Council совет федерации

Обновлено: 08.07.2024

завершён! Повестка была очень насыщенной. На церемонии открытия ЕЖФ-2021 выступил Президент России Владимир Путин, рассказав о важной роли женщин в эпоху новых реалий. В течение дня участники обсуждали вопросы решения актуальных проблем повестки мира и доверия, и что в этом плане могут предложить женщины, как расширить их участие в быстрорастущих секторах экономики. Большое внимание было уделено теме женщин-учёных: насколько сильно растёт их уча

В Санкт-Петербурге в Таврическом дворце торжественно открылся Третий Евразийский Женский Форум

. На церемонии выступил Президент РФ Владимир Путин. Глава государства отметил, что современный, динамично меняющийся мир ставит перед обществом, перед государствами новые задачи. «В их решении женщины играют всё более весомую роль», — добавил Владимир Путин. Пленарное заседание «Женщины: глобальная миссия в новой реальности» открыла Председатель СФ, Председатель Межпарламентской Ассамблеи государств-у

подошёл к концу. За сегодня мы узнали, как реализуется программа активного долголетия, а также, как женщины способствуют изменению информационной повестки в медиапространстве, их роль в решении задач по изменению климата и насколько проактивная женская позиция влияет на укрепление взаимоотношений между государственными и общественными институтами. Это только начало! Завтра нас ждут новые не менее интересные дискуссии, «круглые столы», семинары и

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.

Регламент Совета Федерации

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Историческая справка

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 — от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 было предусмотрено, что в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации — представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи со вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», расширены состав и полномочия Совета Федерации, изменены требования к сенаторам Российской Федерации.

Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации — на срок полномочий соответствующего органа; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (в качестве таких сенаторов Российской Федерации могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности).

Федеральным законом установлены общие требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Кроме того, установлены ограничения, препятствующие гражданину быть кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации.

К кандидату для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации установлено дополнительное требование, согласно которому кандидатом может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. Определен перечень исключений из этого требования.

Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

Наделение полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может быть подано однократно.

Сенаторы Российской Федерации — представители Российской Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет.

Расширение представительства Совета Федерации позволяет эффективнее обеспечивать баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Новый Год

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений — от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече — собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Владимир Золотов

Сенаторы в ходе 494 заседания Совета Федерации объявили о присоединении к участию во Всероссийской акции «Елка желаний». Мероприятие направлено на то, чтобы в предновогодние дни как можно больше людей поверили в чудо.
Показать полностью.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко пригласила всех законодателей исполнить желания и поздравить детей из регионов, которые они представляют.

Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова отметила, что не все дети могут встретить новогодний праздник дома. «Некоторые из них вынуждены находиться под постоянным наблюдением врачей, в онкологических диспансерах и других медучреждениях. Особенно важно, чтобы в этот замечательный праздник было исполнено желание этих ребят. С сегодняшнего дня и до 24 декабря мы приглашаем всех сенаторов присоединиться к нам».

В течение недели законодатели будут снимать с виртуальной елки новогодние шарики, в каждом из которых скрыто заветное желание ребенка, находящегося сейчас в трудной жизненной ситуации. Дети заранее написали о них или нарисовали картинку.

Планируется, что сенаторы при выборе новогодней игрушки смогут в онлайн-режиме пообщаться с ребенком и его родителями, чтобы подробнее узнать о загаданном желании.

В ходе 494-го заседания Совет Федерации рассмотрит ряд федеральных законов, направленных на приведение положений законодательства в соответствие с Конституцией РФ.
Показать полностью.
Среди них — новый закон «О порядке формирования Совета Федерации» и поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».
Устанавливаются, в частности, требования к кандидатам для наделения полномочиями сенатора. Регламентируется также порядок реализации права на осуществление полномочий сенатора Президентом РФ, прекратившим исполнение своих обязанностей. Кроме того, законодательство дополняется новеллами, касающимися правового положения сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы.
Будут рассмотрены изменения в Федеральный закон «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Документ внесен председателем Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом и депутатом ГД Павлом Крашенинниковым. В повестке заседания еще один документ, разработанный этими же авторами – закон о федеральной территории «Сириус», регулирующий аспекты ее организации и функционирования.
Кроме того, планируется одобрить изменения в Гражданский кодекс РФ, связанные с распоряжением исключительным правом на созданные по государственным или муниципальным контрактам результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в сфере обороны и безопасности. Законопроект был внесен Президентом РФ, ряд поправок предложен сенаторами во главе с Председателем СФ Валентиной Матвиенко. Целью документа является формирование правовой базы для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счёт средств государственного бюджета.
В ходе заседания Совет Федерации рассмотрит вопрос продления действия отдельных положений Федерального закона «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции». С такой законодательной инициативой выступили первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак и депутаты нижней палаты парламента.
Также планируется внести изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе» в части установления возможности пополнения транспортных и школьных карт наличными денежными средствами. Документ был внесен заместителем председателя СФ Николаем Журавлевым и сенатором Мухарбием Ульбашевым.

Комментарий Инны Святенко по итогам встречи Президента РФ с сенаторами

Валентина Матвиенко прокомментировала итоги встречи членов верхней палаты парламента с главой россий

Только что верхняя палата парламента провела своё первое заседание в рамках осенней сессии. В повестку вашей работы, как мне известно, включены крайне значимые, принципиальные вопросы для страны, для граждан. И как мы с Валентиной Ивановной договаривались, сегодня проведём встречу, как и планировали раньше. Хочу обозначить и свои подходы к тем задачам и приоритетам, которые мы вместе с вами будем продвигать.

Но начать эту встречу хотел бы со слов благодарности верхней палате парламента за ответственную, слаженную работу в сложнейший период эпидемии, за оперативное принятие законодательных актов, направленных на поддержку семей с детьми, отечественного бизнеса, предприятий реального сектора экономики.

И, безусловно, отдельно отмечу участие представителей Совета Федерации в подготовке поправок к Конституции России. Здесь в полной мере пригодились не только ваш опыт законотворческой деятельности, но и умение воспринимать позицию общества, слышать людей, учитывать их предложения и запросы. Я знаю, что вы напрямую работали в своих регионах.

Хочу вновь повторить: суть, смысл конституционных новаций состоит в том, чтобы на десятилетия вперёд зафиксировать фундаментальные основы устойчивого развития страны. А это историческая преемственность, моральные ценности, это надёжные социальные гарантии, повышение роли гражданского общества. Наконец, это укрепление и совершенствование баланса, равновесия между всеми ветвями власти при сохранении России как сильной президентской республики.

Изменения в Конституции призваны обеспечить безусловное соблюдение законности и правопорядка, защиту интересов граждан, предпринимательских и других свобод.

Особо отмечу, что наше общество убедительно поддержало курс на укрепление суверенитета России. А это предполагает и приоритет нашего законодательства, и полный запрет на занятие государственных должностей лицам с иностранным гражданством, подданством или видом на жительство в иностранном государстве, а также лицам, имеющим счета или вклады в иностранных финансовых учреждениях, банках.

Первый пакет законопроектов для реализации новых положений Основного закона подготовлен, вчера направил его на рассмотрение Государственной Думы. Вы знаете, там целый пакет, большое количество законопроектов.

Но подчеркну: предстоит качественное развитие всей правовой базы, прежде всего законов, которые напрямую определяют настоящее и будущее России как правового социального государства, затрагивают такие важнейшие сферы, как здравоохранение, образование, вопросы занятости и оплаты труда, социальных гарантий.

Обращаюсь к Правительству и парламенту: граждане страны стали настоящими соавторами Основного закона, обновлённого Основного закона, и граждане должны в полной мере ощущать действие принятых поправок в своей повседневной жизни.

Понятно, я уже много раз об этом говорил, Конституция – это Основной закон, она создает базовые условия жизни страны. Тем не менее то, что мы говорили, и то, что мы формулировали в Основном законе, должно отражаться в текущем законодательстве и, безусловно, в повседневной жизни граждан. Запросы людей должны найти своё отражение в нашем важнейшем финансовом документе – федеральном бюджете – это тоже закон, важнейший закон – на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Мы сегодня поговорим об этом поподробнее.

В Конституции по воле народа зафиксирован важнейший приоритет государственной политики России – это дети, создание наилучших возможностей для их всестороннего развития.

В Послании текущего года предложил комплекс мер в сфере демографии и поддержки российских семей. Все необходимые ресурсы на эти цели заложены в проект бюджета на ближайшую трёхлетку.

Для справки: расходы на реализацию Послания 2020 года возрастают с 0,7 триллиона рублей до 1,2 триллиона рублей в 2023 году, то есть на 80 процентов будет рост.

Уже в текущем году общий размер материнского капитала увеличен до 616 тысяч 617 рублей. Право на 466 тысяч 617 рублей семья получает уже при рождении первого ребёнка, как вы знаете. И что также важно, материнский капитал будет ежегодно индексироваться.

С 1 января 2021 года сумма материнского капитала увеличится почти на 23 тысячи рублей и составит 639 тысяч 432 рубля. При этом сумма выплаты при рождении первого ребёнка составит почти 484 тысячи рублей – там будет 483 тысячи 882 рубля), то есть вырастет более чем на 17 тысяч рублей.

Далее: для семей с низкими доходами, со сложной материальной ситуацией у нас предусмотрены ежемесячные выплаты на детей. В общей сложности эти меры поддержки охватывают 4 миллиона 850 тысяч детей до семи лет включительно.

Выплата на ребёнка от рождения до трёх лет составляет один прожиточный минимум для детей в конкретном регионе. С 1 января текущего года – и это было одним из важных решений, обозначенных в Послании, – мы также предусмотрели выплату для детей от трёх до семи лет включительно. Её размер пока составляет половину регионального прожиточного минимума для детей в конкретном регионе. В среднем по стране – может быть, не очень приятная цифра, мы всё время об этом говорим, не цифра, а понятие «в среднем», другого, к сожалению, мы придумать не можем, – в среднем это 5,5 тысячи рублей.

Напомню также, что эта выплата начисляется за период начиная с января. Но сами деньги семьи должны были получить в июле, после решения всех организационных вопросов. Однако, учитывая сложную ситуацию, связанную с эпидемией, все формальности были выполнены максимально быстро, и семьи получили выплату за первое полугодие сразу, разово, раньше срока на месяц, уже в июне.

В январе в Послании сказал также и потом неоднократно это повторял, вы наверняка это слышали, мы посмотрим, как будет работать эта мера, насколько её достаточно для конкретной семьи, и сделаем следующий шаг. Именно так мы и обязаны поступить.

Поэтому прошу при работе над бюджетом предусмотреть возможность увеличения размера такой выплаты начиная с 2021 года. Правительство должно определить чёткие, понятные, справедливые критерии предоставления дополнительной поддержки для тех семей, ежемесячный доход которых не достиг одного прожиточного минимума на человека в регионе. Такие семьи есть, несмотря на повышение этой выплаты. Вот по этим семьям должны быть приняты дополнительные решения. И конечно, ещё раз повторяю, это должен быть простой, удобный, понятный для всех механизм.

Хочу отметить, и, думаю, меня услышат коллеги в регионах, отставание большое. Сейчас не буду конкретные цифры приводить. Повторяю, считаю, по объективным обстоятельствам всё это произошло. Но нужно графики корректировать.

Что хотел бы здесь ещё отметить? Да, наши планы, меры поддержки были сформулированы в принципиально иной ситуации. Но это не означает, что мы можем позволить себе отказаться, отступить от взятых обязательств. Наоборот, нужно быстрее реализовать их на практике, чтобы поддержать российские семьи.

Так, уже с 1 сентября текущего года мы стали на системной основе решать задачу обеспечения горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс. В результате более семи миллионов детей получат бесплатное горячее питание.

Прошу Совет Федерации, Министерство просвещения и Общероссийский народный фронт постоянно держать эту ситуацию под контролем. Причём уделить особое внимание малокомплектным школам. Просто там сложнее наладить этот процесс, вы это знаете. Если здесь нет возможности поставить соответствующее оборудование, нужно организовать питание в других ближайших пунктах, столовых или обеспечить доставку готового питания в школы.

Кстати, в 2021 году на организацию питания для учащихся начальной школы должно быть направлено более 40 миллиардов рублей.

Повторю: все проблемные, чувствительные для людей вопросы должны быть учтены в бюджете, включая создание современных, достойных условий для обучения детей, в том числе в школах, расположенных в сельской местности и труднодоступных территориях.

В 2021 году на создание новых школьных мест должно быть выделено 76,1 миллиарда рублей.

И конечно, мы поддержим классных руководителей, на которых лежит особая ответственность не только за обучение, но и воспитание детей.

Уже начиная с сентября этого года классные руководители, как вы знаете, должны получать ежемесячную федеральную выплату в размере пяти тысяч рублей. В ближайшие три года в федеральном бюджете на такие выплаты должно быть предусмотрено по 75 миллиардов рублей ежегодно.

Прошу Совет Федерации, Министерство просвещения совместно с уполномоченными органами бюджетного и налогового контроля тщательно отслеживать, чтобы эти средства вовремя дошли до педагогов. Никакие срывы здесь недопустимы. И даже не обсуждается. Всё должно быть сделано в срок.

Но напомню и о другом: все прежние доплаты, в том числе региональные, необходимо сохранить и выплачивать в полном объёме. Иначе всё это утратит смысл, наши федеральные выплаты. Учитель должен это видеть, что называется, по своей зарплатной ведомости. И федеральная доплата за классное руководство должна проходить в ней отдельной строкой, а не размываться нигде.

Далее: важный вопрос для семей с детьми – это доступность высшего образования. Уже в текущем году мы дополнительно – хочу это подчеркнуть, чтобы не было никаких здесь пустых разговоров, – дополнительно выделили, профинансировали 11,5 тысячи бюджетных мест в вузах. Причём основную их часть получили университеты, институты именно наших регионов, где необходимы как раз врачи, учителя, специалисты в области цифровой экономики. В общей сложности 60 процентов выпускников школ России получили возможность учиться в вузе за счёт государства.

Когда я сказал, что в приоритетном порядке этими местами будут обеспечиваться абитуриенты, студенты в регионах, из 11,5 тысячи новых бюджетных мест 9,5 тысячи – это бюджетные места в регионах Российской Федерации, в высших учебных заведениях.

В следующем году число бюджетных мест в вузах увеличится ещё на 33 тысячи. Соответствующие средства также должны быть предусмотрены в федеральном бюджете.

В целом хочу вновь повторить: все программы по поддержке российских семей, наши социальные обязательства перед гражданами будут профинансированы в полном объёме, ресурсы для этого у нас есть.

Напомню, что в период эпидемии с её сложнейшими экономическими последствиями в мире да и у нас в стране, а также несмотря на резкое падение цен на нефть, вообще на энергоносители – основной источник бюджетных поступлений в нашей стране, мы смогли существенно нарастить государственные расходы, поддержать граждан и экономику, сделали это благодаря низкому уровню государственного долга и ранее накопленным финансовым резервам.

У нас, кстати говоря, доходы снизились, понятно, на 11 с лишним процентов, а расходы увеличились на 23 с лишним. Я сейчас сказал, за счёт чего мы это делаем: и накопленные резервы, и маленький долг государственный, один из самых низких в мире. Но я хочу здесь вот на что обратить внимание.

Важно также, конечно, и другое. У нашей экономики, бюджета сейчас уже нет критической зависимости от колебаний нефтяных котировок. Я сказал, что это основной источник поступления, от углеводородов, но критической зависимости, конечно, уже нет от колебаний на глобальных рынках.

Приведу конкретные цифры: если в 2011 году доходы от углеводородов составляли половину всех доходов бюджета, то в 2021 году их доля снизится до одной трети. Соответственно, доля ненефтегазовых доходов бюджета возрастёт почти до 70 процентов. На такой уровень устойчивости бюджетной системы мы выходим впервые в современной истории России.

Да, далеко не все проблемы решены, и определённые дисбалансы сохраняются. Но очевидна тенденция: структура российской экономики постепенно, может быть, медленнее, чем нам бы хотелось, но меняется, меняется в нужную сторону. Всё более значимую роль играют несырьевые отрасли, набирают силу новые, высокотехнологичные сектора. Эту качественную динамику, безусловно, нужно наращивать, создавать современные рабочие места, добиваться роста доходов российских семей на этой основе, на этой базе.

Как уже говорил, используя возможности бюджета, будем оказывать прямую финансовую помощь, в целом формировать действенную систему поддержки семей на всех этапах воспитания детей.

Вместе с тем нужно помочь гражданам с низкими доходами в целом, помочь им преодолеть сложные жизненные обстоятельства, помочь людям изменить свою жизнь, жизнь своих близких. В этом, собственно говоря, основной путь решения проблемы, а не просто в бюджетных вливаниях. А это, повторю, качественное, доступное образование, современные рабочие места и в мегаполисах, и в малых городах, и на селе. И конечно, адресная социальная поддержка семей с низкими доходами. Это мы с вами делаем и будем продолжать делать дальше.

Одним из ключевых инструментов по борьбе с бедностью должен стать социальный контракт. Со следующего года он начинает внедряться по всей стране. В ближайшие три года на реализацию этой программы ежегодно из федерального бюджета предполагается направлять в регионы более 26 миллиардов рублей. Принципиальный вопрос, чтобы эти ресурсы помогли людям повысить свою квалификацию, найти новую работу, открыть своё небольшое дело.

Планирую подробно обсудить механизмы и опыт реализации социального контракта в пилотных регионах на ближайшей встрече с Правительством.

«Открытый диалог» с Владимиром Якушевым

Совет Федерации

Совет Федерации запись закреплена

В Таврическом дворце Санкт-Петербурга проходит торжественное открытие Третьего Евразийского женского форума — пленарное заседание на тему «Женщины: глобальная миссия в новой реальности». Перед участницами форума выступят Президент РФ Владимир Путин, спикер СФ Валентина Матвиенко, вице-премьер Правительства России Татьяна Голикова.

Ключевые вопросы саммита — роль женщин в формировании новой повестки мира и доверия, формировании здорового общества, сохранении планеты, социальных преобразованиях, цифровизации и развитии экономики.

Пленарное заседание на тему «Женщины: глобальная миссия в новой реальности»

Совет Федерации

Совет Федерации запись закреплена

Совет Федерации

Совет Федерации запись закреплена

Увеличение продолжительности здоровой жизни, активное долголетие, обеспечение доступности и качества медицинской помощи, создание возможностей для самореализации и полноценного участия в социально-экономическом прогрессе являются основными целями современной социальной политики. Эти темы обсудят участники стратегической сессии
Показать полностью.
«Социальные изменения – 2030. Миссия женщин в достижении инклюзивного устойчивого развития».

Новые подходы к управлению, развитию высоких технологий, кадровой политике должны быть направлены на их достижение. Социально-экономическая ситуация в мире становится более напряженной в связи с ростом цен, безработицей и бедностью. Происходящие в современном мире социально-экономические процессы, опыт совместной борьбы с пандемией коронавируса и демографические вызовы обуславливают особую роль женщин в решении этой задачи.

Участники ответят на вопросы:
Какие социальные изменения ожидают общество в ближайшие годы?
Какие социальные вопросы должны быть в зоне особого внимания государств в новых условиях?
Как улучшить социальную политику для достижения инклюзивного устойчивого развития?
Как цифровизация и развитие технологий будут влиять на политику занятости и уровень доходов населения?
Что могут предложить международные организации государствам на пути устойчивого развития?
Что могут предложить женщины-предприниматели и представители общественных организаций для повышения качества жизни граждан?

Участие принимают:
Ольга Баталина, Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
Аюушийн Ариунзаяа , Министр труда и социальной защиты, Монголия
Хана Брикси, Руководитель проекта Всемирного банка по развитию человеческого капитала, США
Ванда Гагиано, Почетный президент Аграрного союза женщин провинции Фри-Стейт Южно-Африканской Республики
Хиджран Кямран Гызы Гусейнова, Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
Элза Мария Барбер Диаш Душ Сантуш, Государственный секретарь по делам семьи и улучшения положения женщин, Ангола
Антон Котяков, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
Сильвана Кох-Мерин, Основатель и президент Глобального форума женщин – политических лидеров
Со Ён Ли, Президент Международной инновационной женской ассоциации, член исполнительного комитета по социальным вопросам Института информационных и коммуникационных технологий Министерства науки и ИКТ, член жюри APEC BEST Award в 2016–2020 гг. от Республики Корея, председатель жюри 2018–2019гг.
Елена Маринина, Заместитель директора Фонда Росконгресс, директор Фонда содействия социальному развитию «Инносоциум»
Лилия Овчарова, Проректор НИУ «Высшая школа экономики»
Инна Святенко, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике
Марианна Щеткина, Руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в г. Минске, Республика Беларусь
Мирьяна Сполярич Эггер, Помощник Генерального секретаря ООН, помощник Администратора Программы развития Организации Объединенных наций (ПРООН), директор Регионального бюро ПРООН для стран Европы и СНГ, Швейцария
Пани Ятхотоу, Вице-президент Лаосской Народно-Демократической Республики, бывший Председатель Национального Собрания Лаосской Народно-Демократической Республики

Социальные изменения – 2030. Миссия женщин в достижении инклюзивного устойчивого развития

Совет Федерации

Совет Федерации запись закреплена

Пандемия новой коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом для всех национальных систем здравоохранения, выявив сильные и слабые места. Она показала необходимость их трансформации, важность активного международного сотрудничества в противодействии распространению новых заболеваний и в их лечении.
Показать полностью.

Участники научно-практической сессии «Мир в эпоху пандемии и после неё. Наша готовность противостоять», проходящей в рамках Третьего ЕЖФ, ответят на вопросы:
Как государствам минимизировать последствия пандемии COVID-19?
Какие направления научных исследований и какие отрасли экономики следует развивать, чтобы предупреждать или эффективно отражать новые возможные эпидемиологические угрозы?
В каком направлении должна развиваться профилактика инфекционных заболеваний?
Какие виды и формы реабилитации могут быть эффективными?
Как в соответствии с новыми вызовами должны быть трансформированы инфраструктура здравоохранения, методы диагностики и лечения?

Участие принимают:
Татьяна Яковлева, Первый заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства
Мелита Вуйнович, Представитель Всемирной организации здравоохранения, Руководитель офиса Всемирной организации здравоохранения в Российской Федерации, Сербия
Ульвия Тапдыг Гызы Гамзаева, Член комитета по культуре Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
Елена Гюлленман, Член правления женского комитета Объединения этнических организаций Швеции, клинический нейропсихолог детской и подростковой медицинской клиники «Анвар»
Оксана Драпкина, Директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Галина Изотова, Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации
Марьяна Лысенко, Главный врач Московской городской клинической больницы № 52
София Малявина, Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»
Анастасия Столкова, Первый заместитель директора по развитию Фонда Росконгресс
Наталья Эдель, Генеральный директор ООО «МЦ „Ривьера”»

Научно-практическая сессия «Мир в эпоху пандемии и после нее. Наша готовность противостоять»

Совет Федерации

Совет Федерации запись закреплена

В Санкт-Петербурге в Таврическом дворце торжественно открылся Третий Евразийский женский форум. На церемонии выступил Президент РФ Владимир Путин. Глава государства отметил, что современный, динамично меняющийся мир ставит перед обществом, перед государствами новые задачи. «В их решении женщины играют всё более весомую роль», — добавил Владимир Путин.
Показать полностью.

Пленарное заседание «Женщины: глобальная миссия в новой реальности» открыла Председатель СФ, Председатель Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Валентина Матвиенко. По словам спикера СФ, пандемия показала, насколько наш мир остро нуждается в созидательной повестке, в отказе от национального эгоизма и политики ультиматумов. «В этих непростых условиях именно женщины должны активнее включиться в решение общемировых проблем. Мы с вами должны определить глобальную миссию женщин в новой реальности», — особо отметила Валентина Матвиенко.

Также на пленарном заседании выступила Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова. Она констатировала, что более половины жителей России — свыше 78 млн человек — это женщины. «Большинство стран разрабатывают и реализуют стратегические документы, направленные на улучшение положения женщин. Россия не является исключением», — заявила вице-премьер.

Совет Федерации

Совет Федерации запись закреплена

Пленарное заседание – межпарламентский диалог «Миссия женщин в развитии дипломатии мира и доверия» проходит в рамках Третьего Евразийского женского форума в Таврическом дворце.

ООН провозгласила 2021 год Международным годом мира и доверия.

За последние годы растет роль женщин-лидеров в развитии международного сотрудничества, в сохранении мира и безопасности, противостоянии современным вызовам и угрозам, в решении важнейших социально-экономических и гуманитарных задач.
Показать полностью.

Накоплен значительный опыт эффективного взаимодействия на уровне стран, парламентов, международных организаций по вопросам улучшения положения женщин и продвижения их на уровень принятия решений. Более широкое участие женщин в обсуждении глобальных вопросов современности становится одним из ключевых элементов в смягчении мировой риторики, восстановлении и укреплении доверия в мире.

Как может и должна меняться парламентская повестка для обеспечения устойчивого развития и стабильности в мире в условиях новых политических, экономических, экологических и социальных изменений?
Что могут сделать женщины-лидеры для решения актуальных проблем повестки мира и доверия?
Как решаются вопросы улучшения положения женщин в деятельности правительств?
Каков успешный опыт совместной работы женщин – политиков, предпринимателей и лидеров НКО по продвижению повестки мира и доверия?

Участники:
Константин Косачёв, заместитель Председателя Совета Федерации,
Мишель Бачелет, Верховный комиссар ООН по правам человека, бывшего Президента Республики Чили госпожи,
Деспина Хадзивасилиу-Цовилис, Генеральный секретарь Парламентской ассамблеи Совета Европы госпожи,
Анна Акопян, супруга Премьер-министра Республики Армения, инициатора движения «Женщины во имя мира» госпожи,
Сильвана Лопес Морейра де Абдо, супруга Президента Республики Парагвай госпожи,
Нгуен Фыонг Нга, председатель Союза обществ дружбы Вьетнама (в ранге Министра) госпожи,
Татьяна Москалькова, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
Энни Адамс, заместитель Председателя Национального Собрания Республики Малави госпожи,
Ирина Влах, Башкана (Главы) Административно-территориального образования Гагаузия Республики Молдова,
Наталья Герман, специальный представитель Генерального секретаря ООН по Центральной Азии госпожи,
Тарья Халонен, бывший Президент Финляндской Республики госпожи,
Гюльшат Асылбаева, заместитель председателя Комитета Жогорку Кенеша Киргизской Республики по экономической и фискальной политике,
Му Гён Хан, член Комитета Национального Собрания Республики Корея по торговле, промышленности, энергетике и поддержке малого и среднего предпринимательства госпожи,
Ляззат Жанылыскызы Сулеймен, депутат Сената Парламента Республики Казахстан, заместителя председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан,
Майи Вукичевич, депутат Скупщины Черногории госпожи,
Фатма Видади гызы Йылдырым, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по науке и образованию,
Дамдинсурэнгийн Унурборол, члена Великого Государственного Хурала Монголии госпожи,
Хилолби Джумахон Курбонзода, глава Комитета по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан
Алия Эль-Ясир, Регионального директора Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин по странам Европы и Центральной Азии госпожи,
Екатерина Лахова, председатель Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»,
Мария Львова-Белова член Комитета СФ по социальной политике,
Надежда Реми, член регионального совета региона Иль де Франс партии «Национальное объединение» (Франция) госпожи,
Сесилия Боттино, депутат, бывшего Председателя Палаты представителей Генеральной Ассамблеи Восточной Республики Уругвай госпожи,
Тереса Мария Амарейе Боуэ, генеральный секретарь Федерации кубинских женщин.

Порядок формирования

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Читайте также: