Герой с мечом и щитом и мечом

Обновлено: 07.07.2024

Есть такая поговорка «один в поле не воин». Она подразумевает, что достичь целей можно только сообща, и война подходит под эту фразу как не зря кстати, ведь один человек зачастую ничего не значит в гуще сражения.

Но история знает немало примеров воинов, которые наводили страх на своих врагов, и одно их появление на поле боя уже могло переломить исход стычки или даже небольшого сражения.

Сюжет

В 1609 году польско-литовская армия во главе с королем Сигизмундом III и гетманом Станиславом Жолкевским встает лагерем неподалеку от Смоленска. Король рассчитывает взять город за несколько дней и дальше двигаться на Москву.

Ночью двое мальчишек, Сашка и Федор, помогающие в работе пекарю Филимону, обнаруживают лагерь поляков. Утром воевода собирает жителей города, чтобы определить, чем каждый из них будет заниматься во время обороны крепости. Выясняется, что друг Сашки, Федор, обучен грамоте. Федора берут писарем к дьяку Алексею.

Сашка снова решает сделать бомбы из теста, предполагая, что если он их сделает, то его возьмут на военную службу. Ночью Сашка при помощи Федора забирается в дом пекаря Филимона за тестом, а затем тайком проникает в Авраамиевские ворота, чтобы набрать пороха. Там он замечает лазутчика в маске и находит принадлежащий ему серебренный нательный крест.

Михаил Борисович решает пойти на хитрость: он провоцирует вражескую кавалерию на штурм, чтобы расстрелять ее из пушек, когда она подойдет к воротам. При помощи шпиона враги пытаются навести в городе панику и беспорядки. В итоге Сашка выявляет шпиона и успевает представить доказательства воеводе. Во вражеский стан прибывает гигантская пушка, а в Смоленск прибывают послы и заявляют, что царь отрекся от престола, а ему велено сдать город. Воевода решает, что сдаваться они не будут.

В конце фильма сообщается, что крепость все же пала спустя два года. А через восемь лет воевода Шеин вернулся из польского плена на Родину. На русско-польской погранзаставе, где проходит обмен военнопленными, воевода узнает в одном из встречающих его стрельцов повзрослевшего Сашку.

Культовый фильм "Щит и меч" режиссера Владимира Басова вышел на советские телеэкраны в 1968 году, и одним легендарным киногероем стало больше.

В основу ленты лег одноименный роман Вадима Кожевникова. За четыре серии страна влюбилась в главного героя фильма Александра Белова, которого блистательно сыграл Станислав Любшин. Честное слово, казалось, что это он, а не его герой под видом репатрианта Йоганна Вайса достиг солидного места в Абвере, получил затем чин гауптштурмфюрера СС и служил в Берлине. Басов — воевавший, сам в своей картине снявшийся — собрал для этой ленты уникальную команду. Любшин, совсем молодой и, собственно, после этого фильма прославившийся Олег Янковский, Георгий Мартынюк, Алла Демидова, Юозас Будрайтис, Валентина Титова.

Так что лента получилась непроходной и оказала на общество колоссальное влияние — во всяком случае, президент Владимир Путин не раз говорил, что именно после ее просмотра он решил пойти в разведку. Но романтизм романтизмом, а ведь на самом деле канва у фильма была самая что ни на есть реальная. И к юбилею фильма грех не вспомнить того, кто был прототипом Александра Белова — скромного человека и героя настоящего, Александра Святогорова. Конечно, о его жизни можно было бы написать роман толще «Щита и меча». Но Александра Пантелеймоновича уже нет.

Саша Святогоров родился в Харькове. У его деда была украинская фамилия Святыгора, «обрусевшая» благодаря какому-то писарю. Семья Святогоровых была простой, рабочей, и Сашка пошел тем же путем. Его страстью были домены и мартены — стихия огня. После шамотного техникума он отправился на комбинат «Запорожсталь», дорос там до начальника цеха, стал стахановцем. Ни о каких переменах в жизни он и не думал.

Во время оккупации в здании квартировался новый военный комендант Харькова генерал Георг фон Браун. Немецкие саперы без особого труда нашли в подвале «блесну» — мину неглубокого залегания. Но о том, что на глубине трех метров дремлет в ожидании своего часа мощнейшая радиоуправляемая мина, они и не догадывались. Фантастика, конечно, но изобретатель Илья Старинов, тоже человек-легенда, привел ее в действие, находясь в Воронеже! Делом рук Святогорова стала и ликвидация Вальтера Файленгауэра, личного представителя адмирала Канариса. Умудрившись завоевать доверие штурмбанфюрера гестапо Аккхардта, он получил и переправил в Москву полный список выпускников Люблинской разведшколы. На его счету — и раздобывание секретных шифров Моссада, и охота на гауляйтера Коха, сорвавшаяся по вине предателя. Одно время именно Святогорову приписывали и организацию убийства Степана Бандеры, но это не так. Богдан Сташинский, осуществивший ликвидацию лидеров украинского нацдвижения Бандеры и Ребета, никогда не был агентом Святогорова. А было бы иначе — сидеть бы Святогорову после побега Сташинского в тюрьме.

В мультфильме наравне рядом с реальным защитником Смоленской крепости воеводой Шеиным встает выдуманный персонаж - мальчик Сашка.

Ко Дню народного единства в широкий прокат вышел мультипликационный фильм «Крепость: щитом и мечом» от знаменитой российской студии анимации «Мельница» - создателей популярной серии о трех богатырях. «Крепость» рассказывает о 20-месячной обороне Смоленска от польско-литовских захватчиков в 1609-1611 годах - одному из ключевых событий Смутного времени, завершившегося 4 ноября 1612 года победой ополчения под предводительством Минина и Пожарского.

Цвет крепости: красная или белая?

В мультфильме смоленская крепостная стена выглядит, как современная.

В мультфильме смоленская крепостная стена выглядит, как современная. Фото: кадр из фильма

Первое, что бросается в глаза при просмотре мультфильма – это удивительное сходство нарисованной смоленской крепостной стены и ее реального прототипа. Поразительно, как создатели «Крепости» постарались и отразили многие ее мельчайшие подробности. Но, согласно мнению многих авторитетных исследователей, большую часть своего существования стена была белого цвета. Известно, что в составах для побелки и штукатурки использовали куриные яйца. Лишь на фотографиях конца XIX - начала ХХ века мы видим, что стена стала приобретать современный вид.

Побелка крепости – довольно затратный процесс. В условия нехватки денег на элементарную починку разрушающихся стен и башен, тратить изрядную сумму денег на одно «украшательство» – непозволительная роскошь. Если какие-то участки и белили, то не чаще одного раза в лет десять

Комментарий историка Юрия Шорина:

«Версию о том, что Смоленская крепостная стена имела побелку в XVI – начале XVIII веков, выдвинул в 1928 году историк архитектуры Иван Хозеров. Но это предположение, на мой взгляд, остается спорным. Достаточно взглянуть на некоторые башни крепости, которые украшены белокаменными декоративными элементами, также как и весь низ крепости отделан белым камнем и украшен белокаменным валиком. Такое украшение белокаменными элементами крепости предполагало, что она сама остается натурального красного цвета. Белый камень – дорогостоящий материал, использовать его в украшении крепости, а потом всю ее белить - противоречие здравому смыслу. К тому же побелка крепости – довольно затратный процесс. В условия нехватки денег на элементарную починку разрушающихся стен и башен, тратить изрядную сумму денег на одно «украшательство» – непозволительная роскошь. Если какие-то участки и белили, то не чаще одного раза в лет десять! Возможно, и побелили-то один-два участка единожды. Для какой цели, непонятно».

Бои под землей

В мультфильме для захвата города враги используют якобы существовавшие задолго до этого под Смоленском подземные ходы. Действительно, легенды о подземных сооружениях в в городе достаточно распространены. Однако, вполне возможно, что их появление, как раз и обусловлено потребностями ведения войн в Средние века. Так точно известно, что поляки планировали попасть в город, совершив подкоп под стену, аналогичную работу вели и защитники крепости.

Множество легенд связано с подземными ходами в крепостной стене.

Множество легенд связано с подземными ходами в крепостной стене. Фото: кадр из фильма

Историк Борис Фролов так описывает эти события: «Инженерные работы врага также не достигли цели, хотя и руководили ими иностранные специалисты. Узнав, что противник заложил минные галереи и ведет их в нескольких направлениях, Шеин приказал оборудовать дополнительные «слухи», усилить разведку на подступах к крепости, развернуть контрминные работы. 16 января 1610 года смоленские минеры докопались до польской галереи, уничтожили находившегося там противника, а затем взорвали подкоп».

Это был первый в истории военного искусства подземный бой. Смоляне установили в галерее легкую пушку, зарядили ее ядром, начиненным «смрадным» составом, и ударили по противнику

По мнению видного советского военного историка Разина, это был первый в истории военного искусства подземный бой. Через несколько дней (27 января) под землей произошла новая встреча с врагом. На этот раз смоляне установили в галерее легкую пушку, зарядили ее ядром, начиненным «смрадным» составом, и ударили по противнику. Уцелевшие вражеские минеры в панике бежали. После этого подкоп был взорван. Вскоре смоляне взорвали еще один подкоп врага, доказав бесполезность ведения против них минной войны.

Комментарий историка Юрия Шорина:

«Каждая русская крепость овеяна массой легенд о подземных ходах. В действительности, никаких протяженных подземных ходов в наших крепостях не было. В них находились тайные выходы за пределы стен – это короткие ходы под стену, протяженностью с десяток метров. Поляки не строили подземных ходов, чтобы проникнуть в Смоленскую крепость. Они строили подземные минные галереи. Дело в том, что в те времена закладка пороховых мин под крепостные стены и башни было очень распространенным в Европе приемом при осаде крепостей. Так что польская сторона копала подземный ход под стену, чтобы заложить мину, а задача смолян состояла в том, чтобы вовремя заметить рытье хода (для этого служили, так называемые «слухи» – глубокие ямы) и встречным ходом помешать планам противника».

5. Марк Клавдий Марцелл

Ещё при жизни Марк Клавдий Марцелл получил прозвище «меч Италии» за свои заслуги в войне с Карфагеном. Он с раннего детства обучался военному искусству и всю жизнь оставался военным, хотя позже за свои заслуги стал даже консулом Рима.

По словам современников, Марк Клавдий Марцелл виртуозно владел мечом и щитом и мог победить в бою несколько человек. Если оружие подводило Марка, он не гнушался использования кулаков для добивания противника.

В отличие от многих других военачальников, Марк Клавдий Марцелл не сидел далеко в крепости, а руководил войсками прямо на фронте и даже бросался в бой вместе со своими воинами. Описывается случай, когда он вызвал на дуэль галльского военачальника Виридомара и легко одержал победу.

Неизвестно, скольких людей лично убил Марк Клавдий Марцелл, но судя по тому, что армия под его командованием успешно сражалась с Ганнибалом, встретиться с ним в поединке вряд ли захотела даже превосходящая его по мощи компания тяжеловооружённых воинов.

4. Леонид I

Ещё один легендарный воин, известный обывателю по фильму «300 спартанцев». Леонид считался потомком Геракла в 20-м поколении и всё время подтверждал это гордое звание. С раннего детства, как и все мужчины-спартанцы, он обучался в жестоких условиях военной школы, где познал все способы убийства врагов. Также он обладал стратегическим умом, благодаря чему стал авторитетом среди других воинов.

Самым известным боем Леонида I стало Фермопильское сражение, где он, вместе с 6 тысячами воинов защищал узкий проход, через который персидские войска могли двинуться дальше в Грецию. Выбрав лучшее место для отражения атаки, Леонид I вместе со своими воинами в течение двух дней удерживал проход, сражаясь против 200-тысячной армии персов и не давая им пройти. Из-за предательства Эфиальта, который показал горную тропу персам, Леонид I приказал войскам отступить, а сам с небольшой группой добровольцев бросился навстречу персидской армии, чтобы сдержать отступление союзников.

За это сражение Леонид I и его воины уничтожили до 20 тысяч персов, что делает их одними из самых смертоносных воителей в истории. Если хочешь побольше узнать о спартанцах, мы написали статью, которая раскрывает мышление и тактику величайших воинов.

А была ли крыша?

В мультфильме навершия башен и прясел крепостной стены изображены ровно такими же, как и сегодня. Но, если посмотреть старые архивные фотографии, то четко видно, что они были не такими «острыми», а более пологими. Во всех официальных исторических источниках говорится, что площадки на крепостной стене, где стояли орудия, были закрыты двускатной тесовой крышей, предохранявшей порох от дождя.

При этом, по мнению некоторых историков, совершенно не факт, что крыша могла закрывать всю протяженность стены, а располагаться только там, где хранили порох и другие боеприпасы. Согласно более экзотическим версиям, на крепости вообще могло не быть крыши, а порох на случай дождя могли накрывать коровьими шкурами. Приверженцы этой теории утверждают, что деревянную крышу было легко поджечь, скажем, с помочью горящей стрелы.

Ранние изображения однозначно говорят о шатровом навершии башен крепости Смоленска

Все ворота в башнях крепостной стены располагаются под прямым углом, что позволяло защитникам создать дополнительный ряд обороны, а следовательно осложнить работу нападавшим. В мультфильме мы видим, что во время атаки Авраамиевских ворот польская конница несется прямо на них, никакого угла нет. Кроме того, опущена та деталь, что воевода Шеин, решив укрепить стену, приказал пред каждыми воротами установить по большому срубу, заполненному землей и камнями, что создавало дополнительный сложности нападавшим.

Крыши и навершия башен - еще один спорный момент.

Крыши и навершия башен - еще один спорный момент. Фото: кадр из фильма

Комментарий историка Юрия Шорина:

«Фантазировать по поводу того, какой формы была крыша башен Смоленской крепостной стены и имели ли стены кровлю, можно долго. Фотографии стены конца XIX века здесь плохой помощник, ведь крыши на них очень поздней постройки, скорее всего, того же XIX века.

До наших дней дошли рисованные изображения Смоленской крепости первой половины XVII века, то есть максимально близкие к дате ее постройки. Прежде всего, это золотая медаль Сигизмунда III, отчеканенная в честь взятия королем Смоленской крепости, она имеет диаметр 13,5 сантиметров (самая крупная польская золотая медаль!). На медали очень реалистично изображена крепость Смоленска в момент решающего штурма города 13 июня 1611 года. Еще более детально и реалистично изображена Смоленская крепость на огромных гравюрах Гондиуса и Саверия 1630-х годов. Все эти ранние изображения однозначно говорят о шатровом навершии башен крепости Смоленска. Шатры эти были не пологими, а довольно высокими. Также по всей длине стен крепость была покрыта крышей».

Возраст Сигизмунда

Сигизмунд в мультфильме представлен молодым и неопытным правителем.

Сигизмунд в мультфильме представлен молодым и неопытным правителем. Фото: кадр из фильма

В мультфильме глава Речи Посполитой, объединенного польско-литовского государства, король польский и великий князь литовский, король шведский Сигизмунд III показан в образе достаточно молодого и малоопытного правителя, который во многом полагается на своих старших советников и без них не может принимать никакие решения. Если учесть, что он родился в 1566 году, а осада Смоленска началась в 1609, на тот момент ему было 43 года - то есть это был уже зрелый муж и политик. Во время своего правления ему с одной стороны удалось объединить под своим контролем Речь Посполитую и Швецию, в результате чего это государство достигло своего наивысшего расцвета. С другой стороны именно при нем начался закат империи, который привел к ее разрушению.

2. Миямото Мусаси

Миямото Мусаси является одним из самых известных фехтовальщиков в истории Японии. Неудивительно, ведь он прославился своей отточенной с раннего детства техникой и основанием школы самурайского искусства боя на двух мечах. Да, пока его противники фехтовали одним оружием, Миямото Мусаси брал в руки два и получал преимущество.

Своего первого противника он убил в 13 лет, выиграв дуэль на деревянных палках. Позже он победил множество бойцов: по его личным заверениям в труде «Книга пяти колец» – более шестидесяти человек. Никто из его современников в адекватном состоянии не думал оспаривать этот факт, а те, кто всё же решались, быстро погибали в дуэлях.

Но Миямото Мусаси был не только дуэлянтом, сражаясь с противниками один на один. Он также смог лично уничтожить более десятка одновременно нападающих на него людей. Правда это или нет – остаётся загадкой, но Миямото Мусаси однозначно мог разбить несколько среднестатистических самураев и даже не вспотеть.

6. Влад III Цепеш

Влад III Цепеш больше известен под псевдонимом «Дракула», что переводится как «дьявол» или «дракон». Но это прозвище было получено им по наследству от отца, который был рыцарем ордена Дракона, а не во время завоеваний.

А вот прозвище «Цепеш» он получил уже от турок. С румынского это переводится как «колосажатель». Страсть к такому роду казней возникла у него после пребывания в Османской империи в качестве заложника. Современники отмечали, что, вернувшись из плена, Влад III Цепеш стал законченным пессимистом и жестоким человеком.

Обучаясь вместе с янычарами, Цепеш познал все современные методы ведения войны. В результате позже он обратил эти знания против своих захватчиков, успешно ведя несколько походов против турок. Неизвестно, сколько лично человек убил Влад III Цепеш и сколько по его приказу были посажены на кол, но то, что турки боялись Дракулу и дали ему прозвище «колосажатель», говорит о страхе перед жестокостью этого человека. Вряд ли кто-либо из современников этой личности хотел бы встретиться с ним на поле боя.

Эти герои были хоть и яркими персонажами, но лишь частью тех грозных военных машин, которые держали в страхе весь мир.

Приглашаем посмотреть мультфильм «Крепость: щитом и мечом» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

Возвращение воеводы

Воевода Шеин - один из главных героев реальной истории обороны смоленской крепости.

Воевода Шеин - один из главных героев реальной истории обороны смоленской крепости. Фото: кадр из фильма

В самом финале мультфильма смоленский воевода Михаил Шеин возвращается в город из плена изрядно замученным и потрепанным. Однако, по словам смоленских историков, Шеин возвращался из плена не пешком, а на возке, не измученным, а с комфортом. Дело в том, что в плену воевода Шеин жил достаточно благополучно, как и патриарх Филарет. Во всяком случае, поляки относились к Шеину с уважением. Недаром его называли смоленским Гектором.

Таких знатных пленных везли в конных экипажах в сопровождении охраны

Комментарий историка Юрия Шорина:

«После взятия Смоленска у польского короля в плену оказались руководители обороны крепости – воевода Шеин со своей семьей и архиепископ Сергий. Также польским пленником оказался и патриарх Филарет – отец первого русского царя из рода Романовых, который и сам когда-то мечтал занять царский трон. Так как война Речи Посполитой с Московским царством со взятием Смоленска не прекратилась, то эти пленники пребывали в качестве заложников польского короля. Содержали их достаточно хорошо, никаких особых жестокостей по отношению к ним не чинили. После заключения Деулинского перемирия 1618 года между Россией и Речью Посполитой пленники были возвращены на Родину. Передача Шеина и Филарета русскому правительству произошла 1 июня 1619 года на речке Поляновке (ныне территория Вяземского района), которая и стала новой границей двух государств (Смоленск, Рославль, Дорогобуж отошли к Польше). Естественно, что таких знатных пленных везли в конных экипажах в сопровождении охраны».

3. Спартак

Вряд ли кто-то не слышал о Спартаке – легендарном воине, который нашёл в себе силы и мужество противостоять огромной Римской республике. Спартак был фракийцем, который по не до конца известным причинам был порабощён и позже отправлен на обучение гладиатором. Там он научился многим боевым приёмам борьбы с мечом и щитом. Он отличился на арене, став одним из лучших гладиаторов в школе Гнея Корнелия, и даже смог жениться, что указывало на его привилегированное положение.

Сбежав из школы вместе с другими гладиаторами, он сначала разбил отряд преследующих его воинов, а затем создал армию из рабов и нищих. Причём он смог сделать из сброда дисциплинированное войско, которое одержало победу над обученными войсками Рима в нескольких сражениях. Он умел не только искусно воевать, но и вдохновлять других людей, благодаря чему даже сегодня слава этой легендарной личности не меркнет.

1. Скандербег

Скандербег, или Георгий Кастриоти, был младшим сыном албанского князя, которого в детстве отдали султану Мураду II в качестве заложника. В плену его принудили принять ислам и стать янычаром – представителем элитной пехоты Османской империи. В рядах османской армии он высоко поднялся по карьерной лестнице, лично участвуя в боях. Турки настолько высоко ценили его мужество, что даже дали прозвище Искандер, что является адаптацией имени Александра Македонского.

Скандербег с детства был обучен жёсткой дисциплине, стойкости, свирепости и отсутствию страха перед смертью. Благодаря этому он в одиночку мог без страха выйти перед огромной армией и наравне сражаться со множеством воинов.

Сбежав из Османской империи, он возглавил антитурецкое сопротивление и, по словам современников, лично убил за свою жизнь три тысячи османских воинов. Благодаря блестящему тактическому уму, он умело использовал холмистую местность Албании для противостояния мощнейшей на тот момент армии.

От авторов. Историческая сказка

Сколько бы в мультфильме не нашлось «киноляпов», серьезно критиковать его было бы не совсем этично, ведь изначально это произведение и не претендовало на историческую достоверность. И большая его часть - это художественная, а не научная работа большой команды людей, и история главного героя, мальчика Сашки – просто выдумка, опирающаяся на исторические реалии. А что важно, так это факт, что героические страницы истории России, которых существует великое множество, наконец, начинают изымать с запыленных полок архивов и в творческой переработке доносят до сознания людей, в котором эти подвиги, по большому счету, забыты. Так у них появляется шанс на вторую жизнь.

История обороны Смоленска важна в истории России тем, что она дала пример выдающейся стойкости и непримиримости к врагу, в условиях упадка государственности в нашем Отечестве

«С первых дней осады смоляне отвергли всякие попытки короля начать с ними переговоры о сдаче. В грамоте, которую они отправили в Москву 9 октября, говорилось: «а мы здесь в Смоленску с служилыми людьми. обещались Господу богу. помирать, и города не сдать, и литовскому королю не покориться», - говорится с трудах историка Сергея Александрова, автора книги про оборону Смоленска. - Именно Смоленск для патриотического лагеря стал символом независимой России. Это нашло отражение в грамоте, составленной дворянами под Смоленском в конце 1610 года: «Поревнуем и подивимся великому граду Смоленску, его же стояние к западу - како в нём наши же братья, православные христиане сидять, и великую тесноту терпять. а общему нашему супостату и врагу. не покоряться и не здадутся. ».

Читайте также: