Деймон золотой компас

Обновлено: 02.07.2024

Связь между деймоном и человеком является интимной, поэтому они должны оставаться на небольшом расстоянии друг от друга (исключение составляют ведьмы); контакт между человеком и чужим деймоном является запретом, однако сами деймоны могут прикасаться друг к другу. Многие особенности деймонов соответствуют понятиям из других культур и представлений о душе человека. Деймоны могут разговаривать и выражать свои чувства, давать советы своим владельцам, а также разрешать возникшие проблемы с деймонами других людей.

В мире Лиры душа имеет физическое проявление в виде животного, т.е. деймона. Он обладает собственной индивидуальностью несмотря на то, что является неотъемлемой частью человека (одна душа в двух телах). В книге говорится, что в нашей и других Вселенных деймон составляет единое целое с человеком без какого-либо внешнего физического проявления. Они имеют форму только во Вселенной Лиры и в некоторых других.

«Немыслимым нарушением этикета» считалось прикосновение человека к чужому деймону; даже в бою воин не прикасался к деймону врага, но существовали и исключения (например, для влюбленных). Физическое воздействие на деймона вызывает уязвимость и слабость у человека, которому этот деймон принадлежит. Однако, деймоны могут спокойно трогать друг друга; взаимоотношения между деймонами обычно подчеркивают и показывают отношения между людьми.

У деймона ребенка нет какой-либо определенной формы, и он может меняться в зависимости от желания или обстоятельств. Когда дети взрослеют (примерно в период полового созревания), их деймоны теряют способность трансформироваться и принимают форму, которая наиболее ярко отражает личность человека. К примеру, человек с деймоном-собакой может стремиться следовать за властью, а человек с деймоном-котом, наоборот, может быть очень независимым. (В книге не упоминается о том, что какая-то перемена в личности человека может являться причиной изменения формы деймона).

Деймон обычно имеет противоположный пол, чем у владельца; однако в некоторых случаях он может совпадать. Филип Пулман признался, что причина этого неясна даже ему самому и что это может означать гомосексуализм, но с другой стороны, указывать на некую отличительную черту или дар такой, как ясновидение. Единственное упоминание находится в книге Северное сияние, где такие люди описываются как «редкие» или «благородные».

Неясно когда, как или в какой форме рождается деймон. Когда человек умирает, его деймон становится «частицами дыма». (В книгах не предполагается, что это Пыль, однако в фильме они описываются очень похоже). Аналогично, если деймон убит, то человек тоже умирает. О происхождении имен деймонов в трилогии не сказано, но Пулман уточнил впоследствии, что они даются деймонами родителей. У деймона Уилла Парри из нашего мира изначально не было имени, Серафина Пеккала дала ему имя Кирджава (финское слово, означающее пятнистый или разноцветный).

Вообще, человек и его деймон должны оставаться на малом расстоянии друг друга. Насильственное отделение человека от деймона (т.е. сепарация) вызывает невообразимую физическую и эмоциональную боль для обоих, часто являясь причиной смерти; однако, некоторые культуры освоили методы, которые позволяют деймонам обрести большую свободу. Например, ведьмы, так же как люди, решившие стать шаманами, должны вынести изнурительные, ритуалистические испытания, которые подразумевают отделение от деймона на какое-то время, пока они находятся в духовном поиске. После воссоединения с деймоном они получают способность отделяться от них. Ведьмы и шаманы сохраняют свою близкую связь с деймонами; единственное изменение заключается в расстоянии, на котором они могут находиться по отдельности.

В трилогии, Жертвенный Рекрутационный Центр использует специальную гильотину, чтобы отделить людей от их деймонов, не убивая их. Однако, в отличие от испытаний, которым подвергаются ведьмы и шаманы, гильотина жестоко и надолго разрывает связь между человеком и деймоном, и делает из человека зомби. Жертвенный Рекрутационный Центр непрерывно совершенствует процесс с помощью экспериментов, но Лира сталкивается по крайней мере с одним мальчиком, который не сумел смириться с жизнью без своего деймона. Процесс сепарации также производит огромный взрыв энергии, которая использовалась лордом Азриэлом для создания моста в другой мир.

В обычной жизни Лира проводит свои дни на улицах города Оксфорд с мальчиком Роджером, однако её жизнь радикально меняется после того, как она вместе со своим «деймоном» по имени Пантелеймон, предотвращает попытку убийства её дяди, могущественного Лорда Азриэла, и случайно слышит тайный разговор о таинственных частицах под названием «Пыль», грозящих уничтожить все миры. Вскоре в её руки попадает удивительный артефакт, внешне похожий на компас, под названием алетиометр: с его помощью можно узнавать истину о неведомых вещах, однако его нелегко прочитать.

Лира и Йорек на Севере.jpg


Как Aurora Borealis стала Золотым компасом, кто такие деймоны, что из себя представляет Пыль и при чём тут Лира Белаква? Об этом и о многом другом.

Параллельные миры, ммм, как я люблю эту тему! Лира Белаква покажет вам мир, где магия и техника состоят в странном симбиозе, где душа человека живет отдельно от его тела и именуется "деймоном". Уже интересно, правда? А если я скажу, что на пути вы увидете бронированных медведей, ведьм, захватывающие сражения и смелые походы?

Кто такая Лира, куда и зачем она держит путь, как ей удаётся найти союзников, и что из себя представляет Золотой компас? Обратимся к официальной аннотации:

In a parallel universe, young Lyra Belacqua journeys to the far North to save her best friend and other kidnapped children from terrible experiments by a mysterious organization.

с. сайт IMDb

Краткость - сестра таланта. Обратимся-ка к Кинопоиску:

Двенадцатилетняя Лира отправляется в удивительное путешествие к Северному Полюсу, чтобы спасти своего похищенного друга. На помощь к девочке приходят северные ведьмы под предводительством прекрасной Серафины Пеккала и огромный бронированный медведь. На пути их стоят зловещая Миссис Коултер и армия её монстров.

с. сайт Кинопоиск

Тут я должна сказать, что Кинопоиск не очень-то точен. Никаких монстров нет. Есть люди. И они страшнее.

Поэтому, лучше вообще забыть все аннотации и просто посмотреть фильм (пусть все происходящее будет для вас сюрпризом). А я попробую раззадорить вас несколькими фактами о фильме, знакомством с актерами, и плюсами и минусами фильма "Золотой компас".

❆ Есть зрители, которые осудили фильм за то, что "церковь"(вообще-то в фильме есть только Магистериум) показана в негативном свете. Не сомневаюсь,что эти люди, случись им попасть на сожжение Джордано Бруно, стоя аплодировали бы палачам.

Это сказка. Алло, люди! Сказка, где добро борется со злом, где дети зачастую мудрее взрослых, где они понимают, что власти и большинство не всегда правы.

Вам обязательно акцентировать внимание на то, на что дети даже не обратят внимания? Злодеи есть злодеи, вне зависимости от того, в церковых они одеждах или нет. Давайте не будем везде видеть религиозный подтекст, пусть даже Филип Пулман и атеист.


Милая, безусловно талантливая девушка. В первый раз увидела ее в фильме "Тайна Мунакра" и только потом здесь, в "Компасе". 10 тысяч других девочек соревновались с ней, чтобы получить роль Лиры, но она досталась 12-и летней Дакоте. ^______^

Лично я считаю, что она отлично справилась со своей ролью, и зритель ее обязательно полюбит.


Роджер, я обещаю: если жрецы когда-нибудь украдут тебя, я приду и тебя спасу.

с. Лира


Странно, что у такой храброй и бесшабашной девочки, как Лира, такой трусишка Деймон. Как видите, Пан предстаёт в разных обличиях.


Лира: Никто не может сделать из меня леди! Даже магистр с остальными учеными вместе взятыми. Возьми слова обратно, или ты мне больше не друг!

Роджер: Хорошо-хорошо, ты не леди!


Та еще стерва загадочная личность. Филип Пулман сказал, что в роли миссис Колтер представлял именно её. Об этом персонаже упомяну еще в "плюсах и минусах".


Серафина Пекалла - удивительный, пленяющий своей загадочностью персонаж. Располагает к доверию. Ну а Ева Грин располагает к себе обворожительной улыбкой.


Видела Чарли Роу только в мини-сериале "Неверлэнд"(очередная попытка достать Джеймса Барри из гроба), где его игра мне очень понравилась.

Персонаж, который заинтерсовал больше всех, вместе взятых! Билли Коста, смелый и честный паренёк, который за словом в карман не полезет:

- Неужели цыгане не учат своих детей писать?

Билли: Нас учат писать правду, мисс.

☹ Слишком много событий, сюжет скомкан и оттого не очень понятен. Нет, я понимаю, сценаристы пытались впихнуть 445 (Росмэн, 2003г) страниц в 120 минут, и, порой, чертовски трудно выделить все важные моменты повествования, не потеряв при этом его смысл и изюминку. Я еще не читала первую книгу про Лиру, и поэтому мне было трудно полностью вникнуть в суть событий “Золотого компаса”.

☹ Слишком мало информации о Магистериуме, об используемой магии, о мире героев в целом. Например, карета/машина, в которой едет Лира, использует что-то наподобие шаровой молнии в механизме.


Но никто не потрудился объяснить зрителю, что за зверь эта машина и принцип ее двигателя. А ведь это очень интересно! Да и дирижабль был далеко не обыкновенным…


Про тонкости аэродинамики корабля Ли Скорсби вообще молчу. --_____--

☹ Фильм местами динамичен, местами – непонятен и скучен (например, разговоры Лиры с миссис Колтер). Трудно уследить за сюжетом. Цели, задачи и миссия главной героини становятся, более ли менее, ясными только к концу фильма. Неудивительно, что продолжение так и не было снято. Ведь для этого первый фильм должен быть проще, события – более захватывающими и ясными. Загадки, тайны, Магистериум – все это очень интересно, только если правильно подано. Но если вас вдруг берут и бросают среди всей этой недосказанности, разобраться во всем вы сможете, скажем, к концу 3-ого фильма. Которого, по всей видимости, не будет.

☹ Характер миссис Колтер раскрыт не полностью. Местами властная и умная, местами неуравновешенная и истеричная мадама, о которой нам известно немногим больше, чем ничего.


☹ Ни одного живого зверя. Моя душа полна огорченья… Компьютерные визуализации многих зданий в городе (кстати, очень качественные, детальные визуализации), я понимаю и принимаю.


Но разве они не могли хотя бы в нескольких сценах показать настоящих животных? Я не прошу дрессированных снежных барсов или белых медведей, но хорёк, горностай, кошка или мышка явно не были бы лишними.

☹ Захватывающие сцены начинаются ближе к середине фильма, так что где-то 50 минут, приходится скучать и не понимать что происходит, кто прав, кто виноват и как быть.

☹ Нет официальной информации о продолжении. Как я уже написала, автор на что-то тонко намекал, но это было аж 5 лет тому назад! Так что, придётся тем, кому интересно, что же будет дальше, прочитать трилогию Филипа Пулмана. Хитрый дядя, однако!

♥ Плюсов ничуть не меньше, но если я начну их перечислять, могут появиться спойлеры, поэтому все удовольствие от раскрытия плюсов я оставляю зрителям. ^_____^

Скажу только, что есть много интересных деталей и красивых пейзажей:


Если тебе удастся его раскрыть, ты увидишь, что внутри нет ничего живого. Ни насекомого, ни животного, ничего. Только часовой механизм, злой дух, прикреплённый к лапкам и усыпляющий яд в жале.

с.Фардер Корам

♥ Пресловутый “Золотой Компас” или Алитиометр:


В итоге: Несмотря на великое множество минусов, ставлю 4 звездочки! Фильм их заслужил. За эпичность, силу, красоту и неимоверную крутость финального боя, за Йорика, за Серафину, за Билли и много других классных персонажей.

П.С. Рекомендую к просмотру всей семьей. Возрастое ограничение 12+ "за жестокие сцены", но спешу вас заверить - кровищи нет, финальный бой очарователен, да и глаза можно закрывать, когда страшно. ^_____^


Сказка для взрослых. Не в том смысле. Эта сказка написана специально для взрослых сердец, и она на третьем месте в списке лучших книг по версии BBC

Всех рада приветствовать!

И я сейчас не упущу случая побомбить на тему "ну как так можно было создать ветку?!"

Благодарю за внимание. Теперь к сути.

"Золотой компас" (который на деле даже не "Золотой компас", а "Northern Lights", что переводится как "Северное сияние" - и это оригинальное (!) название книги; для чего его переиначили на свой лад - непонятно) - это первая книга из трилогии "Тёмные начала" автора Филипа Пулмана.


О "Тёмных началах" я впервые узнала лет десять, может даже больше назад - но тогда уже была в осознанном возрасте, в котором, как это называется, не полагается читать сказки. Натолкнулась я на список "200 лучших книг по версии ВВС". Чёрт его знает, чего меня туда потянуло - по сути, список не самый объективный, составлялся он на основании опроса в Великобритании, логично, что верхние строчки списка поделили величайшие английские писатели. Первое место, кстати, досталось профессору Толкину и его "Властелину колец". А на втором гордо восседает Джейн Остин со своей жемчужиной "Гордость и предубеждение". Третье место принадлежит "Тёмным началам" - и если на тот момент "Властелин колец" и "Гордость и предубеждение" мне были знакомы, то что за "Тёмные начала" такие, я понятия не имела. Скачала я все три книги в электронном виде, закинула в читалку телефона; почему-то была уверена, что чтение отложу надолго. Но нет же. Я села читать в тот же вечер, отставив в сторонку всё начатое. Должна же я знать, чем эта трилогия заслужила оказаться в тройке лидеров!

Первое моё впечатление о "Северном сиянии" (я его буду называть так), да и о всей трилогии в целом было крайнее недоумение - как подобного рода творение оказалось на третьем месте? Что я такого прочитала? На что время убила? Что за детский лепет? Ужасно, просто ужасно!


Но вот проходит пара-тройка лет, и по какой-то неизвестной мне причине я возвращаюсь к этой трилогии.

И вот на уже на второй раз я смогла её распробовать как следует; увидеть то, что в первый, прошло мимо меня, зацепиться за невидимые глазу важные детали, встретить такие сюжетные повороты, которые меня не отпускают до сих пор.

На скриншоте - самый отпечатавшийся для меня момент.

Одну из своих крыс я, кстати, назвала Шмыга. В память об этом.


У этой книги есть два перевода; читала оба, но почему-то ближе мне всех мне не тот, что в книге, а другой. Не то чтобы они сильно отличались друг от друга; одни и те же термины или вещи в двух переводах могут называться по-разному. Да хоть в этом же моменте: в электронном варианте Шмыга, в книжном - Крысолов.

Отзыв не содержит спойлеров; представленные фотографии - скриншоты, сделанные во время чтения через приложение AlReader, а также снимки самой книги

Мир "Тёмных начал" я не постесняюсь назвать уникальным.

Здесь каждая диковинная для нас деталь органично вписывается в эту картину, и написанному полностью веришь.

Это не фэнтезийный мир, не мир магии и волшебства; это параллельный нашему мир, где живут точно такие же смертные люди, живут в совершенно обычных городах и занимаются теми же самыми делами, что и мы: работают, заводят семьи, в свободное время каждый ищет себе занятие по душе. Их научно-технический прогресс не зашёл настолько далеко, как у нас - бытовой техники почти нет (о компьютерах никто знать не знал), а из транспорта - только повозки да дирижабли. Если я поняла всё правильно, в этом смело можно винить церковь, которая имеет власть и влияние.

И всё-таки кое-что волшебное в этом мире есть: это альмы. В книжном переводе это деймоны.

Автор нам преподносит идею, что жители этого параллельного мира сосуществуют бок о бок с животным, которое у каждого из них появляется с рождения, и связаны они воедино невидимой цепью. У человека и альма одна душа на двоих, так что смерть одного равна смерти и второго тоже. Разлучаться с альмом нельзя, трогать чужого альма тоже - этого правила придерживаются даже враги. Сами альмы друг с другом могут играть, кусаться, ластиться.
До подросткового возраста альм человека способен перевоплощаться в любое животное, но рано или поздно он принимает окончательный вид и таковым остаётся навсегда.


И тут много будет зависеть от того, что сам человек из себя представляет .


Несмотря на то что у человека и альма одна душа на двоих, альмы имеют собственный интеллект и даже способность разговаривать.

Единственное, что я не совсем поняла - это то, почему альмы в большинстве своём противоположного с человеком пола. Если автор - человек науки, я попробую предположить, что у него эдакая своеобразная метафора на всем известный постулат: нет чёткой грани между добром и злом, нет чёткой грани между мужчиной и женщиной, нет чёткой грани между металлом и неметаллом. Своего рода единство противоположностей.

Сюжет нас знакомит с юной Лирой Белаквой - по распоряжению своего влиятельного дяди лорда Азриэла она проживает в Иордан-колледже среди профессоров, слуг и экономок; в свои одиннадцать лет ей не интересны ни наука, ни искусство быть леди, к коим её склоняют взрослые. Ей одно удовольствие - бегать по крышам со своим другом-поварёнком Роджером, выводить из себя местный цыганский табор и устраивать с городскими детьми взаимное обстреливание комьями грязи.

В это время в городе начинает творится что-то страшное.

Начинают бесследно исчезать дети.


Слухи об этом ходят разные, но самые популярные из них - что детей похитили неизвестные Мертвецы (или Жрецы в другом переводе). Для Лиры и Роджера это предположение даже в чём-то стало забавным.



Но игры очень скоро кончаются, когда сначала пропадает один их общий знакомый, а затем и сам Роджер.

Лира решает, что терять друга так просто не согласна, и она собирается выяснить, куда ведут все дорожки, как она может вызволить друзей из беды. Ей предстоит совершить длинное путешествие на далёкий север.

С этого момента сюжет как раз и начинает мерцать всеми гранями, потому что дальше читателю предстоит оказаться в самой гуще событий; впереди переживания за героев, слёзы, радость, смех, изумление, отчаяние, гнев. Говорю за себя без излишнего преувеличения: я испытала всю эту гамму эмоций.

Насколько сюжет будет хорош для зрителей младших возрастов, говорить трудно. В этой, как и во всех последующих книгах, есть немало, скажем так, недетских сцен (нет, не сцен секса и отборного мата); в первой книге упоминается, как Роджер с Лирой учились курить или пить вино.

Мне кажется, что американцы прибегнули к названию "Золотой компас", исходя из того, что главный талисман истории - веритометр (в другом переводе алетиометр) - внешне напоминал компас. Но только внешне, потому что функции у него даже близко не те, что у нам привычного компаса.



Smile

Веритометр - это латинское название (veritas - истина); алетиометр - греческое (алетейя - истина). В итоге, у нас получается правдомер. На самом деле, стоит сказать Пулману, что он придумал занятное изобретение - после всех трёх книг мне бы хотелось иметь под рукой такой правдомер Уметь бы ещё им пользоваться. Прибор описывается как отдалённо напоминающий компас, только с четырьмя стрелками и крохотными картинками по кругу. При помощи трёх стрелок необходимо в виде картинок схематично задать вопрос, а четвёртая стрелка в дальнейшем, поочерёдно указывая на картинки, даёт развёрнутый ответ. Веритометр знает всё и никогда не врёт, другой вопрос, что лишь единицы способны его понимать.


Smile

Не менее интересны Пулмановские панцербьёрны - викинги в медвежьих обличиях

Северные медведи, сплошь покрытые металлической бронёй, которую они же сами изготавливают из метеоритного металла (обложка намекает).


Smile

Забавно, а мне всегда казалось, что рассказы о смертельности поедания печени северного медведя - это какая-то шутка. Теперь буду знать

В истории также есть ведьмы/ведуньи, но мне все три книги про них было ужасно скучно читать. Для меня в них нет абсолютно ничего интересного - это женщины, которые летают на сосновых ветвях, живут долго-предолго, могут влюбляться в обычных мужчин и даже выходить за них замуж, но если в таком браке родится сын - он не будет долгожителем, а если дочь - ей уготована судьба тоже стать ведьмой. Ведьмы мне показались ну очень занудными, общающимися исключительно философскими терминами и не вызывающими в моей душе никакого огня.

Герои на протяжении всей истории вызывают самые противоречивые эмоции, и в этом я вижу тоже свои плюсы. Мне нравится, когда персонажи совершают как хорошие поступки, так и ошибки.

Главная героиня - 11-летняя Лира Белаква. Персонаж славится тем, что обожает сочинять небылицы и врать на каждом шагу. Характерная черта, как оказалось, не самая бесполезная. Её деймон - Пантелеймон или просто Пан - неотрывно следует за ней; свою окончательную форму пока ещё не принял.

Йорек Бирнисон - бывший бронированный медведь, которого люди заманили к себе обманом, напоили водкой и отобрали доспехи. Бедняга теперь выполняет чёрную работу за шмат мяса и кувшин алкоголя. Потенциально надёжный союзник, но сначала надо решить, как бы ему вновь обрести свои доспехи.

Ли Скорсби - техасский аэронавт, чьё призвание - полёты на воздушных шарах. Человек, который на всё старается смотреть с оптимизмом и быть с людьми откровенным и прямолинейным. В будущем себя видит живущим на каком-нибудь ранчо, по вечерам покуривающий сигару и отхлёбывающий виски. Его деймон - зайчиха Эстер. Дама с характером.


Запомнился мне Джон Фаа - король цыган; из того, что я поняла, пока копалась в интернете, это реально существующий человек.

Лорд Азриэл - дядя Лиры Белаквы; чрезвычайно умён и авторитарен. Лира часто перед ним испытывает смятение, как будто оказалась в клетке со львом. Но Азриэл не тиран и не деспот.
Его альм Стельмария - красивейший снежный барс.
Азриэл человек науки, изучающий крайний север и конкретно северное сияние.
В книге это очень интересно назвали Аврора Бореалис.


Останавливаться более подробно на остальных действующих персонажах я лучше не буду во избежание спойлеров. Скажем так, читателю определённо будет, чему удивиться.


Стиль написания может показаться кому-то слишком простым и слишком примитивным. Он не блещет изысканными метафорами и сравнениями, но тот язык, что предлагается читателю, в достаточной мере способствует воссозданию картины в своей голове. И мне эта картина до безумия нравится! Мне нравится вид бескрайнего севера, нетронутой снежной пустыни, описания красот северного сияния, быта местного народа; мне нравится динамика описаний сражения, а также нахожу интересными и диалоги между героями (кроме, разве что, диалогов с ведьмами - ну слишком занудно они изъясняются) - почти все узнаваемы по своим характерным речевым манерам.

Есть несколько цитат, которые заставляют всерьёз задуматься.



Книга у меня имеется в традиционном "ручном" варианте; но чаще всего читаю я электронный - там мне перевод нравится гораздо больше.

Книги приобрела, считая это. не знаю, делом чести, что ли. Купила все три книги от издательства РОСМЭН. Мне кажется, что таких в продаже больше нет, если только с рук.

Получилось всё случайно - я в магазине увидела вторую и третью книги подешёвке. Купила с мыслью, что в другом месте докуплю и первую часть. Но, видимо, уже на тот момент книги потихоньку снимали с продажи. Первую книгу я выкупила с рук, причём для меня это оказался целый квест с потерей денег.


Следующий горе-продавец, тоже девушка из другого города, казалась адекватно: прислала реальные фото книги. На тот момент меня ничего не насторожило, а зря. У неё-то я и выкупила книгу; прождала неделю, пока она дойдёт до меня. И что же в итоге? Обещанная новейшая книга (за которую я в общей сумме отдала почти 600 рублей) была с отшибленными углами, истрёпанными краями страниц и в какой-то грязи.



Тогда-то я и поняла, что фотографии делались с выгодных ракурсов, где не видно дефектов книги. Девушка стала активно открещиваться "ничонезнаю". Хорошо, что в таких пабликах есть темы под названием "Чёрный список" - в ней я слила ФИО и адрес этого не совсем честного продавца. На будущее. Чтоб знал народ, с кем лучше не связываться.

Ну а я теперь вообще боюсь покупать книги от продавцов из других городов. Чур меня!

Плюсы и минусы

Я подведу итог этому немаленькому отзыву.

Начну с минусов:

  • возможно, слишком простой язык повествования, не насыщенный средствами художественной выразительности;
  • скучнейшая тема ведьм/ведуний;
  • почему "Золотой компас", если в оригинале "Северное сияние"?
  • на удивление адекватная главная героиня, у которой есть свой набор достоинств и недостатков и у которой проблемы не решаются волшебным взмахом руки;
  • интересно созданный мир, где есть деймоны - автор очень тонко и правдоподобно прописал эту систему, что написанному веришь;
  • много занятных изобретений, особенно веритометр/алетиометр;
  • идея с панцирными медведями тоже реализована на ура;
  • насыщенный сюжет, который для меня открылся лишь при повторном ознакомлении;
  • игра на чувствах - испытала много эмоций;
  • всё-таки, как по мне, заслуженно на третьем месте в списке "200 лучших книг";
  • большинство героев мало кого оставляют равнодушными;

Мои пять баллов первой части.

К прочтению рекомендую читателям всех возрастов, но всё же больше взрослой аудитории - мне кажется, что Пулман целился именно во взрослые сердца.

Читайте также: