2 определение мировоззрения правомерно и какое оно

Обновлено: 27.04.2024

Внутренний мир человека глубок, многогранен и сложен. У каждого из нас со временем формируется целый комплекс убеждений, установок и представлений. В этой статье я расскажу о мировоззрении людей, опишу, что это такое, каково определение понятия, его основные типы (в таблице), объясню, почему это явление нуждается в изучении.

Объяснение термина

Нам предстоит разговор о сложном, но фундаментальном аспекте сознания. Для этого сначала выявим, что представляет собой самосознание в целом. Оно может принадлежать как конкретному индивиду, так и всему обществу (например, народу), а также состоит из нескольких уровней:

  1. Элементарный (первичные представления о себе, связанные с оценкой окружающих).
  2. Глубинный (более осознанное понимание своей роли в социуме).
  3. Сложнейший.

На третьей, самой сложной ступени расположилось мировоззрение человека – это совокупность знаний, убеждений и представлений о себе, обществе и мире в целом. С его помощью личность осознает себя частью материальной и духовной действительности посредством обобщенного отношения к ней. Оно отражает саму сущность индивида, его идеи, взгляды, мысли, ценности, предпочтения, влияющие на поведение. Существует также понятие «мировоззренческая зрелость», увидеть которую можно по поступкам, действиям людей.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Таблица характеристик мировоззрений

У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.

1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.

2.Персонификацию природных сил.

3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.

4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.

5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования

А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны ; Г. 1, 2, 3, 4

12. Человек мифологический

Мыслит эмоционально, у него свободно переплетаются противоположные мысли, и при этом он не ощущает противоречий.

Считает, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам.

Представляет себе мир как своеобразную матрешку, в которой семья, род, другие человеческие общности устроены подобно друг другу.

Все и вся персонифицирует или олицетворяет.

Твердо верит в прямую связь между земным и небесным, общественным и природным (космическим).

А. 1, 4, 5; Б. 2, 3, 4; В. Все ответы правuльны ; Г. 1, 3, 4, 5.

13. С точки зрения Платона, справедливость - это когда

Б. Есть возможность удовлетворять потребности всех и каждого.

В. Каждый занимается своим делом.

Г. Отдельный индивид заботится об общем благе.

Д. Государство берет под свою защиту гражданские права человека

14. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное» он тем самым хотел сказать, что

А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.

Б. Политика - главное в жизни человека.

В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.

Г. Человек - существо полисное, т. е. общественное.

Д. В политике очень много «животного».

ТЕМА: Древние мыслители о мире и человеке

1.Закончите определение: «Мировоззрение - это . »:

а) определенные знания людей о мире

б) ценности, идеалы, представления, понятия о мире

в) человеческий опыт

г) правильны все определения

2.Н а ранней стадии общественного развития основным сnособом nонимания мира были:

а) религия б) мифология в)философия

3Древние мифы о nроисхождении мира и людей делятся на:

а) мифы разрушения в) мифы развития

б) мифы творения г) мифы о героях

4.Как свидетельствуют Веды, в основе мира лежит:

а) универсальный космический порядок

б) жертвоприношение

в) «нечто одно», нерасчлененное, аморфное

5.Согласно nредставлениям философии древней Индии положение каждого социального слоя символизировал определенный цвет. Соотнесите цвет и социальное положение:

а) земледельцы и скотоводы-вайшья а-3, б-4, в-1, г-2

г) воины, правители-кшатрии

белый цвет благости и святости

красный цвет - цвет власти

желтый цвет – цвет трудолюбия

4) черный цвет - цвет невежества

6.В n редставлениях древних китайцев человек:

а) занимает срединное положение в мире

б) должен следовать естественному ходу вещей

в) тесно связан с природой

г) все перечисленное выше

7. Н азовите - положения, которые характерны для конфуцианства:

а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми

б) высшей ценностью считался индивид

в) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет

г) государство - большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец и мать народа»

8.Какие взгляды на общественное устройство развивал Платон? Какие - Аристотель?

1) создал учение об идеальном справедливом государстве, в котором правят философы

2) считал, что индивидуальное должно быть подчинено всеобщему

не отрицал частную собственность

4) разделил людей в обществе на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники

5) считал, что государству предшествует семья.

6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества

не признавал рабов гражданами государства

наилучшей формой правления считал « политию»

Платон - 1.2.4,7 Аристотель – 3,5,6,7,8

9.По мысли Аристотеля nравление большинства в интересах общей пользы - это:

а)аристократия б)демократия в)полития

10. Какое (какие) из следующих определений мифологии можно считать правомерным?

Совокупность сказаний о богах и героях.

Система фантастических представлений о мире, обществе и человеке.

Бессознательно-стихийная ложь первобытного человека.

Праформа (первая, исходная форма) духовной культуры человечества

Иррациональная составляющая человеческого бытия.

А. Правомерны все ответы; Б. 1,2,3,5 ; В.1; Г. 4, б.

11. Тотем есть не что иное, как

А. Предмет произвольной природы, способный охранять его обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу.

Б. Животное или растение, считающееся предком и покровителем человека (рода).

В. Дух, персонифицирующий то или иное природное явление.

Г. Предмет, служащий вместилищем незримой, сверхъестественной си лы.

12. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное» он тем самым хотел сказать, что

А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.

Б. Политика - главное в жизни человека.

В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.

Г. Человек - существо полисное, т. е. общественное.

Д. В политике очень много «животного».

Что означает понятие» дао»?

а) эквивалент бога

б) свод законов и норм поведения человека на Востоке

в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении

14.Специфическими свойствами мифа можно считать

1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.

2.Персонификацию природных сил.

3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.

4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.

5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования

А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны ; Г. 1, 2, 3, 4

Цель занятия: формирование умений анализировать, систематизировать информацию из различных источников, делать выводы и прогнозы, формирование целостной картины мира.

Выполнив данную работу, Вы будете:

− владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук.

- ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации;

- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− иметь представление об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

Дидактическое оснащение практического занятия

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018. (стр. 115-121).

Теоретические основы практических действий

Мировоззрение- это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Распространено выделение следующих типов (греч.: typos – разновидность) мировоззрения:

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека, в процессе его личной практической деятельности, формируются стихийно под влиянием религии и общедоступных средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный, жизненный опыт человека - и в этом его сильная сторона, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - в этом его слабая сторона.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в Библии, Коране, священных книгах буддистов, Талмуде и ряде других. В религии содержатся: определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. К сильным сторонам религиозного мировоззрения можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием. Слабыми сторонами религиозного мировоззрения являются непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирование.

Научное мировоззрение опирается на достижения науки. Включает в себя научную картину мира, обогащенную итогами достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. К сильным сторонам его можно отнести прочную обоснованность достижениями науки, реальность содержащихся в них целей и идеалов, органическую связь с производственной и социально-практической деятельностью людей. Но, нельзя закрывать глаза на то, что человек еще не занял в нем преобладающего места, и это слабая сторона современного научного мировоззрения. Проблемой остается гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловеческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка этой триады - задача неисчерпаемая. Это и является доминантой (франц.: dominer–господство) современной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Выполните практические задания:

1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является: а) наука; б) мифология; в)религиозная вера; г) культура.

2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.

3. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

4.1.Научное мировоззрение не предполагает

а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений

в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.

5. Основная проблема любого мировоззрения – это:

а) вопрос об отношении человека к человеку;

б) вопрос об отношении человека к миру;

в) вопрос об отношении человека к культуре.

г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;

6.Продолжи предложение :

А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .

Б) Элемент мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм- это….

В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..

Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…..

7.Дополни схему:

Типы мировоззрения.

… …. Обыденное


Гуманистическое мировоззрение …… мировоззрение.

8.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/

2.Включает в себя научную картину мира.

3. Основывается на личной практической деятельности,

4. Основой являются священные книги.

5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,

6. Основывается на достижениях науки.

9)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,

1)знания 2) убеждения 3) мировоззрение 4) ценности и идеалы 5) вера 6) опыт

10)Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире (см. Мир) и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности (см. Бытие). Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её рефлексивное понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. В то же время мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеалами, убеждениями, ценностями других людей и сообществ и выступает как социокультурное образование.

Мировоззрение — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от обыденного наличного опыта человека, будучи связанной с потребностями, целями, интересами, с его окружением. Вместе с тем, оно предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. То есть мировоззрение по сути своей метафизично. Оно предстаёт в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения сочетаются воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе (см. Общество).

Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII века в сочинениях немецких философов-романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Г. В. Ф. Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Сочинения, т. 4. — М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Сочинения, т. 12. — М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Сочинения, т. 14. — М., 1958, с. 192). Таким образом, Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение — это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил различие между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как различными типами мировоззрений. М. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания:

  1. знание ради господства;
  2. знание в целях образования человека;
  3. метафизическое знание, или «знание ради спасения».

Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведён от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и так далее. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие).

Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют мировоззрение религиозное, естественнонаучное, социально-политическое, философское. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое, мифологическое и другие, а также различные частные и смешанные их типы. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку здесь имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: здесь речь идёт о реальности — природной или социальной, которая получает своё обобщённое теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий — универсально-синтетический, то есть охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.

Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Всякое мировоззрение очевидно складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и так далее. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишённой объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и так далее; это — активная позиция за или против других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют:

  • сущность природных и социальных явлений;
  • заинтересованные отношения людей к определённым явлениям;
  • обобщения, которые по-своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества.

Мировоззрение, базирующееся на науке (см. Наука), предполагает приоритет мира над человеком, или «действительности самой по себе». Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его интересы и волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки — достижение истинного знания о действительности. Её эмпирический базис — наблюдение и эксперимент, осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится устранить из результатов его научного поиска. Сушности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры «очищения» сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается. Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт, а научное мировоззрение стало ядром формирования мировоззрения общества. Научное мировоззрение выражается научным языком, который строго определён, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности.

Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного мировоззрения. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание; для естествознания вплоть до конца XIX века было характерно механистическое мировоззрение; в последнее время заявляет о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления. Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики XX века) подчёркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность» (Собрание научных трудов. — М., 1967, т. 4, с. 142). М. Планк в докладе «Физика в борьбе за мировоззрение» подчёркивает: «Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы» (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttgart, 1949, S. 285). На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде научной картины мира (см. Научная картина мира) — высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через её фундаментальные проблемы и принципы. Научная картина мира выражает степень и форму постижения человеком мира и менно через неё наука соотносится с другими типами мировоззрения, выступая как культурный феномен.

Философское мировоззрение, которое развивается в рамках философии (см. Философия) претендует на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». В этом смысле метафизическая позиция находит в философии своё наиболее адекватное выражение и воплощение. Философия изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем и науке, хотя во многом опиралась на них. Зародившись, фактически, вместе с другими видами мировоззрения, которые возникали с распадом древней мифологической картины мира, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. При этом проблемы философии принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское мировоззрение является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нём исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она даёт оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Таким образом, философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия — в сферу философского обобщения — и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов мировоззрения.

В целом, мировоззрение, в особенности его научные, философские, социально-политические и религиозные формы, играет значительную организующую роль во всех сферах общественной жизни.

1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.

2.Персонификацию природных сил.

3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.

4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.

5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования

А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны ; Г. 1, 2, 3, 4

12. Человек мифологический

Мыслит эмоционально, у него свободно переплетаются противоположные мысли, и при этом он не ощущает противоречий.

Считает, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам.

Представляет себе мир как своеобразную матрешку, в которой семья, род, другие человеческие общности устроены подобно друг другу.

Все и вся персонифицирует или олицетворяет.

Твердо верит в прямую связь между земным и небесным, общественным и природным (космическим).

А. 1, 4, 5; Б. 2, 3, 4; В. Все ответы правuльны ; Г. 1, 3, 4, 5.

13. С точки зрения Платона, справедливость - это когда

Б. Есть возможность удовлетворять потребности всех и каждого.

В. Каждый занимается своим делом.

Г. Отдельный индивид заботится об общем благе.

Д. Государство берет под свою защиту гражданские права человека

14. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное» он тем самым хотел сказать, что

А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.

Б. Политика - главное в жизни человека.

В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.

Г. Человек - существо полисное, т. е. общественное.

Д. В политике очень много «животного».

ТЕМА: Древние мыслители о мире и человеке

1.Закончите определение: «Мировоззрение - это . »:

а) определенные знания людей о мире

б) ценности, идеалы, представления, понятия о мире

в) человеческий опыт

г) правильны все определения

2.Н а ранней стадии общественного развития основным сnособом nонимания мира были:

а) религия б) мифология в)философия

3Древние мифы о nроисхождении мира и людей делятся на:

а) мифы разрушения в) мифы развития

б) мифы творения г) мифы о героях

4.Как свидетельствуют Веды, в основе мира лежит:

а) универсальный космический порядок

б) жертвоприношение

в) «нечто одно», нерасчлененное, аморфное

5.Согласно nредставлениям философии древней Индии положение каждого социального слоя символизировал определенный цвет. Соотнесите цвет и социальное положение:

а) земледельцы и скотоводы-вайшья а-3, б-4, в-1, г-2

г) воины, правители-кшатрии

белый цвет благости и святости

красный цвет - цвет власти

желтый цвет – цвет трудолюбия

4) черный цвет - цвет невежества

6.В n редставлениях древних китайцев человек:

а) занимает срединное положение в мире

б) должен следовать естественному ходу вещей

в) тесно связан с природой

г) все перечисленное выше

7. Н азовите - положения, которые характерны для конфуцианства:

а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми

б) высшей ценностью считался индивид

в) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет

г) государство - большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец и мать народа»

8.Какие взгляды на общественное устройство развивал Платон? Какие - Аристотель?

1) создал учение об идеальном справедливом государстве, в котором правят философы

2) считал, что индивидуальное должно быть подчинено всеобщему

не отрицал частную собственность

4) разделил людей в обществе на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники

5) считал, что государству предшествует семья.

6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества

не признавал рабов гражданами государства

наилучшей формой правления считал « политию»

Платон - 1.2.4,7 Аристотель – 3,5,6,7,8

9.По мысли Аристотеля nравление большинства в интересах общей пользы - это:

а)аристократия б)демократия в)полития

10. Какое (какие) из следующих определений мифологии можно считать правомерным?

Совокупность сказаний о богах и героях.

Система фантастических представлений о мире, обществе и человеке.

Бессознательно-стихийная ложь первобытного человека.

Праформа (первая, исходная форма) духовной культуры человечества

Иррациональная составляющая человеческого бытия.

А. Правомерны все ответы; Б. 1,2,3,5 ; В.1; Г. 4, б.

11. Тотем есть не что иное, как

А. Предмет произвольной природы, способный охранять его обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу.

Б. Животное или растение, считающееся предком и покровителем человека (рода).

В. Дух, персонифицирующий то или иное природное явление.

Г. Предмет, служащий вместилищем незримой, сверхъестественной си лы.

12. Когда Аристотель определял человека как «политическое животное» он тем самым хотел сказать, что

А. Только политика может обуздать зоологический индивидуализм человека.

Б. Политика - главное в жизни человека.

В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути его культурного развития.

Г. Человек - существо полисное, т. е. общественное.

Д. В политике очень много «животного».

Что означает понятие» дао»?

а) эквивалент бога

б) свод законов и норм поведения человека на Востоке

в) установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении

14.Специфическими свойствами мифа можно считать

1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.

2.Персонификацию природных сил.

3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и общественной жизни.

4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.

5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования

А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны ; Г. 1, 2, 3, 4


МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ, -я, ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Коммунистическое мировоззрение. Люди разных мировоззрений.Долго мне говорил этот первобытный человек о своем мировоззрении. Он видел живую силу в воде, видел ее тихое течение и слышал ее рев во время наводнений. Арсеньев, По Уссурийской тайге.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненно важные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.

МИРОВОЗЗРЕ'НИЕ, я, ср. (книжн.). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. М. древних греков. Буржуазное м. Марксистское м.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мировоззре́ние

1. книжн. совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности, к миру ◆ Героизм — вот то слово, которое выражает, по моему мнению, основную сущность интеллигентского мировоззрения и идеала, притом героизм самообожения. С. Н. Булгаков, «Героизм и подвижничество», 1909 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В основе социализма как мировоззрения лежит старая хилиастическая вера в наступление земного рая (как это нередко и прямо выражается в социалистической литературе) и в земное преодоление исторической трагедии. С. Н. Булгаков, «Апокалиптика и социализм», 1910 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Поколение, к которому я принадлежу, легко и быстро усвоило основы положительного мировоззрения, развившегося главным образом вокруг учения о единстве физических сил и об изменяемости видов. И. И. Мечников, «Этюды о природе человека», 1903—1915 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: полено — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Введение
  • Возникновение философии, ее понятие и основные функции
  • Философия как мировоззренческое знание
  • Основной вопрос философии: бытие и сознание
  • Мифология как начальная форма мировоззрения
  • Философия Древнего Востока

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философия как мировоззренческое знание

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия — само-обращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненносмысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественно-научных и других воззрений.

Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».

Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социальноклассовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии представляется важным для специалиста любой отрасли.

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение — это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня — чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень — это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф — священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия — это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») — это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.

1. Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

2. Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.

3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) — совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) — включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.


Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
  • 2. Философия как наука и мировоззрение
  • 3. Основные проблемы философии. Структура философии
  • 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
  • 5. Философия Древней Индии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Структура

Мировидение включает в себя комплекс различных характеристик духовной жизни личности, формирующихся посредством познания и понимания мира. Мироощущение очерчивает эмоционально-психологические вопросы на уровне эмоций, чувств, настроений.

Миропонимание определяет познавательно-интеллектуальную сферу. Как таковые внутренние установки, воззрения возникли в процессе перехода человечества к родовой общине – первой устойчивой форме общественной организации. Это был большой скачок в развитии.

типы мировоззрения

Компоненты мировидения

Существует множество видов знаний, которые накапливает человек в процессе изучения мироздания. Житейский опыт позволяет адаптироваться к жизни в обществе, ориентироваться в ней, научный – анализировать факты более высокого ранга.

Взаимодействие с окружающим пространством сопровождается эмоциональным откликом. Мы не просто смотрим на творения природы, составляя о них сухое фактологическое представление, мы любуемся и даже восхищаемся ими.

Еще одним важным аспектом мировоззрения являются нормы и ценности. Порой они даже выступают вразрез со здравым смыслом: ради защиты близкого человека, ребенка, многие готовы пожертвовать собой. Люди действуют, опираясь не столько на эмоции или логику, сколько на собственные убеждения и установки.

Поступки определяют практический уровень мировоззренческой структуры. Открыто выразить свое отношение к миру можно лишь с помощью конкретных действий. Итак, мировидение состоит из четырех основных компонентов: эмоционального, деятельностного, познавательного и ценностного. Все они взаимосвязаны и образуют внутреннюю целостность личности.

виды мировоззрения

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

принципов (точки зрения);

убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).

Какие типы выделяет наука

В рамках исторического подхода существует три основных вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, определяющих поведение людей. Мифологичность предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности превалировал над рациональным (его человечеству попросту не хватало) и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Невозможность грамотно выстроить причинно-следственные связи порождала необходимость объяснять природные и социальные явления, обращаясь к фантастике.

Когда первобытность как принцип построения жизни отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы «правильного» и «неправильного», «хорошего» и «плохого», «дозволенного» и «недопустимого». Теперь глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) искали свое разрешение в вере в сверхъестественное.

Позже возникает философия, призванная структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план выходят разум, последовательность мысли, логика, аргументация. Все три типа проявляются и в современной действительности. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования, взаимоотношениям.


Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

Практическая — влияние на действия человека.

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.

Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.

Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Читайте также: