Чернобыль концовка на русском

Обновлено: 05.07.2024

Хотя сериал HBO рассказывает о достаточно известных и хорошо задокументированных событиях, роковой взрыв на атомной электростанции производит шокирующий эффект.

Особенно тяжело видеть спокойную, безмятежную жизнь в Припяти до трагедии — именно такими кадрами открывается финальная серия «Чернобыля» под названием «Вечная память». Эти кадры являются одновременно и напоминанием о том, что было потеряно, и запоминающимся началом финального эпизода.

«Я помню, что у нас с Йоханом была дискуссия типа «Надо ли вообще показывать этот взрыв в конце?», — сказал Мэйзин. — «И в конце концов, я подумал: нельзя не показать эту страшную вещь в непосредственной близости. Вы должны почувствовать это, понять, что это. Мне нравится, как мы это сделали. Но я думаю, что мы в долгу перед людьми».

Но даже воссоздавая этот впечатляющий момент, Ренк не забывал о достоверности. На съемках «Чернобыля» основной упор делался на сохранении ощущения времени.

«Для меня это был очень сложный аспект. Снимая о прошлом, мы всегда хотели добиться подлинности. Мы никогда не фокусировались на внешних эффектах. У нас были впечатляющие съемки, но мы всегда хотели, чтобы зрители чувствовали, а не просто видели», — сказал Ренк.

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…

Цепочка событий, которая привела ко взрыву, вскрытая в ходе показательного судебного процесса — это страшный результат научной халатности. На суде встречаются три главных героя шоу — Валерий Легасов (Джаред Харрис), Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) и Борис Щербина (Стеллан Скарсгард). Также в зале суда присутствует заместитель главного инженера Чернобыля Анатолий Дятлов (Пол Риттер).

Мэйзин признался, что Дятлов был одним из наиболее сложных персонажей сериала. Сцена, в которой применяется роковое решение об испытании реактора, показывает, почему участие Риттера стало важным фактором успеха шоу.

«Дятлов — это человек, которого вы должны ненавидеть, но в его поведении можно отыскать свою логику. «Хорошо, ты не хороший парень. Но ты не монстр».

Нам нужно было найти человека, который должен был сыграть отрицание реальности, что практически невозможно показать. А потом пришел Пол Риттер, который просто великолепен. Все парни в диспетчерской были потрясающими. Это команда сделала прекрасную работу», — сказал Мэйзин.

Несмотря на явные изменения внешности Дятлова, мастер по гриму Дэниел Паркер стремился, чтобы сцены в зале суда не казались чем-то инородным по сравнению с предыдущими четырьмя сериями.

Используя те же приемы, что и в случае с пораженными радиацией ликвидаторами, Паркер постарался передать как физические, так и психические травмы, которые получают центральные персонажи истории.

«Грим должен был рассказать свою историю. Он как бы отмерял прошедшее время», — сказал Паркер. — «Ко времени суда у Легасова началось преждевременное старение. Это тонкая работа. Он не должен был выглядеть как пожилой человек или плохо загримированный под старика актер. Нужны очень, очень тонкие штрихи. Если вы где-то перестараетесь, то потерпите крах».

Тщательный анализ событий, которые привели ко взрыву, наглядные плакаты и пояснения на русском (без перевода) позволяют окончательно сложить «чернобыльскую головоломку».

Чернобыль

Легасов дает объяснение катастрофы в своей речи, которая непохожа на обычный монолог в зале суда. Показания Легасова — это торжество истины, ведь он придает огласке проблемы с реакторами РБМК, которые угрожают безопасности АЭС по всей стране.

«Я помню, как говорим с Крэйгом о том, что неважно, осталось вам два года или 20 лет. Вы не откажетесь от своего», — сказал Харрис. — «Он шел на жертвы, даже если ему оставалось прожить всего два или три года до появления рака. Но эти два или три года могут быть даже более ценными, чем время тех, у кого есть еще 30 лет».

Серия «Вечная память» заканчивается эпилогом, в котором звучит песня, давшая эпизоду название.

Мы не только получаем краткое изложение дальнейшей судьбы главных героев. Эти четыре минуты — дань тем, кто пожертвовал собой, чтобы спасти миллионы жизней незнакомых людей.

«Вечная память» — это русская литургическая песнь о погибших. Это траур. Иного способа поставить точку просто не было», — сказал Мэйзин. — «Я знаю, что мы сняли этот сериал для американцев, британцев и всех остальных. Но больше всего меня волнуют зрители из стран, которые затронула катастрофа. Я не религиозный человек, но я испытываю сострадание к людям, которые потеряли близких. Они говорят с ушедшими на своем языке. Я хочу, чтобы они понимали, что мы скорбим вместе с ними, и это то, чем полны наши сердца. Поэтому мы заканчиваем так. Они это заслужили».

15 апреля в российском прокате стартует «Чернобыль» — режиссёрский проект Данилы Козловского, который также сыграл в нём главную роль. Фильм, созданный при поддержке Фонда кино и Министерства культуры Российской Федерации, должен был выйти ещё в 2020 году, но премьеру перенесли из‑за второй волны коронавирусной инфекции.

Ещё задолго до выхода картины было понятно, что ей не избежать сравнения с одноимённым сериалом 2019 года, сделанным по заказу американского телеканала HBO. Создатели, однако, утверждали, что ставить их проект на одну доску с зарубежным не имеет смысла, ведь они выбрали другой, более камерный способ повествования.

Открывающие титры сообщают, что фильм «вдохновлён реальными событиями» на Чернобыльской АЭС, как бы говоря: зрители точно не посмотрят во второй раз ту же историю, которую рассказывал американо‑британский конкурент. Вот только во время просмотра никак не получается отделаться от мысли, что эти два произведения однозначно очень похожи по сюжету, стилистике, настроению и общему подходу.

Рай для ностальгирующих по восьмидесятым

Для начала коротко о сюжете: СССР, Припять, 1986 год. Парикмахерша Оля (Оксана Акиньшина) внезапно встречает свою давнюю любовь — симпатичного пожарного Алексея Карпушина (Данила Козловский). 10 лет назад их бурный роман закончился мучительным разрывом, но теперь мужчина настаивает на продолжении отношений. Тем более что Оля, как выясняется, всё это время воспитывала его ребёнка.

Однако непостоянный характер Лёши ставит под сомнение его способность быть хорошим мужем и отцом. Вдобавок на Чернобыльской АЭС именно в этот момент происходит авария. И по случайности Карпушин оказывается единственным, кто знает, как предотвратить второй, ещё более страшный взрыв, угрожающий всему миру.

Лента начинается с сочных, ярких сцен, полных ностальгии по советскому быту. И сделаны они на удивление хорошо. Дамы, сидя в ряд, сушат волосы в парикмахерской, а по улицам на «Волгах» и «Жигулях» разъезжают весёлые вихрастые парни. В кадре время от времени мелькают милые сердцу детали: популярные тогда духи Opium, спортивные костюмы, ручка коробки передач из оргстекла с розочкой внутри и прочие приметы прошлого.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Словом, первая треть картины явно получилась самой живой и настоящей. Созданию атмосферы уюта и интимности способствовала ещё и съёмка на ручную камеру. Ей заведовала Ксения Середа, снимавшая «Звоните ДиКаприо!», «Дылду» и «Кислоту». Да и если говорить о фильме в целом, к операторской работе в нём не придраться — она на высоте.

Героиня Оксаны Акиньшиной, несмотря на крайне сдержанный стиль игры этой актрисы, пробуждает к себе симпатию. Данила Козловский тоже довольно неплохо вписался в архетип обаятельного негодяя с золотым сердцем.

Поначалу даже не очень смущает, что романтической линии уделили столько времени. Наоборот, это вселяет надежду, что зрители успеют эмоционально привязаться к героям до того, как начнётся драматическая часть.

Манипуляции вместо любви и до смешного частые камбэки героя

Но вот дальше происходит что‑то странное. Взять хотя бы немного обескураживающий эпизод, в котором Алексей едва ли не силой вынуждает бывшую пассию выйти из автобуса, чтобы та с ним погуляла, несмотря на чётко артикулированное «нет».

Затем Карпушин, узнав, что у него есть сын, приглашает вновь обретённую семью провести время вместе, но на следующий день просто забывает о своём обещании. Кстати, причину, которая когда‑то заставила героя бросить беременную девушку, не раскрывают. Однако происходящее наводит на мысль, что и в тот раз Лёша так же легко выкинул подругу из своей жизни.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Отношения Алексея с маленьким сыном тоже озадачивают: блудный отец дарит пареньку дорогую кинокамеру, но на прямой вопрос мальчика «Ты мой папа?» отвечает непреклонным «Нет, с чего ты взял?».

В результате становится неприятно наблюдать за эмоциональными сальто центрального персонажа — не говоря уже о том, чтобы сопереживать ему. Ведь Карпушин выглядит вовсе не простосердечным парнем, неунывающим весельчаком и повесой, каким его пытаются изобразить сценаристы, а безразличным манипулятором, от которого стоит бежать.

Самое смешное, что в перерывах между опасными для жизни заданиями Лёша то и дело оказывается в ловушке морального выбора, но каждый раз возвращается, как заправский бумеранг. Сперва неопределившегося героя ещё можно понять, но когда тот опять и опять передумывает, дабы поступить как порядочный человек, это уже вызывает улыбку.

Сходство с зарубежным конкурентом и неуязвимость Карпушина

Начиная с того момента, когда заканчивается экспозиция и начинается драма, фильм Данилы хочется описать известным мемом «Только не списывай точь‑в‑точь». Сцены тушения пожара, высокие пролёты камеры над станцией — всё это если не под копирку взято у Крейга Мейзина, то как минимум рождает в голове прямые ассоциации.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Финальные сцены с участием Оксаны Акиньшиной и вовсе смотрятся как вольный ремейк широко обсуждаемых кадров, в которых одну из героинь за взятку пускают в палату к мужу, умирающему от лучевой болезни. Даже тревожные струнные, звучащие в самые драматичные моменты, как будто пытаются подражать Хильдур Гуднадоуттир.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Но разница, конечно, очевидна. Прежде всего потому, что в сериале Мейзина не было супергероев. Там режиссёр как раз сделал то, что не смогли отечественные киноделы, — рассказал историю о простых людях. Ведь вряд ли уместно говорить о «катастрофе с человеческим лицом» (цитата из интервью с режиссёром), когда персонаж Данилы Козловского раз за разом выбирается из самых рискованных заварушек с одной‑единственной мужественной царапиной на красивой скуле.

Непробиваемого Алексея не берёт и радиация. Он вообще настолько неуязвим, что его живучести может позавидовать Григорий Распутин, — а тем временем товарищи героя тяжело травмируются или гибнут при самых жестоких обстоятельствах. Помимо прочего, Лёша выносит на себе полуживого приятеля из пожара, ловко рулит каретой скорой помощи и ныряет как Ихтиандр (странно только, что не летает).

Навязчивый патриотизм и сомнительная мораль

Хуже всего, конечно, то, что создатели не смогли обойтись без неуместной замедленной съёмки и пафосных реплик о долге перед Родиной. Сценарист даже умудрился вложить в уста Алексея максимально неуютную фразу про Юрия Гагарина. Хотя сомнительно, что ликвидаторы стали бы говорить именно об этом в опасный для жизни момент.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Будто специально, чтобы лишний раз подчеркнуть отличие между версией Крейга Мейзина и отечественным продуктом, где‑то в середине фильма звучит вопрос о том, кто же виноват в катастрофе. Один из героев лаконично отвечает: «Да какая разница». Тем самым как бы говоря: кто мы такие, чтобы давать оценку решениям чиновников.

Критика руководства звучит только единожды, когда партийного функционера упрекают за его план «заткнуть дыру телами русских ребят», — хотя в реальности ликвидаторами работали люди самых разных национальностей.

Вопреки заверениям создателей, фильму не удалось доказать свою творческую автономность. Сериал двухлетней давности безжалостно показывал повседневный ужас катастрофы и ставил перед зрителями непростые и страшные вопросы.

Кино Данилы Козловского же забываешь почти сразу, а задуматься оно заставляет разве что о том, почему отечественные режиссёры не могут просто так взять и снять драматический фильм без слоу‑мо и упоминаний о Гагарине.

«Чернобыль» был обречен на успех при соблюдении минимальных требований к современному кинопродукту

После завершения показа сериала «Чернобыль», катастрофа, случившаяся 33 года назад, вышла в топ новостей. Не проходит и дня, чтобы не появилось новое интервью с кем-нибудь из ликвидаторов. Соцсеть раскалилась от рассуждений на тему: клюква или нет?

«Чернобыль» был обречен на успех при соблюдении минимальных требований к современному кинопродукту. Трагическая история такого накала, рассказанная на хорошем уровне, просто не могла не найти своего зрителя. А сериал Крейга Мэйзина минимальные требования превзошел многократно.

Аудио: Сериал, побивший рейтинги «Игры престолов»: почему «Чернобыль» взорвал весь мир

И то, что на постсоветском пространстве за все эти годы не появилось ничего похожего по размаху, кроме, разве что шутера от первого лица «Сталкер» (компьютерной игры в катастрофу), лишний раз говорят о том, что мы сами виноваты, что историю про нас рассказали всему миру не мы.

Самое лучшее, что есть в картине – это иллюстрация. Собственно, проект и был задуман как потрясающая визуализация трагедии с массой деталей, воссоздающих советский быт, о которых мы сами уже, кажется, успели забыть. Правдива ли она? Понять уже невозможно: информация о Чернобыле начала «функционировать» по правилам современных информационных сетей, когда десятки мнений и свидетельств опровергают друг друга. Однако бесспорно, что сериал показал живую боль.

Самое пронзительное – до спазма в горле – простые люди, жены пожарных, маленькие дети, школьники, которые утром идут в школу, весело болтая, а на них надвигается черное облако пыли – смерть, в реальности не видимая, но ставшая видимой средствами кино. Желтый лес весной…

Мы сами виноваты, что историю про нас рассказали всему миру не мы

Мы сами виноваты, что историю про нас рассказали всему миру не мы Фото: кадр из фильма

И, конечно, история любви Василия и Людмилы Игнатенко, любви о которой сначала рассказала советскому читателю Светлана Алексиевич в «Чернобыльской молитве», а потом - всему миру - режиссер сериала.

И тут же цепляют несоответствия. Нет, совсем не пресловутое «товарищ» к месту и не к месту, и не стеклопакеты вместо деревянных рам.

Неприятное впечатление производит попытка усилить драматизм сцены чисто «киношными» средствами там, где драматизм ситуации и так зашкаливает.

В сериале показан мост смерти. Существует страшная чернобыльская легенда о том, что все, кто смотрел с этого моста на пожар, умерли в течение месяца. В сериале мост – яркий собирательный образ случайных жертв радиации. Но сцена происходит поздно ночью, а на мосту - дети, в том числе и грудной младенец, которого заботливый папа… что? Разбудил среди ночи и потащил на атомный пикник? К чему эта фальшивая душещипательность, когда есть реальные дети, пострадавшие от радиации?

Неправдоподобно выглядит и то, как партийный функционер Борис Щербина угрожает академику Валерию Легасову, что выбросит его из вертолета, если тот не объяснит ему за пять минут, как работает атомный реактор. Странно, что тульские шахтеры разговаривают с министром, как ковбои с шерифом.

Заместитель главного инженера по эксплуатации ЧАЭС Анатолий Дятлов, в сериале – главный злодей и виновник катастрофы, поминутно изрыгает околоцензурную брань и брызгает слюной.

Создатель сериала попытался подняться на уровень обобщений и это ему не удалось

Создатель сериала попытался подняться на уровень обобщений и это ему не удалось Фото: кадр из фильма

Эти досадные огрехи на самом деле чувствительны, потому что не дают забыть ни на минуту: ты смотришь «их» кино, снятое для тех, кто не имеет к этой трагедии никакого отношения, для кого советская история имеет примерно такую же ценность, как для нас история Гражданской войны в Соединенных Штатах. Именно для такого зрителя нужны все эти «усилители вкуса».

Самое невероятное в подлинных рассказах ликвидаторов – это мотивация. Они шли в самое пекло, потому что исполняли свой долг. Кто-то представлял себе масштаб опасности, кто-то не представлял. Но все они в один голос говорят: "я не мог покинуть свой пост, потому что должен был сделать свою работу". И это то, чего не может понять, современный человек, воспитанный эпохой потребления, такой свободный и независимый на фоне «секонд-хэндовского» (та же Алексеевич написала) «совка». Вот этой самой мотивации нет в сериале. Подвиг персонажей сериала эффектен. Они, как бы это сказать… знают цену тому, что они делают. Их уговаривают, им предлагают деньги, громко и пафосно взывают к их совести и чувству долга. Настоящие ликвидаторы не знают цену своему подвигу до сих пор. Они просто делали свою работу.

И все же сериал Крэйга Мэйзина заставляет зрителя пережить эту научную, политическую и человеческую трагедию. Если бы он просто проиллюстрировал события тридцатилетней давности, это было бы великое кино, но создатель сериала попытался подняться на уровень обобщений. и это ему не удалось.

Красной нитью через фильм проходит мысль о том, что катастрофа Чернобыля – это возмездие. Возмездие всем советским людям за то, что они стали базой для тоталитарного режима. Невиновных – нет, героизм одного – это преступление другого. Империю зла погубил не всхлип, но взрыв.

И есть в финальной серии проекта слова, которые кажутся мне убийственными в своем цинизме. Оказывается, невинно пострадавших – нет. Оказывается, история Чернобыля изобилует массовыми трагедиями: сначала здесь жили евреи, которых всех убили во время погрома, потом здесь жили поляки, которых депортировал Сталин. Открываю Википедию – читаю. И то, и другое – правда. А потом, – делится своими размышлениями Щербина с Легасовым, - сюда приехали люди, которые ничего не хотели знать о совершившихся на этой земле злодеяниях.

Вывод столь прозрачен, что его даже не нужно формулировать.

Не сочувствуя советской империи ни в каком смысле, я не могу отделаться от мысли, что вот так – нельзя! Что гораздо гуманнее было бы сказать, что–то вроде того, что жители Чернобыля и Припяти пополнили ряды невинных жертв. Да, собственно, так оно и было.

Я далека от мысли, что создатели сериала действовали по заданию госдепа. Они хотели на основе реальной истории сделать универсальное обобщение, понятное западному зрителю: «правительство скрывает», «мы на пороге экологической катастрофы…». Но обобщение не получилось, а то, что от него осталось, увы, опрокинуло рассказ в область пропаганды, которая не может не ранить зрителя, хоть как-то причастного к чернобыльской истории.

Конечно, эту историю должны были снять мы, но мы не сняли. Но вот что мы можем сделать - посмотреть нашим героям в глаза, пожать им руку, сказать – «спасибо». Подвиг, который они совершили, ничуть не уступает подвигу ветеранов Великой Отечественной Войны. Так давайте приглашать этих людей в школу на классные часы. Каждый год. 26 апреля. Все запомнили эту дату? Этого никто не сделает вместо нас.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Страшные тайны Урала: смертельная эпидемия сибирской язвы в Свердловске

В истории СССР есть более мрачные темы для сериалов, чем авария в Чернобыле (подробнее)

Аудио: Страшные тайны Урала: смертельная эпидемия сибирской язвы в Свердловске

Чернобыль (Мини-сериал) Русский трейлер (2019)

ЕЩЕ МНЕНИЕ

«Чернобыль»: сериал массового поражения

Снятый для НВО и выпущенный в России «Амедиатекой» сериал «Чернобыль» по жанру представляет собой смесь фильма-катастрофы с производственной драмой. Если высокотехнологичные триллеры о катастрофах пользуются интересом публики, то производственная драма - жанр в современном кино раритетный и совершенно не популярный. Но и как фильм-катастрофа «Чернобыль» весьма нетипичен (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Кадр из сериала "Чернобыль" канала НВО.

Пятисерийный мири-сериал "Чернобыль" уже закончился, но споры о нем не утихают до сих пор, и кажется, не утихнут еще долго. Что это - вброс или честное кино? Зачем американцы зашли на территорию, куда никогда не ступала нога ни одного из них? Советские люди в сериале - герои или жертвы сегодняшней штатовской пропаганды? И самый банальный - так ли все было на самом деле?

Аудио: Сериал, побивший рейтинги «Игры престолов»: почему «Чернобыль» взорвал весь мир

Наверное, на первые вопросы ответ мы не найдем, люди разделились на два лагеря - одни до глубины души уверены в том, что Крейг Мазин снял предельно честный фильм, другие - этот пирог отравлен. Переубеждать и тех, и других - бесполезно. Но есть какие-то очевидные ляпы, на которых можно остановиться подробнее.

Правда о чернобыльских водолазах

После выхода сериала «Чернобыль» все обсуждают подвиг трёх водолазов, ценой собственных жизней спасших весь континент. Но на самом деле они не погибли. Двое из них живы по сей день!

Академик Легасов живет в задрипанной однушке?

1. Первая серия начинается с того, что академик Легасов начитывает на магнитофон свои соображения по поводу катастрофы. Он ходит по квартире, кормит кота (или кошку). Зрители всего мира видят квартиру, в которой живет академик. И она ужасна. Конечно, многие люди в СССР жили от зарплаты до зарплаты, и ремонт в их жилищах не делался десятилетиями - можно посмотреть в каких условиях жил Афоня из культовой картины Данелия. Но чтобы академик проживал в обшарпанных почерневших стенах, в квартире с облупившимися рамами на окнах, с грязной посудой? Это, простите, нонсенс. Кто-кто, а академики в СССР имели шикарные по тому времени квартиры, служебные автомобили и дачи, а наводить порядок к ним приходили уборщицы. Так что Легасов просто не мог жить в такой халупе.

2. Под стать квартире Легасова и больница номер 6 в Москве. В шестой клинической больнице Минздрава СССР, по мнению создателей сериала, опять сплошь страшные облупленные окна и стены, вытертые до чугуна батареи, желтые от времени потолки, перекошенная мебель. А пройти в любую палату можно, сунув десятку регистратуре! И это в Москве! Смешно, потому что таких больниц такого масштаба в таком состоянии не было даже в регионах и тем более не могло быть в столице!

Памятник ликвидаторам уже построили?

3. Однако в других домах можно заметить современные пластиковые окна и современный сайдинг. А уж совсем грубый ляп - памятник ликвидаторам, установленный годы спустя, выросший буквально после самой трагедии. Но кому есть до этого дело, когда товарищи из ЦК не дают продыха простому народу? Для создателей они хуже самого дыма от реактора, за которым прячется подлый монумент.

4. Товарищи тут, кстати, все, и все исключительно называют друг друга по фамилии. Или полным именем. Василий, а не Вася.

- Слушаю тебя, товарищ Акимов!

В "Чернобыле" нашли много откровенных ляпов и несоответствий.

В "Чернобыле" нашли много откровенных ляпов и несоответствий. Фото: кадр из фильма

5. Самые ужасные кадры в сериале - это пожарные, превратившиеся за несколько дней в кровавое желе. На самом деле радиация так не действует. И об этом не раз говорили участники тех печальных событий. Как не было мертвых птиц на десятках километров, падающих на пионеров, и не было порыжевшего вмиг леса. Да, лес порыжел, но месяцы спустя.

6. Прием у Горбачева. На стене висит картина "Иван Грозный и сын", или по-простому "Иван Грозный убивает своего сына". Этой картины, как и ее списка, на стенах в Политбюро никогда не было.

7. Щербина и Легасов курят недалеко от АЭС. В руках у одного из них пачка сигарет "БГ". В СССР не было таких сигарет. Самой распространенной сигаретной маркой, любимой у советских людей, были "БТ" в пачке-коробке. Болгарские сигареты, памятные многим курильщикам еще с советских времен, выпускались на "БулгарТабак". Отсюда и название.

Курят в сериале и сигареты "Сочинские". Такие действительно существовали, но не в то время и не в том месте. Самой распространенной маркой таких сигарет, конечно, были "Столичные".

Щербина говорит так, как этого хотелось бы американцам

Щербина говорит так, как этого хотелось бы американцам Фото: кадр из фильма

8. Легасов и Щербина на самом деле проживали в тридцатикилометровой зоне от аварии. А в Чернобыле были наездами.

9. В сериале пьют водку по-черному. Солдаты разгружают целую машину водки. Конечно, как без этого. Хорошо, что обошлось без матрешек, балалаек и медведей. Свидетели говорят, что этого точно не было, потому что в СССР тогда проходила знаменитая антиалкогольная кампания, и тем более не могло быть такого в армии. Автор не хочет обелить советского человека, который мог выпить в то время и денатурат, но конкретно этого эпизода не было.

Винтовки Мосина вывели из обращения в Советской армии в 1944 году

Винтовки Мосина вывели из обращения в Советской армии в 1944 году Фото: Википедия

10. В Чернобыле развернут штаб армии. Нескольких солдат командование отправляет отстреливать домашних животных. Они ведут стрельбу из винтовок Мосина, вышедших из обращения в 1944 году. Конечно, винтовки и карабины Мосина продолжали использовать в армиях Восточной Европы и по всему миру ещё несколько десятилетий. В качестве оружия пехоты и бойцов нерегулярных вооружённых формирований винтовки Мосина использовались во многих войнах — от Кореи и Вьетнама до Афганистана и конфликтов на постсоветском пространстве. Но вряд ли они сохранились на вооружении в регулярной армии СССР.

11. И снова о солдатах. Они в то время, о котором говориться в титрах, жили в Чернобыле не в палатках, как показано в сериале, а в казармах, специально построенных тут же.

Дятлов в сериале не похож на реального Дятлова.

Дятлов в сериале не похож на реального Дятлова. Фото: кадр из фильма

12. Чиновники и руководители АЭС показаны тупыми аппаратчиками, которым главное сохранить свои места. Это наглая ложь. Дятлов, выставленный в сериале ответственным за катастрофу, по свидетельствам очевидцев, был умнейшим человеком. Вот некоторые воспоминания о нем:

"Когда говорят, что в угоду директору станции или главному инженеру Дятлов мог проигнорировать принципы безопасности, дать указания отключить защиты реактора или нарушить инструкции, я этому никогда не поверю". Председатель Государственного комитета ядерной безопасности Украины В. В. Грищенко. (Воспоминания об Анатолии Степановиче Дятлове.)

"После освобождения Анатолий Степанович не прекращал разрушать официальную версию причин аварии, продолжал обращаться в различные ведомства вплоть до МАГАТЭ. И это начало давать свои результаты, хотя высокие организации, в том числе и зарубежные, которые в своё время протиражировали версию о нарушениях персонала, не могут признать свою ошибку и теперь, уже защищая «честь своего мундира», упорно продолжают множить ложь". В. А. Орлов. (Воспоминания об Анатолии Степановиче Дятлове).

"Он мог понять ошибки, допущенные персоналом, если они аргументированы, но он абсолютно не мог принять разгильдяйства, некомпетентности и халатного отношения к своим обязанностям. А. С., как правило, отличали прямота, четкость и краткость изложения своей позиции, а это не всегда шло ему на пользу.

Анатолий Степанович не позволял ни себе, ни другим в его присутствии проводить разборки с персоналом, допустившим ошибки и находящимся в данный момент на рабочем месте. Вспоминаю случай, когда у меня (я находился за пультом) сработала защита реактора и корабль остался без хода при отчаливании от пирса. Сдаточный механик начал воспитывать меня, но А. С. просто выставил его из пультовой. После сдачи смены, на разборе причины срабатывания A3 — мной была допущена ошибка — я получил своё по полной программе от А до Я, но не от механика, а от А. С.

Характерной чертой его характера было патологическое непринятие всякой неправды и лжи. Если кто-либо был уличен даже в неправдивом изложении событий, не говоря уже об обмане, этому человеку он не верил на слово никогда.

Анатолий Степанович был человек, имеющий свою точку зрения по всем вопросам (и зачастую не совпадающую с общепринятой). Он был жестким в требованиях, но не жестоким в отношениях, он не боялся брать на себя ответственность в пределах своей компетенции и за это отвечать, но он не собирался нести ответственность за незнания, неумение и непрофессионализм других". Государственный инспектор по ядерной безопасности Украины А. В. Крят. (Воспоминания об Анатолии Степановиче Дятлове).

Вот каким был Дятлов.

И это Москва?

А вот такого совестливого правдоруба Ульяны Хомюк никогда не существовало. Это и есть тот самый "художественный вымысел" создателей. Ее не было так же, как и не было голых шахтеров, трясущих свои хозяйством. Но Крейгу Мазине показалось, что они очень удачно впишутся в его Чернобыль, и они появились.

12. Не могли не заметить зрители и странной Москвы в марте 1987-го. Многие бывали в Киеве и тотчас узнали столицу Украины, которую создатели назвали Москвой. Но это, наверное, самый незначительный лям. Ведь Москва постоянно снимается то в Польше, то в Чехии, то вот теперь на Украине. Что ж, Крещатик действительно дорог многим русским и по сей день.

Титры про Мост Смерти

13. Многих тронули последние титры. Количество погибших от последствий катастрофы и Мост Смерти. Но Мост Смерти - это известная байка! Никто на нем в ночь аварии не стоял и не смотрел на пожар, а стоявшие не умерли впоследствии от радиации в короткий срок, как это было сказано в титрах. Мост был сразу оцеплен! Уж при всей своей cкрупулезности проверить факт про Мост Cмерти создатели просто обязаны были.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Страшные тайны Урала: смертельная эпидемия сибирской язвы в Свердловске

В истории СССР есть более мрачные темы для сериалов, чем авария в Чернобыле (подробнее)

Аудио: Страшные тайны Урала: смертельная эпидемия сибирской язвы в Свердловске

МНЕНИЯ

«Чернобыль»: сериал массового поражения

Снятый для НВО и выпущенный в России «Амедиатекой» сериал «Чернобыль» по жанру представляет собой смесь фильма-катастрофы с производственной драмой. Если высокотехнологичные триллеры о катастрофах пользуются интересом публики, то производственная драма - жанр в современном кино раритетный и совершенно не популярный. (подробности)

Сериал «Чернобыль» - фильм о спасении шкур, а не душ

Спецкор "КП" Александр Коц о том, почему американский сериал можно назвать безупречным с пропагандистской точки зрения (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

От радиации мясо с костей не слезает: Вся правда и вымысел в сериале «Чернобыль»

Как на самом деле выглядит лучевая болезнь, часто ли в зоне отчуждения падали вертолеты, за сколько дней "порыжел" знаменитый лес - все это и многое другое рассказал ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной станции (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: