Исходное положение грис в середине поля направление вправо используя вспомогательный алгоритм

Обновлено: 04.07.2024


Используя вспомогательные алгоритмы, запрограммируйте рисование следующих фигур.
программа Фигура1
нач
шаг
шаг
сделай КриваяФигура
сделай КриваяФигура
процедура КриваяФигура
нач
поворот
шаг
шаг
поворот
поворот
поворот
шаг
шаг
поворот
поворот
поворот
шаг
шаг
поворот
шаг
шаг
кон
кон



программа Фигура2
нач
сделай КриваяФигура
сделай КриваяФигура
сделай КриваяФигура
сделай КриваяФигура
процедура КриваяФигура
нач
шаг
шаг
поворот
поворот
поворот
шаг
шаг
поворот
шаг
шаг
поворот
кон
кон



программа Фигура3
нач
сделай БукваН
прыжок
сделай БукваО
прыжок
сделай БукваС
прыжок
процедура БукваН
нач
поворот
шаг
шаг
шаг
шаг
поворот
поворот
прыжок
прыжок
поворот
шаг
шаг
поворот
прыжок
прыжок
поворот
поворот
шаг
шаг
шаг
шаг
поворот
кон
процедура БукваО
нач
шаг
шаг
поворот
шаг
шаг
шаг
шаг
поворот
шаг
шаг
поворот
шаг
шаг
шаг
шаг
поворот
прыжок
прыжок
кон
процедура БукваО
нач
шаг
поворот
поворот
прыжок
прыжок
поворот
поворот
поворот
шаг
шаг
шаг
шаг
поворот
поворот
поворот
шаг
кон
кон



программа Фигура4
нач
сделай КриваяФигура
сделай КриваяФигура
сделай КриваяФигура
процедура КриваяФигура
нач
поворот
шаг
поворот
поворот
поворот
шаг
кон
кон


Сегодня мы продолжаем работу с алгоритмами и построением алгоритмов для ГРИС "Стрелочка". Но в начале урока вспомним основные понятия: "Алгоритм", "Линейный алгоритм", "Вспомогательный алгоритм". (ответы обучающихся)

Изучение нового материала (учащиеся делают записи в тетради)

(слайд 2) Начиная с 50-х годов 20 века, программисты стали использовать графические схемы, изображающие алгоритмы, которые получили название блок-схем. Блок-схема позволяет сделать алгоритм более наглядным и выделяет в алгоритме основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор и цикл). Если исполнителем алгоритма является человек, он может по блок-схеме легко проследить выполнение алгоритма, так как элементы блок-схемы соединены стрелками, указывающими шаги выполнения алгоритма.

Элементы алгоритма изображаются на блок-схеме с помощью различных геометрических фигур, внутри которых записывается программный код.

(слайд 2) Рассмотрим основные элементы блок-схем и их назначение:

Начало или конец алгоритма

Ввод или вывод данных

Описание линейной последовательности команд



Обращение к вспомогательному алгоритму

(слайд 3) Сейчас решим задачу:

Нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Исходное положение ГРИС у левого края поля, направление – на восток. Задачу можно решить, написав 11 раз команду шаг. Посмотрите, какой длинной будет наша программа. Но есть более короткий вариант программы:

Пока впереди не край повторять

(слайд 4) Здесь использована программа, которая называется циклом. Формат команды и блок-схема следующие:

Пока условие повторять



Нц обозначает начало цикла, кц – конец цикла.

Команда цикла реализует обратную связь между графическим исполнителем и компьютером. Здесь проверяется, не вышел ли ГРИС за край поля, не грозит ли ему следующий шаг или прыжок в этом направлении аварией. Проверяемые условия звучат так: «впереди край?» или «впереди не край?». На что машина получает от исполнителя ответ «да» или «нет».

В нашем примере проверяется условие «впереди не край?». Если «да», то делается шаг, т.е. выполняется , затем происходит возврат на проверку условия, и все повторяется. Если проверка дает отрицательный результат, то выполнение цикла завершается и исполняется следующая после цикла команда программы.

При программировании цикла важно, чтобы цикл был конечным, т.е. двигаясь в одном направлении, исполнитель обязательно достигнет края, и на этом выполнение цикла закончится.

(слайд 5) Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Как вы думаете, что будет нам рисовать ГРИС при выполнении следующего цикла, начальное состояние ГРИС в середине поля:

Пока впереди не край повторять

ГРИС будет бесконечно рисовать квадратик, так как проверка условия «впереди не край?» всегда будет давать положительный ответ. Исполнение данного цикла никогда не закончится.

(слайд 6) Теперь мы с вами составим программу, по которой графический исполнитель нарисует прямоугольную рамку по краю поля. Исходное положение ГРИС у левого края поля, направление – на восток.

Подумайте, как можно составить данную программу (на обдумывание ответа дается 2 минуты, после чего обучающиеся предлагают свои варианты, а учитель по возможности корректирует их, а потом дает правильный алгоритм решения задачи)

Рамка состоит из четырех линий, поэтому будем пользоваться процедурой, проводящей линию от края до края поля, как в предыдущей задаче. Оформим программу проведения линии в виде процедуры и напишем основную программу:


Образовательная: закрепить представления учащихся об исполнителях алгоритмов, научить учащихся управлять исполнителем Стрелочка с использованием вспомогательных алгоритмов.

Развивающая: развитие памяти и логического мышления, навыков геометрических построений, владения геометрическим языком, умения использовать его для описания предметов окружающего мира, пространственных представлений и изобразительных умений;

Воспитательная: воспитание аккуратности и трудолюбия, владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Тип урока: урок закрепление знаний и навыков.

Основные понятия: исполнитель алгоритмов, вспомогательный алгоритм, процедура, метод последовательной детализации.

Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, групповой, наглядно-практический.

Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая работа, самостоятельная.

Требования к знаниям и умениям: знать понятие алгоритма, знать понятие исполнителя алгоритмов, понятие системы команд исполнителя, знать понятие процедуры, уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, проектор, приложение в PowerPoint, упражнения для глаз.

ЦОР Единая коллекция

Учебник: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. ЛБЗ. 2007 г.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков которые потребуется для выполнения предложенных заданий (15 мин)
  3. Выполнение учащимися практического задания (20 мин)
  1. Информирование о домашнем задании (1 мин)
  2. Итог урока (1 мин)

Ход урока.

Мне хотелось бы узнать ваше настроение перед началом урока.

И еще я вам на этом уроке желаю успеха. И не только на уроке информатики, так как по словам философа Е.Ильенкова «Вся человеческая жизнь – это ни что иное, как постоянное желание достичь успеха в решении новых вопросов и проблем».

Дети, поднимите руки, кто желает достичь успеха? Я тоже желаю этого.

- Сегодня у нас работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательного алгоритма.

Итак, цель нашего урока: научиться применять вспомогательные алгоритмы при написании программ.

Начинаем наш урок с девизом “Если с алгоритмами будешь дружить, любую задачу ты сможешь решить”.

А) Фронтальный опрос.

- Что такое алгоритм?

Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

- Каково назначение графического исполнителя алгоритмов.

ГРИС – это графический исполнитель, назначение которого – получение чертежей, рисунков на экране дисплея.

- Какова команды СКИ.

С помощью команд Шаг, прыжок, поворот в пределах рабочего поля можно построить любой рисунок, состоящий из вертикальных и горизонтальных отрезков.

- Что такое вспомогательный алгоритм.

Вспомогательный алгоритм – это алгоритм решения некоторой подзадачи исходной задачи.

- Что такое процедура?

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования называется процедурой.

- Метод последовательной детализации.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы называется методом последовательной детализации или программированием сверху вниз.

Б) Разбор примеров.

Демонстрация интерактивного объекта. ЦОР Единая коллекция.

Сколько процедур используется в алгоритме рисования числа 1919.

Формат обращения к процедуре:

Сделай <имя процедуры>

Формат описания процедуры:

Процедура <имя процедуры>

2.Сколько процедур используется в алгоритме рисования следующих фигур:

Фигуры для вспомогательных алгоритмов

Выполнение практического задания №19.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов (на 20 мин.)

Цель работы: закрепить полученные знания по использованию вспомогательных алгоритмов.
Работа сопровождается индивидуальной корректировкой со стороны учителя.

Краткий инструктаж по ТБ при работе за ПК (1 мин)

Для обеспечения безопасной работы я напоминаю вам о выполнении правил Техники безопасности при работе за компьютером.
Напоминание! За работой на компьютере сядьте ровно и обратите внимание, чтобы монитор находился на расстоянии не менее 50см от глаз, установите угол наклона монитора и положение клавиатуры наиболее удобным для вас. В течение работы на компьютере не забывайте о зарядках для глаз и плечевого пояса. Упражнения для глаз лежат у вас на столе. Берегите свое здоровье.

Упражнения для глаз

Практическое задание. Разработать алгоритм для написания слова «БАОБАБ» (для изображения каждой отдельной буквы использовать процедуру). Высота каждой буквы – 2 шага, ширина – 1 шаг.

Дополнительное задание: добавить процедуру по своему усмотрению.

Закончилось время отведенное на выполнение практического задания.

  1. Информирование о домашнем задании.

Параграф 29 читать, задача №7 стр.163.

Дополнительно из ЦОР Единая коллекция Д/З №20 (1,2)

  1. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм с обязательным использованием подпрограммы перевоза через реку волка, козы и капусты, если СКИ «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой.
  2. Дан алгоритм на языке ГРИС:

шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок.

Запишите этот же алгоритм с использованием вспомогательных подпрограмм.

Выставление оценок за практическую работу.

- достигли ли мы успеха.

- помог ли вам на уроке наш девиз.

Дети, помните, что умные, образованные люди – это наибольшая ценность государства. Стать такими людьми можно только тогда, когда ум не будет знать ни минуты покоя, а силу уму будет придавать постоянный поиск.


Тема урока: Работа с циклами в графическом исполнителе «Стрелочка».
Класс: 9
Цели урока:

способствовать формированию у учащихся умения составления алгоритма с использованием вспомогательных алгоритмов и циклов;

способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся, навыков работы на компьютере;

содействовать воспитанию культуры поведения при фронтальной работе.

Задачи урока:

способствовать формированию у учащихся умений работы на интерактивной доске, в среде графического исполнителя «Стрелочка»;

способствовать развитию умений самостоятельной работы;

содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

Оборудование:

интерактивная приставка Mimio;

карточки с заданиями;

учебник Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс»;

ЦОРы к учебнику «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л:

графический исполнитель "Стрелочка" (N 126121);

конструирование циклического алгоритма "Рамка" в среде исполнителя "Стрелочка" (N 126144);

задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (1 уровень сложности) (N 125822);

задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (2 уровень сложности) (N 126111);

задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (3 уровень сложности) (N 126800);

домашнее задание N21 (N 126792);

презентация «Зрительная гимнастика»;

кроссворд по теме: "Управление и алгоритмы" (N 126802).

Предварительная подготовка к уроку:

Загрузить необходимые ЦОРы в ПК учащихся в соответствующую папку (у каждого учителя своя методика хранения учебных материалов).

Подготовить ЦОР, необходимый для проведения урока.

Подготовить к использованию презентацию «Зрительная гимнастика».

Распечатать карточки с заданиями для практической работы.

Распечатать тексты домашнего задания для тех учащихся, у которых нет дома ПК.

План урока:
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Подготовительный этап – 1 мин.
3. Повторение и проверка домашнего задания – 10 мин.
4. Практическая работа (с перерывом на физкультминутку) – 35 мин.
5. Домашнее задание – 1 мин.

1. Организационный этап.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, пожелание хорошего рабочего настроения.
Фон на экране оказывает дополнительное эмоциональное воздействие.

3. Повторение и проверка домашнего задания.
Повторение и проверка домашнего задания проводится с помощью выполнения практического задания на ПК и фронтального опроса.
Несколько учащихся (те, у которых возникали трудности при выполнении заданий на предыдущем уроке) выполняют задание на компьютере, с остальными проводится фронтальный опрос. Закончив выполнение практического задания, учащиеся присоединяются к фронтальной работе. Правильность выполнения задания учитель проверяет с помощью функции ЦОРа «Открыть верное решение». (Не забыть сделать пометку о выполнении задания).

Задания для практического выполнения:
ЦОР «Конструирование циклического алгоритма "Рамка" в среде исполнителя "Стрелочка"» (126144): нарисовать прямоугольную рамку по краям поля, используя процедуры и циклы.
(Задание с указанием названия ЦОРа и местом его нахождения в ПК оформить в виде карточки).

Фронтальный опрос:
Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания (Приложение_1). Все остальные (не работающие за ПК) следят за правильностью выполнения заданий и, если не согласны, поднимают руку. Учитель делает себе пометки о работе каждого ученика.
В ходе выполнения заданий учитель следит за правильностью выполнения заданий, и оказывает консультационную помощь по работе с доской.

Содержание экрана

Действие учителя

Действия учеников

Использование возможностей интерактивной доски

Задание 1.
На экране разбросаны слова, из которых надо собрать определения понятия «Алгоритм».

Озвучивает задание:
«Составить из слов определение понятия «Алгоритм».

1. Ученик составляет понятие «Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату».
2. Открывает следующий экран.

Задание 2.
На экран выведены слова: дискретность, эстетичность, абстрактность, определенность, понятность, результативность, массовость, неопределенность, лаконичность.

– Зачеркните понятия, не являющиеся свойствами алгоритма.
– Дайте определение свойствам алгоритма.

1. Ученик зачеркивает лишние слова.
2. Ученик сам или с помощью одноклассников формулирует свойства алгоритма.
3. Открывает следующий экран.

Работа с инструментом Маркер.

Задание 3.
На экране размещены объекты - понятия и определения: исполнитель, линейный алгоритм, вспомогательный алгоритм, цикл, цикл с предусловием.

– С помощью инструмента Стрелка соедините понятие с его определением.

1. Ученик подбирают данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.
2. Открывает следующий экран.

Работа с инструментом Линия.

Задание 4.
На экране разбросаны элементы блок-схем.

– Соберите из предложенных элементов структуру цикла с предусловием, не забудьте вписать недостающие элементы.

1. Ученик собирает блок схему цикла с предусловием.
2. Ученик вписывает недостающие элементы.
3. Проверяет правильность выполнения задания, открывая скрытую часть экрана.
4. Открывает следующий экран.

Перетаскивание объектов. Работа с электронным пером.
Применение затенения экрана (шторка) для скрытия правильного ответа.

Задание 5.
На экране среда ГРИС «Стрелочка» и рисунок фигуры, которую нужно нарисовать.

- Используя вспомогательный алгоритм, запрограммируйте рисование фигуры.
– Актуализирует основные алгоритмы работы в среде ГРИС «Стрелочка».
– Направляет работу учащихся.

Ученик работает в среде ГРИС «Стрелочка», остальные учащиеся помогают при необходимости советами.
Если возникнут трудности с выполнением задания, то вызвать другого ученика.

Работа стикером с интерактивным ЦОРом на доске.

Обоснование использования интерактивной доски на этапе:
Использование интерактивной доски на этапе повторения и актуализации знаний положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания. Учителю легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке. Им очень нравится создавать различных образы, путем “собирания” их средствами доски, решать задачи на доске, выполнять задания на установку соответствий терминов, понятий.

4. Практическая работа.
Учитель рассказывает о ходе выполнения практической работы, на какие моменты необходимо обратить внимание при выполнении работы, раздает карточки с разноуровневыми заданиями. (Приложение_2).
Все варианты размещены на одном листе – ученики имеют возможность выбрать уровень на свое усмотрение.
В карточке два задания: первое выполняется в среде ГРИС «Стрелочка», второе – в тетради для практических работ.
Те ученики, которые сидят вдвоем за компьютером, работают в парах.
На доске работает ученик по индивидуальному заданию (ученик, нуждающийся в индивидуальной работе с учителем, в дополнительной учебной мотивации).
Через 15 минут после начала работы провести физкультминутку для снятия утомления глаз (Приложение_3). Выполнение физкультминутки можно сопроводить музыкой.
В ходе выполнения учитель оказывает консультационную помощь и оценивает работу учащихся.

5. Домашнее задание.
Параграф 6-7.


-80%

Читайте также: