Десять негритят экранизации список

Обновлено: 05.07.2024

Британский минисериал 2015 года по роману Агаты Кристи "Десять негритят" (1939) удивил заголовком "И никого не стало" ( And Then There Were None ), превращением Негритянского острова, "похожего формой на голову негра", в Солдатский, а фарфоровых негритят — в нефритовых солдатиков. Впрочем, это далеко не все изменения, что претерпел роман в англоязычных киноадаптациях.

Оказывается, роман переименовали еще в начале сороковых прошлого века, когда он вышел в Америке.

Считалочка про негритят, которую Агата Кристи знала с детства, родилась именно в Америке, но, тем не менее, была сочтена недостаточно политкорректной, поэтому Ten Little Niggers постигла череда превращений. Они становились "маленькими индейцами", "индийцами", "солдатиками" и даже "матросиками".

Советский фильм 1987 года, снятый Станиславом Говорухиным, оказался первой из экранизаций романа, сохранившей оригинальный заголовок и сделанной "близко к тексту". Остальные сценаристы обращались с романом куда более вольно, чем Говорухин.

Сравнивать советскую версию с британской интересно, начиная с деталей и заканчивая типажами актеров. Вот, например, Татьяна Друбич и Мэйв Дермоди в роли Веры Клейторн:

Английская актриса и одета, и накрашена гораздо ярче, чем положено в начале 20 века девушке положения и дохода Веры Клейторн. Не знаю, насколько шляпка Татьяны Друбич соответствует моде и периоду, но в целом ее образ ближе к романному.

А вот наемник, шовинист и бессовестный истребитель туземцев Филипп Ломберт в исполнении Александра Кайдановского и Эйдана Тернера. У Тернера в отличие от Кайдановского револьвер.

Но это из тех мелких деталей, за которые, наверно, можно не переживать. Непонятно, зачем в британской экранизации меняли фабулу. Все собранные на острове люди оказываются кровавыми убийцами.

Конечно, отступления от романа неизбежны при любой экранизации. Например, у Агаты Кристи не было ( и быть не могло в силу воспитания! ) сексуальной сцены между Верой Клейторн и Филиппом Ломбертом. Откровенный эпизод появился в первой киноэкранизации 1945 года. Его сняли ради "торгов" с цензорами, намереваясь вырезать в обмен на сохранение других "сомнительных" сцен, но претензий со стороны цензуры не возникло. А "находку" затем использовали во всех последующих кинопостановках, включая фильм Говорухина. Она позволяет подчеркнуть нарастание страха и ужаса. Но в британском минисериале таких сцен оказывается целых две. Показывают еще и Веру с Хьюго на пляже, что, опять-таки, далеко отходит от духа и буквы романа.

Фильм Говорухина ближе к тексту и лучше передает дух романа. В минисериале многое "переврали" в пользу большей зрелищности и драматизма. Зато ему можно поставить в заслугу сохранение оригинальной концовки " последний негритенок посмотрел устало, пошел повесился, и никого не стало ". В предшествующих англоязычных экранизациях снимали хеппи-энд, при котором Вера и Филипп оказывались косвенно виновными, побеждали судью и собирались пожениться в соответствии с альтернативной концовкой считалочки " последний негритенок поглядел устало, он пошел жениться. "

Но самое интересное — драматургия сцен, в которых раскрывается преступление. В романе за главой с полицейским расследованием следует эпилог с рукописной исповедью убийцы:

. Но я художник, и мне открылось, что искусства для искусства нет. В каждом художнике живет естественная жажда признания. Вот и мне хочется, как ни стыдно в этом признаться, чтобы мир узнал о моем хитроумии…

В фильме судье приходится самому рассказывать, что он сделал и зачем. Монолог неизбежно сокращается и упрощается в сравнении с эпилогом романа. В галерее Чарльз Дэнс и Владимир Зельдин, исполнившие роль судьи Лоуренса Уоргрейва.

Их было десять: лучшие экранизации Агаты Кристи

16 июля на сервисе Wink стартовал сериал «Их было десять», основанный на знаменитом произведении Агаты Кристи «И никого не стало». Time Out вспомнил 10 лучших экранизаций произведений классика детективного жанра, большинство из которых сняты в Великобритании во второй половине XX века — лучшей эпохе для фильмов по книгам Кристи.

Witness for the Prosecution


Здоровье немолодого адвоката Уилфреда Робертса подорвано, и врач запретил ему заниматься уголовными делами. Из-за этого у Робертса даже возникает конфликт с собственной сиделкой, которая ревниво следит за тем, чтобы ее работодатель выполнял все указания доктора.

Режиссер: Билли Уайлдер

В ролях: Тайрон Пауэр, Марлен Дитрих, Чарльз Лотон, Эльза Ланчестер

Но однажды к нему приходит клиент, красивый мужчина Леонард Воул, который просит помощи опытного юриста: его обвиняют в убийстве пожилой дамы, которая завещала ему свое состояние. Сам Воул не только женат, но и горячо любим своей женой Кристиной, которая верит в силы адвоката. Вопреки рекомендациям врача Уилфред берется за это странное дело.

Лучшая на тот момент экранизация книг Агаты Кристи — о чем она сама же и заявила. Основанная на одноименной пьесе юридическая драма с детективной подоплекой сопровождалась дисклеймером в конце фильма: зрителей просили не рассказывать о весьма неожиданной развязке.

Кажется, это был первый прецедент борьбы со спойлерами, которые реально могли испортить впечатление новому зрителю. Ведь если не знать концовку, то исход этого камерного и напряженного фильма может повергнуть в шок даже самого искушенного фаната детективного жанра.

Murder She Said

Во время поездки в поезде женщина видит, что в поезде на соседней ветке произошло убийство: мужчина задушил другую пассажирку. Свидетельница рассказывает об этом своей подруге мисс Марпл, и они вместе идут в полицию. Однако там им не верят: говорят, что на пришедшем поезде никаких трупов не было.

Режиссер: Джордж Поллок

В ролях: Маргарет Разерфорд, Артур Кеннеди, Мюриел Павлоу, Джеймс Робертсон Джастис

Есть предположение, что тело скинули неподалеку от резиденции Резерфорд-Холл, где живет старый скряга Лютер Крекенторп со своим семейством. Знаменитая сыщица просит еще одну свою подругу, профессионального завхоза, устроиться в дом Крекенторпов на работу и выведать тайну пропавшей девушки.

Первая экранизация романов о миссис Марпл, запустившая серию крайне популярных детективных фильмов. Одновременно с расследованием в картине Поллока присутствует и тонкий английский юмор: все классические штампы остросюжетных романов пародируются и выворачиваются наизнанку, довольно серьезный тон одноименной книги нивелируется — и это, кстати, не понравилось Агате Кристи.

Тем не менее, это все так же классический британский детектив. Если мисс Марпл сказала: «Убийство!» — так оно и будет!

Murder at the Gallop


В процессе сбора благотворительных пожертвований вечно попадающую в приключения мисс Марпл заносит в дом импозантного богача Гектора Эндерби, который совершенно внезапно умирает прямо у нее на глазах. Не веря в собственную удачу, неунывающая старушка берется за расследование, чем сильно раздражает инспектора Крэддока, вынужденного открыть дело по такому, казалось бы, пустяковому случаю.

Режиссер: Джордж Поллок

В ролях: Маргарет Разерфорд, Стрингер Дэвис, Роберт Морли, Флора Робсон

Но потом выясняется, что сестра покойного тоже уверена в том, что старика умертвили, и – вот это совпадение! – она умирает перед визитом мисс Марпл.

Сохраняя стилистику своего предыдущего фильма, Поллок еще больше усилил комический момент в этом по-кристиевски мрачном, нуарном сюжете о жадности до чужого богатства. Будто ополоумевшая от подвернувшейся возможности вновь распутать клубок убийств мисс Марпл вызывает одновременно и улыбку, и уважение — эта женщина точно знает, что в любой хорошей шутке есть доля детектива!

Боевитый настрой героини вновь вызывал вопросы у Агаты Кристи, но позже она познакомилась с исполнительницей роли, актрисой Маргарет Рутерфорд, и сменила гнев на милость. Главное, что никто не отнимал у зрителя витиеватый сюжет.

Murder Most Foul


Во время вечернего обхода полисмен видит в окне женщину, висящую в петле под потолком. Ворвавшись в дом, он обнаруживает человека, пытающегося срезать веревку, на которой болтается повешенная. Мужчину сразу признают убийцей и планируют посадить далеко и надолго. И, конечно, находится несогласная с официальной версией — разумеется, это мисс Марпл.

Режиссер: Джордж Поллок

В ролях: Маргарет Разерфорд, Рон Муди, Чарльз «Бад» Тингуэлл, Эндрю Крикшэнк

След выводит ее к странной театральной группе, в которой каждый участник может быть потенциальным организатором. Чтобы выведать подробности, находчивая мадам устраивается в коллектив… в качестве актрисы.

Вопреки мрачной интонации завязки, это еще одна остроумная английская комедия с детективным флером и запутанной интригой. Если в предыдущих фильмах можно было кое-как методом исключения выбрать потенциального убийцу среди «самых невиновных», то тут каждый участник действия вызывает подозрения.

А энергетика неугомонной мисс Марпл даже отвлекает от того факта, что в оригинальном произведении Агаты Кристи на ее месте был… Эркюль Пуаро — еще один титулованный литературный сыщик.

Murder on the Orient Express


Путешествующий в Лондон детектив Пуаро наслаждается поездкой в шикарном фирменном поезде «Стамбул-Кале». В какой-то момент к нему привязывается подозрительный американец, который ищет телохранителя, боясь, что кто-то должен его убить.

Режиссер: Сидни Люмет

В ролях: Альберт Финни, Лорен Бэколл, Мартин Болсам, Ванесса Редгрейв

На следующее утро поезд застревает в снежной буре где-то на территории Югославии, а беспокойного пассажира обнаруживают убитым в купе, запертом изнутри, с открытым окном, будто убийца выскочил наружу…

Наконец, по-настоящему серьезная экранизация Кристи, да еще и с блистательным актерским составом: Альберт Финни в роли Пуаро, Шон Коннери в роли статного полковника Арбэтнота, Ингрид Бергман в образе странноватой миссионерки, принесшем ей «Оскар».

Атмосфера холодного плена, в котором пассажиры поезда заперты наедине с убийцей странного американца, который может оказаться практически любым из них. Классический английский детектив в своей лучшей форме.

Death on the Nile


Очередная попытка Эркюля Пуаро выйти на пенсию и отдохнуть от бесконечных расследований оборачивается провалом: во время путешествия по Нилу на пароходе «Карнак» убита молодая миллионерша, вышедшая замуж за жениха своей завистливой подруги.

Режиссер: Джон Гиллермин

В ролях: Питер Устинов, Джейн Биркин, Лоис Чайлз, Бетт Дэвис

Найдено даже орудие убийства. Осталось лишь разобраться, чьими руками было совершено преступление. Но когда разгадка уже почти найдена, происходит еще два убийства, и все теории знаменитого сыщика рушатся. Кто-то даже пытается устранить его самого. Туристическая поездка превращается в новое расследование.

Хотя для продюсеров этот фильм стал в некотором роде коммерческим провалом (после успеха «Убийства в "Восточном экспрессе"» они ожидали сорвать еще больший куш), а Питера Устинова признавали не таким колоритным, как Альберт Финни, картина все равно нашла свое место в сердцах любителей детективных историй и стала стилеобразующей для целого ряда последователей.

Вдобавок ко всему, это невероятно красивое зрелище: атмосфера эпохи образцово выдержана в костюмах, музыке и антураже. Сейчас новый вариант экранизации книги планирует снять Бен Аффлек.


В маленькой деревушке Сэнт-Мэри-Мид (где, как известно, всегда жила мисс Марпл) ожидается большое событие: приезд звезд кино, готовящихся ко съемкам в новом фильме знаменитого режиссера. Среди них — популярная актриса Марина Грегг, которая устраивает фуршет для местных жителей.

Режиссер: Гай Хэмилтон

В ролях: Анджела Лэнсбери, Джеральдин Чаплин, Тони Кертис, Эдвард Фокс

Во время празднества одна из жительниц умирает — как потом выяснится, от яда в бокале, который предназначался для Марины. Ну а где убийство, там и Марпл — энергичная старушка быстро распутывает клубок страстей в съемочной группе и узнает много интересного о ее участниках.

Одна из самых неоднозначных и непростых экранизаций Агаты Кристи, а потому особенно интересная. Режиссер «бондианы» Гай Хэмилтон помимо детективной повестки вложил в фильм скрытую иронию над «долиной грез»: звезды американского кино оказываются настоящими музеями пороков, скрытых под красивым фасадом публичного мнения, что лишь усиливает и без того лихо закрученную интригу.

Для усиления эффекта, режиссер позвал на роли немало актеров классического Голливуда — от Элизабет Тейлор до Рока Хадсона, который сам, в тон фильму, долгое время был вынужден скрывать свою гомосексуальность.

Evil Under the Sun


Нелегкая заносит Эркюля Пуаро на островок посреди Адриатического моря, куда он приехал по делу о подмене дорогого бриллианта. Там он оказывается в отеле, принадлежащем экс-фаворитке короля выдуманной страны Тирании, в компании людей разного уклада жизни и характера, которых объединяет одно — всеобщая ненависть к красотке Арлене, жене одного из постояльцев, которая, возможно, присвоила себе бриллиант.

Режиссер: Гай Хэмилтон

В ролях: Питер Устинов, Колин Блейкли, Джейн Биркин, Николас Клэй

Так что, когда одним добрым утром ее находят мертвой, каждый из гостей отеля попадает под подозрение Пуаро — но все, как один, невиновны.

И снова Гай Хэмилтон берет детективную основу, чтобы поговорить о жадности и зависти. Морализаторский тон фильма подчеркивается тем, что убитая — бывшая знаменитая актриса, а двое подозреваемых, супружеская чета Гарднеров — продюсеры, продавшие права на шоу с ее участием, от которого та публично отказывается.

Клубок интриг схлопывается, обнажая непривлекательную изнанку жизни успешных людей творческой богемы: за каждым благим намерением почти всегда стоят расчет и корысть. Дерни за веревочку — и скелеты полетят из всех шкафов.

Выбирать есть из чего — одних только злополучных «Негритят» экранизировали более полутора десятков раз!

«Мисс Марпл» (1884 – 1992)

«Мисс Марпл» (1884 – 1992) фото

Одинокая старая дева, чье хобби – разгадывать преступления и помогать своим знакомым, – стала героиней еще одного успешного сериала по произведениям Агаты Кристи. В проекте, построенном по принципу антологии, где каждый новый сезон осваивает новый сюжет и новое загадочное преступление, достаточно близко к тексту экранизированы все 12 книг о Мисс Марпл.

Исполнительница главной роли Джоан Хиксон при этом получила благословение от самой писательницы – разумеется, еще до смерти Кристи и до съемок телевизионного проекта. В 1946 году Агату Кристи впечатлило появление Хиксон в спектакле «Встреча со смертью», после которого актриса получила от писательницы записку со словами: «Надеюсь, вы когда-нибудь сыграете мою Мисс Марпл». Спустя 40 лет это пожелание Агаты Кристи осуществилось.

«Скрюченный домишко» (2017)

«Скрюченный домишко» (2017) фото

Наконец новая история – роман «Скрюченный домишко» Агаты Кристи до этого момента обходили стороной, хоть произведение и считается одним из лучших в ее библиографии. Поэтому новая экранизация, призванная восстановить справедливость, – глоток свежего воздуха для тех, кто знает «Убийство в Восточном экспрессе» и «Десять негритят» наизусть.

Сюжет вновь сконцентрирован на одном убийстве и множестве подозреваемых, а также детективе, приглашенном в дом, чтобы разобраться в ситуации. У тех, кто раньше посмотрел стильный детектив «Достать ножи», «Скрюченный домишко» наверняка вызовет ряд ассоциаций именно с этой современной картиной с Дэниэлом Крэйгом. Однако произведение Кристи тут явно первостепенно – интрига и неожиданная концовка способны поразить даже бывалого любителя детективных фильмов.

«Десять негритят» (1987)

«Десять негритят» (1987) фото

Режиссеру Станиславу Говорухину в 1987 году удалось на основе детектива Агаты Кристи создать что-то вроде настоящего советского нуара. Его фильм окунает зрителя в атмосферу замкнутости и безвыходности. Десять незнакомцев, оказавшиеся в ловушке из-за действий неизвестного хладнокровного убийцы, мастерски воплощены известными советскими актерами – Владимиром Зельдиным, Александром Кайдановским, Алексеем Золотницким, Александром Абдуловым, Людмилой Максаковой и другими.

Отечественная экранизация Кристи оказалась ничуть не хуже своих зарубежных конкурентов, а во многом и превзошла их, с вниманием к оригиналу, но по-своему воспроизводя известный детективный сюжет.

«Свидетель обвинения» (1957)

«Свидетель обвинения» (1957) фото

Еще одна черно-белая экранизация и еще один знаковый для мирового кинематографа режиссер – Билли Уайлдер, который наверняка знаком российскому зрителю по криминальной комедии «В джазе только девушки» и двум нуарным картинам «Двойная страховка» и «Бульвар Сансет». Его «Свидетель обвинения» по произведению Агаты Кристи собрал впечатляющий актерский состав с Марлен Дитрих , Чарльзом Лоутоном и Тайроном Пауэром и был номинирован на шесть премий «Оскар», включая категорию «Лучший фильм».

Сюжет повествует о тяжело больном адвокате, который соглашается на свое последнее крупное дело – защищать в суде обвиняемого в убийстве Леонарда Воула. Забавно, что Уайлдер здесь выступил как один из первых борцов со спойлерами – в финале ленты закадровый голос просил зрителей не рассказывать концовку тем, кто не читал оригинала Кристи.

«Пуаро Агаты Кристи» (1989 – 2013)

«Пуаро Агаты Кристи» (1989 – 2013) фото

Долгих 24 года на экраны выходил британский сериал о бельгийском детективе Пуаро с Дэвидом Суше в главной роли. Чего у этого сериала о похождениях сыщика из произведений Агаты Кристи не отнять, так это каноничности и уважения к оригиналу. Суше подошел к роли со всей серьезностью – он изучал историю Бельгии и даже нанял преподавателя, чтобы лучше имитировать бельгийское произношение. В итоге его Эркюль Пуаро вышел трогательным, смешным и чертовски догадливым. А об удачности проекта для широкого зрителя говорит хотя бы тот факт, что едва ли кто-то из наших современников при упоминании главного героя большинства произведений Агаты Кристи представляет себе не Дэвида Суше.

«Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

«Убийство в Восточном экспрессе» (2017) фото

В XXI веке интерес к произведениям королевы детектива не утихает, о чем свидетельствует недавняя полнометражная экранизация одного из самых известных сюжетов Агаты Кристи британским режиссером Кеннетом Браной. Причем Брана покусился не только на само произведение, но еще и на роль Эркюля Пуаро, которого сам же и сыграл. Его версия «Убийства в Восточном экспрессе» получилась по-голливудски стильной и звездной – в касте задействованы Джонни Депп , Пенелопа Крус , Уиллем Дефо , Джуди Денч , Мишель Пфайффер и Дейзи Ридли.

Зрители, впрочем, восприняли новую попытку перенести на экран столь известный детективный сюжет без особого восторга. Они раскритиковали некоторый перебор с внешним лоском и использованием компьютерной графики в сценах с передвижением поезда. И все же «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны стоит внимания – хотя бы потому, что режиссер задумал создать что-то вроде собственной франшизы по произведениям Агаты Кристи. Уже в следующем году нас ждет новая экранизация – «Смерть на Ниле».

«Убийство в Восточном экспрессе» (1974)

«Убийство в Восточном экспрессе» (1974) фото

Классик голливудского кино Сидни Люмет взял на себя ответственность перенести на большой экран другой бестселлер Агаты Кристи – «Убийство в Восточном экспрессе». Бельгийский детектив Эркюль Пуаро по стечению обстоятельств оказывается в одном поезде с жертвой убийства и тринадцатью подозреваемыми пассажирами. Разгадка этой истории до сих пор способна потрясти тех, кто не знаком с литературным оригиналом.

Сама же экранизация бесспорно считается кинематографическим шедевром Голливуда со звездами первой величины – Альбертом Финни, Ингрид Бергман, Ванессой Редгрейв, Шоном Коннери и другими. На премьере картины Люмета присутствовала сама Агата Кристи, которой на тот момент было 84 года. Писательница осталась довольна фильмом, хоть и раскритиковала усы Альберта Финни в образе Пуаро. К сожалению, появление на показе «Восточного экспресса» стало последним выходом писательницы в свет – через два года после этого Кристи скончалась.

«И не осталось никого» (1945)

Самая первая киноадаптация «Негритят» любопытна в первую очередь тем, что стала шаблоном для почти всех последующих заграничных экранизаций. И это не пустой звук — там все сложно.

Дело в том, роман Агаты Кристи об обреченных на изолированном острове, написанный в 1939 году, в Британии звался «Десять негритят». Для Америки его переименовали в «И не осталось никого». Но это еще не главная путаница.

В 1943 году Агату Кристи попросили перекроить книгу в пьесу. Сложность состояла в том, что так как в оригинальном романе все персонажи тем или иным замечательным образом погибали, то не оставалось человека, от лица которого можно было бы вести повествование. Поэтому для театра писательница придумала принципиально иную концовку с хэппи-эндом. Да-да, с чертовым хэппи-эндом!

Так вот. Фильм 1945 года взял за основу тоже не книгу, а пьесу. И в нем тоже торжествует счастливый финал. Практически все последующие экранизации «Негритят» вплоть до 80-х годов отталкивались от этой картины, в каком-то смысле являясь её ремейком.

В принципе, если ты жаждешь увидеть «Негритят» глазами тех самых, счастливо обманутых зрителей, то первая экранизация будет лучшим вариантом. Её поставил титан довоенного французского кино — режиссёр Рене Клер — а это уже знак качества.

«В 16.50 из Паддингтона» (1961)

В оригинале кинолента зовется «Она назвала убийство», у нас же картину переименовали «В 16.50 из Паддингтона», видимо чтобы не путать со знаменитым телесериалом про Джессику Флетчер.

Лондонская актриса Маргарет Разерфорд играет пассажирку железной дороги Мисс Марпл, которая случайно замечает, как в идущем по соседнему пути поезде кто-то душит молодую девушку. Ей никто не верит, так что наивная и деятельная старушка берет расследование в свои руки. Конкретно в этом фильме для Мисс Марпл детективная деятельность еще в диковинку.

Добротное, очень английское кино с зажигательной музыкой и почти хичкоковской историей. Снято по книге, которая так и называется — «В 16.50 из Паддингтона».

И оскароносная Маргарет Разерфорд — первоклассная Мисс Марпл, ты её запомнишь. С ней снято четыре таких детектива.

«Скрюченный домишко» (2017)

Мы не хотим похоронить в тебя древних и пыльных черно-белых кинокартинах, поэтому предлагаем кое-что посвежее — экранизацию 2017 года, не очень хорошо принятую критикой, однако со своими сильными сторонами.

Самое главное здесь то, что повесть «Скрюченный домишко» до этого момента еще ни разу не переносили на киноэкран. Даже трудно понять почему с ней так несправедливо обошлись, ведь даже сама Агата Кристи называет её в числе своих самых любимых книг.

Завязка сюжета вполне традиционная — кто-то отправил богатейшего человека на тот свет, и мотив есть практически у всех, кто его окружал в собственном доме.

«Зеркало треснуло» (1980)

Скромная, но меткая британская постановка, в которой Мисс Марпл расследует запутанную историю с отравлением кинозвезды на фуршете в крохотной деревушке. Только вот погибает не сама кинозвезда, а кто-то из совершенно безобидных гостей. Видимо, по ошибке…

Картину снял Гай Хэмилтон, на счету которого также «Зло под солнцем» (а еще и самый выдающийся фильм Бондианы «Голдфингер»).

В наших краях кинодетектив «Зеркало треснуло» не сильно популярен, а вот в Англии любим как старая добрая недоклассика. Тем более что актеров собрали не из числа заурядных — Рок Хадсон, Ким Новак, Элизабет Тейлор.

Фанаты тоже фильм благословят. За то, что никакой отсебятины и четко по тексту любимого первоисточника.

«Бесконечная ночь» (1972)

Режиссёр этой ленты Сидни Гиллиат на заре карьеры работал сценаристом у Альфреда Хичкока, а потом стал самостоятельным мастером в своих британских краях.

«Бесконечную ночь» принято отмечать как самую необычную из экранизаций книг детективной писательницы. Фильм 1972 года снят в эпоху хиппи, а претендует быть то ли готическим хоррором, то ли психологическим триллером.

Очень печальная история повествует про молодоженов, которые построили (буквально) фантастический дом в прекрасном месте — цыганском подворье, которое прямо-таки пропитано ощущением неминуемой беды.

В связи с нетрадиционностью темы (кинофильм поставлен по одному из самых поздних произведений Агаты Кристи) многие терпеть не могут «Бесконечную ночь», однако же ей стоит дать шанс. По-крайней мере это кино вырывается из детективной рутины привычных образов и деяний.

«Смерть на Ниле» (1978)

Данное кино вполне себе с успехом шло в советском прокате, правда ему у нас почему-то прилепили иной заголовок: «Роковое путешествие».

Важно, что это первый из шести кинофильмов, в которых английский актер Питер Устинов изображает гениального сыщика Эркюля Пуаро. Вообще в «Смерти на Ниле» поместилось аж пятеро оскаровских лауреатов да еще Джейн Биркин!

Это во всех отношениях приятная постановка по одному из самых популярных произведений Кристи про убийство на роскошном прогулочном пароходе. А главный её недостаток проистекает из самого книжного первоисточника — в наши дни этот сюжет кажется слишком уж высосанным из пальца и натянутым как сова на глобус.

Для того, чтобы совершить и скрыть преступление, преступникам пришлось накрутить запредельно путанную и сложную схему, с десятками очень тонких и хлипких элементов и допущений, каждое из которых в случае сбоя привело бы к полному провалу миссии. Если тебя это не смущает, то радуйся и смотри. А также слушай — там ведь саундтрек великого итальянца Нино Рота.

«Убийство в Восточном экспрессе» (2017) фото

В доме несколько человек и один убитый, однако виновник – необязательно дворецкий. Если вам знакома эта схема, то вы наверняка знаете многие произведения Агаты Кристи с закрученным сюжетом, отличной интригой с сотней мелких деталей, на которые далеко не каждый внимательный читатель обратит взор. Со дня рождения королевы детективов 15 сентября исполняется 131 год. По этому случаю вспоминаем лучшие экранизации ее литературных произведений. От «Пуаро» до «Десяти негритят» – все в одной подборке.

«Испытание невинностью» (2018)

«Испытание невинностью» (2018) фото

Детективный мини-сериал со звездой британского кино Биллом Найи вспоминает еще один выдающийся роман Агаты Кристи – «Испытание невинностью». От большинства произведений писательницы его отличает отсутствие в сюжете приглашенного сыщика.

История вновь закручивается вокруг убийства – богатой филантропки Рэйчел Аргайл. Изначально в преступлении обвиняют одного из пяти ее детей – конфликтного Джека, однако спустя некоторое время в деле появляется новый свидетель, под подозрение попадают все, включая прислугу. Распутать клубок из интриг, зависти, ссор и пересудов берется доктор Артур Калгари.

«И не осталось никого» (1945)

«И не осталось никого» (1945) фото

Французский режиссер Рене Клер будто бы знал, что в XIX веке бессмертное произведение Агаты Кристи «Десять негритят» в целях соблюдения политики толерантности решат переименовать в «И не осталось никого». По крайней мере его черно-белая картина 1945 года вышла именно под таким названием. Правда, за основу своей ленты Клер взял не сам роман, а пьесу, написанную по его сюжету – отсюда особая лиричность и театральность постановки.

Клер, как автор сюрреалистичного и буффонадного фильма «Антракт», и к экранизации Агаты Кристи подошел экспериментаторски. Не отказываясь от психологизма первоисточника, он внес в фильм ряд собственных трактовок, что сделало его версию «Десяти негритят» слишком вольной по голливудским меркам.

«И никого не стало» (2015)

«И никого не стало» (2015) фото

Снова «Десять негритят», но на этот раз – в формате мини-сериала. Проект насчитывает всего три эпизода и шаг за шагом следует за оригинальным текстом Агаты Кристи. Помимо экранизации Говорухина, это единственный киновариант «Десяти негритят», в котором не изменена концовка романа.

Мини-сериал отличается мрачной атмосферой подстать сюжету, тускловатой картинкой с пейзажами отдаленного британского полуострова и отличной, по-настоящему напряженной актерской игрой. В касте присутствуют хорошо знакомые зрителю лица – Чарльз Дэнс , Тоби Стивенс, Берн Горман и Эйдан Тернер.

Читайте также: