Аккумуляторщик виктор vector правильный 100 заряд efb аккумулятора особенность и сложность заряда

Обновлено: 05.07.2024

Доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», на российском рынке значительно выросла за последние годы. Напомним, что эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках. При этом всё бортовое электрооборудование, включая мощную аппаратуру климат-контроля и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает работать, питаясь от «старт-стопного» источника питания (АКБ).

Очевидно, что в машинах, работающих по алгоритму системы «Старт/Стоп», изначально используется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такая АКБ должна не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда. Всем этим требованиям как раз и отвечают автомобильные аккумуляторы, изготовленные по технологиям EFB, а также AGM.

Заряд AGM-аккумуляторов — на контроль!

Отдельная тема — автомобильные AGM-аккумуляторы. Напомним, что электролит у этих батарей не жидкий, а «абсорбированный» — его роль выполняют пропитанные серной кислотой стекловолоконные маты, облегающие пластины. Кстати, отсюда и идет аббревиатура технологии AGM, расшифровывающаяся как Absorbent Glass Mat. Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает надежно удерживать активную массу на решетках. Касаясь применимости AGM-батарей брендов TAB и Topla, отметим, что их выпускают для «премиальных» автомобилей с функцией «старт-стоп».

Для фирменных AGM-батарей TAB или Topla максимальное значение зарядного напряжения не должно превышать 14,2–14,4 Вольт. Для фирменных AGM-батарей TAB или Topla максимальное значение зарядного напряжения не должно превышать 14,2–14,4 Вольт.

По своим свойствам они совмещают в себе достоинства тяговых АКБ, не боящихся глубоких разрядов, и мощных стартерных батарей, выдающих высокие пусковые токи. Если говорить об эксплуатационных показателях AGM-батарей TAB или Topla, то они обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность на 30% выше, чем у традиционных батарей. Что же касается особенностей заряда AGM-аккумуляторов, то эта процедура примерно такая же, как и для других типов стартерных АКБ. Но отличия все же имеются — они касаются контроля уровня максимального зарядного напряжения, превышать который крайне не рекомендуется. Более детально об этом можно узнать из специального видеоролика.

Как можно было видеть, для автомобильных AGM-батарей TAB или Topla максимальное значение напряжения составляет 14,2–14,4 Вольт, которое и нужно выставить на зарядном устройстве. Что касается силы тока, то максимальное рекомендуемое значение зарядного тока должно составлять одну десятую емкости АКБ, указанной на ее этикетке. Если же вы намерены использовать полностью автоматические ЗУ, не имеющие дополнительных внешних настроек, предпочтительными будут те аппараты, у которых предусмотрен специальный режим для заряда AGM-батарей.

После первого дня обслуживания аккумулятора, плотность электролита осталась в красной зоне, даже спустя 2 часа лёгкого "кипячения" на зарядном устройстве с ручным режимом. Напряжения и времени было явно недостаточно, решил в итоге ещё поработать с аккумулятором.

Начал с примерного определения ёмкости помощью цикла разряда до 12 Вольт, разряжал лампочкой 20 Ватт и током в районе 1,7 Ампера. Уже не помню точно сколько часов он разряжался, но мне показалось слишком быстро, на основании этого сделал вывод о снижении ёмкости. После очередной зарядки на автоматическом ЗУ, так долго ждать уже не было желания, стал разряжать лампой 60 Ватт и током почти 5 Ампер. Второй раз разряжал до напряжения 11,8 Вольт, до 10,5 побоялся — нашёл отзывы что при этом иногда аккумуляторы умирают, на себе экспериментировать пока не стал. В итоге по моим прикидкам ёмкость тоже оказалась существенно ниже заявленной.

Выполнив в общей сложности 3 цикла разряда, решил на этом остановится и занялся увеличением плотности электролита. Автоматическая зарядка смогла довести плотность примерно только до 1.215 — белая зона начинается с 1,225. Сутки стояния в подзаряде на 13,8 Вольт плотность отличимо не увеличили. Поставил аккумулятор на ток в 2 Ампера в ручном режиме. В итоге дозаряд растянулся на ещё два дня: 3 часа (вечер 2А)+18 часов (ночь+день 0,5А)+6 часов (вечер 2 А)=27 часов, в течении последних 6-ти часов постепенно поднимал напряжение и довёл до 16,2 Вольт. Аккумулятор всё это время кипел — электролит стал мутный с тёмной взвесью, похоже из-за отрывания пузырьками активной массы или поднятия её с дна в процессе перемешивания.

В итоге плотность поднялась до белой зоны и даже приблизилась к зелёной, кроме первой банки у минусовой клеммы — она оказалась отстающей. На этом решил завершить обслуживание, выравнивание оставлю на следующий раз. Для нейтрализации электролита корпус аккумулятора протёр раствором пищевой соды. Крышки заклеил обычным скотчем, в следующий раз нет желания убирать песок и грязь в районе пробок. Спустя 6 часов после зарядки напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) составило 13,36 Вольта.

Дополнение: Фотографии не делал, но проверил уровень электролита во всех банках после "кипячения аккумулятора" в течении указанного времени. Различить уменьшения уровня на глаз по мерной трубке не удалось.

Дополнение 2: Совсем забыл упомянуть про информацию, которая мне помогла разобраться с зарядом кальциевого аккумулятора. Очень понравился ролик автора Аккумуляторщик Виктор VECTOR под названием "14,8v или 16,3v ? Какое напряжение нужно для заряда кальциевых аккумуляторов."

Ещё у автора очень наглядное видео "Правильный 100% заряд EFB аккумулятора (особенность и сложность заряда)", где он одновременно заряжает и разряжает два кальциевых аккумулятора, обычный и EFB, показывая что с ними при этом происходит.

Так же заслуживают особого внимания каналы авторов Руслан К и Аккумуляторщик, там тоже можно найти много интересной информации на тему АКБ.


Обнаружил, что аккумулятор сильно просел по напряжению. На клеммах утром 12-12.1 V. Предположительно, причина такого проседания напряжения возникла вскоре после установки нагревателя аккумулятора.

Поехал в сеть магазинов "Планета авто", там мне продали зарядное устройство (ЗУ). Ставлю на зарядку аккумулятор, минуту заряжает и все "аккумулятор заряжен". Нахожу на официальном сайте Аком информацию, что ЗУ должно подавать напряжение до 16.2 вольт для зарядки кальциевого аккумулятора.


Смотрю, мое чудо устройство выдает только 14.8 вольт максимум.

Еду назад в "Планету авто" (где купил), говорю так и так, показываю им сайт производителя аккумулятора с информацией о требовании к ЗУ. А они мне отвечают, что написать можно, что угодно, а у нас 100 летний опыт в работе с аккумуляторами. При 16 вольт аккумулятор вскипит и хана ему. В общем непробиваемые ребята. В итоге взяли говнометр (устройство для проверки/тестирования аккумулятора). Попросили снять клеммы с аккумулятора и прибор показал, что аккумулятор у меня огонь. Заряженный и в хорошем состоянии. Типо поэтому и не надо его заряжать с помощью ЗУ и так все хорошо.
Типо я сам дурак, что купил ЗУ.

Ладно едем дальше. Звоню в техподдержку компании производился аккумулятора Аком. Спрашиваю, как же так — для заряда вашего аккумулятора требуется 16 вольт, когда как генератор машины выдает максимум 14-14,5 вольт? Ответили следующим образом. Можно аккумулятор заряжать и меньшим напряжением (например как мое ЗУ, 14.8 вольта), просто дольше будет идти зарядка.

В итоге нашел информацию в интернете. Что генератор заряжает аккумулятор только до 80-90 процентов, больше не может. И что б зарядить до 100 нужно как раз ЗУ с возможностью выдавать напряжение до 16.2 вольт.


По его показаниям. Плотность моего электролита около 1180 кг/м3 (с учетом коэффициент +5 градусов температура воздуха).

Итого однозначный вывод:
1) в планете авто непробиваемые консультанты с говнометром.
2) В самом Акоме техподдержка не особо в теме, ИМХО.

В следующей части, буду пробовать подымать аккумулятор из могилы и подробнее расскажу о зарядном устройстве и о его доработке.

Система Start-Stop предъявляет высокие требования не только к стартеру, а и к аккумуляторной батарее. Механизм действия алгоритма можно приравнять к обычным поездкам на короткие расстояния. Обычной АКБ такие нагрузки не под силу. Внедрение концепции стало возможным благодаря появлению в линейке авторитетных производителей источников питания типа AGM и EFB. Первые стоят дорого и капризны к условиям зарядки, а что со вторыми источниками питания?

Специфика заряда EFB-батарей

Сегодня ведущим производителем «старт-стопных» батарей является известная словенская компания TAB, которая поставляет в Россию аккумуляторы брендов TAB и Topla с обозначениями EFB Stop&Go и AGM Stop&Go. При этом, отмечают представители фирмы, каждый из этих типов «старт-стопных» АКБ имеет свою специфику заряда, о чем следует знать владельцам машин, на которых установлены такие батареи. Это связано с их конструктивными особенностями, на которых стоит остановиться подробнее.

Для словенских EFB-батарей максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В. Для словенских EFB-батарей максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В.

Так, EFB-батареи TAB и Topla отличаются от обычных кислотных АКБ объемом электролита и более массивными пластинами отрицательных электродов. Их конверты-сепараторы отличаются от стандартных «собратьев» улучшенной микропористой структурой. Все это позволило обеспечить устойчивость к глубоким разрядам, после которых EFB-батареи могут с помощью бортового контроллера быстро восстанавливать емкость практически до 100%. Кроме того, у таких АКБ более чем на треть улучшены показатели пускового тока, а количество циклов заряда-разряда увеличено почти вдвое.

Напряжение полностью заряженной старт-стопной батареи не должно быть ниже 12,7–12,8 В. Напряжение полностью заряженной старт-стопной батареи не должно быть ниже 12,7–12,8 В.

Для заряда EFB-батарей в бытовых условиях можно применять те же самые устройства (ЗУ), что и для обычных свинцово-кислотных АКБ, например, популярные на нашем рынке цифровые отечественные аппараты «Кулон-715d» и «Вымпел-27», импортные Smart Power SP8N, Аirline, New Chance или их аналоги. При использовании автоматических приборов с настройками зарядного тока и напряжения на них обязательно надо выставить требуемые значения этих параметров. Это необходимо для достижения оптимального алгоритма заряда. Для EFB-батарей Topla и TAB максимум зарядного напряжения составляет 14,8 В, рекомендуемое значение зарядного тока — одну десятую емкости АКБ, указанной на ее этикетке. Подробности — в ролике ниже.

Батареи по технологии EFB: плюсы и минусы, бренды и модели

как заряжать аккумулятор efb для авто


Прежде чем ознакомится с тем, как заряжать аккумулятор EFB для авто, стоит изучить конструктивные особенности этого типа изделий. Несмотря на модное трехбуквенное наименование, электролит здесь жидкий. В отличие от обычного АКБ электроды плотно окутаны пленкой из полиэстера. Микроволоконные «конверты» сохраняют влажность активного вещества пластин, не позволяя ему осыпаться.

Характерные черты

Модели конкурентоспособны, и особо положительные моменты на это прямо указывают:

  • Устойчивость к глубоким разрядам. Обычные аккумуляторы теряют до 5% емкости при существенной потере заряда. ЕФБ столь критические изменения в экстренном режиме не настигают.
  • Уверенная работа в широком диапазоне температур: [-50…+60]°C.
  • Повышенные на 30-50% пусковые токи.
  • Увеличенный ресурс и число циклов заряд-разряд.

Некоторые производители заявляют о двухкратном приумножении времени эксплуатации перспективных источников питания по сравнению с, например, кальциевыми батареями. Практических подтверждений пока еще нет. Стоя у истоков выбора, какой аккумулятор лучше купить , пользователю полезно знать, что переплачивать за современные технологии придется 50-100%.

как правильно заряжать аккумулятор efb

Модельный ряд

Первой линейка Enhanced Flooded Battery появилась у немецкого производителя Varta. Сейчас для легковых автомобилей компания предоставляет единственную серию Blue Dynamic EFB. Первым конкурентом стал Bosch в лице модели S5, которая выпускается и по сей день.

Со временем перспективную технологию внедрили в производство многие зарубежные и отечественные концерны:

Вердикт

Методику, описывающую, как заряжать EFB аккумулятор для любого авто, желательно осуществлять с применением автоматических зарядных устройств. С помощью них можно восстановить 100% емкость батареи. Подходят как двух-, так и трехступенчатые модели. Обычные простые зарядники, работающие по методу постоянного напряжения, использовать допускается. Однако эффективность процедуры восстановления емкости при этом невелика.

Параметры зарядки зависят от цикла. При выборе ЗУ желательно ориентироваться на модели, поддерживающие напряжение в диапазоне (7-14,4)В и ток – 10…15% от цифры в А*ч, указанной на этикетке батареи.

Методика зарядки или как правильно заряжать аккумулятор EFB для авто в домашних условиях

Разницы в технологии обслуживания между обычной батареей и усовершенствованной моделью с жидким электролитом нет. Нормы подзарядки, разработанные для кальциевых источников тока, актуальны и для ЕФБ.

Зарядные устройства

Для проведения работ по методике, как зарядить аккумулятор типа EFB для авто, сгодится любая зарядка – это изделие не так критично относится к режимам, как АГМ ввиду возможности добавления дистиллированной воды. Специалисты советуют смотреть на следующие модели ЗУ:

  • Автоматическая двухступенчатая зарядка.
  • Автоматизированное трехдиапазонное зарядное устройство.

Рабочие параметры ЗУ выбираются исходя из характеристик обслуживаемой АКБ:

  • Максимальное напряжение: 14,4В.
  • Ток – 10% от емкости батареи.

как заряжать EFB аккумулятор для любого авто,

Выбирать режим со «снежинкой», означающий наличие у устройства температурной компенсации, не стоит. Эта функция может только навредить EFB АКБ, подавая большее напряжение и ток. Данный режим предназначен для AGM изделий.

Технология зарядки

Демонтировав клеммы, переносим батарею из подкапотного пространства в теплое помещение с принудительной вентиляцией (+20°C). В холодном гараже заряжать изделие нежелательно – замедляется ход реакций, и время процесса значительно увеличивается, кроме того, нет гарантии восстановления емкости до 100% значения. Далее схема действий стандартна:

  • Очистить поверхность аккумулятора от загрязнений.
  • Дать время отогреться АКБ до комнатной температуры.
  • Подсоединить клеммы зарядки.
  • Настроить выходные параметры ЗУ, если регулировка предусмотрена конструкцией.
  • Включить зарядник в сеть.

Ток и напряжение зарядки EFB аккумулятора

Зарядное устройство, работающее в двухступенчатом режиме, функционирует по такой схеме:

  1. Первая стадия – зарядка постоянным током (0,1*С, где С – емкость аккумулятора в А*ч) с изменяемым напряжением (основной набор емкости).
  2. Вторая стадия – дозаряд (I = 1% от емкости) и поддержание заряженной батареи в режиме постоянного напряжения (буферная нагрузка, U = 14,4В).

Режим работы трехдиапазонного ЗУ, рекомендуемого для выполнения методики, как заряжать AGM аккумулятор , носит аналогичный характер. Но для восстановления источников питания ЕФБ он несколько иной:

  • Зарядка постоянным током (10…15)% от цифры с размерностью А*ч) с растущим напряжением.
  • Подзарядка постоянным напряжением (14,4В) с уменьшающимся током.
  • Буферный режим (пониженное постоянное напряжение и ток) : I = 1% от емкости; U = 13,4В).

К сведению. Преимущество трехступенчатого режима в недопустимости явления перезаряда как такового.

Читайте также: