Дар речи одна из самых удивительных и самых человеческих способностей мы настолько привыкли

Обновлено: 07.07.2024

О РУССКОМ ЯЗЫКЕ И СИЛЕ СЛОВА

Автор: Никитина Светлана

Светлана НИКИТИНА, канд. пед. наук,
доцент Омского государственного педагогического университета

Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем.
Н.К. Рерих

Велик и прекрасен русский язык — один из самых богатых языков мира. Говорящий или пишущий на нём, пользуясь его возможностями, может выбрать точные и нужные слова для передачи любой мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и глубокого.

«Истинно, великому народу дан и великий язык, — писал Н.К. Рерих. — Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка — санскрит праотец. Но на нём даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живёт для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи» 2 .

Дар речи, владение речью — одна из самых удивительных и самых необыкновенных человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен, загадочен. «Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (. ) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (. ) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения. но и нашей личности, нашей души, ума. » 3 — отмечает Д.С. Лихачёв.

«Мудр русский народ, — утверждал Николай Константинович. — На призрачные заверения он скажет: "Мели Емеля — твоя неделя", а не то сурово отрежет: "Говори, что хошь, а цена тебе грош!" (. ) Есть природная культура в русском человеке. Сколько мудрых речений, бывало, в деревнях наслышишься, а ведь нам много довелось с народом беседовать» 4 .

«. Русский язык жив. Он живёт для будущего». Именно об этом рассуждает в своей статье «Русский язык» Николай Рерих, поднимая в ней проблему сохранения красоты русской речи: «Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь» 5 .

Великий М.В. Ломоносов видел в нашем языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка» 6 .

Думается, что именно поэтому гениальный Н.К. Рерих, восхищаясь уникальностью родного языка, заявлял: «Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем» 7 .

И с этим нельзя не согласиться.

В чём же красота и мощь русского слова? В его действенности, в его силе.

. Будь осторожен, выбирая слово, —
Им осчастливить можно и убить.

Это не метафора, это реальность. Научные достижения последних десятилетий подтверждают это в полной мере. Известны эксперименты с растениями, которые подвергались воздействию слов яро негативного характера, после чего те или погибали, или мутировали (арабидопис). Доказано, что слово меняет и структуру воды: от злого, бранного слова она приобретает свойства, аналогичные ядам. В ходе экспериментов учёные пришли к выводу: с помощью слов и мыслеформ человек создаёт свой генетический аппарат.

На Востоке очень давно знали, что каждое произнесённое в повседневной жизни слово оказывает особый эффект. Ребёнка там всегда учат подумать, прежде чем произнести что-либо. Существует древнее поверье, что человек, много говорящий о своей болезни, питает эту болезнь, а человек, боящийся смерти, — её приближает.

Даже непроизнесённое слово обладает особой силой. И подчас проявление этой силы отложено до времени.

В античные времена греки выражали своё преклонение перед тайной силой слова в изречении «Имя есть судьба». Слово как продукт мысли формирует всё то, что нас окружает. Слово созидает или разрушает и самого человека. В буквальном смысле, как говорим — так и живём; что заявляем, то и имеем. Современными психотерапевтами и лингвистами определены группы слов, которые они назвали
«слова-кандалы» и «слова-крылья». Первые — разрушительны, могут вызывать болезнь («всю голову уже сломал», «много крови мне попортили», «лопнуло моё терпение» и даже «я худею» (худой — значит, дурной, плохой, больной)); вторые — созидательны, позволяют управлять собственной судьбой и жить радостно, с оптимизмом («я могу», «у меня всё получается», «я намерен»).

«Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет», — утверждал древнегреческий софист Горгий.

. Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Если человек твёрдо убеждён в чём-либо и всем своим существом верит в то, что произносит, — сила его слова многократно увеличивается. Но если человек к тому же ещё «живёт, как говорит», то его речь воспринимается словно живой огонь, она чиста, проста и убедительна.

«Слово пустое не даст ничего»,
Но если ты сердце вложишь в него,
Будет оно как костёр в ночи.
Не промолчи, не промолчи!
Дай людям свет, которого ждут,
И люди придут и путь свой найдут.

Сила языка — в его чистоте. К сожалению, мысли и слова людей часто не совпадают. Пустословие, ложь, осуждение и сквернословие — нравственные загрязнители речи.

Грубые слова, выражающие ненависть, пренебрежение, обладают негативным свойством разрушения гармонии: как душевного равновесия, так и физического здоровья. Совершенно обратным эффектом обладают добрые слова, подкреплённые радушием и любовью.

Не оскверни свои уста
Ни осуждением, ни ложью,
Иначе будет невозможно
Святое слово «Красота».
И устремись, чтоб твой язык
Лишь к чистоте речей привык.

Явление сквернословия можно охарактеризовать как заразное заболевание.

Вот что об этой нравственной проблеме думает великий гуманист и художник Н.К. Рерих: «Очень легко вводятся в обиход грубые, непристойные слова. Называются они нелитературными. Иначе говоря, такими, которые недопустимы в очищенном языке.

В противовес очищенному языку, очевидно, будет какой-то грязный язык. Если люди сами говорят, что многие выражения нелитературны, и тем самым считают их грязными, то спрашивается, зачем же они вводят их в обиход. Ведь хозяйка или хозяин не выльют среди комнаты ведро помоев или отбросов. Если же это и случится, то даже в самом примитивном жилье это будет названо гадостью. Но разве сквернословие не есть то же ведро помоев и отбросов? Разве сквернословие не есть просто дурная привычка? Детей наказывают за дурные привычки, а взрослых не только не наказывают, но ухмыляются всякому их грязному выражению. Где же тут справедливость?

Привычка грубостей, сквернословий и кощунства развита до такой степени широко, что её даже попросту не замечают. (. )

Никто не будет отрицать, что грубость вторгается очень незаметно. Давно сказано — "сегодня маленький компромисс, а завтра большой подлец". Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью. Невозможно представить себе ничто более бессмысленное, нежели сквернословие. (. )

Разве так уж трудно не грубить, не сквернословить, не проявлять бессмысленную жестокость? Вовсе не трудно. Но среди просветительных учреждений, от низших до высших, от младших до старших, всюду должны быть отставлены все признаки грубости» 8 .

Е.И. Рерих писала: «У меня одна молитва — это чтобы Россия оберегла свою чистоту и не заразилась бы язвою пошлости и растления, разъедающей целые страны. Будем бороться всеми силами духа с пошлостью, с легкомыслием в мышлении и во всех жизненных проявлениях и утвердимся на несении подвига» 9 .

Некоторые полагают, что стихия языка неподвластна человеку, что невозможно изменить социально укоренившиеся языковые привычки. Однако история нашего языка знает много примеров его преобразования благодаря сознательному и активному отношению отдельных людей и всего государства. Ведь мы не просто пассивные носители языка, мы его исполнители, живые наследники его духовных сокровищ. И беречь русский язык не значит только то, что следует его охранять от грамматических ошибок, но и то, что нам необходимо глубоко задуматься над его громадными возможностями и опасностями, воспитать в себе чувство ответственности за каждое произносимое слово, которое пришло в нашу речь живым свидетелем тысячелетней истории. Тогда сила языка, понятая широко, явит нам всю красоту и мощь мысли человеческой, поможет донести сквозь века высокие идеи неискажёнными, святые идеалы незапятнанными.

Да, русский язык прекрасен. И именно мы должны стремиться к тому, чтобы сохранить чистоту нашего языка. Разве подлежит сомнению, что «на нём скажут лучшие мысли о будущем?»

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

1 Доклад на конференции СибРО, посвящённой 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в Сибири (с. Верхний Уймон, 6 – 7 августа 2016 г.).

2 Рерих Н.К. Русский язык // О Вечном. М., 1991. С. 52.

4 Рерих Н.К. Новый год // Листы дневника. Т. 3. М., 2002. С. 332.

5 Рерих Н.К. Русский язык. С. 52.

7 Рерих Н.К. Русский язык. С. 53.

8 Рерих Н.К. Жестокосердие // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 432 – 433.

9 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М., 2007. С. 186 (16.08.1944).


Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

«Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и тотчас все мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?!» (В.П. Морозов2)

Из этого высказывания следует, что в речи равно участвуют и акустический, и двигательный центры коры головного мозга. Первый помогает определять звуки речи, отличая их от других, а также является хранилищем нашего словарного запаса. Другой центр руководит органами речи, заставляя их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. В речемыслительном процессе, помимо двух основных, участвуют и другие участки коры головного мозга. Однако следует признать: механизм речи человека необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Обратимся к основному средству изучения смысла слов – словарю – и выявим совокупные значения слова речь (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Систематизация словарных значений слова речь

Р Е Ч Ь К А К Обобщающее значение Словарные смыслы
Проявленный язык Звучащий язык; слово; связанные слова, в коих есть смысл, предложение; разновидность или стиль языка
Способ, способность Способность говорить, говорение; способ выражения, произношения
Взаимодействие Разговор, беседа; публичное выступление; проповедь, наставление, поучение
Мысль Смысл говоримого; рассуждение, объяснение, изложение; высказываемое кем-либо

Итак, речь – проявленный язык («без вещественных средств этих, в вещественном мире, дух ничего сделать не может, не может даже проявиться»), тот самый «компьютер», который вмещает в себя информацию, запускаемую пользователем – языком. Речь – это врождённая способность, бесплатно полученный дар, талант, который можно развить и необходимо преумножить; один из инвариантных способов существования человека, его жизненной реализации, критерий нашего развития, прежде всего духовного.

Отсюда следует удивительный вывод: речь – это всегда взаимодействие (табл. 1.5), не однонаправленное действие, а всегда – взаимо (т. е. взаимно) со всем окружающим миром. При этом каждый должен общее понятие мир расшифровать самостоятельно. Что это: другой человек, природа, культура, наконец, я сам? Как проводками, своей речью каждый из нас связан со всеми окружающими системами. Речь – своего рода лакмусовая бумажка, показатель работы мышления человека (чело-века), о чём свидетельствует известное изречение: не ясна мысль – не ясна речь.

Расширить смысловое пространство слова речь помогает система однокоренных слов, представленная в табл. 1.6.

Таблица 1.6

Варианты корня слова речь

Варианты корня -реч- -рек- -риц- -рок- -роч- -рош-
Однокоренные слова Изречь наречь наречие речевой речь речистый отречься обречённый обречь Изрекать нарекать обрекать нарекание зарекать зарекаться, пререкаться непререкаемый упрекать Нарицать прорицать отрицать порицать Рок пророк отрок урок нарок ненароком срок зарок оброк роковой порок Срочный нарочный нарочно нарочито отроческий приурочить пророчество отрочь оброчный порочный урочить Понарошку

Обратим внимание на то, что слова речь и рок (судьба, несчастливая судьба) одного корня, обозначающего, по сути, одно и то же. То есть любое наше слово, даже мысль влияет на нашу судьбу, формирует ее, является причиной, например, порочности. Недаром В.И. Даль писал, что «причины в невидимом мире» (мире наших мыслей, идей, ценностных ориентаций и пр.), «следствия – в видимом». Слово речь вбирает в себя и все возможные виды общения от наименования (наречь, рекло – имя по святцам, кроме данного при крещении) до упрека (урекать) и пререканий; время (срок) и предназначение, миссию (нарок); однокоренным речи являются даже названия людей: пророк, отрок, нАрочный.




Таким образом, то, что доказала современная наука (человек – текстовая структура), всегда содержалось в самом языке: в системе однокоренных слов, в их исконном лексическом значении.

Слух и речь – две части единой системы общения и взаимопонимания людей, которая включает как вербальные средства общения (слова), так и невербальные (жест, мимика, интонация голоса и др.).

К числу невербальных средств относится и язык эмоций, т. е. эмоциональная экспрессивность речи, пения, музыки и соответственно – эмоциональный слух как способность к восприятию и пониманию языка эмоций.

Термин язык эмоций, применявшийся ранее в метафорическом смысле для обозначения эмоциональной экспрессивности речи, к настоящему времени приобрел статус научного понятия, в связи с выявлением объективных особенностей голоса (динамика высоты, силы, темпа, ритма), обуславливающих восприятие эмоций.

Термин эмоциональный слух (ЭС) впервые предложен автором этих строк в 1985 году (Морозов, 1985 б ) и экспериментально-теоретически обоснован в значительном числе предыдущих и последующих работ автора, его сотрудников и коллег (Речь и эмоции, 1975; Морозов, 1965, 1978, 1985 а , 1994, 2009 в ; Морозов, Люсин, Есин, Ямпольский, 2005; Автушенко, 2010 и многие другие). По результатам психометрического анализа, данный тест характеризуется высокой дифференцирующей способностью, ретестовой надежностью и валидностью. Автором и Институтом психологии РАН получен патент РФ на «Способ оценки эмоционального слуха» (Морозов, 2004).

Основными базами изучения нами акустических и психофизиологических основ языка эмоций были: Институт эволюционной физиологии им. И. М. Сеченова АН СССР (1959–1986) и Институт психологии РАН (1987–2016). Параллельно изучение языка эмоций на модели вокальной речи (пения) было начато нами еще в 50-е годы в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1960 г. – в организованной в ЛГК Лаборатории певческого голоса. Зав. лаб. – В. П. Морозов). В 80-х годах мы изучали эмоциональный слух на базе Ленинградского института театра музыки и кинематографии с применением теста, полученного методом актерского выражения эмоций при участии известного актера театра и кино Олега Басилашвили и другими методиками.

С 2002 года работа по этой теме была продолжена нами в Академии театрального искусства – ГИТИС (по приглашению зав. кафедрой сценической речи, профессора И. Ю. Промптовой и с участием доцента И. А. Автушенко), а по вокальной речи – в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (1987–2016), с 1991 года на Кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов (зав. кафедрой – профессор В. Н. Холопова) и в дальнейшем – в Научно-исследовательском центре музыкальной информатики (зав. кафедрой музыкальной информатики – профессор А. В. Харуто). ЭС студентов-вокалистов мы изучали на кафедре оперной подготовки в сотрудничестве с профессором В. Ф. Ждановым, доктором искусствоведения И. И. Силантьевой и доцентом Ю. Г. Клименко.

Из многих опубликованных работ автора (за период 1955–2016 гг.) по проблеме эмоциональной экспрессивности речи и эмоционального слуха (часть из них указана в разделе «Литература») для данной книги выбрано 16 статей, изданных в 1964–2016 гг. в основном в трудах Московской гос. консерватории и Института психологии РАН.

Соавторами некоторых статей, представленных в данной книге, выступили мои коллеги и сотрудники, работавшие со мной в разные годы. Статьи в соавторстве приводятся в сокращенном виде, а некоторые – с дополнениями с позиций современных представлений о рассматриваемых проблемах.

Общий объем моих статей в соавторстве составляет менее 10 % от общего объема книги, тем не менее, я привожу данные статьи в знак моей признательности уважаемым коллегам за помощь в экспериментальных исследованиях проблемы эмоций.

Авторы статей и первоисточники их опубликования указываются в подстрочном примечании к каждой статье. В некоторых случаях названия статей в монографии, по сравнению с первоисточником, приводятся в сокращенном или частично измененном виде, более соответствующем тематике данной монографии.

Избранные статьи условно можно разделить на три группы.

В первой части представлены семь статей по акустическим, физиологическим и психологическим основам образования и восприятия речи и пения.

Во второй части – семь статей по экспериментальному изучению эмоционального слуха, его психофизиологической природы и особенностей у людей разных возрастных и профессиональных категорий.

В третьей части – две итоговые статьи последних лет по проблеме языка эмоций и эмоционального слуха.

В заключительной статье «Искусство и наука – вехи истории и проблемы творческого союза», написанной автором в качестве заключения к данной монографии, кратко рассматриваются основные этапы исследований автором и его сотрудниками языка эмоций и эмоционального слуха в искусстве пения и речи, обосновывается целесообразность применения метода актерского выражения эмоций для оценки эмоционального слуха, комментируются психофизиологические основы резонансной теории и техники голосообразования, характерной для мастеров вокального искусства.

В целом книга носит научно-практический и учебно-методический характер, восполняет дефицит научной и вокально-методической литературы по этой теме. Адресована психологам, вокальным и речевым педагогам, лингвистам, физиологам и акустикам речи и всем интересующимся проблемами языка эмоций в науке и жизни.

В заключение считаю своим долгом поблагодарить моих уважаемых соавторов некоторых статей, сотрудников и коллег, которые в разные годы содействовали автору в исследованиях этой малоизученной и вместе с тем психологически весьма значимой научно-практической проблемы эмоций.

Но изучение языка эмоций продолжается; он таит в себе еще немало загадочного и неизведанного.

В. П. Морозов

I. Язык эмоций в жизни и науке

Чудесный дар природы

Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас же все эти мысли и чувства становятся доступны этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение! Как же это происходит? Какие законы акустики, физиологии, психологии лежат в основе этого обыденного для нас чуда природы?

Чтобы получить ответы только на часть этих вопросов, наука прошла долгий исторический путь, отмеченный вехами крупнейших открытий и многочисленных теорий речевого процесса. Над изучением многогранной проблемы речи сегодня во всем мире работают десятки научных лабораторий и тысячи самых разнообразных специалистов. Однако природа таит здесь еще немало загадок для исследователей. Одна из них – проблема языка эмоций.

Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый и торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Говорящий человек передает слушателю информацию двух основных категорий. Во-первых, мы узнаем, ЧТО говорит человек, какие произносит слова. Это смысловая или семантическая информация. Поскольку она выражена словом, то ее называют вербальной (т. е. словесной) или лингвистической (языковой) информацией. Во-вторых, вместе со словом – по тому, как говорит человек, – слушатель получает множество сведений о самом говорящем, его отношении к предмету разговора, к слушателю и даже к самому себе. Все эти виды информации в значительной мере не зависят от того, ЧТО говорит человек (какие слова произносит), и потому обозначаются термином экстралингвистическая (т. е. неязыковая, внеязыковая) или невербальная информация.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 628
  • КНИГИ 655 162
  • СЕРИИ 25 076
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 046

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

доктор философских наук,

профессор С. А. Сидоров

© Общество «Знание» СПб. и

Ленинградской обл., 2004

ISBN 5-7320-072"-0 © А. П. Панфилова, 2004

Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9

Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9

вия в профессиональной деятельности

Глава 2. Виды общения 20

Глава 3. Характеристики делового общения 23

Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33

Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49

Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75

Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91

Глава 8. Ответы на вопросы 97

Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114

Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166

Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177

Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194

Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195

Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208

Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213

Раздел III. Формы деловой коммуникации 232

Глава 1. Деловой разговор 233

Глава 2. Деловая беседа по телефону 253

Глава 3. Деловые совещания 263

Глава 4. Пресс-конференция 279

Глава 5. Деловые переговоры 293

Глава 6. Торги 324

Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343

Глава 8. Публичная речь 381

Глава 9. Презентация 400

Глава 10. Самопрезентация 409

Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою

мышления специалистов в деловой сфере 429

Глава 1. Обучающие игры 430

Глава 2. Методы генерирования идей 438

Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453

Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470

Библиографический список 492

Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и

менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему

посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему

велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению

(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает

появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой

коммуникации, весьма актуальным.

В книге широко использованы достижения отечественной и

зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания

автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных

отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и

Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются

практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.

Несомненным достоинством книги является насыщенность

практическими материалами, помогающими освоить описанные в

теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.

Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает

на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как

формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как

выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как

критиковать, как говорить комплименты и т. п.

Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные

стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке

и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд

собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”

(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые

беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.

Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и

интересно изложить современное научное представление о деловой

коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности

целенаправленной человеческой деятельности на практике.

Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не

только учащимися, но и действующими практиками: юристами и

психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и

специалистами по связям с общественностью - всеми, кто по роду своих

занятий постоянно вступает в деловое общение.

Желаю, чтобы эта книга - плод многолетнего самоотверженного

труда - нашла достойного, внимательного и благодарного читателя.

Заслуженный деятель науки России,

доктор технических наук,

профессор В. А. АБЧУК

Взаимоотношения специалистов в профессиональной

деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.

Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%

управленческих решений принимаются руководителями в устной

J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения

можно сказать, что характер деловых контактов оказывает

решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на

успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-

конференций и дискуссий, торгов и презентаций?

Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-

ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика

преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной

деятельности” для руководителей и специалистов самых разных

отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и

фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в

авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и

бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также

руководители государственного аппарата, профсоюзных и

партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий

специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и

психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и

эклектика в использовании форм и методов делового

Овладение основами деловой коммуникации позволит

специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные

стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и

сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных

последствий решений при ведении переговоров и

консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование

рациональных программ делового общения, адекватных

коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в

деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их

репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия

на основе алгоритмов коммуникативного поведения, - все это

разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся

рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к

эффективной реализации намеченных целей и программ.

Замысел книги - показать коммуникацию как уникальный, специфический вид деятельности, без которого невозможно стать

Читайте также: