Crusader kings 3 самые сложные

Обновлено: 06.07.2024

Здравствуйте! Листал список игр Game Pass и наткнулся на стратегию, о которой мне все уши прожужжали друзья и знакомые, а я всё не слушал их, ибо с детства предпочитал игры от третьего лица и шутеры разным симуляторам и стратегиям. Даже Dark Souls мне казался и кажется не таким и сложным, потому что управление предельно понятное и адекватное, надо лишь довести до ума попадание в тайминги и прочее, а тут совсем новая механика, которая с первого взгляда мне напоминает миллиард столбцов экселя с разной информацией, которую надо всегда учитывать и держать в уме. А может быть я не прав, потому и решил обратиться к вам )

Первые часов 5 сложно, но в принципе игра дает подсказки, если есть время - можно разобраться до уровня "что-то то понимаю, но тонкие материи остаются недоступными", потом чем больше играешь, тем понятнее становится. Моя первая игра такого плана, пока очень нравится.

звучит довольно просто. во второй что-то похожее или хуже?
меня просто забросило в 10 век за Отто, и буквально за неделю игрового времени мое государство расколось нахрен, а я так охуел, что закрыл игру.

буквально за неделю игрового времени мое государство расколось нахрен, а я так охуел, что закрыл игру

Ну и зря. Это нормальное явление. Ты играешь не за "государство", а за правителя. Сегодня раскололось, завтра померла тётушка и ты унаследовал три короны. Всякое бывает.

наверное из-за того, что не люблю проигрывать :/
но больше мне не понравился факт того, что надо столько всего контролировать, есть миллион рычагов управления ходом события, а я не понимаю, что какой-либо из них вообще делает ред.

Но это не проигрыш в игре. Проигрыш - смерть всей династии. Например, сегодня у тебя отжал королевство брат, а через 20 лет твой сын унаследовал от этого же брата (своего дяди) всё обратно.

да, я знаю.
я имел ввиду, что не люблю проигрывать в более глобальном смысле. то есть даже мелкие проигрыши меня выбивают из колеи.

хотел бы также спросить у знающих, есть ли менее болезненные способы изучить механики, где тебя не бросает в гущу событий, предполагая, что ты уже грандмастер шахмат. т.к. я себя почувствовал, словно меня усадили за штурвал падающего самолета (ясное дело, не имею малейшего понятия, какой тумблер за что отвечает в этой чертовой металлической птице)

Для начала, пройди обучение. Оно тут очень толковое и ознакомит с необходимым базисом.

Далее, не пытайся выбрать сразу игру за какого-то влиятельного, мощного правителя, типа византийского базилевса, иначе закопаешься в куче механик, соседей и огромном числе вассалов. Начни с толкового вождя с максимумом полезных скиллов и мирными соседями. Как по мне, Рюрик очень даже хороший вариант.

Не пытайся сразу всё реформировать и перекроить. Посмотри, в чём хорош твой правитель и понемногу это используй. Хорош в войне - захвати графство у СЛАБОГО соседа, хорош в интригах - шантажируй двор, хорош в управлении - построй пару-тройку улучшений в баронствах.

Нельзя быть одновременно хорошим во всём, поэтому оставь другие аспекты своим наследникам, которые будут хороши уже в них.

Crusader Kings - одна из самых популярных и важных серий для компании Paradox, которая является сейчас главным производителем жанра глобальных стратегий-песочниц.

Именно в такой формулировке, с приставкой "песочница", потому что обычных глобальных стратегий в мире хватает. Но вот то, что предлагает Paradox - уникальный опыт, который стоит попробовать каждому.

Во вторую часть Crusader Kings я наиграл буквально сотни часов. Написал о ней просто огромное полотно текста, описывая все впечатления от игры, удивление от каждого "ого, и такое возможно".

Пробовал даже пройти весь отведенный исторический срок за одну династию от начала до конца. Тогда записывал стримы с этой партией и она получилась невероятно долгой. Почти двадцать частей с огромным хронометражем. Пробовал даже пройти весь отведенный исторический срок за одну династию от начала до конца. Тогда записывал стримы с этой партией и она получилась невероятно долгой. Почти двадцать частей с огромным хронометражем.

В плане основной несущей идеи игра совсем не изменилась. Парадоксы редко меняют суть игр, предпочитая медленно и методичны дорабатывать их. Поэтому главная суть игры до сих пор прекрасно описывается словами о второй части.

Помнил о королях только то, что есть наследственная монархия? Думал, что корона передается старшему сыну. Так оказывается это где-то в самом конце прокачки, до которой тебе переть еще сотни лет развития. Да и не король ты еще, а просто местный вождь-голодранец.
Думал о мифическом благе государства, которое еще никто не основал, так тебя зарезали собственные подданные. Наплодил детей побольше — они передрались за наследство. Сделал одного наследника, так он заболел и умер, а потом и ты умер. Конец игре.
В этом всё великолепие эпохи и этой игры, которая прекрасно заставляет тебя пятым местом почувствовать все прелести времени.
Игра, конечно, великий подарок для неуча. Если он ее освоит, то ему будет множество великих открытий как о истории, так и о жизни.

Вот это прекрасное чувство того, что ты играешь в средние века, а не какие-то другие, передалось полностью в новой части игры. До сих пор удивляет, как такая простая идея - сделать игру за династию по всем правилам средневековья - может так сильно менять ощущения от стратегии.

Сразу скажу, для тех кто не играл, главное отличие от второй части - анимированные 3D-модели вождей и интерфейс. Причем самое главное здесь - интерфейс.

Я не могу полностью с нуля оценить насколько лучше стал интерфейс, но ясно вижу одно - он стал лучше. Потому что самое ужасное, что было в играх Paradox всегда - это невменяемый интерфейс. Во второй части практически неделя мне понадобилась, чтобы хоть как-то освоится в интерфейсе. Здесь я четко вижу по друзьям, видео и стримам, что люди осваиваются достаточно быстро.

Однозначный плюс, надеюсь благодаря этим нововведениям игра станет еще популярней, чем раньше.

В серии Crusaders Kings всегда было хорошее понимание истории. Играя за Рюриков, я параллельно слушал аудиокниги по истории. И в процессе начал понимать, что совершенно ненамеренно мои действия совпадают с историческими событиями. Завоевания, перенос столицы в Москву, битвы с тевтонцами. Сам геймплей устроен так, что история пытается повторить сама себя. Сейчас не могу оценить, насколько новые игровые механики соответствуют "историческим нормам", не наиграв сотню часов, но пока претензий в этом плане нет.

Про механики детально не упоминаю, потому что считаю, что все эти изменение не самые важные и очень скоротечные. Сейчас CK3 выглядит бедноватой в плане механик по сравнению с CK2, которая развивалась годами и получила десятки DLC развивающих механику.

Но это нельзя назвать минусом. Сейчас лучшее время, чтобы новичку вникнуть в мир стратегий-песочниц от Paradox.

Потому что все дополнительные механики нужны, когда ты уже досконально разобрался в основах игры. Понял, что вассал твоего вассала не твой вассал, так сказать. Если начинаешь с нуля, то все эти дополнительные механики только излишне усложнят.

Дело в том, что стратегии Paradox развиваются и существуют по схеме, больше напоминающей игры-сервисы. Вначале играешь десяток другой часов, рассматриваешь мир и изучаешь со всех сторон. Разок за степные племена, за викингов, разок средневековую Европу. Удивляешься и изучаешь многогранный средневековый мир со всех сторон, потому что в итоге оказывается, что в разных в разные эпохи игра чувствуется совершенно по разному.

Например, за викингов игра напоминает варгейм с постоянными битвами. В перенаселенной Европе, где все друг другу родственники, это сплошные интриги и браки по расчету.

Но как бы не были разнообразны все эти развития событий, спустя всего сотню часов всё приедается (для стратегий подобного плана небольшой игровой срок). Слишком много повторов, ты осваиваешь механики и легко побеждаешь, что уже самому приходится придумывать, чем бы себя развлечь. Построить Римскую империю или сделать Ирландию русской? Вариантов много, но это уже этап, когда игра становится предсказуемой.

В этот момент как раз выходит новое DLC, которое освежает впечатление от игры. Добавит новых механик, сценариев и сценок, доработает и переделает старые. Вот тогда захочется играть снова, как в первый раз.

Именно таким способом в игре можно будет потратить сотни часов.

Попробовал совместить все самые развратные догматы вместе Попробовал совместить все самые развратные догматы вместе

Из новых моментов, меняющих ощущение от игры - смешных моментов стало больше. Чего только стоит новая возможность создать свою собственную религию, в которую можно добавить разрешенный блуд, измены, похоть как добродетель, инцест и каннибализм. Или даже пусть все исповедующие твою религию ходят голые.

Понятно, что это добавлено больше для веселья, в серьезных играх такое вряд ли кто будет использовать. Мороки ради собственной религии много, а бонусов от таких забавных реформаций мало.

Другой момент - возможность включить при создании игры вездесущую толерантность. Не думаю, что на такую антиисторическую толерантность будет кто-то жаловаться, ведь она чисто опционально. Тем более, что она тут получилась такой смешной и забавной, что даже самому иногда хочется включить матриархат вначале игры.

Наконец-то, в сентябре, вышло продолжение моей любимой стратегии, продолжение игры, в которой я провел тысячи(!) часов. Игры, в которой я создавал Российскую империю и создал Славянский Союз, в которой провел реконкисту на пиренейском полуострове, в которой возродил Несторианство в Персидской империи и успешно вытеснил Индуизм из Индии, и все это в круговороте интриг, мистики, нашествии монголов и банальнейшей борьбы с наглыми родственниками. Думаю, у каждого игрока в CK2 надуться свои уникальные воспоминания, о которых всегда интересно рассказать.

Тем не менее, в новую часть я наиграл уже более сотни часов, и уже достаточно ознакомился с нововведениями. CK3 на старте уже выгодно отличается от предшественницы, и давайте обсудим в чем именно.

1. Огромное количество контента на старте.

Начнём с фундаментальных моментов. Очень приятно осознавать, что Paradox трепетно относится к наследию второй части, и выпустила игру, в которой уже включено множество контента, который был доступен раньше только в платных DLC. Покупая CK3, вы сможете играть за любого правителя, в независимости от его религии, карта стала еще больше, Индия и Сибирь присутствуют, а также добавилась часть центральной Африки, можно создать свою конфессию, с приличным редактором настроек и условий; и т.д. Напомню, что раньше все это было доступно в только в DLC, то сейчас со старта игра выглядит живой, а не каркасом для будущих дополнений, как это было с Imperator: the Rome.

Crusader Kings 3 – это симулятор игры престолов, поле бесконечных экспериментов и потрясающий генератор забавных историй. Молодой проект, наследник серии Crusader Kings, король своего жанра, но без DLC — это голый король. Попытаемся пофантазировать, какие механики стоило бы добавить в DLC.


Серия игр Crusader Kings уже давно радует фанатов по всему миру. Каждое дополнение вносит особенности, а иногда и в корне пересобирает механику игры. Вышедшая недавно Crusader Kings 3 все поменяла. Что ни говори — новая часть. Игроку предлагаются новые варианты по взаимодействию с другими персонажами, как правителями, так и простыми NPC.

Разработчики Crusader King 3 действительно сделали все возможное, чтобы облегчить игрокам жизнь. Здесь есть неплохая обучающая партия, крайне удобная система иерархических всплывающих подсказок, встроенная энциклопедия и множество прочих фич и деталей.

Игрок сколько угодно может развлекаться с вассалами, но если вручил подданному новые земли — можешь с ним попрощаться. Эти земли хоть и в государстве, ничего с ними сделать нельзя, разве что проспонсировать постройку здания. Но прибыль и бонусы пойдут текущему правителю этих земель.

И остается с грустным взглядом смотреть, как вассал на склоне лет или его потомки ввязываются в заведомо проигрышную войну или начинают чудить так, что у них во владениях маршируют туда-сюда толпы чужаков, обозленных крестьян или разбойников.

Внутренняя политика и советники

Первая опция, на которую стоило бы обратить внимание — это перебалансировка совета. Сделать отдельно совет государства и помощников правителя.

Правитель занят внешней политикой (с кем и против кого союзничать) и войнами (как защищаться и на кого нападать). Помощник-дипломат съездит в далекую страну и заключит договор — ну не царское это дело ездить по чужим странам и договариваться с сомнительными правителями. Помощник-военный командует армией, пока правитель занят политикой. Так по каждому помощнику.

А вот совет государства занят внутренними делами страны. Военный советник подавляет восстания на территории страны и вассальных территориях. Порядок должен быть обеспечен. И плевать, чей вассал, раз в составе великой империи — или быстро прибери, где намусорил, пока другие не заметили, или отойди и не мешай, пока взрослые дяди и тети решают как разгрести Авгиевы конюшни.

Также военный советник — первая линия защиты против грабителей, мародеров или вражеских войск. Помощник-дипломат договаривается с заморским правителем о военном или торговом союзе, советник-дипломат успокаивает влиятельного вассала. Влиятельный вассал желает место в совете? Назначить его на должность будет безопасно: продолжит взаимодействовать с другими вассалами в государстве и не будет лезть во внешнюю политику.

Это позволит разнообразить игру. Нравится завоевывать новые территории — записывайся в правители и вперед, на покорение новых владений. Нравится участвовать в сражениях, но не нравится заниматься экономикой — смело вступай в военные советники в крупной державе. С кем воевать, найдется. А если питаете страсть к интригам, но не нравится ни воевать, ни считать медяки, то место тайного советника в крупной державе — это то, что надо.


Дома великих родов

Также в Crusader Kings 3 расширили механики семейных отношений. Добавили механику наследования династий. Но наследие — это не только записи в старых свитках о подвигах предков. Наследие — это величественные здания (например, чудеса света или артефакты), это традиции, которые передавались из поколения в поколение и на которые стали равняться за пределами династии, возведя в ранг «так правильно» или «великие поступают так». Великие дома основывают общественные институты, которые со временем станут частью государства, а иногда и сами становятся государствами.

В механике торговых республик Crusader Kings 2 центральное здание — это поместье для игрового персонажа и его семьи. В торговых державах было мало места, чтобы владеть отдельными землями, потому как торговая республика это город и территория рядом.

Поэтому семьи владели большими поместьями и маленьким садиком при доме в рамках города, где и жили. И это здание улучшалось укрепленными стенами, воротами, наемом стражи и добавлением новых комнат.

Аналогично можно поступить и с наследиями династий в Crusader Kings 3. Они получат некий вариант родового замка «Родовое гнездо», это может быть как замок на карте, так и некая виртуальная область вроде городского поместья.

Постройки для развития навыков

В этом родовом замке или поместье строятся новые объекты. Например, библиотека, по мере развития которой ее слава будет шириться далеко за пределами владений.

Новые представители рода смогут учиться в родовой библиотеке, получая постоянный бонус к образованности, а раз в пять лет в библиотеке будут проводиться собрания великих ученых. Реализовать собрание можно отдельным событием, поучаствовав в котором, игрок получает прибавку к образованности до следующего собрания или получает дебаф, вступив в дебаты с прокачанным персонажем и проиграв.

Так же в военном деле — например, построив поля для рыцарских турниров. Молодые там тренируются, а взрослые участвуют в рыцарских турнирах. Это дает доход с посетителей и великое уважение, если турнир удался на славу.

Великая семья строит торговую биржу и получает развитие торговых навыков, деньги и почет.

Так же в владениях строится филиал родового замка и аналогичные постройки с частью мощи соответствующей постройки в родовом замке. Проще сказать: если нет великой библиотеки, то нет и библиотек поменьше.

С каждого строения в родовом замке получается увеличение навыка при обучении ребенка, бонус к навыку за посещение строения в ходе ивента или дополнительный бонус за турниры.


Семейные «тайные общества»

Через меню родового замка взаимодействуем с представителями династии — как в механике тайных обществ из предыдущих частей.

Совет династии поделен на ранги, где одни влиятельнее, чем другие. Можно изгонять неугодных членов семьи. При этом лидер династии может, используя свой авторитет, вернуть изгнанных или изгнать новых.

Представители династии, стоящие выше по лестнице иерархии, могут, при наличии достаточного авторитета и власти, отдавать приказы другим членам семьи. Даже те, которые заключили брак и живут за пределами страны, выполнят распоряжения тех кто выше по рангу.

Например, одна из родственниц стала женой правителя другой страны. Если игрок обратится и попросит повлиять на мужа — помочь государству игрока в грядущей войне или заключить союз — решение будет зависеть от личного отношения к персонажу. Но если игрок стоит выше или является руководителем династии и отдаст аналогичный приказ через меню династии, то приказ будет исполнен куда охотнее и старательнее.

Как и в государстве, в династии прописаны законы или доктрины, которые регулируют, как стать лидером династии или какие приказы будут выполнены, насколько и в какие сроки. Ведь за неповиновение члены семьи будут изгнаны и лишены преимуществ и бонусов.

Великие империи и Гранд-императоры

И в качестве бонуса. Чем являются игры компании Paradox Interactive, помимо попытки воссоздать исторические события или поиграться в альтернативную историю?

Игры Парадоксов — это кружок юного маляра. В CK3 весомую часть времени игрок занят покраской карты в свои цвета. Но при этом игрока искусственно зажимают в рамках определенных территорий. Половину игры присутствует закон наследования — равный раздел, когда дети получают равные куски государства родителей.

В игре максимальный ранг правителя — император. Но если в государстве территориально включено несколько империй, то правителю приходится выбирать, императором каких земель быть. При правлении можно не создавать императорские титулы на остальные земли, став императором признанных земель и остальных входящих в состав государства. И вроде нормально.

Но когда на трон взойдет новый император, а в правах наследования будет равный раздел, то неожиданно выяснится, что игра автоматом сделала новые титулы императоров и раздала наследникам.

Минуту назад была держава на пол-карты, а стала раз в пять меньше — вот это поворот!

Стоит добавить новые ранги титулов. Собрал пять императорских титулов — получи ранг «Великий император» (к примеру, «Великий император Восточной Европы» или «Великий император Западной Европы»). А потом, собрав три ранга «Великий император», получить ранг «Гранд-император». И получить за это ачивку — «Захвати полмира».


Послесловие

Каждый игрок может заняться тем геймплеем, который больше нравится. Осталось дело за малым — подождать, пока эти опции добавят разработчики.

В мире Crusader Kings 3 малые государства могут поглотить соседей и стать крупными, а крупные могут распасться на множество мелких держав… Но куда приятней, когда этот процесс более управляем и менее рандомен. А неожиданностей игра вам подкинет и так, только успевай разгребать.

Читайте также: