Эрик булатов явление христа народу

Обновлено: 04.07.2024


Одна из самых известных картин раннего Була­това. «Этот идущий из абсолютной глубины, из бесконечной простран­ственности свет и со­став­ляет основу всякого света, любой осве­щен­ности. Настроившись на него, вскрыв этот свет для себя, и не в „жизненной практике“, а прежде всего на картине, внутри картины, Эрик уже навсегда придал своему искусству ту основу и те глубинные абсолютные характеристики, среди которых на равных существует пережива­ние и воздействие этого света как „благого“, „прекрасного“» (Илья Кабаков, из книги «… Записки о неофи­циальной жизни в Москве»).


В начале годов Эрик Булатов создает первые , картины-проекты, сталкивающие иллюзорное про­стран­ство классического пейзажа с фикси­рующими плоскость холста жесткими помехами в виде пла­кат­ных, геральдических или текстовых вставок. Здесь вместо линии горизонта мы ви­дим орденскую ленту или красную ковровую дорожку — со­ветские символы успеха. Именно такое сопоставление в одной картине образов, заим­ствованных из идеологизированного про­стран­ства советской реальности, и лирических ландшафтов, слова и изображения позво­лило крити­кам и историкам искусства причис­лить Булатова к основателям и важ­нейшим фигурам московского концептуализма.


В этой картине главное — противодей­ствие, столкновения разнонаправленных движений: людей, идущих по тротуару вперед, в перспек­тиву сужающейся аллеи; машин, стремящихся по дороге, и шагающего навстречу им всем мону­мен­тального Ленина на огромном плакате, перед которым выстелена дорожка неухожен­ного газона. Динамичная фигура Ильича на «сакраль­ном» белом поле кажется более реальной, чем городской пейзаж, символи­зирующий мир социу­ма, существующий как будто в параллель­ной плоскости.


«Пространство есть свобода», — утвер­ждает Эрик Булатов, располагающий одну из главных совет­ских аксиом на фоне неба. Движение облаков отрывает красные буквы от небесного фона, наме­кая на возможность просочиться сквозь идеологическую преграду.



Картина, посвященная вопросам восприя­тия искус­ства в современном мире. Монохромные фигуры зрителей почти полностью заслоняют пространство зала, в глубине которого виден фрагмент самого знаменитого шедевра Лувра, его главного аттракциона. В работе Булатова в контакт с реальным зрителем вступают лишь «Мона Лиза» и свидетель, роль которого пору­чена мальчику на переднем плане.


«Картина и зрители» изображает экскур­сантов в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Это не просто свидетельство диалога современного художника с одним из знаковых творений в истории русского искусства — Булатов выстраивает особую модель восприя­тия, которая должна разрушить границу между реальным и воображае­мым, комментируя свой замысел так: «Что касается „Картины и зрите­лей“, то там речь идет не об Александре Иванове, в общем, а о том, чтобы возник контакт между зрителем и тем, что происходит в картине. У Иванова этого не получилось, а почему и что бы такое сделать, чтобы это получилось? Чтоб Христос мог действительно выйти с картины сюда».


В конце первого десятилетия нового века Эрик Булатов создает ряд картин, в которых домини­рующим оказывается черный цвет — тьма, поглотившая реальность. Поток света, прони­кающий сквозь «разрез» в ранних произведе­ниях, световой тоннель, пронизывающий, проби­вающий плоскость картины, сменяется еле заметной щелью, сквозь которую проникает белый луч.


Слова повторяют изображение — буквы впива­ются в небо, облака темнеют, превращаясь в тучи, тревогу усиливают громадные черные буквы. «Поведение слова, его движение в про­странстве, его взаимоотношения с другими элемен­тами картины становятся содержанием картины и целью выражения», — гово­рит Була­тов. Слова, идущие на нас из глубины холста, разрастающиеся к верх­нему краю и вторящие движению облаков, подчеркивают напряжен­ную дина­мику композиции.


Визуальная формула стихотворения Всеволода Некрасова, построенная на мног­о­кратном повторении утвер­ждения «свобода есть». В решетку фаль­шивых лозунгов, разрывая плоскость холста, вторгается небо и затягивает в глубину слово «свобода», оторвавшееся от идеоло­гической мантры и обретшее само­стоятель­ность.

Вот Сталин в мундире генералиссимуса и штанах с лампасами выпивает с полу­обнаженной Мэрилин Монро. Вот по реке Клязьме сплавляют огромный ситце­вый шар, в который зашито много-много надутых воздушных шариков и один включенный электрический звонок. Вот выставка, представляющая из себя об­щественный туалет, — впрочем, за буквами «М» и «Ж» обнаруживаются типо­вые советские квартиры. Все это — российский концептуализм.

Перефразируя известный тезис про гоголевскую шинель, можно сказать, что все современное искусство вылезает из реди-мейдов Дюшана. Если совсем конкретно, из его произведения «Фонтан» — простого писсуара, выставленного в качестве произведения искусства. Этот объект 1917 года можно считать и первым произведением концептуализма, направления, которое тогда еще не было сформулировано как явление и не названо как слово. Все это случится много позже, в шестидесятые.


Марсель Дюшан. Фонтан. 1917 год Wikimedia Commons, Philadelphia Museum of Art

Настоящим отцом уже сформулированного концептуализма станет американец Джозеф Кошут. В 1965 году он создал программную работу «Один и три стула». Это инсталляция, которая состоит из собственно стула, фотографии этого сту­ла и словарной статьи с определением слова «стул». Таким образом, стул ока­зывается един в трех лицах. Более того, каждый раз, когда эту работу выстав­ляют, неизменным остается только словарное определение — а стул и его фото­графию каждый раз берут новые. Кошут повторял свою главную работу и с дру­гими предметами — с лопатой, зеркалом, молотком, пилой и так далее.

В 24-летнем возрасте Кошут написал эссе «Искусство после философии», в ко­тором сказал, что традиционному искусству, собственно модернистскому ис­кусству, приходит конец и теперь надо не производить, а изучать его природу. Кстати, потом русский концептуалист Юрий Альберт переведет на русский это эссе Кошута в стихах, четырехстопным ямбом. Главный тезис статьи — «искус­ство — это сила идеи, а не материала». Концептуальным объектом может стать любой предмет, а также любая документация о предмете: текст про экспонат заменяет сам экспонат. Концептуальный объект не подлежит продаже, он ис­ключен из коммерческого поля, потому что продавать, в сущности, нечего — нет мастерства исполнения, нет эстетики, нет новизны. Это искусство про то, как искусство устроено: такая тавтология.

Концептуализм порожден разочарованием в прежней картине мира, которую транслировало традиционное искусство. Что такое традиционное искусство? Это искусство, которое в той или иной мере основано на принципе мимесиса, подражания , что в реальности существует. Художник изображает нечто, что может быть сопоставлено со своим прототипом за пределами кар­тины, — нарисованный стул со стулом настоящим. И благодаря этому соотне­сению мы можем судить о мастерстве художника. Причем судить : увидит мастерство в точном соответствии натуре, а , наоборот, в выразительности условного художественного языка. Но этот критерий оцен­ки существует, он объективно возможен. Конечно, модернистское искусство пытается преодолеть мимесис, и ему это удается — например, абстрактная живопись уже ни с чем за ее пределами впрямую не соотнесена. Но как раз в ней происходит возгонка художнических амбиций: такой жест первородства, манифестация собственного «я». Но кто дал автору право это свое «я» мани­фестировать? Это и есть один из главных концептуалистских вопросов.

Для концептуалистов сама необходимость личного присутствия автора в про­изведении оказывается скомпрометированной. Личное присутствие — это ма­нера, почерк, любое слово от первого лица, и все это интерпретируется как ничем не обоснованная претензия на власть. Просто на власть, явленную в утверждении: я автор, это мое пространство, я сделал , чего до меня в мире не было. И такое властное посягательство отрицается, подвергается ироническому снижению, игровой деконструкции. Потому что исходный тезис состоит в том, что все в мире уже было, все уже сказано и произнесено, и те­перь время разбираться с этим сказанным, как с кубиками, на которые распа­лась прежняя целостность. Разбираться с возможностями искусства, его гра­ницами, его контекстами.

В концептуализме очень много слов — ведь это искусство, которое говорит о самом себе не хуже искусствоведческой статьи. В литературе концептуалисты пытаются освободить язык от идеологии. Они работают с речевыми штампа­ми, с отчужденными от человека языковыми клише — можно вспомнить по этому поводу прозу Владимира Сорокина, поэзию Льва Рубинштейна на каталожных карточках или стихи Пригова, написанные от лица персонажа по имени Дмитрий Александрович Пригов. А в визуальном искусстве базовая проблематика концептуализма — это проблематика слова и изображения.

С одной стороны, образ художника или поэта лишается здесь привычных романтических коннотаций. С другой же стороны, Борис Гройс в своей статье 1979 года писал о «московском романтическом концептуализме». Чтобы разо­браться с этим противоречием и заодно обозначить отличия российского концептуализма от западного, переместимся в Советский Союз рубежа 60-х и 70-х годов.

Одно из первых произведений российского концептуализма — «Ответы экспе­риментальной группы» Ильи Кабакова. Оно выглядит как картина (прямо­угольной формы, висит на стене), но вместо изображения здесь обрывки быто­вых текстов с подписями говорящих, складывающиеся в абсурдное многого­лосое целое. Кабаков делал и другие работы-стенды, например самый извест­ный — с мухой. Неопределенно-грязноватого оттенка поверхность, на ней еле заметная муха — и реплики персонажей по ее поводу: «Чья это муха? Это муха Ольги Лешко». Бедная муха, выставленная как экспонат, оказывается заклю­чена в речь людей и не может существовать вне ее, вне того, чтобы принадлежать, — потому что нет ничего, кроме языка. И этот советский язык лозунгов, графиков, справок и расписаний, дорожных знаков и официальных бумаг агрессивно вторгается в жизнь человека.


Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970–1971 годы © Илья Кабаков, Государственная Третьяковская галерея

Позже, уже в 80-е, мушиный мотив у Кабакова разрастется, появится инстал­ляция «Жизнь мух», где о мухе будут рассуждать представители разных наук, и тут же их речи будут комментироваться, — но именно в «мухе» ранней заявлена тема, которая станет для него главной. Это тема советской комму­нальности, насильственной общности людей; она потом будет развернута во многих его работах, например в инсталляции 1991 года «Коммунальная кухня». В западном концептуализме такой темы не было, ей там просто неоткуда было взяться. С одной стороны, вопрос, кому принадлежит муха, — это поэтика дадаистского абсурда. С другой стороны, вопрос, кому принад­лежит тот или иной предмет, — законный и необходимый для мира комму­налки.

Фото: lenta.ru

Это вторая выставка художника, открывшаяся спустя более чем 25 лет после дебюта, состоявшегося в 1989 году в Лондоне в Институте современного искусства.

Кураторами проекта выступили Симон де Пюри, в прошлом президент отдела европейской живописи Sotheby’s и соучредитель аукционного дома Phillips de Pury, и Кася Кульчук, куратор, специалист по современному искусству Фонда Кульчук. Вместе они отобрали для экспозиции более 30 недавно созданных Эриком Булатовым работ, среди которых рисунки на бумаге и подготовительные наброски, как из собрания художника, так и из частных коллекций.

Симон де Пюри не преминул отметить, что является поклонником работ Булатова с того самого судьбоносного момента, когда ему выпала честь проводить самый первый аукцион Sotheby’s в Москве в 1988 году. Кася Кульчук, в свою очередь, заявила, что видит задачу фонда в том, чтобы организовывать выставки художников, известных в Восточной Европе, но не в Лондоне. «Мы очень надеемся, что публика, не знакомая с произведениями Булатова, откроет для себя этого художника и по достоинству его оценит», — прокомментировал Симон де Пюри.

В данной экспозиции есть несомненный элемент самоисследования, самоанализа, о котором свидетельствует первый за 40 лет «Автопортрет» Булатова, созданный в 2011 году. Если в раннем «Автопортрете» 1970-х годов художник пытается «спрятаться за очертаниями фигуры Рене Магритта», то теперь все иначе. «На этой картине я не прячусь, но встречаюсь с собой лицом к лицу. В этом портрете есть некая абсурдность. Мой любимый художник — Фра Анджелико, и, пожалуй, здесь чувствуется его подспудное влияние, хотя бы в том, как моя фигура вписана в арку. На этой картине свет исходит из самой композиции и направлен к зрителю. А в предыдущем автопортрете свет исходит извне и направлен на саму композицию», — поясняет он.

Среди прочих свежих работ Эрика Булатова можно упомянуть «Мостик» (2015) — дань Булатова одноименной картине Исаака Левитана, тревожные всполохи полотна «Bonne Année / С Новым годом» (2015), где автор размышляет о будущем России и Франции. От тяжких дум зрителя может отвлечь картина «Утро в Москве» (2013), написанная в специфической булатовской технике карандашом по холсту (закончив картину карандашом, он частично покрывает холст слоем краски).

Что же значит «Вот» в нынешнем контексте, Эрик Булатов пояснил так: «„Вот“ в русском языке — слово многослойное, многосложное; его невозможно однозначно определить. Но оно указует, что что-то показывается: вот его работы, вот некое событие». Несомненно, событие состояло и в том, что в прекрасном зале XIX века (выставка проходит в старинном здании Фонда Кульчук) под произведением Булатова «Картина и зрители» (2011–2013), представляющем собой «завершенную» стадию картины Александра Иванова «Явление Христа народу», состоялась беседа художника с известным куратором Хансом Ульрихом Обристом — своеобразное явление Булатова не только русской, но и английской публике, среди которой было немало коллекционеров и музейщиков.

Эрик Булатов — один из самых известных и дорогих российских художников современности. Его работы выставлялись в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 2005 году, в Бильбао — в 2006 году. Он единственный русский художник, произведения которого побывали на выставках в Лувре, в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду, в Музее современного искусства Парижа.

Однако Симон де Пюри не желает останавливаться на достигнутом и лелеет поистине наполеоновские планы: «С того самого момента, когда в середине 1980-х годов я впервые посетил мастерскую Эрика в Москве, я нахожусь под большим впечатлением от мощи и утонченности, одновременно исходящей от его работ. Я считаю его художником, по силе дарования не уступающим таким европейским и американским мастерам, как Герхард Рихтер и Эд Руша. Тем не менее в Тейт нет ни одной его работы — факт, который, я надеюсь, будет со временем исправлен. С точки зрения рынка искусства работы Булатова до сих пор значительно недооценены».

Фонд Кульчук
Лондон, Графтон-стрит, д. 3

До 21 ноября

Эрику Булатову, живому классику и одному из самых дорогих постсоветских художников, исполняется 85 лет. Специально для TANR Татьяна Пинская поговорила с мастером в его парижской мастерской о вдохновении, судьбе художника и современном искусстве

Эрик Булатов. Фото: Юрий Тресков

Эрик Владимирович Булатов (родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) — один из самых известных современных русских художников. Один из основателей соц-арта. Занимает второе место (после Ильи Кабакова) в рейтинге самых дорогих ныне живущих художников России. Используя приемы, что назовут позже соц-артом, соединил в работах фигуративную живопись с текстом. В советское время успешный иллюстратор детских книг. С 1989 года живет и работает в Нью-Йорке, с 1992 года — в Париже. Первый русский художник с персональной выставкой в Центре Помпиду. Произведения хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Центра Помпиду, Музея Людвига в Кельне и др., входят в коллекции Фонда Дины Верни, Виктора Бондаренко, Вячеслава Кантора, Екатерины и Владимира Семенихиных, Игоря Цуканова.

Когда-то Эрик Булатов вывозил свои работы из СССР со штампом «Художественной ценности не имеет», а потом его картина «Советский космос» на Sotheby’s ушла за $1,5 млн. И это не самая высокая для Булатова цена — еще два полотна художника, «Не прислоняться» и «Слава КПСС», были проданы за $2 млн каждое.

Эрик Булатов живет между Москвой и Парижем и в Париже в основном пишет свои работы. Работает художник медленно и напряженно, признаваясь, что для современного художника создал довольно мало: около 200 картин за полвека ежедневного труда, на каждую уходит от одного года до двух с половиной лет. Парижская мастерская художника светлая, с высокими потолками, окнами выходит на узенькую улочку. Мастер работает за любимым стеклянным столом, в окружении набросков и карандашей.

Эрик Владимирович, вам комфортно работается в Париже?

Париж для меня привлекателен именно тем, что все уже нарисовано — и нарисовано гениально, лучше не сделаешь, — импрессионистами. Но он все равно не такой, он другой, чем тот, нарисованный. В нем есть то, что импрессионисты не видели и не могли знать.

Мне удивительно хорошо работается в Париже. Очень спокойно. Могу легко сосредоточиться. Это благодаря моей жене Наташе, которая снимает с меня многие бытовые проблемы. В самой атмосфере парижской есть эдакое спокойствие, легкий свет, закаты. Я в долгу перед Парижем. Мне хочется его «поймать», выразить. Город меняется, и эта такая тонкая разница. Он должен быть и тем, узнаваемым, и каким-то другим. Мне очень хочется поймать интонацию. Чтобы это была не репродукция, а что-то живое, но вместе с тем узнаваемое. Пока у меня это не получается, но очень надеюсь, что когда-нибудь я обязательно напишу свой Париж.

Эрик Булатов. «Картина и зрители». 2011-2013. Фото: предоставлено художником

Париж манил вас еще в Советском Союзе. Правда, что с Наташей вы поженились 14 июля, в День взятия Бастилии?

Правда, но это совпадение. Летом 1978 года мы поехали в свадебное путешествие на Черное море. Денег у нас было мало, и мы сняли у хозяев такой крохотный чуланчик, в котором помещалась лишь кровать, а под кроватью лежали совок и веник. Хозяин квартиры начинал утро тирадой: «Вставайте, сони, я из-под вас метлу вынимать буду». Таким у нас был медовый месяц.

Вы рассказывали, что рисовать стали с самого раннего детства. Ваши родители имели отношение к искусству?

Отец мой, Владимир Борисович, был убежденным коммунистом-агитатором, пропагандистом, а перед самой войной работал ученым секретарем в Большой советской энциклопедии. Отец очень любил искусство, живопись, поэзию. В детстве перед сном он читал мне стихи Блока, и это стало неким ритуалом, я даже отказывался засыпать и требовал свою порцию стихов. А у мамы, Раисы Павловны, была иная судьба. Она родилась с Восточной Польше, после революции бредила свободой. В 15 лет убежала из дома, перебралась в Советский Союз, не зная даже русского языка. Однако мама была очень способной и спустя три года работала стенографисткой — так хорошо выучила русский язык. Мама была очень артистичной и пела замечательно. Родители обожали театр, ходили на все спектакли в московских театрах и особенно часто посещали спектакль «Эрик XIV» по трагедии Стринберга. Главную роль исполнял Михаил Чехов, племянник Антона Чехова. Так что имя Эрик я получил благодаря Стринбергу и Михаилу Чехову. А рисовать я стал действительно совсем мальчишкой. Папа восхищался моими рисунками и решил, что я обязательно стану художником. Это отложилось в моем сознании. А так как отец ушел на войну, мне тогда не исполнилось и восьми лет, и не вернулся, то и для моей мамы это стало как бы завещанием. Она всячески способствовала моему художественному обучению, и мы часто ходили с ней в Третьяковскую галерею.

Эрик Булатов. «Хотелось засветло, ну не успелось». 2002. Фото: предоставлено художником

Эрик Булатов. «Хотелось засветло, ну не успелось». 2002.

Как вы поняли, что стали настоящим художником?

Сознание собственного пути возникает постепенно. Его не придумаешь, оно с неба не валится.

Но ведь вы в самом раннем своем творчестве даже не подписывали свои работы.

Да, так и было, а потом понял, что что-то начало получаться. Плохо ли, хорошо ли, но это — мое. Не ученичество, не подражание, а мой вопрос, моя проблема, которую я отчетливо осознал только через пять лет после окончания Суриковского института. Это случилось в 1963 году, и мне тогда исполнилось 32 года.

Эрик Булатов. «Все не так страшно». Фото: предоставлено художником

Вам что-то или кто-то мешал в работе?

Наверное, это были мои собственные свойства, мешающие мне работать. Конечно, если бы я с самого начала занимался своим главным делом — живописью, то мне было бы легче. Я бы больше успевал, быстрее развивался. Но я не жалею о том, что занимался иллюстрированием детских книг для заработка, потому что это дело оказалось тоже очень интересным для детей, и я в результате очень благодарен своей судьбе. Мы с Олегом Васильевым, моим приятелем еще по художественной школе, который остался моим другом на всю жизнь, объездили Крайний Север. Весь его исходили пешком, а по речкам спускались на лодках. Были и на Соловках, прожили там около двух месяцев. Природа там щемяще красива. Пейзажи такие, что хоть бери и на стенку вешай! А в Москве мы с друзьями собирались у меня на даче на 42-м км. Каждый год на мой день рождения 5 сентября собирались в складчину и устраивали нехитрый стол. Жарили картошку, открывали консервы с килькой в томатном соусе, ну и спиртное также присутствовало, мы ведь не ангелы были. Играли на гитаре, пели песни Булата Окуджавы и Юрия Визбора, прыгали через костер. Такие были развлечения в ту пору. А однажды мы встречали на даче Новый год и утром, хорошенько отоспавшись, решили сыграть в футбол. А в компании у нас был Петя Фоменко (театральный режиссер, основатель театра «Мастерская Петра Фоменко». — TANR). Он надел трико телесного цвета — уж не знаю, где достал, — и в таком виде вышел на улицу. Люди, которые шли со станции, просто столбенели. Такое ведь даже не приснится! Мужик практически голый бегает по снегу. А нам весело было! Правда, мы не только валяли дурака, но много говорили об искусстве. Все было в то время интересно и ново.

Эрик Булатов. «Слава КПСС». 2003-2005. Фото: предоставлено художником

Вы пересматриваете свои старые работы?

В общем я хорошо к ним отношусь, не могу сказать, что стал к ним относиться плохо. Да нет… Они сделаны — и они сделаны искренне, я старался как мог. Что вышло, то вышло — чего не вышло, того не вышло, и что ж. Это мои работы, я от них не отказываюсь.

Что вы считаете самым большим успехом в своем творчестве?

У меня есть несколько картин, которые я люблю. Может, это и есть главное достижение: «Слава КПСС», «Иду», «Хотелось засветло, ну не успелось», «Свет», «Картина и зрители».

Остались неосуществленными какие-то проекты?

Их было довольно много — начинал и старался, и не получалось. Иногда из-за каких-то причин внешних, иногда внутренних.

Считаете ли вы кого-либо из нынешних художников своим преемником и продолжателем?

Не могу назвать.

Эрик Булатов в своей мастерской в Париже. Фото: Юрий Тресков

Как вы оцениваете современное состояние искусства?

Состояние искусства, конечно, не блестящее, что и говорить. Сейчас слишком много значит рынок, слишком много значит коммерция. Роль рынка должна быть на самом деле подсобной, а когда его роль становится, наоборот, решающей и основной, вот это очень скверно для искусства. На самом деле рынок не определяет качества искусства. И может быть, самых лучших художников-современников мы и не знаем, и лишь через какое-то время выяснится, что они были.

Значит, как всегда, все решает время?

Да. Как было в прошлом. Вермеера забыли на 300 лет, да и Рембрандт тоже ничего не значил, но именно они представляют ту эпоху сегодня. На самом деле наше время не умнее и не лучше предыдущих времен. Я хочу добавить, что никакого печатания фотографий, никаких аэрографов, проекторов и вообще подобной техники я не применял никогда. Моими инструментами всегда были кисти и цветные карандаши. Я это говорю не для того, чтобы оправдаться, никакой беды в использовании техники я не вижу. Просто не хочу, чтобы меня принимали за какого-то другого художника. Я вообще не думаю, что современность художника зависит от технических средств, которые он использует. Мне, во всяком случае, доставляет удовольствие и даже придает некоторое чувство гордости сознание того, что я пользуюсь теми же средствами, что и художники 500 лет назад. Я ощущаю связь с этими художниками, и это дает мне чувство свободы и необходимой дистанции по отношению к социальному материалу, с которым я работаю.

Эрик Булатов. «Наше время пришло». 2009-2010. Фото: предоставлено художником

От советской эпохи в вашем творчестве остались важные и яркие образы, которые вас и прославили. Что в современной жизни могло бы стать таким образом и символом?

Я как раз и пытаюсь выразить сегодняшний день, как я его вижу и понимаю. Моя последняя работа — «Все не так страшно», перед этим была работа «Наше время пришло».

Как вы относитесь к тому, что ваши картины попадают на сувенирную продукцию — футболки, блокноты?

Я считаю, что это нормально, когда искусство попадает в общекультурное пространство, за пределы искусства как такового. Это не страшно. Это всегда было, есть и будет, и это радует.

Эрик Булатов. «Иду». 1975. Фото: предоставлено художником

В чем особенность работы на заказ (вспомним ваши специальные проекты для Ельцин Центра и «Гаража»)?

Особенность этих работ состоит в том, что дается точная цель, тема, и если она тебе подходит, то почему бы и не принять заказ. Тема свободы в Ельцин Центре — это вообще то, чем я занимаюсь. Это моя тема, моя проблема, и для меня не было никаких вопросов, то есть это было продолжение моей собственной работы. А что касается «Гаража», то это было открытие нового музея, и от меня, собственно, требовалась афиша, которая бы привлекала внимание людей и эдакое приглашение в музей. Вот, собственно говоря, чем меня и заинтересовало это предложение, поскольку ничего подобного я раньше не делал, это показалось мне интересным, и я с удовольствием взялся за работу.

И это получилось! А что вас сегодня вдохновляет?

Я работаю над тем, что мне предлагает собственная жизнь. Что я вижу вокруг себя, чувствую в себе, мое собственное сознание. А это масса разных впечатлений. Почему одно из них что-то требует от меня, хочет, чтобы я его выразил, дал ему образ и имя, — этого я никогда не знаю. Но это ощущение возникает, и я воспринимаю как обязанность, которую почему-то должен выполнять.

Читайте также: