Anno 1404 описание

Обновлено: 05.07.2024

В мире существует не так уж много игр, которые способны влюбить в себя с первого взгляда. Серия Anno 1xxx, и в частности Anno 1404, — как раз из их числа. В ней прекрасно все, от украшенного разноцветными витражами гигантского собора до крошечных крабов, снующих по берегам необитаемых островов, от пьяненьких гуляк, выбирающихся из пивнушки с серьезной качкой, до ассасинов, разминающихся с саблями на стенах неприступной крепости. Повседневной жизнью здесь можно любоваться бесконечно, это такое медитативное занятие вроде разглядывания экзотических аквариумных рыбок, в котором восторг от наблюдений смешивается с гордостью — ведь этот суетящийся муравейник выстроили именно вы. В какой-то момент приходит мысль, что ваш родной микрорайон меньше похож на настоящий живой город, чем торговый поселок Великого визиря. Такова сила сказки.

Сдержки и противовесы

Столь же вдумчиво разработчики из Related Designs обустроили квестовую систему. В сюжетной кампании чувствуется тщательно выстроенный ритм: задание по возведению города-сада кончается чудовищным морским сражением, вслед за солнечно-травоядной миссией идет сумасшедшая осада с таймером и ливневым дождем в качестве аккомпанемента. Плюс всевозможные побочные квесты, от производства молока для простывших детей до ловли шпионов на улицах. За послушание, терпение и прилежное выполнение заданного вам выдают очки чести, за которые следует приобретать всяческие приятные бонусы, вроде увеличения корабельных хитпойнтов. Они вам понадобятся — воевать здесь приходится часто и жестоко.

Редактор торговых маршрутов. Купеческое судно «Топаз» занято перевозками шелка и кофе из Дия в Розъярд.

Жанр стратегий про строительство домиков обычно отличается крайне скверными боевыми действиями — десяток пупсов (которых одевали-обували всем мегаполисом) лупит друг друга без намека на тактику, а игрок чувствует себя униженным и оскорбленным. Anno 1404 — совсем другое дело, войска здесь производятся не поштучно, а так называемыми лагерями. У лагерей есть хитпойнты, сила атаки и зона действия, в которой они могут нападать на чужой лагерь или же захватывать объекты народного хозяйства. Перемещаются с места на место лагеря неохотно, поэтому вам стоит тщательно продумывать размещение войск, прикрывая оголенные участки стенами и башнями. Если враг прорвет вашу оборону, то сады, поля и огороды, с которых кормится население, перейдут в его собственность.

Благо ловля вражеских кораблей красочно обставлена — суденышки честно палят друг в друга ядрами с громовым грохотом, драматически загораются и обиженно идут ко дну. Графическое оформление Anno 1404 — лучшее в жанре. Пленительную красоту местных улочек мы уже описывали в начале статьи, но куда приятнее наблюдать за превращением дикого острова, по которому бродят пугливые лани, в переполненный мегаполис с десятками дымящих производств и страшным загрязнением окружающей среды. Плюс множество необязательных, но приятных деталей: болотистый островок ведьмы, выброшенные на берег обломки корабля, парковый лабиринт рядом с убежищем чумного императора…

Морской бой. Очень жаль, что на кораблях не отображается команда.

Полностью развитый европейский город во всем своем великолепии.

Anno 1404 можно применять в качестве домашнего дзен-тренажера, но не в этом ее главное достоинство. Прежде всего это глубокая, вдумчивая и плавная стратегическая игра. В ней можно отправлять в походы непобедимые армады и возделывать маис. Можно поить детей молоком, можно репрессировать шпионов — все это, как и раньше, связано в ладную, понятную систему, в которой изменение значения любой переменной видимым образом влияет на уровень жизни жителей вашего города. Так что не забывайте пристально следить за ценами на инжир — в Anno 1404 этот навык однажды может спасти вам жизнь.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Серия Anno 1xxx хорошеет с каждым годом, хотя суть ее остается неизменной. Нам уже в который раз предлагают возвести процветающий город, тщательно выстраивая все производственные цепочки, — а мы все так же радуемся этому, как дети.

Любителям сюжета в оригинальной игре доступна к прохождению лишь одна кампания, состоящая из 8 миссий (названных, впрочем, главами). В каждой из миссий присутствуют свои персонажи (некоторые переходят из одной главы в другую), которые выдают вам задания. Чаще всего они просят предоставить им определенные ресурсы, построить конкретное здание или же (изредка) победить кого-то. На какую-то волнующую и захватывающую историю особо надеяться не стоит — сюжет довольно прост и банален; он скорее выступает в качестве подготовки к игре в других режимах. Да и серия Anno всегда славилась своим неповторимым геймплеем, а не кампаниями.

Вы еще не устали читать? Хотим вам заверить, что все это звучит сложно только при чтении. Если же вы начнете реальную игру и погрузитесь в нее, то вы даже не заметите, как с радостью проведете время. Хотя налаживание огромного количества производственных цепочек действительно может несколько утомить.

Если вам сильно наскучило заниматься исключительно развитием деревень до городов, то можно попробовать себя в роли воеводы. Для этого, правда, нужно много чего построить, но не будем об этом. Из войск доступны осадные орудия (катапульты и пушки), сухопутные войска, а также корабли. особняком стоят специальные солдаты — рыцари-разбойники и ассасины. Их можно нанимать у нейтральных персонажей.

Стоит заметить, что войска объединяются в отряды, и управлять воинами поодиночке нельзя. Но это не сильно влияет на тактические возможно игрока. И без того стратегий ведения боя хватает. Можно пытаться захватить территорию и заодно забрать себе все находящиеся на ней здания, можно пытаться сжечь город противника (предварительно избавившись от пожарных станций в нем), а можно начать блокаду поселения и уже после громить его. Выбор, как видите, есть. Но опять же заметим, что Anno 1404 — это экономическая стратегия, и войн здесь следует по возможности избегать. Есть и дела поважнее.

Например, очень важно возвести на своем острове монументальное сооружение — либо Императорский собор в западных землях, либо Султанскую мечеть в восточных. Для этого потребуется очень много ресурсов и денежных средств. И если материалы для строительства можно произвести самому или купить у соседа, то вот деньги придется зарабатывать. Можно либо установить жесткую налоговую ставку, либо же продавать излишки товаров союзным персонажам, чьи колонии расположились на соседних островах.

К слову, монументы, как и другие постройки в игре, выглядят просто потрясающе. Anno 1404 имеет очень приятную визуальную составляющую. Все здания детально проработаны, а природные ландшафты постоянно удивляют своей красотой. Любоваться красотами игры можно как и с высоты птичьего полета, так и вблизи. В последнем случае вы сможете увидеть, как работают ваши горожане, как на кораблях развеваются паруса и висят на мачтах веревки, как после пушечных выстрелов образуются облачка.

В целом, Anno 1404 — это довольно типичная немецкая стратегия, которая уделяет очень много внимания мирным аспектам, но при этом старается не разочаровать и любителя немножко повоевать. Несмотря на размеренный и неспешный игровой процесс, игра увлекает не на шутку и привлекает своей визуальной составляющей, впечатляющей игроков даже в 2017 году.

В 2020 году смешно вспоминать, что были времена, когда Ubisoft уважали. Но такие времена были. В конце нулевых годов, Ubisoft была одной из моих любимых студий. Вот закончилась серия Prince of Persia, вот восходит звезда Assassin's Creed. Скоро выйдет Far Cry 3. Неплохо развивает Ubisoft и дочерние проекты — не так давно вышли Heroes of M&M 5, Dark Messiah of M&M, Settlers 7. Среди этих игр — Anno 1404, экономический city-builder немецкого стиля, до сих пор считающийся одним из лучших в серии.

Что это за жанр?

Экономические симуляторы немецкой школы — достаточно нишевые игры. Из заметных в них есть лишь две серии-мастодонта: Settlers и Anno.

В чем суть? Игры этого жанра построены вокруг так называемых «цепочек производства». Рассмотрим классический пример. Когда в условных Казаках, Age of Empires, Empire Earth или другой RTS вы хотите получить еду, все достаточно просто. Вы строите ферму, отправляете туда рабочего и вуаля, еда начинает капать в казну. Но в экономических симуляторах все не так.

Допустим, вам нужен хлеб. Вы создаете поля, и с них вы собираете… пшеницу, а не хлеб. Но пшеницу есть нельзя. Поэтому вы строите мельницу. Мельница перемалывает пшеницу в муку, а затем отправляет в построенную вами же пекарню. И вот уже из пекарни ваши люди получают хлеб.

На первый взгляд может показаться глупо и запутанно. Зачем тратить столько сил и времени? Ведь есть же место условностям в играх. Когда заниматься другими вещами — войной, например? Но в любом экономическом симуляторе именно экономика, а не война, стоит во главе угла. Если вы ищете динамических сражений с подбором разных составов войск, как в SC2 или WC3, то здесь вы их не найдете. Эта игра — про медленное и медитативное строительство вашего поселения. Вы строите одну цепочку, другую, а вот их уже десяток. И удовольствие в этой игре приносит не факт вашей победы над ИИ. Удовольствие приносит спокойный геймплей, где вы шаг за шагом, медленно, но уверено развиваете свой город и экономику.

Концепция

Основа почти любой игры серии Anno следующая: вы и несколько других игроков оказываетесь посреди архипелага. Каждый остров различается размерами и ресурсами. Вы строите на одном из остров поселение и начинаете его развивать. Но со временем вы упираетесь в потолок: вы не можете производить все нужное вашим людям на одном острове. Поэтому вы колонизируете второй, третий и так далее. На новых островах вы строите новые производственные мощности и создаете все более разнообразные товары. Также вы создаете мощный флот, чтобы перевозить товары между островами и держать конкурентов в узде. Так, шаг за шагом, вы строите на главном острове метрополию и вытесняете врагов из региона.

Фишкой Anno 1404 стала тема контактов средневековых Европы и Востока. Действие происходит в некой параллельной реальности, очень похожей на нашу. Европейский император хочет установить торговые контакты с арабами, и отправляет в пограничный морской регион своего кузена, лорда Нортбeрга. Он и становится проводником игрока в регионе. Под его руководством игрок отправляется с подарками на юг, где знакомится с Аль Захиром — великим визирем султана. В благодарность за подарки визирь предоставляет игроку чертежи арабских зданий. Имея чертежи, игрок может построить арабский город, не уступающий его европейской метрополии.

Оболочка игры

Anno 1404 обладает достаточно приятной графикой для своего 2008 года. На города приятно смотреть даже сегодня. Усиливает впечатление хорошо подобранная гамма и стилистика. Даже в вышедшей в 2015 году Heroes of M&M 7 использовались некоторые модельки из этой игры. Не знаю правда, это плюс Anno или минус Heroes 7, но всё же.


Скриншот взят из сообщества игры в Steam

Звук в игре тоже неплохо проработан. Саундтрек длиной почти в 4 часа звучит спокойно, хотя есть место и боевым мелодиям.

Каких-либо нареканий на оптимизацию ни у меня, ни у обзоров стима нет.

А вот минус, который стоит отметить, это странная ситуация с русской озвучкой в Steam версии игры. С релизом обновленного издания было добавлено несколько новых языков, в том числе русский. Но пользователи жаловались, что он и другие новые локализации не работали. Более новые обзоры упоминают, что баг с переводами был исправлен, но конкретных отзывов от русских игроков я не видел. Впрочем, на сами-знаете-каких сайтах спокойно лежат образы вполне себе официальной русской версии игры.

Геймплей

Давайте вместе пройдемся через несколько основных этапов любой партии Anno, чтобы вы могли оценить, с чем имеете дело. Сразу отмечу, что партии в серии Anno долгие — на одну игру можно потратить 30-40 часов. Но не думайте, что игра затянута — ведь она берет не действием, а приятным провождением времени. Можно сравнить её с другими градостроителями вроде SimCity или Cities Skylines. Тут то же самое — важен не результат, а сам процесс.

Первый остров и крестьяне

В рамках классического начала вы и ваши соперники имеете лишь флагманский корабль. На нем есть немного строительных материалов и еды для ваших будущих поселенцев. Все вы стартуете возле острова лорда Нортберга на севере карты.

Немного поплавав по окрестностям, вы находите остров побольше и селитесь на нем. Заселение происходит через постройку своей конторы на берегу острова. С этого момента остров ваш, и вы можете строить на нем здания в зоне своего влияния. Но будьте осторожны — враги могут заселиться на ваши острова, как и вы на их.

Первое, что стоит сделать после заселения — начать производить стройматериалы, а именно дерево. Для этого нужны лесопилки. Но вам также нужно место, чтобы доставлять ресурсы — склад. Склад также создает вокруг себя зону вашего контроля, где вы можете строить здания, а враги не могут. Построив лесопилки и рядом с ними склад, соедините их дорогой, чтобы работники могли доставлять ресурсы. Всё, теперь у вас есть стабильный приток леса для строительства.


Лесопилки обеспечат бесперебойные поставки дров для ваших нужд

Далее, вы приступите к постройке города. Для этого строите городскую площадь, вокруг неё тыкаете домиков и соединяете их с площадью дорогой. Это удовлетворит потребность ваших жителей в общении, и в дома начнут заселяться крестьяне. Следующая их базовая потребность — еда, а точнее рыба. Поэтому вы строите пару рыбацких хижин возле своей конторы и соединяете их дорогой. Рыбаки тут же начнут доставлять на ваши склады рыбу.

Общение и еда — базовые потребности крестьян. Если это у вас есть, новые жители будут приезжать в ваш город и селиться в пустых домах.

А зачем вообще эти люди? Люди платят деньги. Больше людей — больше денег. Деньги тратятся как на постройку зданий и кораблей, так и на их содержание. Более того, увеличивая свое население, вы открываете новые здания. Отмечу, что в Anno 1404 люди не работают на предприятиях. Понятия рабочей силы нет, и ваши предприятия будут работать даже если на острове нет ни единого дома.

Поселив у себя немного новых людей, вы откроете новую потребность — сидр. Здесь уже подход немного сложнее — недостаточно просто построить сидроварню. Рядом с ней нужно также разместить сады, в которых будут расти яблони. Следом за сидром вы откроете возможность строить церковь. Она удовлетворит потребность ваших селян в вере, если вы соедините её с домами дорогой.


Где минуту назад был лес, теперь цветут яблоневые сады

Горожане и путешествие на восток

Как только в каком-то доме у селян будут удовлетворены как базовые потребности (общение и рыба), так и продвинутые (сидр и вера), вы сможете улучшить их до горожан. Горожане — следующая веха развития вашего города. Всего таких уровней 4: крестьяне, горожане, купцы и дворяне. Каждый новый уровень населения открывает новые здания, новые потребности и дает больше денег.

Стоит в городе появиться горожанам, как они затребуют от вас новых товаров. Они захотят, чтобы вы одели их в пеньковую одежду, а в рацион добавили пряности.

Создание одежды потребует от вас налаживания более сложной производственной цепочки. Вам будет необходимо построить фермы конопли и рассадить вокруг поля. Затем, полученную коноплю необходимо будет на ткацких мастерских превратить в одежду. Одежда — не единственное применение конопли (если вы понимаете, о чем я). Из неё также создаются канаты для кораблей.

Первая проблема — пряности на юге, вы на севере. Вы можете вручную перевозить их на вашем флагмане, но это долго и неудобно. Специально для этих целей в игре есть инструмент торговых путей. Создайте путь между двумя вашими островами и укажите, что хотите на юге грузить пряности, а на севере выгружать. Назначьте на путь корабль, и он сам начнет на автомате перевозить пряности за вас.

Вторая проблема — чтобы получить доступ к фермам пряностей, нужно построить арабское поселение. А кочевники, которые туда заселятся, внезапно тоже хотят чего-то. Как и жители севера, они не могут жить без общения на площади. Что хуже, у них свои вкусы в еде — они едят не рыбу, а финики. А значит, эти финики вам придется для них выращивать. Пройдет время, и за финиками пойдет козье молоко, драгоценные ковры да строительство мечетей.

Ключевой фишкой южных поселений является орошение. Большая часть южных островов покрыта пустыней. Чтобы выращивать там что-то, вам нужно строить специальные здания для орошения земли. Вот только запасы воды могут подойти к концу, и тогда придется заплатить денег за обновление запаса.


Благодаря орошению пустыня на глазах превращается в оазис

Как развивается игра дальше

Дальше — то же самое, но больше, сложнее и интереснее. Горожане превращаются в купцов и начинают требовать с вас хлеб, пиво, кожаные камзолы да книги. Кочевники же заменятся посланниками султана, которым подавай кофе да ожерелья из жемчуга. А это все означает, что вам нужны все новые и новые цепочки производства.

Более того, не все ресурсы доступны на одном острове. У вас могут расти конопля и яблоки, но не расти пшеница и травы, которые необходимы для хлеба и пива. А значит, нужно плыть на другой остров, колонизировать его и строить там поля да мельницы. Более того, под конец игры некоторые предметы нельзя создать из ресурсов только одного острова. Например, книги требуют от вас бумаги и красителя индиго. Бумагу лучше создавать на севере, ведь там больше деревьев. А вот индиго растет только на юге. Значит, нужно создавать новые и новые торговые пути, предприятия, строить верфи и закладывать корабли.

Anno 1404 — это игра в первую очередь даже не про строительство, а про оптимизацию. Несложно построить одну ферму пшеницы и поставить вокруг поля. Сложно создать на острове 20 таких ферм, пытаясь максимально эффективно использовать пространство. Ваши мысли постоянно будут искать новые способы улучшить то, что у вас уже есть. Как добывать уголь? Построить одну шахту здесь, или может построить две шахты на другом острове и возить оттуда? На каком острове выращивать свинок? Где есть место, как удобнее возить? Сколько нужно кораблей, какие маршруты создать?

Иногда ты останавливаешься на секунду и удивляешься, сколько уже сделано. Твое поселение похоже на гигантский часовой механизм, который вы строите на ходу. И он работает с неимоверной точностью. Особенно хорошо ты это чувствуешь, когда что-то ломается. Например, пираты напали на ваш корабль и потопили его. Корабль вез шёлк. В месте назначения мастерские ковроделов не смогли продолжить работу, ведь материал закончился. В итоге запасы ковров подошли к концу, и изнеженные посланники начали покидать вас. Меньше посланников — меньше денег, и вот из-за одного нападения пиратов у вас в кармане появляется существенная дыра.

Anno 1404 — игра в принципе бесконечная. Обычно вы просто сами понимаете, что достигли чего желали и начинаете новую партию. Впрочем, и в конце игры есть чем заняться — повоевать с врагами, создать город своей мечты, построить парочку внушительных монументов. Но, по крайней мере в вашей первой партии, вам скорее захочется начать заново и бросить вызов игре на более высокой сложности.

Прочие геймплейные детали

Компьютерные игроки

Хоть в Anno 1404 можно играть и совершенно одному, намного интереснее партию сделают парочка искусственных соперников. Всего их в игре десять — 3 легких, 4 средних и 3 тяжелых. Каждый из них представляет собой управляемого компьютером игрока. Как и вы, он старается колонизировать острова, развивать города и открывать новые уровни селения.


От мягкотелого Лейфа Йоргенсена и до заносчивой баронессы Констанцы — выбор в противниках имеется. На крайний случай можете попытать удачу в мультиплеере

Каждый из противников имеет свои черты характера. Им нравятся определенные ваши действия и не нравятся другие. Какие именно — зависит от конкретного оппонента. Также, в случае дружбы каждый из десяти оппонентов имеет свою уникальную цепочку квестов, которые вы можете выполнить. С ИИ в игре можно как воевать, так и дружить. В случае войны враги ответят с помощью своего флота и войска, в случае дружбы — будут торговать и давать задания. Также ИИ могут воевать между собой.

Отмечу и существенный минус — начиная с Anno 1404 ИИ хоть и изображает поведение игрока, но на самом деле играет по другим правилом. Никакая морская блокада не заставит жителей врага бунтовать и покидать город. Поэтому вам придется раскошелиться и на наземные войска или перекупку острова.

Кроме собственно противников, в игре есть ещё несколько специальных НПС. В первую очередь это три торговца — лорд Нортберг, Аль Захир и Гарибальди. С ними нельзя воевать. Зато у них всегда можно купить что-то интересное, а их флот готов торговать в ваших портах. Также есть пираты, которые по умолчанию агрессивны. Однако и с ними можно заключить мирный договор.

Морские и наземные силы

Начнем мы с флота, ибо он — ваша главная опора в Anno 1404. Корабли бывают торговые и военные. Торговые корабли хороши для массового перевоза грузов — у них много ячеек инвентаря. Военные же корабли хороши как в бою против других кораблей, так и в осаде береговых укреплений. Однако у военных кораблей обычно мало ячеек для груза, и в мирное время они сгодятся разве что на выполнение заданий от НПС.

В крайнем случае вам придется прибегать к помощи сухопутных сил. Проработаны они достаточно слабо, но большего от экономической стратегии и не ждешь. Вы строите замки, тренируете в них отряды и везете к врагу. Там они дружно воюют, рушат вражеские укрепления и склады, и в конце концов устанавливают ваш закон и порядок.

Планировка городов и чрезвычайные ситуации

По желанию, игрок может включить в игре пожары и чуму. В таком случае они время от времени будут нарушать покой вашего селения. Чтобы бороться с ними, вам нужно будет построить специальные здания — станцию пожарных и дом доктора.

Также есть ряд событий, которым игрок не может сопротивляться — например, вулканы или пылевые бури. Пылевые бури редки и случаются только на южных островах, но что-либо сделать с ними игрок не может. Вулкан — отдельная история. Если игрок включил их появление при создании карты, на карте будет несколько вулканических островов. Такие острова очень богаты ресурсами, но жизнь на них чревата очевидными проблемами.

Хоть игра и дает некоторые инструменты для планировки городов и их украшения, квадратная сетка сильно ограничивает возможности. Тем не менее, кроме полезных зданий, игроку дают немалый набор различных декоративных элементов. При желании и хорошей экономической базе игрок вполне может построить красивенький город. Есть даже специальное модульное здание — дворец. Он не несет никакой практической пользы и нужен лишь чтобы показать ваше богатство и процветание.


При желании можно забить на оптимальность и начать строить для души

Шпионаж и перекупка островов

Версии игры в Steam уже включают в себя DLC «Venice». Оно включает в себя возможность диверсий, городской совет и несколько новых кораблей.

Городской совет — способ победить противника мирным способом. Достигнув уровня купцов, вы сможете покупать места в советах островов. Совет каждого острова имеет 5 мест, причем 3 из них по умолчанию принадлежат владельцу. Покупка каждого нового места стоит денег. Если вы владеете всеми пятью местами, то можете купить вражеский остров за внушительную сумму.

Шпионаж — возможность слегка напакостить вашему противнику. Построив у себя тайную ложу, вы сможете совершать диверсии на островах противника. Последствия могут быть разными. Диверсант может отравить воду и начать вспышку чумы, может уменьшить доход и многое другое. Но будьте осторожны — враги тоже могут послать к вам шпиона. Тогда запуститься мини-квест, в ходе которого вам нужно будет визуально найти шпиона на улицах города и кликнут по нему. Если вы не поймаете его, он скроется и начнет пакостить вам. Впрочем, ваши тайные ложи запускают по улицам патрули, которые могут поймать шпиона.

Steam версия игры

Отдельный вопрос, который является плодом жадности компании Ubisoft — как купить игру. Для этого сделаем небольшую ретроперспективу. До недавнего времени Anno 1404 продавалась в Steam под другим названием — «Dawn of Discovery». Причины этого мне непонятны, но фанаты играли. Но недавно Ubisoft перевыпустила игру, в том числе в Steam под названием «Anno 1404 — history edition». Они исправили пару багов, добавили пару плюшек в управление и попросили за игру 8 долларов в моем регионе.

Понятное дело, такой подход фанатов не обрадовал. На старте были проблемы с локализацией, хотя сейчас их вроде починили. Также игроки разных версий не могут играть между собой в мультиплеер. Все это закономерно вылилось в ряд негативных обзоров.

Но мысль, которую я хочу вам донести — хоть это издание и задело старых игроков, новых оно не касается никак. Вы можете сами убедится в этом, посмотрев обзоры. Ни одного нарекания конкретно на геймплея я в них не видел. Цена тоже нареканий не вызывает

Итоги

Anno 1404 — замечательная смесь градостроителя и экономического симулятора. Вплоть до выхода в 2019 году игры «Anno 1800» она многими считалась лучшей частью серии.

Секрет игры прост — спокойный медитативный геймплей, приятная графическая и музыкальная составляющая и умеренная мозговая активность. Да, эта игра понравится не всем. Многие наверняка найдут её скучной или затянутой. Но если вы любите градостроители и не боитесь попробовать что-то новое, то взглянуть на серию Anno все таки стоит. И начать лучше именно с Anno 1404. В меру сложная, но не перегруженная, системные требования низкие, да и цена по выслуге лет уже небольшая.

Сериалу Anno уже более десяти лет, за это время он стал одним из ведущих (и, пожалуй, самым живописным) в жанре экономических стратегий немецкой школы, а Anno 1404 — венец его развития. Суть с годами не поменялась: игроку нужно основать на понравившемся острове поселение и превратить его в город-сад. При этом недостаточно добывать дерево, камень и абстрактную «еду» — в игре есть множество ресурсов, разбросанных по миру, а для получения лучших товаров нужно выстраивать сложные производственные цепочки.

ПЕРЕВОД: Экономические стратегии с действительно качественным переводом попадаются редко, и Anno 1404, в отличие от предыдущей части сериала, не стала приятным исключением. Основная претензия — засилье именительного падежа («Щелчок ПКМ выбрасывает Рыба за борт»), но есть еще целый ворох мелких недочетов, от сомнительных речевых конструкций («Эйфорический горожанин») и фраз, которые попросту забыли перевести, до обычных орфографических ошибок. С другой стороны, большая часть текста все же написана довольно грамотно, к озвучке серьезных претензий нет. Жаль только, что русскоязычный релиз случился лишь спустя несколько месяцев после мирового.

Идем на Восток

Отчаянная попытка сбросить обратно в море вражеский десант.

Без арабов не обойтись и вам — едва встав на ноги, средний класс тут же начинает требовать экзотических кушаний, в северных широтах принципиально недоступных. Приходится отправляться к Великому визирю и, получив ярлык на княжение, начинать обустраивать арабское селение. Восточные острова — главное и самое заметное новшество в игре. В отличие от северных, европейских островков, оформленных в приглушенных тонах, Восток сияет и слепит солнечной желтизной песчаных пляжей. У арабов все проще и сложнее одновременно — всего два класса поселенцев (вместо четырех в этих ваших Европах), зато им нужно строить специальные оросительные станции, ткущие на песках зеленый ковер плодородных почв. Обычные ковры тут тоже можно производить — вместе с кофе, финиками и брусками глины.

Ровно два клика отделяют вас от любого возможного действия в игре — от обустройства кварцевого рудника до снаряжения военного корабля. Плюс игра не стыдится автоматически показывать зоны действия нужных зданий — выберите «Построить хижину», и ближайшая к ней церковь окрасится приятным зеленым цветом. Все хорошо и с оповещениями — Anno 1404 периодически сообщает человеческим голосом, где остановилось производство, какие квесты вы забыли выполнить, и традиционно предлагает прерваться на чашечку кофе, потому что вы играете уже два часа подряд.

Этот небольшой арабский городок со временем имеет все шансы дорасти до статуса столицы мира.

Крепость ассасинов, в которой томится один из важных сюжетных персонажей. Снова обратите внимание на качество текстур — прорисован каждый камешек, каждая трещинка.

Десять вещей, которые необходимо знать в Anno 1404:

1 — Имперский собор, самое дорогое здание в игре, строящееся целую вечность. Жизненно необходимо для победы.

2 — Церковь. Обеспечивает религиозные потребности народных масс, пока собор не будет закончен.

3 — Склад. Сюда доставляются выдранные из чрева земли ресурсы; кроме того, он расширяет зону, в которой вы можете строить здания.

4 — Рынок. Здесь горожане закупают продукты, это первое строение в любом жилом квартале.

5 — Строительное меню, головы вверху обозначают разные классы построек.

6 — Панель, показывающая количество основных ресурсов. На самом деле их несколько десятков.

7 — Виды растений, которые можно выращивать на данном острове. Готовьтесь к тому, что вам потребуется колонизировать несколько островов для обеспечения всех потребностей.

9 — Ваш доход и численность вашего населения, разбитого на социальные классы. Кроме того, показана также численность кораблей и максимальный военный бюджет.

10 — Стрелочки над домиками свидетельствуют о том, что их жильцы готовы перейти в следующий социальный класс, но мы запретили им социальный апгрейд, чтобы не тратить дефицитных ресурсов.

Здесь будет город заложен

Военные лагеря будущего крестового похода. Пара сюжетных поворотов — и вам придется лицом к лицу столкнуться с этими ребятами.

И такова сила Anno 1404 — несомненно, одной из главных стратегий года. В ней вы выступаете кем-то средним между мэром Лужковым, прорабом строительной бригады и менеджером сельского универсама. Это игра, в которой колдовской отвар ведьмы и стоимость квадратного метра жилья одинаково важны для победы.

Для начала — обязательное пояснение для тех, кто впервые слышит об этой серии. Anno 1xxx — стратегия, посвященная строительству средневекового города (или колонии в Новом Свете). Ее родина — Германия, страна с особым подходом к созданию градостроительных симуляторов (оттуда же, например, происходит серия The Settlers). В любой другой игре именно вы главный и мир старательно вертится вокруг вас. Anno 1404 тоже делает вид, что игрок важнее всего (в частности, по прохождении кампании вас благодарят за спасение королевства), но буквально с первой же обучающей миссии чувствуется подвох. Поповский прихвостень, под руководством которого вы готовите крестовый поход, разве что не кроет вас матом, ругая за медлительность и неуклюжесть («Что, и ЭТО — лучшие солдаты твоего города? Господи! Надеюсь, ты не настолько наивен, чтобы ждать их возвращения из похода?»). Миссии ко второй смутное ощущение перерастает в уверенность — несмотря на то что роскошно оформленные головы компьютерной знати постоянно что-то докладывают, чего-то просят и что-то обещают, главный здесь не вы. Главные — они. Маленькие веселые человечки из маленьких пряничных домиков.

Как и во всякой градостроительной стратегии, в Anno 1404 чудеса, приключения и путешествия на край света невозможны без строительства города. Доступность больших страшных кораблей, орд бронированных рыцарей и плесневелых замков напрямую зависит от количества и качества быта жителей вашего городка (что, в общем-то, логично — где это видано, чтобы грозные линейные корабли строили в диких рыбацких поселках?). Именно вокруг этих маленьких зажравшихся сволочей крутится игровая жизнь, а поиски шпионов или там рытье подкопов под крепость ассасинов присутствуют на правах дополнительных аттракционов.

Восточный торговый городок встречает усталого путешественника фонтанами и рыночными апельсинами.

Едва-едва въехав в ваш поселок, игровые человечки объявляют себя крестьянами и начинают требовать за свои налоги рыбы (стройте рыбацкую хижину), сидра (яблоневый сад) и попа с проповедями (церковь, вестимо). Получив желаемое, электорат превращается в горожан, которым уже подавай одежду (конопляное поле плюс домик прядильщицы), приправ к рыбе (приходится идти на поклон к арабам) и помещение под распивочную. Затем цикл повторяется, горожане отъедаются до патрициев, которые потребляют еще больше, а патриции, в свою очередь, объявляют себя знатью, требующей достать Луну с неба.

Заглотнув наживку из элементарных начальных заданий («Просят избушку лесоруба построить. Что мне, жалко, что ли? А то люди вон без досок мучаются»), вы приходите в себя через пять часов непрерывной игры, выстраивая очередную умопомрачительную производственную цепочку. Головной мозг переходит в режим специалиста по логистике: «Так, знать требует книги, для книг нужна бумаги, для бумажной фабрики требуются древесина и место на реке, река на другом островке, быстренько колонизируем, а еще надо краску индиго, она на юге у арабов, но для плантации индиго требуется поселения второго уровня, а до второго уровня оно не растет без молока, для производства которого потребна козья ферма. »

Как ни удивительно, все это хозяйственное безумие расслабляет и успокаивает. В какой-то момент начинаешь ощущать себя то ли управдомом, то ли продавщицей из сельпо — «Пива нет и не будет, следующий». Ощущение контроля над производством мозаики и поставками мяса соленого говяжьего (сорт высший, жилование — не более 13%) странным образом оказывается слаще власти над римскими легионами и космическими армадами. Что-то подобное, наверное, ощущают нью-йоркские банкиры из Goldman Sachs, в очередной раз вздувая цены на арабскую нефть и молдавский укроп.

Качество текстур потрясающее — на церкви, если приглядеться, видны цветные витражи.

Безумный крестовый поход во всем великолепии — вы осторожно просачиваетесь мимо военных кораблей с белым флагом.

Читайте также: