Есть ли жизнь после смерти самоубийц

Обновлено: 07.07.2024

Что нужно делать:

Если выживший самоубийца захочет поговорить о том, что он сделал, обязательно нужно его в этом поддержать. Надо высказать свое понимание того, что произошло: я знаю, тебе было так плохо, ты другого выхода не видел. Часто самоубийц тянет поговорить о том, что с ними было, из-за чего они предприняли свою попытку. И это надо поддержать, спросить, почему было так плохо, отчего было так тяжело. Обязательно нужно дать возможность излить душу и выслушать очень внимательно, ни в коем случае не перебивая и не отвлекаясь.

Главное – выразить ему свои теплые чувства и любовь, сказать о том, что он важен и нужен, что он очень дорог для того, кто с ним рядом, для своей семьи. Не упрекать, говоря, что он не подумал о чувствах своих ближних, а рассказать, как он любим, как его ждут дома, как всем плохо без него.

Предложить обсудить возможную помощь: мол, обязательно должно быть что-то, что может помочь – давай об этом поговорим. Можно предложить помощь психотерапевта, причем, не просто отвлеченно об этом сказать, а обозначить свою активную помощь: я найду для тебя хорошего врача, я приведу его к тебе, он обязательно поможет. Самоубийца должен чувствовать, что есть люди, которым очень не все равно.

Если выживший самоубийца все равно упорно стоит на своем и заявляет, что стоит ему выписаться из больницы, как он тут же повторит попытку (или намекает на это, говоря о том, что ему незачем жить), то есть несколько путей, чтобы постараться это предотвратить:

Второе. Найти хорошего врача-психотерапевта и уговорить пройти курс лечения психотерапией и антидепрессантами. Если человек так упорен в своих намерениях, то вполне возможно, что у него настоящая депрессия, которая требует серьезного лечения.

Третье. Досконально выяснить, что толкает человека на новую попытку. И если в основе этого лежит некая реальная проблема – сделать максимум для ее решения, или, по крайней мере, проявить всю свою добрую волю к этому. Прямо сказать: мне, твоей жене, твоему другу не все равно, что ты хочешь умереть, мы будем очень горевать. Давай хотя бы ради нас попробуем как-то вместе решить твою проблему, поискать другие выходы. Нужно, чтобы он почувствовал, что рядом с ним есть «группа поддержки».

Вторая попытка… жить или умереть?

Знаю, что тем, кто сейчас хочет покончить с собой, глупо говорить, что его жизнь бесценна. Но я повторю – твоя жизнь бесценна, она – Божий дар, она твоя и нужна только тебе. Храни и береги свою жизнь! Если не станет тебя, те, кто когда-то делали тебе зло, будут жить дальше, у них будут в жизни радости, а у тебя ничего. Тебя просто не будет, а остальным будет глубоко наплевать. Цени свою личность, то, что ты есть на белом свете.
Юлия, 21 год.

Подошедший близко к смерти человек испытывает экзистенциальный шок. Этот шок нередко проясняет для человека новые смыслы жизни, и неудавшийся самоубийца начинает понимать, что те трудности, из-за которых он предпринял попытку, на самом деле решаемы, а в жизни есть вещи куда важнее.

Бытует мнение, что все самоубийцы перед самой смертью стараются как-то спастись – висельники пытаются нащупать ногой откинутый табурет, бросившиеся из окна – за что-то схватиться. Но это верно не для всех. Многие не стараются и даже сопротивляются попыткам их спасти. Это – как раз те, кто в будущем скорее всего повторит попытку самоубийства. Даже после того, как они заглянули в лицо смерти, они продолжают испытывать безнадежность и душевную боль. Можно ли им помочь и поддержать, постараться отвратить от новой попытки самоубийства? Можно!

Когда неудавшийся самоубийца приходит в себя на больничной койке, то самое важное для него – чтобы рядом был кто-то, кто его бы понимал и ему сочувствовал. Чтобы был кто-то, кто бы его выслушал. Особенно это важно для тех, кто после спасения говорит «лучше бы мне умереть». Все самоубийцы хотят сообщить о своем намерении до совершения суицида, и почти всегда либо прямо говорят о том, что собираются сделать, либо косвенно пытаются довести это до сведения близких (постоянно говорят о самоубийствах других людей или на тему смерти, увлекаются литературой или фильмами по этой тематике, совершают символические действия – например, прощаются с друзьями, отдают долги, раздают любимые вещи).

Неудавшийся самоубийца не должен быть в одиночестве. С ним надо говорить. Но есть подходы, на которые наложено строгое табу.

Неудавшийся самоубийца дома

Главное – хотеть над собой работать, и со временем отравляющие жизнь мысли исчезнут, а еще через некоторое время – обязательно появится желание жить. Я всегда в глубине души знала, что это замечательно – хотеть жить.
Кристина, 20 лет

Когда неудавшийся самоубийца выписывается из больницы и возвращается домой, то следует придерживаться приблизительно тех же правил в общении с ним.

Не должно быть «заговора молчания» вокруг его попытки самоубийства. Не надо специально об этом напоминать, но если он сам об этом заговорит – обязательно выслушать его и поговорить с ним на эту тему. А то в таких случаях очень любят увести разговор в сторону, перевести его на другое или начать ахать «ой, не надо об этом, забудь поскорее, не вспоминай». Надо! Человек совершил, может быть, самый страшный поступок в своей жизни и очень понятно, что ему хочется и надо об этом поговорить. Поддержите его в этом!

Не нужно устраивать нарочитый контроль: не оставлять его одного, если он идет из одной комнаты в другую, демонстративно идти за ним. Но нужно последить, чтобы человек не страдал от одиночества, и если он просит вашего общества – нужно бросить все и побыть с ним.

Бывает, что человек специально просит оставить его в одиночестве. Не нужно сопротивляться этому («нет, я буду сидеть с тобой рядом!»), но не нужно и оставлять его одного надолго. Лучше всего – сказать ему что-то вроде «хорошо, ты посиди один в комнате, а я буду недалеко, на кухне, зови, если что» или «мне очень хочется побыть с тобой, если ты не хочешь, мы не будет разговаривать, будем каждый заниматься своим делом, просто побудем вместе».

Нужно, чтобы он ощущал, что кто-то рядом есть и кто-то за него переживает. Недаром самоубийства чаще всего совершаются поздней ночью или рано утром, когда человек чаще всего один и во власти своих мыслей. Должна быть установка: я рядом, я всегда рядом, когда тебе нужно, днем и ночью, и всегда тебе помогу.

Нужно помочь человеку найти причину, по которой и для которой он мог бы жить. Не настаивая, не навязываясь, но предлагая ему разные варианты. В моей практике был случай, когда неудавшаяся молодая самоубийца, которую мучало желание повторить попытку, решила… сделать сайт для помощи таким же, как она. Хотя она сама еще не была уверена, что не покончит с собой, она все равно начала делать этот сайт, подбирать материалы, уговаривать других остаться жить. И эта работа в конце концов дала ей самой стимул к жизни. Помогая другим, она помогла себе.

Жить — это классно! Я только сейчас поняла. Чувствовать, как воздух набирается в лёгкие, как сердце бьётся, мышцы напрягаются. Я могу ходить, говорить, а кто-то ведь не может. Сейчас мне в комнату светит солнце, и птицы орут. И всё же это счастье — дышать.
Анастасия, 18 лет

Группы риска

Женщины пытаются покончить с собой в четыре раза чаще, чем мужчины. Однако мужские попытки самоубийства заканчиваются смертью в четыре раза чаще, чем женские. Связано это с теми способами, которые выбирают мужчины и женщины. Женщины чаще пытаются отравиться, и «промахиваются» с дозой, в то время, как мужчины выбирают иные, более смертоносные способы.

Подростки часто совершают попытки суицида демонстративно, и это нередко крик о помощи, о том, чтобы на них обратили внимание. Некоторые не хотят себя по-настоящему убить, им больше хочется всех напугать.

Самоубийство является одним из самых страшных грехов в христианстве. Православная Церковь запрещает отпевать самоубийц и совершать о них общецерковные молитвы на Божественных литургиях. Афонский старец Гавриил Карейский рассказал о том, как можно помочь душе человека, который совершил самоубийство.


Прежде всего, афонский монах говорит, что никому из нас не дано знать о том, что на самом деле произошло в душе самоубийцы перед смертью, и, возможно человек успел покаяться в совершенном грехе и получит прощение от Бога.

«То, что произошло с человеком в последний момент - это великая тайна. Господь действительно безмерная Милость, и всегда может найти способ, как нас спасти. Поэтому мы не можем до конца знать, что произошло с человеком перед смертью, когда он погибал.

У преподобного Серафима Саровского был такой случай. Однажды к нему пришли из одной семьи, где человек покончил жизнь самоубийством - бросился в реку и утонул. Убитые горем родные не могли даже молиться о своем отце.

Но неожиданно в ответ святой сказал им так: «Ваш отец не самоубийца». Преподобный Серафим принял просвещение от Бога, что, когда этот человек летел в пропасть, в последний момент он призвал Бога, и был прощен», - рассказал афонский монах.

Общецерковная молитва в храмах о самоубийцах строго воспрещена, однако родственники, которые хотят помочь душе самоубийцы, должны не забывать о келейной молитве, которую можно совершать дома. И такая молитва, по словам афонского старца, также может спасти человека, совершившего тяжкий грех.

«Мы не знаем о Суде Божьем, и о том, кто из нас получает прощение. Так говорил и старец Иосиф Исихаст: «Давайте молиться об умерших не только на литургии, но и по четкам». Более того, старец Иосиф Исихаст рассказывал следующее.

Одна его знакомая умерла, и старец молился о ней по четкам, потому что она покончила жизнь самоубийством. И однажды она явилась старцу во сне и сказала ему: «Большое спасибо тебе, отче, для меня сегодня великий день. Я сегодня иду в свой Новый Дом, в котором буду жить вечно».

Тогда старец Иосиф понял, что благодаря его молитвам женщина спасена от мучений и прощена, а ведь жила она не очень праведной жизнью. Так молитва по четкам спасла женщину от вечных мук», - говорит святогорский монах.


В преддверии Дня всех душ четыре женщины рассказали изданию свою историю о том, как пережили суицид близкого человека.

Муж Марит совершил самоубийство в 2012 году. ”Я очень хорошо помню этот день, несмотря на шок. Это был как гром среди ясного неба. Задним числом я понимаю, что у него была длительная депрессия и последней каплей стали серьезные проблемы на работе”, — рассказывает Марит. Она говорит, что очень трудно распознать, когда у человека просто обыденные проблемы, а когда начинается депрессия. ”Даже психиатр признавался мне, что не всегда удается диагностировать”.

”Дома мы в общих чертах обсуждали его проблемы, но если человек не говорит прямо, то ты можешь не понять, насколько ситуация серьезная. В случае с моим мужем ничто не указывало на то, что он решился. За несколько дней до этого он ходил на тренировку, обсуждал с друзьями планы на отпуск, у нас были куплены билеты на самолет, билеты в театр…Было много планов, как на работе, так и в семье”.

Когда все случилось, дети были довольно маленькими, но женщина говорит, что ей пришлось им все рассказать. ”Пришлось честно сказать, что мысли человека была нездоровыми, его душа заболела. Конечно же, нужно объяснить детям, что они в этом не виноваты. И что, конечно же, дело не в том, что их не любили”.

По словам женщины, разъяснения пошли детям на пользу и они отнеслись к этому как заболеванию. ”У детей первые эмоции проходят быстрее, но мы не знаем, какой отпечаток это не них наложило и как они будут осознавать это по мере взросления. Со стороны кажется, что прошел год и, значит, теперь все хорошо. Но нет. Три года может быть все хорошо, а на четвертом случится какой-то другой удар и ты все проживешь заново”.

”На работу я вернулась через неделю. Если твоя жизнь в одночасье становится совершенно ненормальной, то работа — это место, где ты можешь оставаться нормальным. Где все идет своим чередом, в отличие от твоей личной жизни”.

Женщина говорит, что ей очень повезло, так как близкие поддерживали ее больше, чем она могла бы подумать. Она говорит, что самое лучшее, что могу сделать окружающие в таких ситуациях, это выразить соболезнование, а также предложить помощь в бытовых вопросах (покосить траву, отвезти детей на тренировку и т.д.).

Отец Виктории покончил с собой в 2014 году. ”Отцу было 71, когда выяснилось, что надо делать операцию, чтобы сохранить ухудшающееся зрение. Операция давала шанс, что зрение останется на том же уровне. Я уговаривала его пойти на операцию, врачи тоже с ними говорили, но он отказался. Мне кажется, что в этот момент он и принял решение”, — рассказывает женщина.

Несмотря на то, что он был пенсионер, у него была своя небольшая фирма и работа была для него очень важна. Если бы из-за зрения мужчина не смог работать, то это ударило бы по его самолюбию и поставило в зависимость от других. ”Этого он боялся больше всего”, — говорит Виктория.

Женщина отмечает, что семья у нее очень заботливая, в том числе мать, и без внимания отец не остался бы. ”Отец стал депрессивным, стал чувствовать себя физически слабым, но это было вызвано, скорее, тем, что он сдался. С момента первого изменения до суицида прошло около полугода. Мы даже не подозревали о его планах, хотя когда-то он говорил о своем отношении”.

”Когда он позвали меня к себе и стал рассказывать о работе отопительной системы, то я подумала, что он делает это из-за того, что теряет зрение и чтобы я в будущем знала, как обращаться с системой. Позже я поняла, что на самом деле он хотел перед уходом дать как можно больше практичной информации, чтобы мы могли справляться без него”.

”Отец боялся, что ему станет так плохо, что потом он просто не сможет совершить самоубийство. Из-за этого страха он и решил быстрее уйти из жизни”.

”Перед тем, как выстрелить в себя, он позвонил в полицию и сообщил о своем плане. Он не хотел, чтобы по приходу домой нам открылась ужасная картина. Он все подготовил и продумал. Выбрал момент, когда мама ушла в город и никого дома не было. Оставил письмо, в котором благодарил нас”.

Женщина говорит, что была в шоке и не понимала, что происходит. ”Я не считаю, что отец поступил эгоистично, потому что я видела его страх. Против чувств не пойдешь. Если ты так сильно боишься, то кто угодно тебе может говорить, что поддерживает и любит тебя, но этого мало”.
Виктория отмечает, что это было очень больно, но она понимает отца. Детям объяснить случившееся было достаточно сложно, один из них даже предположил, что, наверное, нужно было почаще навещать дедушку.
На работу Виктория пошла уже через день, чтобы не оставаться наедине со своими мыслями. ”В трудной ситуации всегда необходимая деятельность и работа для этого — самый лучший вариант”, — уверена она.

Девушка отмечает, что и сама раньше была близка к суициду, поэтому знает, что это за безумие и насколько это больно. ”Я подумала, что если мне было настолько плохо и я смогла выйти из этого, то как плохо было ему?”

Через три месяца после похорон у Лийсы в одночасье началась депрессия. Она ничего не могла делать и на несколько месяцев оказалась на больничном. ”Это был вакуум, я об этом времени ничего не помню, кроме того, что ситуация постоянно ухудшалась”, — рассказывает она. Как бы то ни было, из этого состояния она выбралась.

”На похоронах было много беременных женщин и женщин с младенцами, это успокаивало меня. Это был верный признак того, что жизнь продолжается”, — говорит она и отмечает, что боль прошла только недавно.

Что не нужно делать:

Отношение ислама к суициду. Похороны самоубийц. Помощь душам

Отношение ислама к суициду. Похороны самоубийц. Помощь душам

Отношение ислама к суициду

Ислам категорически запрещает все виды насилия, в том числе и насилие над собственным телом. Также как и убийство других людей, самоубийство относится к категории тягчайших преступлений. Аллах говорит в Коране: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» (сура «ан-Ниса», аят 29).

Самоубийца с точки зрения ислама совершает непростительный грех. В священных преданиях мусульман - хадисах, можно найти недвусмысленные угрозы в адрес тех, кто совершает «интихар» (по-арабски это слово первоначально означало «самоумерщвление посредством взрезания горла», однако позднее стало термином, обозначающим любой вид суицида). В соответствии с исламским вероучением, место обитания самоубийц в Вечности – ад.

Как писал В.Соловьев, с точки зрения ислама «преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Наказанием грешнику будет ад, где ему придется вновь и вновь совершать свое злое деяние. В подтверждение этих слов он приводит слова пророка Мухаммада: «Человек умирает по воле Бога, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение».

В авторитетных сборниках священных преданий Аль-Бухари и Муслима приводится и такой хадис: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни».

Абу Дауд в своем сборнике приводит следующее высказывание пророка: «В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истек кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай».

Пророк Мухаммад (мир ему) также говорил: «Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо [ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]». (Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др.).

В другом предании пророк (мир ему) сказал: «Пусть никто не желает себе смерти по причине беды, постигшей его. Но если уж другого выхода нет, тогда пусть молит Всевышнего словами: «О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь сама подойдет к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]». (Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др.).

Он также сказал: «Среди людей, живших до вас, был человек, у которого была рана. Он испытывал мучительную боль и однажды, взяв нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови. Аллах сказал: «Мой раб опередил Меня. Я запретил ему рай» (хадис из сборника Бухари).

Самоубийство как следствие религиозного невежества

В большинстве случаев причиной, по которой мусульмане решаются на самоубийство, является обычное невежество. По-настоящему верующий человек никогда не решится убить себя, т.к. он хорошо осведомлен о том, что добровольный уход из жизни не принесет желаемого облегчения, а усилит страдания, которые, помимо всего прочего, из временных превратятся в вечные.

Он также знает и о том, что тех, кто достойно прошел через испытания этой жизни, в Вечности ждет награда за терпение. Всевышний говорит в Коране: «И поистине, тех, кто проявлял терпение, Мы вознаградим лучшим из того, что они заслуживают» (Св. Коран, 16:96).

Надо отметить, что многие из людей, называющих себя мусульманами, таковыми не являются, т.к., несмотря на мусульманские корни, имя-фамилию и даже некоторую осведомленность о традициях и обычаях (которые, впрочем, не всегда оказываются исламскими), т.н. «этнические» мусульмане часто совершенно не представляют, в чем состоит суть их веры, чем они должны руководствоваться в жизни и каковы могут быть последствия неразумных поступков, совершенных в минуту отчаяния.

С точки зрения ислама, мусульманином может считаться лишь тот, кто осознанно засвидетельствовал приверженность Единобожию, т.е. в здравом уме и твердой памяти, с соответствующим намерением в сердце произнес исламский символ веры - шахаду. Следующим шагом, подтверждающим истинность веры, является выполнение заповедей, которые содержатся в Коране и сунне.

Правильный образ жизни, нравственное и духовное здоровье, воздержание от запретного являются самой лучшей защитой от бед и несчастий в этой жизни. Они же являются залогом счастья и успеха в Жизни Вечной. Именно поэтому мусульманин обязан не только декларировать свою веру, но и подтверждать ее соответствующими делами.

Похороны самоубийцы

Что делать в ситуации, когда непоправимое уже произошло? Прежде всего, возникает вопрос о том, как следует хоронить человека, ушедшего из жизни через суицид. Несмотря на то, что ислам резко осуждает незаконное убийство в любой форме (а убийство собственного тела, несомненно, является незаконным деянием), погребальную молитву над самоубийцей читать разрешается. Так что, «джаназа» (похоронный обряд) проводится в обычном порядке.

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов (наиболее распространенные богословско-правовые школы в России) солидарны в том, что самоубийцу следует омывать и затем проводить все полагающиеся в случае обычной смерти мероприятия. Богословы указывают на то, что убивший свое тело человек является преступником перед Богом, но не по отношению к другим людям (т.е. он совершил преступление только в отношении самого себя, за что и будет нести ответ перед Всевышним).

Стоит, однако, отметить, что некоторые богословы все же высказываются за отказ в проведении обычного похоронного обряда в случае самоубийства. По всей вероятности, такое мнение было основано на предании, в котором говорится о том, что пророк Мухаммад (мир ему) отказался совершать погребальную молитву над самоубийцей, демонстрируя тем самым резкое осуждение его поступка. Точно так же он отказывался совершать молитву над другими преступниками - должником, прелюбодейкой и вором.

Тем не менее, запрета на проведение погребальной молитвой над самоубийцами не существует. Многие сподвижники совершали молитву над могилой самоубийц. Известно также, что пророк Мухаммад (мир ему) в некоторых случаях даже приказывал своим сподвижникам проводить молитву (однако сам он в ней не участвовал).

Средневековый ученый Аль-Хаттаби пишет в своей книге «Ма‘алим ас-сунан»: «Есть некоторое разногласие между учеными в вопросе совершения погребальной молитвы над самоубийцей. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, а также аль-Авза‘и не считали это нужным. Однако большинство ученых-богословов высказывалось за совершение над самоубийцей погребальной молитвы».

Далее приводятся высказывания других авторитетных богословов, которые высказывались в пользу проведения погребальной молитвы над самоубийцей.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Не оставляема несовершенной погребальная молитва над кем-либо, будь то праведник или грешник».

Аш-Шурунбулялий оговаривает: «Имам Абу Ханифа и имам Мухаммад считали, что самоубийцу и омывают, и совершают над ним погребальную молитву, что является более верным».

Имам Ибн аль-‘Араби говорил: «Ученые считают, что погребальная молитва совершается над каждым мусульманином, независимо от того, был ли он казнен за преступление, самоубийца ли он или незаконнорожденный».

Имам Шамиль Аляутдинов пишет по поводу совершения похоронной молитвы над самоубийцей: «Именно отсутствие запрета, а также приказ сподвижникам о совершении погребальной молитвы явились причиной, что большая часть ученых-‘алимов говорили о необходимости проведения всех процедур захоронения относительно самоубийц и преступников. Ведь людей судят по внешним признакам, суть же преступления, а возможно и ошибки, знает только Господь, Который рассудит с истинным знанием дела и по справедливости Его в День великого Суда».

Как помочь душе человека, ушедшего из жизни через суицид?

Самоубийство, как уже было написано выше, является одним из тягчайшим преступлений в исламе. Однако родственники умершего (а также все желающие) могут молиться за того, кто по собственной воле покинул эту жизнь.

Богословы единодушны во мнении о том, что мольба за покойных полезна для их душ. В Коране говорится: «Те [верующие], которые придут после них [тех, кто уже ушел из жизни] говорят, [молясь за себя и покойных]: «О, Господь наш! Прости нас и верующих братьев наших, что были до нас» (59:10).

Пророк Мухаммад (мир ему) много раз молился за усопших: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и мертвым». Жена пророка Айша передавала, что он часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить их прегрешения.

Единственный запрет, который мне встретился во время подготовки этого материала, это запрет на мольбы о прощении явных безбожников, которые декларировали свой атеизм при жизни и не раскаялись. Однако даже в этом случае не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Например, человек мог раскаяться за секунду до смерти и никто об этом не узнал. А Бог знает. И, возможно, тот человек, который при жизни считался великим грешником, окажется в раю раньше тех, кого мы при жизни считали праведниками. Так как раскаяние перед смертью «очищает душу и стирает грехи». Господь знает о каждой душе лучше, и Он, несомненно, рассудит по справедливости.

Близкие умершего могут также подавать милостыню или совершать дела милосердия от имени умершего. Ниже приведены несколько примеров.

Однажды Умар (халиф, сподвижник) спросил у пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Что касается отца твоего, то если он верил в Единственность Бога, то пост твой и милостыня от его имени помогут ему» (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада).

К пророку Мухаммаду (мир ему) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему польза, если я совершу от его имени благое деяние?» Пророк коротко ответил: «Да» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Один мужчина обратился к посланнику: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?» Пророк ответил: «Да» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).

Богословы считают, что эти и несколько других достоверных хадисов указывают на то, что усопшие обретают вознаграждение, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые близкими от их имени.

Известный богослов аш-Шавкяни говорит: «Воистину, человек имеет право сделать намерение передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой или постом, милостыней или паломничеством, чтением Корана или чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет. Этот саваб (вознаграждение) дойдет до покойного (по милости Творца) и полезен ему, – считают богословы всех четырех суннитских мазхабов». Далее он продолжает: «У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но избранным (мухтар) и основным является мнение, что это возможно. Необходимо только, чтобы прочитавший суры Корана и просящий у Бога довести данное вознаграждение до покойного, был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Всевышний, если пожелает, может принять любую мольбу в соответствии с Его всезнанием и мудростью».

1011

Фрагмент бразильского антисуицидного плаката. Бразильская организация Centro de Valorização da Vida работает над тем чтобы помочь людям самостоятельно противостоять суицидальным наклонностям

10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств. В год покончить с собой пытается больше 25 миллионов человек. Умирает каждый шестой. Большинство выживает. Что могут сказать выжившие тем, кого посещают суицидальные мысли? Чем можно помочь тем, кто совершил попытку суицида?

Читайте также: