Disco elysium стоит ли бриться

Обновлено: 07.07.2024

Предлагаю вашему вниманию обзор игры, привносящей в знакомую формулу RPG нечто новое.


Белый траур

В 2013 году увидел свет роман «Священный и ужасный аромат», рассказывающий историю трёх мужчин, продолжающих поиски своих пропавших, двадцать лет назад, одноклассников. Роман получил положительные отзывы от критиков, а литературовед Джоанна Росс отметила успешное сочетание научной фантастики с «обычной литературой». Однако, книга провалилась, и её тираж составил около 1000 копий. Данное обстоятельство ввергло создателя книги, Роберта Курвица, в глубокую депрессию, сопровождаемую, впоследствии, алкоголизмом.

Дабы вырвать Курвица из бесконечного запоя, писатель Каур Кендер, помогавший Курвицу написать книгу, и которого сам Курвиц вытянул из запоя, предложил создать игру. Также он предложил присоединиться к проекту художника Александра Ростова, создававшего иллюстрации для романа Курвица.

Спустя некоторое время, Курвиц набросал план будущего проекта. Игра должна была соединять в себе Dungeons & Dragons и полицейские сериалы 1970-х годов, быть ролевой игрой в духе Baldurs Gate, иметь реагирующий на действия игрока сюжет и глубокую стратегическую боевую систему. Также, игра должна была предупреждать игроков об опасностях алкоголизма.

В октябре 2019 года игра вышла в Epic Games Store и наделал немало шуму как среди игроков, так и среди игровых рецензентов, получив огромное количество положительных отзывов. Спустя год, временная эксклюзивность для эпического лаунчера закончилась, и проект появился в сервисе Steam. 30 марта состоялся выход обновлённого издания игры, в котором вернули несколько вырезанных квестов, добавили парочку локаций, анимаций, звуковые эффекты и добавили озвучание для всех реплик. Проект называется Disco Elysium.

Суперзвезда

Ядром Disco Elysium служит стандартная ролевая игра. У вас есть персонаж, с кучей атрибутов и навыков, экипировка, влияющая на эти характеристики. Присутствуют квесты, выполнение которых приносит персонажу очки опыта и повышают его уровень. Геймплейно, перед нами классическая РПГ. Мы ходим по миру, разговариваем с персонажами и взаимодействуем с различными объектами этого мира, открывая тем самым его для себя. Тут выясняется, что никакой стратегической боевой системы в игре нет, как и команды. Более того, количество боевых столкновений в игре можно пересчитать по пальцем одной руки. Экшена в ней нет. Всё, что в игре есть, это разговоры и постоянные проверки навыков героя.

Однако всё, что связано с разговорами и отыгрышем роли, выполнено в игре отлично. Начнём с того, что в игре присутствуют два типа проверок, успешные прохождения которых позволяют как открыть новую ветку диалога, так выполнить какое-либо действие: поднять штангу, или починить кран. Первый тип (*красные проверки) можно попробовать пройти только один раз за игру. Второй тип(*белые проверки) можно попробовать пройти ещё раз, в случае неудачи. Только для этого потребуется повысить проверяемый навык. На успешное прохождение проверки влияют атрибуты персонажа и его навыки. Чем выше значение навыка персонажа, тем выше вероятность успешной проверки этого навыка в диалоге. Повысить навыки персонажа можно как с помощью обычной прокачки — вкладывая очки развития в них, так и при помощи различной одежды, которую герой находит в процессе прохождения сюжета. При этом, одежда может как увеличивать показатель одного из навыков, так одновременно и отнимать показатель какого-либо другого навыка. Благодаря этому, приходится частенько лезть в инвентарь и переодевать героя в различные одёжки, дабы успешно пройти проверку того или иного навыка в разговоре.

Также, навыки можно повысить с помощью изучения различных мыслей, которые лезут в голову героя отовсюду.Разговоры с персонажами, взаимодействие с предметами, успешное или не успешное прохождение проверок, и даже внутренние диалоги с самим собой — порождают в голове героя различные идеи, требующие время на обдумывание и занимающие слот в кабинете мыслей. Количество изначально доступных слотов — 6 (*на обычном уровне сложности). Расширить кабинет до 12 слотов можно, разблокируя их с помощью очков навыков, получаемых героем при повышении уровня.

Каждая мысль имеет как временный эффект, проявляющийся только в процессе её изучения, и постоянный эффект — получаемый после изучения и принятия мысли. Эффекты мыслей разнятся от банального влияния на навыки героя, до открытия всех «запоротых» белых проверок в игровом мире.

Также, на вероятность успешного прохождения проверок, и появление различных мыслей в голове героя, влияют ранее полученные знания и сделанные персонажем действия. В диалоге можно попробовать сразу выбрать вариант с проверкой навыка. И это может сработать, а можно повысить вероятность успеха — поболтав с человеком и собрав всю возможную информацию, об интересующем вопросе. И при этом — провалить проверку с высокой степенью вероятности успеха. Ибо всё, практически всегда (* кроме парочки случаев), решает бросок виртуальных кубиков. Можно как успешно пройти проверку с вероятностью успеха в 2%, так и успешно провалить другую проверку с вероятностью успеха в 97%. Издержки жанра.

Наличие такой системы навыков, заставляет не лететь вперёд по основному сюжету, а постепенно исследовать мир, расспрашивая его обитателей и взаимодействуя с окружением. Что примечательно, так это обыгрывание системы навыков в мире игры.


Жрать, ненавидеть, контролировать

В мире существует множество загадок, над разрешением которых, не первый десяток лет, бьются лучшие умы нашего мира. Одной из таких загадок является человеческий мозг. Как он работает? Как мыслит? Что такое мысль вообще и что такое сознание? Как возникают мысли и само сознание? Эти и многие другие вопросы до сих пор занимают светлые головы научного сообщества. Однако, определённые подвижки в данном направлении всё же произошли.

В 1960-х годах американский нейрофизиолог Пол Маклин представил концепцию триединого мозга, согласно которой — в мозге имеются три центра психической активности, каждый из которых по-своему реагирует на происходящие события.

Важное замечание: концепция эта была отвергнута неврологами, поскольку не нашла подтверждения в эволюционной и экспериментальной неврологии.

Рептильный мозг является самым древним и он оказывает фундаментальное влияние на поведение человека, именно он отвечает за инстинкты. Лимбическая система ответственна за эмоции и смену настроений. Неокортекс является самой молодой частью мозга, и разделён на доли, каждая из которых ответственна различные функции организма. Одни доли отвечают за социальные навыки, другие — за восприятие мира, третьи — за обработку информации и принятие умозаключений.

Также, в психологии существует понятие внутреннего диалога. Согласно нему — внутри человека происходит непрерывное общение с самим собой. На основе этого диалога человек и принимает различные решения, в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах (*это, если говорить очень упрощённо).

И именно модели внутреннего диалога и концепцию триединого мозга авторы игры и взяли в качестве основы системы характеристик персонажа.

В основе лежат четыре характеристики: интеллект, психика, телосложение, моторика. Чем выше показатель какой-либо из характеристик, тем до более высокого уровня можно развить навыки, привязанные к характеристикам. Всего присутствует 24 навыка, которые являются не просто численными показателями, но личностями, постоянно встревающими в разговор главного героя с кем-либо, подсказывающими герою варианты решений, комментирующие его действия и получаемую им информацию из чужих уст, нередко — соблазняющими «закинуться» чем-нибудь. Вероятность их вмешательства и правильной подсказки, напрямую зависит от уровня прокачки этих навыков и выпавших чисел на гранях виртуальных кубиков (*да, даже тут есть проверки). Реализация внутреннего диалога, вкупе со шкафчиком мыслей, и стала той фишкой, выделяющей Disco Elysium из общего фона инди-игр.

Немало весёлых, и грустных моментов в игре, достигается как раз благодаря комментариям внутренних личностей персонажа. Когда ты находишь в шкафчике сильнодействующий препарат, или получаешь деньги за сданные бутылки, неременно вылезет Электрохимия и заявит: «Зашибись! А теперь давай-ка кайфанём!». Благодаря этим комментариям, достигается более глубокое погружение в мир игры. Вы не только получаете информацию из уст сторонних персонажей, но и видите то что герой думает об этом мире, что он представляет в данный момент времени. Описываются картины, предстающие перед его мысленным взором.

Люди, вращающиеся в мире психологии, нейрофизиологии и психиатрии, увидят море отсылок, так или иначе соприкасающихся с предметом их профессионального интереса. Но помимо заигрывания с психологическими и научными теориями, разработчики не забыли о мире игры и его социальных аспектах.


La Revacholiere !

Мир игры удался создателям на славу. Визуальная часть, не обладающая графическими изысками, выделяется благодаря общей стилистике, отсылающей к временам 70-х годов XX века — началу компьютерной революции, появлению блокбастеров и диско.

Однако, на пути у нового порядка встала Коалиция, объединение государств, заинтересованное в прекращении революционных инициатив. Последствия их деятельности мы и можем наблюдать в Мартинезе. Бывшая артерия города оказалась неприкаянным ребёнком, с кучей синяков и ран, над залечиванием которых никто не заботился. Район погряз в наркомании, нищете, преступности и беззаконии. За порядком в нём следит местный профсоюз работников порта, не особо отличающихся от обычных бандитов, в глазах как местных жителей, так и жителей других районов и государств.

Проходя игру, возникает стойкое ощущение, будто район застыл в пограничном состоянии между существованием и распадом. Местные жители пытаются что-то делать и как-то двигаться вперёд. Но по факту — практически все они зависят от местного профсоюза, и большинство начинаний, не опекаемых им, по итогу — разваливаются.

При всём этом, несмотря на общую депрессивность и меланхоличность, мир игры получился уютным. В него хочется вернуться, и возвращение это приятно. Не в последнюю очередь этот эффект достигается благодаря темпу повествования и музыке, полной тоски и печали.


Смена масок

Что касается отыгрыши роли, то тут разработчики переплюнули многие современные, и даже некоторые классические ролевые игры. Авторы поставили во-главу угла не мифы и небылицы мира, с древними пророчествами, а социальный и политический аспекты мира. Различные идеологии, политические и социальные движения здесь сплелись воедино и находят своё отражение во-взглядах различных персонажей на происходящие (*и произошедшие) в мире игры события.

Главный герой оказывается в центре всех взглядов, сомнений и противоречий. Благодаря потери памяти, у него отсутствует сформировавшееся мнение на тот или иной аспект мира игры, и это мнение игра позволит нам формировать. Этим игра похожа на The Witcher от CD Projekt RED, однако в Disco Elysium куда большее внимание уделено личности главного героя. В The Witcher вы выражали своё мнение относительно разворачивающихся конфликтов, и сторон этих конфликтов, внутренним переживаниям героя не отводилось много внимания. В Disco Elysium же именно внутренним переживаниям героя и отводится значительное время. И игрок решает, к каким решениям эти переживания приведут.

Вам никто не запретит отыграть того героя, какого вы захотите. Хотите отыгрывать депрессивного фашиста — пожалуйста, хотите социалиста помешенного на апокалипсисе — ради бога. Игра не говорит вам: «это неправильно, а вот то — верно». Это сильно повышает реиграбельность. Основы прохождений будут совпадать, однако детали — отличаться, и этих деталей может быть достаточно для того, чтобы повлиять на финал игры.

Последний кирпич в стене

И тут мы подходим к моментам, которые игре не особо удались, и из-за которых эту игру нельзя рекомендовать всем.

Первое — финал. Он не настолько эмоционален, как события, происходящие за день до него. Вы находите наконец убийцу и расставляете всё по полочкам. Но это не производит какого-то катарсиса и потрясений. Лишь ощущение наконец-то сделанной работы, о которой нам вскоре нужно будет отчитываться. И этот отчёт, по итогу — является заменой заставки, подводящей итог всему нашему приключению. В финальном диалоге ваши навыки ни на что не влияют, да и вы сами ни на что (*почти ни на что) не влияете — только выслушиваете мнение начальства о себе.

Это неплохо, но если от финала вы ожидаете самого сурового испытания в игре, то его тут не будет.

Следующий момент — передвижение по миру игры. Несмотря на небольшой объём локаций в игре, побегать придётся изрядно. Под конец игры, постоянные перебежки могут утомить. Дабы решить этот вопрос, разработчики сделали в игре карту, с точками быстрого перемещения, однако точек этих маловато — не хватает как минимум двух, также перемещение недоступно из любого места с поверхности игрового мира. Когда вы находитесь в здании — вопрос о невозможности быстрого перемещения не возникает, но почему вы можете использовать механизм быстрого перемещения только тогда, когда герой находится вблизи точек быстрого перемещения — непонятно.

Кстати говоря. Общее устройство игры: постоянное общение с персонажами, бег между локациями с поиском решения постоянно возникающих задачек и т. п. — заставляют воспринимать игру как квест.

Также, в игре не хватает возможности проматывать время. В моём прохождении было пара случаев, когда нужно было дождаться определённого часа на внутриигровом циферблате, дабы нужный мне персонаж появился в нужном месте. Но поскольку время в игре идёт только в моменты разговоров, чтения и изучения вещей, то приходилось покупать в магазине книгу и её читать, чего мне делать совершенно не хотелось, ибо это была трата драгоценных денег.

Помимо этого, в игре хватает багов при отображении текста, в моменты изучения точек интереса. То этот текст пропадает частично, то полностью уходит за край экрана.

В заключение отмечу, что в ситуации, когда на внутриигровых часах значение больше 23:00 и рядом с вами, на локации, находятся NPC. То при сохранении игры в этот момент и последующей её загрузке NPC исчезнут. Судя по всему — они отправились спать, ибо уже пора. Но почему игра отображала их до момента сохранения?


Disco Elysium является одной из лучших РПГ, выходивших за всё время существования жанра. Игра берёт не столько размахом и масштабом, сколько проработкой различных взаимосвязей в своём мире, а также возможностям отыгрыша. Благодаря шкафчику мыслей, разработчикам удалось реализовать интересную систему развития персонажа А благодаря упоминанию социальных и политических течений — вписать в контекст нашего времени, в котором социальное напряжение очень велико.


Disco Elysium одна из тех игр, где в начале мало что понимаешь. Туториал настолько скудный, что даже пройдя половину, вы можете столкнуться с трудностями. Поэтому мы собрали в этом материале всё, что необходимо знать с самого начала для наиболее комфортной игры.

Открывайте запертые двери

В игре любую дверь можно открыть. Если вы столкнулись с какой-то преградой, не отчаивайтесь. Возможное решение появится позже. И будьте уверены, оно обязательно есть. Так, странные закрытые двери в «Танцы в тряпье» можно открыть по сюжету немного позже их обнаружения, пройдя ряд проверок или просто используя физические навыки.

Советы для начинающих в Disco Elysium

Поэтому если вы хотите обследовать абсолютно всё — у вас будет возможность. За дверями не всегда найдётся что-то ценное, однако вы точно получите порцию внутренних бесед или общения с напарником, что расширит знания о мире и персонажах.

Собирайте монеты

Первый способ сколотить состояние — это просто поднять его с земли. По всему миру Disco Elysium разбросаны маленькие горстки монет. Часто там лежит всего лишь несколько сентимов, но это лучше, чем ничего. Например, в самом начале вы можете найти 40 сентимов прямо возле вашего гостиничного номера.

Как заработать как можно больше денег (реалов) в Disco Elysium — сбор бутылок и монет, продажа хлама и экономия на ночлеге

Как можно чаще нажимайте клавишу Tab, чтобы подсвечивать объекты вокруг персонажа. Осматривайте все ящики и собирайте всё, чтобы потом продать. Это не будет считаться воровством. Если получение предмета или денег будет считаться кражей, то в диалоговом окне появится предупреждение, которое обычно сопровождается проверкой навыков. Инвентарь игрока неограничен, а ненужные предметы могут быть проданы.

Не тратьте все очки навыков сразу

Для отмены мыслей или для успешного перепрохождения белых проверок, путём повышения нужных характеристик, потребуются свободные очки навыков. Лучше всегда иметь 1-2 очка прокачки характеристик про запас.

Следите за временем. Оно имеет значение

Вы могли заметить часы в правом нижнем углу экрана. Это время суток в Disco Elysium, и оно может работать не так, как вы ожидаете. Время меняется каждый раз, когда вы взаимодействуете с объектами, своим подсознанием или другими людьми. Вы тратите около одной минуты на каждые 1-3 варианта диалога.

Часы не идут в реальном времени. Однако время — главный фактор в игре. Вам нужно достичь некоторого прогресса в расследовании убийства до определённого игрового дня. Это не должно быть ощутимой проблемой, но не успеть всё же можно.

Советы для начинающих в Disco Elysium

Время суток — более важный фактор. Вы получите положительные и отрицательные модификаторы для определённых проверок навыков в зависимости от того, когда вы что-то делаете в течение дня. Некоторые варианты станут недоступными, если вы будете ждать слишком долго. Кима, вашего партнёра, не будет рядом по ночам, что также влияет на развитие диалогов, иногда негативно.

Прогулки не ускоряют время. Также время не движется вперёд при собирательстве большинства вещей (например, денег и одежды). Вы совершенно свободно можете осматриваться, сколько захотите. Просто помните, что на часы надо обращать внимание. Если не изучить вовремя некоторые подсказки, они могут исчезнуть.

Дождались

Сценаристы так увлеклись проработкой персонажей, что натолкали в игру прорву самой настоящей зауми — отсюда и название студии. Без словаря не обойтись: в игре уйма русских, французских, латинских и выдуманных слов, за счёт которых персонажи раскрываются по-иному. Можно легко представить акцент и говор человека из другой языковой среды, но то, как разработчики выразили это в тексте, достойно оваций. Чего только стоит полоумный Куно, или Головомер (не самый удачный пример нашей адаптации).

Впервые услышав о русской версии, я даже представить не мог, как локализаторы будут переводить и адаптировать текст Disco Elysium для нашего пользователя. Игра буквально пестрит идиомами, медицинскими терминами и устаревшими ругательствами, которые не то что переводить — даже понять сложно. Да, разработчики оригинала консультировали и помогали нашим переводчикам, делились диздоками и словарями. Но мне как человеку, который уже забыл, что такое игры с хорошим переводом, было реально интересно посмотреть на конечный результат. И… он хорош!

Локализаторам удалось сделать достойный, действительно литературный перевод, пусть и не без огрехов. Чем дальше продвигаешься по сюжету, тем сильнее замечаешь, как сменяются авторы. У каждого свой стиль и своя манера адаптации текста. Какие-то диалоги читаются нереально круто, а в некоторые вникать очень сложно. Эти «некоторые диалоги» встречаются не так часто, и в целом общий перевод нисколько не портят. А вот отдельные термины и фразы получились не такими красочным, как в оригинале. Скажем, «свиньи» у Куно ожидаемо стали «мусорами». Из-за этого потерялись некоторые шутки, из высказываний злобного хулигана ушла соль, а смысл отрубленной свиной головы у него в сарае и вовсе исчез. Но даже так адаптации подобного уровня встречаются чрезвычайно редко, а тем, кто не видел оригинал, локализация, скорее всего, понравится.

В первой версии перевода встречаются опечатки, перепутанные роды и местоимения — но в такой титанической работе без этого не обойтись. Да и переводчики не сидят без дела и отлавливают ошибки. Так что в какой-то момент я перестал обращать внимание на мелкие огрехи и погрузился в игру с головой, как будто прошлых двух прохождений не было вовсе. А это значит, что у локализаторов всё получилось.

ZA/UM вложили душу, чтобы доказать всему миру: игры — это, прежде всего, искусство и уникальный способ самовыражения. А благодаря талантливым локализаторам мы наконец можем приобщиться к одной из лучших игр прошлого десятилетия на великом и могучем. Может, когда-нибудь нам светит такой же качественный перевод трилогии Shadowrun или Final Fantasy? Эх, мечты, мечты!


Несколько способов, которые помогут заработать и получить больше денег в Disco Elysium. Разберёмся, как сэкономить на ночлеге и где найти деньги в начале игры.

Игра про неудачника-копа от неудачника-автора

Автор Disco Elysium Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) в интервью неоднократно называл себя неудачником: его рок-группа не добилась успеха, роман провалился, а сам он пристрастился к спиртному и прозябал в полной нищите. Единственным спасением от реальности стала Dungeons & Dragons. Роберт собрал группу таких же творческих и инициативных ребят, от которых отвернулась удача, и играл с ними. Настольные ролевые игры давали им совершенно иной мир, где жизнь зависела не от состояния экономики или выгодных знакомств, а от удачного броска кубика.

Постепенно эти люди объединились в команду ZA/UM и придумали собственный оригинальный мир со своей историей, загадками и мифологией. А потом решились на ещё одну заведомо провальную авантюру: создать компьютерную ролевую игру, в которую войдёт весь созданный за несколько лет контент. Они были уверены в очередном провале, и это чувство обречённости, ненависть к социальной несправедливости пронизывает всю Disco Elysium.

Почему Disco Elysium — одна из лучших CRPG современности. Впечатления от русской версии

Зная, в каких условиях создавалась игра, какие люди приложили руки к арту и текстам, начинаешь смотреть на неё по-новому. Для Роберта история пьющего копа-неудачника Гарри Дюбуа — уникальный способ высказать о наболевшем и дать игроку выбор: остаться в жестокой реальности или уйти в свой собственный «диско-мир». Главный герой Disco Elysium тащит за собой ворох проблем прошлого, и только случайная амнезия даёт ему шанс начать жизнь с чистого листа… Не об этом ли мечтают многие из нас?

Чаще нажимайте Tab

Вернее, практически не отпускайте. Tab подсвечивает все активные точки в конкретной области. Вы сразу сможете увидеть все места интереса. Это не только сэкономит время, но и поможет ничего не пропустить.

Советы для начинающих в Disco Elysium

Продавайте вещи в ломбард

Ещё один способ быстро заработать в Disco Elysium — это продавать предметы в ломбард. Вы можете найти ломбард к югу от отеля «Танцы в тряпье» (Whirling-in-Rags). Этим магазином управляет интересный парень, у которого лёгкая зависимость. Приносите ему различные предметы, что найдёте во время прохождения, и вы сможете немного заработать.

Как заработать как можно больше денег (реалов) в Disco Elysium — сбор бутылок и монет, продажа хлама и экономия на ночлеге

Вот некоторые вещи, которые вы можете заложить: модная ручка, которую даёт вам Ким, фотографии, открытки, которые вы найдёте, разбитую кружку. По сути, всё, что вам не нужно, вы можете продать.

Используйте другие способы разблокировать проверки

Вот ещё одна причина, чтобы сохранить свои очки навыков: скрытые способы разблокировать белые проверки. Общение с соответствующими людьми, завершение определённых мыслей и поиск подсказок могут повысить ваши шансы на успешную проверку. Вы можете увидеть, что влияет на ваши шансы, наведя курсор на белую отметку. Написано будет что-то вроде «поговорил с X человеком» или «дал Y человеку шляпу». Это не только увеличивает ваши шансы на успех. Подобные «нужные» действия также могут естественным путём разблокировать белые проверки.

Где переночевать в первую ночь и как спать бесплатно

В Disco Elysium есть часы и смена времени суток, а это значит, что в конце концов наступит ночь, и вам придётся где-то отдыхать (даже если ваш разум мучает вас кошмарами в процессе). Разберёмся, где можно переночевать, сколько это будет стоить и как найти бесплатную кровать.

Где переночевать в первый день

Ваша первая ночь немного отличается от других, так как в «Танцах в тряпье» (Whirling-in-Rags) попросят не только стандартную плату за ночь. Гарт также хочет, чтобы вы заплатили за комнату, которую вы разгромили — всего 130 реалов. В первый день получить такую сумму сложно, если не знать про способ рассказанный выше (попросить у Джойс Мессье). В полицейском участке вам не помогут, Эврарт Клэр (Evrart Claire) не даст вам больше 25 реалов (и это, кстати, будет считаться взяткой), а бутылок не хватит.

Как заработать как можно больше денег (реалов) в Disco Elysium — сбор бутылок и монет, продажа хлама и экономия на ночлеге

К счастью, Ким придёт на помощь. Примерно в 22:00 над его значком в левом нижнем углу появится диалоговое окно, указывающее, что он хочет поговорить. Сделайте это, и он спросит вас, где вы собираетесь спать. Он предложит вам двоим вернуться в «Танцы в тряпье» (Whirling-in-Rags) и попытаться убедить Гарта позволить вам остаться бесплатно.

Как заработать как можно больше денег (реалов) в Disco Elysium — сбор бутылок и монет, продажа хлама и экономия на ночлеге

Проблема в том, что Гарт не поддастся на уговоры. Тем не менее, это натолкнёт Кима на мысль: на прошлой неделе он конфисковал несколько прядильных машин у преступников и готов заложить их, чтобы оплатить счёт в отеле. Отнесите их в ломбард, и вы получите деньги, чтобы оплатить счёт за нанесённый ущерб, а также сможете использовать комнату ещё на одну ночь. Вернитесь и заплатите ему, вы снова получите ключ (хотя он не станет убирать номер для вас). Просто нажмите на грязную кровать, когда будете готовы отдыхать.

Где спать после первого дня

С этого момента вы сможете спать в отеле «Танцы в тряпье» (Whirling-in-Rags) каждую ночь, платя Гарту 20 реалов в день. Вы должны платить ему до 21:00. Вы можете заработать эти деньги любыми способами, описанными в этой статье.

Где спать бесплатно

Как заработать как можно больше денег (реалов) в Disco Elysium — сбор бутылок и монет, продажа хлама и экономия на ночлеге

Да, Ким немного не впечатлен качеством этого жилья, но это бесплатная комната, в которой также есть набор для бритья, кровать и зеркало, как в вашей комнате в отеле. Возьмите ключ, и с этого момента вы сможете заходить в хижину и спать в кровати, когда захотите, вместо того, чтобы платить Гарту.

Как заработать как можно больше денег (реалов) в Disco Elysium — сбор бутылок и монет, продажа хлама и экономия на ночлеге

Вы можете поздно ложиться спать

Ким не будет с вами 24 часа. Хороший детектив любит ложиться спать до полуночи. С другой стороны, ваш персонаж может не спать до самого утра. Это прекрасное время для работы.

Советы для начинающих в Disco Elysium

Большинство проверок в диалогах проходятся успешнее, если Ким будет рядом. Однако есть несколько вещей, которые становятся проще, если вы одни. Можно собирать предметы в мире или проводить время на скамейке (чтобы развивать мысли) без Кима. Наконец, поскольку большинство игровых проверок повторяются, вы всегда сможете вернуться со своим партнёром утром и попробовать с его помощью пройти их заново.

Психология и психиатрия

На первый взгляд Disco Elysium легко спутать с современными инди-CRPG вроде Shadowrun или Wasteland. Изометрия, Unity, скромный бюджет, характерный способ подачи текста и недорогая, пусть и стильная картинка, действительно роднят эстонский проект с Kickstarter-играми. Но стоит только запустить DE, чтобы понять: не всё так просто. Эта особая, непохожая на другие ролевые проекты вещь переносит игрока в эпоху расцвета Black Isle Studios — ZA/UM даже не скрывают, что вдохновлялись Planescape: Torment.

Отличительная черта Disco Elysium — арт-дизайн Александра Ростова (Aleksander Rostov), выполненный в духе старых мастеров масляных картин

Отличительная черта Disco Elysium — арт-дизайн Александра Ростова (Aleksander Rostov), выполненный в духе старых мастеров масляных картин Отличительная черта Disco Elysium — арт-дизайн Александра Ростова (Aleksander Rostov), выполненный в духе старых мастеров масляных картин

Игры тех лет концентрировались на нарративе в ущерб боёвке и старались давать игроку больше свободы. Disco Elysium берёт у старой школы всё самое лучшее — диалоги, расследования, вариативность, возможность отыгрыша, общение с внутренним «я» — и умножает в десять раз. На каждую фразу есть бросок кубика с модификатором: как отреагирует собеседник на слова героя, зависит от везения и прокачки.

Мало кто откажется дать леща наглому подростку

Мало кто откажется дать леща наглому подростку Мало кто откажется дать леща наглому подростку

Почему Disco Elysium — одна из лучших CRPG современности. Впечатления от русской версии

Психические проблемы и полная амнезия позволяют герою стать почти кем угодно. И это касается не только основной профессии или стиля поведения: отнюдь, ZA/UM даёт пользователю полный карт-бланш. Мы сами вольны выбирать политические и религиозные взгляды, расовые предрассудки, сексуальные предпочтения и множество других, не менее важных вещей, которые отражаются на дальнейших репликах и взаимодействии с окружающим миром.

Почему Disco Elysium — одна из лучших CRPG современности. Впечатления от русской версии

Даже развитие персонажа здесь основано на психологии. Прокачали «Внутреннюю империю» — герой получил бонус к предчувствию и проверкам интуиции при общении с подозрительными личностями. Пара очков в навык «Энциклопедия» — и Гарри начал яснее понимать, как устроен мир, получать больше опыта из книг и легче усваивать информацию, которую в дальнейшем сможет использовать в диалоговых баталиях. В игре нет ненужных навыков, и поначалу будет сложно понять, как работает ролевая система — и это прекрасно! На фоне штампованных аналогов она ощущается очень яркой и свежей. Тем более, что игра не торопит в изучении всех систем и уж тем более не наказывает за неправильные решения… конечно, если не убиться, снимая галстук с вентилятора.

Почему Disco Elysium — одна из лучших CRPG современности. Впечатления от русской версии

Основные навыки дополняют своеобразные перки — «мысли». За выполнение секретных заданий, некоторые диалоги и поступки, прокачку определенных навыков сознание предлагает Гарри для исследования разные идеи, которые позволяют выбирать идеалы персонажа. К примеру, изученная гомосексуальная мысль поможет раскрыть истинную ориентацию одного из близких Дюбуа людей. Мыслей в игре столько, что опробовать все за одно прохождение нереально.

Почему Disco Elysium — одна из лучших CRPG современности. Впечатления от русской версии

Определив вектор развития персонажа, начинаешь чувствовать его сильнее, чем героя любой другой видеоигры. Теперь это не просто говорящая голова с предысторией, а самый настоящий живой человек, у которого в голове десятки мыслей, к которым не всегда нужно прислушиваться. Внутренние голоса заменяют живого гейм-мастера, рассказывая что происходит на данный момент. «Визуальный анализ» объясняет, что делать дальше и на какие моменты стоит обратить внимание, «Драма» позволяет определять ложь и лгать самому, а «Внушение» помогает убеждать. При этом 70 % диалогов — это общение Гарри с самим собой. Его сознание будет конфликтовать с действиями игрока, а каждый навык — давать собственный путь разрешения той или иной ситуации. Кому доверять, решать нам.

Собираем полезные предметы и деньги в начале игры

Первым делом идём к телеге и забираем полезные инструменты из ящика. На набережной слева обязательно подбираем сумку под бутылки и приступаем к осмотру территории.

Перепроходите белые проверки навыков

Этот пункт тесно связан с предыдущими. Вообще никогда сразу не прокачивайтесь. Подавляющее большинство проверок навыков в Disco Elysium окрашены в белый цвет. Это означает, что вы можете попробовать их пройти более одного раза. Почти никогда не стоит вкладывать очки в навык, прежде чем вы сделаете выбор и проверку. Несмотря ни на что, всегда есть крошечный шанс на успех.

Советы для начинающих в Disco Elysium

Лучше отказаться от разговора, прежде чем выполнять белую проверку. Убедитесь, что у вас нет одежды, снижающей ваши навыки. Затем сделайте первоначальную проверку. Если выпадет неудача, вы можете прокачать нужный навык и повысить свои шансы на успех.

Собирайте бутылки и отправляйте их на переработку

Второй способ заработать деньги в Disco Elysium — это перерабатывать любые найденные бутылки. Рядом с отелем «Танцы в тряпье» (Whirling-in-Rags) есть небольшой магазинчик под названием «Фриттте» (Frittte). В нём есть машина для переработки бутылок, которая предлагает 10 сентимов за бутылку. Единственная проблема в том, что их нельзя просто носить в руках, вам понадобится специальная сумка.

Чтобы найти сумку для сбора бутылок, идите в левую часть главной площади Мартинеза. Подойдите к самому краю воды и найдите пьяницу у лестницы. У ног мужчины лежит жёлтый полиэтиленовый пакет «Фриттте!». Поднимите его. Поздравляем, теперь вы можете собирать бутылки и продавать их маленькой машине для переработки.

Как заработать как можно больше денег (реалов) в Disco Elysium — сбор бутылок и монет, продажа хлама и экономия на ночлеге

Благотворительность от незнакомцев

Наконец, последний способ заработка в Disco Elysium — это буквально выпрашивать у незнакомцев милостыню. Хотя не у каждого NPC можно попросить подаяние, у некоторых такая возможность доступна.

Слева от Мартинеза в лодке сидит довольно обеспеченная женщина по имени Джойс Мессье (Joyce Messier). Поговорив с ней немного, вы можете попросить у неё деньги. Нужно попросить 130 реалов, просто чтобы покрыть ущерб, который вы причинили отелю. Реплика в диалоге появится только после того, как вы получите задание «Возместите ущерб».

Также можно получить 10 реалов у торговца по имени Сиилэнь. Он сидит в нижней части карты.

Пользуйтесь шкафчиком мыслей

Поскольку ваш персонаж потерял всякое представление о том, кто он, определенные идеи в разговоре могут вызвать в его сознании мысль. Эти новые мысли попадают в шкафчик мыслей. Сами по себе они ничего не делают. Однако, если вы разблокируете слот в шкафу, используя очко навыков, вы можете начать размышлять.

Каждая новая мысль сначала начинается как проблема. С этого момента вы можете поместить её в свободный слот, чтобы усвоить. Как только этот процесс начнётся, запустится обратный отсчёт. Мысль будет давать временный баф или дебаф для одного из ваших навыков.

Советы для начинающих в Disco Elysium

Обратный отсчёт использует игровой таймер, чтобы показать вам, сколько времени потребуется. Обычно это занимает несколько игровых часов. После того, как вы усвоите мысль, вы получите её решение. Эти решения предлагают постоянное усиление или снижение одного или нескольких навыков в четырёх категориях способностей.

Усвоенные идеи в шкафчике мыслей в конечном итоге создают уникальную версию внутренней сущности главного героя. Эти мысли могут влиять на некоторые вещи, которые персонаж может сказать в диалоге, а бафы ещё больше улучшают навыки персонажа.

Чтобы забыть какую-то мысль, нужно потратить очко навыка. Это полезно, когда негативных эффектов слишком много.

Гайды по Disco Elysium

Валюта, используемая в Disco Elysium, называется реал (réal). В Disco Elysium вам понадобится много денег, и в игре есть на что их потратить. Деньги нужны, чтобы получить крышу над головой, купить еду, вылечиться, а также на приобретение различных предметов и расходных материалов. К сожалению, получить деньги в Disco Elysium непросто, но есть несколько советов, которые упростят вам эту задачу.

В начале игры, проснувшись, вы обнаружите, что ваш счёт за гостиницу составляет колоссальные 130 реалов, что значительно больше, чем ваш текущий баланс, равный нулю.

Также стоит отметить, что если у вас нет места для сна, вам придётся платить Гарте (Garte) 20 реалов в день, чтобы спать в «Танцах в тряпье» (Whirling-in-Rags). Вам не только нужно каждый день пытаться продвигаться вперёд в расследовании, но также придётся искать способы получить как можно больше денег.

Бегайте

Игра никак вам не рассказывает о том, что герой может быть достаточно быстрым и перемещаться по локациям бегом. Дважды щёлкните курсором на место, куда необходимо добраться и герой ускорится.

Выбирайте одежду

Ваша одежда серьёзно влияет на прохождение тех или иных проверок. В зависимости от выбранных вещей, меняются ваши характеристики. Что-то существенно возрастёт, а что-то понизится. Так что одежду стоит хранить. Не забывайте регулярно переодеваться. Так и задумано.

Не снижайте восприятие до нуля

Игра никак заранее не предупреждает о последствиях, которые возникают, если негативными мыслями и одеждой снизить какую-нибудь характеристику до нуля.

Пожалуй, самым страшным и проблемным будет нулевое восприятие.

Советы для начинающих в Disco Elysium

В таком случае ваш персонаж не сможет распознать объекты, с которыми он может взаимодействовать.

К примеру, герой зайдёт в помещение через дверь, но не сможет распознать ту же самую дверь как способ выйти из комнаты. Это, в свою очередь, приведёт к застреванию. Tab также перестанет отображать точки интереса и интерактивные объекты.

Проблему решит другая одежда или возможность забыть одну из мыслей.

Собирайте бутылки

Серьёзно! Это первый и самый важный совет. Денег в игре катастрофически мало, а они нужны. Бутылок же довольно много.

Советы для начинающих в Disco Elysium

Но самое главное, что вы должны уяснить — найдите пакет для бутылок и осматривайте каждый угол. Бутылки можно будет продать в магазине «Фритте», куда вы точно попадёте по ходу истории. О том, где найти пакет и какие ещё есть способы заработать, вы можете прочитать в нашем отдельном гайде.

Кликайте на цветные кружки наблюдения

Маленькие цветные кружки, которые появляются на всех локациях Disco Elysium, обычно мало что делают. Однако иногда они бывают очень полезными. Они могут привести к внутренним монологам и даже к полностью развитым мыслям, которые помогут вам в расследовании. Некоторые кружки даже заставляют в мире появляться объектам, которых раньше не было.

Советы для начинающих в Disco Elysium

В игре можно открыть мысль, чтобы каждый раз, когда вы нажимаете на кружок наблюдения, вы бы получали 1 единицу опыта. Это немного, но опыт, необходимый для разблокировки очков навыков, никогда не масштабируется. Чтобы разблокировать ещё одно очко, нужно всегда 100 единиц опыта. Учитывая, что в игре есть сотни кружков наблюдения, это того стоит. Не говоря уже о том, что даже 1 единица опыта, если окажется недостающей, может дать вам новое очко навыка.

Исследуйте тело прямо сейчас

На самом деле это касается большинства «основных» задач в Disco Elysium. Основные задания, как правило, многоступенчатые и закончить их сразу не получится. Вам, вероятно, понадобится больше информации, более высокие навыки и/или бонусы от одежды, чтобы продвинуться в расследовании. Но! Начало выполнения ключевых задач часто может дать вам столь необходимое направление расследования. Вы сможете сориентироваться на том, чего ещё не знаете, и определиться, на каких целях необходимо сосредоточиться. Некоторая предварительная информация может даже помочь вам собрать улики, которые вы сможете использовать в дальнейшем.

Поговорите со всеми, исследуйте всё

Ограничение по дням в Disco Elysium пугающее. Время пролетает гораздо быстрее, чем ожидаешь. Это может отбить у вас желание заглядывать в каждый уголок игры, который встречается на пути. Подобный подход в корне ошибочен. В Disco Elysium очень редко есть что-то, что в конечном итоге не будет полезным в той или иной степени. Сначала вы можете даже это не осознавать. Поэтому играйте неторопливо и вдумчиво, иначе рискуете потерять львиную долю очарования игры.


Полтора года томительного ожидания закончились. Disco Elysium получила русскую локализацию, и теперь наши игроки могут ознакомиться с одной из лучших RPG в истории на родном языке. В этой статье мы расскажем, что проект собой представляет и почему заслуживает пристального внимания любителей настольных ролевых игр. А заодно оценим качество перевода.

Из крайности в крайность

С точки зрения повествования, Disco Elysium — крепкий детективный роман, где есть место внутренней драме, роковым женщинам, классовой борьбе и даже паранормальным явлениям. В ZA/UM прекрасно понимали, что создать размашистую ролевую игру им не по карману, поэтому пошли по уже известному пути: брать качеством, а не количеством. Диалоги — сложные и ветвистые. Персонажи — настоящие личности. Мир — относительно небольшой, но проработанный.

Игровая локация умещается на одном скриншоте, но это не отменяет того факта, что на ее исследование может уйти более 20-ти часов

Игровая локация умещается на одном скриншоте, но это не отменяет того факта, что на ее исследование может уйти более 20-ти часов Игровая локация умещается на одном скриншоте, но это не отменяет того факта, что на ее исследование может уйти более 20-ти часов

Вселенная Disco Elysium очень обширна и не похожа на привычную нам реальность. Эстонцы ловко орудуют новейшей историей, и используют её фундамент для создания собственной мифологии. На примере коммунистического строя, уничтоженного капитализмом, они показывают последствия социальных переворотов, показывают людей и то, как люди справляются с новыми политическими и экономическими устоями. Нам без стеснения демонстрируют разруху, грязь, повсеместную нищету и коррупцию, которые окружают героев — в то время, как на другом берегу моря возвышаются небоскребы и люди живут, а не выживают. Знакомо?

Бюст вождя на столе у сценариста диалогов

Бюст вождя на столе у сценариста диалогов Бюст вождя на столе у сценариста диалогов

Disco Elysium усаживает игрока на настоящие эмоциональные качели. Вот мы погружаемся в мрачные заговоры и туманные разборки забастовщиков — и тут же случаются забавные, на грани абсурда вещи, вроде знаменитого слизывания спиртного со стола. Вот мы пристаём к случайной прохожей и просим дать нам любое дело для расследования, вплоть до поиска какаду — а через день находим на мосту замерзший труп и понимаем, что это муж той самой женщины, и теперь нам же придётся рассказать ей об утрате. Прикидываться дурачком, безусловно, весело, но стоит только подойти к таксофону у рыбного рынка, машинально набрать номер, как игра схватит за живое, объясняя, что главный герой, несмотря на чудаковатость, прежде всего — человек, а игрок — лишь его проводник.

Читайте также: