Хронос обрезающий крылья амуру картина

Обновлено: 02.07.2024

В римском пантеоне Сатурн (Кронос — у греков) был одним из самых древних богов, и, пожалуй, самым мрачным и жестоким. Сатур научил людей земледелию, которе он, как Бог, «курировал», выражаясь современным языком. А вот со Временем, которым Сатурн повелевал, он распоряжался сурово и безжалостно. Ничто не может остановить течение Времени — даже Любовь. Вот аллегория картины художника Акимова.

Сатурн суровый, сидел на камне и косу свою точил,
А мимо, Амур беспечный пролетал. Сатурн его схватил.
«Куда летишь, дружок? Что так беспечен?»
«Спешу Любовь посеять!» - «О, парень, мир не вечен!
Из Хаоса возник он, и в Хаос он вернётся!
Так что Любовь, сынок, лишь прахом обернётся. »
«Я знаю, людям мало времени отпущено, чтобы достойно жить,
Так я работаю над тем, чтоб наделить людей способностью любить!»
«Зачем людям Любовь? С землёй им суждено трудиться,
Зерно чтоб сеять. Печь хлеб. Чтоб прокормиться. »
«Но человек не вол, что землю, с утра до вечера копает,
Так я ему любовь дарю. Пусть он в любви, хотя бы отдыхает!»
«Мальчишка! Ты хоть бы раз, землю, как вол, пахал?
Мне жизнь твоя известна! Весь труд твой, - что любовь всем раздавал.
Нет, милый мой дружок! Довольно, любовь всем раздавать!
Время закончилось! А Время надо уважать!»
Сказав так, Сатурн, Амуру, крылья, ужасною косой, отсёк.
А время всё бежало. Но уже новый цикл Времени потёк.

© Copyright: Алексей Горшков 4, 2018
Свидетельство о публикации №118112903779

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сатурн обрезает крылья Амуру,
Больше не мог приносить нам любовь,
Красные капли смывает он хмуро,
В чашу собрав веселящую кровь.

Нет больше в мире любви, нет ей места,
Чашу бездонную выпил, как мёд,
Только сердцу в груди стало тесно:
Вместе с Амуром стремиться в полёт.

Плоть разорвав, оно взмыло над миром,
К музыке вечной божественных струн,
Любовь сочетается браком с Эфиром,
Стал тенью Саттана без сердца Сатурн.

Саттан – древнегреческое название планеты Сатурн.
«Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амура» - картина Ивана Акимовича Акимова(1754 – 1814). Холст, масло. 1802. Третьяковская Галерея.
Эта картина, одна из самых знаменитых картин художника. Размер её совсем небольшой. В Галерее Третьякова она висит на уровне пояса, поэтому для многих остаётся незамеченной. Удивляет одно, почему такая жестокость: обрезать крылья именно косой. Сатурн ассоциируется с Кроносом - Богом времени. Время есть жизнь - время есть смерть. Не смерть ли прерывает земную любовь. В эзотерике, именно на планету Сатурн будет отправлен падший ангел. Греческое название планеты дало и одно из имён повелителю тёмных сил.

© Copyright: Ольст Петерсен, 2010
Свидетельство о публикации №210022401580

Ольст, очень интересно! Стрелы Амура до сих пор пронзают людские сердца. Любовь - вечна. желаю любви и вдохновения!


В римском пантеоне Сатурн был одним из самых древних богов. В греческой мифологии он носил имя Кроноса, был сыном бога Неба Урана и богини Земли Геи. Сатурн был богом земледелия, а также воплощал понятие времени. По характеру Сатурн был мрачным и жестоким богом (интересно, что в астрологии планета Сатурн также считалась холодной и мрачной планетой).

Русский художник XVIII века И.А.Акимов представляет Сатурна в виде могучего крылатого старика, который, сидя на диком камне, косой отрезает крылышки младенцу Амуру, богу любви, сыну богини любви и красоты Венеры. Неумолимое время уничтожает даже всесильную любовь.

Переводчик Академии наук И.Акимов сделал перевод с французского языка "Иконологического лексикона или руководства к познанию живописного и резного художества, медалей, эстампов и проч." Лакомба де Презеля, где объясняется эта аллегория: "Он ничего более не значит, как Время. Стихотворцы объявляют, будто он поедал собственных своих детей, то есть Дни, Месяцы и Годы, а представляют его в виде крылатого старика, что означает скорость времени; в руке у него коса, показывая чрез то, что он все пожинает".

В суд Афины-Паллады поступило заявление от гражданки Афродиты о нанесении тяжких телесных повреждений её несовершеннолетнему сыну Эроту. В качестве доказательства предъявлена найденная заявительницей картина, на которой она узнала своего ребёнка и крылатого бога Кроноса, обрезающего ему крылья. При выяснении обстоятельств дела собрана следующая информация.

Подозреваемый Кронос ранее неоднократно совершал противоправные действия, однако всегда уходил от ответственности. Первым его кровавым преступлением было оскопление отца, признанное, в своё время, самообороной, так как всех своих детей Уран возвращал в недра земли и был готов поступить так же и с Кроносом. Расправившись с отцом, Кронос пошёл по его стопам и, фактически, стал серийным убийцей: он проглатывал собственных детей по мере их появления на свет. Слава богу (Зевсу), всё закончилось хорошо, дети были выплюнуты и заняли высокие посты на Олимпе. Эти эпизоды доказывают, что Кронос способен не только обрезать какую-нибудь часть тела, но и уничтожить это тело полностью. О его жестокости и непорядочности говорит и факт превращения им своей любовницы Филиры в лошадь, чем нимфе была нанесена глубокая психологическая травма.

Потерпевший Эрот - дитя любви, сын богини любви Афродиты и бога войны Марса. Однако имеются и другие версии его происхождения. Своенравный ребёнок, находящийся в свободном полёте, вооружённый луком и золотыми стрелами, которыми поражает жертву, внушая ей непреодолимое влечение к избранному объекту, именуемое любовью. Неуправляем, коварен, действует, вопреки рассудку, что часто бывает чревато тяжёлыми последствиями для его жертв и их близких.

Внушает сомнения наличие на картине косы. Событие произошло в период, когда кос ещё не было, а существовал лишь их предшественник – серп. Известно, что он был изготовлен по заказу Кроноса волшебниками с острова Родос, поэтому именно серп должен быть в руке Кроноса.

В результате расследования было выдвинуто пять рабочих версий.

Версия первая – романтическая.
Кронос – символ неумолимого времени, Эрот – символ любви, но время не властно над любовью. Сколько ни обрезай крылья, они вырастают снова. Поэтому ни в одном мифе не упоминается бескрылый Эрот. Зато не счесть его изображений повзрослевшим, влюблённым и окрылённым. Отсюда следует, что лишить Эрота крыльев невозможно, а, значит, состав преступления отсутствует.

Версия вторая – научная.
Эротов (Амуров) не может быть много, он единственный. Однако есть картины, на которых их изображено несколько («Торговка Амурами» Вьена, «Нимфы, обезоруживающие Амуров» Кресли). Судя по этим произведениям, древним грекам и римлянам было знакомо клонирование. Возможно, Кронас принял за Эрота одного из клонов, лишил его крыльев, но ничего в мире от этого не изменилось, а за увечье, нанесённое клону, уголовная ответственность не предусмотрена.

Версия четвёртая – философская.
Не затрагивая вопроса об орудии преступления, отметим, что и серп, и коса имеют одинаковую символику. Это знаки плодородия, изобилия, надежды на возрождение, но, вместе с тем, и эмблемы смерти (вспомним, старуху-смерть с косой). Такое двойственное толкование психологи называют амбивалентностью. Иными словами, конец чего-то одного является началом другого. И тогда обрезание крыльев не выглядит преступлением, это всего лишь удаление прежних слабеньких крылышек и начало роста новых, более крепких и красивых, то есть диалектически обоснованное действие.

Версия пятая – атеистическая
Есть мнение, что мир материален, и никаких богов не существует. В связи с этим, нельзя принимать на веру информацию о поедании богами своих детей, превращениях людей в животных или обрезании несуществующих крыльев. Но тогда вся эта история – вымысел, включая заявление несуществующей Афродиты и справедливый суд Афины-Паллады.

К делу приложено заключение независимых экспертов, которые внесли существенные поправки в расследование. Было установлено, что на картине изображены не Кронос и Эрот, а идентичные им герои римской мифологии Сатурн и Амур. И если Эрот и Амур, в какой-то мере, взаимозаменяемы, этого никак нельзя сказать о Сатурне и Кроносе. Изначально римляне считали Сатурна богом земледелия и плодородия и лишь позднее стали отождествлять его с греческим богом времени Кроносом. Однако мифы о Кроносе и Сатурне существенно отличаются, и делать выводы о личности Сатурна на основании поступков Кроноса не представляется возможным. Становится понятным и изображение на картине косы, вместо серпа: у Сатурна она вполне могла быть.

Расследование проводилось на основании заявления Афродиты, принявшей крылатого ребёнка за своего сына. Однако выяснилось, что на картине изображён не Эрот, а сын Венеры Амур. Возможно, для кого-то это и не имеет значения, но для матери – важно. С учётом этого факта, а также противоречивых версий преступления, расследование прекращено, и дело закрыто.

Иллюстрация: Иван Акимов. Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру. 1802.

Читайте также: