Екатерине 2 его работа не понравилась и она приказала уничтожить портрет

Обновлено: 07.07.2024

Во времена правления императоров возник особый портретный жанр – парадный портрет. Его целью было не только и не столько реалистично изобразить историческую личность, сколько возвеличить её, представив во всём блеске и великолепии. И как раз об этом наша первая история.

Александр Рослин и портрет Екатерины II

Шведский художник Александр Рослин был не только искусен, но и очень правдив. Эта его правдивость и сыграла с ним злую шутку. Однажды писать свой портрет ему заказала сама Екатерина II.

Русская императрица привыкла к тому, что российские художники приукрашали действительность, делая её внешность и помоложе, и соблазнительней.

Сорокасемилетняя царица была недовольна чрезмерно натуралистичной работой шведского художника и сказала, что он изобразил её на двадцать лет старше и превратил в шведскую кухарку.

Расплатившись с мастером, Екатерина поручила заново написать свой портрет Фёдору Степановичу Рокотову.

Слева работа Рослина, справа – Рокотова, 1776-1780 годы Слева работа Рослина, справа – Рокотова, 1776-1780 годы

Русский портретист не стал утруждать себя построением новой композиции, переписав только голову и немного изменив контуры фигуры Екатерины. Он выполнил портрет императрицы в привычном виде: изобразил лицо более подтянутым, шею и талию сделал тоньше, а причёску выше. Надо ли говорить, что эту работу Екатерина II приняла?

Степан Щукин и император Павел I

После кончины Екатерины II на царство венчался Павел Петрович. Для украшения присутственных мест срочно потребовался парадный портрет нового императора. Павел I приказал найти художника, который сделает работу заочно, и на это согласился французский портретист, запросив за портрет немалую сумму. Когда император узнал об условиях заграничного мастера, он разгневался: "Неужели у нас нет своего живописца! Зачем же существует Академия?" Тогда, заверив Павла, что такой мастер есть, Академия заказала эскиз художнику Степану Семёновичу Щукину. Его основным преподавателем был Д. Г. Левицкий, а у небезызвестного нам Александра Рослина Щукин брал советы.

Щукин сделал два эскиза: на одном Павел I был изображён по всем правилам парадного портрета, а второй вариант был необычно скромен – император просто стоял с тростью в руке.

Степан Семёнович Щукин, Портрет императора Павла I, 1797 г. Степан Семёнович Щукин, Портрет императора Павла I, 1797 г.

Павел выбрал второй вариант. Впоследствии он был очень доволен работой Степана Семёновича, пожаловал ему орден Владимира 4-й степени и шесть тысяч рублей.

Владимир Маковский и Мария Федоровна Романова

Супруга императора Александра III, мать императора Николая II пожелала иметь свой портрет в 1912 году, когда ей было уже за шестьдесят лет. С 1894 года императрица вдовствовала и, предаваясь воспоминаниям, задала задачу художнику изобразить самое счастливое своё время.

Владимир Егорович Маковской, Портрет Марии Фёдоровны Романовой, 1912 г. Владимир Егорович Маковской, Портрет Марии Фёдоровны Романовой, 1912 г.

Именно поэтому портрет написан по фотографии 1883 года, на которой Мария Федоровна запечатлена в русском платье с бриллиантовым колье и диадемой.

Валентин Серов и домашний портрет Николая II

Этот портрет Николая II выглядит очень смело. Валентин Серов воплотил в нём идею ухватить самую суть – показать состояние человека, который только что вернулся со службы домой.

Валентин Серов, Портрет императора Николая II 1900, холст, масло Валентин Серов, Портрет императора Николая II 1900, холст, масло

Вот такие портреты и связанные с ними обстоятельства оставила нам история искусств.

Как русский художник Фёдор Степанович Рокотов в картине «Коронационный портрет Екатерины II» смог гармонично передать через века её характер и политическое величие?

Ведь за весь период правления, Софью Августу Фредерику писали многие российские и заморские художники. Некоторые работы не понравились самой Екатерине, и были просто спрятаны. Но вот Фёдор Рокотов сразу пришёлся «по сердцу» императрице, и она его даже стала называть своим человеком. Государыня обожала этот портрет. Он настолько воодушевил её в начале правления, что она безусловно, верила в величество на картине. А ведь изображение и она сама — это один и тот же человек.

Рокотов умел в своих работах подавать торжественность Романовых. Не прошло и нескольких лет после смерти Елизаветы Петровны и безрассудного супруга Петра III, а чувствительный художник сумел запечатлеть внутренний мир долгих ожиданий Екатерины. 1763 год это только начало Золотой эпохи XVIII века. Нет ещё побед в войнах с Турцией и раздела Польши. Фёдор отличился и в этот раз своим тонким умением проникать глубоко в душу, а потом переложить это на холст.

Конечно, Рокотов соблюдал принципы изображения царей, которые были придуманы ещё в Древнем Риме. Но, ведь он был приглашён для создания картины сразу после коронации и первым показал в работе недосягаемость императрицы, её главное положение среди окружающих. Помимо этого, взгляд Екатерины на картине устремлён куда-то вперёд, в будущее, которое не известно остальным. Не выпуская из руки скипетр, императрица, весьма вероятно обращается к подданным.

делитесь своим мнением в комментариях. Это очень важно1 делитесь своим мнением в комментариях. Это очень важно1

Задний план также выбран художником крайне удачно. Массивная колонна сразу отбрасывает зрителя в античные времена к римским правителям. Это подтверждается и позированием в профиль. Художник также мастерки передал дорогие материалы, из которых сшит наряд царицы. Игра красок хорошо выделяет парчу, шёлк, золотое шитьё. Весьма сложные элементы в художественном написании, и Рокотов смог их передать.

Подписывайтесь на канал, этим вы помогаете его развитию. Подписывайтесь на канал, этим вы помогаете его развитию.

Общую гармонию картины портретист создаёт благодаря умелому использованию припылённых оттенков в платье, наградной ленте по отношению к цвету кожи и волоса. У Екатерины ничего грубо не выходит на передний план. Она подаётся зрителю целиком, и самое интересное, что нам представлен не человек, а его величие.

Портрет является фотографией из XVIII века, на которой запечатлена яркая сильная женщина, но с тонким чутьём. Возможно, Рокотов, как и Салтыков, Орлов, Зубов и другие фавориты Екатерины был в неё сильно влюблён? И единственное, что мог в этом случае сделать, лишь показать её самые лучшие качества: черты лица и тела на полотне.

🎯 Понравился материал? Чтобы чаще видеть и читать в своей ленте наши статьи - подписывайтесь на канал "Живопись". Ставьте "палец вверх", это абсолютно бесплатно. Делитесь комментариями, Ваше мнение очень важно. Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

На месте парка Царицыно когда-то была деревня под названием Черная грязь. Местные жители обмазывали себя темной жижей и купились в ключе, который бил из земли. Они верили, что это помогает избавиться от всех болезней. Кто знает, возможно так оно и было. Не деревня, а санаторий.

1775 году Екатерина II объезжая окрестности своего поместья в Коломенском, попадает на огромный пруд, связанный с другим, который ещё больше. Перед ней открывается прекрасный вид на холмы, на которых высажены деревья, позже она будет сравнивать это место с раем. Усадьба принадлежит князю Сергею Кантемиру. Это та самая Черная грязь.

Она дает поручение своим подданным выкупить это место.

- Хозяин требует за землю 20 000 рублев.
- Нет, 20 000 рублев мало, я дам за него 25 000 рублев.

Торги явно не конёк императрицы, а может ей так сильно понравились эти места. Уже через 3 недели была совершена купчая. Князь Потемкин, её бойфренд, предлагает назвать это место Царицыно.

Любимый архитектор императрицы получает задание, построить увеселительную подмосковную резиденцию в мавританском или готическом стиле.

На следующий год проект Василия Баженова готов. Архитектор задумал усадьбу Царицыно как целый мир, в котором все будет выглядеть органично и ничего не будет выделяться. Он хотел сохранить эту красивую природу, разделить ландшафт на части: дворцовую, садовую и зону барбекю парковую. Это был город, где в центре стоит дворец для Екатерины и её сына Павла, а вокруг постройки для слуг, кавалерский корпус, камер-юнгерский корпус и другие павильоны. Так же в дворцовый ансамбль входят мосты, декоративные строения и кухонный комплекс. Всего около 30 построек. Неплохой заказик.

Екатерина этот проект одобрила. В начале мая началось строительство. Но к концу этого же года начинаются проблемы: не хватает материалов и финансирования. Проект, на который заложено 3 года, растягивается на 10 лет. Вот она русская классика.

Баженов выходит за рамки сметы и вкладывает свои деньги. Он берет кредиты и деньги в долг. Более того, он принимает решение о продаже своего собственного дома, коллекции картин и библиотеки, лишь бы достроить проект. Его многодетная семья стала жить в деревянном доме, рядом со стройкой. К 1784 году на Баженове числиться 15 000 рублей долгов. На нынешний курс это около 9,5 млн рублей.

Василий Иванович часто писал письма чиновникам, чтобы они выделили деньги на строительство усадьбы в Царицыно. В своих письмах Екатерине II он жалуется, что на проект выделили всего 50 000 рублей. Он вкладывает все силы, чтобы угодить монархине, но разве можно строить малыми деньгами огромное здание. Одних только штукатуров 300 человек. По договору они должны получить 8 450 рублей, а им выдали только 2 450. Когда выдадут остальные деньги никто не знает. Что же скажут они своим детям, когда придут ни с чем. Страдают все, плотники, кузнецы и печники. Он лично занимает деньги и тратить их все на строительство. Рабочие требуют деньги и не дают прохода. Не так давно он потерял своего сына, он не знает что делать и планирует покинуть Москву, чтобы лично увидеть императрицу.

Василий Баженов вкладывает много сил в этот проект. Именно тогда родился стиль "Русская готика", он был её автором. Этот стиль особо прослеживается в хлебном домике и в архитектуре мостов.

Рокотов. Картины с названиями

Фёдор Степанович Рокотов (1735, имение Воронцово — 12 [24] декабря 1808, Москва) — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины 2

Творческая жизнь крупнейшего отечественного портретиста Федора Степановича Рокотова продолжалась около полувека. Он начал свою художественную деятельность в эпоху становления русской светской живописи и первым внес в портретное искусство поэтичность и лиризм. Рокотов создал большую галерею изображений представителей русского высшего общества второй половины XVIII века — людей, неповторимых в своем душевном благородстве, изящности и грации. Его искусство оказало огромное влияние на все последующие поколения российских художников-портретистов и вознесло портретный жанр на небывалую доселе высоту.

Потомок крепостного крестьянина или незаконнорожденный дворянин?

Жизнь русского мастера портрета Федора Степановича Рокотова полна загадок. Неизвестно точно, когда родился художник, есть лишь сведения, что предположительно в 1735. Не существует данных и о его родителях и их происхождении.

Долгое время считалось, что Федор Степанович был одним из потомков дворян Рокотовых, которые в XVIII веке жили в Псковской губернии и владели там обширными землями. Эту версию косвенно подтверждает и тот факт, что, будучи уже известным мастером кисти, живописец являлся одним из основателей Московского Английского клуба, куда по установленным правилам допускались исключительно лица дворянского происхождения.

Между тем сохранились документы, датированные августом 1776, в которых академик Рокотов «бьет челом» императрице Екатерине II, прося отпустить на волю его малолетних племянников «Ивана Большого да Ивана Меньшого, тринадцати и девяти лет». Оба Ивана — дети его брата Никиты Степановича Рокотова, бывшего крепостным крестьянином князя Петра Ивановича Репнина. Хотя брат академика, судя по документам, накануне своей смерти и получил свободу, но дети его оставались в собственности князя, проживавшего в «Московском уезде Сетунского стана в сельце Воронцове». Прошение художника императрица удовлетворила. Указанные сведения говорят о том, что Рокотов происходил из среды крестьян, но в отличие от своего брата родился вольным человеком и даже получил хорошее образование. Однако последний факт кажется особенно удивительным, как и одна из сохранившихся записей за 1785, согласно которой живописец числился капитаном. Офицером по Табели о рангах мог называться и гражданский служащий, но в XVIII веке им никогда не мог стать выходец из крестьян.

Такие разрозненные и скупые сведения о рождении и жизни Федора Степановича заставляют предполагать, что он был человеком благородных кровей, но лишь наполовину, то есть родился вне брака.

В судьбе художника горячее участие принимал первый куратор Московского университета и президент Академии художеств Иван Иванович Шувалов, что говорит о больших интеллектуальных и художественных способностях Рокотова. Следует также отметить, что генерал Шувалов был давним другом князя Репнина — владельца малолетних племянников портретиста. В начале 1750-х блистательный князь был включен в придворный штат наследника престола, будущего императора Петра III. Возможно, тогда он и привез с собой в столицу молодого Рокотова. Вельможа имел обширные связи, в том числе и с видными деятелями науки и культуры. Например, существует письмо Ивану Ивановичу от Михаила Васильевича Ломоносова, датированное 1757, в котором ученый просит поручить Рокотову скопировать для мозаичной работы самый лучший портрет императрицы Елизаветы Петровны. Судя по всем>7, молодой художник в тот момент уже состоял при генерале. Именно поэтому, кстати, можно предположить, что Федор Степанович числился военнослужащим офицером, а не гражданским. Шувалов был фаворитом императрицы, и только благодаря его влиянию некоторые портреты высокопоставленных особ заказывались не уже состоявшимся живописцам, а офицеру-самоучке.

Придворный портретист Ее Величества

Не без протекции графа Шувалова уже ставший педагогом Петербургской Академии художеств Рокотов в качестве лучшего портретиста монаршего двора отправился в Москву на коронацию Екатерины П.

Там он написал несколько изображений императрицы, в том числе и «Портрет Екатерины II» (1763, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Величественная особа изображена в профиль на фоне темной стены и мраморной колонны. Царица с достоинством восседает в массивном кресле, целеустремленно глядя прямо перед собой и вытянув вперед правую руку, в которой сжимает скипетр. Богато вышитое шелком парчовое платье и горностаевая мантия выписаны материально и с большим мастерством.

Очевидно, картина правительнице очень понравилась, потому что назначенный ею новый президент Академии художеств оставил следующий документ: «Портрет Ее Императорского Величества, писанный в Москве адъюнктом Рокотовым, изволите приказать скопировать в такой же величине с крайним поспе-пгением». Одна из копий портрета императрицы оказалась и в апартаментах Орлова.

Покровитель живописца Шувалов по воле новой царицы оказался отстраненным от управления Академией, но Рокотов продолжал в ней работать. Правда, его деятельность была весьма скромной: он следил за поведением учеников и бытовым обслуживанием классов, отвечал за наличие и сохранность различного мелкого инвентаря. Однако незначительная должность была обусловлена вовсе не тем, что художник являлся ставленником фаворита умершей Елизаветы Петровны, а ныне опального придворного. Рокотов творил в жанре портрета, считавшемся низшим, в отличие от историко-мифологической живописи. Неудивительно, что живописец делал попытки написания картин более предпочитаемого жанра.

Таково, например, полотно «Венера, Амур и Сатир» (1763-1765, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — своеобразная вольная копия с одноименной работы итальянского художника XVII века Луки Джордано. В этой зеркальной по отношению к оригиналу групповой композиции, как и положено в подобных произведениях, каждый представленный образ является не списанным с конкретковных и мифических существ, обитающих во еземных сферах. Соответственно сюжету необхо-ма своеобразная трактовка. И действительно, потно «Венера, Амур и Сатир» характеризуется сгла-нностью форм, мистическим образом остроухого тира и окутанным дымкой «итальянским» гористым йзажем, изображенным на дальнем плане. Имен-благодаря ему в картине появляются пространство и соответствующая мифологическая атмосфера. Работа «Венера, Амур и Сатир» была академическим заданием Рокотова. Исполнив ее, в 1765 двадцатидевятилетний художник получил звание академика живописи. В том же году он перебрался на постоянное жительство в Москву.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.

    Название картины: Коронационный «портрет Екатерины 2» 1763 г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: 155,5 х 139 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
    Название картины: «Портрет Александры Петровны Струйской» 1772 г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: 59.8 х 47.5 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
    Название картины: «Портрет графа Орлова» 1762-1765 г.г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: 58,5х46,5 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
    Название картины: «Портрет А.Г. Бобринского в детстве» середина 1760-х г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: Высота: 59,5 см; Ширина: 47 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
    Название картины: «Портрет великого князя Петра Федоровича» 1758 г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: 112,5 х 91 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
    Название картины: «Портрет В.Е. Новосильцевой» 1780 г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: 70,5 см (27,7 дюйма); Ширина: 59 см (23,2 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея Москва
    Название: «Портрет Екатерины 2» между 1781 и 1790 гг.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: Высота: 160 см (62,9 дюйма) Ширина: 121 см (47,6 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
    Название картины: «Петр 3» 1762 г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: Высота: 158 см (62,2 дюйма); Ширина: 113 см (44,4 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Нижегородский Государственный Художественный Музей, Нижний Новгород
    Название: «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына» 1760-е годы
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: Высота: 62,7 см (24,6 дюйма); Ширина: 51,8 см (20,3 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея, Москва
    Название: «Этюд для коронационного портрета» 1763 г.
    Автор: Рокотов Фёдор Степанович
    Размер: Высота: 56,5 см (22,2 дюйма); Ширина: 46,9 см (18,4 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Третьяковская Галерея, Москва

Рокотов Фёдор Степанович. Обзор картин

Внимание! Цветопередача файлов на разных компьютерах может отличаться друг от друга.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Рокотов. Картины с названиями» на страницах с картинами.

Читайте также: