День русских традиций в летнем лагере сценарий

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: Данная методическая разработка является актуальной для всех педагогов, работающих над проблемой нравственного воспитания детей, и формирования творческого потенциала. Содержание мероприятия построено на основе народного творчества, фольклора, игр доступных и интересных для ребят. День русских традиций позволит участникам в игровой форме окунуться в атмосферу прошлого, прикоснуться к русской культуре, вспомнить старинные традиции и обычаи. Игра была разработана и проведена для ребят летнего лагеря с дневным пребыванием.

Цель: П риобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством участия в мероприятии. Воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку, обрядам и традициям.

- вспомнить народный фольклор, творчество, игры;

- расшить кругозор детей;

- развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.

Предварительная подготовка учащихся : 1 часть. «Игра по станциям»: подготовить элементы русских костюмов. 2 часть. «Ярмарка»: всем желающим необходимо придумать, подготовить, оформить и реализовать дело для ярмарочной площади (торговля, аттракционы, коробейники, артисты).

Предварительная работа организатора:

Подбор игрового, наглядного и художественного материала. Подготовка оформления праздника, реквизита. Разработка сценария. Предварительная работа с ведущими станций. Обеспечение музыкального и технического оснащения.

Оборудование : путеводные листы, указатели с названиями полянок.

Реквизит необходимый на станциях. (прописан далее в каждой станции).

Возраст участников: 1-7 кл.

Место проведения: улица - территория лагеря

Источники информации:

1. «Русские народные подвижные игры», М.Ф. Литвинова, Москва, 1989.

2. «Русские игрушки, игры, забавы», С. Лаврова, Москва, 2007.

3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д. Маханева, 1998

4. интернет ресурсы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

День русских традиций состоит из двух частей:

Часть (игра по станциям) на прохождение каждой станции -10-15 мин.

Часть ярмарочное гуляние (по принципу арбата) – 2-2,5часа

на линейке ребят встречает ведущая, одетая в русский сарафан.

Вед: добрый день гости званные и желанные! Сегодня в нашем лагере необычный день– день русских традиций. Играя, мы прикоснемся к русской культуре, вспомним любимых героев русских сказок, забытые игры, вспомним русские традиции и обычаи старины. Итак, мы начинаем наше путешествие по «полянам». На каждой «поляне» вам будет предложено интересное задание, выполняя которые вы будите зарабатывать баранки (*ведущие этапа в маршрутном листе просто пишут сколько баранок заработал отряд) Окончательное количество заработанных «баранок» мы подсчитаем с вами в конце нашей игры. И количество этих баранок обменяем на жетоны для ярмарки (арбата), которая состоится ………. А сейчас каждый отряд получает маршрутный лист. Я уверена, у вас всё получится, главное делать всё дружно, творчески, с хорошим настроение. В добрый путь! Желаю вам всем успехов!

(Звучат позывные старта. Все расходятся по маршруту)

1 ПОЛЯНА «КОСА РУССКАЯ КРАСА».

(Реквизит: 3 длинные веревки)

Заплести косу (привязываются 3длинных веревки – три конца у косы. Отряд делиться на три группы, каждая группа берется за одну из веревок. Задача отряда заплести косу не отрываясь от веревок)

2 ПОЛЯНА. «ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ РУССКИХ СКАЗОК».

( реквизит: карточка с вопросами)

На этой поляне ребята отвечают на вопросы викторины:

Вопросы для 1-4 отр

1. Назовите одного из разбойников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей-Разбойник.)

2. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской. (Змей Горыныч.)

3. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза.)

4. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из орудия труда. (Солдат.)

5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на ее жизнь. (Царевна-лягушка.)

6. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица.)

7. Как звали невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка.)

8. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик.)

9. Папа, который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло.)

10. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».)

11. Никому не нужный житель водных мест, мечтавший о полете. (Водяной.)

12. Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи. Как его звали? (Царевна Несмеяна, Емеля.)

13. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки. (Волк.)

14. Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. (Страшила. Из волшебника изумрудного города)

15. в какое время года происходили события в сказке «По щучьему велению» (Зима)

Вопросы для 5-7 отрядов

1. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок.)

2. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? (Маша.)

3. Героиня сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. (Красная Шапочка.)

4. Герой сказки, имеющий только один недостаток – слишком большие уши. (Чебурашка.)

5. Ветеринар, посетивший Африку. (Айболит.)

6. Чей хвост служил шнурком для звонка? (Ослика Иа.)

7. Что представлял собой колпачок Буратино? (Старый полосатый носок.)

8. Как звали девицу, у которой брат напился водицы из копытца? Назовите и его имя? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

9. любитель ходить в гости по утрам? (Винни-Пух.)

10. Домашний кот в тапочках и при бабочке. (Леопольд.)

11. длина какого героя составляет 38 попугаев и 1попугайское крылышко. (удав)

12. Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи. Как его звали? (Царевна Несмеяна, Емеля.)

13. Наполовину девушка, наполовину рыба. (Русалочка.)

14. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик.)

15. сказочный летательный аппарат (ступа)

Если осталось время провести сказочные перевертыши: ведущий говорит сказку, слова в которой заменены на противоположные или близкие по смыслу. Задача угадать что это за сказка. Например, ведущий говорит сказка «Квадратик», а это сказка «Колобок» (этот пример обязательно привести ребятам)

Лиса и шестеро цыплят. (Волк и семеро козлят)

Собачья развалюха. (Кошкин дом)

Бледненький кустик. (Аленький цветочек)

Великолепный индюк. ( Гадкий утёнок)

Пёс без босоножек. (Кот в сапогах)

Железная отмычка. (Золотой ключик)

Индюшка – домоседка. ( Лягушка – путешественница)

Без лягушечьей просьбы. (По щучьему велению)

Стихотворение про охотника и дичь. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Былина про чугунную курочку. ( Сказка о золотом петушке)

Синяя бейсболка. ( Красная Шапочка)

Солнечный принц. (Снежная королева)

3 ПОЛЯНА. «ЗАБЫТЫЕ ИГРЫ»

(реквизит: мешки, канат, мел)

На этой поляне ребятам предлагается поиграть в русские народные игры.

Игра «В холсты»

Двое играющих ребят становятся друг против друга на расстоянии 3-5 шагов. Берут обеими руками за концы веревки, (ленты, скакалки) и подгибают одну ногу. Как только все остальные крикнут им: «Тяни холст, будет толст!»-они тянут друг друга к себе, стараясь нарушить равновесие соперника. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется второй ногой земли.

Игра Белки, орехи, шишки.

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет.

Ход игры: Водящий произносит или «Белки» или «Шишки», или «Орехи». Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все, образуя новые гнезда.

Игровая площадка разделена двумя линиями на расстоянии 10—15 м одна от другой. Отряд делится на 2 команды (не обязательно равные по количеству) Команды стоят напротив друг друга в линию. Ребёнок одной из команд идёт в команду противников, те при этом должны вытянуть вперед ладошку. Ребёнок хлопает по ладошкам и приговаривает: "пой-", "-май", "ме-", "-ня! ". Произнеся "НЯ", водящий быстро бежит к своей команде. Тот, которому досталось "НЯ", должен его догнать и осалить. Если догнал, то ведет в свою команду Если не догнал, тогда придется ему остаться в команде соперников.

Р. S . – бег в мешках, перетягивание каната

4 ПОЛЯНА "ПРОВЕРЬ СВОЙ ГЛАЗОМЕР!"

(реквизит: кольцеброс, метла)

1.Во все времена на Руси были популярны игры с набрасыванием обручей, колец или подковы. Вот и мы предлагаем вам проверить свою ловкость, меткость и сноровку.

*здесь несколько вариантов: если есть то кольцеброс.

Или его можно заменить аттракционом – забрось мячик: на некоторое расстояние (в зависимости от возраста) от стартовой линии ставится ведро. Задача участников игры забросить теннисный мячик в это ведро .

2.аттракцион "Русская метла".

Шуточный конкурс в метании метлы на дальность, так сказать старинная русская забава. Метлу удобнее взять без древка. В условиях современности метлу можно заменить на другой необычный, не предназначенный для метания предмет. Чем хуже у него будут аэродинамические свойства, тем веселее конкурс. Например, можно метать воздушный шарик с небольшим количеством воды (только делать это на поляне, чтоб шарик не лопнул, и иметь запасные). Можете даже самолетики из бумаги на дальность пускать. ( другие варианты : метание венков, пластиковой бутылки, с небольшим кол-ом воды, бит, вобщем что найдется.)

5 ПОЛЯНА «МАТРЕШЕЧКИ»

(Реквизит: 2 косынки, 2 кегли)

Приветствую вас на поляне «Матрешечки». Что такое матрешка? (ребята отвечают). Совершенно верно. Матрешка – это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. А я сегодня вам предлагаю самим побыть в роли матрешек.

Отряд делится на две команды. Каждая встает в колонну по росту, начиная с самого высокого, ноги на ширине плеч образуя - тоннель. последнему участнику колонны повязывается на голову платок. По команде он проползает, через тоннель, бежит вперед, оббегает кеглю, возвращается к своей команде, встает вперед колонны, снимает платок и передает его над головой последнему участнику, тот как только платок доходит до него повязывает платок и эстафета продолжается, пока не пробежит вся команда и участники вновь займут свои места.

Игра «пересчет матрешек». Все встают друг за другом в колонну. Начинается игра: первый приседает и снова встает со словами «Раз матрешка», второй проделывает то же самое, но уже говорит «Два матрешка», третий участник оббегает всю колонну со словами «Русская матрешечка» и возвращается на место. (таким образом каждая третья цифра не проговаривается, а заменяется словами «Русская матрешечка») четвертый участник уже вновь приседает и говорит «четыре матрешка» и т.д. Если команда сбивается, то всё начинается сначала.

6 ПОЛЯНА. «ПРЕДАНЬЯ НАШЕЙ СТАРИНЫ».

(реквизит: плотные листы, цвет. бумага, ножницы, клей, фломастеры, подручный материал: нитки, лоскутки, макаронные изделия, веточки, салфетки…)

Что такое оберег? Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание - оберегать людей, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Обереги своими руками - самый надежный способ защитить себя и своих близких от беды. И сегодня я предлагаю вам создать оберег для вашего отряда. – оберег хорошего настроения. Созданный оберег отряд забирает с собой.

7 ПОЛЯНА - «ПЕСНЯ ЗВОНКАЯ»

(Реквизит: карточки с БУКВАМИ : А, О, У, И, Е, Я, Ю, текст песни)

Трудно представить Россию, без звонкой песни и завораживающего хоровода.

А какие вы знаете русские народные песни? (ребята перечисляют:Валенки, ах, вы сени, мои сени, ах, самара городок, во кузнице, во саду ли во городе, два веселых гуся, я с комариком плясала, и другие )

Предлагаем вам исполнить одну из этих песен, например «Во поле береза стояла», но заменяя все гласные буквы на одну, какую вы выберете методом жеребьёвки (команда выбирает карточку с буквой). Команде необходимо выдать текст песни.

Песню ребята исполняют, водя хоровод вокруг березки

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

8 ПОЛЯНА – «ТОП-ТОП КАБЛУЧОК»

(музыкальная аппаратура, фонограмма с русской плясовой).

На этой поляне игроки разучивают русскую плясовую. (3-4 простых запоминающих движений).

После прохождения всех полян, отряды вновь собираются на старте для подведения итогов. Пока организаторы подсчитывают заработанные баранки, с отрядами проводится ФЛЕШМОБ «РУССКАЯ ПЛЯСОВАЯ» (коллективный танец, который они разучили на станции).

Затем отрядам выдаются жетоны (валюта для ярмарки). После этого объявляется перерыв для подготовки к Ярмарке. В назначенное время все вновь собираются на площади, где после торжественного открытия начинает работать яркая , веселая, звонкая Ярмарка. Каждый здесь находит дело по душе: кто-то старается заработать, открыв торговые точки, а кто-то гуляет и развлекается.

1 ведущий : Гости в избу, красному гостю - красное место.

2 ведущий : Чайку покушать и гармошку послушать, милости просим.

На завалинке в светёлке иль на бревнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели да водили хоровод.

Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:
Нынче все мы по сусекам личных дач, квартир своих.
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.
Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

1 ведущий : Отдых - это не безделки.

2 ведущий : Время игр и новостей,

3 ведущий : Начинаем посиделки,

4 ведущий : Открываем посиделки.

Вместе: для друзей и для гостей.

Как когда - то в век старинный, в те далекие года
Проводились викторины, те "что, где, когда".
Как тогда, друзья, для вас проведём её сейчас.
Поводится игра - викторина. За правильный ответ вручают баранку.

Вопросы для викторины:

Как раньше кипятили чай ? (в самоваре)

Что за кушанье драники?

Что собой представляет старинная игра в бабки?

Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит – отдаёт и сразу в угол отойдёт? Ухват

Что в старину вторым хлебом называли? Репа

Про какие крестьянские щи говорили: «Щи - хоть кнутом хлещи»? Щи пустые без мяса

Что делали хозяева, когда заканчивался праздник, а гости не уходили? Выдавали пряник – разгоняй, поэтому сейчас подают перед уходом гостей чай.

Какое время на селе считалась порою свадеб? Зима

Утром ползает, в полдень не подвижно, а вечером летает? Гусеница, кокон, бабочка

Круглый, а не пирог, горячий, а не солнце, а есть можно? Блин

Идёт после масленицы, часового не имеет, а называет себя? Пост

В земле родиться, на стол годиться, в впятером тянули, вшестером вы тащили? Репа

Белая, степенная, тепла боится, пока масленицу не сожжешь – никуда не уйдёт?Зима

Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья? Весна

Расколи лёд – возьмёшь серебро, достань серебро – возьмёшь золото? Яйцо.

5 ведущий : Молодцы ребята! Хорошо отвечали на наши вопросы.

А теперь- конкурс пословиц и поговорок о хлебе.

Русские пословицы и поговорки о хлебе и домашней выпечке:

Был бы пирог, найдется и едок.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Вздулся, как тесто на опаре.

Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Ешь калачи, пока горячи.

За хлебом все добро.

Как хлеб да квас, так все у нас.

Кто с языком, тот с пирогом.

Блин хорош не один.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

Месишь от души, пироги выйдут хороши.

Муж с женой, что вода с мукой, а теща дрожжи.

Муж с женой, что мука с водой: сболтать сболтаешь, да не разболтаешь.

На хлеб да на детей недолго посердишься.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Хлеб – всему голова.

Не ломай каравай, а ножом режь да ешь.

Около хлеба и мысли водятся.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Из мучицы и водицы баба пироги печет.

Скоро блины пекутся (ответ погоняле).

Блином масляным в рот лезет (о льстеце).

Первый блин комом (при неудаче).

Выражение «глаза помогают, есть» - затейливо украшенный пирог всегда вкуснее.

6 ведущий : Но на посиделках не только загадки загадывали, но и частушки и песни пели.

Выходят 6-7 девчонок и мальчишек, поют частушки. Кто кого перепоёт.

Шире круг, шире круг, дайте круг по шире.

Не одна иду плясать, нас идёт четыре.

Не хотела я плясать, стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла, я не удержалась.

А у нас во дворе квакали лягушки, а я с печки башмаком, думала подружки.

По деревне я шла, и Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал: курица обидела.

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулась я назад: сапоги мои лежат.

Балалаечка гудок своё дело знает,

Она в Ваниных руках хорошо играет.

Вьются ушки гороха, червячками на крючке,

Мы 4-е скомороха.

Как горошинке в стручке.

Выйди с дудкой за порог

И народу от души

Спой частушки и спляши.

Сидит ёжик на берёзе – белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге- фуражка.

На горе стоит телега, слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова надевает сапоги.

А мальчишки по привычке

Ходят строем на врага,

Или к чёрту на кулички,

Или к чёрту на рога.

Поддавай, ребята газу, мы идём,

куда велят, нам туда, куда ни разу

Не гонял Макар телят.

1 ведущий : Предлагаем вам сыграть в русские народные игры.

Играют в русские игры:

"Бой петухов". Условия игры:

На полу начерчен мелом круг.

В него становятся 2 игрока.

Одна рука за спиной, одна нога согнута - поза боевого петуха.

Задача вытолкнуть соперника за круг!

Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.

Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.

Выходят девочки и мальчики в русских костюмах, разыгрывают сценку.

Сценка «ПРО НЕБЫЛИЦЫ»

Участники девочка и мальчик.

Д. Федул, что губы надул?

М. кафтан прожёг.

Д а велика ли дыра?

М. да один ворот остался.

Д Фома, что из леса не идёшь7

М. да медведя поймал.

Д. так веди сюда.

М. да он не идёт.

М. так медведь не пускает.

Участники 2 девочки.

2 д. да на рынке была.

2д. да,, купила петуха!

1д. прощай дорогая кума!

2д нет! Не дорого всего гривенник дала.

Участники 2 мальчика.

1м. что сегодня делал?

2м. рукавицы искал.

1м. а где они были?

2 м. да за поясом.

1 м. а ты куда шагаешь?

2м. да за семь вёрст.

1м. киселя хлебать?

2м. нет комара искать.

1м. это которого же комара?

2м. да того который укусить меня хотел.

1м.да он на тебе!

2м. где это при мне7

1м. да на носу у тебя.

2м. это ещё что? Около меня свитсит, я туда, - систит, я сюда – свистит, беда думаю, а это он у меня на носу!

1м. а что со мной произошло? Свистит пуля, жжужит, я в бок она за мной. Я в другой – она за мной. Я упал в кусты, она меня хвать за лоб. Я цап рукой – а это жук.

М. Ульяна. Ульяна, где ты была?

Д. в новой деревне.

М. что в новой деревне?

Д. праздник намедни.

Д. утка в юбке, селезень в обутке, курочка в серёжках, петушок в сапожках, корова в сарафане, свинка в рогожке – нет её дороже.

Выходят ребята с русскими музыкальными инструментами и исполняют русскую народную песню: "Во - кузнице, во - кузнице:".

В небе, будто от побелки засветился млечный путь
Отшумели посиделки в нашей праздничной светёлке
Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья - счастье вехи, посиделки каждый рад.
Делу время, а потехе рады люди как ни как.
Мы делились новостями, мы старались вас развлечь, мы прощаемся друзьям, говоря:

Все вместе: До новых встреч

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий семейной гостиной "Традиции здоровй семьи"

Цель: сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.Задачи: помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; способствовать укреплению здоровья детей; развиват.

Сценарий конкурса "Кулинарный поединок"(в русской традиции).


Сценарий фольклорного праздника "Русские традиции".

Сценарий фольклорного праздника .

Театрализованное представление свадебных традиций русских немцев.Учащиеся представляют песни. обряды и блюда в юмористической форме.


Сценарий фестиваля "Национальные традиции- богатство русской культуры"

Богата наша страна на традиции и праздники. Веками русский народ чтил и хранил свои традиции, которые отражают его характер, отношение к окружающему миру, прививают духовные ценности.


Сценарий семейной гостиной "Традиции здоровой семьи"

Сценарий мероприятия в школьном оздоровительном лагере с посещением различных станций.

ВложениеРазмер
den_russkih_traditsiy_v_lagere.docx 22.26 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "День именинника" в пришкольном лагере

Лето - весёлая пора. Предлагаемый праздник "День именинника" сделает пребывание ребят в пришкольном лагере интересным , а именинникам- подарит радость общения и много сюрпризов.


Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.

Занятия по внеурочной деятельности клуба "Истоки". Тема "Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения." .


Единый день ПДД в летнем лагере. Маршрутный лист.

Единый день ПДД в лагере с дневным пребыванием при МБОУ гимназия г.Советский : маршрутный лист для отрядов.


Единый день ПДД в летнем лагере. Приложение к маршрутному листу.

Приложениие к маршрутному листу для проведения Единого дня ПДД: песня, кричалки.

Вед: На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живет дух – домовой. Старенький, седенький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обитает он обычно за печкой, куда положено кидать мусор, чтобы домовой не перевелся. Но порой живет он и под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе. Однако он никогда не выходит за пределы дома.

Домовой считается добрым духом дома. Если семья переселялась в новый дом, то домового брали с собой: горячие угли из очага переносили на новое место и разжигали там от них огонь.

А еще известно, что домовой большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй найди. Приходится просить его: Домовой, домовой, не хочу играть с тобой, поиграли и хватит. Отдай вещь обратно.

Обычно в доме живет один домовой и если вдруг ненароком заведется второй, будут они промеж собой ссориться. А еще встречаются такие места, где живут сразу несколько домовых. Как вы думаете где?(в библиотеке) Там порой на одной полке несколько разных домовых живут и ничего, между собой ладят.(за кулисами слышится шум, появляются два домовенка)

Кузька: Ох, ох, беда, огорчение! Говорю тебе, что тут я главн о й!

Тополо: Ну, ну, это почему? С каких это пор, что-то я недопойму?

Кузька: А кто старш о й, тот главн о й.

Тополо: Ну, ну, это кто сказал, кто возраст указал?

Вед: Стоп, стоп, о чем спор? Какие у вас проблемы?

Кузька: Ох беда, беда, огорчение! Мне – самому главному, самому знаменитому домовому почтенья нет.

Вед: Подождите, а кто сказал, что кто-то должен главным быть? По-моему, вы оба симпатичные и забавные весьма. Вы, ребята, со мной согласны? А вы, знакомы с этими домовыми? Ну что ж, тогда я предлагаю домовым самим о себе рассказать. Пусть ребята познакомятся с вами.

Кузька: Ну как старш о й – я и начну. Зовут меня Кузьма, проще Кузька. Ох и замечательная у меня жизнь, ребята! Каких только приклюбчений со мной не происходило.

Вот как-то Наташка, моя хозяйка, задумала искупать меня. Я раздеваться не стал, али мне делать больше нечего? Снимай кафтан, надевай кафтан, а на нем пуговиц столько и все застегнуты. Снимай рубаху, надевай рубаху, а на ней столько завязок и все завязаны.

Или вот еще случай был: в самом ранехоньком детстве я чуть в огне не сгорел, чуть в лесу не заблудился, у медведя в гостях побывал, но самая жуть- в гостях у Бабы Яги побывать. Вот где страху натерпелся, насилу выбрался. Ох, беда, беда, огорчение!Когда же я про все расскажу? Пускай ребята сами прочтут про мои приключения. Вот уж жути-то будет.

Вед: Ты уж нас не пугай, а давай лучше ребятам посоветуем прочитать книгу Татьяны Александровой «Кузька».

Тополо: Мои приключения не менее интересны. Они происходят со мной в книжке, которую написала Ирина Христолюбова. Из нее вы узнаете о моих путешествиях на теплоходе, о моей дружбе с Зойкой Капелькиной и Родькой Мельниковым. Узнаете о проделках черта лысого и много-много другого интересного.

Вед: А знаете ли, ребята, какие прозвища даются домовым? Это зависит от того, где обитает домовой. Вот некоторые из них: хлевник,голбешник, избной, подпечник, подпольник, дворовой, банник. А для кого-то он-господарь, доброхотушко, кормилец.

Кузька: Ох, ох, беда, беда, огорчение! Да как ни назови, лишь бы было почтение.

Вед: Вы, домовята, сравнительно молодые, а я вот еще знаю старого Домовик а, так он такие сказки и загадки знает! Некоторые его загадки даже я не могу разгадать. А вы сможете? Давайте попробуем, а ребята пусть вам помогают.

(каждому отряду по две загадки)

-полна горница, а увидеть нельзя – тепло

-кто такой банник - дух бани

-Бабушка в углу сидит: кто с морозу зайдет, тот руку и подает – печь и люди, греющие руки

-девица росточком мала-малехонька, каждый день танцует – метла

- четыре ноги – одна шапка – стол

- один на другого смотрят, а никак не встретятся – потолок и пол

-возрос на один годок, а уже никому не нужен – календарь

-кто такой двор о вый – хозяин двора

Кузька: уж действительно, трудноваты загадки-то. Я вот тоже заданьице могу ребятам дать, только пусть постараются.

(ИГРа «Засели дом домовыми»)

(Ведущий раздает всем детям – по отрядам по 10 штук – вырезанные из бумаги воздушные шарики и по 2 фломастера. Необходимо нарисовать на бумаге(Воздушном шарике –домике) человечков. Кто больше нарисует за 2 минуты, тот и победитель)

Вед: Ну что же, пришло время прощаться нам с вами, было очень здорово увидеть вас, ведь никому не удается увидеть домового. А нам это сегодня удалось. До свидания, домовые!

А мы с вами, ребята, продолжим наш день русских традиций на свежем воздухе.

(В эти игры можно играть как по отрядам – давать по несколько минут, либо по несколько человек от каждого отряда кто желает)

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре –ведущий.Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро сыновей, они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели, разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты.
Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные – гуси-лебеди.

На одной стороне площадке дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. «Гуси-лебеди, домой!»

Гуси отвечают : «Старый волк под горой, не пускает нас домой»

Хозяин: «Ну бегите же домой»

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра заканчивается, когда все гуси пойманы.

Играющие выбирают «Бабу Ягу» и двух «Собак». На земле проводится две черты, между которыми находятся «Баба Яга» с «Собаками». За чертой находятся «Зайцы». Они дразнят «Б-Я»:

Баба Яга, костяная нога, с печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, напугала народ, побежала в баньку, испугала зайку.

Потом «зайцы» бегут за вторую черту, а Б-Я посылает «Собак» ловить «зайцев». Кого «Собаки» поймают приводят к «Б-Я». Пойманные становятся «Собаками», и так же ловят «зайцев». Когда «Собаки» переловят всех «зайцев», игра заканчивается.

Играющие выбирают «дятла». Остальные встают у дерева и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Стук да стук, стук да стук.

После этого «дятел» палкой стучит по дереву(столбу) задуманное число раз.Кто из игроков угадает задуманное число, по команде «дятла» бежит вокруг дерева столько раз и становится «дятлом». Если угадали число несколько человек, то кто первым прибежит, тот и «дятел».

Лиса сидит в норе(в углу) и ждет. Все остальные стараются ее выманить, дразнят(все скачут на двух ногах, а лиса на одной).Кого она догнала – уводит в нору и меняются ролями.

Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, кепки и т.д.(можно заменить кеглями, кубиками и т.п.), обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный «хозяином», садится рядом с «капустой». «Хозяин", изображая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,

Огород свой горожу, чтоб капусту не украли, в огород не прибегали.

После этих слов ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем и «хозяином огорода».

Предварительный просмотр:

День русских традиций

Цель: формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях; расширять кругозор.

  • Узнать о способностях и привычных социальных ролях детей;
  • Вспомнить любимых героев русских сказок, забытые игры;
  • Создать атмосферу доброжелательности и творчества.

маршрутные листы; таблички с названиями полян; материал для изготовления оберёгов; вопросы викторины; программа русских народных игр; две вязанки бубликов, самовар, чашки, чай.

Описание: Всё мероприятие проходит по шести этапам – «полянам». Каждому отряду выдаётся маршрутный лист, согласно которому движутся ребята. На прохождение каждого этапа выделяется 20- 30 минут.

На 5 и 6 «полянах» все дети собираются вместе. На каждой «поляне» детей встречает педагог. По итогам выполнения заданий дети получают 1-5 баллов.

Ход путешествия по «полянам»

Ведущий: Сегодня в нашем лагере необыкновенный праздник – день русских традиций. Мы ещё раз прикоснёмся к русской культуре, вспомним героев русских сказок, забытые игры, вспомним русские традиции и обычаи старины. Итак, мы начинаем путешествие по «полянам». На каждой «поляне» вам будет предложено интересное задание, за выполнение которого можно заработать от 1 до 5 баллов. Окончательное количество мы подсчитаем с вами в конце праздника. А сейчас каждый отряд получает маршрутный лист. В добрый путь! Желаем Вам всем успехов!

Маршрутный лист 1 отряд

1 поляна «Преданья нашей старины»

2 поляна «Старая сказка на новый лад»

3 поляна «Любимые герои русских сказок»

4 поляна «Инсценируем сказку»

5 поляна «Наши таланты»

6 поляна «Забытые игры»

Маршрутный лист 2 отряд

2 поляна «Старая сказка на новый лад»

3 поляна «Любимые герои русских сказок»

4 поляна «Инсценируем сказку»

1 поляна «Преданья нашей старины»

5 поляна «Наши таланты»

6 поляна «Забытые игры»

Маршрутный лист 3 отряд

3 поляна «Любимые герои русских сказок»

4 поляна «Инсценируем сказку»

1 поляна «Преданья нашей старины»

2 поляна «Старая сказка на новый лад»

5 поляна «Наши таланты»

6 поляна «Забытые игры»

1 поляна «Преданье нашей старины»

На этой «поляне» детей встречает педагог по прикладному творчеству, владеющий навыками изготовления русских оберёгов. Он показывает образцы оберёгов, даёт краткую информацию об истории их появления, и дети изготавливают оберёги своими руками. По результатам работы дети получают 1-5 баллов.

2 поляна «Старая сказка на новый лад»

Педагог: Все мы знакомы с раннего детства с бессмертной сказкой про Колобка, которая заканчивается очень печально. Предложите новую версию этой сказки, в которой Колобок перехитрил Лису, остался жив, и с ним произошло интересное событие:

1 отряд «Первый раз в первый класс»

2 отряд «Счастливая семейка»

3 отряд «Служу Отечеству»

За отведённое время (20- 30 минут) на этой поляне дети придумывают сценарий и проводят репетицию своего мини-спектакля, который они покажут на 5 поляне «Наши таланты».

3 поляна «Любимые герои русских сказок»

На этой поляне ребята отвечают на вопросы викторины (1 правильный ответ – 1 балл)

  1. Назовите одного из преступников, с которыми боролся Илья Муромец (Соловей Разбойник)
  2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)
  3. Чудовище, которое живёт на горе Сорочинской. (Змей –Горыныч)
  4. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза)
  5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на её жизнь. (Царевна-лягушка)
  6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из орудия труда. (Солдат)
  7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица)
  8. Сказочные похитители детей. (Гуси-лебеди)
  9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок)
  10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим содержанием. (Курочка Ряба)
  11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки. (Маша)
  12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоёме от происков рыжей подружки. (Волк)
  13. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трёх лесных обитателей? (Маша)
  14. Героиня сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. (Красная Шапочка)
  15. Кто из урода превратился в красавца? (Гадкий утёнок)
  16. Как звали невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка)
  17. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик)
  18. Герой сказки, который в борьбе с сорока бандитами вышел победителем. (Али-Баба)
  19. Папа, который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло)
  20. Весельчак, живущий на крыше. ( Карлсон)
  21. Герой сказки, имеющий только один недостаток – слишком большие уши. (Чебурашка)
  22. Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. ( Страшило)
  23. Ветеринар, посетивший Африку. (Айболит)
  24. Чей хвост служил шнурком от звонка? (Ослика Иа)
  25. Что представлял из себя колпачок Буратино? (Старый полосатый носок)
  26. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса - Барабаса? («Девочка с голубыми волосами или тридцать три подзатыльника»)
  27. Какое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
  28. Какая валюта была в обиходе у жителей городка, в котором жил Буратино? (Сольдо)
  29. Кто эта скупая старуха, которая припрятала золотой ключик на дне болота? (Черепаха Тортила)
  30. Имя блудного попугая. (Кеша)
  31. Маленький поросёнок с воздушным шариком. (Винни Пух)
  32. Никому ненужный житель водных мест, мечтавший о полёте. (Водяной)
  33. Кто любит ходить в гости? (Винни Пух)
  34. Наполовину девушка, наполовину рыба. (Русалочка)
  35. Самое дружелюбное привидение. (Каспер)
  36. Домашний кот в тапочках и при бабочке. (Кот Леопольд)
  37. Весёлый домовёнок. (Кузя)
  38. Два кругленьких следователя. (Колобки)
  39. Те, кем измеряли удава. (Слонёнок, попугай, мартышка)
  40. На ком катался львёнок? (Черепаха)

4 поляна «Инсценируем сказку»

Инсценировать известную сказку «Репка» в разных жанрах:

1 отряд – комедия

2 отряд - трагедия

3 отряд - музыкальное шоу

Дети в течение 20-30 минут проводят репетицию своего мини-представления.

5 поляна «Наши таланты»

Демонстрация подготовленных заданий на полянах «Старая сказка на новый лад», и «Инсценируем сказку».

6 поляна «Забытые игры. »

Проведение русских народных игр

В конце праздника подводятся итоги, подсчитывается количество заработанных баллов. Каждый отряд награждается вязанкой бубликов и приглашается на чаепитие за русским самоваром.

Читайте также: