Домострой кариона истомина о назначении возможностях способах и средствах воспитания

Обновлено: 05.07.2024

Начало русской письменности. Четы и резы. Создание глаголицы и кириллицы.

Воспитание и обучение в Киевской Руси. Утверждение православия на Руси и становление педагогики «душевного строения». От­крытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др. ).

Роль православной церкви в распространении просве­щения. Сосуществование в воспитании и обучении традиций православной и народной педагогики.

Содержание древнерусского образования. «Учение книжное»: элементарное и повышенное образование, сведения о природе, ис­тории различных стран.

Начальное обучение «мастерами грамоты», служителями клира детей разных сословий. Главная цель обучения грамоте – подготовка к изучению религиозных текстов. Индивиду­альная форма организации обучения.

Светское и религиозное образование на Руси в XIV – XVI вв.

Первые печатные книги. Буквари Ивана Федорова.

Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы.

Создание школ повышенного типа во второй половине XVII в.: школа Ф. Ртищева при Андреевском монастыре; Типографская школа (училище), соединяющая начальную школу и училище по подготовке переводчиков; школа, открытая братьями Лихудами при Богоявленском монастыре; Московская Славяно-греко-латинская академия.

Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.

Тема 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИС­ТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.

Практическое занятие (2 час.)

Педаго­гические идеи в памятниках литературы Древней Руси XI-XVII вв.

«Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.

Афоризмы из сборников «Пчела», «Мудрость Менандра»: интерпретация и этико-педагогическое значение.

Органическое единство педагогики и православия. Цель педагогики («душевного строения»): помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью хри­стианского смирения и любви к Богу.

«Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников.

«Школьное благочиние» – крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей.

XVII век: проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.

Педагогические идеи и просветительская деятельность Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Мысли о воспитании и образовании детей Симеона Полоцкого: интерпретация текстов, оценка педагогических суждений с современных позиций.

Тема 3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Лекция (2 час.)

Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Европеизация России: внедрение западного образа жизни и культурных ценностей; трансформация древнерусских педагогических традиций.

Образовательные реформы Петра I. Начало становления системы профессионального образования, обеспечивающей государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Открытие артиллерийско-инженерной школы, школы математических и навигационных наук, хирургической школы в Москве, адмиралтейской школы в Воронеже, горнозаводские школы в Карелии, на Урале.

Указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения.

Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий. Новгородская архиерейская школа, подготовка выпускников к учительской деятельности.

Развитие образования после Петра I: сословная система образова­ния и воспитания, учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.

Распространение в России педагогической идеологии европейского Просвеще­ния. Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

Образовательные проекты второй половины XVIII в. «Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).

Итоги развития теории и практики отечественного образования в XVIII в.

Тема 4. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Практическое занятие (2 час.)

Педагогические идеи В.Н. Татищева, Феофана Прокоповича – их интерпретация и современная оценка.

Педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.В. Ломоносова.

И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево, А.А. Прокопович-Антонский, А.Ф. Бестужев, Н.И. Новиков о воспитании и обучении: степень актуальности их идей.



Карион Истомин (сер. XVII в.— 1717 или 1722) — иеромонах, поэт, автор проповедей и педагогических сочинений. Родился в Курске, вероятно, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался невысоко: “Малочастне падающая крушицы учения приях”.
В 1670-х гг. Истомин направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество. В 1676 г. он впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. С 1679 г. Истомин стал служить на Московском Печатном дворе, сначала писцом, а с 1682 г. — справщиком.
Довольно быстро Карион вошел в круг лиц, близких к патриарху Иоакиму, последний обратил внимание на трудолюбивого монаха, и с 1679 г. Истомин стал исполнять при нем секретарские обязанности: вел переписку, составлял проповеди, писал грамоты. При содействии Сильвестра Медведева Истомин получил доступ и к царскому двору, в 1683 г. он поднес. царевне Софье стихотворный панегирик “Книга желателно приветство мудрости”. С того времени в течение 20 лет он выступал в роли придворного поэта и ритора, стараясь не обойти вниманием ни одного события в жизни каждого члена царской семьи, в частности, в 1682 г. он сочинил “Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы” Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1689 г. — “Книгу любве знак в честен брак” Петра Алексеевича с Евдокией Лопухиной и др.
В Москве Истомин активно подвизался на педагогическом поприще. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Но в историю педагогики Истомин вошел как создатель учебно-педагогических сочинений.
В 1692 г. он составил свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.). В 1696 г. вышло незначительным тиражом новое, значительно расширенное издание Букваря, предназначенное для царевича Алексея Петровича, чьим учителем Карион мечтал стать. К этим трудам примыкает книга “Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость” (1694), излагающая в стихах свод светских и церковных знаний (космография, церковные таинства и пр.). Одновременно с работой над Букварями Истомин изложил в стихах нормы детского поведения в сочинении, известном в науке под названием “Домострой” и восходящем к некоторым положениям о детском воспитании Эразма Роттердамского.
Карион Истомин всячески внедрял стихи в московский быт и оставил огромное число панегирических стихотворений и “стихов на случай”, которые он писал не только для двора, но и для московской знати; он сочинял подписи под иконы и эпитафии, пробовал себя в духовной лирике и в жанре победной оды, попытавшись воспеть крымский поход кн. В. В. Голицына. Ему принадлежит сборник проповедей “Веселеил, си есть Скиния Божия”, а составленная им “Служба и житие Иоанна Воина” была издана в 1695 г.
Истомин подвизался также как историограф и переводчик, в частности, он переводил Блаженного Августина (“Боговидная любовь”, 1687) и римского сенатора Секста Юлия Фронтина (“О случаях военных”, 1692).
Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым и по положению, и по таланту московским поэтом. При этом его политические симпатии зависели от того, кто брал верх в московских распрях, и когда в 1689 г. Сильвестр Медведев был арестован по делу о Федоре Шакловитом, то Истомин участвовал в составлении обвинения против него. По этим причинам события того бурного года почти не отразились на его карьере. При новом патриархе Адриане он завоевал себе его расположение, а в марте 1698 г. стал начальником Печатного двора.
Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера Истомина окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял Федор Поликарпов. Истомин до самой смерти продолжал писать, но его литературная активность снизилась, к тому же его потеснили литераторы нового типа, более соответствовавшие духу петровских преобразований.


Карион Истомин «Книга любви знак в честен брак», преподнесенная в 1689 г. в качестве свадебного императору подарка Петру Первому.

Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 году сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонтия Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз.

    Среди переводов Кариона числятся следующие произведения:
  • «Боговидная любовь» блаженного Августина (13 марта 1687 г., для царевны Софьи);
  • «Чин сочинения и освящения мира» (с греческого);
  • «О случаях военных» Юлия Фронтина (для царя Петра Алексеевича);
  • «Сладость умнословной души» (с белорусского, для царевны Натальи Алексеевны);
  • Греческий летописец (3 марта 1699 г., для царевича Алексея Петровича);
  • Отдельные главы Римских деяний.

Карион Истомин принадлежал к числу тех московских просветителей второй половины XVII в., которых один из второстепенных писателей того времени, иеродиакон Дамаскин, метко назвал «пестрыми». В вопросе о направлении высшего образования в Москве, просвещения вообще, «пестрые» занимали примирительную позицию между «западниками» и «грекофилами», уподобляясь, по образному выражению того же Дамаскина, трости, колеблемой ветром то в одну, то в другую сторону. Одним из «пестрых» был К. Истомин и как поэт. Искусству слагать стихи он учился сперва у Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, а с 1685 г. — у братьев Лихудов. Как поэт он, следовательно, воспитывался под перекрестным влиянием двух традиций: украинского школьного «барокко» и новогреческой ученой поэзии.
Первым по времени стихотворным произведением К. Истомина была целая книга приветственных стихов царевне Софье Алексеевне, поднесенная в 1681 г.; книга эта не дошла до нас. Через год, 12 ноября 1682 г., К. Истомин поднес царевне свой второй сборник стихотворений. Сборник состоит из небольшого вступления и шестнадцати стихотворений, составленных 11-сложными силлабическими стихами. По своему содержанию все эти стихотворения представляют собою просьбу об учреждении в Москве учебного заведения, в котором бы преподавались «свободные» науки; поэт здесь подробно говорит о значении просвещения, восхваляет ум Софьи, напоминает ей о заботах отца ее и брата образовать своих подданных и просит, чтобы она умолила братьев своих Иоанна и Петра утвердить в Москве полный курс «наук совершенных»:

Сотвори людем твою царску милость,
Покажи Россом многу добротливость,
Поставь трапезу мудрости словесну,
Тщанием твоим к жительству небесну.


Стихи К. Истомина были, видимо, благосклонно приняты царевной; во всяком случае, с 1682 г. Истомин стал систематически посвящать свой досуг поэзии.
Поэтическое наследство К. Истомина очень велико. Писал он в самых разнообразных жанрах; наряду со стихами приветственными, поздравительными, панегирическими, сохранились его стихотворные акафисты, молебны, молитвы, надписи к иконам, надгробные эпитафии.
Поэт он был плодовитый. Кроме отдельных стихотворений, в рукописях хранятся целые сборники его стихов: «Книга Вразумление, стихотворными словесы состоящаяся. » (1683), сборник стихотворений в честь богородицы и святых под заглавием «Книга Стамна духоносная или Ведры. » (1690), стихотворная биография Иисуса Христа под заглавием «Едем си есть сладость прохлаждающая и вразумляющая человека зрением духовным. » (1693) и др.
Из числа этих сборников по содержанию наиболее интересен первый, посвященный одиннадцатилетнему царю Петру Алексеевичу, — «Книга Вразумление». Сборник состоит из девяти стихотворений. Начинается «Книга Вразумление» стихотворным обращением к царю Петру Алексеевичу с обычным пожеланием здоровья и многолетия. Все девять стихотворений сборника по содержанию связаны между собою: все они представляют собою «вразумление» царю Петру, которое ему чинит устами автора сам бог. В первом стихотворении бог увещевает юного монарха вручить ему свое сердце, приять «мудрость света», чтобы быть полезным для людей; во втором — дает совет быть «помогателем в самодержавстве» брату Иоанну, в третьем — обещает дать Петру мудрость, плодами которой он впоследствии воспользуется; в четвертом — говорится, что Петр избран наследником «века ина», т. е. Царствия Небесного, к которому он должен себя приуготовить; в пятом — указывается на то, что вместе с братом Иоанном он поставлен царем, должен давать людям суд правый и «жити с мудростию добро»; в шестом — внушается, что он должен наставлять на путь правый своих подданных; в седьмом — что он должен учиться «с рабами в летех равными»; в восьмом — ему обещается награда от бога, если он будет любить его; в девятом, заключительном, — Бог внушает Петру:

О, царю Петре, прелюбезный сыне,
Российска царства преизрядный крине!
Матери твоей ты еси утеха,
Се аз ти даю в мудрости поспеха.
Учися ныне, прилежно учися
В младости твоей царь мудр просветися.
Пой предо мною, твоим богом, смело,
Явль суд и правду, гражданское дело.
Имаши мене тем добре почтити,
Матерь твою и всех веселити.


Стихом владел Карион Истомин неплохо. Он любил ставить себе технически трудные задачи в области стихосложения и обычно решал их удачно. Наиболее удавались ему «леонинские» стихи с рифмующимися полустишиями. Эти стихи он предпочитал всем другим. Вот пример, наглядно показывающий, как справлялся Истомин с «трудными» формами стиха:
Преславну чуду явльшуся всюду всяк присмотрися, Богу дивися,
Како незримый всеми любимый Иисус Христос, в плоти днесь возрос.
Как поэт Карион Истомин еще ждет своего исследователя.
Особо должны быть отмечены заслуги Истомина в деле пропаганды стихотворной культуры. Автор нескольких учебных руководств, К. Истомин охотно пользовался стихами как орудием популяризации тех или иных научных сведений.
Показательны в этом отношении два его «лицевых» учебника: «Малый букварь», в 1694 г. выдержавший два издания, большой «Букварь», изданный в 1696 г., и «Полис, си есть Град царства небеснаго. », первая редакция которого была написана К. Истоминым тоже в 1694 г. В «Букваре» каждая буква сопровождается небольшим нравоучительным стихотворением, составленным с таким расчетом, чтобы в нем упоминались названия всех тех лицевых изображений, которыми украсил «Букварь» известный гравер Леонтий Бунин — «ради любезного созерцания отрочатом учащимся». Так, например, буква ж в «Букваре» К. Истомина сопровождается стихотворением, в котором упоминаются все приложенные к ней «образы»: жених, жена, жезл, житница, жолудь, журавль, жребий, жила, жаба.
«Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью Богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.
Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики:

Грамматика учит знати
Глаголати и писати
Благо.
Грамматику, душе, слыши,
Обзри смыслом аз и буки,
Пиши слова добре складом,
Глагол писму та начало,
К Христу простри моление,
писмена в ней изучиши.
емли перо в твои руки.
веди строки в разум рядом.
дело сие богом стало,
дает он всем спасение.

К числу стихотворных произведений Кариона Истомина, также педагогического характера, относится его «Домострой». Адресованный в первой части к детям-школьникам, Домострой излагает правила поведения их, учит как относиться к старшим, предупреждая о наказании за нарушение правил.
В дальнейшем Домострой говорит об обязанностях слуг и, наконец, снова возвращается к предписаниям детям, перечисляя даже дозволенные им игры. Домострой заканчивается краткой характеристикой задачи автора:

Наук изрядством Карион дети вся дарит,
в приятность иеромонах и старым говорит,
Истомин, чтоб благоумни все того смотрели,
науку и страх в должности имели.
Ударений кто дати не восхощет,
винный поклоны творя да не ропщет.
Душеспасенно всем обучение,
в домовом ратном деле строение.
Измлада бо кто сего научится,
разумна суща бити не годится.
В противность смысла людем война рати,
в Бозе надежда безстрастием стати.

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература запись закреплена

Анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
"Домострой" первой редакции издается по списку Общества истории и древностей российских 60-х гг. XVI в. (Российская государственная библиотека). Текст впервые опубликован И.Е. Забелиным в 1881 г. в "Чтениях Общества истории и древностей российских" (кн. 2). Поправки сделаны в "Русском филологическом вестнике" (Варшава, 1916). Вторая редакция - Сильвестровская (самая древняя) - воспроизводит так называемый Коншинский список "Домостроя" (Российская национальная библиотека).

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников.Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.

В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».

Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

1. Прочитать материал теме: «Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в XI–XVII вв.».

2. Подготовить доклады (7-10 мин.):

2.1. «О начале славянской письменности».

2.2. «Поучения» Владимира Мономаха детям, «Домострой» протопопа Сильвестра и «Домострой» Кариона Истомина о назначении, возможностях, способах и средствах воспитания. Сравнительная педагогическая характеристика источников.

3.1. «Школьное благочиние» об организации учебного процесса и требованиях к учителю.

3.2. Педагоги­ческие идеи и просветительская деятельность С. Полоцкого.

План занятия:

3. Характеристика качества аналитико-критического выступления.

4. Самостоятельное составление таблицы по следующей форме:

Древнерусские источники «Домострой» Сильвестра «Домострой» К. Истомина «Школьное благочиние» С. Полоцкий
Основная педагогическая идея
Об идеале человека
О смысле его жизни
О цели воспитания
О доминирующих способах педагогического воздействия
О стиле педагогического взаимодействия

6. В ходе беседы обсудить вопрос об адекватности утверждения об исключительно репрессивном характере русского воспитания (сравнить взгляды П.Ф. Каптерева и В.О. Ключевского).

7. Составить коллективную декларацию, в которой, в зависимости от выводов участников дискуссии, либо признать правоту тех педагогов, кто обвинял русских воспитателей в безжалостном отношении к детям, либо доказать необоснованность обвинений.

Литература к практическому занятию по теме:

«Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках

Киевской и Московской Руси в XI – XVII вв.»

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древ­нейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М., 1989.

История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Конович С.С. Епифаний Славинецкий и «Гражданство обычаев детских» // Сов. педагогика. 1970. № 10.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.

Мошкова Л.В. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценность) // Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч.2. М., 1993.

Рыжов А.Н. Педагогические понятия в отечественной учебной литературе XIV-XVIII вв. // Педагогика. 2009. №9.

Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. Учеб. пособие. М., 2003.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Развитие педагогической мысли в России в XVIII вв.

Задания к практическому занятию:

1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогической мысли в России в XVIII в.».

2. Подготовить доклады (7-10 мин.):

2.1. Просветительская деятельность и педагогические проекты В.Н. Татищева, их актуальность для современной образовательной практики

2.2. Просветительская деятельность и педагогические проекты М.В. Ломоносова, их актуальность для современной образовательной практики

2.3. Просветительская деятельность и педагогические проекты И.И. Бецкого, их актуальность для современной образовательной практики

3.1. Феофан Прокопович об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

3.2. М.В. Ломоносов об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

3.3. Н.И. Новиков об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

3.4. Педагогическая деятельность Ф.И. Янковича де Мириево. «Руководство учителям первого и второго классов…» об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

4. Подготовиться к беседе: «Идеи отечественных просветителей XVIII вв., реализуемые в современной образовательной практике».

План занятия

3. Характеристика качества аналитико-критического выступления.

4. Самостоятельное составление таблицы по следующей форме:

Феофан Прокопович В.Н. Татищев М.В. Ломоносов И.И. Бецкой Н.И. Новиков Ф.И. Янкович де Мириево
Основная педагогическая идея
Об идеале человека
О смысле его жизни
О цели воспитания
О доминирующих способах педагогического воздействия
О стиле педагогического взаимодействия

6. В ходе беседы обсудить вопрос «Идеи отечественных просветителей XVIII вв., реализуемые в современной образовательной практике».

Литература к практическому занятию по теме:

«Развитие педагогической мысли в России в XVII – XVIII вв.»

Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. М., 1985.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные пе­риоды // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982.

Ключевский В.О. Два воспитания//В.О. Ключевский. Сочинения: В 9 т. М.,1990. Т. IX.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. М., 1991.

Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII – XX века под влиянием изменения ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. М., 2001.

История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.

Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. Учеб. пособие. М., 2003.

Читайте также: