Есть ли в игровой вселенной world of warcraft отсылки к произведениям г лавкрафта

Обновлено: 07.07.2024

От внеземной эстетики Morrrowind до очевидных отсылок в Fallout 76.

Говард Филлипс Лавкрафт является поистине значимой фигурой в истории художественной литературы. Влияние этого писателя на жанр ужасов оказалось настолько великим, что его именем прозван целый поджанр данной литературы – Лавкрафтовские ужасы. По сей день во всех направлениях искусства мы замечаем отсылки на произведения Лавкрафта, и игры не стали исключением. В данной статье мы рассмотрим многочисленные отсылки на Говарда Филлипса Лавкрафта в играх Bethesda Softworks.

До выхода Oblivion в Древних Свитках прямых отсылок к произведениям Лавкрафта не выявлено. Однако те идеи, что были выращены с Arena, укрепленные в Daggerfall и принявшие оригинальный облик в Morrowind являются хоть и не прямыми отсылками, но явно схожими идеями. Идеями, что в итоге послужат фундаментом для создания уже прямых референсов в следующих частях серии.

Мир The Elders Scrolls – фантазия, сон божества, именуемого как Godhead (о космологии Древних Свитков на сайте есть статья, обязательная к прочтению). Это наивысшее существо, сновидением которого является весь мир, отсылает нас к центральному божеству из Пантеона Лавкрафта – Азатоту.

Как и Godhead, Азатот — божество, существующее за пределами вселенной, являющееся бессознательным сновидцем. Также известное как Спящий Хаос, это существо описано в «Обитающий во Тьме» Лавкрафта как «слепой и безумный бог Азатот, Вседержитель Всего, окруженный верной ордой безумных безликих танцоров и убаюканный тонким монотонным писком демонической флейты, пляшущей в лапах безымянного существа».

Самую интересную эволюцию в Лоре Свитков проделали Даэдра, которые в первой части представляли из себя обычных демонов. По-настоящему сущность Даэдра переосмысляется уже в Morrowind, где они начинают приобретать типичные для «лавкрафтовских божеств» характеристики – могущественные сущности, чья природа неподвластна смертным созданиям, взаимодействуют с нашим миром через последователей. Кстати, если вас заинтересовала сущность Даэдра, отсылаю вас к замечательной статье на DTF.

Дизайн многих персонажей в Morrowind приобретает инопланетный характер. Ввандерфел из Morrowind заселен крайне инородными тварями, будто прилетевшими из чужеродных миров. И хотя следующие части потеряли своеобразность, став типичным «generic fantasy» с примесью текущего мейнстрима в плане дизайна, Морровинд заимел в этом еще большую индивидуальность, раскрывая в себе некоторые «лавкрафтовские черты» посредством общей атмосферы, даже не касаясь конкретной литературы.


Что вам приходит в голову, когда вы слышите или видите словосочетание «Древние боги»? Может быть конкретные имена? Ктулху или Ньярлатотеп, Н’зот или Йогг-Сарон? Может быть в голову придут образы безобразных, до безумия злобных и коварных существ, от которых по телу то и дело могут пойти мурашки. А даже если это в принципе ни о чем вам не говорит – лучше не выключайте свет, устраивайтесь поудобнее и внимательно следите за характеристикой “здравомыслие”.


Собирательный образ Древних богов

Как я уже говорил в прошлой статье – разработчики World of Warcraft если уж вдохновляются чем-то, то переносят это в игру очень скрупулезно. И герои этой статьи – еще один очень яркий пример того, как можно не просто создавать отсылки в игре, а интерпретировать чье-то творчество. А в данном случае никого иного как Говарда Филлипса Лавкрафта, пускай и не самого знаменитого писателя в жанре “ужасов”, но внесшего в него огромный вклад. И в данном случае здесь больше интерпретации, чем в героях предыдущей статьи, так как параллели не столько в именах и историях персонажей, сколько в целом в их образах. Некоторых из них даже тяжело сопоставить с персонажами самого писателя. И поэтому стоит начать с общих черт.

Гневион, Черный принц


Да, внезапно. Персонаж, который совершенно не похож на всех остальных в этой статье ни своим поведением, ни внешним видом, хоть и частично связанный с порчей Древних богов через род Черных драконов.

В произведениях Говарда есть персонаж Ньярлатотеп, являющийся посланником Древних богов. Он был единственным из Пантеона Ктулху появлявшимся в образе человека и описывался как смуглый, стройный и зловещий, “напоминающий фараона древности”. Он путешествовал по миру предрекая скорый конец света.

Является ли Гневион полностью положительным персонажем или таким же слугой Древних как и в произведениях Лавкрафта – пока сказать сложно.

Также стоит упомянуть, что:

Сложно сказать, что еще является отсылкой к ужасам Лавкрафта, так как тематика Древних Богов в WoW уже достаточно стара и претерпела некоторые изменения, но её истоки сейчас являются абсолютно понятными, тем более, что разработчики неоднократно нам об этом напоминают. Даже мурлоки, наги и прочие не столь многочисленные обитатели глубин, как заявляли сами разработчики – результат вдохновения творчеством этого писателя.

user uploaded image

Творчество Говарда Филлипса Лавкрафта повлияло на множество авторов, писателей, музыкантов, художников и игроделов. Культура настолько сильна, что отсылки можно заметить даже в самых неожиданных местах.

Помимо отсылок, мы можем наблюдать не скрываемое подражание, игры, фильмы и повести, персонажи, боги и события. И никто не скажет что это плохо, ведь спустя столько лет, наследие популярного писателя до сих пор живёт.

Сегодня, я хочу рассказать вам про влияние Лавкрафта на небезисвестную игру World of Warcraft.

user uploaded image

Мир Варкрафт велик и обширен. Классическая борьба добра и зла (орков и людей) выросла в невероятных масштабов мир, со своей культурой, историей и философией. Невероятное количество отсылок к другим произведениям, фильмам, рассказам, играм. Любой фанат, рано или поздно наткнувшись на сюжетный квест или услышав реплику, сможет сказать «это же из…»

Но в случае с творчеством Лавкрафта, создатели подошли со всей серьёзностью и вплели древних богов в основной сюжет всех дополнений. Варкрафт, как ММО живёт с 2004 года и лишь два года назад, были выпущены точные хроники, рассказывающие миросоздание с его самого первого дня. А это значит, что теперь сюжет наконец-то получил целостность, а вместе с тем, игрокам и любителям стали известны некоторые подробности, про столь полюбившихся нам древних богов.

Сегодня, мы начнем путешествие по одной из самых крупных ММОРПГ, и познакомимся с зеркальным отражением Лавкрафтовских богов.

Древние Боги (англ. Old Gods) – жуткие и отвратительные сущности, созданные Повелителями Бездны. В далёком прошлом они рухнули на поверхность Азерота из Великой запредельной тьмы и начали расширять своё влияние, породив две расы – Безликих и акири.

user uploaded image

Цивилизация, которую они создали, называлась Черной Империей и занимала значительную часть единого Калимдора. Элементали, сперва объявившие войну Древним Богам, со временем стали служить им и присоединились к Черной Империи.

Правление Древних Богов продолжалось, пока на планету не прибыл Пантеон.

user uploaded image

Титаны разрушили цитадели Черной Империи и заключили Древних Богов глубоко под поверхностью мира. Если бы Пантеон уничтожил их, Азерот был бы разрушен.

К'Тун притворился мёртвым и был запечатан в исследовательской станции титанов недалеко от Ульдума. Йогг-Сарон был пленён в глубинах Ульдуара. Однако, И'Шарадж, самый сильный из Древних Богов, был убит титанами, и только его сердце сохранилось, чтобы быть пробуждённым тысячи лет спустя.

user uploaded image

Пантеон не смог победить Н'Зота, чьё точное местонахождение остаётся неизвестным.

Хотя Древние Боги пленены или уничтожены, их влияние по-прежнему развращает смертные народы (да и бессмертных существ тоже).

Древние Боги считаются одной из самых опасных и постоянных угроз, с которой сталкиваются герои. Хотя те из них, которые попали на Азерот, остаются наиболее известными, во вселенной существуют и другие Древние Боги.

Создание и предназначение.

Древние Боги были созданы Повелителями Бездны, которые являются чистейшими существами измерения Бездны и по этой причине не способны появиться в реальности.

user uploaded image

Повелители создали Древних Богов в виде плоти, состоящей из энергии Бездны, и сделали их своим маяком на многочисленных мирах в Великой запредельной тьме. Цель создания Древних Богов – осквернение любой жизни, не исключая сущностей титанов, которые могут находиться внутри планеты.

Титаны Пантеона были отвлечены активностью демонов и не обратили внимание на появление Древних Богов. Те распространились по планетам и обнаружили внутри одной из них сущность титана, который должен был родиться в будущем. На этой планете также находились несколько натрезимов, за которыми и пришёл Саргерас, тогда ещё служивший чемпионом Пантеона.

user uploaded image

Саргерас увидел, что Древние Боги воплощают план по осквернению сущности титана. Если бы им удалось сделать это, то из планеты родился бы истинный темный титан, ставший отражением Повелителя Бездны в реальности.

Осознав происходящее, Саргерас решил, что уничтожение всей вселенной – лучшая альтернатива тому, что ждёт её под воздействием Повелителей Бездны. Он пожелал созвать Легион, который будет истреблять всё живое, чтобы не позволить Древним Богам выполнить своё мрачное предназначение. Саргерас начал свой крестовый поход с уничтожения того самого оскверненного мира, в глубинах которого скрывалась душа титана.

user uploaded image

Прибытие на Азерот.

Четыре Древних Бога прибыли на ещё одну планету, содержавшую в себе душу титана и расположенную в отдаленном уголке Великой запредельной тьмы. Этот титан в будущем должен был получить имя Азерот.

user uploaded image

Древние Боги, носившие имена К'Тун, Йогг-Сарон, Н'Зот и И'Шарадж рухнули на поверхность мира в различных местах, внедрив свои обширные тела в земную кору.

Они возвышались подобно горам из плоти, украшенным сотнями клыкастых ртов и черных глаз. Вокруг тел Древних Богов распространялись миазмы отчаяния, и их оскверняющее влияние, как раковые опухоли, распространялось по планете, обращая земли в черную и безжизненную пустошь.

user uploaded image

Вместе с этим щупальца Богов прорывались всё глубже к ядру Азерота, пытаясь добраться до его беззащитного сердца – будущего титана.

Из тел Древних Богов просачивалась живая материя, из которой зародились две расы существ: коварные и интеллектуальные н'раки, которые позднее станут известны под именем Безликих, и акири – сильные насекомоподобные существа с прочными телами.

user uploaded image

Два народа были физическим воплощением Древних Богов и фанатично служили своим создателям.

Благодаря новым прислужникам влияние Древних Богов расширилось. Безликие стали безжалостными повелителями, заставлявшими акири строить высокие цитадели и города вокруг огромных тел Богов.

user uploaded image

Наиболее масштабный город был выстроен вокруг И'Шараджа – самого могущественного Древнего Бога, который находился в центральной части крупнейшего материка на Азероте.

Растущая цивилизация, в которую входили н'раки и акири, продолжала расти и получила название Черной Империи.

user uploaded image

На развитие Черной Империи обратили внимание элементали, правившие Азеротом до прибытия Древних Богов. Хотя четыре повелителя элементалей, известные под именами Рагнарос, Ал'акир, Нептулон и Теразан, тысячелетиями воевали друг с другом, они объединили свои силы против Древних Богов, чтобы вернуть себе контроль над планетой.

user uploaded image

Могущества элементалей было достаточно, чтобы уничтожить множество цитаделей Черной Империи, но в конце концов они всё-таки проиграли войну и стали слугами Древних Богов.

user uploaded image

Это лишь крупица обширной истории, рождённой под влиянием бессмертного писателя Говарда Филлипса Лавкрафта.

user uploaded image

И'Шарадж (англ. Y'Sharaj) — самый могущественный из Древних богов. После смерти этого существа из его тела вырвались так называемые Ша. Ша — физическое воплощение негативных эмоций, терроризирующее Пандарию не одну тысячу лет. Местонахождением подземной гробницы этого монстра является Вечноцветущий Дол в Пандарии.

Колония богомолов отчаянно верит в возвращение И'Шараджа, и как только они узнают о его возвращении, они сразу готовы примкнуть к нему.

user uploaded image

Как самому могущественному из Древних богов, И'Шараджу принадлежали крупнейшие владения в Чёрной Империи.

Он был первым богом, против которого выступили создания титанов. Одним лишь своим рёвом он сокрушил тела слуг титанов. Увидев, что И'Шарадж в одиночку уничтожил целую армию, предводитель титанов Аман'Тул сам вступил в бой. Его длань обрушилась с небес и схватила отвратительное тело И'Шараджа. Выдрав чудовище из земли, титан разорвал его на куски. Но щупальца бога проникли глубоко в недра Азерота, и поверхность планеты исказила жуткая рана. Ужаснувшись, титаны решили заточить Древних богов в темницах, чтобы избежать гибели Азерота.

user uploaded image

Несмотря на гибель бога, останки И'Шараджа принесли ещё много бед жителям Азерота. После смерти И'Шараджа куски его тела упали с небес, став проклятием земель, впоследствии названных Пандарией. Именно из них появились на свет Ша, питающиеся отрицательными эмоциями. Слуги титанов собрали найденные останки И'Шараджа, и скрыли их под землёй.

user uploaded image

10 000 лет назад говорящий с водой цзинь-юй рассказал императору пандаренов Шаохао о катастрофе, которая приведёт в этот мир Пылающий Легион и расколет континент Азерота. Чтобы спасти свою страну, император должен был очистить себя от дурных эмоций и сразиться с первичными Ша — Сомнения, Отчаяния, Страха, Гнева, Ненависти и Жестокости. Одолев Ша, Шаохао стал одним целым со своей землёй и окутал империю густым туманом, чтобы защитить её от грядущих невзгод.

user uploaded image

В течении тысячелетий пандарены держали Ша в заточении, контролируя свои эмоции. Это длилось до тех пор, пока туман не рассеялся и Альянс с Ордой не принесли на остров войну, позволив Ша вырваться на свободу. Обстановка накалилась до предела как раз тогда, когда тщеславный вождь Орды Гаррош Адский Крик нашёл сердце И'Шараджа. Погрузив свою находку в воды Вечноцветущего дола, Гаррош вновь вдохнул жизнь в сердце древнего бога. Шёпот бога довёл вождя до безумия. Он зашёл слишком далеко — объединённые силы Альянса и Орды выступили против Гарроша и, победив его, покончили с влиянием И'Шараджа.

user uploaded image

После получения уровня репутации Превознесения с Клакси игрокам станут доступны несколько заданий. В одном из них Кил'рук Рассекающий Ветер расскажет необычную историю о происхождении богомолов и И'Шарадже.

user uploaded image

"Пробудитель, своими деяниями ты завоевал доверие клакси.Тебя ждет награда. Пойдем со мной.Мы, богомолы, – древняя раса. Пандарены, – дети по сравнению с нами. Им еще предстоит сыграть свою роль.Каждый новый цикл юные богомолы образуют рой. Слабых убивают пандарены, сильные – выживают.С каждым новым поколением мы становимся сильнее.Наша империя была огромна, когда ваш мир еще не существовал. В мире было еще два королевства – Ан'Кираж и Азжол-Неруб.У нас было много могущественных богов. Мы поклонялись семи головам И'Шараджа.Древний был велик, гнев его был страшен. Он лишал надежды и сеял отчаяние. Он пожирал отвагу и выдыхал ужас.Когда пришли захватчики, которых вы называете титанами, И'Шарадж был уничтожен.Его последний страшный вздох окутал землю, но тень, которую он оставил после себя, – лишь отголосок его былой славы.Я предупреждаю тебя, поскольку ты этого заслуживаешь.Твои боги – на самом деле не твои, чужак.И если Древние вернутся, мы, богомолы, снова встанем на их сторону.Самые умные из вас поступят так же.Это все, что я хотел поведать тебе. Иди, забери свою награду и запомни то, что узнал сегодня."

user uploaded image

В Cataclysm появился новый предмет, Головоломка Йогг-Сарона, которая шепчет игроку при каждой попытке открыть её. Большинство этих шепотов относятся к Н'Зоту, однако один описывает "черного семиглазого козла", что может быть отсылкой к И'Шараджу из-за схожей тематики семи голов\глаз.

user uploaded image

Тебе снова приснился этот сон? Про черного семиглазого козла, который следит за тобой?

Основываясь на цитате о "черном семиглазом козле" из головоломки, И'Шарадж является ссылкой на Шаб-Ниггурата (из мира Г. Лавкрафта), также известного как "Чёрный Козёл Лесов с Тысячью Младых". Однако, нет уверенности в том, что козел действительно И'Шарадж.

Йогг-Сарон


Прообразом этого существа является Йогг-Сотот, хранитель врат между мирами, который в одном из произведений описывается как “аморфное чудище со щупальцами”. Сам же Йогг-Сарон называется себя “богом смерти”, что можно отнести с загробным миром и теми самыми вратами. Физическим воплощением Йогг-Сарона является женщина Сара. Является это отсылкой или нет – неизвестно, но так же звали мать Говарда, с которой он был не в лучших отношениях.



Сложно сказать, чем именно вдохновлен данный персонаж, кроме общей тематики древних богов, с их щупальцами, глазами и сумасшествием. Разве что его имя издалека отсылает нас к Ктулху, а может вообще к К’тан из вселенной Warhammer (но это уже исключительно мой домысел, ничем кроме названия необоснованный). Но, к сожалению, большей информации на этот счет нет.

Культы, тюрьмы, внешний вид и физическое воплощение

Древние боги Лавкрафта существуют вне пространства и времени или находятся в заключении, потому могут влиять на реальный мир только в определенных условиях. Эти условия создаются многочисленными культами, почитающими богов и несущими их волю.


Он обязан своим образом Ктулху и Хастуру. Ктулху, как и Н’зот, спит посреди города Р’льех (в WoW – город Ни’алота) в океанических глубинах и способен влиять на человеческое сознание, но только посредством вмешательства в сны.

Визуальный же образ Н’Зота ближе к Хастуру, хотя по некоторым гипотезам, сам Ктулху в свою очередь обязан своим образом Тангароа – богу моря в Полинезии. Да и сам Тангароа представляется в виде осьминога или кальмара, что еще ближе к тому, как выглядит древний бог во вселенной Warcrtaft.

Читайте также: