Hearts of iron 4 сценарии

Обновлено: 07.07.2024

С оригинальной Hearts of Iron 4 я познакомился относительно поздно, частично из-за того, что весьма скептически относился к вектору развития, по которому серия пошла после Hearts of Iron 3, частично из-за очередного желания построить идеальное королевство в Crusader Kings 2.

Когда же мои руки наконец дошли до четвертой части, я осознал, что игра, хоть и безусловно не плохая, достаточно быстро приедается. ИИ действует по одному шаблону, попадает в одни и те же ловушки, а до релиза DLC Waking the Tiger практически никогда не отходил от исторического пути развития, раз за разом повторяя один и тот же сценарий, к тому же интересных механик в игре, сравнивая с третьей частью, стало не очень много. И забросить бы мне четвертую часть и вернуться в прекрасный мир симулятора штабов третьей, если бы я однажды не зашел в мастерскую Steam и не обнаружил гигантский мир альтернативно-исторических (или просто альтернативных) модов, из которого до сих пор так и не выбрался.

В этой статье я хотел бы рассказать и поделиться своим мнением о трех наиболее примечательных (на мой взгляд) модах четвертой части Hearts of Iron, их сюжете и механиках.

Если вы хотя бы раз погружались в модостроение Hearts of Iron, то наверняка уже знали, о чем пойдет речь в первую очередь. Альфа и Омега альтернативно-исторических модов четвертой части (в свое время выходившая и для второй), начинается 1 января 1936 года в мире, в котором Германия, путем невероятного напряжения сил, смогла победить в Первой мировой войне и установить свой порядок в Европе и Азии. Во Франции и Великобритании произошли революции синдикалистов, их старые правительства сбежали в Северную Африку и Канаду. Северный Поход Гоминьдана провалился, а страна все еще разделена на противоборствующие клики. Америка, так и не вступившая в войну, находится в глубоком кризисе, гражданская война в России завершилась победой белого движения и установлению шаткой Республики с Керенским во главе, а Италия распалась на 4 враждебных друг другу стороны.

Немного устаревшая, но все еще красивая политическая карта Европы на начало игры

Это лишь малая часть ситуаций, событий и сценариев, которые можно встретить в этом моде. Его главная особенность, которая одновременно выгодно отличает его от ваниллы — это разнообразное количество путей и вариантов развития, по которым может пойти та или иная страна. К власти в большинстве государств могут прийти противоположные политические силы, от рыночных либералов до радикальных националистов, и почти всегда это будет сопровождаться собственным деревом фокусов и событиями.

Кроме этого, в моде существует расширенная, по сравнению с оригиналом, система политических партий, правда все еще косметического характера, так как единственное, на что она реально влияет — скорость прироста политической власти и очередность выборов. В некоторых странах популярность той или иной партии может влиять на ряд бонусов к промышленности, но это скорее исключение, чем правило. Как итог, местная политическая система помогает чуть лучше вжиться в роль руководимой страны, но реального воздействия на геймплей не оказывает.

Сценарий мода строится вокруг трех основных сюжетных линий:

1) Начало Второго Вельткрига, инициатором которого выступают синдикалистские страны Западной Европы: Французская Коммуна и Британский Союз, ведомые желанием отомстить как Германии, так и своим бывшим правительствам в изгнании (лозунг Break the Chains);

2) Борьба Канады, куда после революции сбежали британская королевская семья и несколько миллионов британских беженцев, за возвращение на родной остров, и Французской Республики, оказавшейся в аналогичной ситуации, но в Северной Африки, за возвращение на континент (лозунг Reclaim the Birthright);

3) Борьба самой Германии за сохранение своего мирового порядка на фоне тяжелейшего экономического кризиса Черного Понедельника с синдикалистами и окрепшей Россией (лозунг Guard the Balance).

Разумеется, события в моде не ограничены только этими сюжетами и странами. В США начинается вторая гражданская война, в Китае различные группы милитаристов и клик все еще борются друг с другом за объединение страны, а единственное, что может заставить хотя бы временно прекратить собственные распри — это японская агрессия. Египет и Иран же пытаются оспорить доминирование угасающей Османской Империи в Азии и Африке. Kaiserreich, в некотором смысле, продвигает идею цикличности истории — что бы ни произошло, время течет одинаково и предотвратить некоторые события просто невозможно.

Это же, на мой взгляд, является и самой слабой частью мода: несмотря на все многообразие вариантов, все они, так или иначе, ведут к одному и тому же результату. Например, кто бы ни пришёл к власти в России в результате кризиса, кадеты Маклакова, военные Врагеля или радикальные националисты Савинкова — все это приведет к одному итогу: Россия будет постепенно восстанавливаться из кризиса и, в конце концов, атакует Германию с тыла под лозунгом «Смоем позор Брест-Литовска!». Окончательные результаты событий и войн будут, конечно, достаточно сильно отличаться друг от друга в зависимости от победивших сторон, но на ключевые сцены мода, описанные выше, повлиять практически невозможно (но и надо ли?).

Для мода также существует очень красивый сабмод с расширенным музыкальным сопровождением, который позволяет лучше погрузиться в геймплей за разные страны

Мод продолжает развиваться, последним крупным обновлением стала переработка Китая и части Юго-Восточной Азии. У команды разработчиков масштабные планы на будущее, но они практически никогда не дают обещаний по конкретным срокам релиза, все может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет (вышеупомянутый апдейт Китая готовили больше трех лет, успев параллельно выпустить несколько других обновлений).

Как итог, я настоятельно рекомендую ознакомиться с модом всем любителям Hearts of Iron (если по какой-то причине вы еще не) и поклонникам альтернативной истории.

Подробную информацию о моде вы можете найти на его официальной странице на Reddit.

Несмотря на то, что этот мод все еще находится на финальных стадиях разработки, я не мог пройти мимо него. На первый взгляд может показаться, что этот мод исповедует ту же идею, что и Kaissereich, только на несколько десятилетий позже, так как он повествует о мире, где во второй мировой войне победила Германия, установив новый порядок в Европе. Однако поставить знак равенства между этими модами было бы огромным допущением. Kaiserreich, при всех его достоинствах, в основной массе повторяет логику и механики основной игры в другом мире.

Разработчики The New Order поставили же себе принципиально другую цель: продемонстрировать трехстороннюю холодную войну между супердержавами этого покрытого ранами и проклятого (как иногда его называют сами разработчики) мира.

Игра начинается 1 января 1962 года, Германия внешне является неоспоримым лидером Европы и активно проводит политику германизации покоренных территорий, параллельно выигрывая космическую гонку доставив, наконец, первого человека на Луну.

Карта с описанием членов немецкого альянса Unity-Pakt, а также формы взаимодействия европейских стран с ним.

Тем не менее, впечатление о всемогуществе Германии является обманчивым. Проект Атлантропа, успешно завершенный в этом мире, нанес невероятный удар по экономике союзников Германии и сильно подкосил её могущество. Произошедшая за кадром война с Западнорусским Революционным Фронтом, в ходе которой объединившиеся силы бывшей армии СССР почти вернули себе Москву, хоть и закончилась победой Рейха, но окончательно добила его экономику и вынудила руководство Германии пойти на серьезные политически уступки СС, что не добавили государству стабильности. Адольф Гитлер стар, а его смерть приведет к неминуемой борьбе между различными группами влияния внутри Рейха, многие из которых готовы поднять оружие для прихода к власти.

Один из главных сюжетных катализаторов мода: гражданская война в Германии после смерти Гитлера

В Азии Япония, хоть и смогла добиться своей мечты о великой Азии для азиатов, тоже переживает не лучшие времена. Победа во второй мировой войне далась Японии невероятно тяжело и, фактически, была бы невозможной без немецкого ядерного оружия, так как в конце войны американский флот стоял уже у самих японских островов. На 1962 политическая система Японии нестабильна, а продолжающееся соперничество армии и флота раздирает страну и распыляет ресурсы империи. Япония видит решением своих проблем дальнейшие инвестиции в покоренный Китай, однако само китайское руководство будет использовать все доступные методы, чтобы модернизировать страну на японские деньги и подготовиться к последнему восстанию против японской оккупации.

Третьей супердержавой этого мира, в отличие от многих других сеттингов с победой Германии во второй мировой войне, является США. Пережив ядерный удар по Гонолулу, США только в самый последний момент не успели добиться капитуляции Японии. Опасаясь дальнейшей ядерной бомбардировки своих городов, США подписали мир с Германией и Японией, оставив последних победителями нового мира. Внешне США кажутся (и по сути являются) самым стабильным государством среди тройки супердержав, однако тяжелая внутренняя политическая ситуация и борьба чернокожих за принятие Акта о гражданских правах постоянно отвлекают американское руководство от борьбы с нацизмом. Горечь поражения толкает людей на голосование за политиков с радикальными позициями, а необходимость быть одновременно везде и сразу не позволяют развернуть собственные силы на полную мощность в одном направлении. Зато теперь США стали лучших другом коммунистов и спонсирует красные движения по всему миру, как противовес коричневой угрозе.

OFN: местная смесь ООН и НАТО, которая объединила последние свободные государства мира

Разработчики игры полностью отдавали себе отчет, что оригинальная Hearts of Iron 4, представляющая собой борьбу армий из миллионов людей на полях мировой войны, крайне слабо подходит для мира альтернативной холодной войны, где любое прямое столкновение между супердержавами может закончиться взаимным ударом ядерным оружием. Кроме того, в оригинальной игре практически отсутствует экономика, что тоже не позволяло бы полностью воплотить все идеи мода. В результате этого разработчики значительно переработали и расширили оригинальные механики, добавив прокси-войны, расширили систему отправки добровольцев и советников, а как вишенка на торте — добавили простую, но действенную систему экономики стран, основанную на кейнсианстве (главный автор мода очень не любит другие экономические модели).

Другой ключевой особенностью мода является крайне глубокая проработка сюжета и событий стран. Для каждой страны прописаны сотни (и это не преувеличение) различных событий, ивентов, описаний и историй, многие из которых могут занимать несколько листов А4. Фактически, в некоторые моменты мод из своеобразной, но все еще глобальной стратегии, превращается в смесь квеста и визуальной новеллы, так как количество текста в некоторых случаях действительно зашкаливает. Каждый фокус, каждое событие и решение сопровождается подробным художественным описанием происходящих событий или их результатов. Сами тексты написаны хорошо, читать их действительно интересно (говорят, сценаристы и писатели составляют самую большую часть команды), но очевидно, что такой формат игры, которая создавалась варгеймом, устроит не всех, имейте это ввиду.

Таким же подробным образом была проработана история этого мира, чьи расхождения с нашим начинаются с тридцатых годов двадцатого века. Я не могу утверждать, что все описанные ими события логичны, но, по крайней мере, они стараются соблюдать внутреннюю логику мира и не включать откровенно фантастические элементы и допущения (разве что шутки ради).

Политическая система, существующая в Kaiserreich в зачаточном состоянии, также получает значительное развитие в рамках The New Order. Игрок уже может влиять на социальные, политические и культурные законы, которые дают свои бонусы и минусы. Демократическим странам (тем немногим, что еще остались), естественно, свое законодательство будет менять сложнее. Дополнительно, крупные державы получили свои уникальные механики политической власти и партийной борьбы, как то Конгресс и Сенат в США, группы влияния на парламент в Японии или прямое столкновение между разными группировками внутри НСДАП в Германии. Как было показано в некоторых тизерах, как минимум в случае Германии эти механики отличаются в зависимости от победившей стороны гражданской войны. Подробностей, однако, разработчики так и не раскрыли, поэтому для полноценных впечатлений придется ждать релиза мода.

Один из вариантов уникальных механик внутренней политики для одного из победителей гражданской войны в Германии

Сам мод не ограничен противостоянием великих держав и их неурядицам и включает в себя множество других событий и сюжетных линий, главным из которых является объединение России за одного из милитаристов или лидеров мелких государств, возникших на обломках СССР после Западнорусской войны. В некоторой степени, здесь сосредоточена наибольшая часть текущего контента: десятки государств с разными идеологиями и взглядами, большая часть которых может объединить страну под тем или иным строем, как военными, так и мирными методами.

Карта государств и лидеров, возникших на развалинах проигравшего СССР

Изначально авторы планировали выпустить один большой мод, посвященный всем странам мира с 1962 по 1992 год. В какой-то момент они справедливо осознали, что в таком виде мод не выйдет никогда и разбили его на три части по десять лет каждая. Первая, представленная в статье, должна выйти уже в июле-августе этого года. Вторая часть, если верить обещаниям команды, будет посвящена восхождению объединенной России на мировой арене (Rise of Hyperborea), а третья — закату Японской Империи (The Fall of the Rising Sun). На данном этапе вы можете ознакомиться с двумя демо-версиями мода, первая из которых посвящена четырем русским странам Южного Урала, а вторая — войне в Южной Африке. Подробности о моде вы можете найти на их Reddit странице.

Отвечая на главный вопрос: нет, авторы не испытывают никаких симпатий к нацизму, а главная цель мода — показать, насколько отвратительным и ужасным был бы мир победившей Оси.

Я прошу вас максимально серьезно отнестись к дальнейшему тексту. Да, это действительно мод на Hearts of Iron 4, основанный на вселенной My Little Pony. И более того, я ответственно заявляю, что это невероятно хороший и прекрасно сделанный мод по вселенной пони, перенесенный в реалии хойки. Я никогда не смотрел поней, а все, что я знал перед началом игры, это то, что идея мода была основана на каком-то эпизоде сериала, где был показан альтернативный пони-мир с промышленной революцией и техническим прогрессом.

Даже несмотря на такую скромную предысторию, я получил невероятное удовольствие от вселенной игры, частично, в том числе, из-за того, что ничего о нем не знал и изучал страны и конфликты в процессе. В моде представлены два континента, один из которых, Эквус, основан на сериале и населен (в основном) пони, а второй был придуман разработчиками и населен (в основном) грифонами.

Как бы смешно это не звучало, но идея мода гораздо ближе к Кайзеррейху, чем у The New Order, так как строится на таком же сюжете альтернативного мирового конфликта в других условиях. Точнее, даже двух конфликтов: Великая Война между пони и насекомообразной расой чейджлингов и война между сторонниками республики и монархии на континенте грифонов, которой предшествуют объединительные войны расколотой Империи Грифонов. Мод обладает переработанным деревом технологий, где были добавлены дополнительные ветки с расовыми технологиями населяющих этот мир существ, таких как грифоны, пони, олени и чейджлинги.

Авторы на славу постарались передать атмосферу данного мира и, со временем, полностью убрали модельки с людьми, заменив их на на соответствующие моду расы (не спрашивайте, как пони держат в копытах винтовки).

Повествовательная часть мода, хоть и уступает таковой в The New Order, тоже прописана достаточно хорошо, в том числе и на русском языке (изначально идея мода пришла к русскоговорящему коллективу, мод и сейчас выпускается одновременно и на русском, и на английском). Почти все страны с фокусами имеют прописанную сюжетную линейку, несколько альтернативных вариантов развития и глобальную цепочку событий. Иными словами, если в The New Order все строится вокруг истории, то здесь она просто дополняет геймплей и показывает результаты ваших действий и то, как постепенно меняется мир вокруг.

В отличии от большинства других модов, авторы также озаботились созданием контента для поздней игры и испытаниями для опытных игроков. Например, одна из цепочек событий предполагает победу за государство чейджлингов в Великой Войне против Эквестрии, создании на территории последней протекторатов, а потом смену стороны на восставших против новых хозяев и долгую (и очень трудную) войну против своей бывшей страны. Скажу честно, воевать против того, что ты сам создал, было одним из самых интересных и тяжелых испытания для меня как игрока, пусть моим детищем теперь и управлял ИИ.

Так же, как и в случае с Кайзеррейхом, авторы позаботились о создании отдельного музыкального сабмода. Он по-своему приятный, но если вариант Кайзеррейха включает в себя музыку, песни и военные марши той эпохи, то в Equestria at War используются музыкальные треки, созданные сообществом My Little Pony. Не могу сказать, что они плохие, но иногда кажутся чересчур фэнтезийными и не всегда подходят происходящему на экране.

Про политическую систему я написать ничего не могу, так как она отсутствует. Или, точнее, она аналогична оригиналу и не ничего нового игровому процессу не дает. Однако в плане геймплея это, пожалуй, один из самых интересных модов четвертой части. Даже если вы, как и я, никогда не интересовались вселенной My Little Pony (а может даже и не очень ее любили), я все равно советую дать Equestria at War шанс, она хороша сам по себе и без привязки к сеттингу.

Сейчас разработчики готовят к выпуску крупный апдейт с третьим континентом на юге от первых двух. Найти подробную информацию вы можете на официальной странице мода на Reddit и Вконтакте.

Разумеется, это не единственные крупные и заметные моды на Hearts of Iron 4. Успех Кайззеррейха породил целую волну модов-подражателей, которые пытаются ответить на вопрос «А что если?». Например, что если Первая мировая война закончилась Брусиловским прорывом? Что если Первая мировая война вообще бы не произошла? Что если бы континентальная система Наполеона в Европе сохранилась? Описывать их все нет никакого смысла, отличия, зачастую, заключаются только в предыстории и странах эпохи, поэтому можете спокойно играть только в те, которые вам лично приглянулись.

Кроме Equestria at War существует еще один интересный мод с полной переделкой карты, посвященный миру Fallout — Old World Blues. К сожалению, мне пока не удалось толком с ним познакомиться, но текущего контента вполне хватает, чтобы пройти путь продвижения НКР на восток к дамбе Гувера или объединить Легион Цезаря в государство различных племен. Old World Blues является одним из самых высоко оцененных модов в мастерской Hearts of Iron 4, поэтому, предполагаю, он понравится всем любителям сеттинга Fallout.

Если вам близка Холодная война, но не привлекает альтернативный мир The New Order, можете попробовать два разных мода, посвященных Холодной войне в нашем мире — Cold World Mod и Cold War Iron Curtain: A World Divided. Во втором сейчас больше контента, так как первый все еще находится на стадии альфа-версии, но имеющиеся в нём механики мне лично уже кажутся более интересными.

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

Деревья фокусов для многих стран (и мажорных, и минорных) в этом моде проработаны очень, очень неплохо.

Законы и политика значительно расширены и позволяют решить, как вы выбираете управлять своей страной. Вплоть до мелочей.

Большой фокус здесь на производство — новые заводы, подразделения, специалисты, снаряжение…очень много усовершенствовано и разработано именно в этой ветви.

Мод BICE создан не для слабонервных. BICE пугает случайных игроков и требует серьезного и зрелого поднимания стратегии. Проще говоря, BICE не для всех. Если вам нравятся детали, варианты и возможности, то BICE для вас.

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

Особенности мода: новые ресурсы, новые виды потребностей (например вашим дивизиям требуются пайки), новые технологии, фокусы, эвенты и т.д.

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

After the end
*************
Краткое описание:
After the end - это мод, который переносит нас в альтернативный 1922 год. Германия вместо Тройственного союза предпочла альянс с Великобританией, а Россия вместе с Францией образовали свою Антанту. Это привело к Великой войне, в которой участвовали многие державы Европы и Азии. События мода идут через 4 года после окончания Великой войны.

Мод вводит новую политическую систему, новые идеологии, ресурсы, технологии и многое другое. Вам придётся думать над своим будущим, ведь любое действие повлечёт за собой последствия.

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

Особенности мода:
Уникальные фокусные деревья для Германии (Пруссии), Баварии, Демократичеких Штатов Германии, Австрии и Турции
Обновлены фокусные деревья для Британии, Франции, Италии, Польши и Советского Союза
Новые решения и ивенты
Новые регионы, страны, флаги, лидеры и портреты
Общие улучшения

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

Моды для Hearts of Iron 4 | Переводы "Alfabet"

Economic Crisis
*****************
Краткое описание:
Модификация "Economic Crisis" позволит вам взять бразды правления любым государством в наше время, начиная с 2013 года и привести его в будущее - к далеким 2040-м. Вы можете добиваться мира и покоя для своего народа, Вы можете поставить весь мир на колени перед своим народом, а можете привести страну к полному разгрому и разорению. В Ваших руках возможность создать идеальное государство. Сможете ли Вы поменять ход истории и предотвратить Третью Мировую Войну? Или же Вы станете главным виновником этого кровопролитного конфликта?

Эта статья создана для новичков, дабы ознакомить их с механикам в Hearts of Iron IV. Для более детальной информации по механикам переходите по приведённым ссылкам на конкретные статьи, посвящённые этим аспектам игры.

Исторические неточности [ ]

  • Государство Мэнцзян было основано 1 сентября 1939 года, но в игре оно существует даже в 1936 году.
  • Вольный город Данциг существовал с 1920 по 1939 год и был независимым государством под протекторатом Лиги Наций и не входил в состав Польши, хотя в игре является её частью. с 7 ноября 1931 по 22 сентября 1937 года назывался Китайской Советской Республикой, а так же имел иной флаг.
  • Египет был независимым государством, что подкреплялось англо-египетским договор 1936 г., а также он не принимал участия в боевых действиях, однако в игре он остаётся частью Британской Империи.
  • Ньюфаундленд с 1907 по 1949 год был доминионом в составе Британского Содружества, и являлся равноправным членом, как Канада, Австралия и другие доминионы, однако в игре он аннексирован Великобританией.
  • Бирма получила независимость от Британской Индии в 1937 году, получив статус колонии Британской Империи, однако в игре она остаётся частью Индии на протяжении всей игры.
  • Перу и Эквадор воевали с 1941 по 1942 год, однако в игре это не отображено, а территории, захваченные Перу после войны, принадлежат ей уже в 1939 году.
  • Множество флагов не соответствуют реальным флагам тех времён, а некоторые страны используют военные и морские флаги в качестве государственных.
  • Танну-Тува и Монголия являлись сателлитами СССР, но в игре они отображены как независимые государства, хоть и состоящие в Коминтерне.
  • Ирак присоединился к странам Оси в мае 1941 года в результате государственного переворота и объявил войну Британии, однако через месяц страна была оккупирована Великобританией и прогерманское правительство было свергнуто. В игре Ирак остаётся нейтральным на протяжении всей войны.

Геймплей [ ]

В игре есть 2 сценария: в одном игра начинается 1 января 1936, в другом — 14 августа 1939. Игра охватывает период Второй итало-эфиопской войны, Гражданской войны в Испании, вторжения Японии на территорию Китая и Второй мировой войны.

Имеет отличительную особенность в виде национальных фокусов, что отличает её от прошлых частей. Продвигаясь по дереву национальных фокусов, игрок открывает определённые бонусы для своей страны. Некоторые фокусы являются взаимоисключающими. Великие державы (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, СССР и Япония) имеют собственные уникальные деревья фокусов, DLC добавляют уникальные деревья также для некоторых малых и более слабых стран, таких, как Польша, Венгрия, Нидерланды и Мексика.

В зависимости от выбора игрока страна может прийти к определённой идеологии: демократия, коммунизм, фашизм или так называемый «нейтралитет». В зависимости от выбранной идеологии, страна сможет действовать по-разному. Например, демократические и нейтральные страны могут создавать повод для войны (без которого объявить войну невозможно) только при определённом уровне мировой напряжённости, а у стран с фашистской и коммунистической идеологией такого ограничения нет.

Управление [ ]

Страны [ ]

Страна являются игровым объектом, каждая из них управляется игроком или ИИ. Каждая страна преследует собственное дерево фокусов, выбирает различные политические идеи, участвует в дипломатии, строительстве, исследованиях, производстве, а также командует собственными дивизиями.

Каждая страна имеет правительство, состоящее из 4 идеологий, которые могут измениться в ходе игры.

Крупные державы [ ]

Мелкие страны [ ]

Модификации [ ]

Содержание

Мероприятия [ ]

PDXCON 2019 проходил с 18 по 20 октября в Берлине. Среди анонсированного контента — дополнение La Résistance, сосредоточенное на механиках шпионажа.

Также на PDXCON 2019 было проведено особое событие — World War PDXCON — мультиплеерная игра между несколькими командами, курируемыми одним из разработчиков HOI 4. Основной целью было завоевание Африки. У команд были определённые цели, выполнение которых приносило команде очки.

Дополнения [ ]

    — 15 декабря 2016 — 15 июня 2017 — 8 марта 2018 — 28 февраля 2019 — 25 февраля 2020

Механики [ ]

  • Политика: Используйте расширенные политические и дипломатические системы, заключайте союзы, торгуйте ресурсами и назначайте министров.
  • Интенсивные онлайн-сражения: Сражайтесь как в соревновательных, так и кооперативных многопользовательских играх с участием до 32 игроков. Возможна кросс-платформенная многопользовательская игра.
  • Шпионаж: Отправляйте своих агентов расшифровывать чужие секреты на вражеской территории или готовьте почву для вторжения, поддерживая коллаборационистов, готовых пойти на сговор ради власти.
  • Исследования: Используйте гибкую технологическую систему, в которой все крупные державы имеют свое лицо. Разрабатывайте исторические танки и самолеты путем исследований и получения армейского опыта.
  • Армия и сражения: Позвольте величайшим полководцам второй мировой войны воевать доступными для того времени средствами: танками, самолетами, кораблями, пушками и недавно разработанным оружием массового уничтожения. Война идет не только на суше, но и на море и в воздухе. Она также свершается в сердцах и умах мужчин и женщин.
  • Страны: Выберите одну из величайший держав, борющихся за победу, или возглавьте маленькую страну, силящуюся "пережить шторм". Превратите мир в поле боя: переживите все время второй мировой войны на топографической карте с учетом времен года, погоды и местности. Снег, грязь, штормы могут быть как вашими беспощадными врагами, так и мощными союзниками.
  • Национальные фокусы: Ведите вашу страну по войне, пользуясь своим видением будущего. Сместите Гитлера с поста главы Германии или заключите альянс между Советским Союзом и Японией.

Начало игры [ ]

«Скоро грянет буря», 1936 [ ]

Сценарий «Скоро грянет буря» начинается с 1 января 1936 года. Основными событиями сценария становятся Вторая Итало-Эфиопская война, Гражданская война в Испании, вторжение Японии в Китай и бескровная экспансия Германии.

Сценарий больше всего подходит для начала игры, так как в основном сосредоточен на планировании экономики, управлении дипломатией и войсками. Этот сценарий заключается в том, чтобы заложить основу для вооруженных сил и военных планов, открывая их с упором на производство, исследования и дипломатию. Также этот вариант больше всего подходит для развития альтернативный событий, позволяя игроку изменить ход истории, благодаря альтернативным вариантам национальных фокусов.

«Блицкриг», 1939 [ ]

Этот сценарий сосредоточен вокруг непосредственно Второй Мировой войны. Начало — 14 августа 1939 года. До войны остаются считанные дни. Германия уже готова к нападению на Польшу, заключив пакт Молотова-Риббентропа с СССР.

Эта дата подходит для управления войсками и непосредственном участии в боевых действиях, строительства, хотя также имеется возможность отточить навыки дипломатии и разведки. Сценарий в большей степени направлен на исторический вариант событий и хорош для игроков, не любящих долго ждать начала войны.

Выбор государства [ ]

Countries hoi4.jpg

После выбора сценария, предстоит выбрать страну, за которую вы хотите играть. На выбор представлены 82 государства (в сценарии 1936 года), существовавших в тот период. Вы вправе выбрать абсолютно любое государство, однако стоит предупредить, что такие страны как Аргентина или Танну-Тува не очень подходят для начала игры. Стоит сосредоточится на не очень крупных странах, но и не слишком мелких — США, Швейцария, Португалия хорошо подходят под это описание, но вы можете выбрать любую страну.

При выборе страны вы сможете увидеть национальные духи страны, её краткое описание и местоположение на карте мира. Это поможет вам заранее выбрать стратегию для игры и понять: подходит вам страна или нет.

Настройки и правила игры [ ]

Settings hoi4.jpg

Определившись со страной для игры и пройдя дальше, вы сможете увидеть меню настроек. Там можно сменить Интерфейс [ ]

Topbar hoi4.jpg

Интерфейс Hearts of Iron IV покажется невероятно знакомым и родным для ветеранов игр от Paradox. В левой части экрана будут расположены элементы управления основными государственными делами, в верхней части экрана будут появляться оповещения, которые укажут на вещи, требующие вашего внимания, справа же расположится информация о ваших войсках. Верхняя граница экрана, как и всегда, включает в себя обобщённую информацию о состоянии государства и мира.

Верхняя часть экрана [ ]

От левого крайнего положения и до центра игрового экрана вы можете увидеть ряд числовых значений, расположенных слева направо:

Политическая власть — Это количество политического капитала, накопленного под вашим правлением. Вы можете тратить политическую власть на исследование национальных фокусов, набор военных и научных советников, изменение торговых и призывных законов, а также некоторые дипломатические действия.

Стабильность — Стабильность отображает уровень поддержки нынешнего правительства народом. Высокий уровень стабильности упрощает проведение реформ. Особенно стоит следить за этим показателем, ведь именно он показывает настроения народа в государстве. Ниже стабильность — ниже показатели производства, прироста политической власти, а в конце концов низкая стабильность на протяжении долгого времени может привести к полноценной гражданской войне.

Поддержка войны — Поддержка войны отображает готовность народа вести войну до конца. Принятие многих законов и подготовка вашей нации к эффективному ведению войны требует высокой поддержки войны.

Людские ресурсы — Число людей, которые могут быть использованы для набора и пополнения войск. На него оказывает влияние целый ряд факторов, особенно ваша политика в отношении военной службы и число бригад в процессе производства. Старайтесь также следить за этим показателем. Рекомендуется иметь в запасе как можно больше войск. Для увеличения числа призывников примите более суровый закон о военной службе. (см. статью Идеи)

Фабрики — Отображает количество фабрик, заводов и верфей в вашей стране, необходимых для торговли, производства снаряжения и товаров народного потребления.

Конвои — Количество морских конвоев в вашем государстве. С помощью них происходит торговля, переброска войск в другие части света по морю и морские высадки.

Горючее — Горючее вырабатывается из излишков нефти и служит в качестве топлива для самолётов, кораблей. Хранится на хранилищах топлива.

Командный ресурс — Командный ресурс используется для проведения боевых операций и повышения генералов. Его можно тратить на единоразовые операции или резервировать для поддержки длительных операций.

Атомные бомбы — Количество уже имеющихся и производящихся ядерных бомб. Панель доступна только после исследования и строительства Ядерного реактора.

В крайнем правом верхнем углу вы можете видеть подсвеченный круг, с процентным значением под ним, которое отображает мировую напряжённость. Это значение показывает, насколько накалена обстановка в мире. Некоторые дипломатические военные действия, в основном для демократических и нейтральных государств, требуют определённого значения мировой напряжённости. Мировая напряжённость может возрастать вследствие исторических событий, объявлений войн и прочих враждебных дипломатических действий.

Нижнее меню [ ]

В нижней правой части экрана находится небольшое меню с разными режимами карты. Крупные четыре кнопки — это самые основные режимы карты:

— Стандартный режим. Основной режим карты для игры. Представляет информацию о сухопутных войсках. Провинции окрашены в цвета государств, под контролем которых они находятся.Это позволяет следить за ходом войны, а также создавать и реализовывать военные планы.

— Воздушный стратегический. Отображает стратегические районы и воздушные операции, в которых участвуют ваши самолеты. Аэродромы, где есть ваши самолеты, выделены на карте.

— Морской стратегический. Отображает стратегические районы и морские операции, в которых участвуют ваши флоты. Отмечает районы действия морского флота различными цветами.

— Шпионаж. Показывать агентов, их задания, текущие операции и скорость распространения разведывательной сети.

Помимо четырёх основных режимов существуют множество других режимов:

— Зоны снабжения. Отображает зоны снабжения и сведения о ходе поставок. Позволяет выявлять проблемные зоны и узкие места.

— Карта местности. Показывает тип местности, используя упрощенную заливку.

— Карта сопротивления. Отображает местное сопротивление в оккупированных областях. Позволяет выявлять проблемные места, где необходимо изменить оккупационную политику.

— Карта подчинения. Отображает местное подчинение в оккупированных областях.

— Карта ресурсов. Отображает производство ресурсов в каждом регионе.

— Карта инфраструктуры. Показывает уровень инфраструктуры в каждом регионе.

— Карта альянсов. Указывает, в каких альянсах находятся разные государства.

Полный список режимов карты можно посмотреть нажав на стрелку вверху панели.

Государство [ ]

Законы и правительство [ ]

Goverment hoi4.jpg

Нажав на флаг вашего государства слева вверху, вы увидите экран правительства. Вы можете увидеть портрет лидера, политическую поддержку и партии, несколько активных модификаторов и факторов вашей нации. Именно там можно узнать большую часть информации о государстве, менять законы и назначать министров, военачальников и производственные компании. Рассмотрим подробнее законы:

Основная статья: Идеи

Законы представляют собой различные идеи в государстве, отражающие политическую систему. Существует три вида законов:

Ideas hoi4.jpg

  • Закон о призыве
  • Законы о торговле
  • Законы об экономике

Законы о призыве определяют количество людей, доступных для призыва в армию. В зависимости от населения самой страны, число людей для призыва будет меняться. Так, например, В Китае, где в среднем в одном регионе живёт от 18 до 30 миллионов, призывников будет больше, нежели в условной Мексике. Каждый регион имеет своё количество рекрутируемого населения. Если у вас чувствуется нехватка людских ресурсов, следует повысить закон о призыве, но помните, что более строгие законы серьёзно ударяют по экономике и производству страны.

Законы о торговле отображают политику государства, относительно торговли с другими странами. В зависимости от идеологии, государства могут иметь разные торговые законы: демократы ведут свободную торговлю, в то время как фашисты и коммунисты стремятся к независимой от третьих стран экономике и ведут закрытую экономическую политику. Более свободные законы ведут к увеличению скорости строительства, исследования, но и увеличивают количество ресурсов, экспортируемых в другие страны. Это означает, что вы будете вывозить из своей страны много ресурсов, производимых на вашей территории, но взамен получать фабрики и увеличивать различные параметры. Вместе с тем, это может повлиять на утечку данных из вашего государства, из-за чего другие страны смогут узнать больше информации о состоянии ваших войск, экономики, а значит грамотнее спланировать войну с вами.

Законы об экономике влияют на текущую экономическую политику внутри государства. В мирное время это, например, Гражданская экономика, что отдаёт больше фабрик на производство товаров народного потребления и существенно ограничивает производство военного снаряжения. По мере увеличения законов об экономике, растёт скорость строительства военных заводов, верфей, стоимость производства техники, и уменьшается процент фабрик для ТНП, что означает больший процент экономики, направленный на военные нужды.

Список всех законов можно посмотреть в статье Идеи.

Для назначения доступно только 3 политических советника, что значительно меньше, по сравнению с прошлой частью серии, где игрок мог назначить 7 человек. Основные бонусы, которые дают различные советники: скорость строительства различных сооружений, прирост политической власти, бонусы к исследованиям и прочие.

Компании же, в основном, влияют на скорость исследования техники и снаряжения, увеличивая её. Всего можно назначить 5 компаний и 1 экономического советника, с почти такими же бонусами. Стоит заранее определиться с тем, на какие силы вы будете делать упор — лёгкая или тяжёлая бронетехника, штурмовая или палубная авиация.

Военное командование расположено в самом низу панели. Для назначения доступно 6 командующих, 3 из которых влияют на различные отделы армии — сухопутные войска, авиацию и флот. Здесь также стоит подробнее изучить все варианты и в соответствии с вашей стратегией ведения войны назначить командующих.

Исследования [ ]

Исследования технологий — крайне важная часть игры. Технологии не только открывают новую технику для производства, но и улучшают её характеристики, что может повлиять на исход битв.

Для разных стран доступно разное количество ячеек исследований: крупные страны в виде СССР и Германии имеют по 3 слота, тогда как мелкие государства, по типу Либерии и Бутана имеют лишь 2. В зависимости от количества слотов, стоит определится с наиболее приоритетными задачами: улучшение экономики и рост числа рекрутов, либо создание большой армии; строительство крупного флота, либо сфокусироваться на авиации.

Шпионаж [ ]

Agency2.jpg

Шпионаж может очень сильно помочь вам в борьбе с врагом (на самом деле не очень-то сильно). Для начала, вам стоит создать разведывательное агентство, которые и будет осуществлять разведку и контрразведку в стране. Его создание займёт 30 дней и позаимствует у вас 5 фабрик, за неимением в игре нормальной экономики. После этого вы сможете полноценно осуществлять разведывательную деятельность, нанимать агентов и устраивать восстания, на оккупированных врагом территориях.

Однако, для начала стоит обратить внимание на панель улучшений агентства, расположенную на самом верху раздела, в виде пяти квадратиков. Здесь можно улучшить характеристики разведки, агентов и прочего. Некоторые улучшения могут показаться вам не особо нужными, а другие — наиболее привлекательными, но не стоит забрасывать показавшиеся вам бесполезными разделы в дальний угол и забывать о них, ведь ситуация может резко измениться, что потребует решительных действия от вас.

Для улучшения раздела достаточно нажать на него. На время займутся ваши фабрики, так что старайтесь иметь небольшое количество заводов про запас, если вы хотите как можно скорее улучшить ваше агентство, при этом не застопорив экономику страны.

Дипломатия [ ]

Торговля [ ]

Торговля — один из важнейших аспектов игры. Без неё не может быть слаженной экономики и производства. Даже такие гиганты, как Япония и Соединённые Штаты Америки нуждаются в продаже и покупке ресурсов, чего уж говорить о Болгарии и Португалии. Экран торговли открывается при нажатии на клавишу


На экране торговли вам представлен список всех стран мира. Наверху представлен список всех стратегических ресурсов, необходимых для производства. Там же указано количество производимых внутри страны или ввозимых извне, а также дефицит и профицит ресурсов, если таковые имеются. Чуть ниже располагаются вкладки с ресурсами, при переключении между которыми список стран меняется, в зависимости от выбранного ресурса: страны, которые имеют больше всего данного ресурса располагаются вверху. Серым цветом обозначены страны, с которыми вы находитесь в состоянии войны и не можете вести торговлю.

Чтобы закупить ресурсы, достаточно нажать на страну, у которой вы хотите купить ресурсы и определить количество поставляемого материала. Учтите, что вы можете выбрать только число, кратное 8 — 8, 16, 24, 32…, а все лишние ресурсы не идут на производство, а просто уничтожаются, по этому не стоит закупать 8 ресурсов, когда у вас дефицит в виде 3 единиц.

В зависимости от закона о торговле изменяется количество ресурсов, которые вы будете отправлять на экспорт. Но, независимо от текущей политики торговли, вы всегда сможете закупать ресурсы у других стран, конечно, если они не поставили закон о закрытой торговле. Для доставки ресурсов в вашу страну, вам необходимы конвои, которые производятся на верфях. Учтите, что когда вы находитесь в состоянии войны, ваши конвои могут потопить вражеские корабли, так что позаботьтесь об охране торговых судов заранее.


Разработка игры началась в середине 2013 года, через год после выхода последнего дополнения для Hearts of Iron III. Главным разработчиком стал Дан «Podcat» Линд, до этого работавший программистом над Hearts of Iron III и Victoria II. Большая часть документов дизайна игры была написана в течение 2013 года, тогда же началась работа над кодом.

В январе 2014 года Paradox Interactive выступили на PDXCON 2014, представив новую часть серии Hearts of Iron. Как признавались сами разработчики в годы после выхода игры, на тот момент большая часть механик была нерабочая, а искусственный интеллект практически полностью отсутствовал.

Издания [ ]

Cadet Edition [ ]

Cadet-steamversion.jpg

  • Игра Hearts of Iron IV.
  • Дополнение Poland: United and Ready, в которое входят новые трёхмерные модели для танков и самолётов, уникальное древо развития, а также графическое оформление и портреты лидера для игры за Польшу.
  • Иконка для форума Paradox.
  • Обои для рабочего стола, созданные по мотивам иллюстраций к игре.

Colonel Edition [ ]

Colonel-steamversion.jpg

  • Игра Hearts of Iron IV.
  • Дополнение Poland: United and Ready, в которое входят новые трёхмерные модели для танков и самолётов, уникальное древо развития, а также графическое оформление и портреты лидера для игры за Польшу.
  • Наборы юнитов: Heavy Cruiser Pack, Soviet Tank Pack, US Tank Pack, British Tank Pack, French Tank Pack.
  • Иконка для форума Paradox.
  • Обои для рабочего стола, созданные по мотивам иллюстраций к игре.

Field Marshal Edition [ ]

Field marshal-steamversion.jpg

  • Игра Hearts of Iron IV.
  • Дополнение Poland: United and Ready, в которое входят новые трёхмерные модели для танков и самолётов, уникальное древо развития, а также графическое оформление и портреты лидера для игры за Польшу.
  • Наборы юнитов: British Tank Pack , Цензура в Германии [ ]

При покупке игры на территории Германии в игре автоматически меняются портреты некоторых немецких лидеров. В частности, портреты Гитлера, Гиммлера и многих других немецких политиков сильно затемнены, а генералы СС не имеют черепов на фуражках. Также для немецких игроков недоступен набор German Historical Portraits Pack, добавляющий портреты германских военных.

Достижения [ ]

Читайте также: