День шахмат в летнем лагере сценарий

Обновлено: 19.05.2024

Данная методическая разработка предлагет Вам готовый сценарий праздника: "20 июля - Международный день шахмат".

ВложениеРазмер
viktorina_shahmaty.pptx 578.29 КБ
prezentatsiya1_po_shahmatam.pptx 665.62 КБ
romankevich_a.v._stsenariy_prazdnika.docx 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Макет заголовка Подзаголовок

Какая шахматная фигура ходит буквой «Г»? Ферзь Слон Конь Ладья Вопрос №1

Какой шахматной фигуры не существует? Дама Пешка Король Конь Вопрос №2

Сколько пешек находится на шахматной доске перед началом матча? 10 16 8 12 Вопрос №3

Какую шахматную фигуру у нас часто именуют «офицером», а на Западе «епископом»? Слона Коня Ферзя Ладью Вопрос №4

Вопрос №5 Как называется окончание шахматной партии? Миттельшпиль Эндшпиль Цейтнот Цугцванг

Какой шахматист завоевывал звание чемпиона мира три раза? Эмануил Ласкер Михаил Ботвинник Роберт Фишер Макс Эйве Вопрос №6

Сколько в сумме фигур и пешек находятся на шахматной доске перед началом партии? 64 16 32 24 Вопрос №7

Вопрос №8 Кого можно найти на шахматной доске? Петуха Быка Кота Коня

Какой кухонный термин используют шахматисты? Солонка Вилка Ложка Тарелка Вопрос №9

Вопрос №10 Шахматист с какой фамилией в 1963 году стал чемпионом мира? Петросян Степаненко Задорнов Жванецкий

Вопрос №11 Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём? Пронырливая Козырная Проходная Пробивная

Что из перечисленного не происходит на шахматной доске? Пешка бьет коня Дама танцует Конь атакует слона Король ходит Вопрос №12

Вопрос №13 Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку? 1. Четыре 2. Два 3. Одни 4. Три

Вопрос №14 Какую фразу избрала своим девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ? «Мы все свои в доску» «Все мы – одна семья» «Сильнее, хитрее, умнее» «Весь мир в шахматном порядке»

Вопрос №15 Кто был первым русским чемпионом мира по шахматам? Смыслов Крамник Алехин Карпов

Вопрос №16 Поставьте мат в один ход

Вопрос №17 Поставьте мат в один ход

Поставьте мат в один ход Вопрос №18

Поставьте мат в один ход Вопрос №19

Спасибо за участие!

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

посвященного Международному дню шахмат

Разработала: Романкевич Анна Вадимовна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр», п.г.т. Излучинск Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Цель: популяризация игры в шахматы среди населения поселка, развитие интеллектуальных способностей детей.

Оборудование: Праздник проводиться в зале, оборудованном ноутбуком, проектором, экраном.

Нам понадобятся: пешки черные и белые по 15 шт., ферзи двух цветов по 5 шт., шахматный стол, шахматные доски, галстуки черного и белого цветов (по количеству участников).

В зале стулья расставлены так, что условно делятся на две команды. Между рядами расположен шахматный стол.

Ведущий приглашает детей в зал и делит на две команды. Для каждой команды определятся один из цветов (белый или черный). Члены одной команды получают галстуки своего цвета.

Ведущий рассказывает детям историю праздника и показывает презентацию (прилагается).

Международный день шахмат отмечается с 1966 года . Инициатива создания этого праздника принадлежит Всемирной шахматной федерации ( ФИДЕ ), которая была основана 20 июля 1924 года в Париже .

Как Вы знаете, шахматы — это настольная игра на 64-клеточной доске, на которой располагаются 32 фигуры (по 16 фигур белого и черного цвета). Играют 2 партнера. Цель игры заключается в том, чтобы поставить мат королю противника. Считается, что игра в шахматы способствует развитию памяти, умственных способностей, творческого и логического мышления. По данным ФИДЕ, сегодня шахматы как вид спорта признаны в 105 странах мира.

Шахматам свыше двух тысячелетий, а значит, зародилась игра в замысловатые фигурки еще до наступления нашей эры. Название в те времена головоломки было «чатуранга», в переводе с санскрита - «четыре войска». Каждое из «войск» имело четыре же типа оружия: пехота, слоны, колесницы и конница. Первые шахматы представляли собой всего-навсего 4 фигуры, они «ходили» по полю в 9*9 клеток.

Из Индии игра в шахматы проникла в страны Азии. Огромной популярностью она пользовалась в Иране (VI век), а спустя одно столетие завладела умами арабов. Этим народом шахматы были названы словом «шатрандж». Благодаря арабам данная игра стала гораздо понятнее, интереснее. Следует отметить, что процесс усовершенствования продолжался на протяжении ни одного столетия.

В Россию логическое увлечение пришло непосредственно с Востока с сохранением специфической терминологии. Так же, как и в Европе, шахматы пережили преследование церковными служителями, и даже государственной властью. Однако, ситуацию спасали простые смертные – они продолжали играть в шахматы несмотря ни на то. Только в начале XIX века игра попала в категорию признанных официально, о чем свидетельствует волна образования тематических кружков и выпуска шахматных печатных изданий.

По международным традициям в этот день все любители и профессионалы собираются в шахматных клубах и проводят многочисленные турниры. Все участники получают символические подарки, в качестве стимула для достижения более крупных целей.

Ведущий объясняет правила. За каждый из вопросов № 1-15 команда получает пешку своего цвета. За вопросы №16-19, команда получает ферзя.

Отвечать имеет право та команда, где первыми подняли руку. Если ответ не правильный право ответа переходит к другой команде.

Каждая команда собирает свои фигуры на шахматном столе со своей стороны.

Вопросы представлены на презентации (прилагается).

Каждой команде предлагается подготовить вопрос или задание о шахматах для своих соперников.

За правильный ответ команда получает ферзя.

Команды подсчитывают свои баллы из расчета:

1 пешка – 1 балл;

1 ферзь – 9 баллов.

Ведущий приветствует победителей.

Детям предлагается посмотреть видео экскурсию в музей шахмат в городе Москва (прилагается).

Звучит торжественный марш, входят участники праздника.

Ведущий приветствует гостей и участников. Звучат фанфары.

“Ее Величество Шахматная Королева!”

Вся в квадратах — белых, черных —

А ряды фигур точеных —

Этот маленький солдат

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

На войну, не на парад

Солдат тот держит путь.

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Видимо, она упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она,

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Я слон, я строен, я высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

А повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнет из-за спины.

Люди их передвигают,

Дети в шахматы играют —

Шахматная Королева. Я пригласила вас, самых отважных рыцарей, сразиться на шахматном и шашечном турнире. Надеюсь, что сегодняшняя встреча подарит вам радость творчества, веселья, множество увлекательных игр и загадок и выявит сильнейшего в этом турнире.

Ведущий представляет участников турнира, и они занимают свои места за столами.

Шахматная Королева. А сейчас я предлагаю вам показать свою смекалку.

Ребята, время не теряйте,

Шахматные фигуры отгадайте.
Игра “Шахматная шкатулка”.

Дети поочередно вытягивают из шкатулки загадки, Шахматная Королева их зачитывает, а участники отгадывают.
Игра “Волшебная доска”.

У них 2 коня, 2 слона,

Возле башен — ладья

И строй солдат впереди.

Попробуй выстроить их ты.

Ведущий (В.). Ребята, за три минуты вы должны расставить шахматные фигуры на своей доске, Королева оценит правильность выполнения.

В. Уважаемая Шахматная Королева, наши дети очень любят играть в шахматы, а за что любишь шахматы ты? С шахматами можно…

Шахматная Королева. Поиграть.

В. С шахматами можно…

Шахматная Королева. Помечтать.

В. С шахматами можно…

Шахматная Королева. Победить!

В. С шахматами можно…

Шахматная Королева. Подвиг совершить.

В. А еще с шахматами можно…

Шахматная Королева. Поиграть в увлекательную игру, которая называется «Шахматные слова».

Дети по очереди называют шахматные слова. За каждое названное слово участник получает фишку.
Игра «Фигуры заблудились».

Шахматная Королева. Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои придворные фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.

Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры.

Игра «Волшебный мешочек».

Шахматная Королева поочередно подходит к каждому участнику и просит достать из «волшебного мешочка» заданную шахматную фигуру.
Игра «Найди правильный ответ».

Каждый участник получает игровое задание: объяснить и показать, как ходит и бьет названная шахматная фигура.

Дети, участники турнира, выполняют задание. Шахматная Королева проверяет правильность их выполнения, за что дети получают новые фишки. Затем члены жюри подводят итоги турнира. Наступает самый торжественный момент.

Шахматная Королева. Вы все просто молодцы, дети! Главное то, что вы полюбили шахматы, знаете фигуры, их расположение на шахматной доске, умеете играть. И впереди у нас еще много встреч на шахматных турнирах. Ну, а те взрослые и дети, которые еще не умеют, или хотят хорошо подучиться играть в эту удивительную игру, я приглашаю на уроки по шахматам.

Шахматная Королева вручает дипломы и подарки участникам.

Вы заслужили все достойные награды

И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи, до свиданья!

Звучат фанфары, участники совершают круг почета. Взрослые и дети аплодируют им.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор: Завалишина Наталья Геннадьевна – учитель начальных классов МКОУ «СШ №1 имени А.М. Горького» городского округа г. Фролово Волгоградской области
Цель: познакомить детей с интересными фактами из истории шахмат.
Задачи: вызвать интерес к настольной интеллектуальной игре – шахматам,
развивать логическое мышление, воображение, умение анализировать и обобщать,
воспитывать умение работать в команде, развивать лидерские качества.
Описание: вашему вниманию предлагаю интеллектуальную игру «Ход конём», посвящённую Международному дню шахмат, который отмечается 20 июля. Данный материал может быть использован (в оздоровительных лагерях) для организации внеурочной деятельности учителями начальной школы, воспитателями ГПД, игра предназначена для учащихся начальных классов.
Оборудование: заранее дети разбиваются на 2 команды, выбирают название и девиз, капитана команды, эмблемы команд (большого и маленького размера), игровое поле (ватман), на который вклеивается эмблема, выигравшей команды в данном задании, 2 комплекта со словами ДА, НЕТ для капитанов, задания для команд можно заранее разложить на столы или раздавать по ходу выбора задания, призы, награды.

Ход занятия
Ведущий:
Вот и встретились мы с вами опять,
Команды, я вижу, готовы играть.
Представьтесь: названье, девиз произнесите,
Противнику руки, конечно, пожмите.
Займите места вокруг столов,
Зритель к игре тоже готов…
Слова поддержки хотим услышать от вас…
Жюри за вас переживает, его возглавляет….(назвать членов жюри)
В добрый час.

Отгадайте загадку:
Есть тихий спорта вид —
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
(Шахматы)
Автор: Валентина Калиниченко

Как вы поняли, наша игра будет посвящена ШАХМАТАМ, ведь 21 июня – Международный день шахмат. Немного из истории…
Международный день шахмат отмечается с 1966 года. Инициатива создания этого праздника принадлежит Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ), которая была основана 20 июля 1924 года в Париже. Праздник отмечается в 178 странах. 20 июля 2004 года чемпион мира Анатолий Карпов дал сеанс одновременной игры в Кремле. Среди прочих, он сыграл вничью с депутатом Владимиром Жириновским.

Нашу игру «Ход конём» мы назовём.
Поле 9 клеток возьмём - три на три, смотри: конь стоит внутри.
(в конце сценария)



Условие одно надо соблюдать - ход конём выполнять.
Могу ходить я буквой «Г», право выбора предлагаю тебе (капитану 1 или 2 команды).
Коня на первую клетку ставим, тогда куда мы попадаем…
Либо 5, либо 7 – как двигаться понятно всем.
(либо 7, либо 5 – игру мы можем начинать?)
Следите внимательно за траекторией пути,
Желаю новые знания приобрести,
Доказать, что способны командой играть,

Не будем время терять.

Задание под номером 5:
Предлагаю командам слово разгадать, что оно может означать?
(задание раздать)
н е о т е а е ц е и е е я
Дети: НОТАЦИЯ – так как вычёркиваем повтор буквы Е….
Ведущий:
Нотация - это система записи ходов в шахматной партии с помощью букв латинского алфавита, сокращенного названия фигур ( Кр – король, Ф - ферзь, Л – ладья, С – слон, К – конь, п. - пешка), цифр (1,2,3,4,5,6,7,8), специальных шахматных обозначений – символов:
- (знак тире) – обозначает, что сделан любой ход,
: (знак двоеточие) – обозначает, что побита пешка или фигура,
+ (знак плюс) – обозначает, что королю сделан шах,
Х (знак умножения) - обозначает, что королю сделан мат – конец игры,
? (один вопросительный знак) – плохой ход,
?? (два вопросительных знака) – обозначает грубую ошибку,
! (один восклицательный знак) – хороший год,
!! (два восклицательных знака) – очень хороший, отличный ход,
0-0 (два нулю через черточку) – короткая рокировка,
0-0-0 (три нуля через две черточки) – длинная рокировка.

Чтобы ничего не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:
1. Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур —
вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.
2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки.
3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к
«h».


Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. Запишите, какие сделаны ходы.
(Белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8. Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю Сb4-d6+, есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”).


Задание под номером 2
Задание выполняет вся команда. Вам надо расшифровать кроссворд, какие слова там спрятались?
г р о с с м е й с т е р
в к а д е б ю т ш а о т
е и л з и т м а т х р и
р т ь а щ а к о м п о з
(гроссмейстер, вертикаль, дебют, защита мат, шах, композитор)

Задание под номером 8 Заморочки из бочки.
Как звали героиню одноимённой поэмы английского писателя - востоковеда Уильяма Джонса (1763 год), в которой рассказывается, что бог войны Марс пленился красотой лесной дриады и смог добиться её взаимности лишь благодаря изобретению шахмат. С тех пор она стала считаться «богиней-покровительницей» или «музой» шахмат.
Каисса (иллюстрация, XIX век)
(КАИССА)

Задание под номером 4
Фамилии шахматистов внимательно прочитайте:
Владимир Крамник, Ботвинник Михаил, Михаил Таль, Александр Алёхин, Василий Смыслов, Эммануил Ласкер, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Борис Спасский, Роберт Фишер, Вильгельм Стейниц, Тигран Петросян, Капабланка Хосе Рауль, Макс Эйве.

А фамилию летчика - космонавта, который дважды Герой Советского Союза, не только прославился полетами на космических кораблях «Союз-9», «Союз-18» и орбитальной станции «Союз-4», но и стал участником первой в истории шахматной партии Космос – Земля в 1970 году узнайте.
(подсказка - прочитать выделенные буквы) ВИТАЛИЙ СЕВАСТЬЯНОВ

Задание под номером 3
Как называется японский вариант шахмат?



Два соседних числа надо сложить(37, 63, 100)

Задание под номером 1


Ведущий: Я знаю от папы,
Я знаю от деды,
Шахматы – лучшие игры на свете:
Ум развивают,
Уму помогают,
Делают лучше друзей.
Шахматы все во всём мире играют,
От сына до деда,
От новичка до чемпиона.
Шахматы – лучший друг человека!
Между прочим, они хороши!
Дементьев Даниил

Вот и подходит к концу наша игра.
Слово предоставляется жюри…
(награждение команд)

Пожелаем новых мыслей и идей,
Чтоб игрой своею радовал людей,
Чтоб был в жизни счастлив так же, как в игре,
Чтобы ни случилось, был он на коне.


Командная эстафета. Игроки, по очереди,ведя баскетбольный мяч левой рукой, проходят через кегли.
Подведение итогов
1 Ведущий
Итак, закончился наш игровой час. Скажите ребята, какой праздник мы отмечаем 13 августа?
(ответы детей)
Так плохо ли быть леворуким или хорошо?
Ни то, ни другое, то есть настолько же плохо и настолько же хорошо, как и быть правшой. Так что, дерзайте, учитесь владеть в полную меру обеими руками. Когда – нибудь вам это пригодится!
Ты галантен, вежлив очень,
Симпатичен тоже впрочем.
Ты всегда готов помочь,
Сделаешь всё точь-в-точь.
Будь похож ты только на себя,
Пусть светлыми будут все года.

Левшой тебя мы называем,
И уникальным немножечко считаем.
Говорят недаром, что левши,
Замечательные просто люди.
Все они умны, активны, хороши,
Их сегодня поздравлять и будем.

Пусть во всем сопутствует успех,
Пусть любовь теплом вас согревает.
Окружают пусть улыбки, смех,
Ну, и счастье пусть всегда сопровождает.
(Детям левшам дарят открытки и подарки)

Подписи к слайдам:

20 июля МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ШАХМАТ

Уже много лет, начиная с 1966 года, во всем мире 20 июля отмечают Международный день шахмат ( International Chess Day ). Этот праздник проводится по решению ФИДЕ — Всемирной шахматной федерации ( World Chess Federation , FIDE), основанной в 1924 году.

Название игры происходит из персидского языка: шах мат — властитель умер. Родиной шахмат является Индия. Там в V веке появилась предшественница шахмат — игра ЧАТУРАНГА. Чатуранга

Позднее эта игра превратилась в игру шатрандж . Эта игра уже более походила на современные шахматы, но все же правила очень отличались. Большинство фигур могло ходить только на одну клетку. Ходили по современным правилам только конь, ладья и король. Шатрандж

В начале XVIII в. распространению шахмат в России способствовал Пётр I , который был большим любителем игры и вводил её на ассамблеях. В шахматы играли А. Меншиков , Г. Потёмкин , А. Суворов , Екатерина II .

Шахматные фигуры. Новгород, XIII-XIV вв. Дерево, кость, камень.

Читайте также: