Baldur s gate стоит ли играть

Обновлено: 07.07.2024

Старые компьютерные игры существенно отличаются от новых. Не только графикой, но и игровыми механиками и дизайном. В играх двадцатилетней давности некоторые вещи осуществляются максимально неочевидным способом.

Это может затруднить ваше знакомство с игровой классикой. И это — причина, по которой я решил написать эту статью.

Очень скоро в раннем доступе появится Baldur`s Gate 3, и некоторые игроки, в преддверии её выхода, решили ознакомиться с предыдущими играми серии. В этой статье я расскажу вам те вещи, которые просто необходимо знать для того, чтобы с комфортом и удовольствием впервые поиграть в Baldur`s Gate в 2020 году.

Например, священник в Baldur`s Gate начинает игру с 11 доступными заклинаниями первого круга. В Baldur`s Gate II: Shadows of Amn ему со старта доступно 4 круга — то есть, около сорока заклинаний.

Второй вопрос — в какую версию игры стоит играть. Помимо оригинальной игры, оптимизированной под современные ОС, существует Baldur`s Gate Enhanced Edition — переиздание 2012 года от студии Beamdog, созданной одним из сооснователей BioWare, Трентом Остером. Остер находился у истоков игры и принимал самое активное участие в разработке Baldur`s Gate, поэтому переиздание получилось достаточно качественным. Помимо технических усовершенствований, вроде поддержки высокого разрешения и улучшенной графики, в переиздании доведён до ума интерфейс, а в игровых настройках добавлены очень полезные фичи, о которых я расскажу чуть позже, так что я рекомендую выбрать Enhanced Edition. К тому же в цифровых магазинах типа Steam или GOG оригинальную игру сейчас не найти.

Так что если вы всё же хотите максимальной аутентичности — то ваша дорога лежит на торрент-трекеры, где лежит DRM-free версия от того же GOG. Раньше ключ на скачивание оригинальной игры выдавался автоматически при покупке Enhanced Edition, но сейчас это не работает.

Единственный существенный недостаток переиздания — отвратительная русская озвучка. Выбрать отдельно язык озвучки и язык субтитров к сожалению нельзя, однако проблема легко решается подменой файлов в каталоге с игрой. Играть с русской озвучкой я крайне не рекомендую, она полностью рушит всю атмосферу игры.

Помимо оригинала и расширенного издания существуют фанатские сборки игры, соединяющие первую и вторую часть игры и аддоны к ним в единый массив. Начинать знакомство с игрой с этих сборок я не рекомендую, потому что баланс в них полностью похерен. Однако если игра вам понравится, то это отличный вариант для повторного прохождения — контента в них очень много. Наиболее популярные сборки это Baldur`s Gate Trilogy и Big World Project в различных вариациях.

Теперь, когда вы имеете представление о том, чем разные версии игры отличаются друг от друга, пора приступить непосредственно к игре. Как и в любой уважающей себя RPG игра начинается с создания персонажа. Основываться я буду на Enhanced Edition, поэтому если вы выбрали оригинальную игру, некоторые моменты, которые я описываю, могут быть неактуальны.

Не один герой так и не смог выбраться из меню генерации.

Этот этап очень важен, поскольку AD&D 2.0 практически не даёт возможности улучшения характеристик с ростом уровня персонажа. Своего героя вы можете запороть прямо на этапе создания, поэтому внимательно почитайте описание рас и классов.

В описании рас вы впервые встретите термины «мультикласс» и «двойной класс». Это два различных способа создания гибридных персонажей, и оба этих способа не слишком хорошо подходят для первого знакомства с игрой. Я рекомендую играть чистым классом. Соответственно, расу следует выбирать так, чтобы она синергировала с тем классом персонажа, которым вы собираетесь играть.

Самый широкий выбор классов - у человека, поэтому если вы не готовы вникать в бонусы и штрафы, которые накладывают на игрока другие доступные расы, то можно смело тыкать в человека (или в полуэльфа, чтобы получить небольшие расовые бонусы.)

Основной выбор на этапе создания — класс персонажа. Именно выбор класса определит геймплей игры. Важно понимать, что во время игры вам придётся контролировать не только главного героя, но и его спутников — в группе может быть до шести персонажей. Поэтому базовые механики каждого из архетипов вам, так или иначе, придётся освоить.

Проще всего играть за персонажей ближнего боя — бойца (или воина), паладина или следопыта. Последнего, правда, логичнее прокачивать как лучника, но есть и вариации с двуручным оружием или двумя оружиями.

Но играть за персонажа ближнего боя достаточно скучно. В современных ролевых играх воин всегда имеет какие-то абилки, которые можно применять во время сражения — удар щитом, мощный удар, удар по площади и так далее. В Baldur`s Gate всё немного иначе. У воина активных способностей нет вообще, а у паладина и рейнджера их очень мало. По сути, играя за воина, всё, что вы можете делать в бою — это бить противника. Бьёт персонаж автоматически, поэтому весь геймплей сводится к выбору целей. После двадцатого уровня даже при игре за воина вы сможете получить активные способности, но к тому моменту вы уже и сами разберётесь в основных игровых механиках.

При этом персонажи ближнего боя очень сильны на первых уровнях, то есть, всю первую часть и половину второй, за счёт того, что с ростом уровня они получают хороший буст к здоровью, могут носить тяжёлую броню и больно бьют в ближнем бою.

С заклинателями — магом и колдуном — ситуация обратная. В начале игры они очень слабы, а учитывая особенности системы заклинаний (о которой я расскажу чуть позже), уровня до пятого в бою практически бесполезны и постоянно норовят сдохнуть. Зато на высоких уровнях они превращаются в невероятную имбу и способны в одиночку уничтожать целые полчища врагов.

Священник и друид представляют из себя что-то среднее. Они не так беспомощны на первых уровнях, они могут пободаться с врагами и в ближнем бою, и при этом они владеют заклинаниями, менеджмент которых гораздо проще, чем у мага. В то же время их заклинания в основном направлены на поддержку и контроль — это различные баффы, станы, хилки и так далее.

Вора и барда я не рекомендую выбирать для первого прохождения. Вор в отряде появится практически сразу и будет с вами до самого конца игры, а бард бесполезен в принципе.

После выбора класса игра предложит выбрать мировоззрение персонажа. Оно, честно говоря, особого влияния на игру не оказывает — за редким исключением. Например, паладин может обладать только законно-добрым мировоззрением, поэтому если вы начнёте совершать злые поступки, то герой потеряет классовые способности. Ну, и ваши спутники не должны обладать противоположным мировоззрением, поэтому при выборе группы на этот параметр стоит обращать внимание.

На самом деле даже законно-добрый персонаж может бОльшую часть времени безнаказанно расчленять фермеров и ебать гусей, но иногда это действительно может сменить его мировоззрение.

Самый важный пункт меню — это характеристики. В AD&D 2.0 общая сумма характеристик персонажа не является константой. В расширенном издании под списком характеристик есть строчка «суммарный бросок», и именно в ней отображается общая сумма характеристик персонажа. Чем она больше — тем лучше, и тем легче будет играть.

С ростом уровня характеристики увеличиваться не будут. Единственный способ их перманентно увеличить — найти специальные книги, которых в игре не то чтобы много. Лучше потратить пятнадцать минут на повторные броски, чем потом всю игру страдать от нехватки характеристик. Суммарный бросок выше 85 — хорошо, выше 90 — прекрасно.

Когда вы создали персонажа, вам предстоит выбрать сложность игры. Самая честная и адекватная сложность называется “Базовые правила D&D”, и я советую остановить свой выбор именно на ней.

С созданием персонажа разобрались. Теперь нужно упомянуть про некоторые особенности ролевой системы, которые могут быть неочевидны игроку, с AD&D незнакомому.

Во-первых, числовые показатели урона. Записываются они вот таким образом.


Не так давно вышла в ранний доступ долгожданная игра Baldur's Gate 3 от именитого бельгийского разработчика Larian Studios. Эту игру очень давно ждали фанаты ролевых игр, причем, не только видеоигр, но и настольных. А все потому, что в этот раз разработчики не побоялись внедрить систему из известной настольной ролевой игры Dungeons & Dragons. Разберём вместе, как это выглядит и все ли получилось.

Графика и окружение


Даже в раннем доступе визуальная составляющая на довольно высоком уровне. Окружающий мир детально прорисован, а предметы и строения выглядят очень точно и реалистично. Нет какого-либо ненужного захламления, а каждый объект находится на своем месте. Баланс между предметами и пространством не нарушен, поэтому мир не кажется пустым. Даже без возможности трассировки лучей, вода, солнце, отражение выглядят очень ярко и насыщенно. Не зря в игре присутствует функция приближения, потому что с самой первой минуты погружения в мир игры, поражаешься его красотами.


Уделено много внимания деталям. Например, для лиц героев использовалась технология сканирования, которая позволила всем персонажам выглядеть очень реалистично. К сожалению, пока доступно не так много вариантов, как хотелось бы.

Геймплей и механики


Геймплей очень похож на предыдущую игру компании Divinity II: Original Son, но с большей вариативностью и насыщенностью различными событиями. На протяжении всего прохождения первого акта, постоянно попадаются различные задания, которые развивают историю мира и сюжет. Даже сейчас в сыром билде игры существует множество различных вариаций прохождения, а все геймплейные механики используются по максимуму. Каждое умение в путешествии используется игроком и не висит бессмысленно на панели. Например, у героя есть возможность разговаривать с мертвыми. На первый взгляд - бессмысленная способность, но она точно потребуется при выполнении какой-то задачи в будущем. Возможно игроку захочется использовать её раньше, например, для получения дополнительной информации перед боем у поверженных союзников. Если имеется заклинание разговора с животным, то обязательно встретится собака, с которой можно подружиться и предложить поселиться в лагере.


Процесс игры не ограничен только базовыми умениями, а в каждом бою приходится отталкиваться от выбранного оружия и способностей: прорваться лоб в лоб сквозь низкоуровневых противников или договориться с врагом и избежать боя. Противник стоит на краю пропасти: используем толчок, чтобы он упал и разбился на смерть. Благодаря системе бросков кубика иногда происходят очень комичные ситуации. При должной ловкости и удаче можно сбросить с высоты даже крылатую гарпию или использовать вмешательство в разум врага, чтобы заставить главаря банды сражаться на стороне союзников, чтобы он без вашего участия разобрался со своими прислужниками. И это самая малая вариация того, что приходится делать в бою. Все зависит от пытливости ума игрока, его хитрости и любопытства. Последнее качество может привести команду к совершенно интересному и неожиданному результату.


Разработчики очень точно смогли передать броски кубиков при любых действиях, которые в отличие от классической Dungeons & Dragons в некоторых случаях происходят в автоматическом режиме, например, проверка внимательности для поиска ловушек и скрытых рычагов или изучения наскальных рисунков. Это делает игру гораздо динамичнее и интереснее. Никогда не знаешь, что поджидает тебя за углом, поэтому приходится адаптироваться к ситуациям на лету и заранее продумывать стратегию. Получилась некая коллаборации двух видов игр с возможными бросками кубика и пошаговыми боями. Как бы странно это не звучало, но на деле выглядит очень удобно.

Магия на денек

Крайне необычной мне также показалась местная система чтения заклинаний (18 лет назад она, вероятнее всего, не смотрелась так странно). Вначале, я несколько минут пытался отыскать у магов полоску маны, но ее нигде не оказалось. Однако это вовсе не значит, что магией можно пуляться направо и налево без каких-либо ограничений – они есть и очень серьезные.

Дело в том, что у колдуна есть специальная книга заклинаний, в которую он записывает все обнаруженные им свитки волшебства. Этот учебный том поделен на 9 разделов и во всех них имеется несколько свободных ячеек. Как раз ими и ограничивается количество магических трюков, которые может осуществить волшебник. Приведу пример для наглядности: мой горе-колдун выучил заклинание «магическая стрела» и заполнил ею парочку свободных ячеек, то есть в битве я могу пульнуть в противников 2 красных шарика. Для повторного использования этого заклятья персонажу нужно поспать 8 часов !


То есть, после применения всех заклинаний из книжки колдун становится абсолютно бесполезен, превращаясь в грушу для битья, ведь в ближнем бою пользы от него не больше чем от школьника с деревянной палкой. А что если вы попали в локацию, где нереально спокойно отдохнуть? Остается лишь драпать со всех сил в ближайший трактир.

Поэтому если вы считали, что низкоуровневые маги в других играх слабаки, то вы сильно ошибались – в них они настоящие богатыри, которым стоит лишь немного подождать восполнения маны или выпить парочку рюмашек магического пойла и они снова в деле. Здесь же волшебники первых уровней нуждаются в постоянной защите и опеке или в сапогах-скороходах, чтобы при первой возможности убегать от потенциальной угрозы. Зато под конец Throne of Bhaal маги превращаются в настоящие машины для убийств, способные в одиночку сокрушить небольшую армию (в особенности если вы «задуалили» их в воинов).

Немалые неудобства способен вызвать игровой интерфейс. На карте, к примеру, отсутствует возможность установки маячков, а в нижней панели маги и жрецы могут добавить всего 3 заклинания, поэтому приходится постоянно открывать дополнительное поле со всеми магическими умениями. В журнале отсутствует разделение заданий на основные и дополнительные. К тому же они размещаются в нем в хаотичном порядке, например, квест, взятый раньше, может оказаться выше задания, полученного позднее.


Однако все небольшие придирки и недостатки в полной мере перекрываются удивительным игровым миром, который моментально погружает в себя благодаря прекрасной атмосфере и невероятной проработанности. В библиотеках и жилых домах можно найти уйму книг, рассказывающих о тех или иных событиях, регионах, городах и персонажах данной вселенной. В этот мир по-настоящему веришь и появляется устойчивое желание провести в нем как можно больше времени.

Уже с самого начала хочется изучить все игровые локации вдоль и поперек, дабы найти все их секреты, встретить интересных, а порой, даже легендарных персонажей (тем, кто не понаслышке знает о вселенной Dungeon & Dragons ), случайно наткнуться на своих будущих товарищей по оружию и заняться выполнением невероятно увлекательных второстепенных заданий. Конечно же, и здесь встречаются миссии вида «найди и принеси», однако их не замечаешь под множеством уникальных квестов с забавными диалогами и несколькими вариантами решений. К примеру, можно повстречать говорящего цыпленка, просящего спасти его от злобных волков, или заняться обучением 3-х несносных магов, которые могут убить себя по неосторожности.

Вообще чувство юмора у ребят из BioWare в те времена было развито очень хорошо. Плюс, никогда не знаешь, что собираются выкинуть разработчики в следующую минуту. Можно совершенно случайно наткнуться на местного забулдыгу, который начнет угрожать вам тем, что он является могущественным личом и собирается испепелить вас на месте. Однако он может пощадить вас, если отдадите ему все свои деньги. И ведь трудно сказать, врет он или на самом деле может превратиться в лича.

В первые часы основной сюжетный квест вряд ли затянет вас в виду скудного описания и слабой мотивации. Но со временем, когда у вас появится хоть какая-то цель и информация о прошлом героя, она сможет завлечь вас не на шутку. Впрочем, в сюжетном плане Baldur’s Gate II: Shadows of Amn мне понравилась больше первой части. Приготовьтесь также столкнуться с несколькими неожиданными поворотами.

Что мы имеем в итоге? Технически, но не морально, устаревшую картинку, неудобный интерфейс, до безобразия слабых магов и отсутствие компромиссов. На другой чаше весов расположился огромный открытый мир с множеством тайн и секретов, увлекательные миссии с большим количеством вариантов решений, глубокие и осмысленные диалоги, отличный юмор, массу спутников с интересными личными квестами – я могу продолжать до бесконечности. Если вы готовы перетерпеть пару часов и свыкнуться с графикой, то вас ждет самое захватывающее фэнтезийное приключение в вашей жизни.


Свен Винке, руководитель Larian Studios, честно предостерегал всех игроков: не покупайте игру в раннем доступе, если не хотите выступать в роли бета-тестеров. Но его не послушались. Baldur’s Gate 3 показала феноменальный старт для проекта в не самом популярном для 2020-го жанре «классическая RPG», плюс в раннем доступе. Да еще и с ценником 1999 рублей — законченной, насыщенной контентом и оптимизированной игры.


73 980 игроков в пике и 40 147 человек в игре на момент написания превью — откуда вообще такой безумный интерес? Нам кажется, геймеры в Steam сошли с ума и впали в ностальгию по золотой эпохе ролевых игр. Ну как иначе объяснить подобный интерес к CRPG в слегка подзабытом сеттинге Dungeons & Dragons, предыдущая часть которой вышла 20 лет назад?

Уверены, люди скучали по играм вроде Pool of Radiance, Planescape: Torment или Dragon Age: Origins. По действительно традиционным, олдскульным «ролевкам» с магией, драконами, кубиками, дроу и прочими атрибутами жанра.


Кого сделать первым в редакторе персонажа? Конечно же, соблазнительную дроу с красными глазами и Ллос в качестве божества

Хитрец Винке подарил им нечто новое — партийную RPG, как в 2000 году, но с современной графикой и ассетами народно любимой Divinity: Original Sin 2. К слову, она до сих пор остается самой популярной игрой от Larian, а BG3 обосновалась в «Стиме» на почетном втором месте.

Поэтому не стоит удивляться, что новинка комбинирует лучшее из двух миров — сеттинг «Забытых королевств» (Forgotten Realms) от Wizards of the Coast и фирменный стиль Divinity, на одноименном движке которой как раз разработана третья часть Baldur’s Gate. Или нам лучше называть ее Divinity’s Gate 3?

Как бы там ни было, с первых же минут BG3 бросает игрока в пекло в буквальном смысле слова — воздухоплавательный корабль «пожирателей разума» по ошибке попадает в Аверно, первый круг ада, и на него нападают демоны. Главному герою подсаживают мозгового паразита, который превращает его в раба иллитидов, монстров, подчиняющих волю других рас. И чтобы выбраться с уже горящей, но все еще летающей крепости, нашему протагонисту предстоит объединиться с мозгом на ножках и желтоликой воительницей-гитьянки, дабы телепортироваться в другое место и уцелеть.


Первый спасенный нами NPC — мозг на коротких ножках, который оказывается куда более опасным спутником, чем притворяется поначалу

Любая из предыдущих частей, да и культовая DOS 2, начиналась с относительно легкой прогулки. В оригинальной Baldur’s Gate герою предстояло сбежать из семейной крепости Кэндлкип, а в сиквеле — из тюрьмы чернокнижника, ставившего эксперименты на живых жертвах. Но столь монументального размаха для первого часа игры Larian еще не делала. Команда героев поневоле оказывается на войне двух демонических рас, которые сцепились насмерть. При этом фирменные фишки серии, например, способность убить собеседника мощным словцом (Power Word Kill!) посреди диалога, никуда не исчезли. К слову, здесь, как во всех играх Larian, работает правило трех «У»: укради, уговори, убей. Вариант выбирается под каждую ситуацию и в зависимости от скиллсета вашей партии.

Локализация на русский язык доступна с первого же дня — все диалоги, интерфейс, описания, меню и прочее переведены на совесть, хоть и не без огрехов. Зачастую встречаются куски фраз на английском, а многочисленные книги, кажется, вообще не переведены, но размеры самой локализации впечатляют.

Кажется, последний раз с таким количеством слов мы сталкивались в «супер-болтливой» Torment: Tides of Numenera. Вообще, если к переводу почти нет вопросов, то к технической части их более чем достаточно.


Битва бобра с ослом. Двое соперников нам на радость выясняют отношения, а мы просто прокрадемся мимо

Начнем с мелких неприятностей: персонажи периодически забывают шевелить губами во время диалогов, иногда на лицах застывают странные гримасы, и герои словно не могут переключиться на другую лицевую эмоцию. Часть предметов не подсвечивается по нажатию соответствующей кнопки. У компаньонов возникают проблемы с нахождением пути, и они застревают в трех березах.

Есть и более тоскливые вещи: однажды мой главгерой не смог воспользоваться лестницей и после этого отказывался выполнять хоть какие-то действия. В другой раз не загрузилась катсцена, и персонажа выкинуло на локацию раньше времени — не прогрузились ни враги, ни союзники, ни предметы, просто поле без каких-либо интерактивных объектов. Пришлось загружать сохраненку. И почти каждый раз после загрузки игры персонажи стоят в Т-позах. Кроме того, RPG умудряется лагать на средних настройках графики там, где Divinity: Original Sin 2 работала с ультра-настройками — на системе с RTX 2070 и 16 ГБ ОЗУ.


Экран экипировки удобен — все герои как на ладони, все надетые предметы отображаются на самих моделях героев

У Baldur’s Gate 3 в этом году нет прямых аналогов, из похожего — лишь Wasteland 3, но в совершенно другом сеттинге. Возможно, поэтому игроки с такой жаждой набросились на новинку, несмотря на многие технические проблемы. Честно говоря, в играх Larian их и после раннего доступа хватает. Но зато геймплей верен оригиналу: в редакторе персонажа можно провести три часа, создавая эльфийку своей мечты, каждый квест можно решить минимум тремя способами по принципу «У», а любому NPC можно залезть в голову с помощью нужного заклинания или свитка. И, конечно, 1d6 — кубики тут повсюду, и на каждое действие включается «проверка» броском шестигранника, будь то чтение рун или урон от критического удара в спину.


Проверка на интеллект успешно пройдена — поздравляем, вы не дебил!

Ветераны серии могут быть расстроены отсутствием боев в реальном времени с «умной авто-паузой», как в прошлых частях. Бои теперь происходят исключительно в пошаговом режиме, где персонажи ходят по очереди в зависимости от их инициативности. При этом битвы стали динамичными благодаря тому, что у каждого героя есть шкала выносливости, которая нужна для перемещения, а также два набора действий: основные и вспомогательные. За один ход можно передвинуть персонажа, оттолкнуть врага пинком и затем наколдовать файрбол. Или окунуть меч в костер в качестве бонусного действия, а потом ударить им в виде основного. А ведь вместо огня могут быть самые разные жидкости — от серебряной крови иллитида до кислоты.

Олды тут?

Геймеров за сорок наверняка волнует вопрос: кто из старожилов серии остался при делах? Ведь, как вы помните, события BG3 происходят через столетие после окончания финальной битвы Baldur’s Gate 2 . Разработчики намекают, что кого-то из старых знакомых мы еще увидим, но увы, ни Виконии, ни Джахейры, ни Саревока, ни других долгожителей, которые способны были бы протянуть эти 100 лет за другими занятиями, в «демке» найти не удалось. Единственный герой, который является визитной карточкой Forgotten Realms, добавлен скорее в качестве пасхалки. Речь про Волотама Гедарма, для друзей просто Воло, путешественника и барда, который появлялся в первых двух частях BG, а также в Neverwinter Nights 2 . Хотя фанам серии хватило бы харизматичного варвара Минска и его боевого карманного хомячка Бу.

Те, кто говорили про обширность Baldur’s Gate 3, не соврали. В первом акте игры нам доступна огромная, практически бесшовная карта, с возможностью исследовать Андердарк, серию подземелий с особо опасными врагами. Контента уже сейчас предостаточно, и пожалуй, не хватает только оптимизации, стабильности и возможности играть за одного из пяти сюжетных персонажей. Эту функцию обещают добавить позднее, как в Original Sin 2, но пока что любого из этих героев можно взять в свою партию приключенцев. Если вы, конечно, не проморгаете диалог с нужным NPC, или не нахамите ему настолько, что он отправит вашу когорту восвояси.

К слову, местами игру легко спутать с DOS 2 — те же пасторальные леса, те же самые текстуры, даже бочки с горючими веществами запрыгивают в инвентарь так, словно мы вновь играем в лучшую RPG 2017 года. И все же в текущем состоянии BG3 можно рекомендовать только самым стойким фанатам масштабных RPG. Почему? Слишком уж много багов, глитчей и проблем.

По заверениям авторов, в раннем доступе Baldur’s Gate 3 проведет около года, то есть релиз мы можем ждать во второй половине 2021-го. К тому времени «Врата Балдура» наверняка преобразятся в лучшую сторону. А пока у вас три опции: пройти мимо, заплатить две тысячи и отложить игру до лучших времен или заплатить эти же деньги, чтобы с мучениями играть в то, что напоминает одну из лучших ролевых игр нашего времени. Даже в редакторе персонажей с его богатыми возможностями, из которого поначалу не хочется выходить, слишком много заблокированных опций. А после него — отвратительная оптимизация, мириады ПК-проблем разного рода и немного любопытства: «Как же главный герой вытащит пожирающего разум паразита из своей головы?»

Первые 50 минут Baldur’s Gate 3. Источник: rubhen925

Стоит ли играть в BG3 сейчас? Зависит от того, насколько хардкорный вы геймер. Готовы к мучениям ранней беты? Глухи к резонному совету главного идеолога игры? Не знаете, куда бы потратить 1999 рублей? Тогда вы по адресу. В любом другом случае мы рекомендуем дождаться релиза и не смазывать первые впечатления от потенциально лучшей CRPG современности.

Культурный шок

Начав новую игру, как и в большинстве других ролевках, нужно в первую очередь заняться созданием своего героя. Однако в отличие от всех нынешних RPG, где на выбор, как правило, даются лишь 3 класса (воин, маг и вор), в Baldur’s Gate представлена масса самых разнообразных специальностей, начиная от классических паладинов и заканчивая экзотическими дикими магами. Прибавьте сюда двойные и мультиклассы (напомню, что речь идет о BGT) и вы получите практически безграничный простор для экспериментов. Впрочем, в этом заключается и минус «Балдура», ведь современный игрок может попросту растеряться и встать в ступор, не зная, что ему выбрать. Без соответствующих руководств будет трудновато сразу же создать сбалансированного персонажа.

К интересным моментам можно также отнести необходимость в бросании игральных костей для получения очков, использующихся для увеличения тех или иных параметров героя. Тут можно получить как 30 очков, так и все 50 (на грани фантастики), поэтому кидайте кубики до тех пор, пока вам не выпадет кругленькая сумма. Под конец следует выбрать мировоззрение своему персонажу, чтобы максимально четко отыгрывать свою роль. Лично я выбрал нейтрально-добрый вариант.

Многие наверняка отнесут к недостаткам игры ее графику, которая за последние годы лучше, естественно, не стала. Однако я рекомендую относиться к ней с неким безразличием, а еще лучше считать ее художественным произведением – плоское окружение хорошо способствует подобному восприятию. Все же самые эффектные кадры должны происходить в вашем воображении, а не на экране монитора.


Итак, вы наконец-то отошли от шока после возможности создания гнома-жреца, любящего лазить по чужим карманам, и 2D-картинки со спрайтовыми деревьями и модельками персонажей, лишь отдалено похожих на героев, изображенных на портретах? Тогда приготовьтесь к новому потрясению, а именно – полному отсутствию какой-либо поддержки со стороны игры. Случайно выкинули меч, нужный для выполнения квеста, так как его практически не отличить от других обычных мечей? Можете даже не пытаться снова отыскать его, ведь спустя трое суток все вещи, выброшенные на землю, пропадают. Поэтому идем в экран загрузки.

Не удалось найти противоядие за установленный период времени или вы попросту позабыли о нем? Наблюдаем за смертью всей партии и опять посещаем меню загрузки. Решили не выполнять личные миссии спутников, которые уже все уши прожужжали вам о необходимости спасти их возлюбленную или отыскать сокровища. Смотрим за тем, как они покидают группу вместе со всеми вашими вещичками. Что в этом случае делаем? Правильно! Топаем в экран загрузки. Это я еще расписал нормальный вариант, так как у вас может и не оказаться необходимого сохранения и тогда придется смириться с проваленным заданием или ушедшим компаньоном. По этой причине настоятельно рекомендую вам постоянно делать сохранения , причем в отдельные слоты.


Игроков, привыкших к тому, что кто-то постоянно ведет их за ручку, может оттолкнуть полная свобода действий, даруемая уже в самом начале. После пролога я, к примеру, не совсем понимал, что же от меня требуется и куда стоит пойти. Отсутствовала глобальная цель или миссии с прямыми задачами. Мне просто посоветовали пойти в «Дружескую Руку», то есть это было подано так несерьезно, словно в этом не было ничего важного. К тому же никто не запрещал мне закрыть глаза на эту рекомендацию и пойти в противоположную сторону.

Извилистая дорога

Первая проблема, которую придется решать игроку при желании поиграть в Baldur’s Gate , звучит довольно забавно, ведь она связана с нахождением этой самой игры. Дело в том, что оригинальная версия не приспособлена для современных операционных систем, начиная от Windows 7, и широкоформатных мониторов, поэтому танцы с бубном исполнить все же придется. «Но ведь пару лет назад вышла Enhanced Edition. Почему бы не купить ее?» , – скажете вы. Однако тут все не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, у нее нет русской локализации (русификатор вроде уже есть, но он все равно выполнен по варварски). Во-вторых, многие отмечают, что в этом ремастере все еще полно программных болячек.

К счастью, мне удалось довольно быстро решить эту задачку и помогли мне в этом фанаты франшизы, сумевшие собрать все части и дополнения серии в один большой сборник под названием Baldur’s Gate Trilogy (BGT), который можно запустить практически на любой ОС, включая Windows 10 и без проблем выбрать Full HD разрешение (работоспособность на 4K мониторах не проверялась). За примерно 200 часов неторопливой игры мне лишь один раз встретился серьезный баг (не появился важный для сюжета персонаж в нужном месте), а с вылетами я и вовсе не сталкивался. В этом наборе также имелось сразу несколько переводов. Мне посоветовали использовать русификатор от prozh’a.


Недостатки


Как ни прискорбно, но вышедшая в раннем доступе версия ещё далека от идеала. Не учитываем, что сюжет ещё не готов и разработчики позволили насладиться только первым актом, но на данный момент не рекомендуется пробовать на вкус Baldur's Gate 3, сколько радости бы она не принесла команде за 30 часов прохождения. Постоянные баги портят игровой опыт на каждом шагу: зависающие иконки, кривая анимация, пропадающие спутники, долгая прогрузка текстур, ломающиеся задания. Данная версия подходит больше для ярых фанатов и игроков, желающих поддержать Larian Studios. Мотивы могут быть благородными, но тот опыт, те эмоции, которая точно подарит игра на релизе, могут быть заранее испорчены сыростью продукта.


Разработчик из Larian Studios не побоялись выпустить ранний продукт, хотя и могли немного повременить. Чувствуется, что жанр role playing развивается и двигается вперёд не только по части механики, но и в графическом плане. Ошибок ещё слишком много, но разработчики пошли правильным путем. С такими амбициями, которые имеются у Baldur's Gate 3, ее возможностями, механиками, сюжетом, вариативностью действий и боевой системой, у проекта есть возможность встать в один ряд с лучшими играми десятилетия, не говоря о том, что в компании друзей, эта история займет не одну сотню часов на прохождение и изучение всех фишек и секретов.


На данный момент оценку не стоит учитывать серьезно, проект сыроват, поэтому промежуточные баллы поставлены больше за старания. Будем ждать, что к релизу исправят все баги, ведь игра с такими задатками достойна превосходной оценки.

Впервые с работами известной студии BioWare мне удалось познакомиться около 13 лет назад (ужас, как давно же это было), когда я добыл в одном из магазинчиков ролевую игру под названием Star Wars: Knights of the Old Republic . Несмотря на свой почтенный возраст, она уже тогда обладала многими признаками современных игровых проектов, поэтому сейчас с ее освоением у нынешних игроков трудностей возникнуть не должно. Им надо лишь приспособиться к устаревшей графике, хотя морские пейзажи Манаана и цветущие равнины Дантуина до сих пор выглядят весьма недурно. Совсем по-иному дело обстоит с Baldur’s Gate, вышедшей в 1998 году и способной местами привести в шок поклонников Dragon Age или Mass Effect.

Эту легендарную игру я решил рассмотреть со стороны современного игрока, который в виду своего юного возраста или не имения возможностей пропустил RPG конца 90-х и начала 2000-х годов, но при этом любит данный жанр и хочет лично опробовать классику, о которой так часто говорят геймеры-старожилы. В этой статьей я собираюсь выяснить, стоит ли овчинка выделки или лучше оставить все как есть, позволив «старичкам» и дальше ворчать о том, что раньше трава была зеленее, а игроки встречали все препятствия на своем пути с высоко поднятой головой.


Сюжет и задания


Пролог полностью погружает игрока в историю. Конечно, остаётся много невыясненных деталей, но главный герой мотивирован на выполнение поставленной задачи. Хочется обойтись без спойлеров, поэтому не будем вдаваться в подробности, однако сюжет точно нельзя назвать банальным: интересно исследовать происходящие, чтобы получить ещё больше информации для достижения цели.


Уникально разработанные задания никого не оставят равнодушным, а прохождение каждого из них выльется в целую эпопею. Постоянно приходится делать моральные выборы, в правильности которых игрок не будет уверен до финальной развязки побочной истории. Плёвое дело, вступиться за гоблина и убить тифлингов, а затем попросить помощи у разбойника в дальнейшем приключении. Никогда не подумаешь, что можно свободно разгуливать по огромному лагерю гоблинов и без лишних столкновения выполнять сюжетные задания.

Читайте также: