Игры эрик берн список

Обновлено: 07.07.2024

ХОРОШИЕ ИГРЫ

Психиатр обладает наилучшими, единственными в своем роде возможностями для изучения игр, но, к несчастью, имеет преимущественно дело с людьми, которых игры ведут к неприятностям. Это означает, что все игры, предлагаемые для клинического исследования, в определенном смысле являются "плохими". И поскольку, по определению, все игры основаны на скрытых транзакциях, во всех присутствует элемент личной корысти. Так что с обеих точек зрения, практической и теоретической, поиск "хороших" игр представляет собой трудную задачу. Хорошей игрой мы называем такую, в которой польза для общества перевешивает неоднозначность мотивов, особенно если игрок примиряется с этими мотивами без легкомыслия или цинизма. Таким образом, "хорошая" игра одновременно приносит пользу другим участникам и позволяет инициатору раскрыть себя. Поскольку даже при самой продуманной организации общественной жизни большое время тратится на игры, следует усердно отыскивать "хорошие" игры. Ниже мы предлагаем несколько примеров, признавая, однако, что их недостаточно и что анализ их далек от совершенства. Рассматриваются игры "Трудовой отпуск", "Кавалер", "Рад помочь", "Местный мудрец" и "Они будут рады, что знали меня".

1. "ТРУДОВОЙ ОТПУСК"

Тезис. Строго говоря, это скорее времяпрепровождение, чем игра. Американский почтальон, который отправляется в Токио, чтобы помочь японскому почтальону разносить почту, или американский отоларинголог, проводящий отпуск за работой в больнице на Таити, почувствуют себя такими же отдохнувшими и смогут рассказать не меньше интересного, чем если бы отправились в Африку на охоту за львами или провели время, ведя машину по американским дорогам. Благодаря "Корпусу мира" игра в "Трудовой отпуск" приобрела официальный статус.

Однако "Трудовой отпуск" становится игрой, если содержание работы вторично по отношению к скрытому мотиву и выполняется только с целью достичь чего-то другого. Но даже при таких обстоятельствах эта игра сохраняет свои конструктивные качества и является одной из наиболее рекомендуемых.

2. "КАВАЛЕР"

Тезис. В эту игру играют мужчины, не имеющие сексуальных намерений. Реже молодые, вполне удовлетворенные своим браком или связью, чаще пожилые, решившие придерживаться моногамии или воздержания. Встретив подходящий "объект" женского пола, Уайт пользуется каждой возможностью, чтобы подчеркнуть привлекательные качества женщины, никогда не переходя пределы, установленные ее положением в обществе, социальным окружением и требованиями хорошего вкуса. Но в этих пределах Уайт позволяет себе полную свободу творчества, неподдельный энтузиазм и оригинальность. Цель игры не соблазнить женщину, а выказать свое мастерство дамского угодника и бонвивана. Внутренняя социальная выгода заключается в удовольствии, испытываемом женщиной от этого невинного артистизма, и в соответствующей оценке ею мастерства Уайта. В определенных случаях, когда оба участника сознают природу игры, она может продолжаться к усиливающемуся удовлетворению обеих сторон, вплоть до экстравагантности. Светский человек, конечно, знает, когда остановиться, и не будет продолжать, когда игра перестает забавлять (из заботы о ней) или когда фантазия по части комплиментов истощится (чтобы не подвергать риску собственную гордость и репутацию). Поэт, заинтересованный не только в восхищении вдохновившей его женщины, но гораздо больше в признании критиков и читателей, извлекает из игры также внешнюю социальную выгоду.

Европейцы в прозе и англичане в поэзии всегда были в этой игре искуснее американцев. В нашей стране игра в основном оказалась в руках "школы фруктовой лавки": твои глаза подобны авокадо, твои губы напоминают огурцы и т.д. "Кавалера" из "фруктовой лавки" невозможно сравнивать с произведениями Херрика и Лавлейса или с циничными, но полными игры воображения произведениями Рочестера, Роскоммона и Дорсета.*

Родственные игры. Игру "Кавалер" следует отличать от операций и процедур, к которым прибегают при обычном ухаживании. Женский вариант "Кавалера" может быть назван "Поклонница"" в эту игру часто играют галантные ирландские леди в пожилом возрасте.

Цель. Взаимное восхищение.

Роли. Поэт, Восхищенный объект.

3. "РАД ПОМОЧЬ"

Как способ использования людей эта игра в Америке составляет основу так называемых "паблик рилейшнз" (связь с общественностью). Но потребители с радостью принимают в ней участие, и, возможно, это самая приятная и конструктивная из всех коммерческих игр. В другой связи, однако, это одна из наиболее достойных порицания семейных игр на трех участников: в этой игре отец и мать соревнуются за внимание детей. Но следует отметить, что даже в этом случае игра сохраняет некоторую конструктивность, потому что существует множество деструктивных способов состязания, например: "Мамочка больна сильнее, чем папочка" или "Почему ты любишь его больше меня?".

4. "МЕСТНЫЙ МУДРЕЦ"

5. "ОНИ БУДУТ РАДЫ, ЧТО ЗНАЛИ МЕНЯ"

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ

Эта книга была первоначально задумана как продолжение моей работы "Транзакционный анализ в психотерапии", но я надеюсь, что ее все-таки можно прочесть и понять, не будучи знакомым с предыдущей публикацией. В первой части излагается теория, необходимая для анализа и понимания игр. Часть вторая содержит описания игр. В третьей части изложен новый клинический и теоретический материал, который позволяет расширить наши представления о том, что значит быть свободным от игр. Те, кого заинтересуют более подробные сведения, могут обратиться к указанной выше работе. Читатель обеих книг заметит, что вдобавок к новым теоретическим сведениям несколько изменились терминология и точка зрения, что явилось результатом дальнейших размышлений, чтения и новых клинических материалов.

Студенты и слушатели моих лекций часто просили меня продиктовать список игр или подробнее рассмотреть те игры, которые упомянуты в лекциях в качестве примера. Это убедило меня в необходимости написать данную книгу. Я благодарю всех студентов и всех слушателей, в особенности тех, которые помогли мне выявить и назвать новые игры.

Для краткости игры описываются преимущественно с мужской точки зрения, если только они не являются специфически женскими. Таким образом, главный игрок именуется "он", но я не вкладываю в это никаких предубеждений, поскольку та же ситуация может быть отнесена и к "ней", если только не сделана специальная оговорка. Если женская роль существенно отличается от мужской, она описывается отдельно. Точно так же я без всякой задней мысли обычно называю психотерапевта "он". Терминология и способ изложения ориентированы преимущественно на подготовленного читателя, однако, надеюсь, что книга покажется интересной и полезной всем.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Теорию общения между людьми, достаточно подробно рассмотренную в "Транзакционном анализе", можно вкратце свести к следующим положениям.

Установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни. В сущности, это означает, что явление, которое специалисты называют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный исход. Эти наблюдения привели к идее сенсорного голода и подтвердили, что наилучшими лекарствами от нехватки сенсорных раздражителей являются разного вида прикосновения, поглаживания и т.п. Что, впрочем, известно практически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами.

Действительно, не только биологически, но и психологически и социально сенсорное голодание во многих отношениях аналогично обычному голоду. Такие термины, как "недоедание", "насыщение", "гурман", "разборчивый в еде", "аскет", "кулинарное искусство" и "хороший повар", легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущений. Переедание, по сути, то же самое, что чрезмерная стимуляция. И в том, и в другом случае при нормальных условиях в распоряжении человека имеется достаточно припасов и возможностей составить разнообразное меню; выбор определяется личным вкусом. Возможно, что наши вкусы в основе своей имеют те или иные особенности нашего организма, но к рассматриваемым здесь проблемам это не имеет отношения.

Процесс достижения компромисса можно называть по-разному, например сублимацией; но как ни назови, младенческий сенсорный голод в конечном счете трансформируется в жажду быть замеченным или потребность в признании (recognition-hunger). По мере того как путь к достижению этого компромисса усложняется, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении быть замеченными. Эти различия в запросах и делают столь разнообразными социальные взаимодействия, определяя в какой-то степени судьбу каждого человека. Так, киноактеру могут требоваться еженедельно сотни "поглаживаний" от анонимных и безразличных ему поклонников, чтобы его "спинной мозг не высох", а ученому может быть достаточно одного поглаживания в год от уважаемого и авторитетного коллеги.

"Поглаживание" можно использовать как общий термин для обозначения физического контакта; на практике оно может приобретать разнообразные формы. Некоторые буквально гладят ребенка; другие обнимают его или похлопывают; наконец, третьи игриво шлепают или щиплют. И в разговоре между взрослыми происходит нечто подобное, так что, наверное, можно предсказать, как человек будет ласкать ребенка, если вслушаться в то, как он говорит. В более широком смысле "поглаживанием" можно обозначить любой акт признания присутствия другого человека. Таким образом, поглаживание можно рассматривать как основную единицу социального действия. Обмен поглаживаниями составляет транзакцию, основную единицу социального взаимодействия.

Согласно теории игр можно сформулировать следующий принцип: любое социальное взаимодействие предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Высказав эти предварительные замечания, мы можем уверенно перейти к следующему разделу.

В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль – роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль – роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль – роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.

Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство – они говорят о нем только из уважения к Преследователю, – а их последующие страдания.

Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.

Существуют также организации, цель которых – улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.

Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.

Цель. Самобичевание.

Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Динамика. Оральная депривация.

Ходы. 1. Провокация – обвинение или прощение. 2. Снисходительность – гнев или разочарование.

2. Внешняя психологическая – возможность избежать половой и других форм близости.

Книга Эрика Берна Игры, в которые играют люди сразу после издания стала бестселлером. Несмотря на критику многих психологов работа продолжает оставаться одной из самых популярных книг по психологии сегодня.

Трансакционный анализ является психологической теорией, позволяющей анализировать социальное поведение и взаимоотношения людей. Игра представляет собой набор ходов, содержащих скрытый подвох или ловушку. Мотивы участников обычно скрыты, но игры всегда приводят к заранее известному результату.

Важной частью каждой игры является ее итог или выигрыш, вопрос заключается в том, получает ли участник вознаграждение в игре. Выигрыш необходим игроку для сохранения психологического равновесия, он позволяет освободиться от напряжения, опасной ситуации и получить социальное одобрение.

Значение психологических игр

Психологические игры присутствуют в жизни каждого человека, жить в обществе, значит играть в игры. Типичный представитель определенной социальной группы покажется чужим членам другого сообщества. Человек может подвергнуться большому давлению или отвержению, если перестанет играть в принятые в своем кругу игры, но может быть принят в другом сообществе.


Значение психологических игр

Виды психологических игр

Психологические игры, используемые в межличностных отношениях, рассмотрены на основе социологической классификации, так как она является наиболее практичной.


«Игры на всю жизнь» оказывают на игроков наиболее сильное влияние по сравнению с другими играми, рассчитаны на несколько участников. Типичные игры «Попался, сукин сын», «Алкоголик», «Должник». Игру «Попался, сукин сын» можно наблюдать на примере игры в покер.

У одного из игроков выигрышные карты. Если это игрок в «Попался, сукин сын», то его будет интересовать не выигрыш в покер, а сам факт того, что другой игрок находится в его власти. Игра «Попался, сукин сын» отчасти является криминальной игрой. Берн описывает в своей книге, как наблюдая за игрой в покер, он понял механизм другой психологической игры «Я только пытаюсь вам помочь».

«Игры на вечеринках» позволяют разным игрокам найти друг друга. Одна из игр на вечеринках «Какой ужас!». Игрок постоянно попадает в неприятные ситуации, рассказывает о своих проблемах и страданиях, пытается привлечь к себе внимание и получить сочувствие .

«Супружеские игры», как и любые другие, могут присутствовать в семейной жизни. Одной из распространенных является игра «Если бы не ты».

Женщина выходит замуж за деспотичного мужчину, который не позволит ей попадать в пугающие ситуации. В таком браке жена жалуется на запреты и ограничения, из-за чего муж чувствует себя неловко. В результате жена получает вознаграждение в виде сочувствия, внимания, возможности играть с подругами в игру «Если бы не он».

«Сексуальные игры» связаны с супружескими играми, инициатором часто выступает женщина, если водящим является мужчина, то такие игры относятся уже к группе криминальных игр.

Игра «Ну-ка подеритесь» основана на соперничестве двух мужчин за женщину. Сюжет является основой для произведений литературы, театра и кино. Возможны три варианта развития игры.

В романтическом варианте после победы в состязании женщина и ее герой живут долго и счастливо. Драматический сценарий разыгрывается, если побеждает не тот, кого выбрала женщина. В комедии женщина бросает обоих.

«Криминальные игры», например «Полицейские и воры», связаны с мошенничеством, насилием и другими преступлениями. Каждая криминальная игра в своей основе нечестна и незаконна.


Такие игры проходят под руководством «Взрослого», то есть планируются профессиональными преступниками.

«Психологические игры» можно наблюдать не только в кабинете психолога, но и в других ситуациях, связанных с социальными отношениями. Типичная игра «Я только пытаюсь вам помочь».

Консультант дает профессиональный совет клиенту. На следующей встрече клиент сообщает, что последовал совету, но не достиг нужного результата. Консультант принимает известие о неудаче и предлагает новый вариант решения проблемы. Консультирование клиента может длиться бесконечно долго.

Игрок в «Я только пытаюсь вам помочь» заранее уверен, что помощь не будет принята, игроку не нужен быстрый результат. В этой ситуации консультант испытывает раздражение, но старается его подавить. Он понимает, что формально следует установленной процедуре, другие консультанты поступают также и он всегда получит поддержку начальства.

Игроков в «Я только пытаюсь вам помочь» следует отличать от профессионалов, которые действительно оказывают помощь.

«Позитивные игры». Поиск положительных игр является трудной задачей, так как все игры основаны на скрытой мотивации и корысти. Хорошая игра приносит пользу одновременно всем участникам. Например, «Трудовой отпуск» становится позитивной игрой, если для игроков содержание работы вторично и работа выполняется ради другой цели.

Некоторые игры несут в себе творческий потенциал. Другая часть игр основана на обмане и конфликтах, поэтому такие игры не доставляют радости и удовольствия игрокам, а их развязка может завершиться настоящей драмой. В своем исследовании Э. Берн постоянно подчеркивает, что игры не могут заменить реальной жизни.

Классификация психологических игр

  1. В основу классификации игр положены различные признаки и характеристики. По количеству участников различают игры на двоих, например супружеские игры, в играх на вечеринках участвует много игроков.
  2. По гибкости и вариативности, различают игры, в которых игрок предпочитает играть всегда в одну игру, например «Должник», в некоторых играх возможен легкий переход от одной игры к другой.
  3. В зависимости от напряженности игры могут быть легкими или тяжелыми, соответственно поведение игроков характеризуется непринужденностью или агрессивностью.
  4. По интенсивности и допустимости различают социально приемлемые игры либо провокационные, которые играются до конца и могут закончиться в суде, в больнице или в морге 5 . Социологическая классификация. Все игры подразделяются на группы в зависимости от жизненных ситуаций, в которых люди могут оказаться: игры на всю жизнь, игры на вечеринках, супружеские, сексуальные, криминальные, психологические и позитивные игры.

Какие бывают роли в психологических играх

У каждого человека есть определенный набор схем поведения в разных ситуациях. Иначе говоря, в разных жизненных ситуациях люди выбирают определенные шаблоны поведения. Изменения в поведении при разных ситуациях в трансакционном анализе называют различными состояниями Я. Набор схем поведения или состояний Я определены автором терминами родитель, взрослый, ребенок.

Родитель — состояние Я, сходное с образцами поведения родителей или тех, кто выполнял роль родителя, воспитателя. Родительский опыт необходим для социального и биологического выживания. Все люди повторяют в своей взрослой жизни положительные или деструктивные модели поведения родителей.

Взрослый — состояние Я, связанное с объективной оценкой ситуации взрослым человеком. Каждый человек, включая детей, стариков, больных людей и преступников, способен объективно оценивать ситуацию и адекватно действовать.

Ребенок — состояние Я, основанное на закрепленных в детстве образцах поведения. В некоторых ситуациях взрослые люди могут реагировать неуместно или слишком эмоционально, в соответствии с моделями поведения, закрепленными в детстве.

Читайте также: