Хроники нарнии и золотой компас

Обновлено: 06.07.2024

В рамах подготовки к католическому рождеству в прокат выходит "Золотой компас", религиозно-философский блокбастер для семейного просмотра, аналогичный прошлогодней рождественской сказке "Хроники Нарнии". Как и "Хроники. ", снятые по написанной в 1950-е книге бывшего оксфордского профессора Клайва Льюиса, "Компас" представляет собой экранизацию более современного детского писателя Филиппа Пулмана, в прошлом тоже педагога.

Позиционирующий себя как ницшеанец, богоборец и антиклерикал, точно знающий, как правильно понимать Библию, и ненавидящий организованную религию, Филипп Пулман встретил выход "Хроник Нарнии" на экраны резкой критикой, заметив, что на его вкус в книгах Клайва Льюиса маловато высшей истины в евангельском смысле, то есть любви. Теперь кинозрителям представляется возможность оценить концентрацию любви в произведениях самого Пулмана и понять, выступил ли он по существу или скорее из ревности к чужому успеху.

"Золотой компас" — американское название книги, вышедшей в Англии как "Северное сияние". Это первая часть трилогии "Темные начала" (His Dark Materials), которой Филипп Пулман прежде всего и известен и которая многими воспринимается как альтернатива циклу Джоан Роулинг о Гарри Поттере, более суровая и лучше написанная. На самом деле принципиальной разницы между поттерианой и пулмановской эпопеей нет, особенно если рассматривать их не как полноценную литературу, а как сырье для голливудской "баблорубки". В центре пулмановской эпопеи не мальчик, а девочка Лира Белаква (в фильме ее играет Дакота Блю Ричардс), наделенная магическими способностями,— тоже сиротка, как и Гарри Поттер, мирно живущая в Оксфорде и посещающая колледж, пока с подачи ее дяди лорда Азриэла (Дэниел Крейг) на нее не ложится миссия по спасению мира. Не сразу осознав свое высшее предназначение, она поначалу думает, что просто ищет своего пропавшего лучшего друга с помощью волшебного прибора, давшего название фильму, и способного указывать не только на север, но и на истину.

А истина среди прочего в том, что "Золотой компас", крайне привлекательный в плане зрелищности, не совсем благонадежен в плане идеологии. Продюсеры долго не могли решить проблему, связанную с тем, что содержащиеся в книге Пулмана наезды на церковь и самого Господа Бога могли бы не встретить понимания в широких зрительских массах. Предчувствуя возмущение христианской общественности, продюсеры предпочли приглушить содержащиеся в книге антицерковные нападки и заменили осторожными эвфемизмами прямые указания на церковь и Бога, тормозящих прогресс: в киноверсии главная героиня воюет не конкретно с Богом, а вообще со всеми силами, учреждениями и организациями, ограничивающими свободу личности.

Тем не менее боязнь продюсеров назвать вещи своими именами их не особенно обезопасила: все равно бдительные члены американской Католической Лиги призвали бойкотировать "Золотой компас" — из тех соображений, что на экраны богохульство, может, и не просочится, но фильм может подтолкнуть кого-то из родителей на покупку книги в качестве рождественского подарка ребеночку, а она способна навсегда отвратить впечатлительных детишек от Бога. На это режиссер Крис Уайтц только удовлетворенно потирает ручки, вспоминая, насколько был подогрет интерес к "Коду Да Винчи" аналогичными проклятьями со стороны духовенства. Возмущение фанатов Филиппа Пулмана, не без оснований предполагающих, что с изъятием Бога из "Золотого компаса" пропадет основная идея, создателей фильма, видимо, тоже не слишком беспокоит — большинство зрителей купят билет не ради того, чтобы поднабраться атеизма, а просто посмотреть на украшающих рекламные постеры Николь Кидман в роли главной злодейки и Дэниела Крейга в шкиперской бородке, придающего силам добра джеймс-бондовскую сексапильность.

The Golden Compass (2007, США, Великобритания) , IMDb: 6.1

Рецензия «Афиши» на фильм


Лучшие отзывы о фильме «Темные начала: Золотой компас»


Ничего не попишешь - хочется "красивенького". Хочется ,чтоб технологии - и кареееты, платья с треном, и чтоб пахло Средневековьем. И еще хочется небывалых пейзажей, персонажей - и много-много зверюшек.
Вот тут-то все и еееесть!
Когда фильм шел в кинотеатрах, я не смогла досмотреть, осталась под впечатлением от красоты картинки, и в ужасе от того, что делали с детьми - я вообще-то человек увлекающийся и проникающийся - мне тот мальчик со шкуркой своей души потом в кошмарах снииился.
Долго не могла досмотреть - и копию хотелось непременно хорошую, и мальчика жалко было, и про пулмана начиталась всяких гадостей, что он-де антихристианин, и хочет вырастить детей на своих книжках в отрицании церкви.
Книг не читала.
Но я рада, что досмотрела. Не сказала бы, что мне мешали антицерковные настроения - ни в бОльшей мере, чем Харадримы = мусульмане у Толкиена.
И я не вижу необходимости прятать этот фильм от детей. Я лично буду пересматривать - зверюююююшки.



Эффективный и безупречный с т.з. здоровья способ выпадения из реальности! В сложившейся экосистеме людей и деймонов-дуалов назревает кризис, в эпицентре которого очередная непослушная Алиса с механическим раритетом а ля "миелафон". Следом за ней - порхающие с арбалетами ведьмы-долгожительницы, водоплавающие цыгане, злобные биофункционеры-полярники - и восстание медведей против "Единой России"! Шоу-программа покруче в нынешние времена может быть только на новогоднем корпоративе!:)


Самое забавное в фильме, безусловно, деймоны – суетливые и немного бестолковые зверюшки, сопровождающие героев, да еще и меняющие облик, пока вы не получите паспорт :-) Тоже не самые логичные существа, но компьютерщики постарались!

Зрителям без детей -протипоказано. Можно уснуть. Из неплохой книги сделали примитивный детский фильм. Жаль!
Трилогия "Тёмные начала" не менее захватывающая, чем "Властелин колец".
Только если "Властелина колец" экранизировал фанат, то "Тёмные начала" доверили экранизировать какому-то конъюктурщику, который больше всего боялся снять заставить зрителей о чем-то задуматься.
В фильме всё равно есть на что посмотреть в плане зрелища, но вот мыслей не осталось. Никаких.


Абсолютно счастлив сообщить: фильм получился. Уж сколько копий сломали фанаты и просто любители поскандалить над фигурой режиссёра, над заретушированными Голливудом антирелигиозными темами книги, над блондинкой Коултер, над тем, что книгу упихнули в 1 ч. 50 мин. по времени. А всё зря, ибо сказка - умная, мрачная, и безоговорочно увлекающая за собой - получилась замечательной.

Историю пересказывать нет нужды: Лира Белаква - маленькая сиротка, оказывающаяся в центре заговора не то злобного Магистериума и Мадам Коултер, не то их противников в лице Лорда Азриэла и учёных Оксфорда. Магистериум (читай - Церковь) властвует над миром Лиры и жаждет прибрать к руками иные миры (и наш бренный тоже, где-то среди прочих обретающийся во Вселенной), как только Лорд Азриэл узнаёт, что такие миры есть и в них возможно проникнуть. Мадам Коултер ведёт явно свою игру, находясь не то на стороне Азриэла, не то играя в игру Магистериума. В руках у Лиры - золотой артефакт-компас, указывающий ей путь. На стороне Лиры - король северных медведей, властительница ведьма, авантюрист-ковбой на воздушном шаре и маленький хорек по имени Пантелеймон - её храбрая душа в облике животного. Задача Лиры - спасти своего единственного друга, мелкого мальчишку Роджера, похищенного таинственными Жрецами и увезённого далеко на Север. Ну а зрителю лучше пристегнуть ремни.

Всё, что происходит в этом фильме, с первого взгляда может не уложиться в голове. Поклонники книги могут легко объяснить, кто эта зловещая Коултер, что такое Пыль, зачем на Северном полюсе проводятся жесточайшие опыты над похищенными детишками и почему собственно вокруг каждого человека все время вьётся какой-нибудь зверёныш? Возможно, не всё первый фильм объяснить идеально, но а мой взгляд, сказка она ведь на то и сказка, что никогда не знаешь - что там за запертой дверью? Таких дверей в "Компасе" миллион, и открывать их герои будут до самого (грандиозного) финала этой трилогии.

В отличие от "Нарнии", где такая дверь всего одна, и в отличие от "Властелина Колец", где если ты увяз в мире Средиземья, то ходу оттуда нет до конца твоей жизни, Мир Тёмных Начал - это своя, особая Вселенная, и поэтому фильм получается непохож ни на "Нарнию" (к счастью!), ни на шедевр Джексона, только потому, что это очень современная, технологичная, смелая на аллегории история - пожалуй даже слишком смелая, раз католические группы по всей Америке призывают бойкотировать фильм. Они, может, и окажутся правы в своем страхе - к фильму этак третьему, когда "оскаровская" лауреатка Кидман и "лучший в мире Бонд" Крэйг низвергнут в бездонную пропасть тирана-Бога. Но пока что им рано беспокоиться: "Золотой Компас" настолько же антирелигиозен, как и была расистской "Нарния" (все хорошие парни там - белокожи, все приспешники Тильды Свинтон были подозрительного тёмного цвета, скандал!). Я тут понимаю студию, которая сгладила углы (надо сказать, и в книге № 1 не сильно-то заметные) - я надеюсь, в расчете отдать дань книге в последующих экранизациях.

Они (продолжения), я искренне теперь надеюсь, последуют. Студия New Line, как правильно пишет Владимир Лященко, дейтвительно поставила на кон очень многое. Официально озвученный бюджет фильма - 205 млн. долларов (почти 250 млн. вместе с актуальными P/A): это столько же, сколько стоил недавний "Кинг Конг". Но в отличие от Джексона, режиссёру Уайцу пришлось снимать не одну, а пожалуй тысячи анимированных животных-"дэймонов" - и тут придраться почти не к чему. Периодически зверьки были немного stuffed, но в целом, когда смотришь на ватагу ребятишек, бегущих вперемешку со своими зайцами, котятами и песиками, глаз прямо упивается этим визуальным счастьем. Без упрёка сделаны панцербьерны (в грандиозной схватке с королем Рагнаром Йорек, как и в книге, действительно отрывает ему челюсть!) , абсолютно очарователен дэймон Лиры Пан (то смешной хорёк, то сладкий котик), нереально прекрасные пейзажи и сгенерированный на компьютере Лондон - этот фильм просто заглядение, мастерски воплощённый и визуально бесподобный.

То же самое - об актёрском составе. Ок, я пойму возмущение тех, кто скажет что Дэниел Крэйг присутствует в фильме в общей сложности 12 минут, а у великого Кристофера Ли всего одна реплика на 6 секунд. Простите, того требует литературный первоисточник! Николь Кидман, которую ведущий британский критик Питер Брэдшоу уже назвал "Дартом Вейдером в светлом парике" (абсолютно прав - у Вейдера в Мадам Коултер одинаковая связь с протагонистами в своих трилогиях и одинаковый по сути финал). Она словно змея-искусительница золотом струится в кадр, пронзая голубыми как лёд глазами насквзь любого. В книге её персонаж совершенно трафаретен, но Кидман на то и великая актриса, что придаёт Марисе Коултер неслыханный для жанрового кино драматизм, обещая нам неожиданно полноценный и завораживающий характер злодейки-благодетельницы в продолжениях. Ева Грин в роли Серафины, прекрасной королевы ведьм озера Инара, в фиалковой тунике расстреливает врагов Лиры без особой пощады во взоре. У Грин, к сожалению, всего пара появлений, пусть и очень эффектных - буду надеяться, второй фильм всё таки запустят, ведь там её роль куда крупнее.

Есть и минусы, разумеется. Не понравилось то, как безрассудно быстро двигается повествование в фильме. Книга, конечно, тоже не блещет ни литературным красноречием, ни особо глубокими описаниями, ни паузами в действиях героев - но у фильма получился уж совсем истощающий темп, почти не оставляющий времени и сил на (очень иной раз необходимые) размышления. Не нравились порой и излишне декламационные реплики героев, но тут опять же и книга хромает - другое дело что сценаристы могли бы вложить в их уста чуть больше интеллекта, не простой констатации фактов. Немного отвлекали иной раз хромающие в детальности спецэффекты. Пожалуй, это всё.

The Golden Compass (2007, США, Великобритания) , IMDb: 6.1




Фэнтези по мотивам книги английского писателя Филипа Пулмана

Лира Белаква (Блю Ричардс) — решительная сиротка лет 12 — живет при колледже, где работает ее дядя лорд Азриэл (Крейг), местный Индиана Джонс. Азриэл только что обнаружил свидетельства того, что на Северном полюсе водится некая золотая пыль, способная перекинуть мостик между составляющими Вселенную параллельными мирами (в одном из которых действие и происходит). Эту новость пытается скрыть Магистериум — что-то среднее между Ватиканом и Министерством правды, — который рассылает по стране вредных жрецов и ставит опыты на детях. Главный агент Магистериума, местная Миледи, — это Мариса Колтер (Кидман), злодейка и светская львица, передвигающаяся на дирижабле. Один за другим все герои, включая Лиру, заполучившую полезную вещицу алетиометр, он же золотой компас, отправляются на Северный полюс, где царствуют «ледяные медведи» — аналог белых, но покрупнее и с даром речи. Пышный блокбастер со звездами, фильм, почти безупречный в заданных рамках, но недостаточно грандиозно выступивший в американском прокате и прохладно встреченный критикой, в результате чего так и остался без обещанных сиквелов.

Актеры







Рецензия «Афиши» на фильм «Темные начала: Золотой компас»


Лучшие отзывы о фильме «Темные начала: Золотой компас»


Никогда раньше не писал рецензий, но тут не смог удержаться. Ну нелепый фильм, даже не фильм - зрелище. Бесконечная череда красивых, но лишенных даже намека на жизнь компьютерных панорам; отвратительная игра исполнительницы главной роли (интересно, почему это всех бесталанных голливудских старлеток зовут Дакота?), отгружающей по поводу и без "правду жизни" медведЯм с дурацкими именами и цыганам-мореходам(!) с молотками; сценарий, видимо, дописывавшийся по ходу съемок второй половины картины человеком, который одновременно с этим был занят работой над еще тремя десятками проектов, недоделанных бастующими ныне вменяемыми сценаристами; полные "трагизма" диалоги типа "ай эм йо фадер, ноу ноууу нооооууу"- вряд ли все это стоит называть гордым словом "кино". "Г.Поттер", "Гэндальф&ко", "Стардаст", "Нарния", "Миомоимио" в конце концов - ведь есть же отличные сказки, они точно есть, я знаю, но тут случай не тот. Кстати, вообще не понятно, на какой возраст расчитан фильм - с одной стороны крови нет совсем, но буквальное (с отлетом на несколько метров) вышибание челюсти хуком справа одним гигантским медведем другому - такого не увидишь даже на ДискавериХХХ.

В момент, когда я уж начал сомневаться, доживу ли до титров, главные герои-тире-дети, чуть ли ни глядя в зал, резюмировали, чем же именно было хорошо то, что мы только что посмотрели, и "таинственно" намекнули на грядущую Великую Вторую Серию. Выглядело все так, как если бы подойдя к границам Мордора в конце первого "Властелина", Фродо и Сэм взобрались бы на трибуну с надписью "Нью лайн синема" и нагло призвали бы детей тащить своих пап и мам в кинотеатр, потому как "во второй части будет еще больше драконов, огня, и вообще - будем играть еще лучше, бабло побеждает зло". При всем моем уважении к г-ну Зельвенскому, с этих пор буду осторожнее относиться к его рецензиям. Я сам неравнодушен к Гилиаму, а Нолан так и вовсе мой любимый режиссер, но тут явно попахивает Петерсоном, если вообще не, прости Господи, Уве Боллом.


Абсолютно счастлив сообщить: фильм получился. Уж сколько копий сломали фанаты и просто любители поскандалить над фигурой режиссёра, над заретушированными Голливудом антирелигиозными темами книги, над блондинкой Коултер, над тем, что книгу упихнули в 1 ч. 50 мин. по времени. А всё зря, ибо сказка - умная, мрачная, и безоговорочно увлекающая за собой - получилась замечательной.

Историю пересказывать нет нужды: Лира Белаква - маленькая сиротка, оказывающаяся в центре заговора не то злобного Магистериума и Мадам Коултер, не то их противников в лице Лорда Азриэла и учёных Оксфорда. Магистериум (читай - Церковь) властвует над миром Лиры и жаждет прибрать к руками иные миры (и наш бренный тоже, где-то среди прочих обретающийся во Вселенной), как только Лорд Азриэл узнаёт, что такие миры есть и в них возможно проникнуть. Мадам Коултер ведёт явно свою игру, находясь не то на стороне Азриэла, не то играя в игру Магистериума. В руках у Лиры - золотой артефакт-компас, указывающий ей путь. На стороне Лиры - король северных медведей, властительница ведьма, авантюрист-ковбой на воздушном шаре и маленький хорек по имени Пантелеймон - её храбрая душа в облике животного. Задача Лиры - спасти своего единственного друга, мелкого мальчишку Роджера, похищенного таинственными Жрецами и увезённого далеко на Север. Ну а зрителю лучше пристегнуть ремни.

Всё, что происходит в этом фильме, с первого взгляда может не уложиться в голове. Поклонники книги могут легко объяснить, кто эта зловещая Коултер, что такое Пыль, зачем на Северном полюсе проводятся жесточайшие опыты над похищенными детишками и почему собственно вокруг каждого человека все время вьётся какой-нибудь зверёныш? Возможно, не всё первый фильм объяснить идеально, но а мой взгляд, сказка она ведь на то и сказка, что никогда не знаешь - что там за запертой дверью? Таких дверей в "Компасе" миллион, и открывать их герои будут до самого (грандиозного) финала этой трилогии.

В отличие от "Нарнии", где такая дверь всего одна, и в отличие от "Властелина Колец", где если ты увяз в мире Средиземья, то ходу оттуда нет до конца твоей жизни, Мир Тёмных Начал - это своя, особая Вселенная, и поэтому фильм получается непохож ни на "Нарнию" (к счастью!), ни на шедевр Джексона, только потому, что это очень современная, технологичная, смелая на аллегории история - пожалуй даже слишком смелая, раз католические группы по всей Америке призывают бойкотировать фильм. Они, может, и окажутся правы в своем страхе - к фильму этак третьему, когда "оскаровская" лауреатка Кидман и "лучший в мире Бонд" Крэйг низвергнут в бездонную пропасть тирана-Бога. Но пока что им рано беспокоиться: "Золотой Компас" настолько же антирелигиозен, как и была расистской "Нарния" (все хорошие парни там - белокожи, все приспешники Тильды Свинтон были подозрительного тёмного цвета, скандал!). Я тут понимаю студию, которая сгладила углы (надо сказать, и в книге № 1 не сильно-то заметные) - я надеюсь, в расчете отдать дань книге в последующих экранизациях.

Они (продолжения), я искренне теперь надеюсь, последуют. Студия New Line, как правильно пишет Владимир Лященко, дейтвительно поставила на кон очень многое. Официально озвученный бюджет фильма - 205 млн. долларов (почти 250 млн. вместе с актуальными P/A): это столько же, сколько стоил недавний "Кинг Конг". Но в отличие от Джексона, режиссёру Уайцу пришлось снимать не одну, а пожалуй тысячи анимированных животных-"дэймонов" - и тут придраться почти не к чему. Периодически зверьки были немного stuffed, но в целом, когда смотришь на ватагу ребятишек, бегущих вперемешку со своими зайцами, котятами и песиками, глаз прямо упивается этим визуальным счастьем. Без упрёка сделаны панцербьерны (в грандиозной схватке с королем Рагнаром Йорек, как и в книге, действительно отрывает ему челюсть!) , абсолютно очарователен дэймон Лиры Пан (то смешной хорёк, то сладкий котик), нереально прекрасные пейзажи и сгенерированный на компьютере Лондон - этот фильм просто заглядение, мастерски воплощённый и визуально бесподобный.

То же самое - об актёрском составе. Ок, я пойму возмущение тех, кто скажет что Дэниел Крэйг присутствует в фильме в общей сложности 12 минут, а у великого Кристофера Ли всего одна реплика на 6 секунд. Простите, того требует литературный первоисточник! Николь Кидман, которую ведущий британский критик Питер Брэдшоу уже назвал "Дартом Вейдером в светлом парике" (абсолютно прав - у Вейдера в Мадам Коултер одинаковая связь с протагонистами в своих трилогиях и одинаковый по сути финал). Она словно змея-искусительница золотом струится в кадр, пронзая голубыми как лёд глазами насквзь любого. В книге её персонаж совершенно трафаретен, но Кидман на то и великая актриса, что придаёт Марисе Коултер неслыханный для жанрового кино драматизм, обещая нам неожиданно полноценный и завораживающий характер злодейки-благодетельницы в продолжениях. Ева Грин в роли Серафины, прекрасной королевы ведьм озера Инара, в фиалковой тунике расстреливает врагов Лиры без особой пощады во взоре. У Грин, к сожалению, всего пара появлений, пусть и очень эффектных - буду надеяться, второй фильм всё таки запустят, ведь там её роль куда крупнее.

Есть и минусы, разумеется. Не понравилось то, как безрассудно быстро двигается повествование в фильме. Книга, конечно, тоже не блещет ни литературным красноречием, ни особо глубокими описаниями, ни паузами в действиях героев - но у фильма получился уж совсем истощающий темп, почти не оставляющий времени и сил на (очень иной раз необходимые) размышления. Не нравились порой и излишне декламационные реплики героев, но тут опять же и книга хромает - другое дело что сценаристы могли бы вложить в их уста чуть больше интеллекта, не простой констатации фактов. Немного отвлекали иной раз хромающие в детальности спецэффекты. Пожалуй, это всё.


В последнее время христиан постоянно пытаются провоцировать. Создается впечатление, что с разных сторон нас пытаются «проверить на прочность», издеваясь над христианскими святынями прямо или косвенно. Если же мы осмеливаемся возмущаться - упрекают в «нетерпимости к чужому мнению» (ведь «все сегодня имеют право на самовыражение»!) и со скрытой угрозой напоминают, что христианство - лишь одна из религий в нашем государстве. Если наши религиозные чувства оскорблены - это, дескать, наши проблемы.

Достаточно вспомнить печально известные выставки антирелигиозного «искусства» в московском Манеже, «сенсационные» находки археологов, пытающихся найти то «останки» Христа, то «могилу его семьи», то «евангелие от Иуды», то еще какое-нибудь паскудство, долженствующее доказать «несостоятельность» христианства.

От «искусства» не отстает и «литература». Вручение Нобелевской премии посредственному писателю Жозе Сарамаго, автору богохульного романа, появление откровенно антихристианских рассказов Виктора Пелевина и Владимира Сорокина («Empire-V»; «ДПП»; «24 000» и мн. др.) - это довольно тревожный симптом потери обществом чего-то очень главного, позволяющего адекватно оценивать окружающий нас мир.

Ненормально общество, видящее своими героями диавола (Ж. Сарамаго, отчасти М. Булгаков), Иуду (тот же Сарамаго, С. Эрдег, Н. Мейлер), вампиров и т.п.

Отдельной строкой в этом перечне кощунств стоит кинематограф. И «Последнее искушение Христа», и «Стигматы», и «Код да Винчи» и др. фильмы как бы невзначай вкладывают в умы зрителей лживую мысль - христианская Церковь обманывает простых людей, скрывая некую тайну. И если эта тайна станет известна всем - Церкви конец. Подтасовка исторических фактов и кощунство становится нормой.

Подтверждая эту идею известная актриса, называющая себя верующей католичкой, Николь Кидман, снялась в фильме по откровенно антихристианском роману Филипа Пулмана «Золотой компас», первому из трилогии «Темные начала».

Автор книги, Ф.Пулман прямо заявил, что намерен «убить Бога» в сознании детей, и книги его преследуют именно эту цель. В своем интервью газете «Sydney Morning Herald» Пульман изумляется, что его книги избежали той критики, которая досталась Гарри Поттеру: «Я проскочил незамеченным, а ведь у меня такой подрывной материал, что и не снился этому несчастному Гарри». «Мои книги убивают Бога, - пояснил он, - если взглянуть в масштабе человеческой жизни и окружающего мира, то я атеист. Бога нет».

Это снятое за 180 миллионов долларов детское фэнтези, еще до премьеры оказалось в центре скандала. Реклама представляет его как грандиозную зрелищную эпопею в духе «Властелина колец» и «Хроник Нарнии». Но это не так. «Золотой компас» - еще одна атака Голливуда на христианство, пусть и менее явная, чем «Последнее искушение Христа» или «Код да Винчи».

Католическая церковь призывает бойкотировать «Золотой компас», потому что, по мнению священников, фильм дает искаженный портрет Церкви и проповедует атеизм.

Если бы не осторожность американских продюсеров и режиссера Криса Вейца, к религиозному скандалу вполне мог бы примкнуть скандал политический. «Золотой компас» - экранизация одноименного романа Филипа Пулмана, в котором, например, фигурирует такая народность, как тартары. Они живут к востоку от Европы, периодически совершают набеги на Камчатку, агрессивны и нецивилизованны. В частности, для лучшей связи с космосом они удаляют себе кусочек черепной коробки. Ничего подобного в фильме Вейца вы не увидите и не услышите. Правда, наемники, охраняющие главный оплот злодеев, и говорящие по-русски, сильно смахивают на казаков. Религиозные высказывания Филипа Пулмана авторы фильма тоже постарались смягчить, но сделали это как-то неуклюже. В трилогии британца всё начинается из-за того, что ученый и путешественник лорд Азриел (Дэниел Крейг) доказывает существование космической Пыли, которая у Пулмана ассоциируется с первородным грехом, смертью и свободой воли. Естественно, Церковь делает все возможное, чтобы, с одной стороны, об открытии никто не узнал, а с другой - чтобы защитить детей, вернее, их души от воздействия Пыли. Решить обе задачи призвана коварная красавица Мариса Коултер (Николь Кидман). В фильме Криса Вейца о первородном грехе никто не упоминает, и вообще теологических споров здесь почти нет, зато встречаются прямые обвинения - вроде того, что «верховная власть скрывает правду».

По ходу дела перед читателями Пульмана предстают священники, которые похищают и пытают детей, ангелы-извращенцы, капризные ведьмы на вахте в небесах, мудрец-шаман, боевые белые медведи, очаровательная монахиня-расстрига, и детям предоставляются широкие возможности познакомиться со своими «внутренними демонами» - говорящими зверушками вместо человеческой души.

Что же касается воплощенного зла, то у него в книгах Пульмана есть свое имя: Церковь. Авторы фильма заменили его на «Магистериум», однако «силы зла» здесь безошибочно узнаются по православной иконографии (даже на афише фильма изображены православные царские врата) и латинским библейским цитатам. А в конце трилогии определяется главный враг: «Властелин, Бог, Творец, Господь, Яхве, Эль, Адонаи, Царь, Отец, Вседержитель».

Протоиерей Давид Мозер (Русская Зарубежная Церковь), прочитавший всю трилогию Пульмана, говорит: «Стиль этого фильма, как и книги, по которой он снят, напоминает «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, но с диаметрально противоположным результатом. «Нарния» безошибочно пересказывает христианское повествование о смерти и воскресении Господа, в то время как направленность «Золотого компаса» столь же безошибочно антихристианская, атеистическая. Это не какие-нибудь занимательные сюжеты - это агрессивная антихристианская проповедь, сильно действующая даже на взрослого». Скучная премьера скандального фильма в США доказала, что бойкот, организованный христианами Католической лиги, подействовал. В США и Канаде в минувшую пятницу дебют фильма-фэнтези собрал лишь около 26.1 миллионов долларов США вместо ожидаемых 40 миллионов. Рольф Миттвег, представитель New Line Cinema, кинокомпании, которая создала «Компас», согласился с тем, что скандальная антирелигиозная тематика фильма дала свой эффект.

Что же делать нам?

Но в России все молчат, фильм тихо идёт на экранах страны. И даже сложно сказать, стоит ли привлекать к нему внимание широких масс зрителей через активную критику. За множеством спецэффектов разглядеть антирелигиозные высказывания неподготовленному юному зрителю крайне непросто. Вряд ли «Золотой компас» покажется ему чем-то большим, нежели красочной историей про маленькую девочку (Дакота Блю Ричардс), которая отправляется на Север, чтобы найти пропавших детей и своего дядю. А помогают ей в этом цыгане-мореплаватели, ведьмы, бронированные медведи и чудак на аэростате в ковбойской шляпе.

Правда, настораживают политизированные параллели. Голливуд опять воскрешает образ врага. Страна врага называется Тартария - так на древних картах обозначали Россию. Белый медведь ломает православные иконы, доблестный ковбой побеждает русскоязычных тартаров, дети с видимым удовольствием ему помогают.

И люди спокойно впитывают подслащенный хорошими спецэффектами антицерковный и антироссийский компот и проникаются недоверием к Церкви. В том числе и потому, что прежде от имени Церкви звучали малообоснованные «страшилки» в адрес Гарри Поттера, «Хроник Нарнии» и других детских сказок.

Что же нам после такого очередного наступления на Православие делать? Первое - не превозноситься и не осуждать. Легко видеть в несчастных авторах «исчадия сатаны» и не замечать «апокалипсиса мелкого греха» в своей душе. Тут лучшая защита - укрепление своей осознанной веры, вдумчивое изучение основ Православия, святоотеческого наследия. В душе человека, как творца, так и зрителя, должен быть эстетический или этический предел пресловутому «праву художника». Если кощунствующий творец не желает преобразить себя - внешние репрессии и критика Церкви, на которую мало обращают внимание, не помогут. Если же зритель не желает критично относиться к тому, что он смотрит - он соучастник кощунства.

Второе - поощрять православный кинематограф, который едва представлен работами Хотиненко, Михалкова, Звягинцева или довольно спорным «Островом». Не сусальные рассуждения под убаюкивающие песнопения и тихий звон колоколов привлекают людей, а притчевость, позволяющее увидеть Евангелие в повседневной жизни, возможность найти нужный образ для своих действий в православно поданных жизненных ситуациях.

Поэтому православное кино - это не только о монастырях и батюшках с матушками. Это кино-притча, берущее за душу и преображающее её. После такого фильма зритель понимает, что жить, как он жил прежде, нельзя. Если мы не даем такие притчи - зритель находит их там, где образы просты, чувства ярки, действие стремительно. Иными словами, своим нежеланием вести подлинно миссионерскую деятельность на всех направлениях, неумением правильно подать подлинную православную духовность, мы подталкиваем зрителя искать духовность в мутном болотце дешевых сортов «фэнтэзи» и безбожных сказок.

Работы здесь много и самое тяжелое в этом - работа над собой. Проще провести пикеты у стен кинотеатра или разразиться гневом в адрес несчастных людей, не «ведущих пети аллилуйя», не знакомых с богатством и красотой Православия, чем потрудиться самому понять смысл и значение постоянно посещаемого нами богослужения.

Если поймём - значит, маленькую победу над кощунством мы уже одержали и пусть медленно, но верно идём не в том направлении, которое указывает нам «Золотой компас».

Читайте также: