Blade runner концовки

Обновлено: 05.07.2024

Мы уже посмотрели «Бегущего по лезвию 2049» и хотим обсудить то, что увидели. Текста будет много, это подробный пересказ всего фильма, так что ниже следует один огромный спойлер.

Финальная версия, 117 минут

В 2004 году Ридли Скотт выпустил Blade Runner: The Final Cut. Это единственная версия фильма, в котором Скотт контролировал все аспекты производства. Цифровой ремастер картинки, улучшенные визуальные и звуковые эффекты, еще больше совершенно ненужной мути с единорогом, уже добавленной в «режиссерку».

В визуальном плане картинку осветлили, можно разглядеть грязные тарелки в квартире Декарда и другие детали. Переделаны открывающие титры фильма — тем же шрифтом, но без характерного мерцания картинки из театральной и режиссерской версии.

Наиболее заметное изменение в спецэффектах — пропавшие тросы, на которых поднимается в воздух полицейская машина-спиннер. Также в сцене убийства Зоры лицо каскадерши заменили лицом актрисы (как в недавнем 3D-релизе «Терминатора-2»). Убийство Тайрелла и драка Прис с Декардом — из европейской театральной версии, со всеми жуткими подробностями.

Но главное, что Скотт еще более разрастил вставку с бегущей по лесу лошадью с привязанным к голове рогом единорогом. Теперь единорога еще больше, а монтаж намекает, что это не сон Декарда, а его видение наяву. Таким образом Скотт надеется задним числом превратить героя-человека в робота. Эта версия доступна в составе 5-диского издания и на отдельном Blu-ray.

Ниже следуют СПОЙЛЕРЫ

Фильм открывается пролетом камеры над серым, умирающим Лос-Анджелесом будущего и его окрестностей, совсем как оригинальный «Бегущий». Главный герой по имени К (Райан Гослинг) прилетает на своем спиннере (летающей машине, а не то, о чем вы подумали) в какую-то безжизненную глушь, где герой Дейва Батисты выращивает пищевых личинок в парниках, на которых по-русски написано «ЦЕЛИНА». Эти личинки — основная составляющая рациона людей будущего, чистый белок, который позволяет населению Земли не умирать от голода. Так нам показывают, что за 30 лет, которые минули с событий первого фильма, в мире «Бегущего по лезвию» все стало еще хуже, планета почти необитаема.

Великан представляется обычным фермером, но К быстро его раскрывает — перед ним беглый репликант, который много лет назад дезертировал во время военных действий на отдаленной инопланетной колонии.

В потасовке выясняется, что К — тоже репликант. Да, теперь искусственные люди свободно живут на Земле и даже работают «бегущими по лезвию», охотниками на взбунтовавшихся собратьев.

Перед смертью герой Батисты роняет фразу: «ты не видел чуда, » — эта фраза еще сыграет свою роль в истории. Перед домом К находит мертвое дерево, а под ним — останки неизвестной женщины. Уже в полицейском участке в Лос-Анджелесе выясняется, что женщина умерла при родах, но самое странное другое — она была репликантом.

Мадам, начальница К, объясняет, что этот инцидент необходимо замять и уничтожить все следы — и особенно важно найти и убить таинственного ребенка, ведь, если репликанты узнают, что их вид способен размножаться естественным путем, они поднимут восстание и миру придет конец.

К берется за дело — первым делом он отправляется в штаб-квартиру корпорации Уоллас — после смерти Тирелла и падения доверия к репликантам разных моделей Nexus, власть над рынком перехватил новый магнат, который не только создал новые виды более послушных репликантов, но и обеспечил умирающую, покинутую большей частью людей Землю электроникой, доступным жильем и дешевыми генно-модифицированными продуктами.

В огромном здании корпорации клерк объясняет, что серийный номер женщины принадлежит старой модели репликанта, еще из серии Nexus, а все данные тех времен были уничтожены глобальной катастрофой, «Блэкаутом». В результате происшествия на всей планете на несколько дней отключилась вся электроника, а информация на носителях повредилась или исчезла вовсе. После этого мы встречаем Лав — репликанта-помощницу Уолласа, которую он называет его «лучшим ангелом». Она показывает К все, что осталось в архивах про найденную женщину — отрывок теста Войт-Кампфа, который Декард проводил Рэйчел в первом фильме. Все складывается, Рэйчел ведь была прототипом и любимой помощницей старого ученого.

После этого К уходит, а Лав отправляется к начальнику, которого сыграл Джаред Лето. Это слепой экзальтированный фанатик, который одержим своими работами — он заигрался в бога и пытается сделать репликантов идеальными, но одну загадку все никак не может решить — все его творения бесплодны. Он тоже ищет ребенка, чтобы препарировать его и раскрыть секрет гениального решения Тирелла.

К возвращается на «Целину» и находит спрятанный детский носок и фотографию женщины с младенцем — ребенок и правда появился на свет здесь. «Чудо», о котором говорил репликант, было чудом рождения. На улице, у корней дерева, блейдраннер находит цифры, от которых у него случается флэшбек с деревянной лошадью и печью.

На базе он докладывает об успехах, но Мадам недовольна. Она просит репликанта рассказать о самом ярком своем воспоминании из детства, хотя оно просто не может быть настоящим, репликанты появляются на свет уже готовыми, взрослыми и обученными. К рассказывает о том, как рос в приюте в индустриальном районе. У него была очень ценная игрушка — лошадка из настоящего дерева, но однажды другие дети попытались ее отобрать. Тогда он спрятался рядом с доменной печью и закопал сокровище в куче земли. Другие дети били его и заставляли достать им спрятанную игрушку, но он не подчинился.

Позже, дома, он вспоминает, что на лошадке были вырезаны те же самые цифры, что и на дереве — похоже, он и есть тот самый ребенок, которого должен найти и уничтожить.

Чтобы проверить свою гипотезу, он сначала едет в тот самый приют из своих воспоминаний и действительно находит там лошадку в груде земли. Все еще в сомнениях, К идет к лучшему конструктору воспоминаний, чтобы она определила, настоящая у него память, или нет. Девушка страдает от иммунодефицита и живет в своей лаборатории как в тюрьме, за стеклом. Она рассказывает, что ее родители улетели к лучшей жизни в колониях, но ее взять с собой не смогли, не позволила болезнь. Она подтверждает, что у К настоящие, человеческие воспоминания, и он приходит в ярость.

Параллельно с этими событиями развивается линия его личной жизни. Дома у него «живет» искусственная голографическая жена Джо, которую он по-настоящему любит. Действительно, К ведь и сам не настоящий человек, о чем ему постоянно напоминают окружающие, так что он точно знает, на какие чувства способен искусственный интеллект.

Сначала Джо прикована к специальному проектору на потолке, но потом он дарит ей эманатор, устройство, которое позволяет ей воплощаться и даже не на долго становиться материальной в любом месте, лишь бы эманатор был рядом. Чтобы отметить то, что К теперь — «настоящий мальчик», она приглашает проститутку-репликанта и «синхронизируется» с ней, накладывая свою внешность поверх материального тела. Джо хочет быть «настоящей» для своего любимого.

И это — самая трогательная, чувственная и честная романтическая сцена в научно-фантастическом кино, которую когда-либо снимали, особая благодарность Вильневу, который не погнался за славой «Игры престолов» и не стал детально показывать сцену секса, только объятия и первый поцелуй.

Проститутка, тем временем, оказывается не простой — она подбрасывает К следящий маячок и уходит. Джо дает К «настоящее имя» — ее фантазии хватает только на «Джо».

К и Джо идут к старьевщику (в первой части Декард тоже ходил к уличному эксперту с универсальным сканером) и узнают, что лошадка выточена не просто из дерева, она получила дозу радиации. Такое могло произойти только в одном месте, в Лас-Вегасе, который десятилетия назад был уничтожен атомной бомбой.

В заброшенном и занесенном песком Вегасе они находят постаревшего Декарда. Сначала тот бросается на К с пистолетом и пытается убить, приняв за врага, но вскоре успокаивается и рассказывает, что никогда не видел своего ребенка, из соображений безопасности.

После этого заявляются люди Уолласа во главе с Лав, похищают Декарда, ранят К, убивают Джо (ломают эманатор, в котором хранилась ее личность) и улетают. Они нашли героев благодаря полицейской системе слежения — Лав просто явилась в офис к Мадам, безнаказанно убила полицейскую и воспользовалась компьютером.

Благодаря маячку проститутки, отключившегося К находят члены тайного общества репликантов, которые были свидетелями рождения ребенка Декарда и Рэйчел.

Их предводительница чинит К, но объясняет, что тот на самом деле не мессия, а просто обманка — его генетический код и воспоминания совпадают с ДОЧЕРЬЮ героев первого фильма, но его создали специально, чтобы замести следы оригинала.

К расстраивается, но это не меняет его взглядов. Репликанты-повстанцы уговаривают его убить Декарда до того как тот расскажет Уолласу хоть что-то про ребенка, но герой идет спасать того, кого ошибочно считал свои отцом.

Уоллас допрашивает Декарда, но тот отказывается сотрудничать. Тогда безумный магнат пытается подкупить старого отшельника точной копией молодой Рэйчел, но также безуспешно, он перепутал цвет глаз. Девушку, к слову, играет настоящая дублерша, компьютерную маску (как Кэрри Фишер в «Пробуждении Силы») делать не стали, и это к лучшему.

К перехватывает кортеж Лав, которая перевозит Декарда в тюрьму для пыток. В результате ожесточенной схватки К убивает Лав и отвозит старика к дочери.

Ей оказывается та самая девушка-изготовитель воспоминаний. К понимает, что это была она потому, что, увидев его воспоминания про лошадку, она заплакала и была абсолютно уверена в том, что они настоящие. Еще бы, она ведь увидела собственное прошлое! Фильм кончается тем, что израненный К лежит на заснеженной лестнице, а Декард тянет руку к стеклу, за которым живет его ребенок.

Режиссерская версия, 116 минут

После успешных показов рабочей версии фильма из частной коллекции, Warner Bros. решила издать именно эту «рабочую версию» в качестве режиссерской.

Но Ридли Скотт решил сделать свою режиссерскую версию: без закадрового голоса и счастливого финала, но с единорогом. В то время Скотт был занят съемками фильмов 1492: Conquest of Paradise («1492: Завоевание рая») и «Тельма и Луиза», и не мог лично вникнуть во все детали восстановления картины.

Вот почему Скотт считает своей, правильной версией более поздний Final Cut, а не Director’s Cut. В режиссерской (но не финальной) версии отсутствует закадровый голос Декарда и добавлена 12-секундная сцена с единорогом в эпизоде, где Декард играет на пианино в своей квартире. Нет счастливой концовки с Декардом и Рэйчел, уежающими в Канаду. Вместо этого фильм заканчивается сразу, как только за героям закрываются двери лифта.

Другие версии

На видеокассетах до января 1993 года выходила так называемая unrated version — версия без возрастного рейтинга американской ассоциации кинопрокатчиков (у оригинального релиза фильма в американских кинотеатрах был рейтинг R за сцены насилия).

Эта версия содержит брутальные сцены из оригинальной европейской прокатной версии Blade Runner: Рой Бэтти, открыто втыкающий пальца в глаза Тайрелла, Прис, хватающая Декарда за ноздри, Рой, проталкивающий гвоздь через руку… Декард стреляет в Прис 3 раза вместо 2. Эта версия была доступна в видеокассетных рипах, но утратила актуальность с появлением 5-дискового издания фильма с европейский версией Blade Runner.

Версия фильма для американского телевидения была порезана цензурой. Вырезано 3 минуты контента, Брайант называет Декарда ass вместо asshole, из одной из самых известных строчек из фильма пропало слово goddamn: he’s a goddamn one man slaughter house («он просто, черт возьми, человек-бойня») стала he’s a one man slaughter house («он просто человек-бойня»).

Сокращены убийство Тайрелла и драка Декарда с Прис, нет сцен с обнаженным бюстом Зоры. Эта версия доступна в видеокассетных рипах телевизионных трансляций.

Оригинальная театральная версия, 117 минут

Театральная американская версия фильма: The U.S. Theatrical Cut или Original Version, вышла в кинотеатрах США в июне 1982 года. Издавалась на видеокассетах и лазерном диске, была доступна в рипах с лазерного диска Criterion Collection 1992 года.

Как это не иронично, найти оригинальную, американскую «театралку» Blade Runner в хорошем качестве в наше время было труднее всего… до тех пор, пока ее не опубликовали на третьем диске 5-дискового издания.

Что мы увидели?

Дени Вильнев снял очень правильное продолжение «Бегущего по лезвию». Сиквел сюжетно опирается на первую часть, но не зависит от нее, его легко воспринимать как новое, самостоятельное произведение.

Если оригинал задавался вопросом «что такое человек и где проходит граница человечности», то «Бегущий по лезвию 2049» отвечает на него — репликант и даже голографическая кукла могут быть на порядок человечнее, чем настоящие люди, и «настоящей» личность делают поступки.

В 1982 году в Далласе и Денвере состоялись тестовые показы 113-минутной версии Blade Runner на 70-мм пленке. Именно из-за крайне негативной реакции аудитории на этих показах продюсеры заставили Скотта приделать фильму другой, счастливый финал и закадровый голос Харрисона Форда, объясняющий мир и события картины.

Главные отличия — отсутствие закадрового голоса (кроме одной сцены — со смертью Бэтти) и хэппи-энда из театральной версии. Название BLADE RUNNER появляется куда более стильно, а вместо открывающего текста используется определение слова «репликант» из New American Dictionary (издание 2016 года во вселенной фильма). Нет кадра с крупным планом глаза. В сцене с Декардом и пианино нет дурацкого видения с единорогом, нет музыки, и мы слышим, как Харрисон Форд перебирает клавиши на инструменте.

В 1989 году эта копия фильма попала в руки частного прокатчика, который только во время одного из показов обнаружил, что это другая версия Blade Runner. 35-мм версию этой копии показывали на фестивалях в Калифорнии. Именно успех этих показов убедил Warner Bros. рассмотреть возможность выпуска режиссерской версии фильма.

В 2007 году эта копия фильма впервые стала доступна широкой аудитории на пятом диске 5-дискового Ultimate Collector’s Edition фильма на Blu-ray — заодно с европейской версией, режиссерской версией и The Final Cut. Эта версия также доступна в составе делюксового бокс-сета 30th Anniversary Collector’s Edition.

Какую версию стоит смотреть?

Разумеется, оригинальную театральную, в крайнем случае — европейскую или рабочую с 5-диского издания… в общем, любую версию, в которой нет сцены с единорогом. Закадровый голос Форда на самом деле многое добавляет к атмосфере фильма (как бы сам Форд и Скотт не ненавидели этот текст), счастливая концовка работает… но главное, что в этих версиях не чувствуется желание режиссера задним числом придать своему фильму противоположный смысл — да еще такими дешевыми средствами, как «сон наяву» главного героя.

Что на самом деле означают эти кадры с единорогом, вам внятно не объяснит даже сам Ридли Скотт, но ряд других сцен из Blade Runner (в частности, сложенная одним из героев бумажная фигурка) намекают, что единорогов видят только репликанты, что это такая же фирменная метка корпорации «Тайрелл», что и детские воспоминания Рэйчел.

Следовательно, рассуждает Скотт, Декард — репликант. Может быть, сложивший единорога Гафф — тоже репликант? Наверное, и создатели этого фильма — репликанты (или как иначе объяснить их маниакальную одержимость единорогами)? Как и зрители-фэнбои, так старательно видящие в этой нелепой сцене тайные режиссерские смыслы?

Прошло две недели после релиза в России и мире сиквела «Бегущего по лезвию», фильм фактически провалился в прокате несмотря на хорошую прессу, что хоть и символично, но очень печально. Но цель этого текста не кинуть камень в нынешних зрителей, а попытаться вступить в диалог с теми людьми, которые фильм увидели и гордо, по-«бэдкомедиановски», объявили, что сюжет говно, сценарий говно (причём большинство не смогут обозначить разницу между сюжетом и фабулой), (сейчас будет самое интересное) всё разжевали и думать не над чем или что вообще ничего не объяснили и оставили «фанатикам» додумывать сюжет. А мы гордо будем тыкать в «сюжетные дыры».

Опять-таки, не буду кидаться камнями, а лучше попытаюсь хоть немного систематизировать всё то, чем наполнен, к чему отсылает, что символизирует и так далее «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва.


I. Пиноккио, оставшийся деревянным мальчиком

Бегущий по лезвию КD9-3.7, позже известный как Джо, оказался наиболее интересным и глубоко проработанным персонажем этого фильма. Именно его путь героя привёл меня к скупой мужской слезе, выдавленной безысходной тоской и несправедливостью. Но это всё лирика.

Джо прежде всего интересен также, как и Декард, только со своими нюансами. Мы не знаем, кем является Рик изначально и всё зависит от нашего восприятия (ну или версии фильма) кем мы его считаем — человеком или репликантом. В случае КD мы изначально знаем, что персонаж Гослинга андроид. Но вот вопрос, будем ли мы считать его машиной, когда пойдут финальные титры? Ответ, конечно, очевидный. Но вот, разобраться в том, почему Джо является прекрасно прописанным персонажем и какую ценность имеет для смысла фильма попытается разобраться далеко не каждый.

С первой же сцены нам показывают довольно странную черту для репликанта — любопытство. Слышал ли когда-нибудь Кей о чесноке, видел ли вообще живые растения? Вряд ли, но зная, что он искусственный становится немного странно от того, что Кей зачем-то заглянул в кастрюльку и принюхался к её содержимому. «Девятки» предельно покорные и наименее похожи на людей среди всех остальных, почему же Кей это делает? Почему тянется к тому, чего не знает, изучает по-своему? Дальше, конечно, эта черта далеко не часто проявляется, однако другая примечательная сцена, связанная с этим стремлением будет поинтересней первой. В Лас-Вегасе, на пути к казино, Кею на руку садится пчела, приведшая затем его к ульям. А затем он даже подходит к одному из них и суёт внутрь руку. Сцена, конечно, сама по себе странная. Однако, любопытство, желание познания окружающего привело репликанта к чему-то новому, выходящему за пределы его знаний о мире, заложенных программами и архивами.


Настоящая?

Кроме того, пчёлы интересны, конечно, из-за прямого назначения — опыления. Кто знает, может именно благодаря этой небольшой пасеке («А у меня есть пасека, пасека. ») Декард вырастил цветок для Рейчел. При условии, конечно, если это он вырастил. И при условии что они настоящие насекомые, а не какие-нибудь очистительные изощренные приборы, устраняющие последствия войны. Но учитывая склонность Вильнёва к поэтике, склоняешься к тому, что они живые.

Ну и да, пчелу с руки Кей смахивать не стал. Что может являться признаком другого явления человеческой психики, о котором позже. Это можно приписать также в качестве отсылки к одному из вопросов теста Войт-Кампфа, где упоминалась оса. Которую, кстати, убили.

Далее будет не менее занимательная сцена теста на проверку эмпатии и человечности. Во-первых, кажется, что вопросы представляют собой набор плохо связанных между собой слов. Во-вторых, как вы могли уже знать облазив Интернет — это цитаты из «Бледного пламени» Набокова. Интересна эта книга для «2049» странными параллелями друг с другом. Роман начинается с поэтических строк о том, что свиристель разбилась об окно, приняв отражение в нём за реальность. Весьма интересно, что Кей считал воспоминание о лошади своим — а в итоге, его уверенность в своей исключительности в своей человечности была бессердечно растоптана бунтаркой Фрейзой.

Сам же по себе тест — вполне стандартный психологический блиц-опрос, в котором нужно отвечать как можно быстрей. Собственно это и выявит, что в голове у Кея, сомневается ли он в том, что говорит, «связан» ли он. После встречи с Аной Стеллин и ложного доказательства (как позже выяснится) своей человечности Кей проваливает тест. Он начинает сомневаться, отвечать более обдуманно, он не может отвечать по-репликанстки, осознавая себя как настоящее, живое существо. У которого теперь есть не просто сомнения, а уверенность.


Меня терзают смутные сомнения.

Первый акт нового «Бегущего» вообще отличный и многообещающий. В нём и началась арка «персонажа», который, сам по себе, интересен, но ещё более интересен и важен как часть арки Кея. Джой, девушка-голограмма, стала примером того, как талантливо можно прописать романтическую линию.

«Everything You Want to Hear» («Всё, что ты хочешь услышать») говорит покупателю слоган данного продукта. Может, конечно, возникнуть вопрос: а зачем КD девушка или даже — а почему не репликантка? Тут становится интересно. Во-первых, неизвестно сам ли Джо приобрёл Джой или нет. Если нет, это может углубить сеттинг — подлые людишки создают не только искусственную жизнь, но и держат свои создания в иллюзии счастливой жизни, чтобы не рыпались. А болтающая только приятное уху голограмма как раз таки может успокоить и обрадовать репликанта, вернувшегося с задания по убийству сородичей. В отличии от репликантки.

С другой же стороны, Джо мог и сам купить данный продукт технологий. Вопрос, конечно, тот же — зачем? Возможно, это связано с тем самым явлением человеческой психики — способности к эмпатии. Иначе зачем KD близкое существо? Но как мне кажется, Джой устраивала Кея именно из-за своей покорности и способности выслушивать. Представьте, что он «отправил в отставку» очередного собрата, прошёл все тесты, выслушал начальника, говорящего про послушание и важность контроля, потом идёшь домой сквозь трущобы, дождь и враждебно настроенное окружение, портящее к тому же двери — а дома встречает приятный и успокаивающий голос. Вполне возможно, Кей осознанно идёт на эту иллюзию семейной жизни, цепляясь за то единственное, что возможно не безразлично к нему. Так почему голограмма, всё-таки, а не реликантка — да по той же причине, что и выше.


Купил бы такую девушку из нулей и единиц?

С развитием сюжета Джой не меняется — по сути, она говорит именно то, что хочет услышать Джо: даёт имя (что интересно, Джо деминутив от Джон, а американец Джон, как русский Иван — распространённое явление. Джон Доу, в конце концов) ты живорождённый, с душой, ты особенный. А затем её убивают (если это можно назвать убийством или смертью). Казалось бы всё, вот он пересказ фильма Спайка Джонза «Она» — ИИ стал человеком, признаётся в любви и драма. Но нет, колоссальных размеров реклама Джой в кульминационные минуты картины пытается продать себя Кею и чётко виден слоган продукта. «Всё, что ты хочешь услышать».

Но ключевой для Кея вопрос и ключевой для этой темы вопрос — а есть ли у него душа? Сэппер Мортон называет его, по сути, обычной жестяной банкой. Соседи и коллеги по работе в полиции откровенно презирают за искусственность. Зато Мадам, узнав о существовании живорождённого репликанта, у которого возможно есть душа явно говорит Кею приятные слова: «Ты и без неё хорошо обходишься». Что это? Проявление симпатии от начальника или простое «знай своё место»? Первое, всё-таки как мне кажется (тут и нежелание выдавать Джо, и беседа по душам). Но это мелочи.

Главное здесь — это ложная уверенность Кея, что он живорождённый, что у него есть душа. Ложное воспоминание привело Джо к мысли о своей исключительности и к стремлению доказать это. К несчастью, в конце пути его спускают с небес на землю. Но именно в стремлении героя найти себя, в том что киноведы бы назвали пути героя лежит его человечность. Джо проявляет свободу воли, что несвойственно «девяткам» — он не только проводит расследование, но и вопреки приказу Фрейзы не убивает Декарда и отводит того к дочери. Кроме того, Джо с огромным пиететом смотрит на Рика. Кей сначала был малоэмоционален, но затем он неочевидно, но меняется: слова Аны заставляют его взбеситься, он опустошенно воспринимает слова лидера бунтовщиков, что он пустышка, затем его добивает гигантская голограмма. И после всех бесчеловечных приказов, потрясений, обманов и интриг он выбирает самопожертвование.


More human than human

На фоне играет аранжировка Tears in Rain, падает снег, истекающий кровью Джо ложится на ступени, оставаясь в последние моменты жизни в полном одиночестве, воспринимаемый разменным материалом и машиной, обманутый Джой, оставшийся ненастоящим мальчиком.


Ну тут, конечно, рукалицо. Райан сыграл офигительно, играя чуть ли не одними глазами. В сценах где требовалась экспрессия он был хорош, но именно в сценах вроде с гигантской рекламной голограммой Гослинг раскрывался как актёр на все сто процентов. Такой безысходности, такой невыразимой тоски я вряд ли вообще когда-либо видел в глазах актёра. II. Ниандер Уоллес и синдром Бога

То, что персонаж Джареда Лето репликант можно было догадаться ещё в рекламных роликах. Уж больно слепые глаза были приметны — в таких красные блики не увидишь. Однако его происхождение не просто «ну пускай будет». Смысловая нагрузка немалая.

Прежде всего Ниандер это новое воплощение старого образа франшизы и Ридли Скотта в частности — человека с амбициями Бога. И да-да, куда уж тут без прямого и непрямого цитирования Библии. Современники могут увидеть в самопровозглашённом Божестве возможный образ будущего правителя мира — бездушного магната, которому слишком тесно с людьми в одном помещении.

Но Библия и Бог, конечно, самое главное. Ниандер в одном из своих монологов говорит, что создал девять миров — столько же создал Один. Это так, для разминки. Он ищет способ заставить репликантов размножаться самостоятельно. Зачем? Во-первых, если учесть, что «девятки» покорны, то вполне возможно, что покорные нексусы смогут воспитать таких же покорных детей — а самостоятельное воспроизводство позволит колонизаторам новых планет получать новую рабочую силу самостоятельно, самостоятельно же заселяя планеты, при этом метрополии могут не опасаться бунта. Во-вторых, Уоллес вполне возможно чувствует себя неполноценным и даже бесится (по-своему) из-за этого. В конце концов он Бог, он спасает человечество, он стоит выше остальных, он ставит себя выше остальных, но простой функции, делающей его полноценным человеком у него нет. Он такая же пустышка, какие бы речи не говорил — в этом, как мне кажется, кроется глубина его характера.


III. Чудо и план Декарда

Пожалуй самой неочевидной и туманной аркой стала история дитя-чуда Аны Стеллин и великого плана Декарда и репликантов. Но тем не менее, что-то вразумительное и понятное здесь сказать однозначно получится. Ведь во многом именно на этом элементе сюжета строится идейная значимость картины.

После 2019 Рик и Рейчел скрывались, пара убегала от бегущих, пока не дошла до Лас-Вегаса. Вполне возможно именно в бывшей столице игорного бизнеса Рейчел забеременела. Там же Рик мог напороться на какое-нибудь случайное дерево, мёртвое или живое. А затем в качестве первого подарка будущему ребёнку сделать коня (единорога?) — это объясняет и происхождение лошади и то, как она оказалась у Аны в детстве. Я не эксперт в древесном рукоделии, но конь выглядит гораздо менее аккуратно сделанным, чем фигурки в казино, которые новее выглядят — ещё одна подсказка?

Из сюжета «2049» становится понятно, что в своих странствиях по опустошенным штатам пара была не одинока и в какой-то момент столкнулась с группой Фрейзы и Мортона, которые решили им помочь. А затем они уже составили план, благодаря которому смогут обеспечить будущей мессии относительно безопасное существование. От Декарда требовалось лишь замести следы и всех обмануть подставным умершим ребёнком — чтобы наверняка не стали искать. Скорее всего, беременную Рейчел увезли от Рика к дому Сэппера, соответственно еще не рожденную дочь отделили от отца и отправили в неизвестное для него место, чтобы в случае чего невозможно было бы найти и отца, и ребёнка. А дату на коне мог вырезать тот же Мортон.

В случае Аны же, как мне кажется, совершенно неважно то, каким образом Рейчел родила и что это за технологии вложил в неё Тайрел — важна та самая душа и признание своей человечности. А что это может доказать лучше, чем крохотное существо, которое появилось благодаря твоим(!) усилиям?


IV. Скажем так, по мелочи

1) Офигительная сцена секса. Я, конечно, не думал, что в фильме с названием «Бегущий по лезвию» буду выделять сцену секса как одну из самых интересных в плане ценности для сюжета. Но, чёрт возьми, эта сцена гениальна. Как я уже говорил выше — Кей любопытен, он ищет связи с кем-то: с Джой, с «отцом». Поэтому неудивительно, что половой акт стал для Кея ещё одним интригующим неисследованным полем — именно в этой сцене он до конца мог именно что почувствовать себя как человек, занявшись сексом с девушкой, к которой он какие-то чувства всё-таки испытывал. Совершив простейший акт, так свойственный людям.

2) Та самая проститутка и бунтовщики. Мэрриет (Маккензи Дэвис) персонаж хоть и интересный, но весьма мутный. Кроме того, что участвует в своеобразном тройнячке, она интересна своими действиями после ночи с Гослингом — берёт в руки деревянного коня и рассматривает его, причём рассматривает его с очень большим любопытством. Может ли это значить, что и в неё имплантировано это воспоминание? Это вполне возможно, учитывая то, что Фрейза говорит о том, что «все мы хотели бы быть тем ребёнком» — явно намекая на то, что Кею «посчастливилось» стать одним из многих, кто обладает этим воспоминанием.

Сама же Фрейза тоже дама мутная. От одного её вида и приказов создаётся впечатление, что идейные борцы за свободу не такие уж и хорошие и невинные. В чём, конечно, они и сама Фрейза очень похожи на людей. Часто в Инете встречал этот вопрос: почему бунтари не объединятся с Уоллесом? Опять же — Уоллесу нужна власть через контроль, а бунтарям нужна полная свобода и настоящая человеческая жизнь.

3) Her Eyes Were Green. Одной из самых внезапных и крутых сцена стала сцена с Рейчел во время полудиалога Декарда с Ниандером. Тут во всю цитируется текст Писания — история о семидесятилетний Рахиль, которой Господь подарил детей — сначала Иосифа (Joseph, можно воспринимать Джо и как сокращение от этого имени), а затем Вениамина при родах которого она и умерла. Как бы намекает. Бог в лице Элдона Тайрелла дал возможность Рэйчел сотворения чуда — рождения ребенка. И кроме того, другой божок толсто намекает, что возможно именно чужая божественная воля свела репликантку с Риком.


Даже с бликами видно, что карие

Развязка сцены весьма занимательная — Декард врёт, что у Рейчел были зеленые глаза. Новую модель убивают. Декард либо решил не искушать себя, либо увидел в этой машине лишь бледную и разящую искусственностью копию. Ну а кроме того, не забывайте склонность Вильнёва к поэтичности.

4) Лав. Да не, Luv. Героиня Сильвии Хукс получилась какой-то странной — в хорошем смысле. То есть, убивая она плачет, к Джо относится с нескрываемой симпатией, к Уоллесу то ли со скрытой (но по понятным причинам бессмысленной и пассивной) ненавистью, то ли всецело его обожает. Проблема в её готовности лгать, проблема в том, что она хочет произвести на своего создателя впечатление, доказать, что она заслуживает быть лучшим ангелом. Но совершенно неясно, что происходило у неё в голове, когда фактически ей завуалированно доказывали, что она никчёмная и неполноценная — убивая «новорождённого» репликанта, не способного рожать, как и Лав.

Можно долго вспоминать отсылки (пистолеты, титры, реклама Pan Am, Atari, Coca-Cola, овца-оригами), искать какие-то интересные детали сюжета («лечение» для репликанта — «ремонт», настоящий/ненастоящий пёс), но мне ясно одно — фильм далеко не проще оригинала. «Бегущий по лезвию 2049» — это картина далеко не разжёванная и попсовая, далеко не простая или бессвязная и пустая. Видимо проблема в том, что многим зрителям (с малым сроком концентрации внимания) слишком лень пытаться заполнить пространство картины своими мыслями и размышлениями, трудно попытаться копнуть чуть глубже, за пределы материала для «киногрехов» и прочего ширпотреба.

Останется ли «2049» в истории? Как мне кажется — да. Реакция на фильм и сборы далеко не однозначные, а значит что-то в истории повторяется и возможно новое поколение зрителей проявит к картине Дени Вильнёва немного больше интереса, чем мы с вами сейчас.

Пишите в комментариях, что именно вы увидели в фильме, как иначе восприняли те или ходы, в чем вы со мной не согласны — будет крайне интересно узнать ваше мнение.


«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049) – самая большая редкость: запоздалое продолжение, которое соответствует оригиналу. Особенно это касается концовки, которая столь же велика и глубока, как и классическая научная фантастика Ридли Скотта 1982 года. Но почему все так обернулось и что это значит?

Это большой фильм визуального и тематического масштаба, который редко встречается, а концовку в один абзац не вместишь. Давайте внимательнее рассмотрим, что происходит в «Бегущий по лезвию 2049» и его концовку.

Что было с Декардом и Рейчел после оригинала?



В конце фильма 1982 года Рик Декард сбежал с единственным в своем роде репликантом Рэйчел, отказавшись от своего пути Бегущего по лезвию. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо отправляются в деревню, но канон Final Cut оставил их судьбу неопределенной. В «Бегущем по лезвию 2049» мы постепенно узнаем, что с ними случилось.

После их побега на пару охотились, и Декард знал, что так будет и что они будут связаны с подпольной группой, включая Саппера Мортона и одноглазую Фрейсу. Это помогло установить связь с Блэкаут, катастрофическим событием, когда восстание репликантов остановило технологии Земли на десять дней и уничтожило большинство компьютерных записей, удалив все следы их искусственного происхождения.

До этого случая у пары был ребенок. Рэйчел умерла во время родов и была похоронена под мертвым / поддельным деревом у дома Саппера, но ребенок выжил благодаря бывшему медику. Но к этому моменту Декард уже начал воплощать план по обеспечению безопасности ребенка: сразу же выяснилось, что само ее существование изменило бы все споры о правах репликантов (это чудо, Сапер говорит Кею в начале), и она становится серьезной мишенью. Декард скрывается в пустынном Лас-Вегасе даже после Блэкаута.

Откуда у Рейчел ребенок, если она репликант?



Самый большой вопрос: как Рэйчел может иметь ребенка, если она репликант. В фильме преднамеренно не раскрывают этого, но в действительно это можно сделать тем же способом, которым их создали. Хотя в оригинальном сценарии фильма 1982 года репликанты должны были быть автоматами с орехами и болтами внутри, к завершению фильма у них появилась плоть и кровь, чтобы таким образом стереть черту между человеком и машиной.

Из фильма 2049 видно, что Тирелл, оригинальный создатель репликантов, разработал Рэйчел именно таким образом. Она была своего рода прототипом Nexus 8 (предположительно с естественной продолжительностью жизни) и, очевидно, он разработал для нее рабочую репродуктивную систему. Неясно, есть ли другие такие модели, хотя, учитывая, что ребенка рассматривают как чудо, можно с уверенностью сказать, что она была единственной в своем роде.

Как бы то ни было, базовая технология была потеряна с гибелью Тирелла и событиями в Блэкаут, то есть никто точно не знал о такой возможности или методе.

Кем был ребенок Декарда и Рейчел?



После смерти Рэйчел было решено, что ребенка нужно защищать, и поэтому подземелье скрывало ее в «приюте» в Сан-Диего, где она могла пройти как настоящий человек. Здесь она пережила инцидент с лошадью – ребенка обижали хулиганы, а ее деревянная лошадь с датой ее рождения была спрятана в неиспользуемой печи.

После этого она сама и некоторые опекуны или приемные родители пытались вывести ее в мир, но из-за аутоиммунного дефицита (возможно, из-за ее доселе неслыханного происхождения) ей отказали в поездке и ее держали в карантине за пределами города Лос-Анджелеса. Каким образом и почему она оказалась здесь, это еще одна загадка в фильме, но, возможно, ее отвезли туда ради защиты. Несмотря на это, к 2049 году она работает над всеми видами художественных воспоминаний в качестве субподрядчика корпорации Уоллес.

Что хотел Уоллес?



Главный «антагонист» «Бегущего по лезвию 2049» — это Ниандер Уоллес, серийный промышленник с амбициями уровня Александра. После краха корпорации Тирелл в 2020-х годах после смерти ее создателя и запрета репликантов в свете Блэкаут он поднял компанию, а также все ее патенты и идеологические права. Развивая новую волну, казалось бы, контролируемых репликантов, в 2036 году он смог убрать ограничения и снова начать массовое производство. Он не только творец искусственных существ, он еще и колонист, который помогает расширять человеческий род на девяти отдельных планетах.

Его цель проста: власть. Говорят, что Александр Великий заплакал, когда обнаружил, что звезды были мирами, которые он не мог захватить. Уоллес, чье здание уже возвышается над некогда гигантами Тирелла, хочет сделать именно это. С помощью репликантов. Он явно рассматривает их как рабов - одноразовую, не совсем человеческую рабочую силу. Это отражено в Лав, репликанте, которая ни разу не пыталась перестать быть послушной слугой: вспомните ее финальные слова «Я лучшая». У нее есть собственный искусственный стеклянный потолок.

Границы мечты Уоллеса, как и любая крупная компания, растут. Он не может просто увеличить производство в соответствии со своим высоким спросом. И тут появляется ребенок. Если размножение репликантов возможно, то у Уоллеса есть средства для создания почти бесконечной армии. Однако из-за того, что все записи о создании Рэйчел теряются, а ее смерть остается загадкой, он не знает, как создать ее. Он в фильме жаждет найти ребенка и узнать тайну после того, как Кей подсказывает потенциальное решение. Сначала он пробует кости, но когда терпит неудачу, через Кей выходит на Декарда. В то время как Рик не знает, что случилось с ребенком, цепочка знакомых ему людей может привести к этому Уоллеса.

Ирония, конечно же, заключается в том, что ребенок все время находился под его носом.

Чего хочет Сопротивление?



Есть еще одна огромная сила, присутствующая в мире, мы будем называть ее Сопротивлением; подпольная группа репликантов, борющаяся за свободу от предвзятого общества. Или восстание рабов, направленное на свержение Уоллеса.

Это эволюция группы, которая помогла Декарду и Рэйчел, а затем вызвала Блэкаут, все еще возглавляемая Фрейсой. Их движущая идеология – это смесь из самоотверженности и индивидуальности; понимание личности, но осознание того, что их мотив значит больше их самих. Они питаются верой как в ребенка Рэйчел, так и в символическую тоску, что он может быть ими, — и это, как они считают, делает их людьми. Очевидно, они представляют собой противоположность Уоллесу.

Почти что библейская аллегория. Фильм 2049 полон ссылок на христианскую доктрину, но в макромасштабе обе стороны идут на поводу традиционных, но противоположных религиозных структур; создатель видит себя Богом, даже называет свои творения «ангелами», в то время как Сопротивление — это паломники, пытающиеся сформировать Израиль. Ребенок является пророком, только он не Божий сын, а человеческий. Это смягчение мифа.

На чем прерывается этот бой?



Состояние Уоллеса и Сопротивления в конце фильма может быть просто версией оригинала, затрагивающей вопрос не является ли Декард репликантом. Могло бы получиться почти продолжение, если бы история фильма не была эмоционально решена; вместо этого их конфликт исчезает на фоне остального.

Во время титров Уоллес теряет Декарда, но наконец находит ребенка (Кей мертв, и Декард также считается умершим); за последние двадцать минут Кей понимает их идеологию, но не их официальную структуру. В этой войне есть очевидное моральное право, но истинный мир исходит от чего-то другого. Так мы переходим к главному герою.

Какой смысл в путешествии Кея?



Во-первых, Кей — хороший репликант. Он работает в полиции Лос-Анджелеса под предрассудками, но продолжает свою работу — идеальные тесты, ведение домашней жизни. Только когда подозрение, что он ребенок Декарда проникает в его разум, и он начинает подозревать, что его якобы имплантированные воспоминания реальны, все начинает рушиться. Он полностью верит в эту новую, альтернативную истину. Но нет, он просто репликант, который был (как вариант) создан с воспоминаниями дочери Декарда. Это воплощение заговора Сопротивления.

Но его действительно истинная арка – это история любви. Джой - искусственный интеллект, созданный для того, чтобы искусственный человек смог почувствовать жизнь; конструкция для любви нелюбимых в обществе. Мы видим, что она эволюционирует от плоской проекции к вечному ИИ, и вместе с этим растет их взаимосвязь. Вопрос о том, действительно ли она заботится о Кее, или она просто запрограммирована так? Возникает тот же спор, что у Декарда с Рэйчел. И поскольку фильм зависит от их отношений и ребенка, нам остается серьезно подумать, что Джой — настоящее, осознанное существо с подлинными эмоциями.

Ее «смерть» — разрушение ее портативного дома и его сознания — ранит; она любит Kей, это по-своему чудо жизни. Именно последующее осознание этого заставляет его спасти положение. Их разделяемые чувства рационально не могут существовать, и все же он чувствует это. Он думает и даже знает, что она жива, и она правда выжила.

Его рассказ о жизненной силе любви (как для него, так и для его партнера); его последующая смерть трагична, но она приходит с душой. Он совершил хорошее по уважительной причине и встречает свой конец (это уже само по себе является доказательством жизни) с чувством завершения. Но, тем не менее, его последние моменты сопровождает трек оригинала «Tears in Rain», из-за которого концовка не только берет за душу, но и все перестраивает.

Кей – это Рой Батти



Поскольку он стоический Бегущий по лезвию, неожиданно попавший в сюжет, который больше, чем он сам, нам изначально стоило рассматривать Kея как параллель Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он гораздо ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем Nexus 6, который восстал в своей колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо; его команду репликантов медленно уничтожал вернувшийся с отставки Декард, и он потом обнаружил, что по плану он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тирелла и на на своих последних минутах жизни вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего бойца и принял его судьбу. Он сожалеет о том, что его жизнь и ее уникальные пережитые моменты теряются, но в последние мгновения он приходит к соглашению с ним благодаря несравненному треку «Tears in Rain».

Что поражает в Рое: когда его выставляют как плохого парня, его злодейство видно сразу налицо. Его мотивация — выживание, но не эгоистичное. У него альтруизм по отношению к своей команде и вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, пожалуй, нельзя, он обрел маниакальную, манипулирующую сторону, но в мире, где за ним идет охота. Короче говоря, Рой Батти был прав.

Несмотря на то, что Батти ни разу не упоминается, «Бегущий по лезвию 2049» подчеркивает это. Kей — это поклон Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свое существование в виде гибели. Нам рассказывают историю с его точки зрения (даже используют ту же музыку), из-за чего напрашивается вывод об универсальном человеке-репликанте, о том, как он сам себя подпитывал, и что любовь в конечном итоге помогает во всем.

Вопрос является ли Декард репликантом раскрыт?



Вопрос без ответа в «Бегущем по лезвию» заключается в том, является ли Декард репликантом. Фактически, оригинальный фильм настолько неоднозначен, что перспектива даже не рассматривает такой сейсмический поворот, а медленно томит ожиданием. Существуют явные параллели между Декардом и искусственными людьми, за которыми он охотится, одержимостью фотографиями (слишком старыми, чтобы иметь реальное значение), зависший вопрос о том, проходил ли он тест Войт-Кампф и сцена, где появляются его глаза красного цвета. В последующих вырезках фильма Скотт добавил сон / видение единорога, создав сильный намек на то, что это был имплант. Тем не менее, споры продолжались 35 лет. Например, Форд считает, что Декард — человек. А Скотт твердо уверен, что он репликант.

«Бегущий по лезвию 2049» специально не дает явного ответа. В повествовании сиквела это не имеет большого значения; чудо заключается в ребенке Рэйчел, а не в Декарде. Гафф сохраняет целостность оригинальной концовки (он добавил единорога), в то время как Декард, похоже, сомневается. Когда мы встречаемся с ним, он склоняется к тому, чтобы поверить в это, но в итоге по-прежнему не уверен (отражается в риторическом вопросе о том, настоящая ли его собака).

Фильм использует этот спорный момент для эмоционального кульминационного момента. Уоллес придерживается популярной теории о том, что Декард был создан (или воплощен в жизнь) Тиреллом для событий оригинального фильма. Фанаты сразу вспоминают охоту на Батти, но чувство любви больше связывает его с Рэйчел. Предлагается, что Декарда внедрили, чтобы помочь кому-то влюбиться в нее. Какой бы ни была правда, важно то, что Деккард отвергает это и изменяет Рэйчел, чтобы поддерживать свою линию. Этот ответ, который мы знаем с 1982 года, превратился в ключевой тематический момент: существование Декарда не так важно, как его действия — об этом зрителям вновь напоминают.

Концовка делает Декарда человеком



В кульминационном сражении фильма Кей спасет Декарда от утопления в последнюю минуту, наконец, освободив его от 35 лет бегства. Он считается мертвым, и теперь он может, наконец, жить. В Вегасе Декард притворялся репликантом, независимо от истины, но если убрать этот момент, вся классификация стирается. И как мы теперь знаем, нет различимого биологического различия между людьми и репликантами (кроме глазного кода), если убрать эту классификацию, они становятся неразличимыми людьми.

Такая эволюция фильма — доказательство жизни Батти: жертва Кея, как мы уже говорили, заставила его найти смысл в любви и долге. Декард получает такую же свободу, только со счастливым концом. Он «мертв» и поэтому возрождается и может жить дальше. И это все ради его дочери. Будучи потомком Рэйчел, но биологическим, Стеллин стирает линию между человеком и репликантом.

И еще один сильный момент. Когда Декард встречает Стеллину. Все эфемеры Уоллеса и Сопротивления отпадают, когда он наконец увидится с ней, подчеркнув индивидуальность. В этом истинное значение фильма.

«Бегущий по лезвию 2049» о том, что жизнь зависит от личных убеждений и любви



Концовка Декарда объединяет две ключевые темы, которые мы постоянно упоминали: вера и любовь, и что они — ключ к жизни. Они раскрываются вместе, преподносятся внешними аспектами, но обретают форму в арке Кея. И, применяя их к герою оригинала, фильм 2049 отвечает на главный вопрос оригинала.

Теперь вера и связанная с ней аллегория не столь ограничительна или тщеславна, как в других недавних фильмах, исследующих эту тему. Хотя у Сопротивления есть религиозные параллели, «вера», которую они открывают, шире. Речь идет о смысле цели и осознании себя. Это заставляет идти рука об руку с любовью как личной и бескорыстной эмоцией, которая положительно действует на тебя.

Арка Kея завершается трагическим способом — он находит в этом утешение, но в случае в Декардом, который является кульминацией этих тем, фильм заканчивается на чистом оптимизме — сейчас и в течение последних 30 лет. Мы видим, что его настоящей аркой в оригинале был роман с Рэйчел; положительное влияние, а не эмоциональное нарушение убийства близких людей.

В 1982 году «Бегущий по лезвию» спросил, что значит быть человеком. В 2017 году «Бегущий по лезвию 2049» ответил, что это значит жить.

Читайте также: