Boss ds 1 схема

Обновлено: 05.07.2024

Вообще, парни из Roland-Boss отнюдь не новички в построениии цифровых эффектов — взять хотя бы их процессорые BOSS серии GT, ME и иже с ними.

Другое дело — гитарные примочки. До недавнего времени цифровыми в массе своей были дилеи, реверы и прочая модуляция, а вот всякие оверы и дисторшены — чистый аналог.

Ну оно и правильно, зачем трогать то, что и так отлично работает уже многие десятилетия? Схемы отработаны, звучать отлично, стоят относительно недорого, что еще нужно?

Ну плюс к этому, до недавнего времени цифровая эмуляция именно искажалок была, прямо скажем так, себе. Ситуация начала меняться относительно недавно — либо все уже-таки начинают привыкать к цифре, либо эмуляция действительно стала звучать значительно лучше. Хотя как по мне, эти два фактора друг друга не исключают. Да действительно, от цифры уже не так чураются, да и звучать она стала лучше.

Ладно, вернемся к BOSS.

Про их технологию MDP (Multi-Dimensional Processing) я уже немного писал, когда говорил про BOSS TE-2 Terra Echo, DA-2 Adaptive Distortion и MO-2 Multi Overtone. А теперь вот парни из BOSS решили переиздать классические OD1 и DS1, но уже в цифре и с этой технологией.

Boss OD-1X
Boss DS-1X

В целом, я был настроен довольно скептически относительно этих педалей, пока не посмотрел их демку от Pete Thorn. Собственно, после этого я и решил про них написать, хотя сами педали вышли вроде еше в начале этого года.

Вы знаете, мне понравилось. Педали действительно звучат хорошо и читаемо. Отлично прослушиваются все ноты в аккордах, даже в «кривых» аккордах типа 7-к и 9-к. Это, кстати, внушает.

Плюс к этому, видно что у педалей отличная чувствительно к динамике игре и громкости, что до недавнего времени было бичем цифровых приборов.

Все же получается, что слова про MDP — это не чистый маркетинговый булшит. Видно-то работу инженеров и программистов и это не может не радовать. Самое главное, как мне видится, разработчики подошли к этим педалям с умом и использовали преимущества цифровой обработки, а не просто тупо эмулировали классические аналоговые педали. Как бы хорошо и правдоподобно не звучала эмуляция — она всегда останется эмуляцией.

Другое дело, когда приборы именно разрабатываются с учетом сильных строн цифры. Собственно, результат мы видим и он, по меньшей мере, очень хорош.

Еще пара демок от BOSS.


Приведу вам несколько более конкретных упоминаний о DS-1:

Ibanez Dan: Джо, какие настройки ты делаешь на педали Boss DS-1 pedal?
Joe Satriani: 9 часов, 5 часов, 2 часа

JSExtremist: Из всех педалей на которых ты играешь, какая сама любимая?
Joe Satriani: Boss DS-1

Его жена – Piya играла в группе “Vixen” и подрезала оттуда бас – Fender Precision,
на котором Vai записал бас партии к Alien Love Secrets. Соло он играл с помощью примочки Boss DS-1 Distortion.

Схема

Ну что, убедились что педаль стоящая? Тогда встречайте господа! Проект легендарного Boss DS-1. Того самого, который был подарен Steve Vai в Самаре одним из его поклонников.

Boss_DS-1-shema1

Это не оригинальный DS-1, а его вариант, выполненный на сдвоенном операционном усилителе, но звучит также достойно.

Печатная плата

Boss_DS-1-pcb

Вид со стороны деталей. Размеры: 88 х 60мм. Печатная плата в формате Sprint-Layout выполнена под корпус GAINTA G0473. В левом верхнем углу контакт gnd перемычкой припаивается к корпусу переменного резистора Level. Корпуса остальных потенциометров электрически соединяются с ним через корпус. Переменные резисторы устанавливаются на жестких проволочных стойках (если их выводы короткие), чтобы их плоскость была на одной высоте с плоскостью ножного переключателя, установленного на плате. Вот так:

podkluchenie

Boss_DS-1-foto

Список деталей

Резисторы(0,25 Вт)

Резисторы переменные:

Конденсаторы

Операционные усилители

Транзисторы

Boss_DS-1-for_Steve_Vai

Напоследок можно посмотреть на диаграмму звучания педалей перегруза фирмы BOSS и найти там объект нашего разговора.

BOSS DS-1 Distortion

Boss DS-1 - является классической педалью дисторшн для гитары, производимая Корпорацией Roland под фирменным знаком BOSS с 1978 года.
Педаль имеет один регулятор тона, один регулятор уровня, и один регулятор степени искажения и создаёт эффект от легких искажений до тяжелого и резкого саунда.
В оригинальной педали с 1978 года применялся операционный усилитель TA7136AP (Toshiba) с 1994 года BA728N (Rohm), с 2000 года M5223AL (Mitsubishi), с 2006 года NJM2904L (New Japan Radio).

BOSS DS-1 Distortion

Микросхемы:
TA7136AP

Транзисторы:
C2240 -2 Шт
C732 -1 Шт
C1685 -2 Шт
K30A -3 Шт

Диоды:
IN4148 -5 Шт
IN4004 -1 Шт

Резисторы:
22 -1 Шт
100 -1 Шт
470 -1 Шт
1k -2 Шт
2k2 -2 Шт
3k9 -1 Шт
4k7 -1 Шт
6k8 -2 Шт
10k -6 Шт
21k -1 Шт
56k -4 Шт
100k -7 Шт
470k -2 Шт
1m -5 Шт

Переменные резисторы:
20k -1 Шт
100k -2 Шт

Конденсаторы электролитические:
0.47uF/50v -2 Шт
0.47uF/50v (NP) -1 Шт
1uF/50v -1 Шт
47uF/25v -1 Шт
100uF/25v -1 Шт

Конденсаторы металлопленочные:
10n -2 Шт
22n -1 Шт
47n -5 Шт
100n -1 Шт

Конденсаторы керамические:
150p -2 Шт
220p -2 Шт
250p -2 Шт
470p -2 Шт

В какой-то определенный момент я устал. Устал искать «тот самый» мифический звук, устал паять «те самые волшебные» примочки. Я вспомнил себя много лет назад, когда я, будучи бедным студентом с гитарой Epiphone Les Paul Studio покупал на стипендию Marshall Bluesbreaker 2, который мне служил верой и правдой после этого целых 4 года. А после, когда уже нашел работу и у меня появились деньги, я купил себе кучу других педалей взамен блюзбрейкера. Но не о них сейчас.

В общем, я решил познать дзен. А именно, морально выкинуть все эти педали и научиться наконец-таки нормально играть на гитаре. Но без дисторшна-то как жить? И поэтому я приобрел Boss DS-1. Если уж сотни именитых музыкантов им не брезгуют, то мне-то чего бояться!


На самом деле, я мог бы его спаять, просто дешевле и быстрее его было купить. Стоимость немоденного босса — около 1500-2000 рублей, впрочем, иногда можно найти и дешевле. Однако, сами знаете как оно — радость после покупки не вечна. Рано или поздно, начинаешь о чем-то думать. Вот и я начал думать. О его модификациях.

Куча статей в интернете по модификации этого девайса. Модов на него придумано столько, что я даже сбился со счету. Но, наверное, самый знаменитый из них — Keeley Mod, придуманный инженером Робертом Кили, превращающий стоковый Boss DS-1 в настоящую дисторшн-машину.

На первый взгляд, суть модификации — замена стандартных, как считается «компонентов жуткого качества» на всякие аудиофильские, которые «преображают звук в разы». В реальности же компоненты меняются на совершенно другие по номиналу, и меняется их столько, что фактически получается совсем другая педаль, с совсем другим звуком.

Я ограничился только технической модификацией платы педали (замена конденсаторов, резисторов и ограничительного диода), без косметической (вывод ограничительного диода в отверстие буквы «O» слова Tone), а также без дополнительного тумблера (Ultra Mod).

Как сделать Keeley Mod в своей педальке Boss? Для этого можно посетить сайт самого Роберта Кили или же страницу в Instructables. Если не умеете — лучше отдайте какому-нибудь мастеру, который вам все соорудит в лучшем виде. А то и других модов понаделает, превратив ваш DS-1 в педаль на все случаи жизни.

Что до меня, то я очень доволен получившимся результатом. В положении ручки тона около 3-х часов, а гейна — не больше 9 она хорошо перегружает сигнал, при этом не мылит, оставляя звук хорошо читаемым.

Сегодня мы обратимся к легендарному творению компании Roland, а именно, к эффекту дисторшн BOSS DS-1. Вернее к его модификации.

Педаль дисторшн BOSS DS-1 наряду, пожалуй, с овердрайвом OD-1 и «миталзоном» MT-2, обладает поистине культовым статусом и является настоящим бестселлером.

Начала выпускаться, когда в разгаре была холодная война, а на советские экраны только что вышел фильм Э. Рязанова «Служебный роман», и большинства читателей jablog ещё не было и в проекте, а именно, в октябре 1977го года. Когда же многие подписчики блога ходили в школу, в феврале 1998го года, количество выпущенных педалей уже превысило отметку в 6.000.000 экземпляров. Вот такие пироги.

Сам эффект дисторшна построена по простой схеме с использованием одного операционного усилителя.

ds-1

DS-1 использовалась как основной эффект дисторшн Куртом Кобейном при записи альбома группы Nirvana «Nevermind». Кроме того, пользовались этой педалью Джо Сатриани, Дэйв Наварро из Jane's Addiction, Steve Rothery из Marillion, Джон Петруччи из Dream Theater, и Стив Вай.

Некоторые басисты также использовали эту педаль, например, Chris Wolstenholme из Muse на альбоме «Showbiz», Al Cisneros из Om и Mark Stoermer из The Killers во время концертов.

Что же такого притягательного в этой оранжевого цвета коробочке? За что она полюбилась гитаристами со всего мира? Этими вопросами задаются многие и смело идут покупать себе экземпляр DS-1 в ближайший музыкальный магазин. Стоит она, кстати сказать, сегодня чуть более 3000 рублей новая и от 500 до 1000 рублей б\у в зависимости от состояния.

Распробовав же педаль, некоторые разочаровываются: вместо тяжёлого пробивного саунда они получили достаточно плоский «пластмассовый» звук с изрядной долей песка и шума. И дело даже не в недостаточном мастерстве игры, и не в том, что определённому числу гитаристов банально приходится втыкать педаль в неважнецкий транзисторный комбик в лучшем случае, а в худшем – прямиком в линию.

Но дело ещё и в том, что большинство наших кумиров, в руках которых DS-1 искрится и поёт, играют не на стоковых версиях, а на модифицированных. (Не считая того, что руки у них более прямые, и играют они более лучше :)) ).

Неизвестно, кто первый стал модифицировать серийные приборы DS-1, но один дядя с большими усами из штатов сделал на этом, наверное, неплохое состояние. Зовут его Robert Keeley. Моды он, конечно, делает со всей тщательностью. Однако, цены кусаются: 75$ за сам мод, либо 139$ за педаль с модом (не учитывая, видимо, почтовые расходы)!

Стоит сказать, что Keeley занимается модификацией другого различного музыкального оборудования и выпускает собственные педали Keeley Electronics, красивые и тоже, кстати сказать, весьма недешёвые.

Мод, который делает Keeley, называется Ultra Mod. Описание того, что этот мод даёт, есть на сайте мастера. Вольный перевод: увеличивается выходной уровень сигнала, что позволяет использовать DS-1 как грелку; увеличена амплитуда гармоник второго порядка и «ламповые» качества. Заманчиво, не правда ли?

keely

Сам по себе мод давно уже расколупан и разобран по косточкам – какие именно детали заменяются внутри и какие производятся переделки. В сети можно найти соответствующие инструкции. Например, здесь:

И вот, в один из холодных и дождливых июльских дней у нас родилась идея замодить стоковый DS-1 и сравнить с оригинальной педалью от Keely. За основу была взята информация по ссылке выше.

Техника мода состоит в замене десятка конденсаторов, паре-тройке резисторов и переработке схемы ограничения сигнала. Плохие слюдяные конденсаторы заменяются на более высококачественные плёночные, проходные электролиты номиналом 1 микрофарад – тоже, углеродные резисторы заменяются на металло-плёночные других номиналов. Эти манипуляции призваны улучшить качество звукового тракта и сделать иной частотную характеристику. Изменение ограничителя заслуживает отдельного внимания. (Кроме того, Keeley меняет стоковый красный светодиод индикации режима работы на голубой суперяркий — шоб глаза выжигать, ага, но мы посчитали это излишеством и оставили индикацию, как она есть).

ds-1 и ds-1 вид внутренностей

В стоковом варианте DS-1 ограничитель сигнала выполнен на простейшей схеме двух встречно-параллельных кремниевых диодов. Такая схема призвана эмулировать ламповый овердрайв. Однако, является очень упрощённой далеко не самой удачной. Её можно довольно просто облагородить.

Переделка от Keeley заключается в том, что он полностью убирает один из диодов ограничителя и заменяет его на красный 3мм светодиод, который выводит на лицевую панель через отверстие, просверленное в букве «O» слова «TONE» (Стильно!). В другой же половине ограничителя он оставляет родной диод, но с помощью тумблера к нему последовательно подключается ещё один красный 3мм светодиод, который напаян внутри прямо на тумблер и нам не виден. Потом внутри всё заливается соплями для прочности.

тот самый диод

Смысл всего этого в следующем: прямое падение напряжения кремниевого диода составляет примерно 0.7 вольта; у светодиода этот параметр приближается к 2.5 вольтам. Соответственно, при использовании в качестве ограничителей светодиодов увеличивается амплитуда сигнала на выходе, а фокус с тумблером даёт несимметричное ограничение сигнала, что является приближением к ограничению сигнала лампой. PROFIT!

На наш субъективный взгляд (и слух) получилось вполне достоверно. Характер звука DS-1 с Ultra Mod'ом идентичен что у оригинала, что у нашей подопечной.

Конечно, оценка на слух сугубо экспертна, и подробный анализ спектра выходного сигнала выявил бы различия частотных характеристик приборов. Но таких задач мы перед собой не ставили. Да и незачем. При разбросе параметров комплектующих в 5, а то и 10% двух одинаковых педалей просто не существует.

Читайте также: