Американская готика цитаты

Обновлено: 05.07.2024

На картине есть скрытые детали, зная которые полотно становится интереснее. А еще на «Американскую готику» регулярно делают карикатуры и фотожабы.

Но обо всем по порядку.

Художник не ожидал такого резонанса и такой славы после «Американской готики». Он же просто хотел написать обычных деревенских жителей, а получилась одна из самых узнаваемых картин в мире. Как получилось так, что «Американская готика» стала очень популярной и тиражируемой картиной?

В тридцатых годах Грант Вуд путешествовал по Среднему Западу США и заглянул в штат Айова. Здесь ему приглянулись белые аккуратные домики в стиле плотницкой готике, которые напомнили ему о детстве в сельской местности. И конечно же художник захотел нарисовать эти домики и людей, которые живут в этих домиках.

Вуд пишет композицию в стиле фотографий 19 века , будто пара позирует перед своим домом. Но вот только этой сцены никогда не было. Дом и людей художник писал отдельно. Женщину он написал со своей сестры, а для фермера позировал зубной врач из пригорода Айовы. Сестра на картине вышла не много старше, чем была на самом, поэтому она говорила, что на полотне отец с дочерью.

В работе над полотном Вуд уделил много внимания деталям , которые имеют определенное значение. Если присмотреться, то можно заметить, что трезубец вил повторяется четыре раза, на комбинезоне фермера, на окне, которое на крыше и на цветах в горшке, за плечом у женщины. Вуд просто любил повторяющиеся геометрические детали.

А вот цветы не просто так. Бегония и сансевиерия популярные комнатные цветы на Среднем Западе и к тому же символ хорошей хозяйки дома.

Женщине художник рисует на шее брошь с Персефоной – богиней плодородия. Эту брошь Вуд хранил в память о матери.

В память об отце Вуд хранил круглые очки, которые нарисовал на картине. Дантист, который позировал для картины, носил очки более угловатой формы.

Красного ангара, за спиной у фермера , тоже не был, так же, как и людей. Он появился из воспоминаний художника. Такой ангар был нарисован на кухонном шкафу, который смастерил отец художника.

Так что же прославило картину с простыми американцами?

Вуд принес картину на художественный конкурс, но жюри увидели в картине всего лишь смешную «валентинку». Хранитель музея был куда дальновиднее членов жюри, на то он и хранитель, и уговорил выплатить приз победителя в 300 долларов Эдварду Вуду.

Фотографию картины поместили в художественный журнал и разослали по городам Америки. Но не все приняли картину положительно и посчитали, что художник пошутил и нарисовал карикатуру на деревенских тружеников. Жители Айовы вообще разозлились на Гранда. Мол Гранд выставил их недалекими людьми, когда изобразил их с унылыми каменными лицами и вилами в руках. Ну какие могут быть вилы, когда есть последнее слово техники – трактор. Одна женщина была так сильно не довольно, что обещала откусить ухо художнику. Но обошлось. Гранд говорил, что никого обидеть не хотел и даже в планах не было писать сатиру. Он просто ностальгировал по деревне из детства и изобразил сельских трудяг из своих воспоминаний.

Картина стала одной из самых обсуждаемых в прессе и привлекла к себе много внимания. Не смотря на плохие и хорошие отзывы, все сошлись во мнении, что художник нащупал подлинный американский дух. На любом мероприятие, если нужно было показать что-то исконно американское, выставляли изображение «готики» и дух самой Америки тут как тут. Так картина стала народной. Ну а шаржи и фотожабы не заставили себя долго ждать.

На этой странице показываются непроверенные изменения

В этой версии ожидают проверки 2 изменения. Опубликованная версия была проверена 2 апреля 2020.



Американская готика (American gothic, не путать с готами из СШП) — известная картина пиндосского художника XX века Гранта Вуда о нелегкой жизни этих ваших колхозников. По совместительству, известный художественный мем XX—XXI веков, объект более 9000 фотожаб.

Содержание



Давным-давно, в далекой-далекой Айове, художник, прогуливаясь по улице, заметил маленький белый домик, построенный в стиле неоготики. Вуд захотел изобразить этот дом и людей, которые, по его предположению, живут в нем. За модель главной героини художник взял свою сестру Нэн, а за модель ее отца — своего дантиста Байрона Маккиби.

Что же вышло: на картине изображен фермер с его дочерью на фоне дома. Лица их сдержанны и непоколебимы, из-за чего может показаться, что они смотрят на зрителя как на говно, но это не так! На самом деле, такая пуританская сдержанность свидетельствует о жизненном движении двадцатых годов Америки под названием «Новая вещественность».

Тем не менее, несмотря на то, что картина доставила нереальный профит художнику, взяв первое место на выставке Art Institute of Chicago (американский аналог Третьяковки), это же самое признание доставила ему и немалое количество баттхёрта, вызванного тем, что картину, в основном, хвалили за то, как она офигенно высмеивает сельскую жизнь США — притом что она рисовалась на полном серьёзе! Такое нехилое расхождение во мнениях впоследствии привело к расколу уже внутри художественных кругов СШП: в то время как Чикаго начал запиливать себе галерею абстрактного искусства с Сальвадором Дали и шлюхами, Айова пошла по пути анального огораживания, и запилила в родном городке Гранта Вуда музей американского соцреализма — с кучей картин собственно Гранта Вуда и римскими головами.

Несмотря на то, что название картины соответствовало названию архитектурного стиля, сама история работы намного веселее. Дело в том, что битард Грант Вуд был в Европе три раза, но только во Франции, где надрачивал на импрессионизм и Моне. Однако в 1927 году ему упал очень жирный заказ на создание витража в Сидар Рапидс, Айова, который на тот момент должен был стать самым большим витражом в США.

Озадаченный таким приходом, Грант Вуд решил, что если делать — то делать со вкусом (а заодно и заказчиков можно было на оплату тура развести), после чего дунул в Мюнхен, где, как ему рассказали, водились лучшие специалисты по витражам. В это интересное время Вуд увлёкся готикой и прочей готичной живописью, которую начал вносить в своё творчество там, где следовало и где не следовало. В том числе — и в «Американскую готику».

Именно в силу канонiчных выражений лиц главных героев, их близкого расположения на картине и вил в правой руке фермера картина приобрела меметичность. Более 9000 фотожаб по сабжу заполняют интернеты. В качестве главных героев берутся известные и не очень пары, или лулзовые костюмы. Также может поменяться дом на заднем плане.

Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто "грузят", депрессируют, кажутся слишком мрачными, "заумными" или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги, etc.), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру - только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные - боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций - полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость - проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего - в жизни, музыке, арте. Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир.

††† Готические стихи и цитаты †††

††† Готические стихи и цитаты ††† запись закреплена

Безликий демон мой рыдает на плече,
Глаза его посверкивают ртутью.
Он медленно подвел меня к распутью,
Не дав зажечься ни одной свече.

Показать полностью.
Так я шагнула в ночи муть глухую.
А слезы демона мне обожгли лицо,
И ноги, будто налились свинцом,
И дальше я ползу уже вслепую.

А демона свалил тревожный сон,
Мне кажется, что он ужасно болен.
И мерный стук церковных колоколен
Вдруг вызвал у него протяжный стон.

Я просто тень, но в твердой оболочке.
Скитаюсь уже сотни тысяч лет.
А демон мне сказал, что это бред…
Я всё ещё стою в исходной точке.

Анна Калужская

Безликий демон мой рыдает на плече,
Глаза его посверкивают ртутью.
Он медленно подвел меня к распутью,
Не дав зажечься ни одной свече.

Показать полностью.
Так я шагнула в ночи муть глухую.
А слезы демона мне обожгли лицо,
И ноги, будто налились свинцом,
И дальше я ползу уже вслепую.

А демона свалил тревожный сон,
Мне кажется, что он ужасно болен.
И мерный стук церковных колоколен
Вдруг вызвал у него протяжный стон.

Я просто тень, но в твердой оболочке.
Скитаюсь уже сотни тысяч лет.
А демон мне сказал, что это бред…
Я всё ещё стою в исходной точке.

Татьяна Никитина

††† Готические стихи и цитаты †††

††† Готические стихи и цитаты ††† запись закреплена

Он в черном плаще средь домов безымянных
Блуждает, ища тех недугов следы,
Что ужас и смерть сеют в мире печальном,
Показать полностью.
Умы совратив порождают думы.
И в проклятой маске ступает он молча,
держа в руке трость, отгоняющий смерть.
Ступая сквозь мрак в шляпе черной, потертой
Пугающий образ создал он на век.
И жители все уступают дорогу,
Ведь знают они - в этом городе смерть.
И вот он пришел завершить здесь работу,
Предаст он огню этот проклятый свет.

Его чумным, нынче все, доктором кличут.
Считая предвестником смерти и зла,
И в ворона маске, весь в черном обличье
Отчаянья луч он поселит у вас.
И если чума поразила ваш город,
То знайте придет он в сей проклятый час.
Сожжет он тела, и спасет этот город,
Всю тьму из души забирая в тот час,
Он молча уйдет, заберет с собой хаос.
И облик его вам запомните всем,
Он смерть и он ужас он там где проклятье,
Он доктор чумной, он пугающий всех.

††† Готические стихи и цитаты †††

††† Готические стихи и цитаты ††† запись закреплена
В липком тумане, где свет не проходит,
Там, где бьет темный исток,
Юная ведьма медленно бродит,
Ищет заветный цветок.
В месте, где тьма не бросает покров,
Показать полностью.
Где пенится бурный поток,
Юный ангел кружит над простором лугов,
Ищет заветный цветок.
В цветке том сокрыта огромная власть,
С его помощью можно решить:
Суждено миру в темную бездну упасть
Или в мире и радости жить.
Обагривший цветок своей кровью
Навсегда решит людской рок:
Светлый ангел ты с нежной любовью
Или тьмы воплощенный порок.
Встретились над священным цветком,
Чтоб жизни людские обречь
Рыжая ведьма с еловым венком
И пылающий ангела меч.
Короткая схватка. Неравные силы.
Слепая жестокость запала.
Последнее слово: «Я выиграю, милый…»,
И ведьма, сраженная, пала.
По загубленной жизни немного страдая,
Сердце ангела все-таки пело.
Склонившись с улыбкой: «И как, дорогая?»,
Спросил он безмолвное тело.
И вдруг он все понял, со стоном протяжным
Простить он себя никогда бы не смог.
Стоял он над мертвою ведьмой прекрасной,
В руке у которой был алый цветок…

Ульяна Ярулина

Александр Соик

Евгений Стенков

††† Готические стихи и цитаты †††

††† Готические стихи и цитаты ††† запись закреплена

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Показать полностью.
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».

Парный портрет на фоне дома – первая логичная ассоциация. Но у «Американской готики» не было бы шансов стать по-настоящему знаменитой, если бы не несколько примечательных деталей.

1. Кто они?

Мужчина и женщина на картине не являются супругами, это отец и дочь, что, однако, не совсем очевидно, раз у зрителя вообще возникает такой вопрос. Это первый зрительный диссонанс, когда мы пытаемся соотнести персонажей друг с другом, и находим женщину слишком молодой для мужчины.

Моделью для героини служили сестра художника, которая как раз и утверждала дочернее положение своего персонажа. Сам же художник никак этот момент не комментировал.

2. Настроение.

Если это счастливый американский пригород, почему такие суровые лица? И для чего отец так яростно сжимает в руке вилы. В этом агрессивном жесте есть что-то тревожное, как и во всей картине.

В целом, «Американская готика излучает что-то вроде саспенса, который встречается в киноискусстве. Ощущение беспричинной необъяснимой тревоги, иначе его зовут полуденный ужас , подробно описывалось нами в материале: Полуденный ужас: предчувствие кошмара, как угнетающий прием в живописи.

5. Смысл.

Главным же вопросом являлся посыл работы. Проще говоря, о чем Вуд в ней рассказывает и что хочет донести до публики. И тут мнения разделились, одни увидели критику сурового и недалекого провинциального американца , другие - стойкость и непоколебимость этого же американца в борьбе за свои права и свободы.

А какие ассоциации у вас вызывает эта картина? Нравится ли вам современное американское искусство?

4. Сюжет, которого не было.

Гранд Вуд писал «Американскую готику» по этюдам, то есть составлял единое изображение из разных своих набросков. Отдельно им писался дом, который он случайно увидел во время поездки по Айове (он как раз и вдохновил Вуда на написание картины), отдельно художник писал свою сестру и отдельно Байрона Маккиби , зубного врача из города Сидар-Рапидс, ставшего прототипом фермера.

Эта разобщенность элементов остро чувствуется в картине . Цельность будто бы ускользает, зритель вновь и вновь п огружается в неопределенность.

3. Готика.

Название работы отсылает к плотницкой готике, небольшому направлению в архитектуре ХХ века. Для него было характерно возводить в провинции деревянные дома с элементами викторианской неоготики. Ну а неоготика почти то же, что и готика: шпили, витражи, нервюры и стремление к восходящей заостренности.

Читайте также: