Готика и романский стиль сравнение

Обновлено: 02.07.2024

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.

Тем не менее, в этот период в Европе наблюдался неуклонный рост по пути к благополучию и процветанию, и искусство высочайшего качества уже не испытывало ограничений, имевших место в периоды, когда искусство развивалось лишь в окрестностях королевского двора и в небольшом кругу монастырей.

Романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.

Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды и орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.

Монументальность романского стиля

При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.

Чем отличается готический стиль от романского

Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.

В чем отличие готического стиля от романского

Особенности готического стиля

На смену романскому в средневековую архитектуру пришел готический стиль и со временем вытеснил его. «Устрашающе величественный», такое определение наиболее точно характеризует готический стиль архитектурных сооружений. Однако готический стиль пронизывает к тому же и другие разновидности изобразительного искусства, такие как скульптура, живопись, витражи и другие.

Готический стиль просуществовал с XII по XIV век. В отличие от романского стиля готический имеет более светский характер, тогда как романский стиль скорее религиозной направленности. Готический стиль нашел отражение в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей и основан на бургундской архитектуре.

Готический стиль

Существенные отличия готического и романского стилей

Несмотря на то, что готический стиль основан на романском, а точнее на бургундской школе, между ними существуют значительные различия, которые не позволят их перепутать. Сравнительный анализ этим двум стилям можно провести на примерах архитектуры соборов.

briochetina

Романский и готический стили в архитектуре стали ключевыми и классическими для большинства крупных европейских государств. Романский стиль характерен для построек XI - XII веков, и охарактеризовал важнейший этап развития европейского зодчества средневековья.

Главной чертой этого искусства стало строительство суровых крепостей и религиозных строений.

Основными объектами строительства стали замки-крепости и храмы-крепости. Они располагались на возвышенностях и господствовали над прилегающей местностью.

Готический стиль соответствует архитектуре зрелого и позднего средневековья и проявлялся с конца 12 по начало 16 века. Он зародился во Франции, его основными чертами стали устремленные ввысь черты зданий с множеством вытянутых объектов и элементов.

Оба стиля сходны своим средневековым характером и изготовлением сооружений из камня. Обоим стилям присущи суровые и мрачные черты.

Различия проявились в более округлых формах готической архитектуры и совершенностью художественных образов. Реалистичность и точная передача пропорций была характерна готике, тогда как романский стиль изобразительного искусства представлял собой двухмерные и примитивные изображения, часто с нарушенными пропорциями.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (МАОУ СОШ № 14) № 14 им. А.Ф. Лебедева РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Учитель МХК Тарабыкина Е.С. Томск 2016


Оглавление Оглавление Введение Характеристика романского стиля Особенности готической архитектуры Романский и готический стили – единство и противоположность


Тема актуальна. Многие романские церкви и готические соборы находятся под наблюдением и охраной государства, некоторые являются достоянием ЮНЕСКО. Поэтому хотелось бы поподробнее познакомиться с этой темой на примерах соборов, построенных в данных стилях и радующих глаз человека по настоящее время. Объект исследования – всеобщая история, эпоха средневековья. Предмет исследования – средневековое европейское искусство, шедевры романской и готической архитектуры. Цель – систематизировать, обобщить и расширить знания о романском и готическом художественных стилях в их сравнительной характеристике, исследовать наиболее известные и значительные романские и готические соборы. Задачи: поиск, отбор, систематизация материала по избранной тематике; охарактеризовать особенности романской и готической архитектуры; познакомится с наиболее выдающимися романскими и готическими соборами Франции, Германии, Англии, Италии; выяснить влияние романского стиля на готический стиль; определить место и роль этих стилей в истории; изучить художественные произведения поэтов и писателей (легенды, сказания), посвящённые данной тематике; создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.


Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий.


Наиболее известные памятники романского стиля: (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) - большой собор в городе Шпейер в Германии. Самая большая сохранившаяся церковь в романском стиле, с 1981 года - объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Наиболее известные памятники романского стиля: (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) - большой собор в городе Шпейер в Германии. Самая большая сохранившаяся церковь в романском стиле, с 1981 года - объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Построен в 1030-1061 годах императорами Священной Римской империи. Строение было начато кайзером Конрадом II, затем продолжено его сыном Генрихом III и закончено внуком Генрихом IV, при котором состоялось освящение собора. В то время в Шпейере жило около 500 человек, и Шпейерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности, политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера.


Наиболее известные памятники романского стиля: Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии. Пизанская башня - часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу. Наиболее известные памятники романского стиля: Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии. Пизанская башня - часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу.


Церковь св. Якоба Церковь св. Якоба (нем. die irische Benediktinerklosterkirche St. Jakob und St. Gertrud) - романская базилика в Регенсбурге. Первоначально церковь принадлежала ирландскому бенедиктинскому аббатству, основанному в 1070 году, ее постройку относят к 1175-1180 годам. Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке, и трансептом на западе. Галерея, в которой установлен орган, проходит над всеми тремя нефами в трансепте. Центральный неф отделен от боковых цилиндрическими столбами каменной кладки (не монолитные колонны), их капитали - прекрасные образцы высокой романской скульптуры, изображающие мужчин, львов, орлов и крокодилов, и могут иметь аллегорическое значение. Углы оснований столбов украшены головами менее благородных животных, включая свиньи, собак, ослов, и стервятников. Под аркой центральной апсиды стоят три деревянных скульптуры конца двенадцатого столетия, которые вместе формируют сцену распятия на кресте.


Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.


Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). [3, с. 76] Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.


Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми..


Наиболее известные памятники готического стиля: католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите, в четвёртом округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг. Наиболее известные памятники готического стиля: католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите, в четвёртом округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.


Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.


Собор в Солсбери начали строить в 1220 г.. В 1225 г. закончен хор, в 1266 г. — в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине XIX вв. собор реставрировался. Собор в Солсбери начали строить в 1220 г.. В 1225 г. закончен хор, в 1266 г. — в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине XIX вв. собор реставрировался. Собор был построен в южной части города на участке, открытом для обозрения со всех сторон. Симметричное, крестообразное в плане здание имеет вполне развитую, намечавшуюся еще в Линкольнском и Кентерберийском соборах двухтрансептную систему.


Романский и готический стили – единство и противоположность


Цвета Романский стиль Готический стиль коричневый, красный, зеленый, белый. желтый, красный, синий


Линии Романский стиль Готический стиль бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные. стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов. Лимбург-ан-дер-Лан Дворец дожей


Форма Романский стиль Готический стиль прямоугольная, цилиндрическая. прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы..


Характерные элементы интерьера Романский стиль Готический стиль полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен в отделке квартир; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.


Окна Романский стиль Готический стиль прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные. вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.


Конструкции: Романский стиль Готический стиль каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.


Двери Романский стиль Готический стиль дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом. стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые..


В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля. Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления.


Мнения о готическом стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее. Сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом. Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.


Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.

Неприступные крепости в романском стиле

Наиболее яркое выражение романский стиль получил в соборах и монастырях, в сооружениях светского характера данный стиль практически не встречается.
В центральной части крепости романской эпохи располагался донжон или дом-башня феодала. На первом этаже донжона находились хозяйственные помещения, на втором-парадные помещения, на третьем-спальни хозяев. Четвертый этаж обычно занимала прислуга и охрана замка.

Замки старались сооружать в малодоступном месте,допустим, на склоне горы. Для защиты и безопасности крепость была ограждена высокой каменной стеной и рвом. Для коммуникации с внешним миром жителями использовался подъемный мост.

Здание в романском стиле

«Замковая архитектура»

Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию.


Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.

Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.


Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.


Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.


Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Романский стиль охватывает период с X по XII века. Термин происходит от слова «рома» то есть римский. Предпосылкой появления романского стиля архитектуры стала разобщенность феодализма на территории Западной Европы, когда феодалы старались присвоить себе чужие земли, и власть была децентрализована. Возникла необходимость в определенного рода постройках, которые могли бы выполнять оборонительную функцию при нападении соседних князей-феодалов. Романский стиль признан общеевропейским благодаря массивности и основательности при строительстве архитектурных построек.

Стрельчатые своды в готическом стиле

Стрельчатая форма свода, применяемая в готическом стиле, уменьшала боковой распор, большую часть давления свода принимала на себя опора.
Вытянутость и острие стрельчатых арок сооружений выполняли основную функцию готической архитектуры — возвеличивали храм, устремляли вверх, подчеркивали ничтожность человека перед божественным сооружением.

Зачастую там, где аркбутан опирался на контрфорс устанавливался пинакль, так назывались башни с остроконечными шпилями и имели зачастую конструктивное значение. Пинакли использовались и как декоративные элементы для украшения при создании эстетического образа собора. В большинстве случаев аркбутаны создавались в два уровня. Верхний уровень служил для поддержания крыши, которые становились по прошествии времени очень крутыми и, как следствие, громоздкими. Второй уровень аркбутанов в свою очередь создавал противодействие ветру, создававшему давление на крышу. Наиболее известные сооружения готического стиля: Реймский Собор, Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор,, Миланский Собор, Ка-д”Оро, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.

Сравнение Романского и Готического стиля

Наследие романского стиля в архитектуре Европы

В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.

Живопись

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры.



Также, для Романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста, не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.

Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры: геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.


Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания.

Каркасная система в готическом стиле

В архитектуре готических соборов появляется новшество: теперь свод сооружений имеет крестовую форму и опирается на прочный «скелет»— прочный легкий каркас, каркасная конструкция является визитной карточкой готического стиля архитектуры. Тогда как в романских храмах был свод цилиндрической формы, опиравшийся на основательные толстые стены, и, как следствие, лаконичность, простота, аскетичность, отсутствие света из-за маленьких окон.
Так называемые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод и особая система колонн создавали ажурные каменные кружева в облике соборов и церквей, придавали им потрясающий фантастический вид. Каркасная конструкция была устроена так, что основной упор был не на стены, как в романском стиле, а всю тяжесть несли на себе эти самые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод в свою очередь опирался на колонны. Это изобретение делало легкой всю конструкцию посредством распределения тяжести, стены стали невесомыми, их размеры и толщина не играли роли в несущей способности сооружения. Это и послужило появлению многочисленных окон, исчезла роспись на стенах, появились витражи и скульптура.

В чем отличие готического стиля от романского

Эстетическая направленность в готическом стиле

В сравнении с романским стилем с его толстыми стенами, небольшими окнами и круглыми арками готический значительно выигрывает. Ведь недаром готический стиль придает величие с его заостренными арками, узкими, высокими башнями и богато украшенным декором каменных кружев, многоцветьем витражей в окнах. Особенности стиля ставят акцент на вертикаль, все архитектурные сооружения устремлены вверх. В готическом стиле в отличие от романского важна эстетичность, церкви и соборы приобрели грациозный облик.

Характеристика стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость.

После 1100 года, когда свое место в романском стиле нашла скульптура, постройки стали немного более «легкими» и привлекательными.

Тем не менее, не зависимо от времени, в романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Роспись — религиозные мотивы.


В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.


Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом просматривается рациональная простота конструкций.


Читайте также: