, тут надо учитывать, что из всего множества станций 85 являются важнейшими. Что это значит? По схемам формирования поездов они входят в состав сетевых. То есть тут принимаются, загружаются и отправляются грузы в различные российские и зарубежные пункты.

Вагоны здесь должны быть подготовлены к отправлению, доставлены к необходимому пункту точно в срок. Они должны включаться в поезда по определенной системе. Она, в свою очередь, обеспечивает устойчивое положение ж/д на всеобщем рынке транспортных услуг, высокие финансовые результаты от железнодорожных перевозок. Всего этого можно достичь путем правильного распределения сортировочных работ между станциями.

Организация вагонопотоков

Организация вагонопотоков в поездах призвана обеспечивать высокий уровень транзитности вагонопотоков, минимальный объем непроизводительной переработки вагонопотоков и в конечном итоге высокую доходность перевозок. Основу организации вагонопотоков составляет план формирования поездов, которым определяется уровень загрузки технических средств транспорта, а также распределение сортировочной и маневровой работы между станциями и пунктами отправления и назначения грузовых поездов. Рациональный план формирования поездов обеспечивает концентрацию сортировочной работы на станциях технически наиболее оснащенных; уменьшает продолжительность нахождения вагонов на технических и грузовых станциях; повышает степень использования технических средств транспорта; улучшает взаимодействие в работе станций примыкания дорог и предприятий. В целом план формирования поездов во многом определяет время нахождения вагонов в пути следования, а соответственно, и скорость доставки грузов.

Составление плана формирования поездов – сложная комбинаторная задача, связанная с расчетами большого числа вариантов и сложными логическими действиями.

Классификация

Формируемые грузовые поезда классифицируют по условиям проследования, дальности следования и скорости движения, состоянию включаемых вагонов и по числу групп вагонов.

По условиям проследования грузовые поезда подразделяются на сквозные, проходящие без переработки не менее одной технической станции; участковые, следующие без переформирования по одному участку; сборные, обслуживающие промежуточные станции участка. Разновидностями сборных поездов являются: зонные – с работой на части промежуточных станций участка; удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые – следующие по нескольким участкам с работой на промежуточных станциях одного участка и проходящие транзитом по другим участкам; вывозные – следующие с граничных станций участка для доставки вагонов до отдельных промежуточных станций; передаточные – следующие между станциями, входящими в один узел и обслуживаемые парком специально выделенных передаточных локомотивов.

По дальности следования и скорости движения поезда делятся на скоростные с унифицированной по всему пути следования весовой нормой и увеличенной маршрутной скоростью (для перевозки контейнеров, скоропортящихся грузов) и ускоренные с повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, живности и др.

По состоянию включаемых вагонов различают поезда груженые, порожние, комбинированные.

По числу групп вагонов поезда подразделяются на одногруппные, в составе которых следуют вагоны на одну станцию назначения под выгрузку или в распыление, и групповые, составленные из подобранных в отдельные группы вагонов двух и более назначений.

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13 декабря 2018 года N 2678/р

Типовой технологический процесс соединения грузовых поездов на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД"

1. Основные положения

1.1. Настоящий Типовой технологический процесс устанавливает порядок соединения грузовых поездов на станциях и перегонах железных дорог общего пользования ОАО "РЖД" (далее - Технологический процесс).

1.2. Организация формирования, соединения и обращения поездов грузовых соединенных (далее - СП) на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" направлена на повышение пропускной и провозной способности участков и направлений, сокращения задержек поездов при предоставлении технологических окон для производства ремонтно-путевых и строительных работ, а также работ по модернизации контактной сети, ликвидации последствий стихийных бедствий, транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций.

2. Нормативные ссылки

2.1. Технологический процесс разработан в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

3. Термины, определения, обозначения и сокращения

В Технологическом процессе используются следующие сокращения:

ДСП - дежурный по железнодорожной станции;

ДНЦ - диспетчер поездной;

ИСАВП-РТ - интеллектуальная система автоматизированного вождения грузовых соединенных поездов с распределенными по составу локомотивами;

СП - поезд грузовой соединенный;

ТРА - техническо-распорядительный акт железнодорожной станции;

многопарковая станция - станция, имеющая несколько парков (станцонных путей, объединенных одной стрелочной улицей или стрелочной горловиной в парк путей). Перечень многопарковых станций утвержден распоряжением от 22.04.2013 г. N 947р ЦЗ-1 Морозова В.Н.

4. Общие требования к соединению поездов

4.1. СП формируются:

- в целях увеличения пропускной способности участка - на многопарковых станциях, определенных приказами начальников дорог. В данном случае СП следует на весь участок до станции смены локомотива или локомотивной бригады;

- в целях увеличения пропускной способности перегона при производстве путевых или других работ - на промежуточных станциях или перегонах, определенных вариантным графиком движения поездов. В данном случае СП следует до станции, указанной в диспетчерском расписании, где разъединяется;

- при ликвидации последствий крушений, аварий и стихийных бедствий разрешается пропускать СП с сохранением автономности тормозных магистралей каждого поезда. Пропуск таких поездов на двухпутных участках должен осуществляться по временно однопутному перегону и одному или двум впереди лежащим перегонам без скрещения с пассажирскими поездами (п.25 Приложения III Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 6-7 мая 2014 г. N 60).

На однопутных линиях движение СП с автономными тормозными магистралями может осуществляться в пределах всего участка, включающего перегон (перегоны) на котором ведутся восстановительные работы.

В первых двух случаях процесс соединения поездов не должен влиять на установленный (вариантный) график движения поездов. Порядок соединения поездов должен быть прописан в ТРА каждой многопарковой станции и в местных инструкциях.

4.2. Запрещается выдавать под соединенные поезда локомотивы при наличии записи в журнале технического состояния локомотива Формы ТУ-152 головного локомотива сведений о сбоях в работе АЛСН, КЛУБ-У, САУТ, БЛОК без отметки об устранении, а так же локомотивы, не оборудованные автоматизированными системами вождения поездов с распределенной тягой (ИСАВП-РТ или аналогичными им по функциональным возможностям). Вождение СП локомотивами, не оборудованными автоматизированными системами вождения поездов с распределенной тягой, допускается только при проведении ремонтных работ на объектах инфраструктуры в период технологических окон продолжительностью свыше 6 ч, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций. Действия локомотивных бригад при управлении СП в этом случае согласовываются по поездной радиосвязи.

Порядок вождения СП устанавливается начальником дороги после проведения опытных поездок с учетом рекомендаций тягово-энергетической и тормозоиспытательной лабораторий и вносится в местную инструкцию.

4.3. Локомотивные бригады для вождения СП должны быть обучены и иметь соответствующие заключения.

4.4. Формирование СП осуществляют из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда. Во всех случаях масса и длина СП не должны превышать установленных весовых норм.

4.5. При постановке в СП локомотивов разных серий в голове должен находиться локомотив, имеющий большую мощность и большую производительность компрессоров.

4.6. При объединении двух поездов разной массы в голову ставить поезд с большей массой.

4.7. Во всех случаях (кроме случаев ликвидации последствий крушений, аварий и стихийных бедствий, когда разрешается пропускать СП с сохранением автономности тормозных магистралей каждого поезда, указанных в п.25 приложения III Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 6-7 мая 2014 г. N 60) тормозные магистрали всех локомотивов должны быть включены в общую тормозную магистраль поезда.

4.8. Соединение двух поездов с выездом одного или обоих поездов на перегон разрешается только в тех случаях, когда время занятия ими перегона не повлияет на установленный график движения поездов.

4.9. Соединение поездов на перегоне и на станциях, на которых не предусмотрено нахождение работников вагонного хозяйства, не разрешается, если один из соединяемых поездов управляется машинистом без помощника.

4.10. Соединение грузовых поездов разрешается на спусках до 0,004 и подъемах до 0,006 включительно. Запрещается соединение поездов в зонах неустойчивого прохождения радиосигналов, указанных в местных инструкциях.

5. Порядок подготовки и соединения поездов на станции формирования для следования на весь участок

5.1. Для каждого участка должен быть разработан график отправления СП с начальных станций.

5.2. О формировании СП ДНЦ заранее предупреждает маневрового диспетчера или ДСП с указанием места и времени его формирования, времени отправления. Диспетчер маневровый передает распоряжение работникам смены на формирование такого поезда и предупреждает дежурного по эксплуатационному локомотивному депо или пункту оборота локомотивных бригад о формировании СП и необходимости выдачи под поезда, планируемые к соединению, локомотивов с исправной системой ведения поезда с распределенной тягой и сообщает об этом работникам вагонного хозяйства.

5.3. Дежурный по локомотивному эксплуатационному депо (по согласованию с дежурным по станции или диспетчером маневровым) планирует под нитку отправления СП оборудованные локомотивы и обученные локомотивные бригады.

5.4. Работники вагонного хозяйства при подготовке составов определяют возможность их следования в сдвоенном поезде в соответствии с требованиями Инструкции и сообщают дежурному по станции или диспетчеру маневровому.

5.5. После прицепки локомотивов к поездам, для последующего соединения, установленным порядком производится полное опробование автотормозов каждого поезда с выдачей справки об обеспечении тормозами и исправном их действии каждому машинисту.

5.6. После полного опробования автотормозов у каждого поезда, эти поезда объединяются на путях порядком, указанным в местных инструкциях и ТРА станций.

5.7. После соединения поездов производится сокращенное опробование тормозов СП по двум хвостовым вагонам с выдачей справки об обеспечении тормозами и исправном их действии машинисту головного локомотива. Порядок выдачи справки об обеспечении тормозами и исправном их действии на каждый в отдельности поезд и на объединенный поезд указывается в местных инструкциях и ТРА станций.

Машинист головного локомотива передает машинисту второго локомотива следующие данные:

- массу соединенного поезда;

- длину поезда в условных вагонах;

- потребное и фактическое тормозное нажатие;

- наличие композиционных тормозных колодок.

5.8. Перед отправлением СП дежурный по станции сообщает машинисту головного локомотива номер поезда, которым он будет следовать. Машинист головного локомотива вносит номер СП в справку об обеспечении тормозами и исправном их действии сообщает его машинисту второго локомотива.

6. Порядок соединения поездов на промежуточной станции для проследования участка с производством ремонтных работ

6.1. Соединение поездов на станции производится по регистрируемому в "Книге диспетчерских распоряжений" формы ДУ-58 приказу ДНЦ следующей формы:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

от 9 января 2020 года N 4/р

О внесении изменений в распоряжение ОАО "РЖД" от 28 декабря 2012 года N 2786р "О Едином сетевом технологическом процессе железнодорожных грузовых перевозок"

Во исполнение пункта 9 протокола заседания правления ОАО "РЖД" от 17 апреля 2015 года N 10:

1. Внести изменение в распоряжение ОАО "РЖД" от 28 декабря 2012 года N 2786р "О Едином сетевом технологическом процессе железнодорожных грузовых перевозок", изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).

2. Начальникам департаментов, управлений и филиалов ОАО "РЖД" довести до причастных Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок в редакции настоящего распоряжения.

Первый заместитель
генерального директора ОАО "РЖД"
А.Краснощек

Исходные данные для составления плана

В качестве исходной информации при составлении плана используются планируемые объемы перевозок, нормы массы и длины составов поездов, схема участков обращения локомотивов и бригад, данные о технической оснащенности станций и участков и их перерабатывающая способность, результаты анализа действующего плана формирования поездов. Для расчета плана формирования поездов определяются струи (корреспонденции) вагонопотоков, которые образуются на расчетной станции из вагонов собственной погрузки и из расформируемых поездов. Если поезда формируют из вагонов только одной струи или нескольких струй, то это уже назначение плана формирования поездов. Как правило, число назначений меньше числа струй вагонопотоков. Возможны различные варианты объединения струй в назначения. Каждому варианту назначений будет соответствовать определенный простой вагонов под накоплением в пункте формирования и под переработкой на попутных технических станциях. Таким образом, план формирования поездов устанавливает категории грузовых поездов, назначения (станции формирования и расформирования) и включаемые в поезд вагоны.

Нормативы для расчета плана формирования поездов обеспечивают рациональную загрузку станций и повышение транзитности вагонопотоков. Они устанавливаются в зависимости от типа, технического оснащения и схем путевого развития станции, объемов переработки вагонов на горке и уровня их загрузки, числа маневровых локомотивов, веса и длины перерабатываемых составов, технического оснащения примыкающих линий, рода тяги и системы использования локомотивов.

При составлении плана формирования поездов для небольших расчетных полигонов (от 3 до 6 станций) рассматривают все возможные варианты (исключая заведомо неконкурентноспособные) и отбирают лучший по минимуму приведенных вагоно-часов (вагоно-часов накопления на станциях формирования и вагоно-часов переработки на попутных технических станциях). Для полигонов с большим числом станций расчет плана получается слишком громоздким и рассмотрение всех возможных вариантов затруднено даже с помощью ЭВМ. Поэтому методы расчета плана формирования поездов основываются на использовании определенных приемов, условий, правил и процедур, позволяющих рассматривать не все возможные варианты, а только конкурентноспособные и выбирать из них наиболее близкий к оптимальному. Используются следующие приемы и правила. Проводят попарное сравнение струй вагонопотоков с определением суммарной экономии, предварительное построение всех возможных сквозных назначений, в том числе и многоструйных. Построение начинается с начальной станции, на которой в каждое назначение включают вагоны данного и более дальних назначений. На последующих станциях направления в каждое данное назначение должны включаться вагоны этого и более дальних назначений, зарождающиеся на данной и всех предыдущих станциях направления. Определяется максимальная экономия. Выполняются необходимое условие, достаточное условие и общее достаточное условие. Выделение струи вагонопотока в самостоятельное назначение плана формирования будет целесообразно при условии, что экономия приведенных вагоно-часов от проследования всех попутных технических станций без переработки больше или равно вагоно-часам накопления на станции формирования (необходимое условие), за пределами следования короткой струи (достаточное условие), от проследования попутной технической станции с минимальной экономией (общее достаточное условие).

Определение

План формирования поездов - единый технологический процесс деятельности всех станций железнодорожной сети. Также он одновременно выступает схемой распределения сортировочных работ между ними.

План формирования поездов устанавливает назначение и род групп вагонов, составов, формируемых станциями. В частности, в нем указано следующее (в отношении каждой станции):

  1. Категории отправляемых составов.
  2. Станции их расформирования.
  3. Назначение каждого из включенных в состав вагонов.
  4. Род каждого из подвижных составов.

Общие показатели

Для поездных планов формирования важны и общие показатели:

  1. Размер транзитных потоков вагонов.
  2. Коэффициенты переработки.
  3. Средняя дальность пробега грузовых составов.
  4. Вагоно-часы переработки.
  5. Количество сформированных отправлений.
  6. Средняя мощность вагонопотоков, относящихся к одному назначению.

план формирования поездов

Мы рассмотрели, что называется планом формирования поездных составов, его особенности, важные показатели и сущность. Определили методы, разновидности формирования, корректировку такого плана.

Разновидности

Рассмотрим самые распространенные такие специализации в рамках плана формирования грузовых поездов ОАО РЖД.

По условиям, грузовые составы будут разделены на:

  1. Отправительские маршруты (они организуются непосредственно с мест погрузки). Обязательно освобождается не менее одной станции от переработки включенных в состав вагонов.
  2. Технические маршруты. Это те поезда, что формируются уже без участия грузоотправителя.

Корректировка, изменение схемы

Расчет плана формирования поездов порой нуждается в корректировке. Изменения производятся в зависимости от эксплуатационной работы отдельных участков путей, суточного образования на них вагонопотоков. К корректировке плана обращаются только в том случае, если это не замедлит общее движение поездов по ж/д.

Изменения оформляются соответствующими диспетчерскими приказами, заверяемыми подписями ответственных лиц. Что касается допустимых вариаций подобных оперативных корректировок частей планов формирования грузовых поездов, они устанавливаются по каждому из назначений, указываются в дорожных книгах подобных схем.

В отношении оперативных изменений уже межгосударственных пунктов перехода (они соответственно назначаются по межгосударственным маршрутникам) можно сказать, что они осуществляются только в следующих случаях:

  1. Стихийные бедствия.
  2. Нарушение безопасности движения железнодорожных составов.
  3. Просьбы отдельных грузополучателей и грузоотправителей в отношении отдельных поставок - вагонов, вагонных групп либо отправительских маршрутов.

Корректировка плана в таком случае проводится Дирекцией Совета по ж/д транспорту с обязательным согласованием с причастными к делу железнодорожными организациями.

план формирования грузовых поездов

Цель составления

План формирования поездов ориентирован на снижение расходов железнодорожных компаний, связанных со следующим:

  1. Подвод вагонов к пунктам погрузки.
  2. Время переработки, простоя вагонов на станциях.
  3. Выполнение технических и грузовых операций.
  4. Продвижение железнодорожных вагонов по определенным участкам.
  5. Содержание технической инфраструктуры и штата трудящихся.

С помощью применения методов расчета плана формирования поездов достигаются и цели по повышению доходов железнодорожной компании за счет следующего:

  1. Снижение штрафных выплат за несвоевременную доставку товаров, грузов при помощи ж/д транспорта.
  2. Исключение неподачи порожних вагонов.
  3. Уменьшение количества штрафов за несохранные перевозки.

расчет плана формирования поездов

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 9 января 2020 года N 4/р

Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок

1. Основные положения

Утвержденная на государственном уровне Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года [1] ставит перед транспортным комплексом масштабные цели, в том числе:

- формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;

- обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;

- обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

- интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны.

В долгосрочной программе развития ОАО "РЖД" [3] для железнодорожного транспорта определены основные стратегические ориентиры, предусматривающие перспективное увеличение пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба.

Прогнозные объемы перевозок на перспективу до 2025 года превышают существующие провозные способности сети. Поэтому достижение целевых параметров клиентоориентированности по срокам и скорости доставки грузов предусматривается за счет осуществления приоритетных мероприятий, позволяющих обеспечить внедрение технологических решений, сбалансированных с планами по развитию инфраструктуры и обновлению подвижного состава.

Достижение поставленных задач связано с дальнейшим совершенствованием технологии организации перевозочного процесса, ликвидацией технических и технологических противоречий, имеющихся как внутри филиалов, так и на стыках взаимодействия с другими подразделениями компании.

За последние годы в организации перевозочного процесса произошли существенные изменения. Наличие тарифных ограничений в сфере грузовых перевозок, снижение общесетевой эффективности управления вагонными парками в условиях множественности операторов подвижного состава и наличие инфраструктурных ограничений на железнодорожной сети общего пользования привело к снижению возможностей ОАО "РЖД".

Переработка ЕСТП, как программного документа, вызвана необходимостью пересмотра и актуализации нормативно-технологической базы ОАО "РЖД" с учетом изменения структуры и направления следования основных грузопотоков, прогнозного роста грузооборота, структуры погрузки, существенного увеличения дальности перевозок, внедрением и использованием инновационных технических средств, изменением модели управления перевозочным процессом. Освоение возрастающих объемов перевозок должно обеспечиваться одновременным повышением их качества. В связи с этим ключевыми инициативами повышения производственной эффективности железнодорожного транспорта являются:

1) Развитие на сети железных дорог сквозных принципов управления перевозочным процессом, предусматривающее унификацию и оптимизацию использования тяговых средств, параметров графика движения поездов, требований к содержанию инфраструктуры, согласованное развитие в границах технологических полигонов управления перевозочным процессом всего производственного комплекса. Развитие и усиление взаимодействия между филиалами на полигонном уровне управления создают возможности для формирования единого центра ответственности с общими показателями работы, направленными на минимизацию производственных потерь при взаимодействии различных вертикалей.

Под технологическим полигоном управления перевозочным процессом в настоящем документе понимается укрупненная часть сети РЖД, объединенная по технологическим признакам (зарождение/погашение грузопотоков, обеспечение тягового обслуживания, логистическое управление подводом к морским портам и межгосударственным стыковым пунктам и др.), с целью унификации технологических и инфраструктурных параметров перевозочного процесса, обеспечения единого сквозного планирования и управления эксплуатационной работой и выполнением строительно-монтажных и ремонтных работ.

2) Повышение эффективности перевозочного процесса за счет улучшения качественных показателей использования подвижного состава.

Для освоения перспективных объемов перевозок предусматривается совершенствование технологии перевозочного процесса, в том числе за счет организации движения грузовых поездов по расписанию, модернизации подвижного состава, перераспределения грузопотоков между параллельными ходами, повышения массы грузовых поездов, сокращения межпоездных интервалов, установления гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности, улучшения эффективности использования парка локомотивов и локомотивных бригад.

Совершенствование модели управления парком грузовых вагонов за счет технологических решений по консолидации универсального подвижного состава, что позволит сократить загрузку инфраструктуры и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы для освоения предъявляемых к перевозке объемов грузов.

3) Повышение эффективности использования парка локомотивов и локомотивных бригад за счет:

- увеличения плеч работы локомотивных бригад и локомотивов при переходе на полигонные технологии работы;

- приобретения нового подвижного состава с улучшенными тяговыми характеристиками;

- совершенствования системы контроля и планирования за использованием локомотивов во всех видах движения;

- снижения доли непроизводительных, вспомогательных простоев и пробегов;

- повышения среднесуточной производительности локомотива в грузовом и маневровом движении;

- синхронизации развития инфраструктуры и формирования модели локомотивного парка с учетом единых норм массы на основных направлениях следования грузопотоков, что позволит повысить пропускную способность и гарантированный вывоз всех предъявляемых объемов;

- унификации парка локомотивов с оптимизацией ремонтной базы и улучшением сервисного обслуживания.

4) Специализация железнодорожных направлений под преимущественно пассажирское и грузовое движение создает ряд технологических преимуществ: обеспечение устойчивой работы каждой из систем за счет исключения съема поездов одной категории другими, повышение скорости и надежности доставки грузов, возможность применения дифференцированных норм в содержании инфраструктуры.

5) Повышение эффективности на малоинтенсивных железнодорожных линиях за счет реализации комплекса мероприятий по оптимизации их работы и совершенствованию нормативной базы в части исключения избыточных требований к содержанию инфраструктуры.

6) Обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла. Адресное устранение инфраструктурных ограничений и приведение установленной скорости к оптимальным параметрам.

Инвестиционные проекты предусматривают повышение пропускных и провозных способностей железнодорожных линий, в том числе позволяют снизить протяженность "узких" мест за счет строительства новых железнодорожных участков технологического назначения (обходы узлов, соединение параллельных ходов), строительства дополнительных главных путей, электрификации железнодорожных линий, развития станций.

7) Установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности с увеличением среднего гарантийного плеча и их синхронизация с плечами работы локомотивов за счет перехода функционирования вагонного комплекса на выявление предотказных состояний грузовых вагонов, реализации проектов тяжеловесного движения на сети железных дорог с применением вагонов нового поколения с повышенной осевой нагрузкой. Внедрение данной технологии позволит оптимизировать число вагонных депо, пунктов технического обслуживания вагонов и сократить количество переработок на технических станциях.

8) Подготовка объектов инфраструктуры для обеспечения организации перевозок грузов в вагонах с повышенной осевой нагрузкой. Эффективность достигается при условии обращения поездов на кольцевых маршрутах без переформирования на пути следования по расписанию. При этом с учетом разработки совмещенного вариантного графика движения поездов будет обеспечен устойчивый вывод поездов с участковых и сортировочных станций, увеличена провозная способность при неизменной длине составов и частоты их обращения.

9) Снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе за счет синхронизации мероприятий по переходу на полигонную модель управления перевозочным процессом с ликвидацией участков, имеющих ограничения пропускной способности по устройствам энергоснабжения.

В результате последовательной и адресной реализации на сети железных дорог основных принципов полигонной идеологии будут соблюдены и полностью сбалансированы интересы различных бизнес-блоков в компании и участников перевозочного процесса.

1.1. Задачи Единого сетевого технологического процесса железнодорожных грузовых перевозок

ЕСТП является программным документом, отражающим основные принципы технологического обеспечения организации и управления процессом железнодорожных грузовых перевозок, а также организацию системного взаимодействия участников перевозочного процесса по всем элементам управления перевозками в условиях укрупненных направлений сети РЖД. Положения ЕСТП описывают основные процессы управления железнодорожными перевозками в холдинге "РЖД".

- порядок взаимодействия между центрами управления перевозками в границах технологических полигонов управления перевозочным процессом и другими структурами управления на полигонном уровне, в том числе с учетом экстерриториальных принципов управления;

- основные принципы, критерии и порядок организации оперативного планирования, контроля и диспетчерского руководства на укрупненных направлениях сети РЖД;

- технологии управления местной работой с учетом возможности концентрации диспетчерского управления;

- расширение границ принятия решений по управлению продвижением поездов и перераспределением вагонопотоков по направлениям за счет организации логистических центров на полигонном уровне управления;

- требования к информационному обеспечению технологического процесса перевозок, основанного на сквозных принципах управления;

- вопросы и принципы взаимодействия участников перевозочного процесса на укрупненных направлениях сети РЖД;

- технологии взаимодействия с операторами и иными владельцами подвижного состава при перемещении и размещении на инфраструктуре ОАО "РЖД" порожних вагонов, подготовку их под погрузку.

Положения ЕСТП распространяются на взаимодействие следующих основных участников перевозочного процесса:

- владельцев железнодорожных путей необщего пользования;

- операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава;

- провайдеров транспортно-логистических услуг;

- ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры общего пользования и перевозчика грузов.

Настоящий документ определяет сквозные принципы технологии планирования, нормирования, управления, мониторинга перевозочного процесса для всех его участников, включая:

- технологическое взаимодействие ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса на основе интеграции планирования ими перевозок грузов на календарный месяц и системы месячного технического нормирования перевозочного процесса;

- переход к принципам работы подразделений ОАО "РЖД", как владельца инфраструктуры и перевозчика, основанным на планировании перемещения груженых и порожних грузовых вагонов и рационального использования инфраструктуры, в целях выполнения обязательств по своевременной доставке грузовых вагонов и грузов;

- переход к формированию единых технических и технологических требований к инфраструктуре, специализации ходов по преимущественным видам движения, организации продвижения поездопотоков с учетом внедрения полигонных технологий управления перевозочным процессом.

Технологические решения для эффективного управления перевозочным процессом, заложенные в ЕСТП, строятся на основе сквозных принципов организации перевозочного процесса и планирования перевозок с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования (грузополучателей, грузоотправителей), а также с возможностью использования экстерриториальных подходов взаимодействия причастных подразделений ОАО "РЖД" регионального и сетевого уровней.

1.2. Взаимодействие ЦД с ЦФТО, ЦТ и ЦДИ при организации перевозочного процесса в условиях сквозных технологий

Основной задачей ЦД при взаимодействии с другими филиалами ОАО "РЖД" является осуществление перевозки заданного объема грузов и пассажиров в соответствии с нормативным графиком движения поездов, установленными сроками доставки грузов при обеспечении безопасности движения и рациональном использовании ресурсов.

Качество оказания услуги перевозки во многом зависит от уровня взаимодействия подразделений внутри производственного блока. Для эффективного взаимодействия подразделений осуществляется планирование погрузки на предстоящий период, как по объемам, так и по направлениям, которое определяет сбалансированное наличие ресурсов, необходимых для обеспечения перевозки.

1.2.1. Взаимодействие ЦД с ЦФТО

Взаимодействие ЦД, Д с ЦФТО направлено на планирование и осуществление перевозок грузов, оптимизацию использования инфраструктуры, выполнение бюджетных заданий по объемам перевозок, выручке и показателям использования подвижного состава с учетом соблюдения норм и правил безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта.

ЦФТО с использованием автоматизированных систем формирует предварительный прогноз (план) предъявления грузов в разрезе "дорога-дорога" и "станция-станция" (шахматки) в детализации по родам грузов:

Шахматка - это таблица особой формы, которая отражает прогнозные/плановые корреспонденции грузопотоков и вагонопотоков в разрезе "дорога-дорога" или "станция-станция" (в зависимости от детализации формы).

- на год/квартал - прогноз;

Разработанные ЦФТО шахматки грузопотоков и вагонопотоков передаются в ЦД для оценки реализуемости прогнозных параметров с учетом возможностей инфраструктуры.

ЦД совместно с АО "ИЭРТ" на основании результатов расчетов АС "Прогресс" и АС ТН формирует предварительный вариант возможностей инфраструктуры.

ЦФТО с учетом рассчитанных возможностей инфраструктуры осуществляет, при необходимости, корректировку прогноза (плана) предъявления грузов в разрезе "дорога-дорога" и "станция-станция" (шахматки), при этом:


Содержание

Технические маршруты

План формирования поездов включает в себя и необходимость следования техническим маршрутам (созданным без участия грузоотправителя). Тут составы будут подразделяться на подкатегории:

  1. Сквозные. Они следуют без переработки через одну или сразу несколько ж/д станций.
  2. Участковые. Следуют по одному участку без переформирования.
  3. Сборные. Предназначены для сбора и развоза вагонов по станциям конкретного участка.

В рамках технологических маршрутов курсируют и следующие поезда:

  1. Зонные сборные. Работают сразу на нескольких промежуточных станциях, относящихся к одному участку.
  2. Удлиненные. Соответственно, работают на промежуточных станциях двух смежных ж/д участков.
  3. Сборно-участковые. Такие поезда следуют по нескольким участкам, работают на промежуточных станциях одного участка и следуют транзитом через иные участки.
  4. Вывозные. Они следуют с участковой или сортировочной станции до отдельной грузовой или промежуточной станции уже иного, примыкающего участка.
  5. Передаточные. Курсируют между станциями, входящими в один узел. Обслуживаются спецпарком передаточных локомотивов.
  6. Так называемые диспетчерские локомотивы. Избираются при незначительной выгрузке/погрузке на промежуточных ж/д станциях. Нередко выступают дополнением к сборным поездным составам.

По числу групп вагонов составы формируются:

  1. Одногруппные. К единственной станции назначения.
  2. Групповые. Включены две и более вагонные группы на различные станции назначения.

Также составы тут разделяются на:

  1. Груженые.
  2. Порожние.
  3. Комбинированные (есть и порожние, и груженые вагоны).

план формирования грузовых поездов состоит из

Отдельные случаи

В начале статьи мы уже разобрали, что включает в себя план формирования поездов. Теперь отразим важные особенности его составления.

Поездные составы из порожних вагонов формируются отдельными маршрутами по роду такового состава. Также они могут входить в число комбинированных составов вместе с гружеными вагонам. Формируются на станциях, обозначенных в данном плане.

Что касается станций, где не предусмотрено формирование маршрутов составов, представленных только порожними вагонами, их включают в грузовые поезда по регулировочному заданию, установленному планом формирования.

По роду перевозок и дальности следования могут быть сформированы ускоренные поезда, отличающиеся повышенной маршрутной скоростью. В частности, это следующие категории:

  1. Составы, осуществляющие перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах.
  2. Составы, доставляющие живность, фрукты и овощи в крытых специальных вагонах, молочную продукцию в контейнерах и проч.

Для вышеобозначенных поездов отправление и пропуск осуществляются по специальным расписаниям.

Отдельные автономные вагоны, рефрижераторные секции, цистерны- и вагоны-термосы, как порожние, так груженые, а также крытые специальные вагоны со скоропортящимися товарами следуют по техническим маршрутам в рамках установленного порядка направления грузовых ж/д потоков, а также поездного плана формирования.

Что касается массовой перевозки животных, она осуществляется только в специально созданных для этого вагонах, строго по установленному расписанию движения ускоренных составов. Допускается, что отдельные группы таких поездов отправляются по специфическим планам формирования - с учетом местоположения водопоя.

Если осуществляется перевозка негабаритных грузов, то нужно учитывать, что маршруты для грузов боковой и нижней негабаритности четвертой, пятой, шестой степени в большинстве случаев не совпадают с действующими планами формирования поездных составов.

В тех случаях, когда маршруты следования составов, перевозящих опасные грузы, отличаются от действующих по установленным планам формирования, порядок включения таких вагонов в поезда оформляется по соответствующему распоряжению, исходящему от железнодорожной администрации.

план формирования поездов включает в себя

Читайте также: