2 связаны ли темпераментальные особенности человека с его мотивацией

Обновлено: 05.07.2024

Теперь обратимся к такому важному аспекту проб­лемы, как взаимосвязь темперамента и поведения. Учи­тывая свойства темперамента конкретного человека, мож­но с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, опре­деляя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание пооб­щаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чув­ствует себя в компании незнакомых людей, как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только воз­буждает. Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода позна­комиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, поэтому любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных ме­таморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. Его скептическая натура обычно требует большого количества доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. У холериков и сангвиников, напротив, любовь дебютирует чаще с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.

Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко служит источником постоянного раздражения. Например, темперамент ребен­ка отличен от темперамента матери. Допустим, мать — сангвинического темперамента, быстрая, подвижная, экс­прессивная, а дочь — флегматик. Весьма вероятно, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости своего ребенка, бесполезно нервируя его и не отдавая себе отчета в том, что дочь унаследовала темперамент отца, у которого эти же качества она воспринимает в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Взаимосвязь способа реагирования с темпераментом ярко и образно иллюстрирует А. Ф. Кони в работе «Память и внимание»: «Для характеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила

внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно.

Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина — раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Меланхолик скажет: «При мне вагон раздавил не­счастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осироте­лой семьи с болью возникает в душе».

Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небреж­но в исполнении своих обязанностей: можно ли по­ручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот резуль­тат. Судить надо за эти упущения и строго судить».

А флегматик скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я прив­стал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее» [138, с. 89].

Вот еще пример из книги Круга «Торопись не спеша». Четыре усталых странника добрались к полуночи до го­родских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет»— приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, выши­бем ворота, и все дела!»,— горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка»,— успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними боль­шая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем»,— взял в свои руки инициативу четвертый [141].




Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые за­висят от воспитания, от социальной среды и от способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Напри­мер, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мастера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Но пределы возможного развития скорости реакции опреде­лены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претен­дентов с наиболее подходящими для данной специаль­ности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами тем­перамента. Например, известно, что слабо развитое чув­ство времени или малая скорость двигательной реакции лишь в некоторых пределах могут быть развиты путем индивидуальной тренировки. С целью повышения эффек­тивности профессионального отбора разработаны спе­циальные тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигатель­ной реакции.

Если выбирают на руководящую должность специа­листа среди трех лиц с различными темпераментами (холерическим, флегматическим и сангвиническим), когда другие их качества равноценны, то следует принять во внимание, что холерик импульсивен, резок в общении, повышенно возбудим, для руководителя это не оптималь­ный способ воздействия. Флегматик — упорный, ровный с людьми, но медленно переключающийся, малоподвиж­ный, его лучше использовать в самостоятельной, незави­симой от общения работе — исследовательской, конструк­торской. Из этого рассуждения следует, что на роль руководителя подходит больше сангвиник.

Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т. е. определение для каждого человека такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным осо­бенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, получившие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испы­тывают большое удовлетворение от своего труда, что

самым благоприятным образом сказывается на их произ­водительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнитель­ный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представ­ление, что люди инертные (флегматики) не имеют преиму­ществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуаль­ное соблюдение однажды принятого порядка, а несвое­временность своих реакций они восполняют более тща­тельным планированием действий и педантичным контро­лем. Они предпочитают упражнения и операции, вклю­чающие статические позы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нерв­ной системой — меланхолики,— сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с боль­шей надеждой на успех. Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью — сангвиники,— не только стремятся к решению задач, пре­вышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики харак­теризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притяза­ния реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще характеризуются нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

Поскольку частая мобилизация истощает организм, человек неосознанно стремится к таким ситуациям, которые не требуют от него предельных усилий. Для низкореактивных людей (флегматиков и меланхоликов) характерно предпочтение ситуаций, богатых стимулами требующих от них меньших физиологических затрат т. е. более комфортных и по психологическим и по физиологическим критериям. Для высокореактивных людей (сангвиников и холериков) оптимальная стратегия связана со снижением возбуждения за счет избегания чрезмерной стимуляции. Такая предпочтительность проявляется в выборе соответствующей формы деятельности — профессиональной, спортивной и т. д. Например, среди альпинистов и планеристов, чьи спортивные действия связаны с большим риском, численно преобладают хо­лерики и сангвиники. Вместе с тем в группе людей, выбравших профессию с высокой эмоциональной нагруз­кой (адвокаты), наблюдается значительное преобладание низкореактивного темперамента, тогда как в группе лиц, деятельность которых не связана с каким-либо со­циальным риском (библиотекари), численно доминируют люди высокореактивные [254].

Экспериментально показано, что сангвиники и холе­рики проявляют меньшую сопротивляемость и понижен­ную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Регламентация при­водит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпо­читают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов или типа работы, создавая оптимальные условия для функционирования их нерв­ной системы, предохраняя ее от перегрузки, позволяет этим людям работать эффективно длительное время без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флег­матики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно форму­лировать для людей с разным темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, де­тальные, для других — обобщенные и содержащие мини­мальное число вспомогательных указаний.

Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть требовательно и спра­ведливо осужден. По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучше­ния результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, ин­тересные задачи, которые требовали бы от него сосре­доточенности и напряжения, необходимо постоянно вклю­чать его в активную деятельность и систематически по­ощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систе­матического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недо­пустимы не только резкость, грубость, но и просто по­вышенный тон, ирония. О проступке, совершенном мелан­холиком, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за прояв­ленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Для некоторых личностей ситуация экзамена может оказаться стрессо­вой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение. Излишняя поспеш­ность сангвиника или неоправданная порывистость хо­лерика в этой ситуации могут приводить их к недо­статочно обдуманным ответам. Здесь желательно много­кратно уточнять, что именно они хотели сказать. Мелан­холик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким спо­собом человек реализует свои действия, и не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияя на скорость вспоминания и прочность запоминания, беглость мысли­тельных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Е. В.

Влияние гендера и мотивации достижения на соотношения когнитивных стилей и психодинамических свойств личности Особенности проявления темперамента и его связи со слуховыми вызванными потенциалами Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов Некоторые особенности структуры индивидуальности при шизофрении Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айдаева М. Н.

Изучение особенностей темперамента у студентов разных специальностей вуза Личностные особенности курсантов полиции в связи с различиями по темпераменту Взаимосвязь доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности младшего школьника i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижений»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2006. N 3

© 2006 г. Е.В. Воробьева

ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ

Современными психофизиологами предлагается новый подход для оценки соотношения факторов генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий по мотивации путем сопоставления такого социально обусловленного свойства личности, как мотивация с другой психологической структурой, высокая биологическая детерминация которой уже установлена (темпераментом) [1]. Реализация данной методики в лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии наук в конкретном эмпирическом исследовании показала, что более высокому уровню мотивации на психофизиологическом уровне соответствует более выраженная активация левого полушария [1].

Мотивация достижений - психологическая категория, обозначающая стремление человека добиться значимых (весомых) результатов в определенной деятельности (чаще всего результаты связывают с учебной или профессиональной деятельностью) [2]. Рассмотрим две разновидности мотивации достижений (по Д. Макклелланду): имплицитную (довербальную, тестируемую с использованием проективных тестов типа ТАТ) и самоприписываемую мотивацию достижений (вербальную, тестируемую опросниками) [2].

Цель данного исследования - определение вклада генетической и средовых составляющих в феноти-пическую вариативность по темпераменту, а также генетических корреляций темпераментом и мотивацией достижений.

Выборка. Группа включала 16 пар однополых дизи-готных близнецов от 10 до 19 лет, 27 пар монозиготных близнецов от 8 до 27 лет, а также их родителей (53 чел.).

Методика. Для оценки зиготности близнецов применялся метод анализа полисимптомного сходства [3]. Диагностика самоприписываемой мотивации достижений осуществлялась с помощью «Опросника мотивации достижений», разработанного А. Мехрабианом [4]. Проективный тест Х. Хекхаузена использовался для изучения имплицитной мотивации достижений [5]. Для оценки выраженности особенностей темперамента у испытуемых применялся «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) В.М. Русалова [6] и тест EPI Г. Айзенка [4].

Результаты исследования. Корреляционный анализ данных по тестам ОСТ Русалова и Айзенка показал, что значимые прямые корреляционные связи (* - p < 0,05, ** - p < 0,001) существуют между такими показателями, как экстраверсия и социальная эргичность (0,3*), экстраверсия и пластичность (0,32*), экстраверсия и социальная пластичность (0,33*), экстраверсия - темп (0,37**) и экстраверсия - социальный темп (0,33*); а также ней-ротизм - эмоциональность (0,57**), нейротизм - социальная эмоциональность (0,63**). Обратные значимые корреляционные зависимости установлены для нейротизма и пластичности (-0,23*), нейротизма и социальной желательности (-0,36**). Также были полу-

чены значимые коэффициенты корреляции для мотивации достижений (Мехрабиан) и нейротизма (Айзенк) (0,22*), а также прямые корреляции для мотивации достижений и характеристик темперамента по тесту ОСТ: эр-гичности (0,5**), социальной эргичности (0,26*), пластичности (0,51**), темпу (0,41**), социальному темпу (0,31*), обратные корреляции с эмоциональностью (-0,22*) и социальной эмоциональностью (-0,35**) (Табл. 1). По проективной методике для диагностики мотивации достижений Хекхаузена значимые корреляции с ОСТ и тестом Айзенка не выявлены. Корреляция теста Мехрабиана со шкалой мотивации избегания неудачи в проективном тесте Хекхаузена составила (0,27*), а со шкалой мотивации стремления к успеху (-0,11).

Вклад генетической (И2), общесемейной (с2) и индивидуально-средовой (е2) составляющих в фенотипическую дисперсию по темпераменту

Анализ позволяет сделать вывод, что доля генетической составляющей в фенотипической вариативности по экстраверсии, диагностированной с применением теста Айзенка, составляет 0,32, по нейротизму -0,45. По тесту ОСТ Русалова, доля генетической составляющей в фенотипической вариативности наиболее высока для эргичности (0,72) и социальной желательности (0,67), а также социального темпа (0,43) и социальной эмоциональности (0,39). Далее для оценки структуры генетических связей, характерных для черт темперамента и мотивации достижений, была произведена оценка генетических корреляций (табл. 2).

Шкалы Общие данные Девочки

h2 С2 e2 h2 С2 e2

Экстраверсия-интроверсия (0,32) 0 (0,68) (0,22) 0 (0,28)

Нейротизм (0,45) 0 (0,55) (0,26) 0 (0,74)

Шкала лжи 0 0,62 0,38 0 0,62 0,38

Эргичность 0,72 0,0007 0,28 (0,86) 0 (0,14)

Соц. эргичность 0 0,35 0,65 0 0,2 0,8

Пластичность 0,26 0,26 0,48 0,27 0,28 0,45

Соц. пластичность 0 0,35 0,65 0 0,32 0,68

Темп 0,04 0,36 0,6 0,3 0,06 0,64

Соц. темп 0,43 0,32 0,25 0,32 0,41 0,27

Эмоциональность 0 0,04 0,96 - _ _

Соц. эмоциональность (0,39) 0 (0,61) 0 0,01 0,99

Соц. желательность (0,67) 0 (0,33) (0,5) 0 (0,5)

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2006. № 3

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Генетические корреляции между показателями темперамента, по В.М. Русалову (ОСТ), и самоприписываемой (Мехрабиан) и имплицитной (Хекхаузен) мотиваций достижений

Показатели ОСТ Самоприписываемая Имплицитная

Эргичность 0,6 -0,03 -0,22

Социальная эргичность 0,36 0,08 -0,29

Пластичность 0,78 0,02 -0,09

Социальная пластичность -0,19 -0,37 -0,06

Социальный темп 0,01 0,35 0,19

Эмоциональность -0,08 0,46 -0,77

Социальная эмоциональность -0,86 0,31 0,47

Социальная желательность -0,03 0 0,49

Обнаружены высокие значения генетических корреляций между эргичностью, пластичностью и темпом, с одной стороны, и самоприписываемой мотивацией достижений - с другой. Значения генетических корреляций между социальными эргичностью, пластичностью и темпом и самоприписываемой мотивацией достижений значительно ниже. Для социальной эмоциональности получены невысокая отрицательная генетическая корреляция с самоприписываемой мотивацией достижений.

Выводы. По результатам проведенного психогенетического исследования можно сделать вывод, что установлена значительная наследуемость экстраверсии и нейро-тизма, что согласуется с данными других близнецовых исследований [3]. В ряде работ, как и в нашей, отмечалось, что для фенотипической вариативности по экстра-версии-интроверсии и нейротизму ведущую роль играют факторы наследственности и индивидуальной среды. Анализ половых различий в наследуемости нейротизма позволяет выдвинуть предположение о большей наследуемости нейротизма у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Для ОСТ В.М. Русалова наибольшая наследуемость установлена для эргичности, также выявлена наследственная обусловленность фено-типической вариативности по пластичности, социальному темпу, социальной эмоциональности и даже социальной желательности. Выраженность мотивации достижений находится в прямой зависимости с уровнем эргичности, социальной эргичности, пластичности, темпа, социального темпа и в обратной зависимости с эмоциональностью и социальной эмоциональностью.

Как базовая черта темперамента, согласно полученным в нашей работе данным, может рассматриваться эр-гичность, которая имеет наибольшую степень наследуемости. Экстраверсия-интроверсия и нейротизм, как и шкалы теста ОСТ, имеют большую степень социальной обусловленности (средовой). Мотивация достижений коррелирует как с эргичностью, так и с другими шкалами

Ростовский государственный университет

теста ОСТ, т.е. можно сказать, что выраженность мотивации достижений находится во взаимосвязи как со структурами, имеющими большую наследственную обусловленность (биологически детерминированными), так и со структурами, обусловленными в основном воздействием индивидуальной среды.

Для имплицитной мотивации достижений значения генетических корреляций с показателями темперамента, по тесту ОСТ, ниже, чем для самоприписываемой. Наиболее тесные генетические связи обнаружены между имплицитной мотивацией стремления к успеху и эмоциональностью, социальной эмоциональностью, социальным темпом, а обратные (отрицательные) связи - между имплицитной мотивацией стремления к успеху и социальной пластичностью и темпом. Для имплицитной мотивации избегания неудачи наиболее высокие генетические связи обнаружены с социальной эмоциональностью и темпом, а обратные (отрицательные) - с эмоциональностью и социальной эргичностью.

1. Русалов В.М., Русалова М.Н., Стрельникова Е.В. Психофизиологические предпосылки предпочтения высокой вероятности достижения цели или ее субъективной ценности // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5. С. 69-86.

2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

3. ЕгороваМ.С., и др. Генотип. Среда. Развитие. М., 2004.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.

В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента . Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены типы темперамента старшеклассников. Выявлены ведущие типы мотивации при выборе профессии и установлено, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Е. В.

Влияние гендера и мотивации достижения на соотношения когнитивных стилей и психодинамических свойств личности Особенности проявления темперамента и его связи со слуховыми вызванными потенциалами Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов Некоторые особенности структуры индивидуальности при шизофрении Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айдаева М. Н.

Изучение особенностей темперамента у студентов разных специальностей вуза Личностные особенности курсантов полиции в связи с различиями по темпераменту Взаимосвязь доминирующего цвета и типа темперамента в изобразительной деятельности младшего школьника i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии»

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА МОТИВАЦИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены типы темперамента старшеклассников. Выявлены ведущие типы мотивации при выборе профессии и установлено, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности.

Ключевые слова темперамент, типы темперамента, мотивация, профессиональная мотивация, виды профессиональной мотивации.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений, что показывает социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом.

В каждом учении живёт свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс [1, с. 37].

Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей, испытывает удовлетворение от своей работы, имеет успех в своей деятельности. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения [2, с. 101].

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение [3, с. 74].

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Объектом нашего исследования является профессиональная мотивация старшеклассников.

Предмет - влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии.

Целью исследования является исследование степени влияния темперамента на мотивацию выбора профессиональной деятельности старшеклассников.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, тип темперамента личности влияет на его профессиональную мотивацию.

- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

- Определение типов темперамента старшеклассников.

- Выявить ведущий тип мотивации при выборе профессии.

- Выявить наличие и установить характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента.

Методы исследования - тестирование.

Методический инструментарий. В работе использовались:

- Тест-опросник Г. Айзенка;

- Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова.

Характеристика выборочной совокупности. В исследовании приняли

участие старшие школьники 11 «А» и «В» классов в количестве 23 человека, в возрасте 16-17 лет.

База исследования - МОУ СОШ № 27, город Нальчик.

Организация и программа исследования были нами определены в связи с его целью. Мы хотели определить степень влияния типа темперамента на мотивацию выбора профессии. В этой связи нами применялись методики, направленные на определение типа темперамента испытуемых и выявление мотивов выбора профессиональной деятельности.

Вначале мы определили преобладающие типы темперамента у детей старшего школьного возраста. У большинства школьников 11 «А» класса преобладает тип темперамента - сангвиник. Они могут долго работать, практически не утомляясь при этом. Все новое они воспринимают с радостью, высокой энергичностью и работоспособностью. Проанализируем результаты 11 «В» класса. Большинство учеников являются холериками. Они отличаются высоким уровнем психической активности, быстрым темпом движений, порывистостью. Они вспыльчивы, нетерпеливы. Склонны к резким сменам настроений. Плохо контролируют свои эмоции.

В целом можно сказать, что среди старшеклассников преобладают сангвиники и холерики. Общительные, веселые, уверенные в себе старшеклассники.

На II этапе мы выявили ведущие мотивы профессионального выбора старшеклассников. Сравнивая средние значения видов мотивации выбора профессии у старшеклассников, видим, что в 11 «А» классе преобладают

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутренние индивидуально значимые мотивы. Это свидетельствует о том, что старшеклассники, с данными мотивационными комплексами, предпочитают профессиональную деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград.

Средние значения видов мотивации выбора профессии учащихся 11 «А» и 11 «В» классов

Класс ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ

11 «А» 16,8 15,3 15,7 11,7

11 «В» 15,7 14,9 17,3 13,5

Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников 11 «В» класса, мы видим, что в выборе профессии преобладает внешняя положительная мотивация. Учащиеся с внешней положительной мотивацией, как правило, не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении профессиональных задач. Поэтому они выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для получения зарплаты.

Анализируя результаты всех испытуемых, можно сказать, что преобладающим мотивацией в выборе профессиональной деятельности является внешняя положительная мотивация. На втором месте стоит мотивация внутренняя индивидуальная.

Средние значения видов профессиональной мотивации у детей старшего школьного возраста

Мотивы выбора профессии Классы испытуемых ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ

11 «А» и «В» 16,2 15,1 16,6 12,7

На III этапе для установления связи между типом темперамента и мотивом выбора профессии воспользовались критерием тенденции L Пейджа (42). Выбор этого математического метода нами был обусловлен тем, что именно он применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Вычислив средние значения по каждому типу мотивации, мы видим, что холерики выбирают профессию, основываясь на внешних положительных мотивах (см. табл. 3).

Холерику, или экстраверту, для движения вперед, для достижения своей цели необходимо одобрение окружающих, которое может быть выражено как в похвалах, так и в виде наград, дипломов и т.д. У сангвиников наивысшие показатели у внутренней индивидуальной мотивации и внешней положительной. В отличие от холериков, склонных только к руководству и полу-

чению наград в работе, сангвиники еще нуждаются и во внутреннем удовлетворении от нее.

Средние значения мотивов выбора профессии у каждого типа темперамента старшеклассников

ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ

Х 12,71 15,14 17,43 12,43

С 17 14,43 17,86 10,71

М 18,8 16,6 13,8 15,4

Ф 17,75 14,25 16,25 13

Меланхолики, или интроверты, выбирают будущую профессиональную деятельность, основываясь на внутренних индивидуальных мотивах. Для них характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Анализируя результаты, мы видим, что у флегматиков ярко выраженных мотивов нет. Но в сравнении больше выражены мотивы внутренние индивидуальные.

Мы выявили, что сангвиники и флегматики выбирают профессию, основываясь на внешних положительных и внутренних индивидуальных мотивах. Меланхолики в выборе профессии мотивируют внутренними индивидуально значимыми свойствами. Также можно отметить, что внешние отрицательные мотивы тоже играют большую роль в профессиональном самоопределении меланхоликов.

Для холериков определяющим профессиональным мотивом является внешний положительный. Анализируя результаты, также можно заметить, что и внутренний социально -значимый мотив является немало важным.

Следуя полученным результатам можно сказать, что для меланхоликов и флегматиков имеет значение деятельность сама по себе. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи.

В основе мотивации профессиональной деятельности у учащихся с «безудержным» типом нервной системы (холериков) лежит стремление к удовлетворению потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа. Испытуемые очень работоспособны и продуктивны в работе, нацелены на успех.

Для достижения успеха необходим высокий уровень и внутренней мотивации, в силу восприятия своей профессии как искусства, и внешней положительной мотивации, в силу достаточно высокой оплаты их труда. И эти два вида мотивации имеют школьники-флегматики и сангвиники. Вознаграждение приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует.

Меланхолики в выборе профессиональной деятельности выбирают внешнюю отрицательную мотивацию. Неспешные, невозмутимые, легко ранимые, склонные к постоянному переживанию различных событий учащиеся относятся к профессиональному выбору, ориентируясь на социальный характер. Считают, что они «должны» (т.е. принятие каких-либо профессиональных обязательств перед другими и самим собой). Для них значимыми мотивами являются советы пожелания окружающих (о которых мы уже говорили), социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. На них можно воздействовать путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Флегматики в мотивации выбора профессии отдают предпочтение как внутренним индивидуальным мотивам, так и внешним положительным.

По наивысшим показателям можно сказать, что холерики и сангвиники профессиональный выбор мотивируют внешними положительными благами, а меланхолики и флегматики - внутренними индивидуальными мотивами, получая удовольствие от самой работы, от решения каких-либо профессиональных задач.

Таким образом, мы видим, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности. Отсюда следует, что в нашей исследовательской работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

1. Аверин В.А. Психология личности. - СПб: Издательство Михайлова, 2001.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003.

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

В данной статье рассматриваются факторы становления самооценки младших школьников. Изучены и проанализированы особенности отношения учителей к младшим школьникам, уровень их академической успеваемости, отношения родителей к детям. Была проведена диагно-

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Текст научной работы на тему «Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижений»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2006. N 3

© 2006 г. Е.В. Воробьева

ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ

Современными психофизиологами предлагается новый подход для оценки соотношения факторов генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий по мотивации путем сопоставления такого социально обусловленного свойства личности, как мотивация с другой психологической структурой, высокая биологическая детерминация которой уже установлена (темпераментом) [1]. Реализация данной методики в лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии наук в конкретном эмпирическом исследовании показала, что более высокому уровню мотивации на психофизиологическом уровне соответствует более выраженная активация левого полушария [1].

Мотивация достижений - психологическая категория, обозначающая стремление человека добиться значимых (весомых) результатов в определенной деятельности (чаще всего результаты связывают с учебной или профессиональной деятельностью) [2]. Рассмотрим две разновидности мотивации достижений (по Д. Макклелланду): имплицитную (довербальную, тестируемую с использованием проективных тестов типа ТАТ) и самоприписываемую мотивацию достижений (вербальную, тестируемую опросниками) [2].

Цель данного исследования - определение вклада генетической и средовых составляющих в феноти-пическую вариативность по темпераменту, а также генетических корреляций темпераментом и мотивацией достижений.

Выборка. Группа включала 16 пар однополых дизи-готных близнецов от 10 до 19 лет, 27 пар монозиготных близнецов от 8 до 27 лет, а также их родителей (53 чел.).

Методика. Для оценки зиготности близнецов применялся метод анализа полисимптомного сходства [3]. Диагностика самоприписываемой мотивации достижений осуществлялась с помощью «Опросника мотивации достижений», разработанного А. Мехрабианом [4]. Проективный тест Х. Хекхаузена использовался для изучения имплицитной мотивации достижений [5]. Для оценки выраженности особенностей темперамента у испытуемых применялся «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) В.М. Русалова [6] и тест EPI Г. Айзенка [4].

Результаты исследования. Корреляционный анализ данных по тестам ОСТ Русалова и Айзенка показал, что значимые прямые корреляционные связи (* - p < 0,05, ** - p < 0,001) существуют между такими показателями, как экстраверсия и социальная эргичность (0,3*), экстраверсия и пластичность (0,32*), экстраверсия и социальная пластичность (0,33*), экстраверсия - темп (0,37**) и экстраверсия - социальный темп (0,33*); а также ней-ротизм - эмоциональность (0,57**), нейротизм - социальная эмоциональность (0,63**). Обратные значимые корреляционные зависимости установлены для нейротизма и пластичности (-0,23*), нейротизма и социальной желательности (-0,36**). Также были полу-

чены значимые коэффициенты корреляции для мотивации достижений (Мехрабиан) и нейротизма (Айзенк) (0,22*), а также прямые корреляции для мотивации достижений и характеристик темперамента по тесту ОСТ: эр-гичности (0,5**), социальной эргичности (0,26*), пластичности (0,51**), темпу (0,41**), социальному темпу (0,31*), обратные корреляции с эмоциональностью (-0,22*) и социальной эмоциональностью (-0,35**) (Табл. 1). По проективной методике для диагностики мотивации достижений Хекхаузена значимые корреляции с ОСТ и тестом Айзенка не выявлены. Корреляция теста Мехрабиана со шкалой мотивации избегания неудачи в проективном тесте Хекхаузена составила (0,27*), а со шкалой мотивации стремления к успеху (-0,11).

Вклад генетической (И2), общесемейной (с2) и индивидуально-средовой (е2) составляющих в фенотипическую дисперсию по темпераменту

Анализ позволяет сделать вывод, что доля генетической составляющей в фенотипической вариативности по экстраверсии, диагностированной с применением теста Айзенка, составляет 0,32, по нейротизму -0,45. По тесту ОСТ Русалова, доля генетической составляющей в фенотипической вариативности наиболее высока для эргичности (0,72) и социальной желательности (0,67), а также социального темпа (0,43) и социальной эмоциональности (0,39). Далее для оценки структуры генетических связей, характерных для черт темперамента и мотивации достижений, была произведена оценка генетических корреляций (табл. 2).

Шкалы Общие данные Девочки

h2 С2 e2 h2 С2 e2

Экстраверсия-интроверсия (0,32) 0 (0,68) (0,22) 0 (0,28)

Нейротизм (0,45) 0 (0,55) (0,26) 0 (0,74)

Шкала лжи 0 0,62 0,38 0 0,62 0,38

Эргичность 0,72 0,0007 0,28 (0,86) 0 (0,14)

Соц. эргичность 0 0,35 0,65 0 0,2 0,8

Пластичность 0,26 0,26 0,48 0,27 0,28 0,45

Соц. пластичность 0 0,35 0,65 0 0,32 0,68

Темп 0,04 0,36 0,6 0,3 0,06 0,64

Соц. темп 0,43 0,32 0,25 0,32 0,41 0,27

Эмоциональность 0 0,04 0,96 - _ _

Соц. эмоциональность (0,39) 0 (0,61) 0 0,01 0,99

Соц. желательность (0,67) 0 (0,33) (0,5) 0 (0,5)

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2006. № 3

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Генетические корреляции между показателями темперамента, по В.М. Русалову (ОСТ), и самоприписываемой (Мехрабиан) и имплицитной (Хекхаузен) мотиваций достижений

Показатели ОСТ Самоприписываемая Имплицитная

Эргичность 0,6 -0,03 -0,22

Социальная эргичность 0,36 0,08 -0,29

Пластичность 0,78 0,02 -0,09

Социальная пластичность -0,19 -0,37 -0,06

Социальный темп 0,01 0,35 0,19

Эмоциональность -0,08 0,46 -0,77

Социальная эмоциональность -0,86 0,31 0,47

Социальная желательность -0,03 0 0,49

Обнаружены высокие значения генетических корреляций между эргичностью, пластичностью и темпом, с одной стороны, и самоприписываемой мотивацией достижений - с другой. Значения генетических корреляций между социальными эргичностью, пластичностью и темпом и самоприписываемой мотивацией достижений значительно ниже. Для социальной эмоциональности получены невысокая отрицательная генетическая корреляция с самоприписываемой мотивацией достижений.

Выводы. По результатам проведенного психогенетического исследования можно сделать вывод, что установлена значительная наследуемость экстраверсии и нейро-тизма, что согласуется с данными других близнецовых исследований [3]. В ряде работ, как и в нашей, отмечалось, что для фенотипической вариативности по экстра-версии-интроверсии и нейротизму ведущую роль играют факторы наследственности и индивидуальной среды. Анализ половых различий в наследуемости нейротизма позволяет выдвинуть предположение о большей наследуемости нейротизма у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Для ОСТ В.М. Русалова наибольшая наследуемость установлена для эргичности, также выявлена наследственная обусловленность фено-типической вариативности по пластичности, социальному темпу, социальной эмоциональности и даже социальной желательности. Выраженность мотивации достижений находится в прямой зависимости с уровнем эргичности, социальной эргичности, пластичности, темпа, социального темпа и в обратной зависимости с эмоциональностью и социальной эмоциональностью.

Как базовая черта темперамента, согласно полученным в нашей работе данным, может рассматриваться эр-гичность, которая имеет наибольшую степень наследуемости. Экстраверсия-интроверсия и нейротизм, как и шкалы теста ОСТ, имеют большую степень социальной обусловленности (средовой). Мотивация достижений коррелирует как с эргичностью, так и с другими шкалами

Ростовский государственный университет

теста ОСТ, т.е. можно сказать, что выраженность мотивации достижений находится во взаимосвязи как со структурами, имеющими большую наследственную обусловленность (биологически детерминированными), так и со структурами, обусловленными в основном воздействием индивидуальной среды.

Для имплицитной мотивации достижений значения генетических корреляций с показателями темперамента, по тесту ОСТ, ниже, чем для самоприписываемой. Наиболее тесные генетические связи обнаружены между имплицитной мотивацией стремления к успеху и эмоциональностью, социальной эмоциональностью, социальным темпом, а обратные (отрицательные) связи - между имплицитной мотивацией стремления к успеху и социальной пластичностью и темпом. Для имплицитной мотивации избегания неудачи наиболее высокие генетические связи обнаружены с социальной эмоциональностью и темпом, а обратные (отрицательные) - с эмоциональностью и социальной эргичностью.

1. Русалов В.М., Русалова М.Н., Стрельникова Е.В. Психофизиологические предпосылки предпочтения высокой вероятности достижения цели или ее субъективной ценности // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5. С. 69-86.

2. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

3. ЕгороваМ.С., и др. Генотип. Среда. Развитие. М., 2004.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.

Теперь обратимся к такому важному аспекту проб­лемы, как взаимосвязь темперамента и поведения. Учи­тывая свойства темперамента конкретного человека, мож­но с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, опре­деляя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание пооб­щаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чув­ствует себя в компании незнакомых людей, как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только воз­буждает. Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода позна­комиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, поэтому любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных ме­таморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. Его скептическая натура обычно требует большого количества доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. У холериков и сангвиников, напротив, любовь дебютирует чаще с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.

Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко служит источником постоянного раздражения. Например, темперамент ребен­ка отличен от темперамента матери. Допустим, мать — сангвинического темперамента, быстрая, подвижная, экс­прессивная, а дочь — флегматик. Весьма вероятно, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости своего ребенка, бесполезно нервируя его и не отдавая себе отчета в том, что дочь унаследовала темперамент отца, у которого эти же качества она воспринимает в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Взаимосвязь способа реагирования с темпераментом ярко и образно иллюстрирует А. Ф. Кони в работе «Память и внимание»: «Для характеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила

внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно.

Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина — раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Меланхолик скажет: «При мне вагон раздавил не­счастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осироте­лой семьи с болью возникает в душе».

Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небреж­но в исполнении своих обязанностей: можно ли по­ручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот резуль­тат. Судить надо за эти упущения и строго судить».

А флегматик скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я прив­стал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее» [138, с. 89].

Вот еще пример из книги Круга «Торопись не спеша». Четыре усталых странника добрались к полуночи до го­родских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет»— приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, выши­бем ворота, и все дела!»,— горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка»,— успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними боль­шая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем»,— взял в свои руки инициативу четвертый [141].




Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые за­висят от воспитания, от социальной среды и от способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Напри­мер, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мастера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Но пределы возможного развития скорости реакции опреде­лены врожденными свойствами нервной системы.

Профессиональный отбор помогает выделить претен­дентов с наиболее подходящими для данной специаль­ности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами тем­перамента. Например, известно, что слабо развитое чув­ство времени или малая скорость двигательной реакции лишь в некоторых пределах могут быть развиты путем индивидуальной тренировки. С целью повышения эффек­тивности профессионального отбора разработаны спе­циальные тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигатель­ной реакции.

Если выбирают на руководящую должность специа­листа среди трех лиц с различными темпераментами (холерическим, флегматическим и сангвиническим), когда другие их качества равноценны, то следует принять во внимание, что холерик импульсивен, резок в общении, повышенно возбудим, для руководителя это не оптималь­ный способ воздействия. Флегматик — упорный, ровный с людьми, но медленно переключающийся, малоподвиж­ный, его лучше использовать в самостоятельной, незави­симой от общения работе — исследовательской, конструк­торской. Из этого рассуждения следует, что на роль руководителя подходит больше сангвиник.

Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т. е. определение для каждого человека такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным осо­бенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, получившие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испы­тывают большое удовлетворение от своего труда, что

самым благоприятным образом сказывается на их произ­водительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с осо­бенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнитель­ный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представ­ление, что люди инертные (флегматики) не имеют преиму­ществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуаль­ное соблюдение однажды принятого порядка, а несвое­временность своих реакций они восполняют более тща­тельным планированием действий и педантичным контро­лем. Они предпочитают упражнения и операции, вклю­чающие статические позы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нерв­ной системой — меланхолики,— сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с боль­шей надеждой на успех. Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью — сангвиники,— не только стремятся к решению задач, пре­вышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики харак­теризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притяза­ния реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще характеризуются нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

Поскольку частая мобилизация истощает организм, человек неосознанно стремится к таким ситуациям, которые не требуют от него предельных усилий. Для низкореактивных людей (флегматиков и меланхоликов) характерно предпочтение ситуаций, богатых стимулами требующих от них меньших физиологических затрат т. е. более комфортных и по психологическим и по физиологическим критериям. Для высокореактивных людей (сангвиников и холериков) оптимальная стратегия связана со снижением возбуждения за счет избегания чрезмерной стимуляции. Такая предпочтительность проявляется в выборе соответствующей формы деятельности — профессиональной, спортивной и т. д. Например, среди альпинистов и планеристов, чьи спортивные действия связаны с большим риском, численно преобладают хо­лерики и сангвиники. Вместе с тем в группе людей, выбравших профессию с высокой эмоциональной нагруз­кой (адвокаты), наблюдается значительное преобладание низкореактивного темперамента, тогда как в группе лиц, деятельность которых не связана с каким-либо со­циальным риском (библиотекари), численно доминируют люди высокореактивные [254].

Экспериментально показано, что сангвиники и холе­рики проявляют меньшую сопротивляемость и понижен­ную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Регламентация при­водит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпо­читают выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных действий. Изменение способов или типа работы, создавая оптимальные условия для функционирования их нерв­ной системы, предохраняя ее от перегрузки, позволяет этим людям работать эффективно длительное время без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флег­матики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно форму­лировать для людей с разным темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подробные, де­тальные, для других — обобщенные и содержащие мини­мальное число вспомогательных указаний.

Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть требовательно и спра­ведливо осужден. По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучше­ния результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, ин­тересные задачи, которые требовали бы от него сосре­доточенности и напряжения, необходимо постоянно вклю­чать его в активную деятельность и систематически по­ощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систе­матического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недо­пустимы не только резкость, грубость, но и просто по­вышенный тон, ирония. О проступке, совершенном мелан­холиком, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за прояв­ленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Для некоторых личностей ситуация экзамена может оказаться стрессо­вой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение. Излишняя поспеш­ность сангвиника или неоправданная порывистость хо­лерика в этой ситуации могут приводить их к недо­статочно обдуманным ответам. Здесь желательно много­кратно уточнять, что именно они хотели сказать. Мелан­холик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким спо­собом человек реализует свои действия, и не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияя на скорость вспоминания и прочность запоминания, беглость мысли­тельных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Темперамент и активность мотивации.Содержательная сторона мотивации не зависит от темперамента, как не зависит от него социальная ценность личности. Однако формально динамическая сторона мотивации определенным образом связана с темпераментом. Так, Е. А. Калининым (1973) обнаружена достоверная положительная корреляция между показателями силы мотива и тревожности (г = 0,590 в группе мужчин; г = 0,622 в группе женщин), что говорит о наличии предрасположенности высокотревожных спортсменов к более интенсивному стремлению, к эффективному завершению деятельности.

Влияние темперамента на динамику мотивации проявляется также в том, что темперамент определяет характер (направление и степень) влияния мотивации на различные стороны деятельности в спорте.

Впервые вопрос о взаимном влиянии темперамента и мотивации на моторику был поставлен и экспериментально решен автором в 1964 г. До этого в психологии, педагогике, теории физического воспитания предполагалось, что эффективность деятельности вспорте зависит от двух взаимно исключающих факторов: либо от активности мотивов (одна точка зрения), либо преимущественно от особенностей типа нервной системы и темперамента (противоположная точка зрения).

Автору удалось показать, что мотивация одинаковой силы, вызывая у лиц с сильной и слабой относительно возбуждения нервной системой различные психические состояния, по-разному влияет на проявление качественных особенностей двигательной деятельности этих лиц. Суть данного исследования в следующем. У группы учащихся IX класса, диагностированных по силе нервной системы на две группы («сильные» и «слабые»), изучалось влияние соревновательно-игровой мотивации на различные качественные особенности двигательной деятельности (быстроту, ловкость, статическую выносливость). Было обнаружено, что у учеников слабого типа нервной системы в более высокомотивированной деятельности (подвижные игры типа соревнований-эстафет) показатели двигательных качеств ухудшались и возрастала их вариативность, а у учеников сильного типа — улучшались и становились более стабильными.

Для определения зависимости изменения двигательных качеств в игре-соревновании (по сравнению с тренировкой) от силы нервной системы были высчитаны коэффициенты корреляции между соответствующими показателями. Оказалось, что между показателями силы нервной системы и степени улучшения показателей движений в игре по сравнению с тренировкой имеется достоверная положительная корреляция. Значит, чем сильнее нервная система, тем в большей степени сказывается положительное влияние активности мотивации, и, наоборот, чем слабее нервная система, тем больше ее отрицательное влияние на двигательные качества.

Факты подобного рода в дальнейшем были получены Б. А. Вяткиным и И. В. Егоровым (1968) при изучении влияния активности мотивации на формирование двигательных навыков у учащихся ДЮСШ по легкой атлетике (см. стр. 36). Поскольку в обоих случаях условия деятельности (тренировка и игра-соревнование) отличались только активностью мотивации испытуемых, можно предположить, что на моторику лиц с различной силой нервной системы влияет не сама ситуация игры-соревнования, а активность мотивации, связанная с разной степенью нервно-психического напряжения у этих лиц.

Чем это объяснить? Почему игровые и соревновательно-игровые мотивы положительно влияют на проявление двигательных качеств и обучаемость физическим упражнениям учащихся с сильной нервной системой и отрицательно на учащихся со слабой нервной системой?

Можно предположить, что это связано с более высокой степенью нервно-психического напряжения, которое возникает при повышении активности мотивации у учащихся со слабой нервной системой по сравнению с учащимися с сильной нервной системой. Оно вызывает у них торможение в коре головного мозга, что препятствует упрочению условнорефлекторных связей и проявляется в снижении эффективности двигательной деятельности.

У лиц с сильной и слабой нервной системой возникают доминанты с различной степенью лабильности нервных процессов. У «сильных» (по сравнению со «слабыми») доминанта характеризуется высокой лабильностью, и поэтому отличается большей устойчивостью и более высоким уровнем активности. Психологически ей соответствует оптимальный уровень нервно-психического напряжения, что и является причиной улучшения двигательных актов этих лиц при большой активности мотива. Доминанта «слабых» благодаря относительно меньшей лабильности отличается неустойчивостью и легко переходит в состояние торможения. Психологически ей соответствует пессимум нервно-психического напряжения, что и является причиной ухудшения двигательных актов у этих лиц при более активной мотивации.




Частичным доказательством того, что у лиц со слабой нервной системой при усилении мотива возникает состояние нервно-психического напряжения большей степени, чем у лиц с сильной нервной системой, являются данные словесного отчета испытуемых об эмоциональном состоянии в игре-соревновании (табл. 3). Данные, представленные в таблице, показывают, что интересная, увлекательная, подвижная игра обычно вызывает у «слабых» неуверенность, тревогу, боязнь проиграть, повышенную ответственность, волнение, тогда как у «сильных», наоборот,— уверенность, прилив сил, желание бороться за высокий результат.

Таблица 3

Субъективные показатели эмоционального состояния испытуемых в игре-соревновании (Б.А. Вяткин, 1964)

В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента . Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены типы темперамента старшеклассников. Выявлены ведущие типы мотивации при выборе профессии и установлено, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности.

Текст научной работы на тему «Влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии»

ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА МОТИВАЦИЮ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены типы темперамента старшеклассников. Выявлены ведущие типы мотивации при выборе профессии и установлено, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности.

Ключевые слова темперамент, типы темперамента, мотивация, профессиональная мотивация, виды профессиональной мотивации.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений, что показывает социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом.

В каждом учении живёт свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс [1, с. 37].

Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей, испытывает удовлетворение от своей работы, имеет успех в своей деятельности. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения [2, с. 101].

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение [3, с. 74].

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Объектом нашего исследования является профессиональная мотивация старшеклассников.

Предмет - влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии.

Целью исследования является исследование степени влияния темперамента на мотивацию выбора профессиональной деятельности старшеклассников.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, тип темперамента личности влияет на его профессиональную мотивацию.

- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

- Определение типов темперамента старшеклассников.

- Выявить ведущий тип мотивации при выборе профессии.

- Выявить наличие и установить характер зависимости профессиональной мотивации от типа темперамента.

Методы исследования - тестирование.

Методический инструментарий. В работе использовались:

- Тест-опросник Г. Айзенка;

- Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова.

Характеристика выборочной совокупности. В исследовании приняли

участие старшие школьники 11 «А» и «В» классов в количестве 23 человека, в возрасте 16-17 лет.

База исследования - МОУ СОШ № 27, город Нальчик.

Организация и программа исследования были нами определены в связи с его целью. Мы хотели определить степень влияния типа темперамента на мотивацию выбора профессии. В этой связи нами применялись методики, направленные на определение типа темперамента испытуемых и выявление мотивов выбора профессиональной деятельности.

Вначале мы определили преобладающие типы темперамента у детей старшего школьного возраста. У большинства школьников 11 «А» класса преобладает тип темперамента - сангвиник. Они могут долго работать, практически не утомляясь при этом. Все новое они воспринимают с радостью, высокой энергичностью и работоспособностью. Проанализируем результаты 11 «В» класса. Большинство учеников являются холериками. Они отличаются высоким уровнем психической активности, быстрым темпом движений, порывистостью. Они вспыльчивы, нетерпеливы. Склонны к резким сменам настроений. Плохо контролируют свои эмоции.

В целом можно сказать, что среди старшеклассников преобладают сангвиники и холерики. Общительные, веселые, уверенные в себе старшеклассники.

На II этапе мы выявили ведущие мотивы профессионального выбора старшеклассников. Сравнивая средние значения видов мотивации выбора профессии у старшеклассников, видим, что в 11 «А» классе преобладают

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внутренние индивидуально значимые мотивы. Это свидетельствует о том, что старшеклассники, с данными мотивационными комплексами, предпочитают профессиональную деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград.

Средние значения видов мотивации выбора профессии учащихся 11 «А» и 11 «В» классов

Класс ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ

11 «А» 16,8 15,3 15,7 11,7

11 «В» 15,7 14,9 17,3 13,5

Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников 11 «В» класса, мы видим, что в выборе профессии преобладает внешняя положительная мотивация. Учащиеся с внешней положительной мотивацией, как правило, не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении профессиональных задач. Поэтому они выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для получения зарплаты.

Анализируя результаты всех испытуемых, можно сказать, что преобладающим мотивацией в выборе профессиональной деятельности является внешняя положительная мотивация. На втором месте стоит мотивация внутренняя индивидуальная.

Средние значения видов профессиональной мотивации у детей старшего школьного возраста

Мотивы выбора профессии Классы испытуемых ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ

11 «А» и «В» 16,2 15,1 16,6 12,7

На III этапе для установления связи между типом темперамента и мотивом выбора профессии воспользовались критерием тенденции L Пейджа (42). Выбор этого математического метода нами был обусловлен тем, что именно он применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Вычислив средние значения по каждому типу мотивации, мы видим, что холерики выбирают профессию, основываясь на внешних положительных мотивах (см. табл. 3).

Холерику, или экстраверту, для движения вперед, для достижения своей цели необходимо одобрение окружающих, которое может быть выражено как в похвалах, так и в виде наград, дипломов и т.д. У сангвиников наивысшие показатели у внутренней индивидуальной мотивации и внешней положительной. В отличие от холериков, склонных только к руководству и полу-

чению наград в работе, сангвиники еще нуждаются и во внутреннем удовлетворении от нее.

Средние значения мотивов выбора профессии у каждого типа темперамента старшеклассников

ВИМ ВСМ ВПМ ВОМ

Х 12,71 15,14 17,43 12,43

С 17 14,43 17,86 10,71

М 18,8 16,6 13,8 15,4

Ф 17,75 14,25 16,25 13

Меланхолики, или интроверты, выбирают будущую профессиональную деятельность, основываясь на внутренних индивидуальных мотивах. Для них характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Анализируя результаты, мы видим, что у флегматиков ярко выраженных мотивов нет. Но в сравнении больше выражены мотивы внутренние индивидуальные.

Мы выявили, что сангвиники и флегматики выбирают профессию, основываясь на внешних положительных и внутренних индивидуальных мотивах. Меланхолики в выборе профессии мотивируют внутренними индивидуально значимыми свойствами. Также можно отметить, что внешние отрицательные мотивы тоже играют большую роль в профессиональном самоопределении меланхоликов.

Для холериков определяющим профессиональным мотивом является внешний положительный. Анализируя результаты, также можно заметить, что и внутренний социально -значимый мотив является немало важным.

Следуя полученным результатам можно сказать, что для меланхоликов и флегматиков имеет значение деятельность сама по себе. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи.

В основе мотивации профессиональной деятельности у учащихся с «безудержным» типом нервной системы (холериков) лежит стремление к удовлетворению потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа. Испытуемые очень работоспособны и продуктивны в работе, нацелены на успех.

Для достижения успеха необходим высокий уровень и внутренней мотивации, в силу восприятия своей профессии как искусства, и внешней положительной мотивации, в силу достаточно высокой оплаты их труда. И эти два вида мотивации имеют школьники-флегматики и сангвиники. Вознаграждение приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует.

Меланхолики в выборе профессиональной деятельности выбирают внешнюю отрицательную мотивацию. Неспешные, невозмутимые, легко ранимые, склонные к постоянному переживанию различных событий учащиеся относятся к профессиональному выбору, ориентируясь на социальный характер. Считают, что они «должны» (т.е. принятие каких-либо профессиональных обязательств перед другими и самим собой). Для них значимыми мотивами являются советы пожелания окружающих (о которых мы уже говорили), социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. На них можно воздействовать путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Флегматики в мотивации выбора профессии отдают предпочтение как внутренним индивидуальным мотивам, так и внешним положительным.

По наивысшим показателям можно сказать, что холерики и сангвиники профессиональный выбор мотивируют внешними положительными благами, а меланхолики и флегматики - внутренними индивидуальными мотивами, получая удовольствие от самой работы, от решения каких-либо профессиональных задач.

Таким образом, мы видим, что на мотивацию выбора профессии влияет тип темперамента личности. Отсюда следует, что в нашей исследовательской работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

1. Аверин В.А. Психология личности. - СПб: Издательство Михайлова, 2001.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2003.

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

В данной статье рассматриваются факторы становления самооценки младших школьников. Изучены и проанализированы особенности отношения учителей к младшим школьникам, уровень их академической успеваемости, отношения родителей к детям. Была проведена диагно-

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Темперамент и активность мотивации.Содержательная сторона мотивации не зависит от темперамента, как не зависит от него социальная ценность личности. Однако формально динамическая сторона мотивации определенным образом связана с темпераментом. Так, Е. А. Калининым (1973) обнаружена достоверная положительная корреляция между показателями силы мотива и тревожности (г = 0,590 в группе мужчин; г = 0,622 в группе женщин), что говорит о наличии предрасположенности высокотревожных спортсменов к более интенсивному стремлению, к эффективному завершению деятельности.

Влияние темперамента на динамику мотивации проявляется также в том, что темперамент определяет характер (направление и степень) влияния мотивации на различные стороны деятельности в спорте.

Впервые вопрос о взаимном влиянии темперамента и мотивации на моторику был поставлен и экспериментально решен автором в 1964 г. До этого в психологии, педагогике, теории физического воспитания предполагалось, что эффективность деятельности вспорте зависит от двух взаимно исключающих факторов: либо от активности мотивов (одна точка зрения), либо преимущественно от особенностей типа нервной системы и темперамента (противоположная точка зрения).

Автору удалось показать, что мотивация одинаковой силы, вызывая у лиц с сильной и слабой относительно возбуждения нервной системой различные психические состояния, по-разному влияет на проявление качественных особенностей двигательной деятельности этих лиц. Суть данного исследования в следующем. У группы учащихся IX класса, диагностированных по силе нервной системы на две группы («сильные» и «слабые»), изучалось влияние соревновательно-игровой мотивации на различные качественные особенности двигательной деятельности (быстроту, ловкость, статическую выносливость). Было обнаружено, что у учеников слабого типа нервной системы в более высокомотивированной деятельности (подвижные игры типа соревнований-эстафет) показатели двигательных качеств ухудшались и возрастала их вариативность, а у учеников сильного типа — улучшались и становились более стабильными.

Для определения зависимости изменения двигательных качеств в игре-соревновании (по сравнению с тренировкой) от силы нервной системы были высчитаны коэффициенты корреляции между соответствующими показателями. Оказалось, что между показателями силы нервной системы и степени улучшения показателей движений в игре по сравнению с тренировкой имеется достоверная положительная корреляция. Значит, чем сильнее нервная система, тем в большей степени сказывается положительное влияние активности мотивации, и, наоборот, чем слабее нервная система, тем больше ее отрицательное влияние на двигательные качества.

Факты подобного рода в дальнейшем были получены Б. А. Вяткиным и И. В. Егоровым (1968) при изучении влияния активности мотивации на формирование двигательных навыков у учащихся ДЮСШ по легкой атлетике (см. стр. 36). Поскольку в обоих случаях условия деятельности (тренировка и игра-соревнование) отличались только активностью мотивации испытуемых, можно предположить, что на моторику лиц с различной силой нервной системы влияет не сама ситуация игры-соревнования, а активность мотивации, связанная с разной степенью нервно-психического напряжения у этих лиц.

Чем это объяснить? Почему игровые и соревновательно-игровые мотивы положительно влияют на проявление двигательных качеств и обучаемость физическим упражнениям учащихся с сильной нервной системой и отрицательно на учащихся со слабой нервной системой?

Можно предположить, что это связано с более высокой степенью нервно-психического напряжения, которое возникает при повышении активности мотивации у учащихся со слабой нервной системой по сравнению с учащимися с сильной нервной системой. Оно вызывает у них торможение в коре головного мозга, что препятствует упрочению условнорефлекторных связей и проявляется в снижении эффективности двигательной деятельности.

У лиц с сильной и слабой нервной системой возникают доминанты с различной степенью лабильности нервных процессов. У «сильных» (по сравнению со «слабыми») доминанта характеризуется высокой лабильностью, и поэтому отличается большей устойчивостью и более высоким уровнем активности. Психологически ей соответствует оптимальный уровень нервно-психического напряжения, что и является причиной улучшения двигательных актов этих лиц при большой активности мотива. Доминанта «слабых» благодаря относительно меньшей лабильности отличается неустойчивостью и легко переходит в состояние торможения. Психологически ей соответствует пессимум нервно-психического напряжения, что и является причиной ухудшения двигательных актов у этих лиц при более активной мотивации.




Частичным доказательством того, что у лиц со слабой нервной системой при усилении мотива возникает состояние нервно-психического напряжения большей степени, чем у лиц с сильной нервной системой, являются данные словесного отчета испытуемых об эмоциональном состоянии в игре-соревновании (табл. 3). Данные, представленные в таблице, показывают, что интересная, увлекательная, подвижная игра обычно вызывает у «слабых» неуверенность, тревогу, боязнь проиграть, повышенную ответственность, волнение, тогда как у «сильных», наоборот,— уверенность, прилив сил, желание бороться за высокий результат.

Таблица 3

Субъективные показатели эмоционального состояния испытуемых в игре-соревновании (Б.А. Вяткин, 1964)

Читайте также: