Black and white 2 battle of the gods статуи

Обновлено: 02.07.2024

Компания Lionhead Studios, ведомая без пяти минут нобелевским лауреатом Питером Мулинье, не раз и не два доказала привередливой публике, что недостатка в сером веществе ее сотрудники не испытывают. Питеру удалось собрать под одной крышей гениальных программистов, талантливых художников, грамотных сценаристов, усидчивых гейм-дизайнеров и. совершенно бездарных менеджеров. Менеджеры Lionhead (в особенности, координаторы проектов) - неиссякаемый источник бедствий, обрушивающихся на "львиную голову".
Из-за ошибок в управлении и согласовании практически все игры студии страдают схожими недугами, грешат одинаковыми недоработками, раздражают однотипными багами. Позвольте мне просто перечислить их, чтобы затем мы вместе проследили, какие из глюков были успешно внедрены в Black & White 2: Battle of the Gods.

Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед.

Ацтеки, основательно получив от нас на орехи в оригинальной игре, предпочли не горевать, рвать на себе волосы и биться лбами о ступенчатые пирамиды, а обратиться за помощью к самым что ни на есть темным силам.
Способ обращения был избран оригинальный: в жертву богу Смерти приносили лучших бойцов племен, и неимоверно злобное создание, сюрприз, растрогалось щедростью индейцев и решило подсобить им в непростом деле завоевания мира.
Повелитель Смерти, Разложения и Хаоса явился на подмогу не один, а в компании соответствующего существа - полуразложившейся макаки, размерами способной потягаться с Кинг-Конгом. Столь весомый аргумент в поддержку ацтеков, конечно, не остался незамеченным другими расами/богами, и началась великая битва, битва Богов.

Новоиспеченный демиург, прежде всего, обнаружит, что играть стало значительно сложнее и возрадуется: наконец-то AI работает, как надо! На первый взгляд, все именно так шоколадно, и окружающий мир сверкает всеми цветами радуги. Враг посылает на наши позиции толпы нежити, скелеты, призраки и зомби шатаются по близлежащим землям, бренча костями и жалобно подвывая, а в случае встречи с вашими войсками, быстро рвут их на британский флаг. Оптимизация расходов и упор на тренировку воинов отчасти помогает, поскольку боевые порядки ощутимо увеличиваются и уже могут оказать посильный отпор наседающим мертвякам. Но закрома родины и склады оппонента, оборудованные по последнему слову техники - две большие разницы. Бог Смерти ни разу не встречался с понятием недостачи, ресурсы на его делянках презирают все законы Менделя и Вавилова и размножаются быстрее, чем австралийские кролики, дань (tribute) течет полноводной, бурливой рекой. Вот и получается, что враг клепает и клепает отряды без остановки и направляет их на пути завоеваний, мана на заклинания и эпические чудеса у него всегда в наличии, ну а мы тихонько плетемся в аутсайдерах, из последних сил, обламывая ногти и кляня чудное управление на чем свет стоит, противостоим натиску нежити.
Спустя несколько часов приходит понимание, хлесткое и обидное, как удар бича. Никакой это не развитый искусственный интеллект. Агрессия и злоба противостоящего нам божества заранее четко прописана разработчиками, собственных же мозгов у него не хватает даже на то, чтобы выбрать наиболее оптимальный момент для нанесения мощного удара. Однажды, когда зловещие мертвецы выбили почти половину защитников моей деревни, атака вражьего Существа принесла бы лорду тьмы победу, но обезьянка развлекалась на лужку-на бережку, поедая моих же мечников, и ухом не вела, что ее поддержка может стать ключом к виктории. Категорически не верю, что это вариант ошибки искусственного интеллекта. или нет, верю, но тогда следует заметить, что когда AI не ошибается, игра, скорее всего, вообще выключена.
Существо, контролируемое врагом, значительно усилено, по сравнению с нашим, не стесняется кидаться крупными булыжниками, деревцами и расстраивать порядки войск своим неподобающим внешним видом. Но одолеть малость протухшую шимпанзе не так уж и сложно, особенно если вы осилили все острова в оригинальном Black & White.
Отстроить город - по-прежнему самая основная задача геймера. Зданий и раньше было немало (приходилось подолгу ломать голову, что же построить - дань-то не бесконечна!), теперь же их количество еще увеличилось. В больнице раненые бойцы получают весь комплекс услуг и капитальный ремонт, в кузнице отковываются новые виды оружия и доспехов, а также улучшаются старые, на скотобойне заготавливаются продуктовые запасы по цепочке "корова-консервы", птичий двор предназначен исключительно для того, чтоб услаждать взоры жителей вашего поселения.
Да, еще разрешено ставить на дорогах указатели. Это в очень малой степени, но все же ликвидирует одну из самых неприятных "особенностей" оригинала - pathfinding, сработанный пяткой на коленке. Как путались горожане в хитросплетениях тротуаров, так и путаются, правда, если раньше они плутали в 9 случаях из 10, то теперь в 8. Прогресс налицо!
В игру можно экспортировать единожды уже развитое Существо, но если хочется начать увлекательный процесс воспитания сначала, можно выбрать ранее не появлявшуюся черепаху.
Добавлены четыре новых, достаточно интересных заклинания.
Одно из них отправляет орды неживых воителей туда, где им самое место - в ад и попутно подлечивает пострадавших союзников и подопечных, второе призывает на помощь аналогичные вражеским отряды нежити, третье обращает неприятельские войска в мирных коровок-овец-птичек, причем, за то время, которое супостаты проводят в обличье домашнего скота, их можно, нет, не заставить нестись или доиться, а всего лишь как следует потрепать. Четвертое, самое разрушительное, вызывает потоки лавы, которая годится для того, чтобы разогреть бегущую орду костяных воителей, либо, чтоб подкорректировать не очень аккуратный, на ваш взгляд, городок врага.
Новых островов тоже четыре, но проработаны они, на наш взгляд, значительно хуже, чем локации предка. Разнообразных оврагов, гор, интересных архитектурно-ландшафтных сочетаний очень много, но все это как-то без огонька, будто бы за два дня до релиза гейм-дизайнеры, скучая и позевывая, нарисовали карты в редакторе, сдали и ушли за чипсами.

Что не изменилось?

Нетронутым остался интерфейс, который порождает самые неоднозначные отзывы. С одной стороны он действительно очень прост и освоить его может даже ребенок, но с другой - излишнее упрощение привело к тому, что действия, которые в классических стратегиях выполняются двумя кликами, здесь нельзя произвести, не станцевав предварительно с бубном вокруг клавиатуры. Это минус, ведь Lionhead не раз просили заменить некоторые "находки" на более традиционные варианты исполнения интерфейса.
Совсем не изменились графическое и звуковое оформления. Как и в B&W2 графика потрясает воображение, звук гармонично дополняет графику.
А еще сохранились баги. Разработчики частично исправили разные мелочи, но самых крупных и противных жуков оставили для второй встречи с благодарными игроками. Battle of the Gods вылетает каждые двадцать-тридцать минут, а то и чаще, без малейшей логики. К выпадению на рабочий стол вполне могут привести как невинный клик мышкой, так и приказы, например, "построить здание".

Итоговые комментарии:

Black & White 2: Battle of the Gods появился на свет с одной целью: нарубить свеженькой капусты прямо на кухонных столах пользователей, погрузить ее в большие чемоданы и увезти в подземный офис корпорации Microsoft. Дополнение, получившееся совсем "не дополнительным", достойно того, чтобы его распространяли в супермаркетах бесплатно с комплектом теплых носков впридачу. Тратить ли 20 долларов на несколько миссий, четыре новых заклинания и черепашку - личное дело каждого.

Краткие итоги:

Сюжет. Copy/Paste с оригинала, вот только вместо воинственных индейцев - скелеты, зомби и прочие отнюдь не свежие представители темных сил. Прямо скажем, ацтеки были злее, да и пострашнее.
Графика. Красивая, яркая, сдобренная впечатляющими спецэффектами.
Звук. Проникновенные мелодии, приятные джинглы - образец для подражания.

Black & White 2.
Продолжение одной из самых популярных стратегий от Lionhead Studios


Издатель: Electronic Arts;
Разработчик: Lionhead Studios;
Дистрибьютор: Софт Клаб

От издателя
Раскрасить скучный мир всеми цветами радуги или утопить его в огне? Дарить жизнь или приносить смерть? Радовать, веселить, холить и лелеять или внушать животный ужас? Black & White - первая игра, позволившая максимально выплеснуть свое потаенное "я" на беззащитный виртуальный мир. Не хватало ей лишь одного - войны с огромными армиями и феерическими сражениями!

Долгожданное продолжение положит конец беззаботной пацифистской жизни. Black & White называли лебединой песней Питера Молине, но великий гений и бессменный руководитель Lionhead Studios наглядно показал, что все еще впереди!

Особенности игры:
Вселенная, ожидающая нового бога, выросла! Пять непохожих друг на друга племен заселили одиннадцать девственно чистых миров. Что принесете вы им: благоухание райского сада или зловоние тлеющей плоти?
Природа живет и дышит полной грудью. Из-за горизонта медленно наползают тяжелые тучи, чтобы обрушить потоки воды или тяжелые хлопья снега, а по утрам в низинах клубится туман.
Деревни и села ушли в прошлое. Обитатели новых земель предпочитают городскую жизнь. Людишки прячутся за каменными стенами и толстыми воротами, их города украшены фонтанами и пышными садами. Впрочем, если туземцы прогневят своего бога и тот качнется в сторону тьмы, на смену садам с фонтанами быстро придут гильотины.
"Black & White II" говорит решительное "нет" пацифизму! Вы по-прежнему можете удивлять и пугать людей божественными силами, воспитывать Титана, однако по-настоящему прочувствовать величие игры позволит лишь война! На полях сражений "Black & White II" сталкиваются действительно огромные армии, состоящие из самых разных бойцов. В стройных рядах верноподданных вы найдете мечников, лучников и всевозможную осадную машинерию.
Невероятно, но факт: титаны еще поумнели! Они способны постичь не только магию, но и военное дело. Получивший соответствующую подготовку питомец самостоятельно поведет армию в бой!
Ваши силы многократно возросли. Арсенал боевых "заклинаний" пополнился "Землетрясением" и "Вулканом". Первое способно за считанные секунды сравнять с землей целый город, а второе зальет неверных потоками лавы!
Игра до неузнаваемости изменилась. Разработчики повысили детализацию и наводнили мир самыми современными спецэффектами, добившись сногсшибательной красоты.

Минимальные системные требования:
Операционная система Microsoft Windows 2000/XP
Процессор Intel Pentium 4 1,6 Ггц или эквивалентный ему по производительности
512 Мб оперативной памяти
3,5 Гб свободного пространства на жестком диске
Ускоритель трехмерной графики с 64 Мб видеопамяти
Минимальная конфигурация

Рекомендуемая конфигурация:
Операционная система Microsoft Windows XP
Процессор Intel Pentium 4 2,5 Ггц или эквивалентный ему по производительности
1 Гб оперативной памяти
3,5 Гб свободного пространства на жестком диске
Ускоритель трехмерной графики с 128 Мб видеопамяти


Black & White 2: Battle of the Gods


От издателя
Кто-то считает, что бог обликом своим напоминает человека. Другие же полагают, что бог вообще не имеет телесной оболочки. Black & White 2: Battle of the Gods - хороший повод отринуть обе точки зрения, и самому стать богом - таким, каким захочется. По мановению вашей руки разверзаются небеса, вскипают океаны, на равнинах поднимаются горы. Судьбы миллионов у вас на ладони! Станьте богом и выберите свой путь!

Вот только вы не одиноки в своем стремлении к всевластию, есть и другие претенденты на место творца. Black & White 2: Battle of the Gods продолжает историю борьбы за райские земли Эдема. Обратите темные народы в свою веру, покажите им врага, благословите мощной магией, и пусть неверные узнают ваше имя! Его принесут на кончиках мечей…

Особенности игры:
Титан - ваша тяжелая артиллерия. Воспитайте из неразумного подопечного настоящего воина. Игры кончились, если раньше можно было с умилением смотреть, как гигант орошает посевы и заготавливает лес, то теперь пришло время использовать его возможности на сто процентов. Превратите питомца в боевого генерала, и пусть враг трепещет от его тяжелой поступи!
Стройте города, защищайте своих последователей. Только за массивными стенами слабые людишки смогут почувствовать себя в относительной безопасности. Но никто не позволит им прятаться вечно! Рекрутируйте воинов из мужского населения, пусть звон их оружия оглашает врагам вашу волю.
Обратите земли врага в пылающий ад! Специально для дополнения разработчики подготовили внушительную коллекцию новых боевых заклинаний, перед которыми не устоит ни один противник.
Но помните, не войной единой… Вы - бог, а потому несете ответственность за все сферы жизни слабых людей. Увлекшись войной и разрушениями, недолго погубить свой собственный народ, а без веры боги умирают. Следите за тем, чтобы поля давали обильный урожай, в лесах появлялись новые деревья, а ваш подопечный Титан не кушал несчастных горожан.
Забота о своем народе окупится его преданностью и любовью. Ваши последователи должны быть не только самыми сильными, но и самыми цивилизованными из всех народов! Стройте в городах фонтаны, создавайте скульптуры, проводите освещение, словом, облагораживайте оплоты вашего могущества.
Развивайте инженерию. Каменные стены способны преградить путь пехоте, и если бойцы забредут далеко от ваших владений, магических сил не хватит для разрушения препятствия. Здесь-то и пригодятся осадные орудия.

Шумный петух. Пастух никак не может утихомирить петуха, который поет над ухом. Что делать? Вы уже научились менять время. Переведите часы на позднюю ночь, а потом на раннее утро. Солнце вскочит, а петух пропоет. Сделайте снова ночь и снова утро — и так несколько раз. Потерявший голос петух больше не будет беспокоить сон пастуха.

Сын божий. Фермер утверждает, что его дочь беременна, тогда как к ней не прикасался ни один мужчина. Значит, сын — божий, и богу стоит заплатить фермеру тысячу единиц дерева в качестве алиментов. Можно, конечно, убить нахала, но есть еще два способа выполнить квест. Первый — дать дерева. Второй — поймать момент, когда девушка будет у своего друга, и «принести» по воздуху недоверчивого фермера прямо к их дому.

4. Покончить с норсами

Первый серьезный уровень. Его очень легко пройти, убедив норсов — для этого не понадобится много усилий. Научитесь строить стены и потихоньку развивайтесь по плану. Отряды норсов истребляйте камнями, тренируйте на них своего зверя. Можете защитить город стенами.

Это пасхальное яйцо: в маленькой пещере на берегу у вашего города живет бессмертный отшельник. Убить его нельзя. Но его можно бросать туда-сюда, зарабатывая дань на рекордах дальности. Приземляясь, он отпускает уморительные комментарии.

Бочка с пивом. Северянин просит перебросить бочку с пивом своему соседу на другой остров. Сделать это очень легко — количество бросков неограниченно, если бочка не упала в воду. Просто переставьте ее к краю острова, бросьте и аккуратно поставьте на нужное место (не прямо к соседу, а чуть ближе). Второй северянин просит перебросить бочку с пивом на третий остров. Это тоже очень легко сделать. Бросок и несколько «уточняющих» перемещений.

Викинги-мертвецы. Обратите внимание на алтарь в виде черепа. Ночью здесь появляется свиток квеста. Вам надо зажечь в определенном порядке факелы, чтобы получить в свое распоряжение маленький, но сильный отряд мертвых викингов.

Викинги окончательно ликвидированы. Пришла очередь японцев, которые совершенно нахально вторглись на остров, который мы застолбили. Они не будут всерьез нападать на вас, давая спокойно развиваться и наращивать потенциал — убеждающий или военный. Используйте метод «цепочка из зданий», чтобы быстро выйти к узкой дороге между морем и горами — постройте там защитные стены, и вы можете ничего не опасаться.

Не бойтесь и чуда света — сирена японцев может лишь разок сработать по вашим войскам. Постройте свое чудо и покажите им, как нужно применять сирену.

Экзамен монаха. Вы сможете выполнить квест, только если купите за дань возможность «тереть» землю рукой. Монаху нужно разбить три больших каменных глыбы. Он не может этого сделать, если вы не поможете ему — аккуратно, но быстро бейте каждую глыбу божественным кулаком (движение вперед-назад).

Бог-вратарь. У пастуха рожает овечка Долли. Но ягнята вылетают с такой скоростью, что могут разбиться, если их не поймать. Просто ловите ягнят и аккуратно ставьте их на землю.

Засада в лесу. Задание не столько сложное, сколько занудное. Есть дорожки с перекрестками и знаками, которые можно поворачивать. Есть шпион, который должен раздобыть четыре куска карты, лежащие на дорогах в этом лесу. И есть несколько убийц, которые мечтают добраться до шпиона. Вам нужно, поворачивая знаки, добиться того, чтобы шпион добился своего. Пауза — ваш надежный друг. Меняя знаки, очень легко собрать всех убийц в одном месте карты (лучше всего — слева от входа). Будьте внимательны — знаки время от времени поворачиваются сами.

6. Два брата

Японец не смог захватить остров и бежал к своему брату. Чтобы победить на этом месте, нужно вести себя не так, как этого ждет игра. Вместо того, чтобы строить защитные стены на, казалось бы, очевидном перешейке, быстро продвиньте свою территорию дальше — прямо к защитным японским стенам. Выстройте свои стены перед вражескими. Скорее всего, после этого японцы скажут «пока» своему тигру — у меня тигр подошел к моей стене, но не стал ее бить, а просто окуклился и стоял так, пока я не ушел с острова. Заприте тигра между горами парой стен — и он уже не принесет вреда.

На этом острове эффективнее всего решать проблемы военным путем. Захватывайте города один за другим, пока японские войска тупо идут к вашей стене и гибнут под вашими молниями. Захватить внушительный на вид город очень легко, если перед этим овладеть аванпостом и здесь отлечивать зверя. Кроме того, никто не помешает вам построить конуру рядом с аванпостом и придвинуть границы вплотную к японскому городу.

Ураган может слегка потрепать город — он обычно начинается около костров из квеста про потерянных братьев. Пусть это вас не беспокоит.

Найти брата. Наши старые знакомые северяне, напившись пива, потеряли одного из братьев и не могут найти к нему дорогу. Чтобы помочь им, нужно бросить бочки с зажигательной смесью на три костра. Число попыток ограничено. Квест выполнить очень легко, если ваша территория будет подходить вплотную к кострам.

Вылечить город. Жители одного из городов больны загадочной болезнью. Чтобы вылечить их, нужно аккуратно «отогнать» зеленые облака от людей. Придется много и долго «тереть» мышью землю.

Археологи. Египетский археолог мечтает найти древние развалины храма. Но чтобы сделать это, ему нужно раскопать четыре руны, указывающие дорогу. Первая руна находится справа за спиной археологов метрах в пяти от них. Трите землю (вперед-назад), пока руна не проявится. Вторая — под большим деревом на берегу, на краю лагеря экспедиции. Третья — рядом с крупным камнем, лежащим у воды. Четвертая — прямо над первой, на пригорке. Чтобы открыть археологам доступ к древнему храму, вручную откидайте от входа все камни.

  • Красный — рядом с вашим городом на острове.
  • Оранжевый — на востоке от главного японского города на скалах.
  • Желтый — прямо за главным японским городом на северной стороне горы.
  • Зеленый — к северо-западу от «зараженной» деревни на скалах.
  • Синий — на длинной косе рядом с тем местом, где вы взяли квест.
  • Фиолетовый — рядом с первым костром, в который вы бросали бочку, на скалах.
  • Темно-фиолетовый — рядом с воротами главного японского города. Направьте камеру на восток и посмотрите направо.

7. Покончить с японцами

Последний японский остров, красный и мрачный. Отразите первую атаку и спокойно отстраивайтесь, расширяя «периметр» десятком обиталищ для зверя. Японский тигр будет постоянно навещать ваш город и нападать на одну из стен. Перехватывайте его, а потом широким кольцом стен отсеките вашу треть острова от остальных. Японцы могут применить землетрясение — штука неприятная, но вполне терпимая. После первого же применения сирены (не говорите, что у вас ее нет) они потеряют возможность использовать чудеса — им просто не хватит людей. Путь к победе — пара «выстрелов» сирены и войско из трехсот человек.

Чудовище в шахте. Квест появится не сразу — для того чтобы активировать его, отправьте жителей сразу в две шахты. Вам сообщат о том, что в шахте что-то неладно. Чудище пожирает шахтеров. Ваши чудеса не помогут (попробуйте ради смеха утопить зверя). Вместо этого найдите рядышком стадо больных коров и скормите одну корову монстру.

Больные коровы. Хозяин тех самых больных коров жалуется на жизнь. Коров можно убить или вылечить чудом.

Нефтяной магнат. Владелец нефтяных вышек в панике — они горят, и он терпит огромные убытки. Что делать? Выполнить этот квест трудно, если не соорудить «цепочку» зданий, чтобы продвинуть территорию города вплотную к вышкам. Сделайте это и просто забросайте вышки водой.

Темное божество. Чтобы активировать этот квест, вам нужно как можно раньше послать войска захватить деревеньку на западной части острова. Жители деревни поклоняются темному божеству. Что делать? Можно прислать еще нескольких жителей для того, чтобы поклоняться статуе, — из земли выйдет лава, убьет жителей, и квест будет решен. Есть и другой вариант — хорошенько потрясти в воздухе каждого поклоняющегося.

Раньше здесь жили египтяне. Теперь в эту пустыню пришли ацтеки и построили здесь свои пирамиды.

Удивительно легкий уровень. После первых атак ацтеки просто-напросто успокоятся и будут тихо ждать своей судьбы. Проблема лишь одна — деревья и хлеб растут только на оазисе, и вам нужно захватить область вокруг него, чтобы хватило и еды, и леса. Спокойно отстраивайтесь — вас удивит скорость, с которой жители местных деревушек поспешат к вам. Посмотрите на город в середине острова — видите чудо света «ураган»? Не бойтесь ничего. Вы захватите город влиянием быстрее, чем ацтеки смогут привести его в действие.

К этому времени у вас уже должны быть эпические чудеса. Возможно, даже вулкан. С вулканом вам не придется даже организовывать походы. Но, если поход состоится, будьте внимательны: на узких перешейках и среди городов отряды могут всерьез затупить.

Солнечные часы. Четыре факела загораются лишь в определенное время суток. Через несколько секунд они гаснут. Чтобы решить задачу, нужно лишь определить, в какое время загорается каждый из них, найти нужное «время» на небесных часах и быстро перевести стрелки четыре раза на нужное время. Если ни один факел не успеет погаснуть, будут гореть все четыре — это и есть решение загадки.

Призыв дождя. Молодой ацтек (судя по говору — родом с Ямайки) построил дом рядом с вулканами. Но они начали извергаться и грозят уничтожить домик, если срочно не вызвать дождь. Вам нужно несколько раз точно повторить удары ацтека по барабанам. Если ошибетесь — домик будет уничтожен. Впрочем, ничто не мешает вам попробовать снова и снова. Главное тут — чувство ритма. Мешает то, что прицеливаться божественной рукой не так легко, как кажется на первый взгляд.

Остров ведьм. Ведьмы варят колдовское зелье. Им нужен последний ингредиент — но они не знают, что это такое. Попробуйте принести им камень, древесину, человека, женщину, чтобы послушать комментарии, совершенно не вяжущиеся с рейтингом «12 лет». Им нужен мужчина. И не просто мужчина, а тот, кому ровно двадцать пять лет — не больше и не меньше. «Толкай сильнее, тогда влезет!» — с этими словами ведьмы запихнули несчастного в котел.

9. Финальный бой

На этом уровне тактика будет совершенно иной! Никакой отстройки, никаких эпических чудес — только бой и штурм города! Начинайте строить здания, подводя их к воротам города ацтеков. Воинов отведите подальше от города — здесь очень скоро станет небезопасно. Будьте готовы в любой момент подхватить как можно больше жителей, потому что ацтеки очень скоро активируют вулкан. Чтобы снизить урон, можно попытаться прикрыть часть города щитом. Стекающую лаву тушите водой. Сразу же оцените урон — если пострадали ключевые здания, сразу же отстройте их заново.

Отражайте атаки ацтеков с разных сторон. С помощью огненных чудес это будет нетрудно сделать. Обезьяну перехватывайте своим существом, не давая ей добраться до солдат — они вам еще пригодятся.

Всего у ацтеков три города, и один из них — маленький — атакуют викинги, которые теперь выступают на вашей стороне. Немедленно отрядите войска и существо на помощь японцам. Следите за катапультами — ваши солдаты сами не догадаются ни выйти из-под обстрела, ни контратаковать. Продолжайте придвигать границу к главному городу ацтеков. Забросьте как можно больше жителей города на камлание.

Один небольшой город захвачен. Передвигайте все войска к другому. Лучше всего не напрямую, а через ваш первый город. Дело в том, что второй город ацтеков скоро атакуют японцы, и вам нужно быть рядом, чтобы поддержать их. Пусть катапульты ломают ворота, а существо стоит неподалеку и стережет их. Когда ворота будут ликвидированы, считайте, что проблема решена — город захватить будет легко.

Остался финальный бой — штурм города ацтеков. Думаю, вы уже догадались, что нужно сделать дальше — камнями разбить ворота и продолжать строить здания, придвигая границу все ближе и ближе ко вторым и третьим воротам. Бесконечно двигать периметр не получится — рано или поздно вы упретесь в границы чужих владений. Но этого должно хватить. Теперь у вас две главные задачи. Первая — убивать обезьяну, как только она высовывает нос из своей конуры. Можно использовать свое существо, но лучше всего просто бить обезьяну молниями и огнем. Главное — не подпускать ее к вашим войскам.

Ваше же существо должно разрушить ворота и уничтожить охранников. Затем — вторые ворота и еще одна группа охранников. Раненого зверя быстро отводите на свою территорию лечиться. Когда охраны не останется, заводите войска и быстро захватывайте город. Зверь должен прикрывать войска с тыла от свежесобранных отрядов защитников. Следите за обезьяной. И все! Салют, ацтеки повержены.

А побочных квестов на этом уровне нет. Жаль. Греки победили. Уничтоженные ацтеки смогли наконец-то призвать себе нового бога. А это значит, что вы прошли игру. Поздравляю! Можете попробовать пройти ее еще раз. Теперь у вас есть прокачанный зверь и чудеса света в кармане.

Воевать в игре просто и одновременно сложно. Просто — потому, что достаточно построить нужное военное здание и выставить в чистом поле флаг, чтобы создать отряд любого размера (хватило бы мужчин в городе). Сложно — потому что отрядами очень тяжело управлять, и часто они тупят, демонстрируя недостатки ИИ.

Совет: создавая большие армии, будьте готовы к проблемам с продовольствием. Каждый солдат ест как два жителя города. Создавайте новые поля под пшеницу, стройте мельницы.

Предполагается, что система флагов сделает управление простым и интуитивно удобным. Снял флаг с отряда, поставил его на чужих солдатах, вражеском здании или существе — и солдаты бросаются в бой. На деле оказывается, что система флагов намного запутаннее простого «выделил — отправил». Нащупать флаг трудно. Чтобы поставить его в нужное место, приходится очень долго прицеливаться, особенно если цель — катапульта, существо или маленький отряд. Иконки в углу экрана нащупываются с трудом — только горячие клавиши выручают (цифровые на основной клавиатуре).

К сведению: оказавшись в армии, житель вашего города перестает стареть. Его возрастной «счетчик» останавливается вплоть до тех пор, пока он не погибнет или отряд не будет расформирован.

Но реальные проблемы начинаются, когда у игрока появляется сразу несколько отрядов. Выделить их все сразу просто невозможно. Приходится наугад щелкать по горячим клавишам или отправлять отряды в бой по одному. Это раздражает.

Помните, что враг обладает бесконечными ресурсами и может создать отряд буквально из ничего. Даже в опустевшем вражеском городе, когда ваши войска уже готовы захватить центральное здание, может внезапно «родиться» полноценный отряд. Прикрывать захват лучше всего существом.

Против вражеского существа лучше использовать большие группы лучников. Больших жертв не избежать, поэтому старайтесь как можно быстрее привести на поле боя своего зверя.

— Коровы же травоядные. — Фигушки, я плотоядная. М/ф «В стране невыученных уроков»

Ваше личное животное — лев, волк, обезьяна, корова или секретный тигр — ваш друг и помощник в игре. Если вы правильно воспитаете его, зверь принесет много пользы — поможет с добычей хлеба или леса, займется строительством, развеселит жителей города, отразит вражескую атаку.

Голод, печаль и нехватка энергии теперь не выводят зверя из строя. Он может крушить вражеский город, даже умирая от голода и падая с ног от усталости. Помните, как в первой игре зверь отбрасывал копыта, стоило ему лишь пару раз пропустить кормежку?

Животное разучилось брать пример с хозяина. Теперь его нельзя научить поливать поля, показывая, как это делается. Каждое заклинание для животного приобретается за дань, как обычные технологии. Это не так убедительно, зато намного удобнее. Воспитание тоже стало очень легким делом. Животное сразу говорит, что собирается сделать. Теперь, когда вы одобряюще гладите своего волка или раздаете ему пощечины, вы точно знаете, какое действие вы разрешили или запретили.

Все побуждения животного теперь отражены в специальном списке, который можно в любой момент подкорректировать. Правда, главные принципы воспитания по-прежнему — темный лес. Ясно, что зверю нужно запретить испражняться на горожан и есть их. Ему стоит разрешить атаковать вражеских солдат и чужого зверя. Вот только на что влияет степень «одобрения»? Это — загадка за семью печатями.

Совет: если ваше животное потеряло инициативу в бою с вражеским зверем — выводите его из боя, отлечите и попробуйте еще раз.

В самые ответственные моменты игры существу стоит дать «роль», одну из четырех — строитель, клоун, добытчик, воин. При этом зверь будет стараться выполнять только заданные действия — строить, таскать деревья или воевать. Опыт показывает, что в действительности роли не нужны — разве что военная, хотя, в принципе, зверь и так никогда не прочь потоптать вражеских солдат.

«Свобода воли» — еще одна загадка. Предполагается, что чем дольше существо находится «в роли», тем меньше у него остается этой загадочной свободы. Так оно и есть — ползунок медленно смещается, свободы все меньше и меньше. Но на что это влияет? Какой дает эффект? Загадка.

К сведению: похоже, что существо с ростом не прибавляет в здоровье. В любой момент времени у него сто очков HP — как в раннем детстве, так и в пору возмужалости.

Победная тактика

Существует ли в игре алгоритм действий, который всегда приводит к победе? Ответ — да. Выполняя выведенные мной правила, вы легко одолеете любой остров (кроме последнего, там победная тактика немного другая).

Главный принцип, который вам надо постоянно иметь в виду, — то, что Black and White 2 по сути использует философию небезызвестного «Периметра» от K-D Lab. Вы сильны только в пределах своей территории. Колдовать и строить здания можете только внутри. А это значит, что территорию нужно расширять как можно быстрее и как можно дальше.

А вот и список действий.

  • Быстро отстраиваем хранилище и алтарь. Лучше всего, экономя время, это делать с помощью божественной постройки (держим ресурс над стройкой и зажимаем левую клавишу мыши). Строим их обязательно на границе — помните, что периметр должен быть как можно шире.
  • Отправляем несколько человек к алтарю камлать нам магию.
  • Расстилаем два-три пшеничных поля.
  • Строим (на границе) храм и конуру для существа. Все делаем лично, чтобы уложиться в несколько секунд.
  • Отстраиваем несколько домиков рядом с храмом.
  • Постарайтесь выполнить квесты на уровне как можно раньше. Если не сделать этого вовремя, часть из них может потеряться, когда города перейдут на вашу сторону. Заодно оцените список побочных заданий — и решите, какие вы будете выполнять, а какие — нет.
  • Убедитесь, что у вас не ожидается нехватки ресурсов. Посмотрите, сколько у вас осталось руды, хорошо ли растут леса. При необходимости «бросьте» нескольких жителей города на нужные направления народного хозяйства.
  • Если у вас есть сирена — пусть ее заряжают не менее двухсот человек. Заранее отстройте пару десятков домиков с запасом — очень скоро они понадобятся.
  • Если сирены нет — продолжайте развивать город. Победа — дело времени.
  • Если вы хотите сэкономить время — создайте полторы сотни бойцов (поровну лучников и мечников), усильте их существом и потихоньку отправляйтесь на завоевание опустевших городов. Помните, что на вашей территории вы можете лечить и зверя, и солдат. Если есть возможность, отстройте цепочку из «домиков для бездомных поросят» вплоть до ворот вражеского города. Так вы сможете забрасывать в город огненные шары, долбить ворота камнями и лечить раненого зверя.
  • Захватите город.

Познакомьтесь с ангелом и бесенком — двумя актерами, которые будут веселить вас всю игру, оживляя собой пейзаж. В первую очередь они предложат вам выбрать для себя зверя. «Выбор очень ответственный», — скажут вам, но про то, чем животные различаются, не будет сказано ни слова.

Если вы установили заплатку 1.1, то у вас появится возможность пропустить обучающий уровень. Делать этого не советую — за успешно выполненные задания вам дадут призовую дань.

Первый урок — классический. Движение и управление камерой. Вам предстоит научиться двигаться, «хватая» божественной рукой землю. Для этого куда удобнее использовать клавиатуру. Затем — приближение-удаление и вращение.

Следующий урок — взаимодействие с предметами. Выбросите пять камней из круга.

После этого вам предстоит научиться «распределять» людей по профессиям. Ничего сложного — сделайте одного лесником, другого — жнецом, третьего строителем, а четвертого заставьте принудительно размножаться.

Теперь у вас есть выбор — выйти из уровня с помощью золотого свитка или «добить» серебряные свитки, квесты.

Камень в саду. Египтянин сетует на камень, который закатился в его прекрасный сад. Что делать? Убрать камень или опустить его на голову египтянину.

Водопад. Несколько камней заблокировали водопад. Так просто их не убрать — нужно метко бросить камушек, чтобы разбить затор.

Странники. Египтяне не могут добраться до родной деревни. Почему бы не перенести их из гор в деревню руками?

Это все. Больше на острове делать нечего. Летим к нашим грекам!

2. Вторжение ацтеков

Греческий город в панике — ацтеки победили в битве и врываются в полис, убивая всех подряд.

К сведению: пролетающая камера покажет вам алтарь в виде существа, которое вы выбрали в предыдущем уровне.

  • Забросить пятерых греков в белый портал (справа внизу).
  • Бросить в портал еще несколько греков в другом месте.
  • Тронуть рукой бочки, чтобы они, покатившись, задавили нескольких ацтекских лучников.
  • Схватив факел, поджечь несколько пуков соломы, чтобы они сожгли и задавили ацтекских воинов, поднимающихся по холму (кстати, больше в игре этот способ борьбы с врагом нигде применяться не будет — ни бочек, ни соломы вы не увидите).

Больше вы ничего не можете сделать. Обезьяна призывает вулкан за вулканом (хотя по игре животные не могут создавать эпические чудеса). А вам, ангелу и бесу надо на север, чтобы продолжить обучение на землях викингов.

3. Земля норсов

Это последний обучающий уровень, в котором вас ведут за руку. Соберите с поля зерно и положите его в амбар. Поставьте на поле троих фермеров. Вырвите из земли несколько деревьев и положите их в амбар, а потом создайте троих лесорубов.

Заложите двенадцать домов, создайте троих строителей. Обязательно научитесь строить дома самостоятельно, не просто сбрасывая на дом ресурсы, а зажав левую клавишу мыши и за несколько секунд превратив лес в готовый домик.

После этого создайте троих «племенных» жителей — их просто нужно поставить рядом с другими горожанами. Вам нужно увеличить население до семидесяти пяти человек.

После этого вас научат пользоваться панелью управления (запомните, что за быстрые ссылки на панель отвечают функциональные клавиши). Научитесь водить существо на поводке, привязывать его к предметам, командовать существом и, самое главное, — поощрять и наказывать его. Чтобы погладить зверя, наведите указатель, зажмите клавишу мыши и двигайте указатель вверх и вниз. Чтобы наказать — двигайте указатель влево и вправо (зверь получит пощечины). Делать это нужно быстро — сэкономите время.

Напоследок вам предстоит научиться менять время в игре (щелчок мышью по небу) и создавать солдат. Захватите деревню, остальные сами придут к вам.

Читайте также: